Ятаган холодное оружие. Ятаган – «Меч Ислама» или оружие янычар…

В середине XIV века при создании османской армии сначала султан Орхан, а впоследствии и его сын Мурад I, помимо пехоты (яя) и конницы (мюселлем), состоявшей в основном из крестьян, формируют отдельный особый отряд «ени черы» — «новое войско». Янычары, как известно, набирались из военнопленных рабов, а также купленных невольников, которых обращали в мусульманство и полностью содержали за государственный счет при дворе самого султана. Вместе с тем, несмотря на такое обращение, янычар боялись и даже запрещали им носить оружие..

Янычар с ятаганом

До начала XVI века янычары не могли заниматься ничем, кроме военного дела: им нельзя было жениться, нельзя было самовольно отлучаться от двора и ночевать где-либо, кроме казарм, нельзя было торговать. Неудивительно, что при набегах на захваченные территории они проявляли особую жестокость, чем и заработали почти легендарную славу. К концу XVI века ситуация кардинально изменилась: это были уже свободные люди, которые могли заводить семью и заниматься каким-либо ремеслом, тем более что этому их обучали (при казармах находились мастерские, где занимались дети янычар), в то время как многие из воинов пытались избежать участия в различных походах.

Ятаган был не строевым, а личным оружием янычар


Тем не менее, несмотря на постепенное смягчение условий существования, янычар все еще воспринимали как угрозу. В XVIII веке после запрета на ношения оружия (преимущественно сабель) во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик. Поэтому в мирное время янычары стали появляться на людях с ятаганом — оружием слишком коротким для сабли (формально соблюдая закон), но длинным для ножа, что не попадало под определение оружия, и считалось не столько оружием, сколько частью костюма.


Формы клинков ятагана

Действительно, по одной из версий, ятаган так и переводится с турецкого языка — «длинный нож». В длину клинок ятагана от 50 до 75 см, весил около 800 грамм, зачастую изготавливался из обычной стали (иногда булатной). Ятаган изогнут на манер бычьего рога с острым лезвием с вогнутой внутрь стороны, хотя изгиб мог различаться: от практически прямого клинка до выгнутого в двух направлениях (в сторону обуха и в сторону лезвия).

Первый ятаган нового времени датируется первой четвертью XVI века


Подобная форма была не нова: заостренный с вогнутой стороны клинок имел греко-македонский меч — махайра, а также испанский «меч в форме косы» — фальката. Подобным клинком можно было наносить разнообразные рубящие и колющие удары. Защищаться также можно было по-разному: лезвием или же незаостренной выпуклой стороной. Более того, сражались и обратным хватом, благодаря необычной форме рукояти.



«Уши» рукояти ятагана

Как правило, рукоять ятагана украшает головка, чем-то напоминающая берцовую кость с характерными «ушами», которые необходимы для того, чтобы оружие удобно и прочно лежало в руке и не вылетало при ударе. Такая форма рукояти, как считается, встречалась у иранских бронзовых мечей, датируемых III тысячелетием до нашей эры, а также у все тех же греческих ножей для жертвоприношения.

Михаил Лермонтов владел турецким ятаганом


Первый известный ятаган нового времени датируется первой четвертью XVI века, а в более ранних источниках, как пишут исследователи, ятаган в современном представлении не упоминается. Более масштабное распространение ятаганов приходится на XVIII век, хотя это оружие все еще нельзя было назвать массовым: оно не использовалось в качестве строевого и скорее всего было личным средством защиты янычара (о чем свидетельствуют многие именные экземпляры), особенно в конце XVIII — начале XIX века, когда янычары поднимают многочисленные восстания. Что характерно, уже после преобразования турецкой армии в первой трети XIX века, именно из ятагана пытаются сделать некий национальный символ былого величественного оружия, что, естественно, отразилось на качестве выпускаемых экземпляров.

«Уши» кавказских шашек



Рукоять ятагана М. Ю. Лермонтова

Тем не менее, именно вследствие большого числа войн и набегов на различные территории ятаган вполне стал популярным и среди других народов, которые, как минимум, брали на вооружение некоторые его особенности (например, рукоятки кавказских шашек). Так, М. Ю. Лермонтов, участвовавший в Кавказской войне, тоже владел турецким ятаганом. В «Описи имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова» от 17 июля 1841 года в числе прочего значится «полусабля с серебряным темляком», от которой, к сожалению, осталась только рукоять, которая до сих пор хранится в коллекции музея «Тарханы».

После ликвидации янычар все, что было с ними связано, оказалось под запретом, но именно янычарский корпус (очага) до сих пор остается символом былой Турции.

Подразделения этого корпуса назывались орта, или ода.

Сабля "килидж" и сабля "пала"

Основным клинковым оружием турецкой армии вообще и янычарского корпуса в частности были килидж и пала.

Сабля "килидж". XVIII в.

