Какие цвета входят в радугу. Цвета радуги по порядку - почему именно такие

Мы уже и не думали, что когда-нибудь вернемся к этой теме, а именно — сколько цветов у радуги?

Началось все с самой известной запоминалки про то, что «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Мы тогда собрали целую коллекцию разных вариантов этой запоминалки — и про охотника, и для программистов, и белорусские, и украинские и многие другие. Их набралось столько, что мы даже открыли в нашей «Энциклопедии»

А потом оказалось, что не у всех народов в радуге 7 цветов. У некоторых шесть, в частности в Америке, а есть и такие у кого всего 4. В общем, вопрос совсем не простой, как может показаться на первый взгляд

И как это часто бывает на бескрайних просторах Интернета нашлась статья по этой теме. Написана она настолько интересна, что мы не удержались и решили переопубликовать ее у себя, чтобы наши читатели тоже смогли с нею ознакомиться.

Сколько цветов пьет радуга

…когда видите радугу, не отделяйте себя от нее

когда видите красивый закат, становитесь им

это ум разделяет

на самом же деле, звезды усеянные по небу

находятся внутри нас, а мы — в них

нет никакого разделения

нет никакой границы…

Фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» известна каждому с детства. Этот мнемонический прием, так называемый акрофонический способ запоминания, предназначен для запоминания последовательности цветов радуги. Здесь каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д. Таким же образом те, кто поначалу путался в последовательности цветов российского флага, сообразили, что для его описания подходит аббревиатура КГБ (снизу вверх) и больше не путали.

Такая мнемоника усваивается мозгом скорее на уровне так называемого «кондиционирования», а не просто обучения. Учитывая, что люди, как и все другие животные, — жуткие консерваторы, то любая задолбленная в голову с детства информация у многих очень плохо поддается изменению или даже просто блокируется от критического подхода. Например, русским детям со школы известно, что в радуге семь цветов. Это зазубрено, привычно, и многие искренне недоумевают, как так получается, что в некоторых странах число цветов радуги может быть совсем другим. Но кажущиеся несомненными утверждения «в радуге семь цветов», так же как и «в сутках 24 часа» — это лишь продукты человеческой фантазии, к природе никакого отношения не имеющие. Один из тех случаев, когда произвольная выдумка становится для многих «реальностью».

Радугу всегда видели по разному в разные периоды истории и в разных народах. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно. Аристотель выделял только три цвета: красный, зеленый, фиолетовый. Радужный Змей австралийских аборигенов был шестицветным. В Конго радуга представляется шестью змеями — по числу цветов. Некоторых африканские племена видят в радуге только два цвета — темный и светлый.

Так откуда же взялись пресловутые семь цветов в радуге? Это как раз тот редкий случай, когда источник нам известен. Хотя явление радуги объяснил преломлением солнечных лучей в каплях дождя еще в 1267 году Роджер Бэкон, но проанализировать свет додумался только Ньютон и, преломляя луч света через призму, сначала насчитал пять цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (он называл его пурпурным). Затем ученый присмотрелся — и увидел шесть цветов. Но цифра шесть верующему Ньютону не приглянулась. Не иначе, как бесовское наваждение. И ученый «высмотрел» еще один цвет. Цифра семь ему подходила: число древнее и мистическое — тут и семь дней недели, и семь смертельных грехов. Седьмым цветом Ньютону причудился индиго. Так Ньютон стал отцом семицветной радуги. Правда, сама его идея белого спектра, как совокупности цветных, в то время отнюдь не всем понравилась. Даже выдающийся немецкий поэт Гете возмущался, называя утверждение Ньютона «чудовищным предположением». Ведь не может быть, что самый прозрачный, самый чистый белый цвет оказался смесью «грязных» цветных лучей! Но тем не менее со временем пришлось признать правоту ученого.

Разделение спектра на семь цветов прижилось, и в английском языке появилась следующая запоминалка — Richard Of York Gave Battle In Vain (In — для синего indigo). А со временем об индиго забыли и цветов стало шесть. Так, по выражению Ж. Бодрийара (хоть и сказанному совсем по другому поводу) «модель стала первичной реальностью, гиперреальностью, превратив весь мир в Диснейленд».

