Демографическая проблема, терроризм и пути их решения.

Терроризм – глобальная проблема мира

Введение ………………………………………………………………........................

1. Причины терроризма ……………………………………………………………...

2. Социально-психологические характеристики террориста…………………........

3. Международный терроризм……………………………………………………….

3.1 Полный перечень террористических организаций Мира…………………........

4. Борьба с терроризмом……………………………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………………….

Список литературы …………………………………………………………………..

Введение

Терроризм сегодня - Это - мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой Властью для достижения своих целей.

Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб);

Внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран, или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки);

уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.

1. Причины терроризма

В Уголовном кодексе Российской Федерации терроризм определяется как «со-вершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели лю-дей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иньа общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нару-шения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воз-действия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения ука-занных действий в тех же целях».

Терроризм как проявление насилия принимает форму преступных актов, веду-щих к бессмысленной гибели людей и имущества и устрашению населения имеющих цель получить максимально возможный международный, региональ-ный отклик и (или) крупные денежные суммы и не обусловленных виной непс-средственно тех лиц, на которых террористы посягают.

От действий террористов страдают люди всего мира. Например, в апреле 1995 г в Оклахома-Сити (США) произошел взрыв 9-этажного административного зда-ния. Погибли 168 человек.

Июнь 1995 г. Во время рейда чеченских «коммандос» захвачен г. Буденновск. За 3 дня, в течение которых бандиты удерживали заложников в городской боль нице и других зданиях, погибли 132 мирных жителя.

1996 г., Москва. В результате взрыва бомбы на Котляковском кладбище погибло 80 человек.

В 2000 г. в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек погиб-ли, 791 человек был ранен. За последние 10 лет совершено 6500 актов международного терроризма, в результате которых погибли 5 тыс. и пострадали более 11 тыс. человек.

11 сентября 2001 г., США. При падении самолетов на здания Всемирного торгово-го центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне погибло более 4000 че-ловек.

Терроризм порождают следующие причины:

□ Нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем, но не лю-бых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой и само-восприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями.

□ Война и военные конфликты, в рамках которых террористические акты ста-новятся частью военных действий. В качестве примера можно привести набе-ги чеченских боевиков на российские города, расположенные за пределами Чечни, во время войны в 1995-1996 гг.

□ Наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а так-же, в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным груп-пам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются чертами опас-нейшего и вероломного врага, которому, если нельзя его победить в открытом столкновении, можно скрыто нанести отдельные болезненные удары.

□ Существование тайных или полутайных обществ и организаций, в частности, религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессиан-скими способностями, вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни или создания строя всеоб-щего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т. д.

□ В России - давние традиции применения террористических методов борьбы для решения в первую очередь политических задач.

□ Нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности и в то же время слабая защищенность коммерсантов и финансистов со стороны право-охранительных органов. Из-за этого стали повседневностью теракты в отношении названных лиц с целью устрашения и одновременно устранения конкурентов.

2. Социально-психологические характеристики террориста

Участие в терроре требует от террориста внутреннего самооправдания. Используя «возвышенные» мотивы (религиозные, националистические и др.), обычно вовле-кают молодежь, которая в силу умственной и моральной незрелости легко под-дается такому влиянию. Вовлекают молодежь чаще всего через тоталитарные, ре-лигиозные или идеологические секты типа «Аум-Сенрикё» или «Красных бригад».

Длительное пребывание членов террористических групп в конспиративной об-становке, сопровождающееся интенсивной террористической тренировкой, вклю-чающей и специальные технологии психологической обработки, приводит к по-явлению специфической среды, которую можно назвать терроросредой. Людям, составляющим эту среду, присущ особый тип сознания. Мировосприятие терро-ристов религиозно-фанатическое, им не свойственно анализировать конечные цели и результаты террора. Вместе с тем для террористов характерно ощущение своего превосходства над «простыми смертными», что позволяет не задумываться о средствах террора. И наконец, они обладают малой чувствительностью к своим и чужим страданиям при высокой готовности убивать и умирать.

В отличие от уголовного мира, терроросреда провозглашает себя лидером защиты возвышенных идеалов или интересов. Идеологическая платформа организации тщательно разрабатывается группой «теоретиков-интеллектуалов», составляю-щих идеологический центр, вокруг которого и организуются боевые террористи-ческие формирования. Одновременно в сознание населения из оппозиционных групп внедряется мысль, что достижение данных возвышенных целей возмож;-: только при поддержке террористов.