Наиболее явным отличием килиджа от персидской сабли (шамшира) является ярко выраженная елмань с острым лезвием на ней. Предположительно, она появилась на турецком оружии в XV столетии. Такая же елмань есть и у палы, но клинок палы несколько шире, чем у килиджа, и имеет более резкий изгиб.


Сабля "пала". XVIII в.

Рукояти килиджа и палы делались из рога или кости и имели обычное для турецкого оружия каплевидное завершение. Крестовина с перекрестьем о двух огнивах, как правило, завершалась на концах продолговатыми округлыми утолщениями.


Сабля "шамшир". Конец XVIII в.

До середины XVII века боевые сабли изготавливались тяжелыми и чрезвычайно острыми, чтобы поражать противника несущего защитное вооружение. В XVII-XVIII веках клинки стали делать тоньше и оснащать долами, которые выполняли функцию своего рода ребер жесткости.

Все надписи на боевом оружии были исключительно религиозного содержания. Допускались изображения магического квадрата, где сумма чисел при сложении во всех направлениях составляет одно и то же число, а также баддух - счастливые числа и благопожелательные надписи. Часто на оружии встречается не только клеймо мастера, но и полностью приведенные имена кузнеца и заказчика, а также дата изготовления.

На клинках большинства сохранившихся экземпляров у окончания елмани золотой таушировкой поставлена точка или какое-либо мелкое изображение. Так мастер отмечал место, которым следует рубить. По его расчетам, при ударе именно этой частью клинка рука получает наименьшее сотрясение, и боец не чувствует усталости даже во время длительного боя.

Кинжал "кама" и кинжал "бебут"

Одним из самых распространенных видов турецкого оружия является кинжал.

Наиболее часто встречающийся кинжал - кама с прямым и широким клинком, похожий на те, какие носят на Кавказе, с той лишь разницей, что турецкие богато украшались кораллами. И среди кинжалов также встречаются изделия трапезундских мастеров. Декор этих изделий характеризуется серебряным басменным золоченым покрытием и большим количеством кораллов.


Кинжал "кама" украшенный кораллами. Трапезунд. Конец XVIII века.

Другим широко применявшимся типом кинжала был бебут - изогнутый обоюдоострый кинжал, который почтенные люди носили в различные собрания.


Кинжал "бебут" носили на собрания. Конец XVIII века.

Топор

Кроме всего прочего вооружения, янычары имели топоры с большими полукруглыми лезвиями и короткими ратовищами.


Янычарский топор и топорики младших офицеров. XVI-XVIII в.

В "Истории возникновения законов янычарского корпуса" сказано неписаном законе топора. Янычар мог подойти к строящемуся дому и повесить на него свой топор. После этого хозяева строящегося дома не имели права продолжать работы, пока топор оставался на месте. Они собирали подарки, которые могли бы понравиться владельцу топора. Через некоторое время янычар возвращался и, если подарки его устраивали, снимал топор и уходил.

Кроме топоров рядовых янычар, в музеях находится большое количество небольших топориков, богато украшенных и с боевой точки зрения абсолютно нефункциональных. Они были принадлежностью невысоких офицерских чинов турецкой армии.

Булава

Старшие командиры, высшие чины турецкой армии, и, в частности янычарского корпуса, в качестве символа своей власти имели булавы.


Символ власти высших чинов турецкой армии - булава. XVIII век.

Некогда булавы применялись для проламывания доспехов противника, но с ликвидацией таковых они стали богато декорироваться и превратились в наиболее эффектные принадлежности высших командиров.

Ятаган

Как правило, большое внимание привлекает самое экзотическое оружие янычар - ятаган.


Длинные турецкие ножи - ятаганы. XVIII век.

Ятаганы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка? почему появилась такая форма рукояти?

В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган определяется как оружие, являющее собой нечто среднее между саблей и ножом.

Ношение и использование ятаганов в Турции было привилегией янычар. Будучи силой необузданной, они представляли опасность даже для самих турок, живших в городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам запретили выходить из ода с оружием. Во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик.

Нож стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем как ятаган. В самом деле, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован, как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526/27 году.

Необходимо отметить, что надписи на клинках ятаганов, в отличие от боевого оружия, могли быть светского содержания.

Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны и рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.

Наиболее древний аналог такого клинка мы находим в Древней Греции. По данным археологических раскопок, аналогичный клинок имела так называемая махайра. Образцы этого оружия, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до н. э.

В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно, она и возникла именно как жертвенный нож, а оружием стала несколько позже.

Весьма родственным махайра предметом является кукри, без которого не может считаться полноценным мужчиной ни один гуркх.


Кукри - традиционное вооружение гуркхов

Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до н. э. на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, который использовался в этих же местах почти тридцать столетий назад

При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически точный аналог этой рукояти имеется на кавказских шашках, причем безотносительно к материалу, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает "длинный нож".


