Интеграционные процессы в европе на современном этапе. Европейская интеграция: механизмы взаимодействия

Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?

В послевоенной охваченной «холодной войной* Европе сложились два противостоящих и соревнующихся между собой военно-политических и экономических блока. Не будем касаться военнызЛорганизаций, а выделим только сферу международной торговли. На западе континента с начала 50-х годов происходило поэтапное формирование Общего рынка ведущих европейских держав, на востоке Советский Союз примерно в это же время приступил к созданию другой региональной группировки - Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВа), объединившего страны, оказавшиеся в орбите его влияния. И хотя последняя после 40 лет существования распалась, история обоих экономических образований весьма поучительна и заслуживает изучения.

Рождение СЭВа в 1949 г. было вызвано наряду с экономическими соображениями явными политическими мотивами. Москва стремилась направить развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, освобожденных в ходе войны советской армией, по пути народной демократии и социализма, что вызвало противодействие западных держав и привело к «холодной войне» и торгово-экономической изоляции этих стран. Чтобы привязать их к себе и открыть им рынки сбыта и получения необходимого сырья и топлива, Советский Союз выдвинул план регионального сотрудничества и интеграции. В СЭВ вошли Албания (в 1963 г. вышла из него), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, а в последующем к нему

присоединились Монголия, Куба, Вьетнам.

По замыслу его основателей СЭВ должен был стать альтернативой международному капиталистическому разделению труда и служить примером нового типа международных экономических отношений. Идеи социалистической солидарности и взаимопомощи, планомерных торговых и расчетных отношений, выравнивания уровней развития были

декларированы в его уставных документах. Создаваемая региональная система экономического сотрудничества претендовала на то, чтобы стать прообразом будущего мирового социалистического хозяйства. Она представляла исключение из мировой практики рыночных отношений. Административно-плановое управление хозяйством в

странах-участницах и координация планов между ними определяли направления и объемы обмена товарами и услугами, а рыночные механизмы носили вспомогательный, во

всей мировой торговли и до 40% внешней торговли

стран-членов СЭВа, было невозможно. Поэтому и цены, и валютные курсы, и многие другие инструменты торговли на рынке СЭВа строились с оглядкой на мировую практику.

Приспосабливая их к требованиям планирования, лишая необходимой гибкости, связи со спросом и предложением,

участники СЭВа придавали механизму сотрудничества ква-

зирыпочный характер. Это был опыт региональной интеграции посредством плана, а не взаимного открытия рынков и

либерализации торговли.

Под влиянием как политических, так и экономических факторов произошла значительная переориентация внешней торговли членов СЭВа: две ее трети стали приходиться

в 70-е и 80-е годы на региональный рынок, а у Болгарии, Кубы, Монголии в 80-е годы его доля достигала 80%. Свертывание торговли с Западной Европой, США и рядом других развитых стран в немалой степени было результатом политики этих стран, ограничивавших в условиях «холодной войны» экспорт так называемых стратегических товаров за «железный занавес». Новейшие виды оборудования и технологии оказались недоступными для членов СЭВа,

вынуждая их к нелегальным способам приобретения и ориентации на самообеспечение. Поэтому регион СЭВа представлял собой скорее специфический анклав, чем интегральную часть мировой экономики.

Плановые механизмы, создавая предпочтительные условия сотрудничества, способствовали быстрым темпам экономического роста в Центральной и Восточной Европе, индустриализации аграрных стран, росту благосостояния населения. Комплекс отраслей тяжелой промышленности в Советском Союзе мог обеспечить растущие потребности

партнеров по СЭВу в импорте нефти, газа, электроэнергии, угля, железной руды, металла*, лесоматериалов, удобрений. С другой стороны, дефицит многих видов продовольствия,

изделий легкой промышленности, мебели на советском

рынке частично покрывали поставки из других стран СЭВа.

