Сельские поселения на разных материках рисунки. Типы сельских поселений

Технологическая карта урока географии

Где живут люди: города и сельская местность

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать основные виды поселений: города и сельские поселения

Задачи урока

1) Сформировать знания о населенных пунктах, о соотношении городского и сельского населения мира, о ведущей роли городов в хозяйственной, культурной и политической жизни населения;

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные

Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения.

Приводить примеры разных типов сельских поселений мира.

Анализировать изменения численности городского населения во времени.

Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира.

Определять по разным источникам информации функции городов.

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Города, сельские поселения. Их отличия друг от друга

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Рабочий лист, мультимедийная презентация или презентация в программе Smart Notebook

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопрос нами уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно изучить? (ответы обучающихся)

И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Посмотрите, я принесла с собой черный ящик. Как вы думаете, что в нем может находиться? (ответы детей ) Подсказываю, эти предметы связаны с темой нашего урока (ответы детей )

(достаю из ящика трамвайчик, лошадку и корову ). Почему я их принесла к нам на урок. Как они могут быть связаны с темой урока? Какие ассоциации они вызывают у вас? (ответы детей )

И так как будет называться тема нашего урока?

А прочитайте, что у меня написано.

ЕЫННЕЛЕСАН ЫТКНУП (НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ) Запишите в свой рабочий лист

А какую цель поставим? (ответы детей ) Запишите в свой рабочий лист

Чтобы достичь цели урока, нам нужно наметить план действий.

Что такое поселение?


Какие бывают города и сельские поселения?

Чем различаются поселения разных типов


Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы детей )

Используя текст учебника, дайте определение «поселению» или «населенному пункту»

(Места, где проживают люди, получили название поселений или населенных пунктов)

Как они распространены по поверхности Земли? (они встречаются между 78 0 с.ш и 54 0 ю.ш. и на высотах до 5300 м над уровнем моря)

Какие виды населенных пунктов существуют? (города и сельские поселения)

Сделайте записи в своем рабочем листе.

И так, мы выяснили, что такое поселения. Что нам нужно дальше узнать? (чем различаются поселения разных типов?).

Проблемный вопрос: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Сейчас работаем группами. Первая группа работает с сельскими поселениями, вторая группа с городом. Ваша задача: найти характерные черты каждого типа поселений. Результат вашей работы – заполненная таблица. Вам в помощь вопросы - подсказки.

Отличие городского образа жизни от образа жизни в селе

Сфера жизни

Сельские поселения

Города

Жилищные условия

Какие дома преобладают?

Преобладают одноэтажные дома с печным отоплением

Преобладают многоэтажные дома со всеми удобствами

Занятия

Чем занята большая часть населения?

Сельским хозяйством

Работаю на промышленных предприятиях, в торговле, на транспорте

Ритм жизни

Какой ритм жизни: спокойный или быстрый? Связан ли с природными ритмами?

Спокойный, связан с природными ритмами

Напряженный, искусственный (по жесткому расписанию)

Передвижение

На чем передвигается большая часть населения?

Большая часть населения ходит пешком

Большая часть населения передвигается на автобуах, трамваях и т.д

Общение

Все знают все друг о друге; внешний контроль за поведением каждого

Незнание жизни окружающих

Питание

Какие продукты преобладают в рационе?

Продукты, выращенные на собственном участке

Продукты, купленные в магазине

А сейчас прошу представить результаты вашей работы, противоположная группа делает записи в рабочий лист (отчет групп о выполненной работе)

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

А сейчас давайте сделаем вывод? Так какой же населенный пункт называется городом? (ответы детей) . Сделаем запись в рабочем листе.

Где и когда появились первые города? А в нашей области есть города? Назовите их.

По численности населения города бывают: малые до 50.тыс., средние 50-100 тыс., крупные более 100 тыс., миллионеры более 1 млн. человек. Как вы думаете, к какой группе относятся наши города? (ответы детей )

А что называется городской агломерацией? Где расположена самая крупная? А в России есть городские агломерации? Как они называются? (ответы детей )

А какие функции могут выполнять города? Сделайте записи в рабочий лист.