Так возникают благоприятные условия, позволяющие лидерам террористов тре-бовать снабжения, финансирования, укрытия и т. д. В террор втягиваются более широкие слои населения, составляющие его социальную базу и затрудняющие выражение протеста прогрессивными группами населения. Терроросреда, состоя-щая из идеологического центра, боевых формирований и социальной базы, явля-ется довольно эффективным инструментом в руках тех, кто ее контролирует.

3. Международный терроризм

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опас-ных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. Любые формы проявления терроризма все больше угрожа-ют безопасности многих стран и их населения, влекут за собой огромные полити-ческие, экономические и моральные потери, оказывая сильное психологическое давление на людей и унося все больше жизней ни в чем не повинных граждан.

Террористические организации в современных условиях характеризуются ши-роким размахом действий, тем, что государственные границы не являются для них препятствием, развитой сетью связи и взаимодействия. Для них характерна жесткая структура, состоящая из руководящего и оперативного звена, подразделе-ний разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия. Жесткая конспирация и тщательный отбор кадров, наличие агентуры в правоохранительных и государственных органах, отличное техниче-ское оснащение, разветвленная сеть конспиративных укрытий, учебных баз и по-лигонов способствуют высокой боеспособности и эффективности проводимых террористических акций.

Важной особенностью современного терроризма является его международный характер. Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения. Регулярно проводятся совещания, встречи руководителей наиболее крупных группировок, где координиру-ется деятельность организаций различной национальной принадлежности.

Террористические организации приобретают экономическую самостоятельность, во-первых, за счет финансовой поддержки своих сторонников, во-вторых, путем самофинансирования (криминальная деятельность). Главный источник финан-сирования терроризма - контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т. д. Например, основной источник финансирования перуанского движения «Сендеролуминосо» и ливанской «Хез-боллах» - наркобизнес, а цейлонских «Тигров освобождения Тамил Илама» - наркотики и торговля оружием и драгоценными камнями.

Такой «экономически оформившийся» терроризм способен к серьезной самостоя-тельной деятельности не только в масштабах своей страны, но и в других госу-дарствах. Для развертывания криминальной деятельности необходимо наличие структур для «отмывания» денег (контролируемые банки, фирмы, предпри-ятия). Терроросреда и создает новый экономический сектор, именуемый «серой экономикой».

Терроризм стал эффективным и эффектным средством устрашения и уничтоже-ния в непримиримом споре разных миров, кардинально различных по своим нравственным нормам, культуре, миропониманию. Межгосударственные масшта-бы современного терроризма проявляются в том, что принятие решений о прове-дении терактов и их подготовка происходит в одних странах, а сами они совер-шаются в других. Немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей.

3.1.Полный перечень террористических организаций Мира.

Организация Абу Нидала (ОАН)
Организация "Абу Нидал" (ОАН), также известная как "Черный сентябрь", Революционный совет Фатах, Арабский революционный совет, Арабские революционные бригады, Революционная организация социалистических мусульман
Группа Абу Сайафа (ГАС)
Группа "Абу Сайяф" (ГАС), также известная как "Аль харакат аль исламийя"
Вооруженная исламская группа (ВИГ)
также известная как "Групман исламик арм", АИГ, "Аль-джама, а аль-исламия аль-мусалла"

Аум Синрике
"Аум синрике", также известная как "Высшая истина Аум".

