Из чего состоит и что такое православный пост. Что такое пост в социальных сетях, и как его правильно сделать

Для наших читателей: что такое пост? с подробным описанием из различных источников.

Пост в интернете – это какая-то статья, которую кто-либо опубликовал. Обычно постят в блог. Блог – это интернет-дневник, который ведут некоторые люди, называемые вследствие этого блогерами. В этом дневнике они пишут что у них произошло нового, публикуют разные фотографии из своей жизни. Вот одна такая статья называется пост, а сам блог состоит из нескольких постов.

Я не очень понимаю смысл вопроса. Если же речь идет о Великом (или другом) духовном посте, то тогда правильнее было бы говорить о посте на Интернет. В этом случае ответ будет таким:

Речь идет не о пользовании сетью в рабочих или деловых целях, а о бездумном зависании, которое не только ворует наше время у Бога (ведь пост – это и есть отделение для Бога), но и полностью лишено пользы для души. Под это понятие вполне подпадают бесцельный серфинг, пусто-порожняя болтовня в социальных сетях или флирты на сайтах знакомств (не говоря уже о порно-сайтах и прочих нечистых занятиях).

Пост – это время для серьезных вещей, по-настоящему важных и ценных. Встречи с дорогими друзьями, но не тусовки, просмотр полезных для души фильмов, а не тупая ржачка над очередными Ворониными, добрые дела, а не убивание времени – именно это и должно отличать пост от обычного времени.

Ну и, конечно, главное. Пост существует не столько для отказа от чего-то, сколько для очищения пути к Богу. Все, что мы делаем в посте, должно преследовать эту цель. В другом случае это просто голодание, а не настоящий пост.

Только тут ты гарантированно вернешь свои деньги в случае неудачной игры! Доверь свою игру лучшему зарубежному онлайн казино! Регистрация тут азартные игры, блэк-джек, рулетка, заработок в интернете

Пост в интернете это ремонтные работы в Вашей нано-сети, отсутствие соединения, технические сбои, замена программного обеспечения, отключение электроснабжения и прочие ситуации когда выход в интернет физически невозможен или крайне затруднен.

Пост в интернете – это ваше или чье-то сообщение, комментарий, любая другая информация, размещенные для публичного чтения на каком-либо форуме, страничке в социальной сети, блоге, а также под каким-то видео, например, на ютубе.

Пост в Интернете это публикация, обычно в блоге, социальной сети или журнале. Вообще-то английское слово post, кроме многих других значений, главным все же имеет значение сообщение.

То есть пост в Интернете это публичное сообщение, либо чисто информационное, либо выражающее личное отношение автора к какому-либо событию.

Поскольку само слово ПОСТ Не однозначно я Думаю что в Интернете постов несколько))) Такие посты устанавливаются для того чтобы ограничить доступ к вашей личной информации на вашей личной страничке определнного сайта!))) Преодалеть такой пост возможно введя свой личный Пароль который по идее должны знать только вы!))) Но в последнее время участились случаи когда шпионы (в простонародии называемые хакерами) крадут чужую информацию минуя эти посты своими не вполне легальными методами….!)))

Пост в Интернете это размещнный в Сети медийный контент (текст, фото, видео, аудио).

Пост, как слово, скорее всего происходит от английского слова post – одно из перевода которого на русский язык размещать.

То есть информация любого рода размещнная в Интернете является постом.

Пост в интернете – это любая статья или запись на интернет странице. Название пост произошло от английского post, что в переводе на русский язык означает размещать, публиковать. Правда английское слово post может ещ переводиться, как почта, столб, должность.

Верующие, наверное, приходят в ступор.

На самом деле пост в Сети не связан с церковным.

Пост – это английское слово post, написанное на русском.

По-другому можно говорить: запись, заметка, статья, комментарий.

Пост, по англ., post – это банальный комментарий 🙂 Т.е. вы оставляете в интернете на какой-либо свой комментарий – это и есть пост.

Но если говорить о православном значении этого слова, то пост – это воздержание. Не только от пищи, а от греха, в том числе от развлечений, суеты и праздного времяпровождения, а значит и от пустой траты времени в интернете 🙂

В православных странах установлены длительные и однодневные посты. Длительные, как правило, касаются практически всех верующих людей. Но и тем, кто не ходит в церковь и не молится, становится интересно, что такое пост, зачем он нужен, и иногда они тоже хотят присоединиться.

Чтобы мероприятие принесло по-настоящему духовную пользу и радость, нужно соблюдать ряд правил. Статья посвящена не только новичкам в вере, но и всем заинтересованным, желающим помочь себе стать лучше, научиться любить и прощать, смиряться и радоваться. Отметим, что материал составлен согласно многочисленным ответам православных священников о том, что же такое постничество и что оно дает людям.

Значение слова “пост” в словаре

Для начала рассмотрим определение слова «пост». Оно имеет в словаре Ожегова целых три значения, которые сильно отличаются друг от друга.

В первом случае под этим словом подразумевается добровольное воздержание человека от определенной пищи, от телесных утех и развлечений во имя Божие.

Второе значение слова – рабочее место человека какой-то профессии, связанное с наблюдениями, охраной, осмотром. Например, таможенный пост, пост охраны.

Третий вариант – элитная должность, например, в органах власти. Часто мы слышим по телевизору: «Избирается на пост вице-президента страны…», «Займет пост министра…».

Что означает пост в христианстве

Что же такое постничество в христианстве? На самом деле это не только ограничение в пище и отсутствие развлечений, но и молитва. То есть человек должен сам, без посторонних просьб и без принуждения, заставить себя сделать шаг к Богу. Но чтобы начать общение с Всевышним, нужно отбросить все земное:

  • развлечения;
  • утехи;
  • наслаждение;
  • веселье;
  • суету;
  • маловажные заботы;
  • злые дела.

То есть человек должен научиться воспринимать себя, окружающих и Бога по-новому, стать лучше, духовно чище (освободиться от злых помыслов, суеты, научиться прощать и любить). Вот что такое пост!

Прежде всего, человек должен научиться молиться, общаться с Господом. В этом помогают Церковь, службы в храме, молитвословы. Поститься всегда сложно, но в конце такого подвига появляется настоящая радость, легкость на душе.