"Уши" кавказских шашек

Изучение верований племен, населявших пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающийся у них тотем - это бык (точнее, тур - ископаемый бык).

Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет предположить, что эта форма рукояти свойственна ножам, связанным с культом быка.

Согласно гипотезе французских исследователей, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) - это не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других обрядов надевал маску быка - тотема своего племени.

После извержения вулкана на острове Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э. жители Крита стали переселяться, и вместе с ними культ быка распространился в Фессалии, во Фракии, до Индии на востоке и до Кавказских гор - на севере.

Необходимо также отметить культ быка у непальских гуркхов.

Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, - кадж - изготавливался в форме кошачьего клыка. Это позволяет предположить, что клинки жреческих ножей для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялись в форме бычьего рога.

Янычарский корпус был религиозным войском. Его члены посвящались в таинства ритуалов "танцующих дервишей", как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо.

Огнестрельное оружие

Янычарский корпус изначально создавался из лучников, но довольно скоро их оружием стали арбалеты, а с XVII века и они были вытеснены ружьями. Мастерские по их изготовлению были прямо в очаге (так назывался янычарский корпус).


Турецкие кремнево-ударные штуцеры. XVII век.

Несмотря на хвалебные слова, сказанные о старых государственных ружьях, для янычара, согласно неписаному закону, считалось позором иметь казенное ружье.

Как профессионал, он должен был заказывать свой инструмент у хороших мастеров или в известных мастерских. Считалось, что ружье должно говорить о своем хозяине.


Варианты исполнения турецких режей. XVII век.

Ружья представляли собой, как правило, чрезвычайно богато украшенные изделия, но даже среди этих прекрасных образцов есть группа ружей, выделяющихся своей помпезностью и декоративной перегруженностью. Это так называемые трапезундские (тарабузанские) ружья.

Впервые термин "трапезундские ружья" встречается в описях Оружейной палаты времен Петра I.


Детель трапезундского ружья. Вторая половина XVII века.

История Трапезунда, по-турецки Тарабузана, ныне Трабзона, весьма драматична.

Трапезундская империя была создана в 1204 году внуками византийского императора Андроника I при содействии грузинской царицы Тамары.

В 1461 году империю завоевали турки-османы, и с тех пор она находилась в составе турецкого государства, за исключением некоторого времени в 1916 году, когда город взяли российские войска и превратили его в базу Российского Черноморского флота.

Будущий султан Селим I правил в Трапезунде с 1512 по 1520 год и на основании своего опыта повелел брать трапезундцев в янычары, с тем чтобы они были доносчиками и помогали предотвращать янычарские бунты.

Что касается других народностей, населяющих город, то греки занимались в основном торговлей, а армяне, напротив, получили всемирное признание как хорошие мастера.

Вероятно, что и в Трапезунде основу цехов оружейников и ювелиров составляли армянские мастера. Мотивы декора трапезундских ружей перекликаются с произведениями армянских ювелиров и орнаментикой армянского национального костюма.

Впрочем, трапезундские ружья выделяются не только своим декором, но и стилистикой изготовления. Одинаковый тип замков, идентичные стволы, большое количество антабок - крепежных колец (не менее 16-18) - характеризуют эти ружья. Им свойственна общая для турецких ружей форма приклада, ствола, замка и прочих деталей.

Вас может заинтересовать:

При одном только упоминании слова ятаган, как правило, возникают ассоциации с турецкими янычарами. Что же это за оружие такое? Некоторые считают, что это какое-то чудо-оружие, а кто-то — всего лишь атрибутом парадов, которые служили гармоничными дополнениями к экзотическим для европейцев восточных костюмам.

Но как всегда на самом же деле все оказывалось куда тривиальнее. До той поры, пока во всех войнах пальма первенства держалась исключительно за холодным оружием, мастера-оружейники всегда пытались сотворить что-то типа «идеального» универсального клинка.

Причем такого, который мог бы быть в одинаковой степени неплохо приспособлен в качестве рубящего и колющего оружия. Так кульминацией развития в одном из таких направлений и появился ятаган. Это излюбленное оружие, которым орудовали турецкие янычары, считавшиеся некогда лучшими пехотинцами в древнем мусульманском мире.

Что представляет собой ятаган

Ятаган (от турецкого yatagan буквально «укладывающий») является клинковым колюще-режущим и рубяще-режущим холодным оружием, имеющий длинный однолезвийный клинок, обладающий двойным изгибом. Другими словами, он является чем-то средним между саблями и тесаками. Конфигурацию клинка вряд ли заподозрить в уникальности, ведь вогнутыми клинками с заточками на вогнутых сторонах обладали махайры, фалькаты, подсайдашные ножи, кукри, а также тесаки. При всем при том собственно клинки ятаганов не расширялись в сторону острия, а сохранялись одинаковыми по всей ширине.