Организация басков за родину и свободу (ЭТА)
"Отечество и свобода басков" (ЭТА), также известная как "Эускади та аскатасуна"
Гама а эль-Исламийя (Исламская группа, ИГ)
"Гама а аль-исламийя" ("Исламская группа", ИГ), также известная как "Аль-гама ат",
ХАМАС (Движение исламского сопротивления)
ХАМАС (Исламское движение сопротивления), также известное как "Харакат аль-мухавама аль-исламия", "Студенты Айяш", "Студенты инженерного профиля", подразделения "Яхья Айяш", бригады "Изз аль-дин аль-хассим", силы "Изз аль-дин аль-хассим", батальоны "Изз аль-дин аль-хассим", бригады "Изз аль-дин аль хассам", силы "Изз аль-дин аль хассам", батальоны "Изз аль-дин аль хассам"
Харакат эль-Моджахедин (ХЭМ)
"Харакат уль-муджахидин" (ХУМ), также известный как "Харакат уль-ансар", ХУА, "Аль-хадид", "Аль-хадит", "Аль-фаран"
Хезболла (партия Всевышнего)
"Хесболла" ("Партия Бога"). Другие названия: "Исламский джихад", "Организация исламского джихада", Организация революционного правосудия, "Организация угнетенных на Земле", "Исламский джихад за освобождение Палестины", "Организация правоверных против неверных", "Ансар аллах", "Последователи пророка Мухаммеда"
Японская Красная армия (ЯКА)
"Японская Красная армия" (ЯКА). Другие названия: "Антиимпериалистическая интернациональная бригада" (АИИБ), "Ниппон секигун", "Нихон секигун", "Святая военная бригада", "Антивоенный демократический фронт"
эль-Джихад
"Аль-Джихад". Другие названия: "Египетский аль-Джихад", "Новый джихад", "Египетский исламский джихад", "Группа джихада"
Ках
"Ках". Другие названия: "Подавление предателей", "Дикуй Богдим", "
Рабочая партия Курдистана (РПК)
Курдская рабочая партия (КРП). Другое название: "Партия Каркеран Курдистан"
Тигры освобождения Тамиль Элама (ТОТЭ)
"Тигры освобождения Тамил Илама" (ТОТИ). Другие названия: "Тамильские тигры", "Группа Эллалан". Действует под прикрытием таких организаций, как "Всемирная тамильская ассоциация" (ВТА), "Всемирное тамильское движение" (ВТД), "Федерация ассоциаций канадских тамилов" (ФАКТ), "Группа Сангиллан"
Организация Моджахедин-е Хальк (ОМЕ, ОМХ, НССИ и многие другие)
" Другие названия: "Моджахедин-э Кхальк", Национальная освободительная армия Ирана" (НОА, воинственное крыло МЭК), "Народная моджахедская организация Ирана" (НМОИ), "Национальный совет сопротивления" (НСС), "Организация народных священных воинов Ирана",
Национальная освободительная армия (НОА)
"Национальная освободительная армия" (ЭЛН). Другое название: "Эхерсито либерасьон насиональ"
Группа Шакаки Палестинского исламского джихада (ПИД)
"Палестинский исламский джихад" -- группа "Шакаки". Другие названия: "ПИД" -- группировка "Шакаки", "Палестинский исламский джихад" (ПИД), "Исламский джихад Палестины", "Исламский джихад в Палестине", "Отряд абу-Гхунайма" в составе организации "Хесболла Байт аль-Макдис"
Группа "Фронт освобождения Палестины -- Абу Аббас"
Группа "Фронт освобождения Палестины -- Абу Аббас". Другие названия: "Фронт освобождения Палестины" (ФОП), "ФОП-Абу Аббас"
Народный фронт за освобождение Палестины (НФОП)
Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), также известный как Красные орлы, Группа Красные орлы, Группа Красные орлы, Группа Халхул, Команда Халхул
Главное командование Народного фронта за освобождение Палестины (ГК-НФОП)
Народный фронт освобождения Палестины -- Главное командование (НФОП -- ГК)
Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК)
Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК), также известная как Фуэрсас Армадас Революционариас де Коломбия
Революционная организация 17 ноября (17 ноября)
Революционная организация 17 ноября (17 ноября), известная также как Эпанастатики Органоси 17 ноември
Революционная народно-освободительная армия/фронт (РНОА/Ф)
Революционная народно-освободительная партия/фронт, также известная как Девримчи Сол (Революционные левые), Девримчи Халк Куртулус Партиси-Сефеси (ДХКП/С), Дев Сол Силахли Бирликлери, Дев Сол СДБ, Дев Сол вооруженные революционные группы
Революционная народная борьба (ЭЛА)
Революционная борьба народа (ЭЛА), также известная как Эпанастатикос Лайкос Агонас, Революционная народная борьба, Июнь 1978 г., Организация революционной международной солидарности, Революционное ядро, Революционные ячейки, Освободительная борьба
Сияющий путь (Сендеро Люминосо, СП)
"Сияющий путь" (Сендеро Люминосо), также известная как Партидо Комуниста дель Перу эн эль Сендеро Люминосо де Хосе Карлос Мариатеги (Коммунистическая партия Перу на сияющем пути Хосе Карлоса Мариатеги), Партидо Комуниста дель Перу (Коммунистическая партия Перу), ПКП, Сокорро Популар дель Перу (Народная помощь Перу), СПП, Эхерсито Герильеро Популар (Народная повстанческая армия), ЭГП, Эхерсито Популар де Либерасьон (Народно-освободительная армия), ЭПЛ
Революционное движение Тупак Амару (РДТА)
Революционное движение Тупак Амару (МРТА), также известная как Мовимьенто Революцинарио Тупак Амару

Аль-Кайда,

также известная как Каеда, "База", Исламская армия, Всемирный исламский фронт джихада против евреев и крестоносцев, Исламская армия за освобождение святых мест, Система Усамы бин Ладена, Организация Усамы бин Ладена, Фонд исламского спасения, Группа по защите святых мест.