Как он появился

Постничество началось, как проповедуют многие священники, еще в раю. Как говорится в Библии, Бог Адаму и Еве приказал, чтобы они ели любые растения, но не прикасались к одному дереву, которое таило в себе зло. Это и было постничество – ешьте все, но не прикасайтесь к тому, что вам может навредить. Ева не послушалась, соблазнившись словами демона, который прикрывался личиной змия. Произошла трагедия – мир стал таким, каким его видим сейчас: страдания, зло, болезни и смерти. Но чтобы человек исправился, Бог дал абсолютно всем людям шанс вернуться в рай посредством постов и молитвы.

До прихода Иисуса Христа в мир люди также ограничивались ради Бога. Но когда родился Спаситель и стал проповедовать, тогда изменились правила, которые соблюдают по настоящее время православные. Посты нужны для самих людей, а не для Бога.

Что дают ограничения и молитва

Практически каждый глубоко верующий человек знает, что пост – это духовная школа жизни. Ограничившись в мирских заботах и развлечениях или исключив их на время совсем, христиане вдруг понимают – мы совсем забыли, что вся суета, которая вертится вокруг нас и вокруг которой кружимся мы сами, пройдет, это все неважно. Есть в жизни дело поважнее – спасение души от погибели, от попадания в ад за грехи.

Зачастую люди спрашивают священников о том, какой пост считается действенным. Ответ однозначный: добровольный, с желанием изменить себя, оставить все мирское и вспомнить о Боге, зачем живем, и конечно, научиться любить и всех прощать. Такой подвиг считается самым сложным, очень трудно расстаться с гордыней и подойти к обидчику, сказав о прощении искренне. А также сложно уделить некоторое время Богу так, чтобы не отвлекаться на другие дела и заботы.

Пересилив свои земные желания, дабы встретиться с Господом, помолиться Ему, поблагодарить, попросить помощи, человек обретает неподдельную радость, не просто мимолетное чувство, которое возникает в связи с приятными обстоятельствами, а душевную радость без видимой причины.

Как начать поститься новичку

Новички всегда задаются вопросами о том, когда начинается пост и когда он закончится. Церковью установлены постные дни: однодневные (среда и пятница) и многодневные (Рождественский, Великий, Петров и Успенский).

Как правило, в современных календарях отмечено, в какие дни что можно кушать. Также приведены даты больших церковных праздников.

Желательно заранее узнать, как нужно поститься. Ниже будут приведены краткие сведения о подготовке.

Что можно и нужно делать

Мы разобрались, что такое пост. Но как проводить все дни, ведь всегда уделять время молитве практически невозможно? Действительно, в такой период христиане стараются делать что-то доброе во имя Господне и ради спасения души:

  • совершать дела милосердия;
  • бывать в паломнических поездках;
  • читать православную литературу;
  • слушать проповеди церковных пастырей;
  • готовиться к празднику, которому посвящен пост.

Чаще всего постники замечают, что времени становится намного больше, и оно не убегает со стремительной скоростью. Ведь современник в этот момент оставляет телевизор, компьютер, гаджеты. Телефон он использует только по делу и не позволяет себе произносить лишних слов. Кроме того, не следует общаться с друзьями, если встреча состоится с целью «просто поболтать, поспорить, повеселиться».

Как подготовиться

Подготовка к посту обычно начинается с посещения храма, чтобы:

  • помолиться соборно на литургии;
  • исповедаться в своих грехах перед батюшкой;
  • причаститься Святых Христовых Таин;
  • послушать проповедь священника.

Обычно люди узнают в церкви, что такое пост. Как правило, священники напоминают, что телесное и духовное ограничение нужно для того, чтобы человек расстался со своими страстями.

Ведь каждому предстоит в загробной жизни привыкнуть к новым условиям. Если человек тяготеет ко всему земному, то в вечности ему будет невыносимо хотеться назад, но пути обратно не будет. Кроме того, человек себя добровольно отсылает в ад. Чтобы этого не произошло, даются посты.

Кому нужно поститься

До семилетнего возраста дети не способны отвечать за свои действия, они только учатся жизни, воспринимают абсолютно все, что их окружает. Поэтому им не нужно каяться в грехах на исповеди. А по исполнении 7 лет мальчик и девочка должны научиться осознавать ответственность за себя, за свои поступки, дела и мысли, чувства.

То же самое касается и поста. Он взаимосвязан с исповедью. Поэтому дети с семилетнего возраста должны присоединиться к своим родителям. Но не следует насильно заставлять ограничиваться в еде и развлечениях, чтобы ребенок потерял желание быть настоящим христианином. Священники рекомендуют все делать постепенно и если ребенок готов, не сопротивляется.

Что делать по окончании

Многие с нетерпением ожидают окончания поста, чтобы поскорее вернуться к привычному образу жизни. Но православные старцы всегда говорили, что подобное мировоззрение обманчиво: такие люди не постятся, а просто соблюдают диету. Подобное мышление о посте опасно тем, что человек сам себя вводит в заблуждение. Пост должен быть любимым периодом для христианина.

Соблюдать ограничения и посвящать больше времени молитве рекомендуется согласно календарю постов. Даты придуманы неслучайно. Они также являются символом послушания, то есть человек не сам себе указывает на что-то, а повинуется определенному закону – в данном случае уставу Православной Церкви.

Какие выводы делает человек?

Самым длительным является Великий пост, он же и самый строгий. Длится 48 дней. Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим. Мирянам (людям, живущим не в монастырях и не принимавшим постриг) разрешены послабления, но если благословит священник. Еще и поэтому следует идти накануне в храм, чтобы обсудить с батюшкой все условия: в чем ограничиться, а что можно оставить как обычно. Ведь далеко не каждому под силу по тем или иным причинам строго воздерживаться. Например, по болезни или в период беременности не следует отказываться от молочных продуктов, мяса, если запрещает врач.

Так какие выводы делает человек, который провел пост духовно и искренне? Ему обычно не хочется возвращаться к прежней жизни. Ему становится противно то, что он любил делать раньше. А также хочется чаще общаться с Господом.

