Экологическое путешествие внеклассное мероприятие к дню заповедников и национальных парков. Классный час по экологии (6 класс) на тему: День заповедников и национальных парков Классный час день заповедников и национальных парков

Елена Нестерук
Сценарий досуга «Международный день заповедников»

Цель :

Познакомить с понятиям "заповедник " и роли человека в жизни его обитателей, сформировать представление детей о растительном мире заповедника ;

Закрепить представления детей об «этажах» леса;

Закреплять правила поведения в заповеднике ;

Познакомить с заповедниками Москвы и Московской Ю области;

Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь;

Воспитывать у детей доброе отношение к природе на примере родного края.

Демонстрационный материал : карта России, фотографии заповедника , иллюстрации растительного и животного мира заповедников , экологические знаки

Раздаточный материал : цветные карандаши, листы белой бумаги (круг)

Предварительная работа : заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы о деревьях, наблюдение за деревьями на участке детского сада, привлечение родителей к подготовке досуга .

Ход занятия:

Воспитатель : «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу – значит охранять Родину» (М. М. Пришвин) .

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека : ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(солнце)

Воспитатель : Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

(Ответы детей) .

Воспитатель :

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

Воспитатель : А без воздуха можем мы прожить?

(Ответы детей) .

Воспитатель :

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая?

(вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

(ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(гриб)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

(пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель : Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Ответы детей.

Воспитатель : А как человек помогает природе?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель : А могут ли люди погубить природу?

Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)

Воспитатель : Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники .

Воспитатель : Что же такое заповедник ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Заповедник - это место , где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Ребята, как чудесен заповедник ! Сколько здесь удивительного! Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели

Физкультурная пауза :

Мы в заповеднике друзья (шагаем)

И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)

В нашем заповедном лесу свой порядок – по «этажам»

Воспитатель : Дети, вспомните этажи леса и встаньте так, как они растут в этом лесу.

Дети встают лесенкой :

1 – й этаж – мхи и лишайники;

2 – й этаж – грибы;

3 – й этаж – ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;

4 – й этаж – можжевельник и рододендрон;

5 – й этаж – клен и береза;

6 – й этаж – ель и сосна

Молодцы, ребята, вы выстроили дом правильно. Друзья мои, растения, давайте расскажем о себе.

Растения 1 – го этажа :

Мы растения плотно прижимаемся к тому, на чем растем, по нам можно определять направление сторон света.

Курчаво свившись, мох зелёный

Покрыл валежник, почву, пни,

Залез на комель толстый, чёрный

Совсем дряхлеющей сосны. (А. Второв)

Растения 2 – го этажа :

Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство грибов.

Нас называют сморчками, мы первые весенние грибы

Из-под снега прямо

Смятая панама –

Вылезает старичок

По прозванию Сморчок.

Под землёй не усидел,

Знать, весною много дел. (Ю. В. Шабай)

Растения 3 – го этажа :

Мы травянистые растения, лекарственные.

Я – ландыш – занесен в Красную книгу.

Ландыш серебристый вырос на опушке.

Белый колокольчик нежной красоты.

Маленький подарок от Весны – подружки,

На ковре зелёном – скромные цветы.

Мы – ягоды. Я – черника, я – земляника. Мы очень вкусные и тоже лекарственные.

Любят все чернику очень,

Ягодки чернее ночи.

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Растения 4– го этажа :

Мы кустарники лекарственные. Я – можжевельник, а я – рододендрон

На открытых местах, на песках и где ельник

Дикий полезный растет МОЖЖЕВЕЛЬНИК.

Растения 5 – го этажа :

Мы деревья, но не самые высокие

Я - клен, цвету до распускания листвы, меня опыляют пчелы.

Старый клен стоит один,

Весь во мху затшалом.

На опушке у руин,

И скрипит устало.

Я – береза, светолюбивая, сею много семян. Подо мной поселяются теневыносливые деревья, которые потом могут привести к моей гибели

Белой зовут по коре

Кудрявой зовётся по кроне.

Сказочный вид на заре

Лес в золотой короне.

Растения 6 – го этажа :

Ель и сосна : хвойные растения, мы самые высокие жители заповедника .

Какой бы лютый холод не был

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Могучих сосен статный ряд,

Шеренги стройные стоят.