Основана

Усамой бин Ладеном примерно в 1990 г. с целью объединения арабов, которые боролись в Афганистане против советского вторжения. Оказывала финансовую помощь,комплектовала и обучала экстремистов из числа мусульман-суннитов для афганского сопротивления. В настоящее время преследует цель "восстановления мусульманского государства" во всем мире. Сотрудничает с объединенными исламскими группами экстремистов в целях свержения режимов, которые она считает "неисламистскими", и удаления из мусульманских стран представителей запада. В феврале 1998 г. выпустила заявление под шапкой "Всемирного исламского фронта джихада против евреев и крестоносцев", где утверждала, что все мусульмане обязаны повсеместно убивать американских граждан, как невоенных, так и военных, и их союзников.

.Деятельность

7 августа произвела взрывы в американских посольствах в Найроби, Кения, и Дар-эс-Саламе, Танзания, в результате которых были убиты не менее 301 человека и ранены еще более 5000 человек. Заявляет о том, что в 1993 г. в Сомали сбивала американские вертолеты и убивала американских военнослужащих, а также произвела три взрыва, направленных против присутствия войск США в Адене, Йемен, в декабре 1992 г.

Организация связана с планами попыток совершения террористических операций, включая убийство Папы в ходе его визита в Манилу в конце 1994 г. одновременные взрывы в американском и израильском посольствах в Маниле и других азиатских столицах в конце 1994 г.

взрывы в воздухе десятка самолетов, совершавших рейсы из США над Тихим океаном, в 1995 г. и план убийства Президента Клинтона в ходе его визита на Филиппины в начале 1995 г.

Организация продолжает обучать, финансировать и оказывать материально-техническую поддержку террористическим группам, которые разделяют указанные цели.

4.Борьба с терроризмом

Угроза международного терроризма вынуждает различные государства сотруд-ничать в борьбе с ним. Акты терроризма, являющиеся международными престу-плениями, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку. Вот почему необходима консолидация усилий ряда государств в масштабах региона или всего мира. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов.

Современное международное право выработало ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые регламентируют взаимное сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом. Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не де-лать террористам никаких уступок; оказывать максимальное давление на стра-ны, поддерживающие терроризм; в полной мере использовать все силы и средст-ва, в том числе и военные, для наказания террористов, предоставления помощи другим государствам.

В России терроризм отнесен к государственным преступлениям, наносящим ущерб национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяют Концепция национальной безопасности РФ, принятая в 1997 г. Согласно ст. 6 закона «О борьбе с терроризмом» (1998 г.), непосредственно бо-рются с терроризмом следующие структуры: Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Феде-ральная служба охраны РФ, Министерство обороны РФ и Федеральная погра-ничная служба РФ. В ряде случаев, по решению Президента РФ, могут быть соз-даны антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.

За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и в России был разработан ряд ме-ханизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциаль-ные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных и подготовка антитеррористических сил, усиление охраны особо опасных, в частности ядер-ных, объектов, выработка механизма переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

Заключение

Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Тайные операции, к сожалению, стали необходимым и повсеместно используемым инструментом межгосударственной борьбы. Россия тоже не может отказаться от них в одностороннем порядке. Но безответственно играть этим – крайне опасно, в чем США убедились на примере Афганистана, попытавшись выступить против Бен-Ладена и его движения «Аль-каида».

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом с учетом изложенного:

Воссоздание устойчивого блокового мира;

Упреждение; блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;

Недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п.; развенчание терроризма всеми силами СМИ;

Передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;

Использование договора с террористами только этими спецслужбами и только для прикрытия подготовки акции по

полному уничтожению террористов;

Никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного теракта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей - потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв.

Список литературы

    Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Э.А. Арустамов, А.Е. Влолощенко, Г.В. Гусков и др. - 12-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 456 с.

    Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Э.А. Арустамов, В.А. Воронин, А.Д. Зенченко, С.А. Смирнов - М.: 2007. -441с: ил.

    Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности, учебник для вузов, 2-е изд./ Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, Т.А. Беспамятных и др. - СПб.: Питер, 2008.-461с: ил.

    Микрюков, В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В. 2 кн. Кн. Личная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. Шк., 2004. - 479 с: ил.

    Микрюков, В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В. 2 кн. Кн. Коллективная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. -М.: Высш. Шк., 2004. - 333 с: ил.

Проблему терроризма следует решать путём . Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные своего репрезентативного опроса об отношении жителей России к террористическим актам в Волгограде, как они оценивают способность властей защитить население от новых терактов, и как следует решать проблему терроризма. 45% жителей России придерживаются мнения, что можно было предотвратить декабрьские теракты в Волгограде. В свою очередь, 44% респондентов, напротив, склонны думать, что терактов нельзя было избежать и защититься от терроризма невозможно.После первого (октябрьского) теракта в Волгограде так считали 49%.Большинство респондентов (63%) скептически оценивает способность властей защитить население от новых терактов. Лишь треть опрошенных (29%) уверена в том, что российские власти смогут оградить граждан от террористических актов. После взрывов в московском метро 3 года назад, аналогичный ответ дали 36% респондентов (апрель 2010), а после захвата школы в Беслане, 10 лет назад, - 28% опрошенных (сентябрь 2004). Проблему терроризма следует решать только путем уничтожения террористов - такой точки зрения придерживается большинство жителей России (78%). За последние 10 лет мнение жителей России по этому вопросу практически не изменилось (в 2002 году аналогичный ответ дали 70% респондентов). О необходимости ведения переговоров с террористами сегодня говорят лишь 15% опрошенных.

ИА REX : Можно ли согласиться с мнением о том, что проблему терроризма следует решать путём уничтожения террористов?

Сергей Скоков , генерал-лейтенант запаса, начальник Главного штаба — первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками ВС России до октября 2011 года:

Для мести своей святой

Кинжал сирота куёт.

Рождённый тем сиротой,

Кинжал порождает сирот.

Расул Гамзатов

На мой взгляд, опасно и малоэффективно бороться с явлением, которое плохо изучено и не до конца осмысленно. В основе борьбы с терроризмом должна лежать бескомпромиссная политика государства, разработанная на основе научного знания и боевого опыта: нашей стране в самые короткие сроки необходимо создать новые направления в науке и военном искусстве, которые позволят исследовать и понять данное явление. Именно этой проблеме была посвящена моя развёрнутая статья " ", опубликованная ранее на сайте ИА REX. Кроме того, говоря о борьбе с терроризмом, уместно провести аналогию с жизнью наших селян: чем чаще крестьянин косит сорную траву на своём участке, тем гуще и быстрее она растёт. Скосив одну ветвь террористического подполья, мы часто получаем на её месте ещё несколько бандитских групп, что происходит из-за неполного знания явления, наличия внешнего давления и внутренних неразрешённых противоречий. Для многих людей, попавших под воздействие соответствующей деструктивной пропаганды, поиск истины становится возможным только через войну, разрушения и боль - через терроризм. Для других людей, терроризм - в различных его проявлениях - это банальный способ обретения богатства, своего рода бизнес. Для других граждан, обладающих своеобразным иммунитетом, основанным на дос-тойном воспитании и знаниях, терроризм является средством, неприемлемым в мирной жизни.

В конечном итоге, борьба с терроризмом может эффективно вестись различными формами и способами, за счёт привлечения самых разнообразных сил и средств и различных их матричных сочетаний. Может пригодиться и опыт бескомпромиссного уничтожения боевиков, не желающих сдаваться, накопленный нашими специальными службами, особенно на Северном Кавказе. Невероятно важен и опыт президента Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова и главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, которые внедрили и активно используют практику адаптации боевиков. Интересен опыт борьбы, накопленный за последние годы гражданской войны в Сирии. И, конечно же, опыт, накопленный советской властью по укреплению межнационального и межконфессионального мира, опыт собственной подготовки кадров для различных религий. Но в любом случае, на мой взгляд, надо сделать так, чтобы сорной травы не было на нашей родной земле, чтобы везде зеленела сочная, красивая газонная травка, за которой надо будет только ухаживать и изредка подстригать.