Хорошо работаем теперь с сельскими поселениями. Давайте сначала дадим определение, что такое сельская местность? (территория вне города). А какие поселения мы будем называть сельскими? Запишите свое определение в рабочий лист.

А сейчас давайте посмотрим, какие типы сельских населений есть в разных уголках планеты. Для этого выполним следующее задание: в рабочем листе есть рисунки сельских поселений. Я буду вам читать определение пункта, а вы должны догадаться, о чем идет речь.

    Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок)

    Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор)

    Крупное казачье поселение (станица)

    Крупное поместье в Бразилии. Так же называется программа на 1 канале (фазенда)

    Населенный пункт в горах. С тюркского языка – «селение» (аул)

    Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня)

    Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо)

    Поселок в Средней Азии. С тюркского языка – «зимовье» (кишлак)

    Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).

А мы с вами живем, в каком населенном пункте? Какие черты города можно отметить? Какие черты сельской местности у нас проявляются? А вы знаете, что в 2011 г. у нас состоялся референдум, где большая часть населения высказало свое желание, о том, что пгт Серышево должно стать селом. А вы как считаете? (ответы детей).

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Молодцы! А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами зашифрована известная пословица. Прочитайте ее?

АБВГВСЯКИЙЕДИ

КУЛИКНОПРОМС

ВАРТЫФСВОЕБД

ТОБОЛОТОРВСК

ДЛХАЧВАЛИТСИ

Всякий кулик хвалит свое болото. Как вы понимаете данную пословицу? Хорошо. А сейчас я предлагаю вам, расхвалить населенные пункты. Сейчас меняемся: первая группа хвалит – город, вторая – село.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели?

А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Что вы можете сказать сейчас по этому поводу (Пожалуй, нет. Все люди разные: одному нравится бешеный темп жизни среди небоскребов, другому спокойная жизнь в маленьком городке, третий не может жить нигде, кроме как в родном ауле в горах. Для одних самое важное – интересная работа, для других чистый воздух, для третьих – доброжелательные соседи, для четвертых – теплый климат и т.д. поэтому для общества в целом и для каждого конкретного человека важны и нужны самые разные города и села)

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 15

Задание на выбор:

Создайте презентацию или буклет по теме «Необычные города»

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята я хочу обратить внимание на стены, на них высказывание великих людей. Подумайте 5 сек., и скажите, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше всего подходит вам:

Познание начинается с удивления

Аристотель

Я знаю, что ничего не знаю .

Сократ

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму

Позволь мне сделать самому,

И я научусь

Конфуций

  • История возникновения и развития исторической географии
  • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху
    • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху - страница 2
  • Физико-географическое районирование Западной Европы
    • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 2
    • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 3
    • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 4
  • Отличительные черты физической географии средневековья
    • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 2
    • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 3
  • География населения и политическая география
    • Этническая карта средневековой Европы
      • Этническая карта средневековой Европы - страница 2
    • Политическая карта Европы в период раннего средневековья
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 2
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 3
    • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 2
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 3
    • Социальная география
      • Социальная география - страница 2
    • Численность населения, его состав и размещение
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 2
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 3
    • Типы сельских поселений
    • Средневековые города Западной Европы
      • Средневековые города Западной Европы - страница 2
      • Средневековые города Западной Европы - страница 3
    • Церковная география средневековой Европы
    • Некоторый черты географии средневековой культуры
  • Экономическая география
    • Развитие сельского хозяйства в раннее и развитое средневековье
    • Системы земледелия и землепользования
      • Системы земледелия и землепользования - страница 2
    • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы
      • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы - страница 2
  • География ремесла и торговли
    • Особенности размещения средневекового ремесленного производства
    • Шерстяное производство
    • Горное дело, металлообработка судостроение
    • География ремесла отдельных стран Западной Европы
      • География ремесла отдельных стран Западной Европы - страница 2
    • Средневековая торговля
    • Средиземноморский район торговли
      • Средиземноморский район торговли - страница 2
    • Северный район европейской торговли
    • Ареалы монетных систем
    • Транспорт и пути сообщения
      • Транспорт и пути сообщения - страница 2
  • Географические представления и открытия раннего и развитого средневековья
    • Географические представления раннего средневековья
      • Географические представления раннего средневековья - страница 2
    • Географические представления и открытия эпохи развитого средневековья
    • Картография раннего и развитого средневековья
  • Историческая география Западной Европы в позднее средневековье (XVI - первая половина XVII В.)
    • Политическая карта
      • Политическая карта - страница 2
    • Социальная география
    • Демография позднего средневековья
      • Демография позднего средневековья - страница 2
      • Демография позднего средневековья - страница 3
    • Церковная география
    • География сельского хозяйства
      • География сельского хозяйства - страница 2
    • География промышленности
      • География промышленности - страница 2
      • География промышленности - страница 3
    • Торговля позднего феодализма
      • Торговля позднего феодализма - страница 2
      • Торговля позднего феодализма - страница 3
    • Транспорт и пути сообщения
    • Путешествия и открытия XVI-XVII вв.
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 2
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 3
  • Типы сельских поселений

