Счастья не должно его быть. Час общения «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро

Существовал в нескольких редакциях, первую из которых 18 марта 1930 года сжег сам Булгаков, после того как узнал о запрете пьесы «Кабала святош». Тогда Булгаков написал правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Еще не законченный роман был сожжен. Это произведение могло бы быть совсем утрачено, но в 1931 году Булгаков восстанавливает рукописи романа и продолжает работу над ними. После этого работа над романом не прекращалась. Булгаков был вынужден отвлекаться от этой работы для написания мелких произведений, приносивших ему доход, но теперь и речи не могло быть о том, чтобы забросить роман.

Знания должны быть реализованы у индивидуумов, чтобы индивидуумы осознали это в социальной практике, что было бы местом, где также способствует социальному развитию для счастливого существования. Возвращаясь к видению счастья в греках, счастье, которое греки называли мудростью, не является счастьем, которое получается на основе развлечений или иллюзий, но получается по отношению к истине, то есть истинному счастью, потому что знание умилостивляет правду вещей и их вселенных. Философия как поиск знания, как любовь к познанию, - это высшая степень мудрости, которую человек получает, и в мудрости признается счастье человека.

Роман “Мастер и Маргарита” стал откровением великого писателя. До сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический, философский, психологический, а в ершалаимских главах - роман-притча “Мастер и Маргарита”. Его рассматривали и как результат мирового литературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни 20-х и 30-х гг., и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя. Сам оценивал его как свое главное послание человечеству, свое завещание потомкам.

У греков была наглость думать о счастье, а также о многих современных писателях и философах. Альберт Камю подтвердил, что не следует стыдиться быть счастливым, потому что счастье состоит в неустанной борьбе со страхом, хотя Мишель Фуко подтвердит, что счастья не существует и тем более счастья людей. Современные философы, такие как Ницше, утверждали, что человек не предназначен для счастья, но ему всегда суждено страдать.

Счастье, которое дает нам знание, имеет силу заставить нас чувствовать себя более уверенными в себе, не чувствовать себя беспомощными перед жизнью, в то время как человек без знания - беспомощный человек, которому не приходится сталкиваться с этим. Знание - это не обязательно получение академических степеней, но это также способ их приобретения. В эпоху глобализации знания в большей степени доступны нашей универсальной библиотеке, которая является Интернетом. Книга не будет заменена этой новой технологией, но обогатит ее, и она будет проходить через магистрали сети, где информация и знания станут более доступными, и ее создание будет иметь более универсальный, демократический и основанный на участии характер.

В этот роман Булгаков вложил всю силу своего таланта, творческого воображения. Проделана фундаментальная работа и вот – шедевр перед нами. Роман чрезвычайно многогранен и интересен, хотя его композиция довольно сложна для восприятия. Но в этом и его прелесть – автор как бы протягивает незримую нить между прошлым и настоящим, заставляем нас задуматься о вечном и ведет за собой в будущее…

В сети мы также можем открыть для себя любовь, отдых, развлечения и, кроме информации и знаний, также найдется место для знакомства с счастьем. Физик и космолог Стивен Хокинг подтвердил, что великий враг знания - это не невежество, а иллюзия знания, это означает, что до тех пор, пока истинное знание не будет создано, мы также не добьемся истинного счастья, и мы будем жить в иллюзии знание, которое не служит нам для жизни, а тем более для счастья.

Магистр латиноамериканской философии и специализации в области образования в философии Колумбии и современной политической философии. Фактически, люди всех возрастов считают, что юность и ранняя молодость составляют особый этап жизни. Кроме того, каждый хочет, чтобы молодые люди пользовались надлежащим переходом между детством и взрослой жизнью.

Одной из вечных тем, остающихся актуальными в течение многих столетий, является тема добра и зла. Мне кажется что само понятие добро и зло возникли сразу, если не раньше того, как появился . Поэтому нет необходимости говорить о актуальности этой темы – она была актуальна всегда и будет актуальна до тех пор, пока не поколеблются сами основы мира. Это понимал и Булгаков. Тема добра и зла привлекла его своей глубиной, вечностью, всеохватностью, поэтому он уделил ей большое внимание в своем романе.

