Пример тз на дизайн упаковки для типографии. Что такое ТЗ. Приложения и дополнительные материалы по проекту.

Значительный сегмент современного рынка полиграфических услуг занимает дизайн полиграфической продукции, включающий широкий спектр работ - от изготовления POS-материалов до разработки фирменного стиля и представительской документации.
В большинстве типографий есть дизайнер, а крупные типографии имеют дизайнерский отдел в составе допечатного цеха.
Независимо от типографий существуют дизайн-студии и рекламные агентства, которые взаимодействуют с ними по мере необходимости.

То же, что и строительная схема, строительный класс, строительная сетка. Диаграмма с линиями, которые служат в качестве ссылки для увеличения, уменьшения или изменения положения визуальных элементов, таких как символ или логотип. Это особенно полезно при отсутствии фотографических или компьютеризированных средств.

Связь между человеком и инструментом или машиной, которая позволяет передавать командные движения. Как правило, с верхней или нижней конечностями, обработка имеет большое влияние на хорошее функционирование любого типа продукта. Тонкая ручка выполнена с кончиками пальцев, характеризующимися точностью, скоростью и небольшим применением силы. При грубом обращении пальцы имеют функцию удержания, оставаясь относительно неподвижным, в то время как движения выполняются запястьями и руками. Обычно требуется больше силы, но она менее точная.

В типографиях взаимодействие с клиентом организовано с помощью, например, технической карты заказа, где указаны тираж, формат, красочность, вид скрепления и другие характеристики полиграфического изделия. Заказчик предоставляет оригинал-макет, и работа идет по известной схеме: проверка в отделе препресса, вывод форм или пленок (если это необходимо), печать, послепечатная обработка и отгрузка заказа.

Кукла, представляющая мужчина или женщина. Он используется для научных, художественных исследований или для шитья и экспозиции одежды в витринах и магазинах. Этот термин также используется для обозначения размера одежды или мер лица. «Так и так на 42 манекена».

Публикация с нормами и рекомендациями по использованию в нескольких средствах коммуникации определенного бренда. Модель, которая воспроизводит в уменьшенном масштабе продукт, объект или даже здания, кварталы и города. Маркер или вообще символический дизайн, видимый прозрачностью на листе бумаги, вызванный различиями в толщине, вызванными массовым давлением на состав металлических проволок. Он обычно используется по соображениям безопасности, как форма представления товарных знаков на определенных типах форм или при разработке штампов и банкнот в виде изображений или других фигур, иногда в полутонах.

В дизайн-студиях процесс общения с клиентом налажен не так хорошо. Это связано со спецификой работы, потому что дизайн - во многом творческий процесс, который сложно документировать, привести к единым требованиям. Из этого следует, что часто возникают неточности в организации работы, неясности в оригинал-макете и, самое прискорбное - грубые ошибки со стороны как дизайнера, так и клиента. Этому есть несколько причин, но самая весомая из них - недопонимание между клиентом и дизайнером. В свою очередь, оно вызвано недостатком информации о проекте, искаженной ее подачей и т.д.

Равномерное профилирование с сегментами длиной не менее 3 мм, указывающее, где должен быть разрезан отпечатанный лист, чтобы он соответствовал предполагаемым размерам. Искусство встраивания, встраивания или нанесения разрезанных кусков древесины в столярные работы, формирование рисунков.

Одна из трех основных характеристик цвета, а также яркость и насыщенность. В процессе печати это элемент, который принимает, записывает или формирует изображение, которое нужно воспроизвести. Вспомогательный инструмент методологии проекта, используемый в творческом процессе, для содействия принятию решений. Это таблица, содержащая в вертикальной линии слева список важных аспектов, которые необходимо оценить; и в верхней горизонтали - анализируемые решения. Для каждого решения добавляются примечания, относящиеся к конкретным аспектам, суммируя общие значения.

Существует множество программных продуктов для автоматизации управления на допечатной стадии полиграфического производства, но на современном российском рынке нет ни одной системы управления, которая учитывала бы технологические и информационные процессы, происходящие на стадии дизайна полиграфической продукции, хотя при современном развитии технологий печатания процесс создания концепции и оригинал-макета зачастую занимает больше времени, чем процесс изготовления самой печатной продукции. Это происходит по следующим причинам:

Документ, сопровождающий проект, и описывает его концепцию, характеристики, компоненты, аксессуары, детали конструкции, материалы, затраты и другие темы, имеющие отношение к ее пониманию и реализации. Человек, физический тип или биотип которого мускулистый, угловатых форм. Особенности кубической головы, массивных плеч и широкой груди и малого живота.

Кто должен оформлять ТЗ?

Комплект оборудования, установленного в общественных местах для использования населением. Телефонные будки, мусорные контейнеры, укрытия, киоски, световые столбы, скамейки для площадок, вывески, вывески, рекламные щиты, подсветка и т.д. 1, без детализации, используется для измерений размеров в симулированных ситуациях использования, с целью более поздней детализации проекта.

  • дизайнеру требуется обработать и структурировать большое количество разнородной информации, которая нужна для изготовления оригинал-макета; в зависимости от объема и сложности заказа количество этой информации изменяется;
  • дополнительное время тратится на исправление ошибок и утверждение оригинал-макета;
  • требуется определенное время на создание, заполнение и подписание юридических документов.

Таким образом, необходимо найти решение, которое могло бы сократить время работы и минимизировать ошибки на стадии создания оригинал-макета. Все эти проблемы отчасти решаются с помощью технического задания для дизайнера, применение которого обеспечивает следующие дополнительные достоинства:

Закон моделирования, создающий формы частей, которые образуют определенную одежду, в соответствии с точными и соответствующими мерами модели. При шитье индивидуальное моделирование отличается от промышленного моделирования числом частей одной и той же части. Для обеспечения точности в настоящее время используется автоматическая и компьютеризированная режущие машины.

Профессионал в области дизайна одежды, который, начиная с создания стилиста, создает и разрабатывает модели, их соответствующие формы и системы сборки предметов одежды. Человек, который носит одежду, должен быть показан клиенту. Он также может быть частью или обычаем с набором характеристик, которые отличают его от других. Представление появления произведения или его части без механизмов для формального изучения или представления объекта. Он может быть уменьшен или увеличен, а также разнообразных материалов.