То же можно сказать о машиностроительной продукции,

приборах, химикатах из ГДР и Чехословакии. 268

СЭВ интенсифицировал развитие транспортной инфраструктуры в регионе, положил начало созданию сети трансграничных нефте- и газопроводов, линий электропередачи,

автомобильных дорог. В рамках этой организации настойчиво осуществлялась политика развития международной внутриотраслевой специализации и кооперации производства по типоразмерам продукции, а также по отдельным деталям, узлам и компонентам изделий. Это способствовало

созданию и развитию современных высокотехнологичных производств во всех странах-участницах. Той же цели отвечали различные формы научно-технического сотрудничества. Нельзя отрицать роль СЭВа в создании ряда современных промышленных производств в странах-членах, в развитии авиа- и автомобилестроения, электропики, химии и т.д.

Выгоды регионального сотрудничества проистекали не только из значительной взаимодополняемости отраслевых структур экономики стран СЭВа. Немалые преимущества давала система устойчивых и во многих случаях льготных

цеп взаимной торговли, а также заранее согласованный на годовые и более длительные периоды и гарантированный планами сбыт экспортной продукции и получение импортных товаров. До образования СЭВа торговля между его членами велась в текущих мировых ценах. В 1950-1951 гг., когда мировой рынок отреагировал на войну в Корее беспрецедентным взлетом цен, было решено сохранять во взаимной торговле уровень цен 1949 - начала 1950 г. Эти «стоп-цены* просуществовали вплоть до 1957 г., а при определении постоянных цеп на семилетний период - 19571965 гг. - использовались в качестве базы средние мировые цены 1957 г. На очередную пятилетку - 1966-1970 гг. - базой неизменных цен стали усредненные мировые цены 1960-1964 гг., а в следующие пять лет - цены 1965-1969 гг.

После 1975 г. были предприняты меры по приближению

контрактных цен к текущим мировым для уменьшения негативных последствий «ножниц*- мировых цен, т.е. отставания их роста на сырье и топливо от увеличения цен на готовую продукцию. Торговые партнеры Советского Союза

получали от этого долгие годы огромные материальные

выгоды, которые по мере укрепления их экономики становились все менее оправданными.

Ныне опыт интеграции в рамках СЭВа принадлежит истории, по он не лишен поучительных сторон. Внесение плановых начал в формирование международного разделения труда, обеспечение гармонии интересов стран и выравнивание их экономических уровней, специализация и кооперация передовых производств - вес это актуально и сегодня в мировой экономике. Вместе с тем игнорирование роли рыночных рычагов и механизмов как внутреннего экономического развития, так и регионального сотрудничества

обусловило снижение эффективности интеграции и неудачу амбициозных планов на будущее. Но не только и не

столько это вызвало распад СЭВа и отказ от многих взаимных связей, вполне оправданных и взаимовыгодных. Главной причиной явились кардинальные политические перемены внутри соответствующих государств и в международных отношениях. Социалистическая система не выдержала соревнования с капиталистическим миром, слишком поздно и недостаточно успешно приступила к назревшим

реформам.

Наиболее успешным на протяжении последних четырех

десятилетий и убедительным примером возможностей региональной интеграции служит, несомненно, Европейский союз, объединяющий ныне 25 стран Европы.

Его становлению и укреплению способствовало благоприятное стечение

политических и экономических предпосылок. Лидеры

США и основных европейских государств понимали необходимость преодоления приведших к войне противоречий в

Европе, прежде всего между Германией и Францией, стремились создать условия для экономического, а в дальнейшем и политического сплочения западноевропейских государств. В желании усилить свое присутствие в Европе, помочь ей восстановить экономику и стать надежной преградой на пути распространения советского влияния США в апреле 1947 г. выдвинули «План Маршалла» (инициатор - госсекретарь США Дж. К. Маршалл), который вступил в действие в апреле 1948 г. Он предусматривал существенное вливание американских капиталов в разоренную войной

Европу, содействие в удовлетворении первоочередных ее нужд Б топливе, металле, продовольствии.