Илья Розенфельд , политолог (Израиль):

В Изрaиле предлaгaли и до сих пор предлaгaют ввести смертную кaзнь с кaждым новым витком террорa и дaже создaют и предлaгaют подписaть подобные петиции в Интернете. Мне кaжется, что одним из прaвильных подходов к решению вопросa является понятие "инфрaструктурa террорa", a тaк же, кaк с ней бороться. Инфрaструктурой являются не физические ресурсы и фaкторы, a идеология, побуждaющaя людей совершaть терaкты, вербующaя их. То есть, речь идёт о ментaльном фaкторе. Иными словaми - глaвнaя инфрaструктурa террорa нaходится в голове его вершaщих. A это знaчит, что уничтожив или обезвредив террористa или ячейку террористов, и дaже целую террористическую оргaнизaцию, террор не будет искоренён. Но и у него есть источник - проповедники в мечетях (a в случaе еврейских террористов в Изрaиле - проповедники в еврейских религиозных институтaх, зa которыми следит "еврейский отдел" ШAБAКa - Службы общей безопaсности). Поэтому, нa мой взгляд, следует искaть виновaтых не в сaмих террористaх и их семьях (которые тоже живут в стрaхе и не всегдa считaют, что их дети погибли зa веру), но в тех, кто их готовит и финaнсирует. Не исключено, что в духе конспирологии, поиски могут привести в очень необычные влaстные, силовые и финaнсовые структуры с, кaзaлось бы, противоречивыми интересaми.

Кирилл Мямлин , публицист:

Проблему терроризма можно решить изначально восстановлением социальной справедливости и восстановления норм морали. Нужно обратить внимание на то, кто сегодня становится террористами - зачастую коренные русские. Почему? Россия, оккупированная «лицами либеральной национальности», где не объединённая никем нация, на фоне предательского антихристианского правящего режима и коллаборационизма церковных иерархов, начала массовый переход в радикальный ислам - как формы протеста против «профессионального потребительства» и непрекращающегося действа по заталкиванию страны в «мировое цивилизованное» на условиях нации второго сорта. Собcтвенно, отсюда переход Русских в радикальный ислам - предлагающий с одной стороны «умму» - сообщество единоверцев, готовых помогать друг другу, как то требует религия, с другой стороны - протестную организацию, организованное полувоенное образование и религиозную секту, основанную на строгих принципах, противопоставляемых окружающей действительности, в которой человек не видит никаких перспектив. То, что это движение спонсируется мировоззренчески и материально в т.ч. из-за рубежа, дела не меняет. Поскольку террорист-исполнитель сегодня - это не засланный шпион, которого не жалко, а граждане нашей страны. Поэтому "останавливать терроризм убийством террористов" - равнозначно отрезанию кусков от самих себя - пока полностью себя не разрежем. Кстати, террор выгоден не только "глобальным манипуляторам" - но и туземным властьпридержащим. Поскольку периодические сообщения о "ликвидации террористов" поднимает их рейтинги и заставляет "овец жаться ближе к пастухам".

Юрий Юрьев , политконструктор:

C теми, кто сам себя перевёл в статус террориста, говорить уже не о чем. А с теми, кто может стать террористами, нужно говорить. И говорить откровенно. Чем больше обсуждать проблемы каких-либо заступников, тем меньше придется осуждать каких-либо преступников. Кстати, общение способно выявить асоциалов на ранних стадиях. Как правило их отличает безудержная эпатажность, этакое эмоциональное стяжание вопреки желаниям остальных и за их счёт. Как только человек проявляет неуважение к людям, культуре, этикету и остальным цивилизационным накоплениям человечества - он уже засвечивается как полагающий остальных кормом.

Рассматривая способы стабилизации политической системы: политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, силовое давление, в современном российском обществе в борьбе с терроризмом сформировались преимущественно две стратегии.

Первая - исходит из необходимости «мягких» политических решений, принятых на многосторонней основе, нацеленных на вовлечение опасных режимов, а подчас и организаций ведущих вооруженную борьбу и не брезгующих террористическими акциями в международные структуры и усилия, формирование у них системы новых мотиваций, нейтрализующих деструктивные элементы в поведении, как на мировой арене, так и в региональном пространстве.

Вторая - делает ставку на силовые методы. Её исходным положением является представление о том, что угрозы, порождаемые терроризмом слишком опасны, а политическое решения, даже если они в конечном итоге достигают своей цели, слишком медленны.

Террористы и подчиняющиеся их режиму должны быть ликвидированы. То есть наиболее действенный способ борьбы с террором - полное физическое уничтожение террористов. Однако какая бы стратегия борьбы с терроризмом в России не была бы доминирующей, подчеркивается необходимость учета универсальных принципов государственной политики по отношению к терроризму:

Законность;

Комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

Принцип упреждения террористических актов за счет правильно поставленной заблаговременно оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыва намеченных террористических действий; принцип минимальных уступок террористам.