  • структурированная информация удобна для восприятия;
  • стоимость вызвавших переверстку ошибок по вине заказчика легче оценить;
  • прописывать пункты юридических документов на основе технического задания можно автоматически.

В дизайн-студиях, которые не первый год существуют на рынке и сталкиваются с подобной проблемой, есть подобие технического задания. Но оно возникло стихийно, как обобщение субъективного опыта работы с клиентами в данной фирме. Нас же интересует обобщенный процесс разработки и внедрения технического задания.

Также называется манекен. Это двух - или трехмерная модель, которая помогает дизайнеру в определении размеров или других аспектах проекта. Может быть построен в натуральном масштабе, воспроизводит человеческие размеры и их основные движения. Характеристика структуры, состоящей из модулей, то есть частей, которые могут быть разделены.

Единицы, предназначенные для интеграции с другими, аналогичные и взаимодополняющие, формирующие однородную и функциональную структуру. Только после создания рисунка и формы, готовые к воспроизведению куска. То, что установлено в качестве основы, ссылки или меры для достижения или оценки чего-либо.

Достоинства

Способ общения с клиентом

Личная встреча

Телефонный разговор

Электронная почта

QIP, ISQ
и т.д.

Возможность сразу получить ответ

Удобно для мелких заказов

Технический стандарт, разработанный Бразильской ассоциацией технических стандартов, в соответствии с процедурами, установленными для Национальной системы метрологии, стандартизации и промышленного качества - Акроним. То же, что и стандартизация. Предварительно установленные процедуры для решения проблем или оптимизации данной деятельности.

Мастерская по дизайну и ремеслу

Стандарты установления документов для обеспечения качества промышленного продукта, рационализации производства, транспортировки и потребления товаров, безопасности людей, единообразия средств выражения и коммуникации и т.д. Подвесной кусок, предполагающий движение, и который открывается параллельно гондоле. Объект, который служит моделью для выполнения другого. Это может также означать набор параметров, которым необходимо следовать.

Возможность документации

Возможность получения исходных файлов

Отсутствие ограничений по объему передаваемых файлов

Техническое задание (далее - ТЗ) существует фактически для любого рода профессиональной деятельности, будь то строительство, разработка программного обеспечения или системы управления. В нашем случае ТЗ - документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования, предъявляемые к проекту, а также сведения, относящиеся к деятельности заказчика, или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта.

Контент для каждой страницы

Изображения или рисунки повторяются на ткани или бумаге, образуя единую конфигурацию. Говорят о продукте, который следует за заранее установленным стандартом или моделью, чтобы упростить его производство. «Панель приборов автомобиля находится под лобовым стеклом».

Приложения и дополнительные материалы по проекту

Общий набор цветов, расположенных в определенной последовательности оттенков. Он также может относиться к небольшой группе, которая содержит только те, которые используются в применении бренда, коллекции модной одежды, линейки продуктов или любого проектного проекта.

Рассмотрим функции технического задания .

Организационная функция. С помощью ТЗ можно упорядочить работу дизайнера и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание.

При введении ТЗ необходимость держать в голове всю информацию отпадает. Из жизненного пространства дизайнера тут же исчезнет ворох разнородных бумажек, а из компьютерного - десятки мегабайт электронного мусора. Работа превратится в простую очередь заданий. Имея такую схему работы, дизайнеру больше не потребуется тратить усилия на вторичные для него вещи, и все свое время он сможете посвятить тому, что не требует упорядочения, - творчеству.

Говорят, что в упаковке, чья база имеет дробные размеры измерений поддона, чтобы соответствовать этой системе грузовых перевозок. Его размеры соответствуют международному стандарту. Он относится к ткани, состоящей из кусков нескольких других, с контрастными цветами и характеристиками и которые сшиты вместе, образуя сплошную поверхность. Он распространен в платьях, покрывалах, шторах и т.д.

Заранее видим проблемы дизайна

Первая часть, изготовленная из определенной одежды или предмета. Он используется для демонстрации с потенциальными покупателями, для одобрения с клиентом, для проведения различных типов тестов или для использования в качестве визуальной справки при выполнении других копий.

Информационная функция. Основное преимущество ТЗ перед другими формами предоставления информации по проекту - его структурированность. ТЗ должно быть составлено так, чтобы из него дизайнер мог почерпнуть именно ту информацию, которая его интересует, именно в той форме, в какой дизайнеру легче всего ее воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа.

Это всегда первая, но не обязательно единственная. В случае гравюры это матрица, которая открывает ряд работ. В скульптуре это доказательство автора, формы. В дизайне это кусок, нарисованный и сделанный изолированно, вне масштабов производства. Высота пола, от пола до потолка. Когда эта мера равна двум этажам, говорят на двойной правой ноге.

Действие или эффект подбора, удерживания. Кабель, ручка или ручка, позволяющая удерживать объект вручную и изменять его. Измерьте результат деления образца на 100 равных частей. Он используется в эргономике для определения диапазонов дисперсии популяции по росту, для тестирования продукта.

Грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Работа дизайнера поделена на несколько типовых последовательностей действий, которые требуют типовых входных данных. А если входные данные типовые, значит, их можно предоставлять дизайнеру в типовом виде. Следовательно, вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько - по одной на каждый вид дизайн-работ.

5%, 50% и 95%. Виды открытой галереи, выполненные только из столбов и прутьев, которые могут содержать лианы и другие растения, образуя, таким образом, растительный покров. Трехмерный рисунок, с высотой, шириной и длиной, для представления изделия или конструкции, соблюдая правильную пропорцию.

Графический символ, широко используемый для сигнализации для быстрого декодирования. Это также может быть диаграмма, представляющая данные с помощью изображений. Знак вопроса, например, в уличном киоске, указывает, что это информационное место. Швея, ответственная за изготовление пилотного предмета одежды.

Коммуникационная функция. ТЗ может задать нужное направление в работе дизайнера и, как следствие, способствовать скорейшему принятию макета. Подробно составленное ТЗ помогает дизайнеру почувствовать клиента и выполнить работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.

Юридическая функция. Иногда клиенты просто «забывают» о своих первоначальных требованиях к макету и в процессе работы или, что еще хуже, утверждения выставляют новые требования. ТЗ, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет дизайнеру возможность переложить расходы по переделке макета на клиента.