Теперь наш «волшебный Диснейленд» весьма разнообразен. Русские до хрипоты будут спорить о радуге семицветной. Американских детей учат шести основным цветам радуги. Английских (немецких, французских, японских) тоже. Но все еще сложнее. Кроме разницы в количестве цветов существует другая проблема — цвета не те. Японцы, как и англичане, уверены, что в радуге шесть цветов. И с радостью вам их назовут: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. А куда делся зеленый? Никуда, его в японском языке просто нет. Японцы, переписывая китайские иероглифы, иероглиф зеленого цвета потеряли (в китайском он есть). Теперь в Японии зеленого цвета нет, что приводит к забавным казусам. Российский специалист, работающий в Японии, жаловался, как ему один раз пришлось долго искать голубую (аой) папку на столе. На видном месте лежала только зеленая. Которую японцы видят голубой. И не по тому, что они дальтоники, а потому что в их языке нет такого цвета как зеленый. То есть он вроде и есть, но это оттенок голубого, как у нас алый — оттенок красного. Теперь, под внешним влиянием, существует, конечно, и зеленый цвет (мидори) — но это с их точки зрения такой оттенок синего (аой). То есть не основной цвет. Вот и получаются у них голубые огурцы, голубые папки и голубой цвет светофора.

Англичане согласятся с японцами по количеству цветов, но никак по составу. У англичан в языке (да и в других романских языках) нет голубого цвета. А раз слова нет — то и цвета нет. Они, конечно, тоже не дальтоники, и голубой от синего отличают, но для них это просто «светло-синий» — то есть не основной. Так что англичанин искал бы упомянутую папку еще дольше.

Таким образом, восприятие цветов зависит только от конкретной культуры. А мышление в конкретной культуре сильно зависит от языка. Вопрос «цветов радуги» — не из сферы физики и биологии. Им должна заниматься лингвистика и даже шире — филология, поскольку цвета радуги зависят только от языка общения, ничего априорно физического за ними нет. Спектр света непрерывен, и его произвольно выделенные участки («цвета») можно обозвать как угодно — теми словами, которые в языке есть. В радуге славянских народов семь цветов только потому, что есть отдельное название для голубого цвета (по ср. с англичанами) и для зеленого (по ср. с японцами).

Но и этим проблемы цветов не заканчиваются, в жизни все еще запутанней. В казахском языке, например, радуга семицветна, но сами цвета с русскими не совпадают. Тот цвет, что переводится на русский язык как голубой — в казахском восприятии смесь голубого с зеленым, желтый — смесь желтого с зеленым. То есть то, что считается смесью цветов у русских, считается самостоятельным цветом у казахов. Американский оранжевый — это отнюдь не наш оранжевый, а зачастую — скорее красный (в нашем понимании). Кстати в случае цвета прически, наоборот, red — это рыжий. Со старыми языками то же самое — Л. Гумилев писал о сложностях отождествления цветов в тюркских текстах с русскими, например «сары» — это может быть и цвет золота, и цвет листьев, т.к. занимает часть «русского желтого» диапазона и часть «русского зеленого».

Меняются цвета и от времени. В киевском изборнике 1073 года написано: «В радуге свойства суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное». Тогда, как мы видим, на Руси в радуге различали четыре цвета. Но что это за цвета? Сейчас мы поняли бы их, как красный, синий, зеленый и красный. Но так было не всегда. К примеру, то, что мы называем белым вином, называлось в древности вином зеленым. Багряный мог обозначать любой темный цвет, и даже черный. А слово красный вообще было не цветом, а обозначало первоначально красоту, и в таком смысле сохранилось в сочетании «красная девица».

Сколько же цветов в радуге на самом деле? Этот вопрос практически не имеет смысла. Длины волн видимого света (в диапазоне 400-700 нм) можно обозвать какими удобно цветами — им, волнам, от этого не тепло и не холодно. В реальной радуге, конечно, бесконечное число «цветов» — полный спектр, и выделить из этого спектра «цветов» можно сколько угодно (условных цветов, лингвистических, тех для которых мы можем придумать слова).

Еще более правильным ответом будет: нисколько, в природе цветов вообще не существует — иллюзию цвета создает только наше воображение. Р.А. Уилсон по этому поводу любил приводить старинный дзэновский коан: «Кто тот Мастер, который делает траву зеленой?» Буддисты это всегда понимали. Цвета радуги создает тот же Мастер. И он может создавать их совсем по-разному. Как отметил кто-то: «сталевары различают массу оттенков в переходе от желтого к красному…»

Тот же Уилсон отмечал и такой момент: «А знаете ли вы, что апельсин „в действительности» голубой? Он поглощает голубой свет, который проходит сквозь его кожуру. Но мы видим апельсин именно „оранжевым», потому что в нем нет оранжевого света. Оранжевый свет отражается от его кожуры и попадает на сетчатку наших глаз. „Сущность» апельсина — голубого цвета, но мы это не видим; в наших мозгах апельсин оранжевый, и мы это видим. Кто же тот Мастер, который делает апельсин оранжевым?»