Вы узнали, что такое пост, каким он должен быть. Если человек сумел оставить свои земные дела или хотя бы ограничиться, затем с окончанием этого периода не пожелал вернуться к ним, значит, время было потрачено не напрасно, а с великой пользой для души.

Посты – это сообщения, которые публикуются на форумах, в интернет-сообществах, блогах и на различных сайтах. Изначально данное слово было в ходу только на веб-форумах, а посты верхнего уровня (корневые) называли сабжами. Со временем термин стал использоваться практически повсеместно. Многие сервисы позволяют использовать в постах не только текстовую информацию, но и прикреплять к ним картинки, видео, музыку. Другие пользователи имеют возможность оставлять свои комментарии, дискутировать с автором того или иного поста, а также между собой.

Секреты создания хороших и интересных постов

Практически во всех социальных сервисах есть своеобразный рейтинг – в него попадают лучше посты за неделю, месяц или год. Такое право получают те сообщения и записи, которые набирают больше всего просмотров, «лайков» (отметок «Мне нравится»), репостов и комментариев. То есть те, которые больше всего понравились другим пользователям и заинтересовали их.

Мечта любого блоггера – написать пост, который окажется в ТОПе. Однако сделать это непросто. В сети ежедневно публикуются сотни, тысячи и даже миллионы разноплановых сообщений, 99% из которых так и остаются никем не прочитанными, теряются в общей массе. Именно поэтому стоит прислушаться к советам и рекомендациям опытных популярных блоггеров, чтобы узнать, как лучше всего написать и оформить новый пост, чтобы обратить на него внимание избалованной публики.

Яркая идея – 50% вашего успеха

На первый взгляд может возникнуть впечатление, будто ничего сложного в этом нет, а, стало быть, и каких-то особых навыков и умений вам не понадобится. Казалось бы, что может быть проще? Нашёл подходящую тему, вдохновился и настрочил «по-быстрому» на клавиатуре знаков 500-700. Однако подумать так могут лишь те, кто никогда не пробовал писать и публиковать посты. Даже сам поиск идеи может затянуться на несколько недель, ведь вам нужно то, что сможет по-настоящему взбудоражить читателей. Почерпнуть вдохновение можно где угодно: просматривая лучшие посты других пользователей, общаясь с людьми в реальной жизни, наблюдая и анализируя различные события.

  1. Пишите простым и понятным языком, без сложных терминов и малоизвестных слов. Представьте, что вы не пишете, а разговариваете с человеком лично.
  2. Для того чтобы донести своё мнение и аргументировать его, приводите реальные примеры и используйте сравнения.
  3. Старайтесь избегать профессионализмов и сокращений – они запутают читателя.
  4. Сосредоточьтесь на том, что нового вы можете рассказать людям, и чем это новое будет полезно для тех, кто впоследствии прочтёт ваш пост.
  5. Не пишите слишком длинные посты. Это утомит читателя и заставит его просто перейти к другим записям.

Важно, чтобы вся информация, которую вы используете, была не только интересной, но и актуальной на сегодняшний день.

Три кита, на которых держится пост

Вспомним школьные уроки русского языка. Пост – это, по сути, текст, заметка, мини-статья. А значит, он обязательно должен быть разбит логически на три части: зачин, основная часть и заключение.

Введение

Самой короткой из них, собственно, является зачин. По сути, это пара вступительных предложений, целью которых является привлечение внимания читателя. Если вам не удастся «зацепить» взгляд человека уже с первых слов, ваш пост попросту никто не станет читать. Есть у зачина и другая, не столь важная функция – он помогает провести небольшую разминку для ума и настроить читателя на стиль, манеру изложения.

Основная часть

«Сердце» поста – это основная часть. В первую очередь стоит обращать внимание на последовательность и логику изложения. Не противоречьте себе. Если в начале текста вы выдвинули определённый тезис, придерживайтесь его и в дальнейшем.

Если вы доказываете свою точку зрения по тому или иному вопросу, обратите внимание и на порядок изложения аргументов. Он может быть как прямым – от слабых к сильным, так и обратным – от самых сильных к более слабым, дополнительным. В идеале между ними должна прослеживаться взаимосвязь: то есть каждый следующий как бы проистекает из предыдущего. Однако не стоит огорчаться, если выстроить такой «поезд» вам не удается: в большинстве случаев аргументы слишком разноплановы, чтобы объединить их по какому-либо принципу.

Тем не менее градация должна быть соблюдена в любом случае: разрозненные, никак не связанные друг с другом доказательства, пусть даже самые убедительные, запутают читателя и оставят у него не самые лучшие впечатления.

Следите за тем, чтобы не «топтаться на месте» и не пересказывать одну и ту же мысль в разных интерпретациях, меняя лишь её словесное оформление. Те, кто должен уловить вашу мысль, поймут всё и без этого. А частые повторения вызовут, скорее, раздражение.

Постарайтесь написать эмоционально насыщенный, яркий пост. Это не значит, что стоит превращать текст в фонтан противоречивых, восторженных эпитетов, однако и сухой набор букв, больше напоминающий отрывок из какого-нибудь университетского учебника, вряд ли кому-то придётся по душе. Доля шутки в тексте всегда делает его интереснее для читателя.

Заключение

Отвратительно воспринимаются посты, которые обрываются резко, как сериалы, на самом интересном месте. Причём, в отличие от последних, они чаще всего не имеют продолжения, и мысль так и остаётся незаконченной. Именно поэтому, заканчивая работу над очередным постом, постарайтесь подвести итоги и обобщить всё вышесказанное. Здесь же можно простимулировать обсуждение, задав аудитории актуальный, «наболевший» вопрос. В редких случаях допускается использование «усечённой» модели, где заключение отсутствует, однако такой вариант является достаточно рискованным.

Оживите текст!

Теперь, когда вы знаете значение слова «пост» и основы написания подобных заметок, пришло время поговорить об их оформлении. Последнее, кстати, в некоторых случаях может сыграть решающую роль.

Если размер вашего поста превышает 300-400 знаков, старайтесь по-возможности разбивать его на абзацы длиной 3-4 строки каждый – серые «простыни» очень утомляют взгляд и не позволяют сконцентрироваться на сути текста.