Копирование или подражание работе других. Художественная или научная работа человека, подписанного или представленного как другое. Графический ресурс, используемый для записи движений, выполняемых человеком при использовании конкретного объекта, инструмента или оборудования. Имея одну из основных ссылок в позвоночном столбе, человеческая фигура спроектирована в профиле - как если бы она была разделена на линию его столбца - на клетчатой ​​сетке, которая служит основой для чертежа.

Обладая тем же самым применением, что и сагиттальная плоскость, поперечная плоскость «пересекает» человека горизонтально, параллельно полу. Он может располагаться на разных высотах, в зависимости от того, что вы хотите проанализировать. Вид сверху, который показывает распределение среды и внутренний макет, поддерживая реальные пропорции.

Следующий момент - всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна - неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие ТЗ довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.

Таким образом, внедрение практики технического задания в дизайн-студии может значительно облегчить работу дизайнера. Остановимся подробнее на этапах работы над проектом и рассмотрим их в ключе применения технического задания.

Процесс печати, в котором используются четыре цвета диапазона печати. Голубой, пурпурный, желтый и черный. Обеспечивает большую точность воспроизведения оригинала. Рассматривается как самая маленькая производственная единица в компании, как правило, с участием человека и его рабочего места.

Положение тела или части тела; или как поддерживать его и составлять его движения. «Удобная поза» или «поза головы». Дизайн продукта для рабочего стола учитывает такие темы, как комфорт, безопасность, внимание и производительность пользователя. Также называется испытателем. Выражение «в прессе» также используется для обозначения работы, которая находится на этапе печати, в процессе публикации. Выражение, которое означает «готовое носить» или «готовое для ношения».

Получение исходной информации по проекту

Цель клиента - как можно точнее объяснить, что требуется получить на завершающем этапе проекта, а задача дизайнера - понять, на основе каких исходных материалов будет проходить работа.

В таблице описаны способы коммуникации с клиентом.

На практике же применяют комбинацию этих способов коммуникации. В общих чертах проект, его стоимость и сроки исполнения оговариваются по телефону (в случае крупного и сложного проекта - лично при встрече с клиентом); входящие файлы можно получить с помощью электронной почты или FTP, мелкие детали опять же можно обговорить в ISQ.

При отсутствии технического задания детали общения с клиентом передаются дизайнеру в произвольной форме. Пересланное по электронной почте письмо - это в лучшем случае, хуже - если на словах (тогда менеджер может сыграть роль «испорченного телефона»). При личном общении с клиентом в процессе работы над заказом дизайнер теряет массу времени и сил (хотя не исключены случаи, когда это общение необходимо); опять же информация о проекте передается в неструктурированной форме. Грамотно составленное, проверенное менеджером, клиентом и дизайнером ТЗ может избавить всех от лишней головной боли.

Комментарий редакции

В КомпьюАрт № 8’2008 опубликована статья «Заказ и изготовление корпоративных календарей», представляющая собой интервью с дизайнером Виктором Кухарским, который в ходе беседы отметил, что технические задания на дизайн полиграфической продукции в отрасли существуют, но называются брифами.

Слово «бриф» пришло к нам из английского языка (brief - сводка, резюме), и, видимо, победит по частоте употребления в рекламных агентствах наше словосочетание «Техническое задание».

Брифы являются внутренним соглашением между заказчиком и исполнителем. У каждого агентства своя форма брифа.

Пример проекта

Но вначале был бриф, или, говоря по-русски, техническое задание (см. таблицу).

Профессиональный подход к работе над проектом отличает проведение серьезной аналитики рынка на начальном этапе. Заказчик и исполнитель должны представлять степень ответственности, прежде чем выбрать вариант. Иначе нужно ждать обвинений в некомпетентности, слабом креативном или дизайнерском решении.

Творческое задание / Creative brief

Продукт / Product

Перекидной настенный календарь

Формат / Format

А2 (предпочтительно вертикальный)

Общая информация / Background

Компания Bayer CropScience - мировой поставщик решений, продуктов и услуг для сельскохозяйственных культур и одна
из лидирующих компаний, действующих в ключевых сегментах мировых агрохимических рынков

Цель проекта / Advertising aim

Повысить узнаваемость суббрендов Bayer CropScience

Целевая группа / Target Group

Партнеры, а также потребители продукции Bayer CropScience

Главные достоинства / Key benefits

Высокое качество продукции, доказанное многолетним успехом
у потребителя

Потребительские предрассудки / Barriers in consumer’s mind to overcome

Представление о том, что химическую продукцию надо показывать, используя язык науки, формулы, атрибуты научных исследований. Химия и природа - несовместимые вещи

Конкуренты / Competition

«Фирма 1», «Фирма 2», «Фирма 3»

Суть сообщения / Key Message to be Communicated

Химические препараты Bayer служат отличной безопасной защитой сельхозпродукции

Интонация / Tone of voice

Благородная, выдержанная. Приветствуются образные решения

Обязательные компоненты / Mandatory elements

Наличие фирменных цветов и логотипов

Бюджет / Budget

Желательно оптимизировать затраты

Временные рамки / Timing Срок сдачи / Dead line

20 августа 2008 года

Форма презентации / Presentation mode

Полноформатная печать

Производство / Production

Печать в России

Дата 5 августа 2008

Подпись_____________________

К тому же необходимо учесть момент взаимодействия с типографией. Если клиент заранее знает, где будет печататься заказ, необходимо получить технические требования типографии к входящим файлам, в лучшем случае - цветовые профили. Обычно для этого достаточно узнать название типографии (в большинстве случаев технические требования размещены на сайте). Если преимущество выбора типографии остается за дизайн-студией, необходимость узнавать технические требования отпадает - работа происходит с одной или несколькими типографиями, уже известными по предыдущим заказам. Ситуация еще больше упрощается для дизайнера в составе допечатного отдела типографии - в этом случае технические требования известны ему «по умолчанию».

Кроме вышеперечисленного, задачей дизайнера является оценка предложенных исходных материалов на предмет достаточности - указаны ли все элементы, необходимые для работы над заказом. В этом случае при грамотно составленном техническом задании оценить довольно просто - по заполненным графам ТЗ.