Полезна ли Библия в этом отношении? Ответ - громкое да. Давайте рассмотрим два аспекта, в которых Слово Божье может помочь молодым людям, возможно, больше, чем людям любого другого возраста. Хорошие отношения с другими. Результаты показывают, что в свободное время, когда они слушают музыку, играют в спорт или просто выходят, они почти всегда сопровождают их. Более чем любой другой сегмент населения, молодые люди стремятся быть со своими сверстниками. Несомненно, одним из ключей к наслаждению на этот раз является ладить с другими.

В любом случае, это не всегда легко. Человеческие отношения - это поле, в котором мальчики и девочки допускают частые проблемы. Тем не менее, Слово Божье очень практично, поскольку оно дает основные рекомендации для них, чтобы развивать обогащение дружеских отношений. Что Библия говорит об этом?

Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и . Сначала понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы. В романе “Мастер и Маргарита” две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей - автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд “по виду - лет сорока с лишним”, а Иешуа - двадцати семи; “под левым глазом у человека был большой синяк…”, а у Воланда “правый глаз черный, левый почему-то зеленый”; у Га-Ноцри “в углу рта - ссадина с запекшейся кровью”, а у Воланда был “рот какой-то кривой”, Воланд “был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…”, Иешуа предстает перед прокуратором одетым “в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба…”. И, наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь.

Одним из его самых выдающихся принципов является известное Золотое правило: «Относитесь к другим, как хотите, чтобы вас лечили». Если мы относимся к другим с уважением, достоинством и добротой, они будут делать то же самое с нами. Доброта может успокоить среду трения и напряжения. Репутация, которую мы рассмотрим, вероятно, принесет нам признание и признание. И разве мы не счастливы, когда чувствуем себя любимыми?

Библия советует «любить ближнего, как самого себя». Мы должны любить себя в смысле заботы о наших потребностях и иметь здоровый уровень самолюбия, ни слишком много, ни слишком мало. Как такая самооценка может помочь нам? Ну, если мы не чувствуем себя комфортно с самими собой, мы можем стать гиперкритическими людьми, что помешает нашим отношениям с другими. Сбалансированная концепция самого себя имеет основополагающее значение для создания прочной дружбы.

Но наиболее полно взаимодополняемость добра и зла раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия “духу зла и повелителю теней”:

“Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп”.

После установления дружбы обе стороны должны стремиться к ее укреплению. Посвящение времени другому человеку заставит нас чувствовать себя хорошо, потому что «больше счастья дается, чем в получении». Один из способов дать - это простить, что означает игнорирование небольших ошибок и не ожидающее совершенства от других. Библия рекомендует: «Пусть все люди знают, насколько вы разумны». А также: «Насколько это зависит от вас, будьте мирными со всеми людьми». Что произойдет, если друг укажет на слабость?

Как мы будем реагировать? Рассмотрим следующие практические советы из Библии: «Не торопитесь в своем духе чувствовать себя оскорбленным», так как «заслуживает доверия друг, который говорит откровенно». Не правда ли, что друзья влияют на наши мысли, слова и поведение? Поэтому Библия предупреждает: «Плохая компания портит полезные привычки». С другой стороны, «тот, кто ходит с мудрыми людьми, станет мудрым».

Как появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то есть Воланд) существует, потому что Христос есть (в романе - Иешуа Га-Ноцри), и отрицать его - значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса. Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле “…часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Совершенно ясно, что Воланд - это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло, он видит, что творить уже нечего - зло и так заполонило город, проникло во все его уголки. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их неверием и пренебрежительным отношением к истории, и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате.