При небольшом весе оружия (приблизительно плюс/минус 900 гр) и с довольно-таки длинным клинком (до 65 см) можно было производить не только одиночные, но и серию рубяще-режущих и колющих ударов. Удобная особенная конфигурация рукоятки не позволяла оружию вырываться из рук при нанесении рубящих ударов. Кавалеристы обладали ятаганами, длина клинков которых порой достигала до 90 см. Масса ятагана могла быть в пределах 800-1000 граммов с отсутствующими ножнами, с ними – 1100-1400 граммов. Все зависело от материалов, из которых происходило изготовление ножен.

В основном изготовление ножен к ятаганам производилось из дерева, с внешней стороны их обтягивали кожей либо облицовывали с помощью металла. Кроме того, встречались и образцы, которые отливались из серебра, а внутрь вкладывались деревянные пластины. Как правило, ятаганы украшались с помощью самых разнообразных гравировок, насечек, либо филигранных чеканок. В большей массе на клинки наносились имена мастеров или хозяев оружия, а временами фразы из сутр Корана. Ятаган носился за поясом так же, как и кинжал.

Ятаганы обладали клинками с односторонними заточками на вогнутых сторонах (так называемых обратных изгибах). Эфесы ятаганов были лишены гард, рукоятки у головок обладали расширениями для упора кистей рук. Клинки турецких ятаганов возле эфесов отклонялись под значительными углами вниз от рукояток, потом выпрямлялись, но уже ближе к острию опять изламывались, но теперь уже кверху. В результате чего, острия оказывались направленными параллельно к рукояткам и затачивались с обеих сторон. Благодаря этому было возможным нанесение колотых ударов от себя вперед.

Наличие обратных изломов клинка позволяло наносить удары режущего характера от себя, и увеличивать эффективность рубящих и режущих ударов. При наличии прямых форм клинков в средних притяжениях увеличивалась их устойчивость к поперечным изгибам. Более того, при замене плавных изгибов изломами увеличивалась длина оружия.

Ятаганы, обладая обратными изгибами, во время нанесения ударов как бы вырывались из рук. Вследствие этого им не требовались развитые гарды. Однако для того, чтобы янычары не потеряли свое вооружение, прибегали к чрезвычайно изощренным мерам. Так, рукоятки охватывались нижними частями ладоней, с образованием специфических расширений (так называемых «ушей»). Клинки и рукоятки обладали самыми разнообразными украшениями, например, резьбой, насечками и гравировками.

При атакующих ударных действиях, удары ятаганами наносились главным образом при помощи острия и вогнутых лезвий. Из-за конструктивных особенностей таких лезвий мастерами могли наноситься сразу до двух ран при исполнении рубяще-режущих ударов. Защитные отбивания осуществлялись как лезвиями, так и незаостренными выпуклыми сторонами.

Для того, чтобы нанести порезы противнику с помощью этого оружия при возвратных движениях не было необходимости наваливаться на ятаган либо надавливать на него, ведь это совершалось как само собой разумеющееся. Отбивая удары вогнутыми лезвиями можно было обеспечить намного большей надежности при удержании враждебных клинков.

Однако во время этого терялся потенциал в нанесении молниеносные контрударов, путем соскальзывающих отбиваний, которые присущи собственно саблям. Вследствие этого ятаганы обладали как преимуществами, так и недостатками.

Ятаган: мифы и легенды, правда и вымысел

Металлические доспехи с повышенной степенью надежности ятаганами пробивать было практически невозможно из-за небольшой массы, а также конструктивной особенности клинков. Кроме того, существовали мифы, что ятаганы могли быть метательным оружием.

Да и вообще метательным можно сделать любой вид оружия, однако в какой мере оно будет эффективным, это еще тот вопрос. Дальность прицельного броска ятаганом может составлять буквально считанные метры, но в массовой битве, такое применение его будет как минимум не рациональным и скорее всего, может привести к гибели «метателя».

Еще одной легендой является то, что ятаганы использовались в качестве упора для ружей или мушкетов в процессе открытия огня. Кое-кто полагал, что именно для этой цели и предназначались их так называемые «ушки». Однако бесспорным остается, что ятаганы не обладали для этих целей достаточной длиной. Так, даже при ведении огня в положении с колен несподручно этим будет заниматься. Намного легче будет принять положение для стрельбы лежа и вести прицельный огонь.

Так уж сложилось, что ятаганы более известны преимущественно в качестве оружия, которым вооружались турецкие янычары. Однако это не совсем правильное мнение, ведь известно, что таким оружием пользовались не одни только турецкие воины. Такими мечами вооружались и в ближневосточных и средневосточных государствах.