При размещении технического задания на сайте дизайн-студии можно свести коммуникацию с заказчиком к минимуму и значительно автоматизировать сам процесс:

  • возможно выложить входящие файлы (допустим, до 30 Мбайт);
  • всё то, что воспринималось на слух, теперь может быть задокументировано;
  • по завершении заполнения ТЗ заказчиком возможна его проверка дизайнером, проверка достаточности входящих файлов, их качества, уточнение неточностей, наконец, утверждение ТЗ заказчиком (как выход - электронная подпись, предусмотренная форматом PDF);
  • в техническое задание можно включить активные ссылки, разъясняющие клиенту технические моменты (что такое Pantone, CMYK или КБС).

Такой насущный вопрос, как стоимость работ, тоже решается с помощью ТЗ, которое наглядно показывает и дизайн-студии, и клиенту, какие работы и в каком объеме будут проводиться.

В случае применения ТЗ имеет место важный психологический момент: для клиента гораздо проще отделаться общими фразами по телефону, чем вдумчиво заполнять ТЗ. Как показывает практика, результат во многом зависит от грамотной подготовки материалов заказчиком (нельзя не согласиться, что даже при самом исключительном дизайне и хорошей печати впечатление от продукта может испортить всего одна грамматическая ошибка). Поэтому процесс заполнения ТЗ надо сделать как можно более понятным и легким - требовать от клиента необходимый минимум информации. К тому же нужно донести до заказчика простое правило: верно заполненное ТЗ - гарантия того, что работа будет выполнена в срок и в точности так, как требуется.

Подводя итоги этого этапа, приведем алгоритм принятия заказа в работу, основанный на применении технического задания:

1. Поступление заявки от клиента в менеджерский отдел. Клиент предоставляет первоначальную информацию (тип изделия, формат, общие требования, приемлемые сроки и т.д.). Менеджер примерно называет цену и сроки, исходя из ситуации на предприятии. Если менеджер и заказчик приходят к соглашению, заполняется техническое задание.

2. Составление технического задания. При крупном заказе техническое задание заполняется лично заказчиком в присутствии арт-директора - это исключает неточности и недопонимание между ними. Для мелких же заказов (или заказов от клиента, который уже работал с предприятием) достаточно менеджера. Заполнение ТЗ происходит по телефону, лично или на сайте компании. Например, менеджер при телефонном разговоре с заказчиком заполняет определенную форму ТЗ.

3. Утверждение технического задания. Составленное техническое задание подписывается обеими сторонами и является приложением к юридическому договору.

Реализация проекта

На данном этапе целью дизайнера является реализация проекта в соответствии с желаниями клиента и в срок, а в процессе работы - учет всех необходимых деталей как художественного, так и технического характера.

Во-первых, ТЗ помогает адекватно и быстро оценить сложность и соответственно время, затрачиваемое на выполнение заказа, а следовательно, более точно планировать рабочий график. Во-вторых, упрощается процесс работы - когда перед глазами у дизайнера есть список необходимых элементов, гораздо проще составить общую картину проекта. В-третьих, гораздо легче оценить работу дизайнера на предмет ошибок.

Наряду со всеми плюсами, необходимо отметить один существенный минус технического задания - это достаточно жесткие рамки, ограничивающие творческую составляющую работы дизайнера. Часто возникают ситуации, когда решения, предлагаемые заказчиком, не соответствуют представлениям дизайнера. Чтобы исключить такие спорные моменты, необходимо провести четкую границу - где заканчиваются полномочия клиента и начинается зона ответственности дизайнера. Другой выход - принцип «клиент всегда прав». Какой путь выбрать - личное дело каждого дизайнера.

Об этом позже будет отдельная статья - подписывайтесь в соцсетях, чтобы не пропустить. Понятно, что в интернет-магазине основная цель - покупка. Но есть промежуточные цели: выбор товара, добавление в корзину, просмотр определенных страниц, просмотр или клик баннера акции и др.

Целевая аудитория

На каких покупателей ориентирован магазин. Как минимум нужно указать пол и возраст.

Например, если у вас магазин женской одежды для полных, то скажите об этом дизайнеру, постарайтесь точно очертить целевую аудиторию, желательно уточнить, почему вы считаете что ваша целевая аудитория именно эта.

Для разработки правильного дизайна важно знание аудитории. Согласитесь, подача материала в интернет-магазине одежды для 40-50 летних пышек и толстушек из молодежной аудитории должна отличаться, так же как и стиль одежды для них.

Доступ в Я.Метрику, Google Analitics или LiveInternet

Этот пункт желателен, если вы переделываете дизайн у уже работающего магазина. Данные из этих систем аналитики многое могут сказать опытному дизайнеру. Если у вас работающий магазин, на нем установлена какая-то система аналитики, не упускайте возможность — сделайте к ней доступ дизайнеру. Как давать гостевой доступ к счетчикам , я писал в отдельной статье.

Контент для каждой страницы

Самый объемный пункт при написании технического задания к дизайну. Желательно чтобы присутствовало содержимое для каждой страницы из «Списка страниц, которые должны быть разработаны дизайнером». Если в этом списке 50 страниц — для каждой должен быть свой контент. Либо если не контент, то описание что на странице будет размещено.

Контент, который вы отправляете дизайнеру, должен быть чистовиком! Не черновиком не тестовым, не для пробы, не временным, не скопированным у конкурентов, не «вставьте пока так, а позже доделаем». Чистовиком!

Если у вас не готов контент, значит, заказывать дизайн рано!

Не контент должен подгоняться под дизайн, а наоборот, правильный дизайн усиливает сказанное.

Информацию для каждой страницы можно вставить в отдельные файлы или все в один. Главное, чтобы дизайнеру было легко понять, что к какой странице относится. Обязательно картинки отдельно от текста.

Иногда заказчик присылает дизайнеру кучу неструктурированных файлов, среди которых винегрет из картинок, архивов, текстов, презентаций и pdf`ок. Заказчику самому лень разбираться в них, и он надеется, что разберется дизайнер. Это неправильно и неуважительно.