Прикрепите к посту тематическую картинку. Помните, что именно на неё человек посмотрит прежде всего. Поэтому желательно выбрать какой-нибудь забавный рисунок, оригинальный демотиватор или комикс – то, что заинтересует человека, вызовет у него улыбку и побудит прочитать весь пост целиком.

Можно добавлять видео. Желательно, чтобы оно было качественным, снятым на хорошую камеру, интересным и содержательным. Имеет значение и длительность – мало кто настроен в процессе обычного интернет-сёрфинга смотреть 30-40-минутные ролики. Оптимальная продолжительность – до 5 минут.

Обязательно учитывайте особенности целевой аудитории, для которой вы пишете. Ведь само собой разумеется, что молодые предприниматели-стартаперы и мамочки в декрете буквально «живут в разных мирах», говорят на разных языках и интересуются совершенно различными вещами.

Как видите, хорошие посты – это настоящее искусство со своими правилами и секретами. Конечно, никто не даст вам гарантии, что вы попадёте в созданный ЖЖ рейтинг постов (или любым другим сервисом). Многое зависит от настроения интернет-общественности, модных тенденций и прочих факторов, повлиять на которые вы никак не сможете. Однако по-настоящему интересные посты, над которыми авторы работают особенно кропотливо, всегда будут попадать в цель и набирать популярность. Успехов!

Пост - многозначное понятие (ряд терминов, фамилия, топоним).

Терминология

  • Пост - соответствующим образом оборудованное место для осуществления наблюдения, контроля или охранения:
    • Пост в военном деле.
    • Пост регулирования движения
    • Пост секционирования контактной сети
    • Пост электрической централизации
    • Путевой пост - разновидность раздельного пункта на железнодорожной линии.
    • Пост кинопроекции - один из нескольких кинопроекторов, входящих в киноустановку, рассчитанную на непрерывный кинопоказ фильма, состоящего из нескольких частей.
  • Пост - ритуальное воздержание от принятия пищи или пищевые ограничения по религиозным соображениям.
    • Пост в иудаизме
    • Пост в христианстве
  • Пост - просторечное название занимаемой должности, служебное положение, место в каком-либо учреждении или на предприятии.
  • Пост (запись) - отдельно взятое сообщение в форуме или блоге.

Топоним

  • Пост - возвышенность в черте города Пятигорска.
  • Пост-Волынский - местность в Соломенском районе города Киева.
  • Пост-Фолс - город в округе Кутенай, штат Айдахо, США.
  • Пост - город в штате Техас, США, административный центр округа Гарза.

Носители фамилии

  • Пост, Альберт Герман (1839-1895) - немецкий юрист и судья, представитель сравнительного правоведения.
  • Пост, Альбертсон Ван Зо (1866-1938) - кубинский фехтовальщик.
  • Пост, Джордж Эдвард (1838-1909) - американский ботаник, врач и миссионер.
  • Пост, Марки (род. 1950) - американская телевизионная актриса.
  • Пост, Мелисса (более известная под псевдонимом Николь Шеридан ; род. 1975) - американская порноактриса.
  • Пост, Остин (более известный как Post Malone ; род. 1995) - американский хип-хоп-исполнитель, автор песен и продюсер.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

(Мф. 9, 29)

Когда вы постились… Для меня ли постились?

.(Зах. 7, 5)

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела.

Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это “время благоприятное, это день спасения” (2 Кор. 6, 2).

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста” (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания – пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу…

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: “постимся, братие, телесно, постимся и духовно”. Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение”.

Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.

По словам еп. Германа: “Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями”.

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них – изгнание из души своей лукавого духа – древнего змия. “Сей же род изгоняется только молитвою и постом”,- сказал Господь Своим ученикам.

Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда “возвратился в силе Духа” (Лк. 4, 14).

Как говорит св. Исаак Сириянин: “Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим” (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: “Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами”.

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: “Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить” и т.д, (Еккл. 3, 1-7).

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста:

1) Отказ от мяса.

2) Отказ от молочного.

3) Отказ от рыбы.

4) Отказ от масла.

5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней.

Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка.

Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.

“Почему мы постимся, а Ты не видишь?”- взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом “духовным”. Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда “трезвиться” и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный “духовный” пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания “упитанности” тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста – не случайные дни.

Среда – это предание Спасителя – наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Пятница – это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней – знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом – на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь – Земная и Небесная – вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба – лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю – в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни – схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою “снытью”. Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, “голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего”.

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: “Милости хочу, а не жертвы”,- говорит Господь (Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. “Когда вы постились… для Меня ли вы постились?”- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось, его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.

Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти “не в брачной одежде”, т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.

Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: “Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?” И душа его будет “брошена во тьму внешнюю”, т.е. останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода – “плача и скрежета зубов”.

Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста.

Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей – сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.

Как пишет пастырь о.Иоанн С. (св. прав. Иоанн Кронштадтский. – прим. ред.) : “Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех”.

Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова “узкий и тесный путь”, о спасительности которого говорил Господь.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: “пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя” и т.п.

Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве.

Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: “служи мне, и потом ешь и пей сам”,- говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению.

Пост – это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого – мира, радости и любви.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.

Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане, перед отправлением на проповедь свв. апп. Павла и Варнавы “совершили пост и молитву” (Деян. 13, 3).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу “Пастырь Ерма”).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: “В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу”.

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих – не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю – ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека”.

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. Валентина Свенцицкого:

“Едят все – и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?”

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: “Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни”.

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

“Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих”.

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.

(Мф. 9, 13)

Покажите… в добродетели рассудительность.

(2 Пет. 1, 5)

Все доброе в нас имеет некую черту,

перейдя которую незаметно обращается во зло.

(Прот. Валентин Свенцицкий)

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: “Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста и пресыщение чрева, Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби – как могущий умереть каждый день”.

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился – “это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти” (Кол. 2, 23).

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16 -18).

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.

Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: “Если он будет пить у вас вино, то знайте – вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды”.

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптинской пустыни.

Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию святых отцов, своим воздержанием делать им укор.

Так святой Авва Исайя пишет: “Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего”.

Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста.

Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. – и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: “не мечите бисера вашего перед свиньями” (Мф. 7, 6).

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2, 27).

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: “Были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста – облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том – какую употребляешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть “хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним” (Мф. 12, 4).

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5, 23).

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: “Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: “когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12, 10).

А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста – ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.

Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.

Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе”.

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: “Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный”.

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого “Граждане неба”: “Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь – нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу”.

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: “Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать”.

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

“Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста”, – говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. Пахомия Великого. В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия – игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: “Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости”.

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: “Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост”, и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте как о скудости и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженного служения ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” Господь устами пророка отвечает им: “Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»” (Ис. 58, 3-9).

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих – как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые “связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям” (Мф. 23, 4). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения “правила” поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: “Милости хочу, а не жертвы” (Мф. 9, 13).

Что такое пост? Для чего нужен он и как правильно его соблюдать? Об этом вы узнаете, прочитав эту статью.

Цель православного поста

Что такое пост? Для чего нужен? Целью для христианина является уничтожение пагубных душевных проявлений и привнесение в свою жизнь добродетели. Этого верующие добиваются искренней и внимательной молитвой, а также более часто наносят визит в храм для участия в богослужениях.

Как поститься? От чего стоит отказаться? Во время поста православные христиане добровольно воздерживаются от употребления мясных, молочных блюд, десертов. Также они стараются избегать всевозможных удовольствий и развлечений. Но православный христианин, прежде всего, должен позаботиться не о желудке, а о своем душевном состоянии. Пост неправильно воспринимать как диету.

Часто многие люди, соблюдая пост, становятся раздражительными, ждут скорейшего его окончания, забывая о душе. Если бы человек в самом деле начал задумываться о своей душе, то он стал бы непременно радоваться посту. Ведь вся его сущность устремлена на врачевание души.

Таким образом, для истинного христианина время поста является самым лучшим, в это время он становится ближе к Богу.

Что важнее: пост телесный или пост духовный?

Что такое пост? Для чего нужен? Важнее пост телесный или духовный? Для христианина очень важно понимать, что только воздержание от пищи ничего не значит без поста духовного. Скорее, напротив, как было указано выше, это может навредить. При этом вред может заключаться не только в раздражительности, но и в том, что постящийся может проникнуться чувством своего превосходства и излишней благочестивости. А ведь значение поста заключается именно в уничтожении грехов.

Что такое пост? Для чего нужен? Пост - это лекарство. Не всегда сладкое, но действенное. Он помогает оторваться от наслаждений, собраться с мыслями и подумать о своем духовном здоровье.

Если постящийся человек, употребляя лишь при этом вместо покаяния и молитвы, помощи ближнему, исполнения добрых дел постоянно испытывает греховные чувства, то пост не будет подлинным, не будет духовным.

Нужно понимать, что когда человек постится, он не голодает. Ни в одной службе Великого Поста не упоминается о нем в привычном для людей понимании, то есть в неупотреблении мяса и вкусной пищи. Церковь призывает поститься телесно и поститься духовно.

Итак, пост лишь тогда будет иметь истинное значение, когда он объединен с духовной работой над собой. Обычный человек, живущий в ритме современного мира, не будет доступен влиянию Высшей силы. Пост смягчает черствость человека, и тогда он становится более доступным для воздействия Высшего мира.

О чем заставляет задуматься пост, как правильно себя вести?

Как поститься правильно? Многие люди, постясь, полагают, что будет большим грехом, если они съедят, даже по бессилию, что-либо непостное, но их ни капли не смущает то, что они пренебрегают и порицают ближних, например друзей обделяют, оскорбляют или лгут им. Это настоящее лицемерие по отношению к Богу. Это неосознание веры и смирения!

Абсолютно очевидно, что раскаяние и молитва во время поста всегда должны сопровождаться размышлениями о собственной греховной жизни и, безусловно, должны идти рядом с воздержанностью от разнообразных забав и развлечений: хождений на танцы, в театры, к друзьям. Нужно стараться избегать чтения книг легкомысленного характера, прослушивания радостных музыкальных композиций, просмотра телевизионных программ с целью развлечения. Если все эти занятия манят христианина, то ему предстоит произвести над собой усилие, для того чтобы избавить от этого всего свою душу, хотя бы в постное время. Именно в этом суть поста.

Таким образом, поститься нужно и душой, и телом, с радостью. Необходимо научиться объединять пост наружный с внутренним постом. Нужно изучить свою душу и исправить свои пороки. Когда люди чистят свое тело посредством воздержания, они должны очищать и душу покаянием и молитвой, и тогда они смогут обрести добродетель и смирение, любовь и уважение к ближнему. Именно это и будет являться подлинным постом, угодным Богу, следовательно, спасающим душу человека.

Когда в пост можно есть рыбу?

Когда в пост едят рыбу? По общим правилам этот продукт разрешен в большие праздники, выпадающие на время поста.

В Великий пост, посвященный воскресению Господа, можно употреблять рыбу на праздники Благовещения, Вербного воскресения (вход Господний в Иерусалим), в Лазареву субботу.

Когда в пост едят рыбу еще? Также этот продукт можно есть в те православные праздники, которые выпали на период поста. Ведь, например, каждый год Великий пост приходится на разное время.

В Успенский пост, посвященный Святой Деве Марии, рыба разрешена в праздник Преображения Господня.

Рождественский пост посвящен рождению Господа нашего Иисуса Христа, он не такой строгий, как Великий пост, рыбу можно вкушать каждые субботу и воскресенье.

В Петров пост, посвященный святым апостолам Петру и Павлу, рыбу можно употреблять по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям.

Однако, как было сказано выше, пост - это не диета. Если человеку, христианину, по немощи своей необходимо вкушать рыбу, то с благословения священника на послабление поста можно употреблять рыбу в любой день. Ведь главное - это врачевание души, а не то, что в желудке. Пост в еде помогает держать и пост духовный, ведь, наевшись жирной, вкусной пищи, человеку так необходимо полежать, поспать, провести время в праздности, не хочется читать молитвы, а уж тем более идти в храм. А еду можно приготовить такую, что будет постно и вкусно.