Макушки смотрят в небеса –

Природы дивная краса.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что у нас в Москве и Подмосковье тоже есть заповедники ?

Сейчас ребята расскажут о некоторых из них.

Дети рассказывают, демонстрируя иллюстрации растительного и животного мира заповедников .

1. Национальный парк «Лосиный остров»

Самый большой лесопарк Европы в черте города,. Лосиный остров всегда славился богатством животного мира. Здесь живут пятнистые олени, лоси, кабаны, норка, белка, ондатры, бобры. Огромная, просторная территория национального парка позволяет полостью позабыть о близости шумного мегаполиса. Около 80 процентов парка занимают леса : березняки, хвойные, широколиственные. Головокружительно свежий воздух, дикая русская природа и шанс сфотографировать оленя или лося в естественной среде.

2. Приокско-Террасный биосферный резерват

На левом берегу Оки, неподалеку от Серпухова, сохранился островок нетронутой природы – Приокско-террасный заповедник . На этой охраняемой природной территории растет около 1000 видов редких и уникальных растений в окружении сосновых деревьев. В заповедной зоне обитают самые разные животные : лось, кабан, волк, выдра, рысь, олень и многие другие млекопитающие. Над заповедником весной и летом кружат зяблики, мухоловки, синицы и ястребы.

3. Завидовский заповедник

Национальный парк, разместившийся на территории Московской и Тверской областейявляется одним из самых экологически чистых мест на планете! Здесь есть лиственные, хвойные и смешанные леса, великолепные луга и разнообразные водные растения. В местных лесах растет смородина и малина, черемуха, клюква и брусника. Некоторые места похожи на картинки из сказок или любимых многими мультфильмов про сказочные леса, где под каждым листом кроется ягода. Животный мир Завидовского заповедника не менее разнообразен : ученые насчитали здесь до 41 вида млекопитающих. В водоемах плавает сазан, щука, лещ, налим, окунь и судак.

4. Журавлиная родина

Государственный заказник расположен на территории Дубненского болотного массива - крупнейшего в Московской области. Лучшее время для поездки на "Журавлиную родину" - с 20-х чисел августа и до конца сентября. В это время птицы собираются в стаи по нескольку тысяч журавлей и то и дело взмывают в небеса. Но и в другое время года путешественнику будет на что посмотреть. Журавлей здесь так много, что они нередко выходят на лесные тропинки и даже к автодорогам.

5. Национальный парк «Плещеево озеро»

Крупнейший пресноводный водоем на европейской территории страны. Плещеево озеро – уникальное озеро ледникового происхождения.

Национальный парк отличает богатство флоры и фауны : здесь можно встретить 710 видов растений (35 из них занесены в Красную Книгу России, 60 видов диких животных и 210 видов птиц. Удивительный по красоте островок по-настоящему русской природы!

6. Ландшафтный заказник «Тёплый Стан» (зона отдыха «Тропарево» )

Одно из самых живописных мест юго-запада столицы. Заказник расположен на Теплостанской возвышенности, здесь находится высшая точка Москвы. По территории заказника протекает река Очаковка. Ее исток, долина и приток, а также родник Холодный близ Конькова, который дарил людям воду еще 800 лет назад, объявлены памятниками природы. На реке создан большой пруд, вокруг которого расположена зона отдыха. Здесь обитают кроты и белки, зайцы и ласки, гнездятся дятлы, поползни, сойки, певчие дрозды и соловьи.

7. Черустинский лес

Большой лесной массив на крайнем востоке Московской области, самый крупный в Шатурском районе. Эта местность - часть знаменитой Мещеры, края болот, лесов и озер. Лесной массив состоит из чередующихся участков дубрав, липняков, высокоствольных и заболоченных сосняков, черноольшаников и других типов леса. По всему массиву разбросаны небольшие болота : верховые с клюквой, переходные с приземистой березой, низинные, а также сенокосные поляны. Это место является превосходным местом для наблюдения за серыми журавлями, без встречи с которыми вылазка вряд ли обойдется.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу (Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Для этого нужно запомнить несколько правил :

1. На природе запоминать увиденное .

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не разорять птичьих гнезд.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не ломать паутинки.

11. Не разжигать костров.

12. Не разорять муравейники.

В каждом заповеднике есть знаки . Я предлагаю вам придумать и нарисовать знаки, которые покажут людям, как правильно вести себя в заповеднике .