Если вы затрудняетесь сказать, что должно быть на системных страницах таких как «404 (страница не найдена)» и других подобных, то оставьте их стандартными, такими, как их выдает CMS или подсмотрите у конкурентов (о заимствовании сказано ниже). Можно честно написать в ТЗ что эти страницы нужны, но вы затрудняетесь дать им содержимое, и полагаетесь на его усмотрение (это только для системных страниц допустимо, для остальных заказчик должен собрать и прислать контент).

Давать что-то на усмотрение дизайнера можно только в том случае если вы ему доверяете.

Часто заказчик сначала говорит, что полагается на мнение дизайнера, а когда видит результат, у него появляются идеи, он начинает требовать корректировки, хотя ранее писал, что не знает как сделать правильно — это порядком бесит, не надо так.

Пример описания товара

При составлении ТЗ, нужно дать дизайнеру описание, как товар будет представлен на карточке товара. Какие у него будут характеристики, параметры, описание.

Не забудьте указать, какие из перечисленных параметров покупатель может выбирать. Например, для одежды обычно выбирается цвет и размер.

Понятно, что не у каждого товара одновременно будут присутствовать все перечисленное, но, как вы понимаете, дизайнер должен нарисовать универсальную карточку товара, чтобы учесть в ней место для всей информации.

Перечислю некоторые параметры и характеристики, наиболее часто встречающиеся при описании товара:

  • Название. Максимально длинное, которое может быть у вашей продукции. Это нужно чтобы дизайнер предусмотрел место под самый длинный заголовок товара, тогда короткий точно войдет и с длинным проблем не возникнет.
  • Описание. Будет ли у товара текстовое описание, помимо перечисления параметров и характеристик. Если да, то в ТЗ для дизайнера обязательно нужно предоставить такое описание, чтобы он мог использовать его в макете. Не забудьте указать какой максимальный объем текста будет у описания. Это важно чтобы дизайнер решил как расположить текст и предусмотрел как будет выглядеть короткое или длинное описание.
  • Фото. Если планируется иллюстрировать некоторые товары несколькими фотографиями, то нужно обязательно сказать что у каких-то товаров фото будет всего одно, у других больше, но не более Х штук (где Х максимальное количество фоток, которые будут у вас для товара, в пределах разумного конечно. Обычно бывает не больше 5-6 шт.).
  • Видео. Если иногда будет видео, прямо скажите что видео будет только у части товаров, но его наличие нужно предусмотреть в карточке товара.
  • Бренд. Напишите, как бренд будет показан на карточке. Будет ли это текст или картинка-логотип. Будет ли ссылка с бренда на страницу всех товаров этого бренда. Кроме того, лого у брендов бывают разные, у одних вертикальные, у других горизонтальные, третьи по высоте и ширине одинаковые, иногда вы не сможете / забудете найти лого для бренда. При разработке дизайна все эти вещи нужно учесть, чтобы не было ситуации, когда дизайнер предусмотрел только один вариант (например, горизонтальный логотип) и загруженный логотип бренда (вертикальный) непредвиденно растянул дизайн страницы. Опытный дизайнер такие вещи учитывает, но нелишни будет ему об этом дополнительно напомнить, написав в ТЗ.
  • Размер. Размеры обычно бывают, например, у обуви или одежды. Если это одежда и обувь нужно указать какие размерные сетки используются. Для обуви это может быть европейская, американская, российская. Обязательно укажите максимальный список размеров для одного товара. Если у вас не бывает детских размеров и супербольших размеров и минимальный размер начинается с 38-го а заканчивается 44-м, то обязательно скажите об этом дизайнеру. Зная, что у вас в магазине у товара одновременно не будет больше 6 разных размеров, дизайнер сможет, например, вместо универсального решения — выпадающего dropdown-списка — использовать более наглядные radiobuttons без боязни что дизайн поломается. Либо, наоборот, предусмотрит возможность без опасения «поломать» страницу добавлять много размеров для одного товара.
  • Цвет. Сказанное выше для «размера» применимо и для параметра «цвет». Точно так же нужно дать дизайнеру примеры цветов, высказать пожелания по способу отображения выбора цветов в карточке товара. Совет: дважды подумайте прежде чем делать выбор цвета не текстом, когда выбирается просто слово «зеленый», «желтый», а выбираются соответствующие квадратики с цветом. Это неудобно пользователю т. к. разные мониторы по-разному отображают цвета и дополнительные сложности для контент-менеджера при добавлении товара (ему придется добавлять код цвета), то же самое с выгрузкой товаров из 1С. Если там у вас не хранится код цвета товара, то на сайт он, конечно тоже не выгрузится. Придется как-то этот вопрос решать.
  • Единица измерения (штуки, литры, килограммы и т. п.). Некоторые товары бывают разной фасовки. Например, можно приобрести 200 гр. банку кофе Nescafe, а можно 400 гр. банку. Если у вас есть такие товары хотя бы в одном разделе, вам нужно решить как это будет выводиться в карточке товара и будет ли. Есть всего три варианта. Первый, когда на детальной странице товара можно выбирать сколько граммовую банку с кофе купить, второй, когда каждый вес банки с кофе это отдельный товар со своей отдельной страницей и третий - совмещающий два предыдущих. Какой вариант станете использовать - выбор за вами. Плюсы и минусы есть у каждого.
  • Количество в наличии. Иногда в карточке товара магазин прямо указывает сколько штук этого товара есть в наличии. В других магазинах пишут менее открыто: «много», «средне» или «мало» или еще менее конкретно — указывают «есть в наличии» или «нет в наличии». Как будет у вас - решать вам. Для разных случаев лучший свой вариант, а иногда стоит их совмещать.
  • Наличие товара в магазинах. Если у интернет-магазина несколько офлайновых магазинов или точек самовывоза, то в карточке товара иногда указывают где покупатель может забрать товар прямо сейчас.
  • Время поступления отсутствующего товара на склад. В крупных магазинах техники, бывает что товара нет в наличии прямо сейчас, но есть дата, когда он прибудет на склад. Это удобно для покупателя, он видит, что товар скоро будет и может подождать, вместо того чтобы покупать в другом месте.
  • Состав. Если для описания товара важно указать что входит в его состав / из чего сделан. Актуально, например, для продуктов питания, одежды, обуви.
  • Старая / новая цена. Обычно, когда к товару применяют скидку, старую цену тоже указывают, чтобы у покупателя были ориентиры, насколько снижена цена и сколько он экономит. Нужно сказать дизайнеру, чтобы он не забыл цену до скидки. Так же стоит перечислить другие маркетинговые фишки, которые нужно предусмотреть в дизайне.
  • Размер скидки. Помимо указания старой и новой цен, иногда указывают размер скидок в % и/или рублях.
  • Товар под праздник. Перед праздниками, например, Новым годом, некоторые магазины отмечают ряд товаров как наиболее подходящие к случаю. Это могут быть новогодние вечерние платья, которые до Нового года были просто вечерними платьями, «Пена для бритья» к 23-му февраля и т. п. варианты. Такая маркировка товаров помогает навести покупателя на правильные мысли. А также положительно сказывается на SEO (подробнее об этом в СТАТЬЕ)
  • Комплектность. Если у товара возможна комплектность, то нужно ее указывать. Значит, о наличии в описании товара этого параметра дизайнер должен знать. Комплектность — это запасная пуговица для джинсов, зарядное для сотового телефона и т. д.
  • Инструкция применения.
  • Аксессуары.
  • Похожие товары.