Примерно об этом же писал и Ошо: «Каждый луч света состоит из семи цветов радуги. Ваши одежды красные по одной странной причине. Они не красные. Ваши одежды поглощают шесть цветов из луча света — все, за исключением красного. Красный отражается назад. Остальные шесть поглощаются. Поскольку красный отражается, он попадает в глаза других людей, поэтому они видят ваши одежды красными. Это очень противоречивая ситуация: ваши одежды не красные, вот почему они кажутся красными». Отметим, что для Ошо радуга семицветна, хоть он уже проживал в «шестицветной» Америке.

С точки зрения современной биологии в радуге человек видит три цвета, т. к. человек воспринимает оттенки тремя видами клеток. Физиологически по современным представлениям здоровые люди должны различать три цвета: красный, зеленый, синий (Red, Green, Blue — RGB). Кроме клеток, реагирующих только на яркость, некоторые колбочки в глазу человека избирательно реагируют на длину волны. Биологи выделили цветочувствительные клетки (колбочки) трех видов — то самое RGB. Трех цветов нам вполне хватает, чтобы создать любой оттенок. Остальное бесконечное множество различных промежуточных оттенков достраивается мозгом, исходя из соотношений раздраженности этих трех видов клеток. Это и есть окончательный ответ? Не совсем, это тоже всего лишь удобная модель (В «реальности» чувствительность глаза к синему цвету существенно ниже, чем к зеленому и красному).

Тайцев, как и нас, учат в школе, что цветов в радуге семь. Почитание цифры семь возникло в давние времена из-за знания человечеством известных ему тогда семи небесных тел (луна, солнце и пять планет). Отсюда и появилась в Вавилоне семидневная неделя. Каждый день соответствовал своей планете. Эта система была заимствована китайцами и распространилась дальше. Число семь со временем стало почти священным, каждому дню недели соответствовал свой бог. Христианский «шестоднев» с добавочным выходным воскресеньем (по-русски изначально как раз и носившим название «неделя» — от «не делать») распространился по всему миру. Так что вряд ли Ньютон мог бы «открыть» в радуге другое число цветов.

Но в повседневной жизни количество воспринимаемых цветов у тайцев зависит от места проживания. В городе скорей будет официальное количество — семь. А в провинции — по разному. Причем цвета радуги могут различаться даже в соседних деревнях. Например, в некоторых поселениях на северо-востоке есть два оранжевых цвета «сом» и «сед». Второе слово значит что-то вроде «более оранжевый». Как и в случае, скажем, с чукчами, имеющими в языке больше разных названий для белого цвета, поскольку они издавна различают оттенки белого снега, выделение тайцами отдельного цвета не случайно. В тех местах растет на деревьях красивый цветок «докджан», цвет которого отличается от привычного цвета апельсина «сом». В словаре вы этого слова, скорее всего, не найдете. Но об этом цветке можно услышать в тайских песнях на исанском наречии:

«Я очень скучаю по Исану, скучаю по цветам докджан Тунг Луилай»

«Лесное пламя», «Огонь леса» — под таким названием обычно известен цветок «докджан» цвета «сед». А какой цвет мы бы использовали по-русски, описывая этот цветок?

Всем нам с детства известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», существует также менее популярный вариант «Как однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь». По начальным буквам этих поговорок мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.

Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга - это дорога, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. У древних славян считалось, что радуга пьет из озер, рек и морей воду, которая затем проливается на землю дождем. А в Библии радуга появляется после всемирного потопа, как символ союза Бога и человечества. Радуга вдохновляла и будет вдохновлять многих поэтов, художников и фотографов на создание ярчайших произведений искусства. Она также фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая плохую.


Принято считать, что радуга состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Считается, что семь цветов радуги впервые выделил Исаак Ньютон, изначально он обозначил только пять (красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый), но затем увеличил количество цветов до семи, что соответствует количеству нот в гамме.