    Существуют десятки вариантов классификации сельских поселений средневековой Западной Европы. Из всего их многообразия можно выделить два основных типа поселений - это крупные компактные (села, деревни, полуаграрные городки) и мелкие разбросанные (хутора, выселки, отдельно расположенные дома-фермы). Компактные поселения, деревни по своей планировке сильно отличаются друг от друга; так, например, различают «ядерные», кучевые, линейные и другие типы деревень.

    В первом типе «ядром» поселения является площадь с расположенной на ней церковью, рынком и т. п., от которой отходят в радиальном направлении улицы и переулки. В уличной деревне основу планировки чаще всего составляют несколько улиц, под разными углами перекрещивающиеся друг с другом. Дома в такой деревне расположены по обеим сторонам улицы и обращены фасадами друг к другу.

    В линейной деревне дома располагаются на одной линии - вдоль дороги, реки или какой-либо складки местности - и часто только по одной стороне дороги; иногда таких улиц в деревне могло быть несколько: например, в горных местностях дворы нередко составляли два ряда, из которых один идет у подножья склона, другой параллельно ему, но несколько выше. В кучевой деревне дома беспорядочно разбросаны и связываются между собой проулками и проездами.

    Не менее разнообразны варианты мелких поселений. Обычно хуторами считают населенные пункты, в которых 10-15 дворов (в Скандинавии - до 4-6 дворов). Однако эти дворы могут или концентрироваться вокруг какого-либо центра (площадь, улица), или лежать довольно далеко друг от друга, будучи связаны лишь общим пастбищем, пахотой, управлением и т. п. Даже отдельные постройки и те требуют своей классификации: ведь крупные, в несколько этажей фермы равнинных мест несравнимы с небольшими хижинами горных жителей.

    Многоликая картина поселений средневековой эпохи сохранилась до наших дней: подавляющее большинство населенных пунктов континента, как полагают, возникло еще до XV в. При этом в их возникновении можно подметить определенные закономерности. Так, система открытых полей чаще всего сочеталась с компактными поселениями. Средиземноморская система хозяйствования допускала существование разных типов населенных пунктов, но начиная с XV в. в местах наибольшего развития аграрных отношений (Средняя Италия, Ломбардия) доминирующими стали отдельные дома-фермы. На распространение того или иного типа поселений влияли и географические факторы: в равнинных местностях, как правило, преобладали крупные деревни, в горных - мелкие хутора.

    Наконец, решающую роль во многих случаях играли исторические особенности развития каждой местности и, в первую очередь, характер ее заселения. Например, военной колонизацией объясняется преобладание крупных поселений в Восточной Германии и в центральных областях Пиренейского полуострова. Освоение бывшего леса, болот, низменных приморских территорий вело к распространению мелких форм поселений - хуторов, выселок, заимок с отдельными строениями. На характер поселений влияли и порядки, свойственные прежнему населению этой местности (кельтам, славянам и т. д.).