Этот список далеко не полный — только пример, что нужно указывать при описания товара в ТЗ для дизайнера. Посмотрите статью «Главные кнопки в интернет-магазине», в которой говориться .

Разные карточки товара

Если у вас в магазине продаются товары очень разные, например, телевизоры и одежда, то описание карточки товара нужно сделать свое для каждого такого типа товара. Как минимум потому что у них существенно отличаются описания, параметры и характеристики. Поэтому универсальности может не получиться. А еще потому что иногда имеет смысл не грести все под одну гребенку, а сделать разный дизайн карточек товара для очень разных типов товаров.

То же самое, если товары сильно отличаются по аудитории и/или цене. Например, если в продаже есть обычные свадебные платья и вип-платья, они отличаются по цене и по платежеспособности аудитории, то есть смысл сделать другой дизайн карточки товара для таких платьев, чтобы дополнительно подчеркнуть их особый статус. А то и вообще сделать свой дизайн всему разделу.

Кто-то, может быть, помнит, как выглядел магазин «Евросеть» в исполнении Студии Артемия Лебедева? Там как раз был реализован подобный подход — отличались карточки товаров для обычных телефонов и вип моделей . Кому интересно, посмотрите в Веб-архиве. Ссылки я дал.

Инструменты на сайте

Какие будут, на какой странице / разделе. В ТЗ на дизайн обязательно нужно перечислить функционал каждой страницы. В интернет-магазине обычно это:

  • Фильтр по характеристикам товара в разделе «Каталог». Описывая фильтр, важно не забыть указать какие характеристики товара участвуют в фильтре (размер, цвет, бренд и т. д.).
    Чтобы фильтр был по-настоящему удобным инструментом и реальным помощником покупателю при выборе товара в нем обязательно должны присутствовать параметры, важные для вашей целевой аудитории при выборе этого товара. Подумайте, как покупатели выбирают ваш товар и станет ясно какие параметры в фильтре должны быть обязательно. Зная это, дизайнер сможет облегчить покупателям выбор и постарается сделать преимущества более заметными.
  • Сортировка. По каким параметрам будет сортировка товаров. Например, по цене (от большей к меньшей и наоборот), по популярности, по рейтингу.
  • Сравнение. Если в интернет-магазине нужна возможность сравнивать товары, напишите об этом дизайнеру при составлении технического задания. Не забудьте указать, какие параметры товара будут участвовать в сравнении. «Сравнение товаров» это целый сервис (а не просто ссылка в карточке товара), поэтому для него нужна отдельная страница, ее тоже нужно нарисовать. Еще нужен информер на каждой странице каталога товаров, сообщающий сколько товаров находится в сравнении и позволяющий быстро перейти на страницу сравнения.
  • Избранное. Если планируете давать пользователю возможность откладывать понравившиеся товары в избранное, то этот функционал нужно предусмотреть в дизайне. Не забудьте что кроме ссылки «добавить в избранное» (или «Отложить») в карточке товара, должны быть отрисована страница «Список товаров в избранном» (с кнопочкой «убрать из Избранного») и на каждой странице каталога товаров ссылка «Перейти к Избранному».
  • Поиск.
  • Быстрый заказ / заказ в один клик.
  • Плавающая корзина. Маленькая корзина в каталоге товаров. Как только в корзине появляется товар, она приклеивается к верхней части окна браузера и показывает, сколько товаров находится в корзине, на какую цену. Иногда в маленькой корзине дают возможность удалять товар и менять его количество. Если вам этот функционал нужен — напишите об этом в ТЗ.

География магазина

Работает магазин на один город, на несколько или на всю страну.

Если у вас несколько магазинов или точек самовывоза, скажите об этом сразу, чтобы страница «Контакты» была сделана правильно, а в корзине не забыли функционал по выбору точек самовывоза.

Поля в корзине

Поля которые будет заполнять покупатель, чтобы оформить заказ, способы доставки, способы оплаты, .

Готовность к обсуждению

Если вы непрофессионал и допускаете что можете быть неправы, при этом доверяете опыту дизайнера, стоит написать в ТЗ примерно следующее: «Если вы считаете что я ошибаюсь в каком-то из своих пожеланий, или что-то в моих идеях можно улучшить / упростить / сделать оптимальнее — давайте обсуждать, я с радостью прислушаюсь к вашему мнению».

Прорабатывая дизайн нужно помнить что некоторые, на первый взгляд простые вещи в функционале могут сильно усложнить работу программисту, а значит, увеличить цену разработки. Или, что хуже, усложнить вашу дальнейшую работу над сайтом, добавив большой пласт рутинной ручной работы, которой нужно избегать и автоматизировать (ручная работа приводит к накоплению ошибок на сайте).

Для разных проектов пункты, конечно, могут меняться и дополняться. Но даже этот усредненный перечень материалов, которые нужно давать в ТЗ на дизайн, если будет с должным вниманием подготовлен заказчиком, существенно улучшит качество дизайна для вашего интернет-магазина. Конечно, если попадет к адекватному дизайнеру.