Итак, как же образуется радуга? После дождя пока маленькие капельки воды еще удерживаются потоками воздуха, лучи солнца проходят сквозь них, преломляются, отражаются и возвращаются к нам под углом 42 градуса. Когда солнечные лучи проходят сквозь капли, свет разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового. Иногда мы видим на небе не одну, а две радуги, причина возникновения второй, так же как и первой, заключается в преломлении и отражении света в капельках воды. Лучи солнечного света успевают два раза отразиться от внутренней поверхности каждой капельки.

Чем больше капли воды, тем ярче и насыщеннее цвета радуги. Два человека, стоящих рядом, не могут увидеть абсолютно одинаковую радугу, т.к. размер и плотность капель в различных местах могут быть разными.

Еще в 1073 году киевский летописец замечал: «В радуге суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное» . То есть радуга, на его взгляд, включает всего четыре цвета. Тем более, что разницу между «червленым» и «багряным» нам сегодня трудно уловить. И то, и другое означает достаточно насыщенный красный. Четыре цвета символизировали четыре стихии: зеленый цвет - цвет воды, синий цвет - цвет воздуха, красный - цвет огня, черный, или багряный, - цвет земли. Это разделение древнерусские богословы почерпнули в сочинениях античных философов.

В середине ХVIII века российский поэт Антиох Кантемир, бывший в то время послом России в Англии, познакомился с исследованиями в области изучения света и сделал попытку перевести на русский язык «спектр Ньютона». Вот что у него получилось: фиалковый - пурпурный - голубой - зеленый - желтый - рудо-желтый - красный. Не совсем привычно, да еще и в обратном порядке.
Привычные нам названия «синий», «фиолетовый», «оранжевый» отсутствуют. Слов «фиолетовый» и «оранжевый» в русском языке еще не было, они заимствованы позже из европейских языков. Надо полагать, что раз не было таких слов, то и как отдельный цвет тогда фиолетовый и оранжевый не воспринимали.

Jim Warren "Little Helper"

С зеленым и синим тоже не все так просто - в древнем Египте их считали одним цветом. Потом синий цвет отделился от зеленого, но не было голубого, а в некоторых языках и по сей час нет отдельного слова для голубого цвета. Зато в каком-то японском романе мне встретилось выражение "все тридцать цветов радуги" - о как! И описания одеяний героев там всегда очень красивые - кимоно цвета глициний, шаровары цвета молодой зелени, крыла куропатки и т.д. и т.п.

В одной из своих книг Борис Неменский рассказывал: требование различать до 250 цветов предъявляют к рабочим при приеме на работу японские предприниматели, считая это умение необходимым условием качественности производства.
Поэтому упражнения в цветоразличении являются обязательным элементом образовательной программы в японских школах.

Возможно, японцы правы, и такое тонкое различение цветов позволяет открыть для себя новые аспекты вещи и мира в целом.

Однако и у нас существует множество обозначений и описаний разных цветов и оттенков, так что и японцы могут позавидовать. Вот, например, по материалам литературных описаний и исторических документов XIX века была сделана такая интересная выборка: (приводится в сокращении)

Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").

Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.Чаще всего - о цвете неба.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский - "ляжкой испуганной Машки".

Бисмарк-фуриозо (цвет разъяренного Бисмарка?) - коричневый с красный отливом.

«Борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Влюбленной жабы - зеленовато-серый.

Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.

Куропаткины глаза - светло-красный.

Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.

Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.

Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике », по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось ». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма » - коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".

Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.

Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи - от французского puce - "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и - врут, наверное, - цвет "блохи в родильной горячке").

Резвая пастушка - оттенок розового.

Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.

Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного сына, который перед ними "оскандалился".

Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

И т.д. В интернете можно много интересного найти.

А.И.Куинджи "Радуга"

Физиологи утверждают, что современный человек способен различить до 250 основных цветовых тонов и 5-10 млн. оттенков.
В ХХ веке цветовое восприятие и эмоциональное отношение к цвету стали предметом исследования не только историков культуры, но и физиологов и психологов.
Психофизиологические эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Опираясь на это положение, психолог М.Люшер разработал цветовой тест для определения психологического состояния человека.
В зависимости от того, какие цвета и в каком порядке предпочитает человек в данный момент, можно судить о его внутренних проблемах.

Федор Иванович Тютчев:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.