Выступая из уст многих молодых людей, Марко указывает: Библейские принципы - бесценная помощь, чтобы наслаждаться хорошими отношениями. Библия учит нас думать о других, а не о самих себе, и это, на мой взгляд, лучший способ подойти к вопросу о человеческих отношениях. То, что молодые люди, подобные Марко, учатся в Библии, не только помогает им на этом этапе их жизни, но и в последующие годы. И в отношении будущего есть еще один аспект, в котором Писание представляет особый интерес для молодого поколения.

У многих молодых людей есть пытливый ум. Больше, чем любая другая возрастная группа, они обвиняют в необходимости знать, что произойдет и почему. И Библия, более чем любая другая книга, разъясняет причины глобальных условий и показывает, что ждет будущее, и именно то, что нужно знать молодым поколениям. Почему мы можем сделать это заявление?

А что же Иешуа? Он говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земле настанет царство истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала, к которому нужно стремиться. Иешуа совершил жертвенный во имя истины и добра, а Пилат страдал и мучился “двенадцать тысяч лун”, пока Мастер не дал ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Я думаю, сделал Иешуа героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно и может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так не хватало большинству жителей Москвы 30-х годов. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства, достойным если не света (так как разочаровался в себе, на какое-то время сдался перед напором глупцов и лицемеров, при помощи Маргариты вступил в сделку с дьяволом), то покоя. И это доказало, что Воланд не имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится к истине, добру и чистоте. Считается, что главное занятие Сатаны - неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но, вчитавшись внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж как-то очень гуманен. Мне кажется, что Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель - установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: “Ну что же… они - люди как люди… Ну легкомысленны… ну что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… - и громко приказывает: “Наденьте голову”. И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.

Ну, хотя принято считать, что молодежь живет только по настоящее время, некоторые исследования показывают немного другую тенденцию, поскольку они показывают, что молодые люди, как правило, полностью осознают происходящее вокруг них и делают свои выводы о том, Наверное, это будет жизнь в будущем. Доказательством этого является то, что 3 из 4 молодых людей «часто» или «очень часто» думают о завтрашнем дне. Хотя в целом есть оптимистичный настрой, большинство из них видят будущее с некоторой озабоченностью.

Как это объясняется? Значительная часть молодых людей, которые будут составлять новое поколение взрослых, уже сталкиваются с проблемами с преступностью, насилием и наркотиками. Молодые люди беспокоятся о стабильной работе в высококонкурентном обществе. В школе они чувствуют принуждение получать хорошие оценки и на работе, чтобы быть продуктивными. 17-летний мальчик сетовал: Мы живем в обществе, где преобладает закон джунглей. Каждый ищет свои собственные интересы. Вы должны всегда доказывать свою ценность, и это меня отвратительно.

Я считаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью. Каждый человек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи. А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая.

Другой, 22, сказал: «Те, кто достигает своих целей, преуспевают в жизни; но те, кто имеет худшую удачу, те, кто по той или иной причине не выполняют то же самое, остаются позади». Почему жизнь настолько конкурентоспособна? Будет ли всегда так? Знают ли они это или нет, молодые люди соглашаются с Библией, когда они чувствуют себя подавленными или боятся нынешнего положения дел. Слово Божье показывает, что это общество, похожее на «джунгли», является признаком времени. Почему критически и сложно управлять?

Библия уверяет, что эти критические времена придут в «последние дни» и до того, как произойдут серьезные изменения в человеческом обществе. Эти преобразования будут влиять на всех одинаково, молодых и старых. Какие преобразования? Ну, небесное правительство скоро возьмет под свой контроль ситуацию, и в любом месте его подданные будут наслаждаться «изобилием мира». «Сами праведники будут обладать землей и постоянно пребывать на ней». Чувства тревоги и страха ушли в прошлое.

Роман “Мастер и Маргарита” - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и , возносящих душу к высотам истинной человечности.

“Мастер и Маргарита” - сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О “Мастере и Маргарите” еще много будут думать, много писать. “Рукописи не горят”,- произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне Михаила Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.