В частности, такое оружие было у персов и сирийцев. Известно также и то, что ятаганами вооружались и задунайские казаки. Это были бывшие запорожские казаки, точнее часть их, которая после разрушения запорожской Сечи перешла за Дунай. Так 15 июня 1775 года российским войскам, которыми командовал генерал-поручик Петр Текелли, в соответствием с указом Екатерины II, удалось скрытно продвинуться к Сечи и окружить ее.

Тогда кошевым атаманом Петром Калнышевским был отдан приказ сдаться без боя. С тех пор, и сама Сечь, и все войско запорожское было распущено. Некоторые казаки даже перешли на службу к турецкому султану, где их и вооружали.

Существует версия, что ятаганы ведут свою родословную еще со времен древнего Египта. Якобы они являются дальними потомками древнеегипетских мечей кхопешей. Однако кхопеши обладают более серповидной конфигурацией и большей длиной, а в последующем еще и затачивались с обеих сторон.

Дошедшие до нашего времени ятаганы относятся к первой четверти XIX столетия. Янычарским вооружением они оставались вплоть до 1826 года в последующем им даровали еще одну возможность на существование вслед за 1839 годом. Больше всего, это связывалось с завершением властвованием Махмуда II.

Ятаганы конца XVIII — начала XIX столетий больше всего были личным оружием для самых разнообразных разборок местного значения самозащиты. Ятаган того периода изготавливался в основном из некачественного железа однако богато украшался. Он имел хрупкую пустотелую рукоять, не выдерживающую сильные удары. Ятаган стал парадным и церемониальным оружием и символом уходящей эпохи.

Этому еще поспособствовал тот факт, что янычарам запретили иметь при себе в населенных пунктах сабли, топоры и естественно огнестрельное оружие. Ятаганы не относили к серьезному оружию, вследствие этого их не запретили.

В 1826 году, следом за очередным мятежом янычар разбили, а выживших сослали. Ятаганы почти в мгновение ока канули в Лету. Дальнейшие усилия по восстановлению очередной важной исторической эпохи, а также и его оружия, так и не принесло успеха. Слишком уж много бедствий причиняло оно причинило.

Турецкий ятаган по праву считается легендарным видом холодного боевого оружия, которое олицетворяет собой мощь армии Османской империи. Даже появление на поле боя огнестрельного оружия не сделало этот вид холодного оружия менее значимым. Турецкие янычары, в совершенстве владевшие стальным клинком, наводили ужас на обороняющуюся пехоту противника.

Ятаган – универсальное оружие

Начиная с эпохи крестовых походов, шло постоянное развитие холодного оружия. Смешение восточной и европейской культуры накладывало отпечаток на технологию изготовления оружия, на его внешний вид и соответственно, на технику владения. Если в Европе на долгое время прижился длинный тяжелый меч , то на востоке основным боевым оружием являлась сабля. Основной причиной такого разделения являлось техническое оснащение воинов. Европейские армии делали ставку на усиление средств защиты воина. Пехота и особенно конница заковывалась в стальные доспехи. Чтобы поразить закованного в броню воина, требовалось тяжелое оружие, одновременно и рубящее и колющее.

На востоке в составе армий превалировала конница. Всадники были одеты в кольчугу и кожаные доспехи. Пехота была иррегулярной и не носила защитного вооружения. Основное боевое оружие должно было быть легким и эффективным. Сабля являлась в этом плане оптимальным вариантом, позволяя наносить сильные и мощные рубящие удары. Единственным недостатком такого оружия была недостаточная прочность клинка и отсутствие возможности наносить колющие удары. Несмотря на такие существенные различия, сабля и меч еще долгое время оставались противниками на поле боя. Только с расцветом могущества Османской империи началась трансформация холодного оружия с учетом опыта боевого применения и тактики ведения боя. Стали появляться универсальные виды холодного оружия, которые вобрали в себя все лучшие качества и меча, и сабли. Турки первыми обратили внимание на то, что можно в результате комбинирования различных свойств и качеств получить универсальное оружие. На вооружение турецкой армии поступил изогнутый меч ятаган, холодное оружие совершенно нового типа.

Получилось нечто среднее между коротким мечом и кривой саблей. Оружие позволяло наносить рубящие, режущие и колющие удары. В отличие от сабли клинок имел двояко выгнутую форму, однако острие и рукоять ятагана находились на одной линии. Ятаган был сбалансирован таким образом, что центр тяжести был расположен ближе к рукоятке. Это качество существенно улучшало устойчивое положение оружия в руке, обеспечивало максимально удобный хват. Обоюдоострое лезвие обеспечивало возможность ведения поединка в любых условиях и позволяло наносить противнику глубокие колотые раны. Рубящий удар можно было нанести верхней частью клинка, режущий эффект достигался нижней частью лезвия.