Первым шагом в строительстве будущего экономического сообщества явилось образование в 1951 г. Европейского

объединения угля и стали, ядром которого стали ФРГ и

Франция, но в которое вошли также Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды. В 1957 г. участники этого объединения заключили в Риме договор о создании Европейского

экономического сообщества (ЕЭС), целью которого было формирование общего рынка. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. После преобразования ЕЭС в 1992 Г. в Европейский союз на основе Маастрихтского договора, наметившего программу углубления интеграции вплоть до перехода к единой валюте, в ЕС были

приняты в 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция. Наконец 1 мая 2004 г. ЕС пополнился еще 10 новыми членами:

Венгрией, Кипром, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Чехией, Эстонией.

Региональной интеграцией оказались охвачены государства с населением 460 мдн. человек, экономическим потенциалом, сопоставимым с США и даже превосходящим их, с

более чем 40%-ной долей в мировой торговле товарами и услугами. На ЕС приходится чуть меньше половины всех прямых иностранных инвестиций. Эти цифры свидетельствуют об огромной экономической мощи, сосредоточенной в рамках ЕС и подпадающей под общие правила регулирования.

Для этого образованы соответствующие управленческие структуры и механизмы. Наряду с США ЕС выступает одним из главных действующих сил в глобальной экономике. Обширный региональный рынок, представляемый ЕС,

притягивает многие другие страны, которые стремятся к установлению с ЕС тех или иных форм сотрудничества и ассоциации. Среди #их Россия, многие африканские и латиноамериканские государства. ЕС, например, проводит политику привлечения к себе стран Южного Средиземноморья,

предоставляя им в рамках двусторонних договоров ряд преференций. Обсуждаются планы создания Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли. Европейская интегра-

ция таким образом дает импульсы более широкому процессу экономической глобализации. Европа, разумеется, представляет особо благоприятную

территорию для разностороннего экономического взаимодействия стран. Здесь исторически сложились достаточно развитые культура и производство, сформировалась разветвленная транспортная, коммуникационная, банковская и другие инфраструктуры. Все это в послевоенных условиях облегчало сотрудничество на основе взаимовыгодного разделения труда и разносторонней кооперации не только в производстве, но и в науке и технике, а также в других сферах хозяйственной и общественной жизни. Вместе с тем реальная экономическая и политическая интеграции потребовали достаточно длительного времени и настойчивого, а порой и мучительного согласования несовпадающих национальных интересов. Как бы ни был уникален опыт становления ЕС, он вносит немало поучительного в теорию и практику образования региональных торгово-экономических образований и валютных союзов.

Рождение Европейского союза, представляющего ныне

не только экономическое и валютное, но и политическое объединение государств, сопровождалось, с одной стороны, совместным решением крупных и жизненно важных производственных и технических проблем, а с другой - поэтапным созданием механизмов и правил международного сотрудничества, гармонизацией национальных законодательств, выработкой общей политики. И то, и другое происходило параллельно и в тесной взаимоувязке. Чтобы выстоять в состязании с другими центрами экономической силы, прежде всего с США, нужно было извлекать максимальные преимущества из региональной интеграции.

Общий рынок стал зоной, не только не знающей таможенных барьеров на пути движения между его участниками

товаров, капиталов,7рабочей силы, но и защищенной от внешней конкуренции общим тарифом и некоторыми нетарифными ограничениями. Создание таможенного союза открыло дорогу другим интеграционным начинаниям. Чтобы придать справедливый характер конкуренции на этом рынке, стали постепенно проводиться в жизнь меры по унификации внутренней экономической политики. Отстраивались наднациональные регулирующие органы - Европейская экономическая комиссия, выполняющая роль международного правительства, Европейский парламент как

законодательный и контролирующий орган и другие совместные институты и организации.

Одновременно объединялись усилия в развитии важнейших отраслей экономики. Помимо опыта сотрудничества в

угольной и металлургической промышленности кардинальное значение имели договоренности по поддержке сельского хозяйства в ряде стран-членов, обеспечению надежного энергоснабжения стран сообщества, созданию атомной

энергетики, расширению и улучшению работы транспортной системы, развитию конкурентоспособного гражданского авиастроения, помощи в преодолении экономической отсталости отдельных регионов. Страны ЕС стремятся к

проведению согласованной промышленной политики, чтобы идти в ногу с современным научно-техническим прогрессом, быстрее и с меньшими затратами переходить на

новые технологии. Решение обостряющейся энергетической проблемы тргбует расширения виерегионалыюго сотрудничества, прежде всего с Россией. В этой сфере, как и

в ряде других областей, ЕС испытывает вызовы экономической глобализации, сталкивается с необходимостью

взаимодействия с производителями и экспортерами энергии, а также энергосберегающих технологий в других частях мира.