Только Библия дает надежное видение будущего. Когда молодой человек знает, чего ожидать на долгие годы, он может подготовиться к событиям, чтобы он чувствовал себя в безопасности и больше контролировал свою жизнь, что уменьшало напряжение и беспокойство. Таким образом, Библия охватывает особую потребность, которую молодые люди должны понимать в обществе и знать, что ждет в будущем.

Какова мера успеха в молодежи? Может быть, высшее образование, материальные блага или широкий круг друзей? Отрочество и ранняя молодость должны стать хорошим началом для остальной части наших дней. Другими словами, счастливый юноша может установить тон на потом.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро… . Литературные сочинения!

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

(по рассказам А.П.Чехова «Крыжовник» и «Дама с собачкой»)

Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, ее он высмеивал и ее изображал бесстрастным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось бы, все устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском. М.Горький.

Как мы видели, Библия может помочь молодым людям быть счастливыми, как многие из них доказали, которые ежедневно читают Слово Божье и применяют то, что они учат в нем. По сути, Библия - это книга для сегодняшнего молодого человека, потому что она помогает ему «быть полностью компетентным и полностью укомплектованным для каждой хорошей работы».

Знакомство с другими людьми - один из ключей к наслаждению молодежью. Возможно, больше, чем любая другая возрастная группа, молодые люди хотят знать, что произойдет и почему. Совет молодого слуги Иеговы. Александру 19 лет и он воспитывался в семье Свидетелей Иеговы. Хотя сегодня он всецело живет своей верой, это не всегда так.

Цель урока:

Задачи:

Образовательные : определить основное направление творчества А.П.Чехова.

Развивающие : развивать навыки идейно-художественного анализа литературного произведения.

Воспитательные : воспитывать в учащихся потребность осознанно определять свое место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

Наверное, у меня не хватило смелости сделать честный осмотр совести. Счастье - это состояние ума, в котором человек чувствует себя в мире с самим собой; Он чувствует, что он уравновешен и сбалансирован. Что нас радует? Иногда то, что нас радует, - это то, что мы достигаем целей, которые мы ставим перед собой; в других случаях счастье относится к лекарству от болезни или к контролю хронического заболевания. Счастье можно почувствовать, когда вы женитесь, когда у вас есть дети, когда вы получаете определенную карьеру.

Счастье в этом случае является кульминацией процесса, когда достигают намеченной цели. Счастье можно получить также, когда что-то не произойдет; когда предсказывается сильный ураган, и он никогда не прибывает, когда смертельная болезнь не убивает человека, когда, несмотря на автомобильную аварию, никто не пострадал. Другими словами, счастье - это нечто очень относительное и очень личное.

Тип урока : урок формирования умений и навыков.

Оборудование: компьютерная презентация, портрет писателя, карточки с индивидуальным заданием.

Ход урока:

Сегодня на уроке рассмотрим два рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» и «Дама с собачкой». Рассказы, казалось бы, далекие друг от друга, но в них много общего, так характерного для творчества А.П.Чехова.

С какой же целью мы их рассмотрим? Попробуем определить основное направление творчества Чехова; попробуем закрепить навыки анализа художественных произведений и определить место и значение отдельных деталей.

Прежде чем мы перейдем к обсуждению рассказов, остановим наше внимание на личности Чехова.

Никто не понимал так ясно и точно, как Антон Павлович Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обывательщины.

Сам Чехов, несмотря на свою болезнь, был великим тружеником. «Нужно, знаете, работать… не покладая рук… всю жизнь». Это был человек, который сделал себя сам.

Свое жизненное кредо он выразил достаточно четко: «Моя святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».

Чехов призывал своих собратьев по перу овладевать умением «коротко говорить о длинных предметах» и сформулировал афоризм, ставший крылатым: «Краткость – сестра таланта».