Как держать пост православному христианину?

На самом деле этот вопрос абсолютно не имеет четкого ответа. Каждый человек должен поститься в меру своих сил и возможностей. Кто-то может, грубо говоря, продержаться весь пост на хлебе и воде, пребывая в постоянной молитве, часто посещая храм, еженедельно бывая на Таинствах, а для кого-то отказ от просмотра телевизора - уже пост. Не нужно сразу браться за непосильное, к посту необходимо подходить постепенно, с умом.

Общие же правила предполагают отказ от мяса, сладостей, рыбы (за исключением нескольких дней), в каждом посту есть дни сухоедения, когда нельзя вкушать приготовленную и горячую пищу.

Но это так называемый пищевой аспект и совсем не основной, как уже упоминалось выше. Главное - пост духовный.

Во время поста человек очищает себя от греховной грязи, он пытается приблизиться к Христу. В это время нужно вычитывать больше молитв, читать духовную литературу, почаще посещать храм, к тому же во время поста всегда идут особые службы, каждую из которых можно наблюдать лишь раз в год, в этот церковный пост. Это чудо из чудес, каждый должен прочувствовать это сам.

О Таинствах во время поста

Обязательно во время поста нужно приобщаться к церковным Таинствам: Исповеди и Причастию.

Исповедь - это покаяние в своих грехах, где священник выступает посредником между Богом и христианином. Весь груз грехов своих оставляет верующий там. И лишь после этого он может приступить к Великому Таинству Причастия - вкушению плоти и крови Христовой. Сам Бог входит в душу человека через эти Таинства, очищая и излечивая ее.

А исходя из сути и смысла православного поста понятно, почему именно в это время так полезны Таинства.

Таким образом, пост - это не только ограничение себя в пище, это огромная духовная работа, а для каждого человека она своя.

Отдельно о Великом посте

Перед Пасхой христиане соблюдают самый длительный, Великий пост. Это неотъемлемая часть великого христианского праздника. Соблюдать пост нужно для того, чтобы очистить свои тело и душу к великому празднику, Воскресению Господню.

Пост длится шесть недель, седьмой является Страстная Семидица, на ней требуется еще более строгое воздержание. Этот период самый строгий и торжественный одновременно. Подготовка к нему начинается за три недели до его начала.

Основной целью Великого поста, как и любого другого, является покаяние, отказ от привычных, бренных, суетных занятий и дел.

Во время поста стоит помнить, что он необходим не Богу, а самому человеку. Христианин не Богу постом одолжение делает, он лечит вою душу. Как уже упоминалось выше, Великий пост состоит из 2 частей: Четыредесятница - это период покаяния, и Страстная Седмица - период очищения.

Ведь неспроста Православная Церковь двукратно за Четыредесятницу предлагает прихожанам вычитывать прощальный Не зря еженедельно по субботам во время всенощного бдения в храмах поют: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Как раз для раскаяния христианам и дается время Четыредесятницы. Если у человека нет цели покаяния, не стоит приступать и к посту — это тщетная трата времени.

Отдельно о Страстной Семидице

Страстная Седмица по-другому в народе называется Страстной неделей. Это предшествующая Пасхе неделя, это особенное время для православных.

«Страсти» в переводе с церковнославянского обозначает «испытания и страдания». Название такое получила эта неделя потому, что на ней вспоминают последние дни, которые провел Иисус Христос на земле, его страдания, предательство, боль распятия, погребение и воскресение.

Во время Страстной недели поста христиане соблюдают самое строгое воздержание, особенно в духовном плане. Увеличивается количество служб в храмах, каждая из которых несет свой особенный, глубокий смысл.

Каждый день Страстной Седмицы на службах в храмах особый, священнослужители читают отдельные главы из Евангелия, которые рассказывают христианам о событиях, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Каждый день на Страстной неделе христиане вспоминают то, что произошло тогда.

Самыми особенными днями являются четверг, пятница и суббота.

Великий четверг

В четверг православные вспоминают Тайную Вечерю, когда Спаситель в последний раз собрал своих учеников, причастил их, дал наставления. Он тогда уже сказал, что кто-то из его учеников предаст его, и каждый из них отрицал это, в том числе и Иуда.

Великая пятница

В пятницу предательство свершилось, и в этот же день Христа распяли. В во всех православных храмах выносится плащаница (гроб). Вынос совершается после двух часов дня, в час смерти Спасителя, распятого на кресте.

В этот день богослужение несет в себе особый, трагический смысл, на нем повествуется о муках и страданиях, которые вынес Христос на кресте.

Великая суббота

В Великую субботу Православная Церковь вспоминает погребение Спасителя и сошествие его в ад для спасения рода человеческого и воскрешения мертвых.

В ночь с субботы на воскресенье христиане радуются и празднуют Великий праздник - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Вот и наступила светлая Пасха. Пост закончился. Можно и вкусить непостной пищи.

О молитвах во время Великого поста

Во время Великого поста молитве необходимо уделить немного больше внимания и времени, чем это получается в обычное время.

Также желательно как можно больше времени уделять богослужениям, которые будут посещаться во время поста. Если сложно отследить слова, которые читает священник, можно взять с собой в храм книгу с текстами молитв.

Стоит с особой тщательностью и усердием осуществлять молитвенные правила, как утренние, так и вечерние.

Утром можно проснуться пораньше, а вечером пораньше закончить свои дела, для того чтобы начать вычитывать молитвы, прибавив еще какие-то, по своему усмотрению.

Во время поста ежедневно стоит вычитывать молитву преподобного Ефрема Сирина. По дороге на работу, учебу или по делам при помощи наушников можно послушать Псалтирь или почитать в транспорте, если это удобно.

Молитвы, читаемые в Великий пост, помогают полностью очистить душу и тело, заслужить прощение и получить благословение.

Неисчислимым искушениям, которые так и обрушиваются на человека во время Великого поста, также полезно противоборствовать молитвой: на злобу, ярость, печаль, зависть, лень, греховные мысли самому себе надобно отвечать короткой

В православных странах установлены длительные и однодневные посты. Длительные, как правило, касаются практически всех верующих людей. Но и тем, кто не ходит в церковь и не молится, становится интересно, что такое пост, зачем он нужен, и иногда они тоже хотят присоединиться.