(самостоятельная деятельность детей под музыку Ю. Антонова "Не рвите цветы")

«Заповедные места Земли»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

Цель:

  • показать значимость природы в нашей жизни;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
  • способствовать оздоровлению и физической активизации детей;
  • приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

  • способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
  • повысить уровень экологической культуры;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать познавательный интерес ребят;
  • развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

Природа в России - роскошна, прекрасна,
Красив заповедник, хоть в песнях спою.
Чудесные парки живут не напрасно
Они украшают природу мою!
1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

Выбрать экологические праздники:

  1. Международный День Земли - 22 апреля.
  2. Международный День птиц - 1 апреля.
  3. Международный Женский день -8 марта.
  4. Всемирный День Воды (Водных ресурсов) - 22 марта.
  5. Всемирный День защиты животных - 4 октября.
  6. День смеха -1 апреля.
  7. День заповедников и национальных парков-11 января.
  8. День комонавтики -12 апреля.
  9. Всемирный День охраны здоровья - 7 апреля.
  10. Новый год -31 декабря-1 января.

Проверка на слайде.

Назовите дату, которая подходит к нашей теме.

Справка с показом слайдов (1-6 слайдов).

- По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый « День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.

Наша страна насчитывает около ста заповедников. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

Справка о Кавказском заповеднике.

Кавказ! Жемчужина востока,
Моих отцов прелестный край.
Здесь горы чудны и высоки,
Цветут долины, словно рай.

Один из охраняемых уголков России – Кавказский биосферный заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края. Слайд 7 .

Это один из старейших заповедников России, созданный на базе бывшего охотничьего хозяйства, резерват уникальной дикой природы Западного Кавказа. Заповедник расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа.

Основная часть Кавказского заповедника представляет типичную высокогорную область со скальными хребтами и вершинами, покрытыми вечными снегами и ледниками, с глубокими ущельями, горными реками и озёрами. Слайд

Кавказ – одни из самых молодых гор по времени их возникновения на Земле, но по сравнению с историей человечества он – седой старец.

Много красивых горных вершин мы сможем увидеть, если отправимся на Главный Кавказский хребет:

Хребет Чугуш , гора Фишт , хребет Ацетука , горы - Агепста , которые называют «турьими», потому что на их склонах любят пастись туры – горные бараны.

Многообразен животный мир заповедника:

В Кавказском биосферном заповеднике 70 видов млекопитающих, 225 видов птиц, около 10 000 видов насекомых (кадр 13).

Так, например, 80 лет назад на территории заповедника были полностью истреблены зубры , их восстановление стало одной из важнейших задач. Сегодня на территории Кавказского государственного биосферного заповедника живёт около 400 зубров (кадры 14, 15, 16).

В широколиственных лесах можно увидеть грациозных оленей . Кавказский благородный олень – наиболее ценное охраняемое животное. (кадр 17) Красивы самцы, головы которых увенчаны ветвистыми рогами. Рога оленя – показатель силы и здоровья.

На склонах гор можно заметить стадо серн горных коз (кадры 18, 19). Серны очень пугливы, при любом резком звуке они готовы сорваться с места и убежать (кадр 20).

На территории заповедника живут еноты (кадр 21), кавказские медведи (кадр 22), лисы (кадр 23), волки (кадр 24), дикие кабаны (кадр 25).

Много разных птиц обитает здесь. Днём в небе можно заметить силуэт летящего сокола , высматривающего себе добычу (кадр 26). По ночам промелькнёт бесшумная тень – это сова отправилась на охоту (кадр 27). На склонах гор солнечным днём пасутся улары – горные индейки, птицы из семейства фазановых (кадр 28). Встречаются в заповеднике удод (кадр 29), чекан луговой (кадр 30), горихвостка-чернушка (кадр 31).

В заповеднике зарегистрировано более 1500 видов растений.

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

Справка о Хвалынском заповеднике.

Национальный парк "Хвалынский" создан в 1994 году. Учёные обратили внимание на уникальное сочетание меловой растительности и реликтовых сосновых боров..

Хвалынские горы самые высокие на Приволжской возвышенности. Они сложены отложениями мелового периода мезозойской эры и, в меньшей степени, отложениями.