Каждый писатель приходит в литературу с каким-то своим новым словом. С каким новым словом пришел в литературу А.П.Чехов? Послушаем сообщение об основных направлениях творчества Чехова.

Сообщение ученика: А.П.Чехов занимает особое место в литературе. Он стал непревзойденным мастером короткого рассказа. Жил Чехов на стыке веков в переходное время, и эта эпоха отразилась в его творчестве. Свою позицию Чехов определил так: «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь».

Кто же герои рассказов Чехова? Это в основном мелкие чиновники и средняя интеллигенция.

Большинство его мелких чиновников заражены вирусом пресмыкательства и чинопочитания. Главное для обывателей – личное благополучие. Жизнь их пронизана скукой и никчемностью. Другой тип чеховских героев – интеллигенция. Доброту, чуткость – все эти человеческие качества он встречал чаще всего в среде интеллигенции. Однако интеллигенция у Чехова зачастую беспомощная, инертная, смиряющаяся с тем злом, которое его окружало. И все же именно у ее среды слышался голос, призывающий людей покончить с этой скучной жизнью и начать новую жизнь, полную творческого труда.

Это не только его точка зрения, все исследователи отмечали, что А.П.Чехов был ярым противником мещанского образа жизни, накопительства, обогащения. К чему тогда призывал А.П.Чехов? Это звучит в теме нашего урока: « Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Мещанской жизни, сытой, довольной, он противопоставлял чувство добра и справедливости. И сказано это одним из героев Чехова, который прозрел и увидел, как безобразна окружающая жизнь. А кто это из прозревших героев? (Иван Иваныч). Зачитаем конец рассказа «Крыжовник». Основная идея обычно выносится в конец рассказа.

(Потом все трое сидели в креслах, в разных концах гостиной и молчали. Рассказ Ивана Иваныча не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина. Слушать рассказ про беднягу чиновника, который ел крыжовник, было скучно. Алехину сильно хотелось спать.)

Почему рассказ Ивана Иваныча не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина?

(Слушать рассказ про беднягу чиновника было скучно. Они сидят в уютной гостиной, одетые в шелковые халаты и теплые туфли. На стенах портреты в золоченых рамах. И после хорошего обеда хотелось говорить о том о сем, о приятном, о женщинах. Другие рассуждения им неинтересны).

Что возмущает Ивана Иваныча?

(Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье. Мы видим тех, которые днем едят, ночью спят, говорят свою чепуху, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то детей погибло от недоедания.)

К какому выводу приходит Иван Иваныч?

(Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные.)

Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

О чем просил Иван Иваныч Алехина?

(Не успокаиваться, не давать усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!)

(Двум ученикам даю индивидуальное задание).

В записной книжке о рассказе «Крыжовник» Чехов писал: «Через 2-3 года у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел на него. Глядя на тарелку с крыжовником, он подумал: « Вот все, что дала мне в конце концов жизнь». (Именно так хотел закончить свой рассказ Чехов. А закончил иначе. Прочитаем конец рассказа.)

От его трубочки, лежавшей на столе, сильно пахло табачным перегаром, и Буркин долго не спал и все никак не мог понять, откуда этот тяжелый запах. Дождь стучал в окна всю ночь.)

Почему Буркин не спал? Только ли от трубки? Причем здесь дождь?

(У Чехова каждая деталь важна, заметна. Дождь создает пасмурное настроение, пасмурно на душе. Буркин остался глух к рассказу Ивана Иваныча. Они не восприняли рассказ. Зачем нарушать свой покой, свою сытость? Когда так хорошо и уютно.)

У Александра Блока есть стихотворение «Сытые», где такие строки:

Пусть доживут свой век привычно –

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям неприлично

Их старой скуке подражать.

Это обращение к вам, молодым, чтобы вы не уподобились Николаю Ивановичу. И Чехов обращается к вам, молодым: « Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Почему А.П.Чехов изменил концовку рассказа?

(В первоначальном варианте конец рассказа выражен слишком прямолинейно. А здесь читатель должен додуматься, что станет с Николаем Иванычем).