Чтобы обеспечить максимальное действие клинка во время схватки, у ятагана отсутствовала гарда. Этот приспособление, выполняющее защитную функцию, часто приводило к тому, что оружие цеплялось за одежду и доспехи противника. Турки избавились от этого приспособления, обеспечив воину более широкое поле для маневра. Основной прием владения оружием — плечевое и кистевое движение. Сильный рубящий удар, дополненный легким движением кисти, наносил противнику одновременно и рубящую и глубокую резаную рану. Ятаган в умелых руках воина становился смертельным оружием, не оставляя шансов менее опытному и слабозащищенному противнику.

Рукоятка оружия имела специальные приспособления – уши, которые прочно удерживали руку воина в зависимости от выбранного хвата. Форма рукоятки упрощала способ владения ятаганом, позволяя во время поединка легко менять хват. В зависимости от социального статуса воина, рукоятка могла быть костяной, металлической или украшенная специальными декоративными накладками.

Сегодня можно увидеть в музеях мира ятаганы, носимые ранее турецкой знатью. На рукоятке часто присутствовали драгоценные камни, а сам клинок украшался золотыми или серебряными резными орнаментами. Оружие в целях безопасности носилось в ножнах, сделанных из дерева. Обшитые кожей или металлом ножны считались элементом военного костюма, поэтому их внешнему виду придавали особое значение. Носили ятаган, заткнув за кушак спереди, поэтому оружие можно было легко достать как правой, так и левой рукой.

Длина оружия, которое стояло на вооружение турецкой армии, варьировалась в диапазоне 65-95 см. Сам клинок имел длину от полуметра до 75 см. Весил меч-сабля всего 800 г.

Применение в бою и техника боя

Ятаган в основном использовался в корпусе янычар, который представлял собой спецназ османской армии. Появление янычар было не случайным. Основная боевая сила турецкой армии являлась конница, регулярная и нерегулярная, однако боевые действия в Восточной Европе, где турками пришлось столкнуться с хорошо организованной обороной, действия одной конницы было не достаточно. Иррегулярные пехотные части не имели технических возможностей успешного штурма крепостей и укреплений. Требовался совершенно новый тип пехоты, обладающей большими техническими и тактическими возможностями. В середине XIV века, в период правления султана Орхада в Османской империи создается корпус янычар — специально обученная пехота.

Янычары, вместе с тяжелой турецкой кавалерией составили основную боевую силу армии султана, которая с того времени становится одной из сильнейших в мире. Получив на вооружение вместо лука тюфенг — турецкий аналог мушкета, янычары стали турецкими мушкетерами. В отличие от европейских стрелков, которые всегда могли отойти под защиту пехотных подразделений. Турки такой возможности не имели, турецкие янычары после сделанного залпа вынуждены были самостоятельно продолжать схватку уже холодным оружием. Состав пехотных подразделений турецкой армии отразился и на тактике. Турецкие янычары бросались на самые ответственные участки сражения, где требовалось сломить сопротивление противника и преодолеть его плотную оборону. После первых залпов турки вступали в ближний боя, сея панику, смерть и ужас в рядах противника. Сабля оказалась в таких условиях наиболее эффективной, чем шпага. Рубящее и колющее оружие позволяло успешно действовать воинам в тесноте рукопашной схватки. В дополнение к сабле янычары получили и ятаган, который стал еще одним удобным орудием ближнего боя.

Турки превосходно владели саблей и ятаганом и в ближнем бою существенно превосходили противника, сражающегося в строю. В сравнение с мушкетерами и копейщиками янычары имели неоспоримое преимущество.

Искусство владения этим ятаганом строилось на возможности постоянной смены хвата. В единоборстве турки часто использовали обратный хват, однако во время схватки могли легко перейти на прямой хват, поражая приблизившегося противника. Не имеющий гарды ятаган позволял использовать для защиты всю длину клинка во время бокового отбива. Удар отражался клинком, обращенным острием вниз. Для атаки прямым хватом наносились рубяще-скользящие удары, снизу вверх, поражая бедра, живот и область шеи.

Турки изобрели свою, специфическую технику ближнего боя, используя для этой цели ятаганы. Легкий стальной клинок прекрасно подходил для нанесения кистевых ударов исподтишка. Такой удар был эффективен против противника, не имеющего защиты или оснащенного мягкими кожаными доспехами. Тяжелые маховые рубящие удары сверху вниз с последующим потягом кроили вражеские доспехи в крошку, а человеческое тело получало смертельные глубокие раны.

Турецкий воин, оснащенный саблей и ятаганом, действовал куда эффективнее, чем его противник, вооруженный шпагой и кинжалом.

География распространения оружия

Корпус янычар был элитным подразделением турецкой армии, однако не единственным подразделением, на вооружении которого находился ятаган. Оружие широко распространилось по всей территории Ближнего Востока и в Египте. Вместе с турками это оружие активно использовали на Балканах и на Кавказе. Ятаган пришелся по душе местным иррегулярным военизированным формированиям.