У каждого человека есть свое любимое время года. Кто то любит весну, а кому то ближе осень. Но все без исключения с нетерпением ждут лето. Яркие эмоции, яркие цвета, и яркие впечатления. И так хочется сохранить их и продлить. Предлагаю воспользоваться проверенным методом. Давайте сохранять свое настроение в интерьере, при помощи цвета. Для этого нам поможет летняя радуга. Как? Легко, мы просто перенесем цвета к себе на стены. Цифра семь - как символ прекрасного. Семь нот, семь цветов. А если их сочетать между собой, то получим нескончаемый источник для творчества и вдохновения.

Но сегодня мне бы хотелось остановиться как раз таки на основных "радужных" цветах. Да, их всего семь. А вы помните их? А их последовательность? А давайте вместе вспомним мнемоническую фразу: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан", где первая буква каждого слова является своего рода кодом к цвету. Отгадав пароль, мы получаем последовательность из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Плавный переход от одного цвета в другой образует множество промежуточных оттенков. В совокупности позволяя нам создавать интересные цветовые комбинации и использовать это при сочетание цветов и оттенков в интерьере.

При правильном сочетании цветовой палитры можно добиться колоссального эффекта. И это касается не только сочетания ярких, темных, а также светлых и пастельных тонов. Их можно комбинировать между собой, играя оттенками радуги, а можно создать монохромный интерьер, подчеркивая свою симпатию к определенному цвету, создавая некую строгость или загадку. Но не стоит думать, что монохромный интерьер - это скучно и обыденно. Наоборот, монохром позволяет раскрыться человеку, и уже по цвету, который преобладает в доме можно определить характер его владельца.

Давайте попробуем погулять по радуге и посмотреть... на нас со стороны.

Красный цвет в интерьере поможет создать взрывную атмосферу в помещении. Он подходит для уверенных в себе людей, которые по жизни идут с "гордо поднятой головой" и не боятся взглядов со стороны. Но учтите один фактор, если вы легко поддаетесь критике и мнению окружающих, то скорей всего, красный цвет в интерьере - это не ваш вариант. К тому же, при восприятии красного цвета человек затрачивает значительное количество своей энергии, и поэтому ждать заряда от него не стоит. Самодостаточный цвет, который остро и ревностно переносит окружение конкурентов. При использование красного цвета в интерьере стоит быть острожным, даже мельчайшая деталь может испортить общее впечатление. Красный цвет поистине коварен. А огромное количество оттенков и тонов красного цвета может "свести с ума любого"...

Оранжевый цвет получился при смешении радужного красного и желтого. Самостоятельный он цвет... или все же яркий оттенок желтого и красного? Смело можно сказать одно, он взял все самое лучшее от этих цветов. Оранжевый - это жизнерадостный оттенок, который наполняет энергией и "витамином С", получше сочного апельсина! Оранжевый цвет в интерьере стоит использовать дозировано, соблюдая правила "приема", и тогда вам не страшны никакие депрессии и плохое настроение. Естественный антидепрессант, который помогает раскрыть внутренние таланты и творческое начало. При использование оранжевого цвета в интерьере вы можете без посещения дорогих психологов естественно и непринужденно поднять свою самооценку, и получить заряд "взрывной" энергии. Но не стоит забывать и то, что оранжевый цвет очень избалованный и требует соответствующего окружения. Но при регулярном "применении" вам не грозят ни плохое настроение, ни низкая самооценка. Запомните, что оранжевый цвет - это синоним непрерывного движения и оптимизма!

Желтый цвет - символ тепла, радости и оптимизма. При использовании желтого цвета в интерьере не стоит забывать как про положительные качества этого цвета, так и про негативные. Начнем с хорошего. Желтый в интерьере способствует быстрому восприятию информации, концентрации внимания и принятию порой сложных решений в короткие сроки. Поэтому желтый цвет чаще всего присутствует в детских комнатах и кабинетах. Но есть и обратные стороны желтого. Сильные и целеустремленные личности, которые предпочитают желтый цвет не только в интерьере, но и в одежде, зачастую настолько увлечены своими мыслями и идеями, что не замечают никого вокруг. Плохо это или хорошо, уже решать вам....