На территории парка встречаются барсук, бобр, кабан, куница, лось, косуля, норка европейская, хорёк лесной, хорёк степной. Из пресмыкающихся обитают гадюки обыкновенная и степная, обыкновенный уж, прыткая и живородящая ящерицы.

В Красную книгу Российской Федерации занесены встречающиеся здесь: волчеягодник боровой, пион тонколистый, венерин башмачок настоящий, иссоп меловой, ковыль перистый, сосна, произрастающая на меловых обнажениях и представляющая собой уникальную форму, входящую в качестве охраняемой в списки редких видов страны.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

4 конкурс. “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

5 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  4. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Назовите заповедники, о которых вы сегодня узнали.

Какие правила поведения вы будете соблюдать, находясь в заповедных зонах?


Природоведение" href="/text/category/prirodovedenie/" rel="bookmark">природоведения и биологии мы с вами очень часто употребляли выражения «Природа – наш дом родной», «Берегите природные богатства», «Планета в опасности». Что они означают? (Выслушиваются ответы учащихся).

Прослушивание фонограммы песни «Как прекрасен этот мир».

Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна природа в любой точке нашего земного шара, несмотря на то, что она очень не похожа и разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как – мы, такая же – живая!

(слайд 4)Для защиты и охраны редких и исчезающих видов животных и растений создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ) (слайд 5-9). Различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

(слайд 10) Сегодня в России насчитывается 101 заповедник общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны) и 40 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны), а сохраняют они 80% видового богатства растительного и животного мира.

Охраняется в заповедниках

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы

И тревога за жизнь неустанна

Чтоб не сгинуть в космической мгле

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо все на Земле

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

А себя мы прощаем, и себе мы прощаем,

А грядущее нас не простит.

(слайд 11-17)Рассказ о Воронинском заповеднике.

Заповедник "Воронинский" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения. Основными целями деятельности заповедника являются сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственный природный заповедник "Воронинский" создан 12 августа 1994 г. с целью сохранения и мониторинга природных лесостепных комплексов. Заповедник расположен в среднем течении реки Ворона на юго-востоке Окско-Донской равнины, имеет площадь 10390 га и протяжённость с севера на юг около 50 км. Он располагается на территории двух административных районов Тамбовской области , Инжавинского и Кирсановского, и состоит из двух относительно больших участков и восьми малых, расположенных в долинах реки Ворона и её притоков.

Климат района умеренно-континентальный. Средняя температура июля +20,4°С, января -11,3°С. Средняя температура воздуха + 4,7°С. Годовое количество осадков - 510 мм.

Главная водная артерия территории заповедника - река Ворона, правый приток Хопра. Общая протяжённость реки 454 км, из них 234 - по Тамбовской области и более 90 км - по заповеднику. В долине реки Ворона располагаются крупные пойменные озёра: Симерка (площадь 40 га), Кипец (70 га), Рамза (200 га) и около ста мелких озёр.

Лесопокрытая территория составляет 77,2% площади заповедника. Это, в основном, дубравы - 35,9%, осинники - 20,8% и черноольшанники 14,4%. Травяные сообщества (14,6%) представлены низинными болотами, пойменными лугами, остепнёнными лугами и небольшими участками луговых степей. Всего в настоящее время найдено и определено около 600 видов растений, что составляет 60% потенциальной флоры. Среди них редкие и исчезающие виды, занесённые в Красные книги различных уровней: рябчик русский, ятрышник шлемовидный, пальчатокоренник мясо-красный, шпажник тонкий, несколько видов ковылей.

В заповеднике представлена типичная фауна южной лесостепи. Здесь встречаются 25 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих (самые крупные - лось, кабан, косуля, волк). Среди них "краснокнижные" виды - украинская минога, скопа, орлан-белохвост, змееяд, выхухоль. Территория заповедника является важным остановочным пунктом на пути птиц, совершающих регулярные сезонные перелёты, и включена в список ключевых орнитологических территорий международного значения в Европейской России.

Вот такой прекрасный и удивительный заповедник есть у нас в области.

В заповеднике существуют особые правила поведения.

(слайд 18)Правила поведения в заповеднике

В заповеднике запрещается: - рвать цветы, собирать грибы и ягоды, ломать ветки,

Бегать, кричать, шуметь,

Разводить костры, устраивать пикники,

Мусорить,

Вести хозяйственную деятельность

Все это негативно сказывается на жизни животных и растений.