    Впрочем, все эти закономерности проявлялись далеко не всегда; например, во Фриуле, рельеф которого представляет всю гамму ландшафтов от Альпийских гор до лагунной низины, распределение типов поселений было обратным указанному выше: в горах - компактные многодворные села, на равнине - изолированные дома. Следует учесть также, что характер доминирующего типа поселения на протяжении средневековья мог неоднократно меняться. Так, в Англии в кельтскую эпоху преобладали мелкие поселения, но уже первая волна англосакского нашествия привела к увеличению удельного веса крупных деревень, так как завоеватели предпочитали селиться большими родовыми группами.

    В целом в раннее средневековье компактные виллы-общины в Центральной, Южной и Восточной Англии были преобладающими. Дальнейшее расселение населения шло путем отпочкования от крупных поселений мелких выселок; их количество еще более выросло в период внутренней колонизации. В итоге во многих сельских районах страны уже к XV в. господствующим типом поселений стали мелкие разрозненные поселения. Позже в результате огораживаний многие деревни были заброшены и количество мелких хуторов и отдельных ферм еще более возросло.

    В Германии границей между различными типами поселений была Эльба. К западу от нее доминировали кучевые деревни, мелкие поселки беспорядочной формы, хутора и отдельные строения, иногда имеющие какой-либо общий центр или, наоборот, располагающиеся вокруг пахотного массива. Мелкие деревни и хутора были также распространены в восточных землях (Лаузиц, Бранденбург, Силезия, чешские территории); здесь их наличие нередко объясняется формой предыдущих славянских поселений.

    В основном же Восточная Германия - область господства крупных деревень уличного или линейного типа, а также более мелких поселений, выросших на местах лесных расчисток или в гористой местности, но носящих такой же упорядоченный характер.

    На севере и северо-востоке Франции подавляющим типом были крупные села; здесь грань между мелким городом и такой деревней была невелика. В остальных же районах страны (Центральный массив, Мэн, Пуату, Бретань, восточная часть Иль-де-Франса) господствовали мелкие поселения, хутора. В Аквитании, Тулузском районе, Лангедоке со времен развитого феодализма картина стала несколько иной: многовековые войны вызвали к жизни иной тип поселений - бастиды, укрепленные центры, построенные по определенному плану; в них стали стекаться жители прежних поселков.

    Картина испанских поселений также менялась по мере хода Реконкисты. Издавна север и северо-запад полуострова представляли собой территорию, занятую мелкими хуторами и разбросанными поодиночке строениями, однако к началу Реконкисты в пограничных с арабами землях Леона и Старой Кастилии шел процесс укрупнения населенных пунктов. На отвоеванных землях Новой Кастилии господствующим типом поселений стали редкие, но крупные по размерам села или - на севере области - мелкие хуторки, группирующиеся вокруг укрепленного замка. Такие же крупные деревни доминировали и в Португалии к югу от Тахо; однако к северу от нее наиболее распространенным типом поселений оставались хутора.

    Картина итальянских поселений не менее разнообразна. Большую часть юга полуострова занимали крупные деревни, местами смешанные с мелкими выселками и хуторами; лишь в Апулии и Калабрии господствовали разбросанные мелкие хутора. Крупные села и полуаграрные городки доминировали также на юге Центральной Италии. В северной же части Лацио, Марке, Тоскане, Эмилии, значительной части Ломбардии, Венето и Пьемонте наиболее распространенным типом поселений были мелкие деревушки, хутора и отдельные фермы - подере.

    Наличие господствующего типа поселений в каждой из областей континента совсем не отрицало существования в ней селений другого типа. Как правило, почти в каждой местности были и крупные деревенские пункты, и мелкие поселки, а то и отдельные дома - фермы. Речь идет лишь о преобладающем типе поселения, определяющем лицо данной территории.

    Главная » Транскрипции » Сделайте схематические рисунки разных типов сельских поселений. Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

    Для каждой природной зоны характерны свои типы сельских поселений и их размещение по территории. Кроме того, различаются жилища в разных природных условиях. Рядом с городами формируются высокоурбанизированные сельские поселения.