Турки, сумевшие покорить к началу XV века практически всю Малую Азию, привнесли в военное искусство свою тактику, военные традиции и технику. В армиях правителей Туниса, Алжира и Египта имелись специальные подразделения, выполняющие роль ударных отрядов. Формируясь в большинстве случаев из наемников , такие части отличались чрезмерной отвагой и жестокостью. Вооруженные ятаганами воины — башибузуки наводили ужас на европейцев, которые нередко становились жертвами внезапной атаки этих подразделений.

Турецкий ятаган хорошо знаком русским воинам, которые длительное время вели войны с Блистательной Портой. Столкнуться с безумными башибузуками, вооруженными ятаганами пришлось и войскам Наполеона. Во время египетского похода его армия больше всего страдала от внезапных атак иррегулярных отрядов египетских войск.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

У каждого народа есть свои национальные черты и традиции. Важную роль в самоидентификации играет оружие. Большая часть населения, услышав вопрос о вооружении турок, ответят «кривая сабля ятаган». Винить в безграмотности кого-либо сложно, так как ятаган одна из первых попыток турецкой армии привести холодное оружие на поле боя в единую систему.

В армии Османской империи большое внимание уделялось индивидуальным боевым качествам каждого солдата, тем более из элитного корпуса янычар. Им требовалось лучшее оружие для победы.

История возникновения

Немногое оружие может похвастаться связанной с возникновением легендой. Ятаган, согласно турецким рассказам, появился после того, как один из турецких властелинов запретил янычарам носить оружие, воины ловко обошли запрет. Гвардейцы приказали выковать себе ножи размером с руку, и так получились ятаганы.

На самом деле появление ятагана было несколько сложнее. С усложнением военного дела и усовершенствованием оружия турецкой пехоте потребовался новый тип мечей.

Оружие должно с одинаковой эффективностью колоть и рубить противника. За основу взят известный со времен Древнего Египта . Изгиб клинка давал преимущество в рубке, заточенное острие позволяло колоть противника.

Но было существенное отличие, клинок был сделан с одинаковой шириной по всей длине. Немногочисленные экземпляры имели утолщение на конце клинка.

Поскольку Османская армия трансформировалась, переходя от тяжелой конницы к пехоте, бойцам нужно было новое эффективное оружие ближнего боя.

Турки использовали кинжалы как против регулярных армий, так и против восставших крестьян, недовольных гнетом Блистательной Порты. Тяжелое оружие в борьбе с партизанами было малоэффективно, и корпус янычар начинает массовую закупку нового типа клинков.

Новое оружие получилось удачным. Многие союзники осман переняли его, и уже в XVIII веке оно находилось на вооружении балканских народов, кавказцев, а так же крымских татар.

Как и из чего изготавливали ятаганы

Ятаганы имели выгнутый клинок, но таким образом, что бы острие и рукоятка были на одной линии. Центр тяжести старались делать ближе к рукояти, что обеспечивало удобный, а значит надежный хват. Одностороннее лезвие наносило как резаные, так и колотые раны.

При рубящем ударе повреждения наносились верхней частью клинка, режущие раны наносились нижней частью лезвия.

Сам клинок весил немного, до килограмма, что было плюсом и минусом. Положительным было то, что опытный боец почти не ощущал вес и мог долго рубиться, отрицательный фактор – бессилие перед тяжелыми доспехами.


Особенностью ятагана было отсутствие гарды. Ятаганы носили за поясом на животе, для того что бы воин мог одинаково эффективно использовать оружие как правой, так и левой рукой. Несмотря на явные преимущества гарды, она цепляла одежду и мешала быстро изготовиться к бою.

Для более эффективного применения рукоять имела так называемые «уши».

Они служили для противодействия центробежной силе, стремящейся вырвать кинжал из рук бойца при быстрой рубке.

Металл, используемы для этого оружия, сильно различался. Это могла быть сталь из Дамаска, булатный металл и местные виды материала. Многое зависело от материальных средств заказчика. Рукоять изготавливалась из дерева, кости, драгоценных металлов. Особое значение имели ножны.

Их создавали с помощью дерева и металла, обтянутого кожей, часто с тиснением или драгоценными камнями. Ножны весили до половины самого кинжала. Это позволяло не класть в ножны окровавленный ятаган, очистка хоть и не производилась автоматически, но часть грязи смывалась с клинка.


Известно несколько типов ятаганов, различных как по формам, так и по декорированию, а именно:

  • стамбульский тип, самый массовый и разнообразный за счет тысяч живших в столице империи мастеров;
  • балканский тип, отличающийся угловатостью «ушей» и большим использованием меди в декорации;
  • малоазиатский тип, с многообразием клинков, длинными лезвиями и обилием рога в декорировании ручки;
  • ятаганы Восточной Анатолии, с маленькими «ушами» и почти прямым клинком.