По территории заповедника следует передвигаться тихо и спокойно, чтобы не мешать зверям и птицам и не нарушать их ритм жизни.

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

Заключительная часть. Подведение итогов.

- Итак, ребята, чему было посвящено наше сегодняшнее мероприятие?

- Какие опасности подстерегают нашу планету?

- Что мы с вами можем сделать для охраны окружающей среды ?

- Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего?

Есть одна планета-сад в этом космосе холодном

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!

(Я. Аким)

Литература:

1. Даль словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 4. – М.: Мир книги, 2004.

2. Заповедники. Т.9. – М.: Мир книги, 2003.

3. , и др. Биология: Словарь для студентов и абитуриентов/ Под ред. . – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2002.

Приложение 1.

Сценарий игры ко Дню заповедников и национальных парков

«Заповедные тропы»

Участники: школьники 10-13 лет

Количество участников: 20 чел.

Материалы и оборудование:

- небольшой мячик,

- фломастеры,

- листы А5 с буквами «К», «И», «В», «А», «Ч» (по 4 штуки каждого),

- кусочки скотча для прикрепления листов под стульями,

- загадки,

- 9 листов с отгадками и буквами «П», «А» (3 шт.), «Н», «Я», «Р», «В», «И»;

- пять карточек с разной информацией о северном олене

- пять листов с изображениями животных (в том числе один северный олень), на обратной стороне изображения северного оленя написано «заповедник Костомукшский», а на остальных – стоит смайлик с высунутым языком

- 24 крупных детали паззла с буквами (на паззлах одного цвета написаны буквы «К» (2 шт.), «А» (2 шт.), «Л» (2 шт.), «Е», «В», «Ь», «С», «И», «Й»; а на паззлах другого цвета: «В», «О» (2 шт.), «Д», «Л», «З», «Е», «Р», «С», «К», «И», «Й».

- медиапрезентация

Предварительная работа: под стульями подклеены буквы слова «КИВАЧ» (по 4 штуки каждой буквы). Стулья стоят в кругу.

Дети входят в зал, рассаживаются на стульях.

На экране заставка (1 слайд презентации).

Ведущий : Сегодня мы с вами отправляемся в небольшое виртуальное путешествие, посвященное Всероссийскому Дню заповедников и национальных парков.

Все мы с вами – одна большая команда необычного виртуального корабля. Я – капитан корабля, а вы все – члены экипажа.

Итак, наша команда в сборе.

Вы помните, что наше путешествие посвящено всероссийскому Дню заповедников и национальных парков. День заповедников и национальных парков отмечается ежегодно 11 января (по новому стилю, по старому - 29 декабря 1916 года) в день образования первого в России Баргузинского заповедника.

Слайд 2. Посмотрите на Слайд 3 . Сколько лет исполнилось Заповеднику в этом году? Угадайте: что за животное нарисовано на эмблеме заповедника?

Версии детей. На марках изображен юбилейный год - 1966, значит, по новому стилю, если посчитать, получится 100 лет. Пояснить детям, что такое старый и новый стиль.

Целых сто лет, ребята, исполнилось первому в России Баргузинскому заповеднику. Животное на его эмблеме - соболь, заповедник был создан для сохранения этого редкого зверя. А с 1997 года день образования Баргузинского заповедника отмечается в Российской Федерации как День заповедников и национальных парков.

Заповедники и национальные парки относятся к особоохраняемым природным территориям. А для чего выделяются особоохраняемые природные территории?

Версии детей

Особоохраняемые природные территории выделяются для сохранения и восстановления численности какого-либо вида животных или растений; или для сохранения целых ландшафтов и территории в нетронутом состоянии, для уменьшения воздействия людей на ценные природные объекты и т. д. (Слайд №4)

Мы с вами сегодня отправимся в виртуальное путешествие по некоторым охраняемым природным территориям Карелии, мы можем с вами путешествовать по воде, воздуху и по земле. И по дороге мы можем встретить разных животных. И мне хотелось бы проверить, готова ли моя команда путешественников к этим встречам?

Я буду кидать вам мячик и называть одно из трёх слов «воздух», «земля», «вода». Задача того, кто поймал мяч назвать животное, связанное с этой стихией. При слове «земля» называем тех, кто бегает или ползает по земле или под землей; при слове «воздух» - называем того, кто летает; а при слове «вода» - того, кто плавает. Задание понятно?