    Рис. 2. Изба в зоне смешанных лесов ()

    Наилучшими условиями для ведения сельского хозяйства обладают природные зоны степей, лесостепей, широколиственных лесов и субтропиков. Именно в пределах этих природных зон проживает большая часть сельских жителей России.

    В России насчитывается 150 тыс. сельских поселений. Но со временем количество сельских населенных пунктов и сельских жителей в России уменьшается. Это связано с развитием промышленности, перестройкой экономики, отсутствием в сельской местности школ, больниц, других социально важных учреждений, зачастую плохими и тяжелыми условиями жизни.

    Основные виды сельских поселений России:

    1. Деревня (рис. 3)
    2. Станица
    3. Поселок
    4. Хутор
    5. Кочевые поселения и др.

    Рис. 3. Деревня в Калужской области ()

    Типы сельских населенных пунктов по численности населения:

    1. Малые (до 100 чел.)
    2. Средние (от 100 до 1000 чел.)
    3. Крупные (более 1000 чел.)

    Жители сельских населенных пунктов заняты в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, промышленности. Сельские населенные пункты используются для отдыха как сельских жителей, так и уставших горожан (рис. 4).

    Рис. 4. Отдых в деревне ()

    Бураново

    Бураново - село в Удмуртии. Именно из этого села коллектив «Бурановские бабушки» занял почетное 2 место на «Евровидении» в 2012 году (рис. 5).

    Рис. 5. «Бурановские бабушки» на «Евровидении» ()

    Джон Кописки

    Джон Кописки- успешный предприниматель, который приехал в Россию и стал фермером.

    Лосиная ферма

    Лосиные фермы - фермы по разведению лосей в домашних условиях (в сельской местности).

    Лыковы

    Лыковы - семья, которая жила без городских и современных благ в тайге.

    Список литературы

    Основная

    1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.
    2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.
    3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.
    4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

    Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

    1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

    Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

    1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.
    2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.
    3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.
    4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.
    1. Федеральный институт педагогических измерений ().
    2. Русское географическое общество ().
    3. Geografia.ru ().
    4. Федеральная служба государственной статистики ().

    Домашнее задание

    Параграф 57.

    1. Назовите основные виды сельских поселений.

    Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

    Материал для наличников

    Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

    Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

    Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

    Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

    Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

    Инструменты

    Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

    • дрель с набором сверл;
    • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
    • стамески;
    • наждачная бумага с зерном разного размера;
    • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

    Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

    По одной или оптом?

    Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

    Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

    Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

    Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

    Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

    Убираем древесину в прорезях рисунка


    Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

    Делаем фигурный край

    Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.


    Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

    Окончательная доработка

    Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.


    Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

    Как увеличить шаблон

    Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

    Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

    Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

    Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

    • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
    • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
    • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

    Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

    Видео по теме

    Схемы, шаблоны, узоры

    Стиль совершенно другой…

      • Предмет исторической географии
        • Предмет исторической географии - страница 2
      • История возникновения и развития исторической географии
      • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху
        • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху - страница 2
      • Физико-географическое районирование Западной Европы
        • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 2
        • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 3
        • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 4
      • Отличительные черты физической географии средневековья
        • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 2
        • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 3
    • География населения и политическая география
      • Этническая карта средневековой Европы
        • Этническая карта средневековой Европы - страница 2
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья
        • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 2
        • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 3
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма
        • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 2
        • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 3
      • Социальная география
        • Социальная география - страница 2
      • Численность населения, его состав и размещение
        • Численность населения, его состав и размещение - страница 2
        • Численность населения, его состав и размещение - страница 3
      • Типы сельских поселений
      • Средневековые города Западной Европы
        • Средневековые города Западной Европы - страница 2
        • Средневековые города Западной Европы - страница 3
      • Церковная география средневековой Европы
      • Некоторый черты географии средневековой культуры
    • Экономическая география
      • Развитие сельского хозяйства в раннее и развитое средневековье
      • Системы земледелия и землепользования
        • Системы земледелия и землепользования - страница 2
      • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы
        • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы - страница 2
    • География ремесла и торговли
      • Особенности размещения средневекового ремесленного производства
      • Шерстяное производство
      • Горное дело, металлообработка судостроение
      • География ремесла отдельных стран Западной Европы
        • География ремесла отдельных стран Западной Европы - страница 2
      • Средневековая торговля
      • Средиземноморский район торговли
        • Средиземноморский район торговли - страница 2
      • Северный район европейской торговли
      • Ареалы монетных систем
      • Транспорт и пути сообщения
        • Транспорт и пути сообщения - страница 2
    • Географические представления и открытия раннего и развитого средневековья
      • Географические представления раннего средневековья
        • Географические представления раннего средневековья - страница 2
      • Географические представления и открытия эпохи развитого средневековья
      • Картография раннего и развитого средневековья
    • Историческая география Западной Европы в позднее средневековье (XVI - первая половина XVII В.)
      • Политическая карта
        • Политическая карта - страница 2
      • Социальная география
      • Демография позднего средневековья
        • Демография позднего средневековья - страница 2
        • Демография позднего средневековья - страница 3
      • Церковная география
      • География сельского хозяйства
        • География сельского хозяйства - страница 2
      • География промышленности
        • География промышленности - страница 2
        • География промышленности - страница 3
      • Торговля позднего феодализма
        • Торговля позднего феодализма - страница 2
        • Торговля позднего феодализма - страница 3
      • Транспорт и пути сообщения
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв.
        • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 2
        • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 3

    Типы сельских поселений

    Существуют десятки вариантов классификации сельских поселений средневековой Западной Европы. Из всего их многообразия можно выделить два основных типа поселений - это крупные компактные (села, деревни, полуаграрные городки) и мелкие разбросанные (хутора, выселки, отдельно расположенные дома-фермы). Компактные поселения, деревни по своей планировке сильно отличаются друг от друга; так, например, различают «ядерные», кучевые, линейные и другие типы деревень.

    В первом типе «ядром» поселения является площадь с расположенной на ней церковью, рынком и т. п., от которой отходят в радиальном направлении улицы и переулки. В уличной деревне основу планировки чаще всего составляют несколько улиц, под разными углами перекрещивающиеся друг с другом. Дома в такой деревне расположены по обеим сторонам улицы и обращены фасадами друг к другу.

    В линейной деревне дома располагаются на одной линии - вдоль дороги, реки или какой-либо складки местности - и часто только по одной стороне дороги; иногда таких улиц в деревне могло быть несколько: например, в горных местностях дворы нередко составляли два ряда, из которых один идет у подножья склона, другой параллельно ему, но несколько выше. В кучевой деревне дома беспорядочно разбросаны и связываются между собой проулками и проездами.

    Не менее разнообразны варианты мелких поселений. Обычно хуторами считают населенные пункты, в которых 10-15 дворов (в Скандинавии - до 4-6 дворов). Однако эти дворы могут или концентрироваться вокруг какого-либо центра (площадь, улица), или лежать довольно далеко друг от друга, будучи связаны лишь общим пастбищем, пахотой, управлением и т. п. Даже отдельные постройки и те требуют своей классификации: ведь крупные, в несколько этажей фермы равнинных мест несравнимы с небольшими хижинами горных жителей.

    Многоликая картина поселений средневековой эпохи сохранилась до наших дней: подавляющее большинство населенных пунктов континента, как полагают, возникло еще до XV в. При этом в их возникновении можно подметить определенные закономерности. Так, система открытых полей чаще всего сочеталась с компактными поселениями. Средиземноморская система хозяйствования допускала существование разных типов населенных пунктов, но начиная с XV в. в местах наибольшего развития аграрных отношений (Средняя Италия, Ломбардия) доминирующими стали отдельные дома-фермы. На распространение того или иного типа поселений влияли и географические факторы: в равнинных местностях, как правило, преобладали крупные деревни, в горных - мелкие хутора.