Три типа дизайнеров

Раз уж говорим про правильный подход к разработке дизайна интернет-магазина, следует отметить, что важная часть успеха — правильный дизайнер. Если дизайнеру безразличен результат, который получит клиент и важно сделать ровно настолько, чтобы работа была принята, то даже самое подробное ТЗ на дизайн сайта не гарантирует качественного результата. Хотя нужно отметить, что имея на руках детально описанное задание, заказчику проще контролировать ход работы и указывать на недостатки.

Для простоты я делю дизайнеров всего на 3 группы:

Хороший дизайнер

Имеет большой опыт работы, ему важно непросто заработать, но и чтобы у клиента был результат. Понимает что цель дизайна — эффективность решения задач. Знает о существовании целевых действий, понимает как среди них расставлять акценты и приоритеты. Такой дизайнер задает много вопросов, вытягивать из клиента как можно больше информации. Часто у заказчика после общения с ним появляется неприятное ощущения «я так мало понимаю в этом». Такой дизайнер старается вникнуть в проект, предлагает свои идеи решения или даже функционал. Мыслит не только как художник, но и как UX-специалист и маркетолог.

Мастер фотошопа

Дизайнер, которому не все равно какие работы у него получаются — сделает красиво. Красота — высшая целесообразность. Удобность вторично, эффективность — нет, не слышал. Красивые дизайны нравятся заказчикам и легко ими принимаются, поэтому работы у такого дизайнера обычно много. Если дать ему хорошее ТЗ — сделает хорошо, но по привычке будет уходить в красивости.

Х1як, Х1як и в продакшн

Дизайнер, который работает просто за деньги, сделает, «как получится», на основе той инфы что уже есть, внесет правки, поступившие от клиента и готово. Следующий!

Клиентоориентированная версия этого дизайнера предложит заказчику несколько цветовых схем и поиграет со шрифтами.

Такие дизайнеры не привыкли работать качественно, в их отношении к работе всегда будет заметен подход «поскорее отвязаться от этого заказа и взять следующий», они постоянно пытаются «забыть» о каких-то пунктах в ТЗ, имеют низкий уровень работы в целом, для скорости используют клипарты, библиотеки иконок, пиратские шрифты, часто не заморачиваются на удобную компоновку слоев в исходнике, что затрудняет работу верстальщика. Но плохому дизайнеру наплевать на это, равно как на эффективность дизайна, который он сделал. Даже самое продуманное ТЗ на дизайн не существенно улучшит его работу.

Три приведенных типа дизайнеров — это неполная «классификация». Есть промежуточные варианты. Многое зависит от заказчика. Можно и хорошего дизайнера задолбать глупыми требованиями, он устанет спорить, махнет рукой и персонально для вас спустится со своего первого места на второе или даже третье.

Кто-то сейчас подумал, что для успеха достаточно найти правильного дизайнера, а уж он даже с минимальным ТЗ сделает дизайн магазина на отлично. Это так, но только отчасти. Хотите действительно хороший результат, тогда не забывайте, о чем было сказано в начале статьи — главное в дизайне — контент. А за вас его никто не подготовит / разработает / соберет.

Почему не нужно копировать лидеров рынка

Продумывая задание на дизайн интернет-магазина не всегда нужно смотреть на крупных конкурентов - лидеров рынка.

Какие-то вещи перенимать нужно, но осознанно, понимая, зачем вы это делаете. Нельзя слепо копировать функционал, только потому, что так сделано у лидера.

Сайты больших интернет-магазинов имеют свою специфику в силу количества групп товаров, большого числа разделов и подразделов, огромного ассортимента. Поэтому небольшим интернет-магазинам не пойдет на пользу копирование крупных. Да и не всегда у лидера все идеально в плане юзабилити и SEO.

Почему-то принято считать, что лидеры постоянно тестируют свои магазины на эффективность, внедряют новшества, семь раз отмерив. Считается, что если какая-то деталь у них сделана именно так, значит, так нужно. Возможно, так и есть в Амазон.ком или Заппос.ком, но идеализировать в этом плане топ интернет-магазинов Рунета точно не стоит.

Крупные интернет-магазины, главенствующие в какой-то нише, обычно обновляют дизайн и функционал своего сайта не слишком часто (на то у них есть свои веские причины). Если об этом не помнить, есть шанс скопировать устаревший сайт, которому уже 3-4 года, а через несколько месяцев после своего запуска узнать что «образец для подражания» был кардинально обновлен.

Конечно, нужно изучать чужой опыт и перенимать хорошие решения. Например, если вы не знаете как в вашем интернет-магазине одежды сделать вывод показов результатов поиска по товарам, то идите в Вилдберриес, Ламоду, КупиВип и посмотрите как сделано у них. Бенчмаркинг — нормальная практика.

И еще, некоторые заказчики любят рисовать вайрфреймы / скетчи и отправлять их дизайнеру. не нужно этого делать. Хороший дизайнер на ваши вайрфреймы особого внимания не обратит. Если посчитает нужным - сделает по-своему. Плохой дизайнер сделает, все как вы нарисовали, лишь бы вы работу приняли. Для себя, чтобы лучше представлять структуру страницы, раскладку на странице объектов - делайте. Но отправлять дизайнеру не нужно.

Что дает тщательная подготовка ТЗ на дизайн

Переходим к любимому раздела Капитана Очевидность. Перечислим плюсы, которые дает тщательный подход к разработке технического задания на дизайн сайта.

Сразу видим каким будет дизайн

Огромный плюс в предоставлении дизайнеру контента для всех страниц в том что, принимая дизайн, вы будете видеть, как выглядит именно ваш сайт, а не какой-то абстрактный сайт с фотками и текстами, надерганными для примера из других интернет-магазинов. Это позволит не отвлекаться на красивые картинки, которые для примера поставлены дизайнером, а оценивать объективно, видеть страницы ровно так, как их будет видеть потенциальный покупатель и делать это на стадии дизайна, а не в самом конце, когда контент-менеджер уже внес материал в готовый сайт и завтра открытие.

Заранее видим проблемы дизайна

Другой важный момент, вытекает из предыдущего. Дизайн, сделанный без использования тестовых материалов, а целиком на информации, предоставленной заказчиком, поможет заказчику увидеть свои проблемы еще до запуска магазина на этапе дизайна. Хочется ли купить? Достаточно ли убедительно выглядит товар, чтобы продавать его за такую цену? Убеждают ли вас тексты на сайте о том, что вам можно доверять. Все ли достаточно просто и понятно? Только одно это понимание уже дорогого стоит.