На новую ступень интеграционное сотрудничество поднимает переход ведущих стран ЕС к использованию единой валюты - евро. Это смогли сделать страны, экономики и финансовые системы которых удовлетворяли установленным требованиям в отношении уровня инфляции, государственной задолженности, бюджетного дефицита и учетных

Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц.

На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).

Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания.

Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973–1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.

Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран. Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.

Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.

Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.

В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС , Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику – США (особенно ярко это проявилось во время вторжения США в Ирак в 2002): если страны континентальной Европы постепенно усиливают критику претензий Америки на роль «мирового полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.

Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно не сомневаться, что вскоре ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

Когда существовал социалистический лагерь, то была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать первым послевоенным интеграционным блоком, опередившим появление ЕЭС. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978).

В 1990–2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно похороненными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства.

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза.

ЛЕКЦИЯ 12

Идея объединения европейских государств появилась уже в начале XX века в виде идеи создания Соединенных Штатов Европы (см. главу 4). Однако реальные шаги в этом направлении были сделаны только после Второй Мировой войны. Стремление к консолидации было вызвано тем, что западноевропейские страны были ослаблены войной и опасались попасть в зависимость от сверхдержав. Они видели в интеграции способ объединения своих усилий для того, чтобы противостоять влиянию США и СССР в Европе.

Инициатором интеграции выступила Франция, которая в 1947-1948 гг. выдвинула проекты широкой экономической и политической интеграции. В марте 1948 г. в Брюсселе Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили на 50 лет пакт, предусматривающий сотрудничество в экономической, социальной, культурной и военной областях. Создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Главной задачей этой организации было распределение средств, выделяемых по Программе восстановления Европы (план Маршалла). В 1949 г. был создан Совет Европы, объединивший представителей парламентов западноевропейских стран с местопребыванием ее органов в Страсбурге. Но деятельность Совета Европы носила чисто консультативный характер, а его деятельность ограничивалась юридическими и культурными вопросами.

Первый реальный шаг по пути интеграции был сделан в 1951 г. созданием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Инициатором такого объединения выступил министр иностранных дел Франции Роберт Шуман, предложивший план примирения давних противников- Франции и Германии- и экономического объединения Европы. Страны ЕОУС обязывались координировать производство угля и стали, а также создать условия для свободного обмена этими видами продукции. В 1952 г. страны ЕОУС сделали попытку военно-политической интеграции, подписав договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Этот договор предусматривал создание единой армии стран-членов ЕОУС. Но эта попытка не имела успеха, так как в 1954 г. парламент Франции не ратифицировал договор о ЕОС.

После этого процесс интеграции опять переместился в экономическую сферу. В 1957 г. страны ЕОУС подписали в Риме соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Основная задача ЕЭС- свободный обмен товарами между странами-членами, проведение согласованной торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг. Именно поэтому ЕЭС получило название « Общий рынок». Основу ЕЭС составил союз ФРГ и Франции. ФРГ стала главной экономической силой « Общего рынка», а Франция после прихода к власти де Голля стала политическим лидером ЕЭС. Лидерство Франции проявилось в том, что именно она определяла темпы и содержание интеграционных процессов. В 60-70-е годы Франция заблокировала политическую интеграцию и ограничила интеграционные процессы экономической сферой. Эта позиция объяснялась тем, что Франция видела в политической интеграции угрозу своему суверенитету.


Договор о Евратоме предусматривал сотрудничество стран-членов в исследовательских работах и мирном использовании ядерной энергии.