А почему так, казалось бы, невыразительно озаглавлен рассказ?

(Крыжовник стал смыслом жизни Николая Ивановича).

Обратимся к индивидуальному заданию по рассказу «Крыжовник».

Какое значение для раскрытия идейного смысла рассказа имеет данный отрывок?

Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Вышла из кухни кухарка, голоногая, тоже похожая на свинью. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени у него покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди хрюкнет в одеяло.

А теперь обратимся к рассказу «Дама с собачкой».

Второй рассказ, казалось бы, не связан с рассказом «Крыжовник», но у них есть общее.

Чем перекликаются? Чем похожи?

(Гуров живет такой же жизнью, как и Николай Иванович. Он доволен собой и своей жизнью. Посещает рестораны, клубы, званые обеды, юбилеи, ему лестно, что у него дома бывают известные адвокаты и артисты и что в Докторском клубе он играет в карты с профессором. Гуров – банковский работник, у него все благополучно.)

Что же с ним случилось, что он посмотрел на жизнь по-другому?

(Он полюбил по-настоящему, он прозрел, посмотрел на жизнь другими глазами, почувствовал отвращение к этой жизни.)

Вспомните слова, которые так возмутили Гурова?

(Осетрина – то с душком!)

Только ли в прямом смысле употреблены эти слова или это метафора? Что она означает? Найдите это место в рассказе.

Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!

И услышал в ответ:

А давеча вы были правы: осетрина – то с душком!)

Обычные слова, которые говорил он раньше. Но здесь эти слова возмутили Гурова, показались унизительными, нечистыми. Какие дикие нравы, какие лица: что за бестолковые ночи, какие неинтересные дни! То, что происходило в душе, не укладывалось в то, что происходило кругом. Он решил ехать к ней.

Случайно или сознательно Анна Сергеевна согрешила с Гуровым?

(Сознательно. Что говорит о муже Анна Сергеевна? Муж – лакей. Что означает «лакей»? Лакей - пресмыкается перед людьми, не имеет своих мыслей, никаких духовных порывов.)

Обратимся к индивидуальному заданию по рассказу «Дама с собачкой». Разъяснить данную метафору из рассказа «Дама с собачкой».

Гуров не спеша пошел на Старо - Гончарную, отыскал дом. Как раз против дома тянулся забор, серый, длинный, с гвоздями. «От такого забора убежишь», - думал Гуров, поглядывая то на окно, то на забор.

(Анна Сергеевна загнана в клетку, муж – лакей. Она заперта, невозможно оттуда выбраться. Поэтому она вянет и чахнет в этой клетке.)

Зачитаем последний абзац.

Смогут ли Гуров и Анна Сергеевна стать счастливыми? Если нет, то почему?

(Может ли быть счастье в таком обществе? Общество больно, заражено. Островок счастливый не будет. В больном обществе быть счастливым нельзя.)

М.Горький так писал о Чехове:

Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, ее он высмеивал и ее изображал бесстрастным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда очень хорошо, удобно, даже с блеском.

Назовите героя, у которого очень хорошо, удобно, даже с блеском.

А теперь обратимся к высказыванию Владимира Набокова о творчестве А.П.Чехова.

Тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливого и трогательного существа представлен в рассказах Чехова.

Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы. Типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить.

    Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды. Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не близких, не тех, кто рядом, а дальних.

    Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип.

Перекликаются ли слова В.Набокова с тем, о чем мы говорили сегодня на уроке?

В чеховских рассказах спотыкается человек, заглядевшийся на звезды. Звезды – будущая счастливая жизнь.

Почему страна благословенна?

Россия – единственная страна, где материальное благополучие не стоит на первом месте. Люди мечтают о счастье не только себе, но и другим. Такая страна, по мысли Набокова, благословенна, избрана Богом.

Наш урок подошел к концу. Спасибо всем!

Домашнее задание: сочинение-миниатюра.