Зеленый цвет появился от слияния желтого и синего цветов. В зависимости от того, какой цвет преобладает, создается общее впечатление о помещении. Если в зеленом цвете преобладание синего, то атмосфера в комнате будет "прохладной" и сдержанной. Добавить в зеленый побольше желтого, и вы сразу почувствуете гармонию и легкость. Зеленый цвет является символом безопасности, и движения вперед. Наглядным примером служит зеленый сигнал светофора. Что же касается использования зеленого цвета в интерьере, то он оказывает благотворное влияние на психику и способствует росту, развитию и гармоничному восприятию действительности. Зеленый цвет можно "прописать" людям страдающим клаустрофобией, ведь преобладание зеленого в интерьере способствует правильному расслаблению и успокоению. Особенно это касается монохромного интерьера. Зеленый цвет - это символ природы, спокойствия и роста, как карьерного, так и личного.

Голубой цвет символ мира, спокойствия и согласия. В интерьере голубой цвет поможет вам сосредоточиться при принятии решений или обрести гармонию с собой и окружающим миром. Так же голубой цвет является символом аристократизма, не зря существует выражение "голубая кровь". Люди, которые окружают себя голубым цветом честны, порядочны и ответственны, способны здраво рассуждать и принимать верные решения, не смотря на эмоциональное состояние. Голубой цвет взял спокойствие синего и чистоту белого, наполняя оптимизмом вашу жизнь и настраивая идти смело вперед, не оглядываясь назад в свое прошлое. К тому же синий цвет в интерьере способствуют полному расслаблению после трудового дня и не смотря на все модные тенденции всегда выглядит актуально и свежо!

Синий цвет - символ неба, вечности и доброты. Интерьер в синем цвете способствует стабилизации энергетического фона в доме, и отлично восполняет затраченную энергию после трудового дня. В зависимости от глубины цвета он по разному может воздействовать на окружение и окружающих. Если говорить о классическом синем цвете, то чаще всего его ассоциируют с такими качествами характера, как верность и постоянство. Синий цвет в интерьре станет отличным фоном для творческих натур и людей, которые занимаются умственной деятельностью. Синий цвет создает особую энергетику и атмосферу, но не стоит забывать о том, что перегружать интерьере синим не стоит. Он хорошо поддерживает сильных личностей, но может подавить более слабых.

Чтобы не в пасть в хандру и сплин, разбавляйте этот цвет другими оттенками, или используйте синий, как контрастный элемент в декоре.

И последний цвет в нашей радуге - это фиолетовый. Так называемый "фазан", заключительный цвет в спектральной радуге. Фиолетовый цвет самый сложный цвет. Все оттенки от самого светлого до глубокого и темного сочетают в себе элегантность, очарование, но одновременно окутаны мистикой и загадкой. Фиолетовый цвет произошел от слияния "взрывного" красного и "холодного" синего. В зависимости от концентрации синего или красного цветов, достигает уровень теплоты фиолетово цвета. Если красный цвет нивелирует над синим, то фиолетовый цвет в интерьере подарит теплую и уютную атмосферу, наполненною благородством и роскошью. Если синий является доминатом, он "погасит" все тепло красного и вы получите более холодный и сдержанный фиолетовый. Холодные фиолетовые цвета в интерьере символ властности, но благородства одновременно. И в дополнении ко о всему, хочется сказать, что равнодушных к фиолетовому цвету нет. Его либо любят, либо нет. Фиолетовый цвет в интерьере не зависимо от оттенков и его количества способствует творческому мышлению, спокойствию, помогая сосредоточится и избежать опрометчивых поступков. Истинный фиолетовый цвет - самодостаточный и с "презрением" относится к окружению, поэтому при использовании фиолетового цвета в интерьере стоит аккуратно подбирать к нему компаньон.

При создании своего интерьера стоит прислушиваться к своим внутренним ощущениям, ведь в тот или иной период жизни человеку может разонравится "любимый" цвет, и он координально меняет не только весь свой гардероб, но и интерьер. Почему? Просто иногда нам необходима подпитка от других цветов, и когда наполнив свое "внутреннее я", мы можем успокоиться. Поэтому сочетайте разные цвета в своем интерьере, чтобы энергетический баланс был всегда в норме.

Или будьте смелее, и меняйте цвет своего "окружения" по вашим внутренним потребностям. Однотонный или комбинированный, яркий или нейтральный, главное, чтобы именно вам было комфортно жить в этом интерьере. И на последок хочется добавить. Если раньше яркий интерьер был признаком "дурного тона" и безвкусицы, то сегодня все кардинально наоборот. Яркие цвета в интерьере сейчас - это больше признак неординарной личности, и человека, который не боится показать свое "внутреннее я" окружению. К тому же современные элементы декора позволяют воплотить пожалуй даже самые фантастические идеи.