Чтобы мероприятие принесло по-настоящему духовную пользу и радость, нужно соблюдать ряд правил. Статья посвящена не только новичкам в вере, но и всем заинтересованным, желающим помочь себе стать лучше, научиться любить и прощать, смиряться и радоваться. Отметим, что материал составлен согласно многочисленным ответам православных священников о том, что же такое постничество и что оно дает людям.

Значение слова "пост" в словаре

Для начала рассмотрим определение слова «пост». Оно имеет в словаре Ожегова целых три значения, которые сильно отличаются друг от друга.

В первом случае под этим словом подразумевается добровольное воздержание человека от определенной пищи, от телесных утех и развлечений во имя Божие.

Второе значение слова - рабочее место человека какой-то профессии, связанное с наблюдениями, охраной, осмотром. Например, таможенный пост, пост охраны.

Третий вариант - элитная должность, например, в органах власти. Часто мы слышим по телевизору: «Избирается на пост вице-президента страны…», «Займет пост министра…».

Что означает пост в христианстве

Что же такое постничество в христианстве? На самом деле это не только ограничение в пище и отсутствие развлечений, но и молитва. То есть человек должен сам, без посторонних просьб и без принуждения, заставить себя сделать шаг к Богу. Но чтобы начать общение с Всевышним, нужно отбросить все земное:

  • развлечения;
  • утехи;
  • наслаждение;
  • веселье;
  • суету;
  • маловажные заботы;
  • злые дела.

То есть человек должен научиться воспринимать себя, окружающих и Бога по-новому, стать лучше, духовно чище (освободиться от злых помыслов, суеты, научиться прощать и любить). Вот что такое пост!

Прежде всего, человек должен научиться молиться, общаться с Господом. В этом помогают Церковь, службы в храме, молитвословы. Поститься всегда сложно, но в конце такого подвига появляется настоящая радость, легкость на душе.

Как он появился

Постничество началось, как проповедуют многие священники, еще в раю. Как говорится в Библии, Бог Адаму и Еве приказал, чтобы они ели любые растения, но не прикасались к одному дереву, которое таило в себе зло. Это и было постничество - ешьте все, но не прикасайтесь к тому, что вам может навредить. Ева не послушалась, соблазнившись словами демона, который прикрывался личиной змия. Произошла трагедия - мир стал таким, каким его видим сейчас: страдания, зло, болезни и смерти. Но чтобы человек исправился, Бог дал абсолютно всем людям шанс вернуться в рай посредством постов и молитвы.

До прихода Иисуса Христа в мир люди также ограничивались ради Бога. Но когда родился Спаситель и стал проповедовать, тогда изменились правила, которые соблюдают по настоящее время православные. Посты нужны для самих людей, а не для Бога.

Что дают ограничения и молитва

Практически каждый глубоко верующий человек знает, что пост - это духовная школа жизни. Ограничившись в мирских заботах и развлечениях или исключив их на время совсем, христиане вдруг понимают - мы совсем забыли, что вся суета, которая вертится вокруг нас и вокруг которой кружимся мы сами, пройдет, это все неважно. Есть в жизни дело поважнее - спасение души от погибели, от попадания в ад за грехи.

Зачастую люди спрашивают священников о том, какой пост считается действенным. Ответ однозначный: добровольный, с желанием изменить себя, оставить все мирское и вспомнить о Боге, зачем живем, и конечно, научиться любить и всех прощать. Такой подвиг считается самым сложным, очень трудно расстаться с гордыней и подойти к обидчику, сказав о прощении искренне. А также сложно уделить некоторое время Богу так, чтобы не отвлекаться на другие дела и заботы.

Пересилив свои земные желания, дабы встретиться с Господом, помолиться Ему, поблагодарить, попросить помощи, человек обретает неподдельную радость, не просто мимолетное чувство, которое возникает в связи с приятными обстоятельствами, а душевную радость без видимой причины.

Как начать поститься новичку

Новички всегда задаются вопросами о том, когда начинается пост и когда он закончится. Церковью установлены постные дни: однодневные (среда и пятница) и многодневные (Рождественский, Великий, Петров и Успенский).

Как правило, в современных календарях отмечено, в какие дни что можно кушать. Также приведены даты больших церковных праздников.

Желательно заранее узнать, как нужно поститься. Ниже будут приведены краткие сведения о подготовке.

Что можно и нужно делать

Мы разобрались, что такое пост. Но как проводить все дни, ведь всегда уделять время молитве практически невозможно? Действительно, в такой период христиане стараются делать что-то доброе во имя Господне и ради спасения души:

  • совершать дела милосердия;
  • бывать в паломнических поездках;
  • читать православную литературу;
  • слушать проповеди церковных пастырей;
  • готовиться к празднику, которому посвящен пост.

Чаще всего постники замечают, что времени становится намного больше, и оно не убегает со стремительной скоростью. Ведь современник в этот момент оставляет телевизор, компьютер, гаджеты. Телефон он использует только по делу и не позволяет себе произносить лишних слов. Кроме того, не следует общаться с друзьями, если встреча состоится с целью «просто поболтать, поспорить, повеселиться».

Как подготовиться

Подготовка к посту обычно начинается с посещения храма, чтобы:

  • помолиться соборно на литургии;
  • исповедаться в своих грехах перед батюшкой;
  • причаститься Святых Христовых Таин;
  • послушать проповедь священника.

Обычно люди узнают в церкви, что такое пост. Как правило, священники напоминают, что телесное и духовное ограничение нужно для того, чтобы человек расстался со своими страстями.

Ведь каждому предстоит в загробной жизни привыкнуть к новым условиям. Если человек тяготеет ко всему земному, то в вечности ему будет невыносимо хотеться назад, но пути обратно не будет. Кроме того, человек себя добровольно отсылает в ад. Чтобы этого не произошло, даются посты.

Кому нужно поститься

До семилетнего возраста дети не способны отвечать за свои действия, они только учатся жизни, воспринимают абсолютно все, что их окружает. Поэтому им не нужно каяться в грехах на исповеди. А по исполнении 7 лет мальчик и девочка должны научиться осознавать ответственность за себя, за свои поступки, дела и мысли, чувства.