Великобритания отказалась вступить в ЕЭС, так как не была уверена в том, что станет лидером в « Общем рынке». В 1960 г. в противовес ЕЭС Великобритания создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), членами которой стали Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Швейцария, Португалия, а с 1970 г.- Исландия. Основной целью ЕАСТ было расширение торгового пространства и устранение таможенных барьеров при взаимном ввозе-вывозе промышленных товаров. ЕАСТ отказалась от общего рынка и координации экономической и валютной политики. Очень скоро Великобритания поняла, что ЕАСТ не может конкурировать с ЕЭС, и подала заявку на вступление в « Общий рынок». Но в 60-е годы Франция дважды накладывала вето на вступление Великобритании, видя в ней проводника влияния США в Европе.

К концу 60-х годов страны ЕЭС разработали единую сельскохозяйственную политику и по инициативе Франции начали подготовку к созданию валютного союза. Однако кризис 1973-1975 гг. резко затормозил процесс интеграции, так как страны ЕЭС стремились в одиночку преодолеть кризис и все силы направили на решение этой задачи. Однако в 70-80-е годы появились факторы, которые усилили необходимость интеграции. Во-первых, усилились интернационализация экономики стран Западной Европы. Крупные европейские фирмы стали создавать фиалы в других странах, компании начали объединяться в западноевропейские ТНК. Многим фирмам было выгоднее закупать у соседей технику и запчасти, чем производить у себя в стране. Таким образом происходило взаимопереплетение экономик стран Западной Европы. Во-вторых, появилась необходимость объединить усилия для проведения научных исследований и разработки новых технологий. В 1983 г. Франция предложила проект научно-технического сотрудничества (проект « Эврика»), к которому присоединилось большинство стран Западной Европы. В-третьих, усилилась конкурентная борьба между странами Западной Европы, США и Японией.

Эти факторы дали новый импульс интеграционному процессу. В 70-80-е годы интеграция развивалась и вширь и вглубь. Развитие в ширь проявилось в расширении ЕЭС. В 1973 г. в « Общий рынок» были приняты Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г.- Греция и Португалия.

Развитие интеграции вглубь связано с действиями Франции, которая в 70-е годы перестала сопротивляться политическому объединению, надеясь таким образом оживить затормозившую экономическую интеграцию. В 1979 г. был создан Европарламент, члены которого избирались на 5 лет всеобщим голосованием стран Европейского Сообщества (так в 70-е годы стали называть ЕЭС, ЕОУС и Евратом). Европарламент принимает общие для стран ЕС решения, но они не являются обязательными для правительств стран ЕС. Создание Европарламента позволило разблокировать процесс экономической интеграции. В 1979 г. государства-члены ЕЭС заключили соглашение для стабилизации Европейской валютной системы. Ее основой должна была стать европейская денежная единица ЭКЮ, которая при котировке определяла бы цену отдельной денежной единицы. Предусматривалось установление твердых валютных курсов валют, которые могли колебаться только внутри отдельных государств. Экю не заменяла национальные валюты и на практике почти не использовалась.

В 80-е годы процесс интеграции еще более углубился. В 1986 г. страны ЕС подписали Единый Европейский Акт. Он предусматривал создание к 1 января 1993 г. единого рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Акт также установил, что отныне все решения внутри ЕС будут приниматься большинством голосов, а не единогласно.

Выполняя решение Единого Европейского Акта Представители 12 европейских стран в декабре 1991 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) согласовали принципы, в соответствии с которыми будет строиться Европейский союз.

Ядро Маастрихтского протокола составляют экономический и валютный союзы. До 1999 г. страны, проводящие четкую финансовую политику и удерживающие инфляцию на низком уровне, должны будут ввести общую денежную единицу ЭКЮ. За ее стабильностью будет следить независимый Европейский банк. Должно быть введено единое гражданство, жители объединенной Европы получат активное и пассивное избирательное право на выборах в местные органы страны, в которой они в данный момент проживают, их право на пребывание в любой стране Европейского союза будет неограниченным. Было условлено, что оборонная политика будет формироваться сообща, на основе военно-политических принципов НАТО.

Маастрихтский договор создал юридическую базу для создания единой Европы. После ратификации договора парламентами стран ЕС Европейский Союз с октября 1993 г. стал исторической реальностью.