Дерзайте, и пусть магия цвета и радуги не покидает ваш дом!

Ха, смешной вопрос! Даже ребенок знает "где сидит фазан", то есть что цветов у радуги семь. Ну а если не оперировать заложенным со школы штампом, а попытаться посмотреть на радугу критическим взглядом самому? Ответ окажется не таким уж и очевидным. Всё зависит от многих факторов - от погоды, от особенностей места наблюдения, от характеристик зрения наблюдающего.

Аристотель, в частности, выделял в радуге всего три цвета: красный, зеленый и фиолетовый. Все остальные цвета, считал он, являются смесью этих трех. В Киевской Руси вас бы авторитетно заверили в том, что радуга имеет четыре цвета. Киевский летописец в 1073 году писал: «В радуге суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное».

А вот аборигены Австралии насчитывают в радуге шесть цветов, но при этом некоторые племена Африки до сих пор уверены, что у радуги всего два цвета - темный и светлый.

Кто же увидел в радуге именно семь цветов? Это был Исаак Ньютон. В отличие от своих предшественников, Ньютон не только наблюдал разложение белого света в спектр, но и проводил массу интересных экспериментов с призмами и линзами.

Впервые, явление радуги как преломлением солнечных лучей в каплях дождя, объяснил в 1267 году Роджер Бэкон. Но только Ньютон проанализировал свет, и преломляя луч света через призму, изначально насчитал 5 цветов: синий, зеленый, желтый, красный и фиолетовый (для него пурпурный).

В дальнейшем, проводя исследования ученый присмотрелся и заметил шестой. Но Ньютон был настолько верующий, что это число ему не понравилась, и он считал его бесовским наваждением. И тогда ученый "высмотрел" еще один цвет. Седьмым цветом Ньютону причудился индиго. Число семь ему очень понравилось. Оно считалось древнее и мистическое, тут и семь дней недели, и семь смертельных грехов. Вот так Ньютон и стал основателем принципа семицветной радуги.

Цвета в радуге расположены в такой порядке, в котором соответствуют спектру видимого света. В русском языке существуют такие фразы, которые помогают запомнить их последовательность:

Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Начальная буква каждого слова в этих фразах соответствует начальной букве названия определённого цвета радуги.

Многие народы, впрочем, пренебрегают седьмым цветом, у них цветов в радуге опять стало шесть. Например у американцев, немцев, французов и японцев считается, что у радуги именно шесть цветов. Но помимо количества, есть и другая проблема, цвета также не те: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. Вы спросите, а где же зеленый? Просто, например в Японии зеленого цвета вообще нет. И это не по тому, что они дальтоники, просто в их языке нет зеленого цвета. Он вроде бы и есть, но это оттенок голубого, как у нас алый - оттенок красного. А вот у англичан нет голубого цвета, для них это светно-синий.

Поэтому вопрос "Сколько цветов у радуги?" - не из компетенции биологии и физики. Им должна заниматься лингвистика, так как цвета радуги зависят только от языка общения, ничего априорно физического за ними нет. В радуге славянских народов семь цветов только потому, что есть отдельное название для голубого цвета и для зеленого.

Очень сложно выучиться различать цвета якутам. Даже интеллигентные якуты смешивают оттенки цветов. Особенно путают они голубые, синие, фиолетовые и зеленые. Для всей этой группы цветов у них есть общее название кюох, и хотя глаз их вполне способен отличать зеленый от голубого и синего, но в языке нет индивидуальных названий. Радуга (кустук) считается у якутов трехцветной. Различия в восприятии цветов на азиатском материке заметны даже у разных племен одного народа. Так, в языке верхнеколымских юкагиров нет названий «зелёного» и «синего» цветов; у нижнеколымских юкагиров обозначены «зелёные» и «синие» цвета, но нет слова «жёлтый»; у алазейских юкагиров встречаются слова «зелёный» и «жёлтый», но нет слова «синий». Исследователи считают этот факт свидетельством происхождения племен юкагиров от разных этнических предков.

Очень интересное сообщение о невидении рядом народов некоторых цветов. Следовало бы добавить известные науке факты: древние греки и персы не видели синего цвета. У Гомера небо то «железное» (видимо, серое в пасмурную погоду), то «медное» (то есть золотистое - в солнечную). Папуасы не видят зеленого цвета, живя в зеленых джунглях!