Игра.

Молодцы, вы хорошо готовы к путешествию. В настоящий момент в России насчитывается 103 заповедника и 47 национальных парков, вместе с другими заповедными териториями и они занимают 11% от общей площади России. В республике Карелия насчитывается 142 особо охраняемых природных территории, из них два заповедника и часть заповедника, принадлежащего Мурманской области , три национальных парка, 1 природный парк и 34 заказника, 102 памятника природы. (Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2015 году) Слайд №5.

Это, конечно, может быть очень длительное путешествие, а потому нам необходимо хорошо проверить готовность наших двигателей к полёту.

Повторить ещё два раза.

Итак, наши двигатели разогрелись. Вы готовы к путешествию? Тогда мы начинаем наш полёт!

Мы с вами сегодня совершим виртуальное путешествие только по пяти охраняемым природным территориям Карелии: двум заповедникам и трём национальным паркам.

И, чтобы узнать, какой заповедник ждёт нас первым, нам придётся немного потрудиться. Слушайте меня внимательно, я буду громко считать, а вы будете выполнять сложное задание: На счёт «раз!» все наклоняются под стул, на счёт «два!» - ищут под сиденьем стула лист-подсказку, на счёт «три» - достают этот лист и поднимают высоко над головой. Всё поняли?

«Раз!» «Два!» «Три!»

Ребята поднимают над головой листы с буквами.

Как много букв! Что-то нам трудно здесь разобраться. Давайте, попробуем упростить себе задачу. Вам сейчас нужно оглядеться вокруг, найти тех, у кого такая же буква, как у вас. Нашли? Эти люди вам не интересны… Вас интересуют только те, у кого другие буквы.

А начнём мы с первой буквы алфавита – буквы «а». У кого буква «а»? Ваша задача – взять за руку по одному человеку с любой другой буквой, потом вы вдвоем уже берёте к себе в кампанию третьего человека, втроем – четвертого и т. д.. Таким образом, у нас должны получиться четыре цепочки из пяти человек с разными буквами. Задание понятно? Начали.

Ребята собираются в цепочки.

Замечательно! Вы молодцы. А теперь посмотрите на свои группы в цепочке и попробуйте составить название нашего карельского заповедника.

Составляют слово «Кивач».

Получился заповедник «Кивач»! Замечательно. Размещаем на карте Карелии заповедник «Кивач». (Слайд №6)

Это первый заповедник, в который мы с вами прилетели во время нашего путешествия. Заповедник «Кивач» - это самый популярный и часто посещаемый заповедник Карелии. Кивач - один из старейших заповедников России, создан 11 июня 1931 года при Академии наук СССР для охраны природы русского севера.

Но большинству людей этот заповедник известен всего по одной причине. Чем известен этот заповедник?

Ожидаемый ответ – водопадом .Слайд №7

Действительно, на территории заповедника расположен водопад Кивач. Водопад Кивач длительное время считался наиболее крупным равнинным водопадом России и вторым по величине равнинным водопадом Европы после Рейнского (р. Рейн, Швейцария). В настоящее время былая мощь водопада утрачена. Из-за построенной выше по течению Гирвасской плотины сейчас Кивач значительно потерял в размерах и мощности, но не утратил своей красоты.

Название Кивач происходит от слова «kivi», означающего «камень». И это не единственный водопад с похожим названием у нас в Карелии. Есть у нас ещё и водопад с названием «Кивакка». Слышите сходное звучание? «Кивач», «Киви», «Кивакка»? Но, чтобы увидеть этот водопад, нам с вами придётся перелететь на другую особоохраняемую территорию Карелии – далеко на север нашей республики в национальный парк. А как он называется, вы узнаете, выполнив одно задание.

Каждой группе выдаём по два листа (с одной стороны написана буква, с другой стороны слово-отгадка для загадки), один такой же лист – у ведущего. Загадываем загадки по порядку.

Нам с вами нужно разгадать написанные на этих листах загадки и повесить на место отгадки.

Для примера ведущий читает одну загадку, ответ на которую находится у него в руках. И прикрепляет букву на нужную загадку.

После этого ведущий прочитывает первую загадку, группы совещаются, находят отгадку, прикрепляют букву на место и так все буквы.