В 90-е годы процесс европейской интеграции развивался в соответствии с концепцией « трех кругов», автором которой был французский экономист и политик Ж. Делор. Эта концепция предполагает создать единую Европу в 3 этапа:

Создание единого рынка стран ЕС. Этот процесс ускорился после подписания Маастрихтского договора. В 1993 г. страны ЕС убрали границы между собой, что позволило установить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. 1 января 1999 г. была введена единая валюта ЕС – евро, которая с 1 января 2002 г. заменила национальные валюты (за исключением Великобритании, Швеции и Дании). С принятием конституции ЕС планируется, что страны Евросоюза объединятся в конфедеративное государство.

Присоединение к ЕС стран ЕАСТ. В 1995 г. членами ЕС стали Швеция, Австрия и Финляндия. Но Норвегия и Швейцария отказались войти в Евросоюз.

Присоединение к ЕС тех стран Восточной Европы, которые будут соответствовать нормам ЕС. В октябре 2002 г. руководство ЕС приняло решение, что в 2004 г. в Евросоюз вступят 10 восточноевропейских стран, а в 2007 г. Болгария и Румыния. В 2005 г. начали переговоры о вступлении в ЕС Турция и Хорватия.

Таким образом, за 50 лет европейские страны добились значительных успехов на пути к объединению и к созданию единой Европы, хотя еще недавно эта возможность казалась совсем нереальной. В то же время интеграция породила ряд проблем: не все страны могут привести свою экономику к единому европейскому стандарту. В 90-е годы были приняты поправки, которые смягчили нормы Маастрихтского договора. Однако существует опасность, что большинство стран ЕС превратятся в экономические придатки ФРГ, Франции, Великобритании и Италии; многие европейцы опасаются, что интеграция приведет к потере суверенитета. Так, население Швейцарии и Норвегии на референдумах выступило против вступления в ЕС. В Дании Маастрихтский договор был одобрен только на втором референдуме;

С большим трудом идет разработка единой внешней политики ЕС, так как между Францией, ФРГ и Великобританией развернулась борьба за роль лидера;

Конституция ЕС, принятая 29 октября 2004 г. для вступления в силу, должна быть ратифицирована всеми 25-ю странами-членами ЕС, в мае-июне 2005 г. французы и голландцы на референдумах высказались против конституции.

Кроме Евросоюза в Европе в настоящее время действуют и другие международные организации: Совет Европы, в который входят все европейские страны, кроме Беларуси. Он обсуждает вопросы, касающиеся Европы, и дает рекомендации правительствам европейских стран;

Западноевропейский союз, созданный в 1948 г. В него входят 9 стран Западной Европы. Он занимается вопросами обороны и сотрудничает с НАТО;

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее членами являются все европейские страны, США, Канада, азиатские республики СНГ. ОБСЕ занимается поддержанием мира в Европе и урегулированием споров как меду странами-членами, так и внутри этих стран.

Источники и литература к введению,

Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно не сомневаться, что вскоре ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

Когда существовал социалистический лагерь, то была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать первым послевоенным интеграционным блоком, опередившим появление ЕЭС. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Если сравнивать СЭВ с другими интеграционными блоками по доле мирового экспорта, то он находился в 1980-е на втором месте, далеко отставая от ЕЭС, но опережая следующий за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся стран. Однако за этими внешне привлекательными данными скрывались серьезные пороки «социалистической» интеграции. Поэтому уже в 1960–1970-е позитивный потенциал развития СЭВ оказался исчерпан, в дальнейшем товарооборот стран Восточной Европы с СССР и друг с другом начал постепенно снижаться, а с Западом, наоборот, расти.

Распад СЭВ в 1991 показал, что тезис советской пропаганды об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Помимо чисто политических факторов, главной причиной распада СЭВ стали те же причины, из-за которых не функционируют большинство интеграционных группировок стран «третьего мира»: ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР – в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС.

В 1990–2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно похороненными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов.

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным – по мнению многих экспертов, Союзное государство России и Белоруссии существует впервые годы 21 века скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу – пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.

Таким образом, на постсоветском экономическом пространстве действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Лишь будущее покажет, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи продолжать отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.