Какие еще цвета появятся в радуге наших потомков?

Экология

Во многих культурах существуют легенды и мифы о силе радуги, люди посвящают ей произведения искусства, музыки и поэзии.

Психологи утверждают, что люди восхищаются этим природным явлением, потому что радуга является обещанием светлого, "радужного" будущего.

С технической точки зрения радуга возникает, когда свет проходит через капельки воды в атмосфере , и преломление света приводит к привычному всем нам виду изогнутой арки разных цветов.

Вот эти и другие интересные факты о радуге:


7 фактов о радуге (с фото)

1. Радугу редко можно увидеть в полдень

Чаще всего радуга возникает утром и вечером. Чтобы радуга смогла сформироваться, солнечный свет должен попасть в дождевую каплю под углом примерно 42 градуса. Это вряд ли произойдет, когда Солнце находится выше, чем под углом 42 градуса в небе.

2. Радуга появляется и ночью

Радугу можно увидеть и после наступления темноты. Такое явление называют лунной радугой. В этом случае лучи света преломляются при отражении от Луны, а не напрямую от Солнца.

Как правило, она бывает менее яркой, так как чем ярче свет, тем разноцветнее радуга.

3. Два человека не могут видеть одну и ту же радугу

Свет, отраженный от определенных дождевых капель, отражается от других капель с совершенно разного угла для каждого из нас. Это создает и разный образ радуги.

Так как два человека не могут находиться в одном и том же месте, они не могут видеть одну и ту же радугу. Более того, даже каждый наш глаз видит разную радугу.

4. Мы никогда не сможем достичь конца радуги

Когда мы смотрим на радугу, кажется, будто она передвигается вместе с нами. Это происходит потому, что свет, который ее формирует, проделывает это с определенного расстояния и угла для наблюдателя. И это расстояние всегда останется между нами и радугой.

5. Мы не можем видеть все цвета радуги

Многие из нас с детства помнят стишок, который позволяет запомнить 7 классических цветов радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Каждый - красный

Охотник - оранжевый

Желает - желтый

Знать - зеленый

Где - голубой

Сидит - синий

Фазан – фиолетовый

Однако на самом деле радуга состоит из более чем миллиона цветов, включая цвета, которые человеческий глаз не может увидеть.

6. Радуга бывает двойной, тройной и даже четверной

Мы можем увидеть больше одной радуги, если свет отражается внутри капли и разделяется на составляющие цвета. Двойная радуга появляется, когда это происходит внутри капли дважды, тройная - когда трижды и так далее.

При четверной радуге, каждый раз, когда отражается луч, свет, а соответственно и радуга становится бледнее и потому последние две радуги видны очень слабо.

Чтобы увидеть такую радугу, нужно чтобы совпало сразу несколько факторов, а именно абсолютно черное облако, и либо равномерное распределение размеров дождевых капель, либо проливной дождь.

7. Вы можете сами заставить радугу исчезнуть

Используя поляризационные солнечные очки можно перестать видеть радугу. Это происходит потому, что они покрыты очень тонким слоем молекул, которые расположены в вертикальные ряды, а свет, отраженный от воды, поляризуется горизонтально. Это явление можно увидеть на видео.


Как сделать радугу?

Вы можете также сделать настоящую радугу в домашних условиях. Существует несколько методов.

1. Метод с использованием стакана воды

Наполните стакан водой и поместите его на стол перед окном в солнечный день.

Поместите листок белой бумаги на пол.

Намочите окно горячей водой.

Регулируйте стакан и бумагу, пока не увидите радугу.

2. Метод с использованием зеркала

Поместите зеркало внутри стакана наполненного водой.

Комната должна быть темной, а стены белые.

Посветите фонариком в воду, двигая его, пока не увидите радугу.

3. Метод с использованием компакт диска

Возьмите компакт- диск, и протрите его, чтобы он не был пыльным.

Положите его на плоскую поверхность, под свет или перед окном.

Смотрите на диск и наслаждайтесь радугой. Можете покрутить диск, чтобы увидеть, как передвигаются цвета.

4. Метод дымки

Используйте шланг для воды в солнечный день.

Закройте пальцем отверстие шланга, создавая дымку

Направьте шланг в сторону Солнца.

Посмотрите на дымку, пока не увидите радугу.