Турецкая армия, известная своим разнообразием и заказным оружием, пестрела различными типами ятаганов. Потом, правда, многие в качестве трофеев попадали в Европу, поражая богатством убранства и необычными формами.

Применение на полях сражений

Ятаганы применялись во всех войнах огромной Османской империи с момента рождения в XVI веке вплоть до века ХХ. Янычарская пехота, основа турецкой армии, помимо огнестрельного оружия часто использовала ятаганы.


В Турции индивидуальной подготовке бойцов уделялось большое значение. В отличие от большей части европейской пехоты, набираемой из крестьянства и горожан, янычары – каста, и их обучение владению клинками начиналось с детства.

Противники осман часто брали верх благодаря строю и сплоченности боевых подразделений, но в бою один на один янычары не знали равных.

Недаром вплоть до битвы под Веной в 1683 году турецкая угроза пугала всю Европу.

Янычары имели, как правило, два клинка. Кривую саблю в правой руке, они держали прямым хватом. Ятаган в левой, обратным, так что бы его клинок был за спиной. Атакуя, воины осыпали противника градом ударов, каждый из которых мог оказаться смертельным.

Обратный хват ятагана, на первый взгляд неудобный, позволял наносить рассекающие удары снизу вверх. Кто-то носил один лишь ятаган, во вторую руку беря небольшой выпуклый щит.

Помимо янычар клинок часто использовали наемные убийцы. Ассасинский ятаган ничем принципиально не отличался от обычного оружия. Однако эффективность оружия приводила охрану жертв в ужас.


Европейцы относились к ятагану как к неблагородному оружию, полагая легкость несерьезной для настоящего оружия. Турок, правда, это волновало мало и они продолжали использовать кинжалы во всех войнах и стычках.

Удобное, хотя и легкое оружие нашло широкую популярность в среде народов, напрямую связанных с турками.

Ятаган уважали и часто применяли сербские и черногорские борцы за независимость.

Запорожские казаки, как находившиеся на службе Блистательной Порты, так и противники турок, часто применяли этот тип кинжала. Его с удовольствием брали в качестве трофея. Сделанные на заказ экземпляры для офицеров и знати имели украшения из драгоценных камней, кости, серебра или золота.

Как ятаган утратил свое значение

Закат ятаганов пришел одновременно с концом янычарского корпуса. Этот кинжал был для султанских гвардейцев не только оружием, но и символом свободы и силы. С роспуском и физическим устранением элитного отряда ятаган фактически потерял статус. Конечно, применять изделие не прекратили.


Отряды башибузуков, нерегулярной пехоты, составленной из фанатиков, а чаще из разбойников, применяли это оружие до прекращения своего существования в конце 19 века. Собственно, башибузуков опасались сами турки, перевод этого термина «безумноголовые, бесшабашная башка».

На полях сражений Первой Мировой войны турецкие воины так же применяли ятаганы. Раскопки на местах Галипполийского сражения дают свидетельство об этом. С ятаганами связана и трагическая страница летописи армянского народа.

Во время геноцида турецкие солдаты использовали ятаганы против мирных жителей.

Неожиданно ятаган пригодился во французской армии. Ряд винтовок, к примеру Шассо, показавшие себя во время франко-прусской войны, получили штыки-ятаганы. Немного уменьшенное лезвие давало возможность солдатам безбоязненно чистить и ружье с примкнутым штыком.

Ятаган в искусстве

Мировая художественная литература пестрит упоминаниями об этом виде оружия. Описание человека, бывшего на Востоке, авторы считают завершить вишенкой на торте – ятаганом на персидском ковре на стене.


Это описание в равной степени справедливо как для отечественной, так и для зарубежной литературы. Имеются и негативные оценки в прозе. Так, в трилогии «Властелин колец» Толкина орки поголовно вооружены ятаганами.

Впрочем, киноверсия от Джексона сгладила такое представление об оружии янычар. Видимо, режиссер посчитал ятаган не таким зловещим и заменил его на более клюквенные клинки.

Несмотря на знаменитость, и даже определенную культовость, настоящий ятаган редко можно встретить в художественных фильмах. Героя статьи заменяют разными типами сабель, тульваров и даже мечей, бессовестно выдавая это за оружие янычар.

Исключая исторические фильмы, где специалисты серьезно подходят к данному вопросу, или турецкие картины, ятаган редко встречается на большом экране.

Ятаганы, принадлежавшие знаменитым воинам и полководцам, можно увидеть во многих музеях мира. В России, в музее «Золотые ворота» во Владимире хранится ятаган неизвестного воина, имеющий расширение на конце лезвия.

Редкий экземпляр открыт для публичного просмотра. Само же распространение говорит о популярности этой разновидности кинжалов в мире. Для историков и интересующихся оружием людей ятаган навсегда останется верным спутником янычара, лучшего воина исламского мира и грозы Европы.

Видео