    Наконец, решающую роль во многих случаях играли исторические особенности развития каждой местности и, в первую очередь, характер ее заселения. Например, военной колонизацией объясняется преобладание крупных поселений в Восточной Германии и в центральных областях Пиренейского полуострова. Освоение бывшего леса, болот, низменных приморских территорий вело к распространению мелких форм поселений - хуторов, выселок, заимок с отдельными строениями. На характер поселений влияли и порядки, свойственные прежнему населению этой местности (кельтам, славянам и т. д.).

    Впрочем, все эти закономерности проявлялись далеко не всегда; например, во Фриуле, рельеф которого представляет всю гамму ландшафтов от Альпийских гор до лагунной низины, распределение типов поселений было обратным указанному выше: в горах - компактные многодворные села, на равнине - изолированные дома. Следует учесть также, что характер доминирующего типа поселения на протяжении средневековья мог неоднократно меняться. Так, в Англии в кельтскую эпоху преобладали мелкие поселения, но уже первая волна англосакского нашествия привела к увеличению удельного веса крупных деревень, так как завоеватели предпочитали селиться большими родовыми группами.

    В целом в раннее средневековье компактные виллы-общины в Центральной, Южной и Восточной Англии были преобладающими. Дальнейшее расселение населения шло путем отпочкования от крупных поселений мелких выселок; их количество еще более выросло в период внутренней колонизации. В итоге во многих сельских районах страны уже к XV в. господствующим типом поселений стали мелкие разрозненные поселения. Позже в результате огораживаний многие деревни были заброшены и количество мелких хуторов и отдельных ферм еще более возросло.

    В Германии границей между различными типами поселений была Эльба. К западу от нее доминировали кучевые деревни, мелкие поселки беспорядочной формы, хутора и отдельные строения, иногда имеющие какой-либо общий центр или, наоборот, располагающиеся вокруг пахотного массива. Мелкие деревни и хутора были также распространены в восточных землях (Лаузиц, Бранденбург, Силезия, чешские территории); здесь их наличие нередко объясняется формой предыдущих славянских поселений.

    В основном же Восточная Германия - область господства крупных деревень уличного или линейного типа, а также более мелких поселений, выросших на местах лесных расчисток или в гористой местности, но носящих такой же упорядоченный характер.

    На севере и северо-востоке Франции подавляющим типом были крупные села; здесь грань между мелким городом и такой деревней была невелика. В остальных же районах страны (Центральный массив, Мэн, Пуату, Бретань, восточная часть Иль-де-Франса) господствовали мелкие поселения, хутора. В Аквитании, Тулузском районе, Лангедоке со времен развитого феодализма картина стала несколько иной: многовековые войны вызвали к жизни иной тип поселений - бастиды, укрепленные центры, построенные по определенному плану; в них стали стекаться жители прежних поселков.

    Картина испанских поселений также менялась по мере хода Реконкисты. Издавна север и северо-запад полуострова представляли собой территорию, занятую мелкими хуторами и разбросанными поодиночке строениями, однако к началу Реконкисты в пограничных с арабами землях Леона и Старой Кастилии шел процесс укрупнения населенных пунктов. На отвоеванных землях Новой Кастилии господствующим типом поселений стали редкие, но крупные по размерам села или - на севере области - мелкие хуторки, группирующиеся вокруг укрепленного замка. Такие же крупные деревни доминировали и в Португалии к югу от Тахо; однако к северу от нее наиболее распространенным типом поселений оставались хутора.

    Картина итальянских поселений не менее разнообразна. Большую часть юга полуострова занимали крупные деревни, местами смешанные с мелкими выселками и хуторами; лишь в Апулии и Калабрии господствовали разбросанные мелкие хутора. Крупные села и полуаграрные городки доминировали также на юге Центральной Италии. В северной же части Лацио, Марке, Тоскане, Эмилии, значительной части Ломбардии, Венето и Пьемонте наиболее распространенным типом поселений были мелкие деревушки, хутора и отдельные фермы - подере.

    Наличие господствующего типа поселений в каждой из областей континента совсем не отрицало существования в ней селений другого типа. Как правило, почти в каждой местности были и крупные деревенские пункты, и мелкие поселки, а то и отдельные дома - фермы. Речь идет лишь о преобладающем типе поселения, определяющем лицо данной территории.