В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях; принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции; принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.

Необходимо отметить о неготовности правоохранительных органов к противодействию резкому всплеску преступности, в том числе насильственной, так и совпадение ее по времени с затяжным реформированием органов государственной безопасности России, что не могло не сказаться на снижении эффективности их противодействия террористическим угрозам.

Рост числа особо опасных насильственных преступлений с элементами террористической направленности ставит вопрос о причинах и условиях, способствующих этому явлению, но применительно к России, этот вопрос изучен явно недостаточно.

Следовательно, эффективность борьбы с терроризмом всегда будет зависеть от адекватности той системы мер, которую создает государство для защиты от этой угрозы. Действенность этой системы мер в решающей степени зависит от объективности и своевременности выявления изменений, которые совершаются в содержании, организации и тактике терроризма, от глубины анализа этих изменений и прогнозирования их дальнейшего развития.

Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого - устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. География совершения террористических актов показывает ее безграничность и серьезность: Чеченская Республика - 111 терактов (убито 85, ранено 213 человек); Республика Ингушетия - 36 терактов (убито 12, ранено 27 человека); Республика Дагестан - 77 терактов (убито 45, ранено 132); Республика Северная Осетия-Алания - 7 терактов (4 убито, 2 ранено); Карачаево-Черкесская Республика - 3 теракта (2 убито); Кабардино-Балкарская Республика - 8 терактов (23 убито, 47 ранено).

Российская статистика возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности за терроризм (имеется в виду только ст. 205 УК, основной состав террористического преступления, хотя их перечень не исчерпывается им) показывает, что: в 2000 г. в России возбудили 20 уголовных дел в отношении 10 лиц; в 2001 г. - 135 дел в отношении 24 подозреваемых; в 2002 г. - 327 дел в отношении 40 лиц; в 2003 г. - 360 дел в отношении 65 лиц; в 2004 г. - 561 дело в отношении 63 лиц; в 2005 г. - 265 дел в отношении 43 лиц; в 2006 г. - 203 дела в отношении 68 лиц.

Мировое сообщество испытывает постоянное беспокойство от вспышек терроризма. Не застрахована от него и Россия. Поэтому, безусловно, правильно российский законодатель относит террористический акт (ст. 205 УК РФ) к наиболее опасным преступлениям. Проведённое исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и прикладных положений, касающиеся совершенствования уголовно-правовой борьбы с террористическими актами.

В правоприменительной практике необходимо правильно разграничивать термины «террористический акт», «терроризм» и «акт терроризма». Уголовно-правовое понятие террористического акта в свете изменений Федерального закона от 27 июля 2006 года №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» даётся в части 1 статьи 205 УК Российской Федерации. Теперь при характеристике понятия «террористический акт» следует иметь в виду, что этим понятием должны охватываться не только посягательства на жизнь государственных или общественных деятелей. Террористический актом являются любые насильственные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, против любых лиц, если они сопряжены со стремлением оказать воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Террористическим актом также является угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Объектом преступного посягательства при террористическом акте являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества. Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В связи с этим террористический акт как уголовное преступление, предусмотренное статьёй 205 УК Российской Федерации, входит в группу преступлений против общественной безопасности главы 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Непосредственным объектом террористического акта являются отношения, обеспечивающие общественную безопасность. В рамках этих отношений альтернативными дополнительными непосредственными его объектами являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья личности, либо отношения собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ.

Объективная сторона террористического акта альтернативно имеет одну из двух форм: совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, или угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Оконченным террористический акт в первой форме является с момента наступления последствия в виде указанной опасности, а во второй - с момента выражения угрозы.

Субъект данного преступления - лицо, достигшее 14-ти лет, вменяемое. Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны терроризма является цель, в качестве которой альтернативно выступают: оказание воздействия на принятие решения органами власти или оказание воздействия на принятие решения международными организациями. Мотивы действий террориста не имеют значения для квалификации содеянного.

Квалифицирующими признаками террористического акта, согласно части 2 статьи 205 УК, являются совершение его: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК); б) с применением огнестрельного оружия.

К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с частью 3 статьи 205 УК относятся деяния, совершённые: а) организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК); б) если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия; в) если они сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Проведённое исследование позволяет сделать некоторые предложения по совершенствованию действующей уголовно-правовой защиты от совершения террористических актов.