Что за слово у нас получилось? Паанаярви. Действительно, так называется национальный парк в Лоухском районе Республики Карелия.

Размещаем изображение на карте (Слайд №8)

Паанаярви - самый живописный парк Карелии, основан 20 мая 1992 года. На территории парка находятся несколько гор, являющиеся самыми высокими горами Карели. Водопады, скалы, озёра, а в частности главное озеро парка – озеро Паанаярви. (Слайд №9)

Главной целью создания национального парка «Паанаярви» явилось сохранение уникальных природных комплексов озера Паанаярви и реки Оланга.

А вот мне интересно, Кивач – это заповедник, а Паанаярви – это национальный парк. А какая между ними разница?

Версии детей

В национальном парке природные явления в первую очередь открыты для наблюдения посетителями. Большая часть национального парка открыта для посещения, для чего предусматриваются специальные зоны отдыха и туристические стоянки.

Заповедник является научным учреждением, где серьезно изучается флора, фауна и другие природные явления. Посещение заповедника строго ограничено экскурсиями по экологическим тропам или вовсе запрещено для посещения туристами.

Но мы с вами в нашем виртуальном путешествии можем легко попасть на любую территорию, а потому предлагаю воспользоваться этим и посетить ещё один заповедник. Но чтобы узнать, как он называется, нам придётся сначала узнать животное, которое является символом этого заповедника.

Каждая группа получает карточку с информацией (информация разная), их задача обсудить и понять, о каком животном идёт речь.

Отдельно расположены пять изображений разных животных, в том числе северного оленя. На обратной стороне изображения северного оленя написано «заповедник Костомукшский», а на остальных – стоит смайлик с высунутым языком.

Если ваша группа догадалась, о каком животном идет речь, то, пожалуйста, положите свой листочек с заданием возле выбранного изображения животного.

Проверяем, находим название заповедника.

Этот заповедник называется «Костомукшский».

Отмечаем на карте (Слайд №10)

Заповедник «Костомукшский» основан 14 декабря 1983 года. Логотип заповедника - изображение северного лесного оленя, отражающегося в озере на фоне сосновой шишки. (Слайд №11) В заповеднике «Костомукшский» созданы комфортные условия для проживания северного оленя, а сосна – самая распространенная древесная порода на территории этого заповедника.

Наша республика – издавна славится своими лесными богатствами. Но часто это уже не коренные, т. е. древние естественные леса, а леса, которые уже сильно подвержены воздействию человека. Но в Карелии ещё сохранились коренные девственные леса, т. е. леса, которые ещё не затронула промышленная деятельность человека. И такими лесами гордятся два национальных парка Карелии.

Их названия нам с вами предстоит узнать.

Раздаём детям по одной детали паззлов каждому, на каждой детали одна буква. На столах уже сложены две последние буквы каждого слова. Цвет паззлов для каждого слова свой, чтобы не запутались. Дети пытаются собрать паззлы. Получаются два названия – «Водлозерский» и «Калевальский».

Отмечаем на карте (Слайд №12)

(Слайд №13) Водлозерский – это национальный парк, на территории которого сохранен крупнейший в Европе массив коренных лесов тайги. Средний возраст древостоев 200-240 лет, отдельные экземпляры сосны и ели достигают 500-летнего возраста.

(Слайд №14) Национальный парк «Калевальский» - самый молодой парк Карелии, основанный в 2007 году. Главной целью создания парка было сохранение девственных лесов Северной Фенноскандии (это физико-географическая страна/понятие, располагающаяся на Северо-Западе Европы, названа в честь населяющей её скандинавов, финнов и карелов).

(Слайд №15) А наше путешествие подходит к концу, я предлагаю всем занять свои места. И давайте подведём некоторые итоги. Сколько особоохраняемых природных территорий мы с вами сегодня посетили?

Пять

Какие заповедники мы посетили?

Кивач и Костомукшский

Какие национальные парки мы посетили?

Паанаярви, Водлозерский, Калевальский

Чем отличаются национальные парки от заповедников?

В национальных парках приветствуется туризм, посещение территории, а заповедники - научные учреждения, с закрытой для туристов территорией.

Молодцы. Узнали ли вы для себя сегодня что-то новое?

Выслушиваем детей.

Материалы для проведения игры доступны по ссылке: http://file. sampo. ru/6ndkft/