Вполне может оказаться, что заказчик, увидев, как плохо выглядят в каталоге товаров фотографии одежды, отснятые на манекене, решит переснять весь ассортимент с привлечением проф. модели. Потому что, посмотрев, дизайн он понял, что сам не купил бы так плохо представленный товар даже за вдвое меньшую цену.А если бы дизайнер поставил в этот же макет фотографии «для примера», то заказчик понял бы проблему только спустя 1-2 мес. когда в готовый сайт, за несколько дней до запуска разместили реальные (а не тестовые) товары. Таким образом, бюджет, запланированный на старт, для первоначальной рекламы проекта будет слит впустую, только за счет плохой привлекательности товаров (никто не будет покупать), или придется откладывать запуск. А предоставив дизайнеру фотографии товара сразу, клиент получил 1-2 месяца времени на то, чтобы сделать нормальную фотосессию. А за эти 1-2 месяца как раз закончится разработка интернет-магазина.

Лучшее решение бизнес-целей

Хороший дизайн, сделанный по вашему контенту (без «рыбы»), лучше доносит важную информацию до покупателя, делает все сказанное на сайте более убедительным. Помогает подать материал правильно, в нужной последовательности, с акцентами на целевых действиях и на важных местах в тексте.

Предсказуемость результата

Чем тщательнее техзадание на дизайн, чем больше страниц будет разработано, тем более предсказуемым будет результат. Проще говоря, когда у вас есть подробный, детально проработанный дизайн, вы уже точно знаете чего ожидать. В этом случае дизайн будет являться своего рода техническим заданием для следующих этапов - верстки и интеграции в CMS (я, по традиции под CMS подразумеваю 1C-Битрикс:-)

Без внятного ТЗ — результат ХЗ.
— народная мудрость.

Снижение рисков

Все знают что риски нужно сокращать, если мы хотим получить более-менее предсказуемый результат, в сколько-то приемлемые сроки, за более-менее ту цену, на которую рассчитывали. Так вот, если у вас детально проработан дизайн - это два ТЗ: на верстку и на программинг.

Конечно, наличие отдельных заданий на верстку и программную часть лишними не будут, можете — сделайте. Но обычно настолько идеальных проектов не бывает. Поэтому когда в дизайне отрисована каждая страница, каждое модальное окно — это очень упрощает работу front-end-разработчику и программисту.

Простой пример: если страницы отрисованы не все что нужны, то в верстке они тоже будут не все. Но при этом страницы типа «Ошибка 404 — страница не найдена» и т. п., все равно нужны.

Если магазин разрабатывает студия, они эти моменты обычно учитывают, если заказчик сам управляет созданием магазина (и не разбирается в технической части), сначала заказывает дизайн, потом верстку и т. д. — ошибки неизбежны.

Заказчик может вообще не знать о некоторых страницах, которые должны присутствовать.

Либо не сможет объяснить «техническим языком» что и как должно быть сделано на тех страницах, которых нет в дизайне, но которые нужны. Это вызывает непонимание со стороны сначала верстальщика, а потом программиста. Ведет к неверной оценке объема работы, которая в итоге ложится на заказчика.

Поэтому чтобы избежать странных формулировок в объяснениях с верстальщиком или программистом типа «Страниц нет, но они нужны» лучше все же их заранее отрисовать. Да, вы больше потратитесь на дизайн, но здорово увеличите вероятность получить свой интернет-магазин сразу на приемлемом уровне.

Можно будет снизить вероятность, когда верстальщик или программист скажут «работа о которой вы говорите не входила в оговоренный объем и нужно доплатить».

Аргумент в конфликтных ситуациях. Когда все требования к дизайну описаны должным образом, при возникновении спорных, ситуаций (например, при верстке) вы можете ссылаться на свое подробное ТЗ, как на железный аргумент. Этот документ, приложенный к договору, будет отличным подспорьем.

Подытожим

Главная ошибка при заказе дизайна — не давать всю необходимую инфу дизайнеру. Конечно, дизайнер сделает свою работу и с минимумом контента. Но сами подумайте, как ему сделать хорошо продуманную карточку товара, если он не знает точно, что на ней будет? Как сделать удобную корзину, если непонятно какие буду в ней поля и какая между ними взаимозависимость? А представьте что ему таких страниц для вашего магазина нужно отрисовать 20 - 50 шт. Приходится искать компромиссы, придумывать, как сделать универсально, чтобы материалы, которые пока не предусмотрены, позже было куда запихивать.

Другая ошибка — перечислить в ТЗ только список страниц (пусть даже с контентом для каждой), не сказав про «Целевые действия» и «Целевую аудиторию» (о наличии этих пунктов в ТЗ говорится выше). В этом случае ТЗ на дизайн формально перечисляет страницы, которые нужно нарисовать и элементы, которые на этой страницы должны присутствовать и не описывает основные моменты взаимодействия с клиентом. При таком подходе заказчика к ТЗ, дизайнер, если он не слишком заинтересован в результате может подойти к вопросу тоже формально — сделать что перечислено и посчитать на этом работу выполненной.

Хотите хорошо — не ленитесь, перед заказом дизайна подготовьте контент. Потому что соответствие дизайна вашим задачам пропорционально качеству материалов, который вы предоставите дизайнеру.

Повторюсь: Если у вас не готов контент для каждой страницы — дизайн заказывать рано.

Нельзя написать портрет, если заказчик не приходит позировать. Костюм, пошитый на заказ, будет не по размеру, если мерку снимут не с вас. С дизайном интернет-магазина то же самое — невозможно сделать хорошо, если заказчик не предоставил всей нужной информации.

Иногда, заказчику, если он уверен, что не справится с задачей, стоить нанять исполнителя не только на дизайн, но и на составление ТЗ. Если, конечно, на это есть бюджет. Разработка технического задания на дизайн или проектирование, техзадание на верстку и контроль выполнения, ТЗ на программную часть — такие же этапы работы, как и создание дизайна сайта. Только эти этапы менее очевидные и неспециалистам мало заметны. Даже если их не делают именно как отдельные этапы, так или иначе, они все равно выполняются.