Во-первых, как отмечалось, отдельные правоведы высказывают мнение о неточной конструкции объективной стороны этого преступления. Взрыв и поджог, по мнению этих авторов, создают не опасность, а влекут реальные человеческие жертвы, уничтожение или повреждение различных материальных ценностей. Такое описание признаков объективной стороны юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий и созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно неравнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания.

Помимо этого, в части 1 статьи 205 УК необоснованно, ограничивается круг объектов воздействия с целью принятия выгодных для террористов решений. Преступники могут оказывать воздействие на международные организации и с чисто политическими целями, например, осложнения отношений России с другими государствами или провоцирования военных конфликтов с ней. Но в этом случае содеянное должно быть предусмотрено самостоятельной нормой, включенной в главу 29 УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»).

Незаконному воздействию могут подвергаться также частные лица в тех же целях, когда они вправе самостоятельно принимать решения или влиять на принятие решений, выгодных террористам, органами власти и организациями.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования редакции статьи 205 УК. В связи с вышеизложенным предлагается следующая редакция её диспозиции:

«1. Террористический акт, то есть подготовка взрыва, поджога или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие органами власти, организациями или физическими лицами решений, выгодных террористам, либо удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) других интересов, - …»

Во-вторых, необходимо ужесточить условие освобождения преступника от уголовной ответственности, указанное в примечании к статье 205 УК, применив опыт белорусского уголовного закона.

Как указывается в примечании к статье 205 УК РФ, лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. При этом, как отмечалось, при неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо, по мнению многих правоведов, должно распространяться действие примечания к статье 205 УК. Для того, чтобы устранить споры о том, должно или не должно распространяться действие примечания к статье 205 УК на лицо, которое способствовало предотвращению осуществления акта терроризма, но предотвратить данный акт всё же не удалось, данное примечание следует изложить в следующей редакции: «Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке действий, предусмотренных настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности за указанное преступление, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило акт терроризма».

По данным MIPT Terrorism Knowledge Base статистика террористических актов в мировых масштабах возросла. Лидером по количеству терактов стал Кашмир - 920 случаев, которых ранено 2 208 человек, убито 1 236 человек. На втором месте стоит Северная Ирландия - 561 совершенный теракт, 105 раненых, 17 погибших. На третьем месте - Чечня - 220 случаев террористических актов, 768 человек ранено, 362 погибли. С 2000 по 2006 год общее количество совершенных терактов составило 14 934 Официальные данные: Национальный антитеррористический комитет.

В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами:

Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.

Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов.

Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы. В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.

Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения преступных транснациональных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире». Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

Однако, последние террористические акты, прежде всего трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по своим масштабам и влиянию на дальнейший ход мировой политики стали беспрецедентными в истории человечества. Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и воин. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб.

Обострение глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние особенности международных отношений и основные направления мировой политики.

Участие в международном сотрудничестве по преодолению глобальных проблем следует рассматривать как специфическую форму продолжения внутренней политики государства за его пределы в мировое геополитическое пространство.

Цели и результаты такого участия свидетельствуют о политической ориентации государства, уровне его социального и культурного, научного и технологического развития.

В наше время речь идет не только о способности отдельных государств, но и всего мирового сообщества найти адекватные ответы на глобальные вызовы его будущему. В данной связи представляется особенно важным определить значение как общечеловеческой проблематики в целом, так и отдельных глобальных проблем для перспектив развития мирового сообщества.

В политической глобалистике традиционно выделяют группу общечеловеческих проблем, связанных со сферой международных отношений. К этой группе с периода возникновения глобалистских исследований относили в качестве центральной – проблему сохранения мира или, как ее еще расширительно обозначают, военно-политическую глобальную проблему. К этой группе также принадлежат проблема экономической отсталости многих развивающихся государств, проблема национализма и этнополитических конфликтов, проблема глобальной управляемости международного сообщества и др.

В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами:

Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.

Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов .

Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы.

В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.

Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире» .

Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

Однако, последние террористические акты, прежде всего трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по своим масштабам и влиянию на дальнейший ход мировой политики стали беспрецедентными в истории человечества. Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и войн. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб.

В данных условиях глобальная проблема международного терроризма, по-нашему мнению, не может рассматриваться только как самостоятельный феномен. Она начала превращаться в важную составную часть более общей военно-политической глобальной проблемы, связанной с фундаментальными вопросами войны и мира, от решения которой зависит дальнейшее существование человеческой цивилизации.