То же самое касается и поста. Он взаимосвязан с исповедью. Поэтому дети с семилетнего возраста должны присоединиться к своим родителям. Но не следует насильно заставлять ограничиваться в еде и развлечениях, чтобы ребенок потерял желание быть настоящим христианином. Священники рекомендуют все делать постепенно и если ребенок готов, не сопротивляется.

Что делать по окончании

Многие с нетерпением ожидают окончания поста, чтобы поскорее вернуться к привычному образу жизни. Но православные старцы всегда говорили, что подобное мировоззрение обманчиво: такие люди не постятся, а просто соблюдают диету. Подобное мышление о посте опасно тем, что человек сам себя вводит в заблуждение. Пост должен быть любимым периодом для христианина.

Соблюдать ограничения и посвящать больше времени молитве рекомендуется согласно календарю постов. Даты придуманы неслучайно. Они также являются символом послушания, то есть человек не сам себе указывает на что-то, а повинуется определенному закону - в данном случае уставу Православной Церкви.

Какие выводы делает человек?

Самым длительным является Великий пост, он же и самый строгий. Длится 48 дней. Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим. Мирянам (людям, живущим не в монастырях и не принимавшим постриг) разрешены послабления, но если благословит священник. Еще и поэтому следует идти накануне в храм, чтобы обсудить с батюшкой все условия: в чем ограничиться, а что можно оставить как обычно. Ведь далеко не каждому под силу по тем или иным причинам строго воздерживаться. Например, по болезни или в период беременности не следует отказываться от молочных продуктов, мяса, если запрещает врач.

Так какие выводы делает человек, который провел пост духовно и искренне? Ему обычно не хочется возвращаться к прежней жизни. Ему становится противно то, что он любил делать раньше. А также хочется чаще общаться с Господом.

Вы узнали, что такое пост, каким он должен быть. Если человек сумел оставить свои земные дела или хотя бы ограничиться, затем с окончанием этого периода не пожелал вернуться к ним, значит, время было потрачено не напрасно, а с великой пользой для души.

Пост

1. У верующих: воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви. Строгое соблюдение постов. Проводить время в посте и молитве (поститься). Вынужденный п. (перен. : о невольном голодании; шутл.).

2. Период, в к-рый, по предписанию церкви, запрещается употребление скоромной пищи и действуют нек-рые другие ограничения. В посту (во время поста). Однодневные посты (среда и пятница каждой недели, крещенский сочельник и нек-рые другие). Многодневные посты. Великий п. (весенний семинедельный пост перед Пасхой). Петров п. (летний пост перед Петровым днём). Успенский п. (осенний двухнедельный пост в августе). Рождественский п. (зимний сорокадневный предрождественский пост).

Не всё коту масленица, придёт и Великий пост посл. о том, что на смену беззаботной жизни и удовольствиям придут неприятности, трудности.

1. Часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение или охраняющая военный объект, а также самый этот объект. П. пограничной охраны. Сторожевой п. Проверка постов. Выйти на п.

2. Место, пункт, откуда ведётся наблюдение, где находится охранение. Занять п. Наблюдательный п. Умереть на посту (также перен. : при исполнении своих обязанностей).

3. Место постоянного дежурства, наблюдения, а также само такое наблюдение. П. регулирования движения. У постели больного постоянный п.

4. Ответственная должность. Высокий п. Занять п. директора.

5. Место, в к-ром сосредоточено управление различными техническими средствами, сигналами. П. управления. Центральный п. Станционный железнодорожный п.


Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "пост" в других словарях:

    пост - а, м. poste m. , нем. Post <ит. posto, posta. 1. воен. Место, позиция, важные в военном отношении (для обороны или наступления). Бирж. 111. Понеже весь бедектервег оставить весьма не надлежит, хотя бы неприятель уже и на гласизе пост взял,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Пост: В Викисловаре есть статья «пост» Пост (военное дело) термин в военном деле. Пост должность, служебное положение, место в каком либо учреждении или на предприятии. Путевой пост разновидность раздельного пункта на железнодорожной линии … Википедия

    1. ПОСТ, а, предлож. о посте, на посту; м. [франц. poste] 1. Место, пункт (обычно оснащённые техническими устройствами), откуда можно наблюдать за кем, чем л. или охранять кого, что л. Занять, оставить п. Обходить, проверять посты. Встать на п … Энциклопедический словарь

    - [место] сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? поста, чему? посту, (вижу) что? пост, чем? постом, о чём? о посте и на посту; мн. что? посты, (нет) чего? постов, чему? постам, (вижу) что? посты, чем? постами, о чём? о постах 1. Пост это… … Толковый словарь Дмитриева

    Толковый словарь Ушакова

    1. ПОСТ1, поста поста, о посте, на посту, мн. посты, муж. (франц. poste). 1. Ответственная должность (в органах управления; книжн.). Пост директора. Важный пост. 2. Одиночный или парный часовой или небольшая вооруженная команда, поставленные на… … Толковый словарь Ушакова

    - (фр., от лат. ponere доставлять, ставить). 1) место, где поставлен солдат или офицер своим начальством для караула. 2) в фигур. знач., должность, отправление обязанности. 3) место исполнения служебной обязанности. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. место... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пост должность, место, позиция, положение; воздержанность, шутцпункт, пикет, бекет, работа, абвахта, выпрямитель, работенка,… … Словарь синонимов

    Пост ЭЦ … Википедия

    пост. - пост. постоянный Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пост. поставил поставленный постановка постановщик муз. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С.… … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • , Пост Питер, Пост Анна, Пост Лиззи. Цель этой книги - помочь вам обрести знания, благодаря которым вы сможете понять какое поведение в каждой конкретной профессиональной ситуации будет "правильным" . Это не только сделает вас…
  • Деловой этикет от Эмили Пост. Полный свод правил для успеха в бизнесе , Пост Питер, Пост Анна, Пост Лиззи. Цель этой книги - помочь вам обрести знания, благодаря которым вы сможете понять какое поведение в каждой конкретной профессиональной ситуации будет`правильным`. Это не только сделает вас…