В последние годы Игорь Старыгин говорил, что ненавидит «Мушкетеров»: этот фильм сломал ему жизнь. Игорь старыгин - биография, информация, личная жизнь Владимир и Анастасия Винокур

Его имя неразрывно связано с кинематографом, а сыгранные ним образы до сих пор остаются близкими и понятными.

Популярность Игоря Старыгина была поистине всенародной, а внимание поклонниц иногда портило ему жизнь. Кажется, ему от рождения было дано все: красота, ум, талант. Но все эти составляющие так и не сделали его полностью счастливым. Женщины боролись за его внимание, а он так и не сумел сохранить семью с той, что всегда оставалась главной в его жизни.

Первая любовь


Игорь Старыгин в школьные годы.
Он влюбился ещё в школе в свою одноклассницу Юлию Айрову. Ей семиклассник Игорь Старыгин адресовал свои самые первые признания в любви. Перед ней становился он на колени и клялся в искренности своих чувств.


Игорь Старыгин и Юлия Айрова в школе.
Артистичная пылкость юноши не вызывала в Юлии ничего, кроме смеха. Игорь ей очень нравился, но ей было достаточно просто находиться в его обществе. Когда Игорь это понял, он просто ушёл. Она же и сегодня хранит датированную 1959 годом записку от одноклассника Старыгина с признанием в любви.

Первый брак


Игорь Старыгин в студенческие годы.
В ГИТИСе, куда Игорь поступил после окончания школы, однокурсницы старались обратить на себя внимание красивого и обаятельного студента. Он же выбрал первую красавицу курса Людмилу Исакову. Это был яркий и стремительный роман, наполненный пылкостью юности.


Бракосочетание Игоря Старыгина и Людмилы Исаковой.
Игорь Старыгин и Людмила Исакова выглядели невероятно гармонично. Оба высокие, стройные, красивые и, самое главное, бесконечно счастливые. К сожалению, их брак продлился меньше года. Ни он, ни она не говорят о причинах расставания. Скорее всего, поводом для развода послужил очередной роман актёра.

Главная женщина


Игорь Старыгин.
После ГИТИСа актёр по распределению попал в Москвоский ТЮЗ, где познакомился с Мирой Ардовой (Микой Кисилёвой). Выйдя как-то из театра после репетиции вместе с Микой, Игорь самоуверенно сказал, указывая на стайку девушек неподалёку: «Если захочу, любая из них будет моей!» Вскоре и она стала его.


Мира Ардова.
Её мужем был знаменитый режиссёр Борис Ардов, в семье росла дочь, и они уже ждали рождения второй девочки Анны. Её называли сумасшедшей, когда она уходила от мужа. Но Игорь Старыгин обладал таким обаянием, что сопротивляться ему не мог практически никто. Его приняла даже бывшая свекровь Мики, а с Борисом Ардовым они подружились.


Игорь Старыгин в роли Арамиса.
Нельзя назвать жизнь Игоря Старыгина с Мирой Ардовой простой и безоблачной. Поклонницы буквально одолевали их семью. Она уже знала, что их брак обречён, но всё же родила от любимого мужчины свою младшую дочь, Анастасию.


Игорь Старыгин и Мика Ардова с дочерью Настей.
Когда Игорь после съемок в трёхсерийном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» попал в больницу, она разрывалась между театром, мужем и детьми. Она в очередной раз пыталась попасть к мужу в палату, доказывая сотруднице больницы, что она жена Старыгина. И услышала: «Вы уже пятая, кто называет себя его женой!»


Игорь Старыгин, кадр из фильма «Как важно быть серьёзным», 1976 год.
Мира Ардова сообщила мужу о принятом решении, сказав напоследок, что он ещё будет сожалеть об их расставании. Он ответил очень серьёзно: «Возможно. Но ты никогда об этом не узнаешь!» И до конца дней почти во всех своих интервью называл Миру Ардову главной любовью всей своей жизни.

Служебный роман


Игорь Старыгин и Марина Дюжева, кадр из фильма «Государственная граница».
Игорь Старыгин и Марина Дюжева сдружились во время съёмок в фильме «Государственная граница». Оба к тому моменту пережили по разводу, и у них находилось множество тем для разговоров.


Марина Дюжева.
Но когда актёр сделал предложение коллеге, она поняла, что не готова принять на себя ответственность за жизнь этого взрослого застенчивого ребёнка.
Разочарование


Игорь Старыгин.
С Татьяной Сухачёвой актёр познакомился в начале 1990-х. Девушка работала ассистентом по актёрам на Свердловской киностудии и пригласила Игоря Владимировича сняться в эпизоде.


Игорь Старыгин и Татьяна Сухачёва.
Роман развивался стремительно. Вскоре влюблённые уже жили вместе в Москве. Старыгину дали большую квартиру и он увлечённо занимался ремонтом, доставая, благодаря своей известности, стройматериалы. Квартира получилась роскошной, но прожил он в ней совсем недолго.


Игорь Старыгин.
Татьяна сообщила, что квартиру она продала и купила две: одну в Филях для себя и вторую у метро Новокузнецкая для него. Позже, узнав, что бывшая жена его обманула, Игорь Дмитриевич не смог сдержать слёз. Он так и не простил эту женщину.

Жалость


Игорь Старыгин и Нина Выдрина.
Гражданский брак актёра с сотрудницей театрального музея Ниной Выдриной был вызван не страстью или пылкой влюблённостью. Они сошлись на фоне одиночества и жалости женщины к такому неустроенному в жизни актёру.


Игорь Старыгин, кадр из фильма «Возвращение мушкетёров».
После съемок в продолжении саги о мушкетёрах ему сделали 4 операции. Игорь Старыгин не признавался никому, что долгое нахождение на солнце ему противопоказано. И на самочувствие не жаловался. Только Нина знала, как ему было плохо. Она видела, как мучительно даётся ему каждое движение. Но на одной только жалости брак построить нельзя.


Игорь Старыгин с Мирой Ардовой и дочерьми.
Позже он попытался снова сойтись с Микой, но у них ничего не получилось.

Последняя любовь



В начале 2000-х, когда закончился кризис, Игорь Дмитриевич снова стал востребованным. Зрители шли на спектакли с его участием, а журналы приглашали на участие в фотосессиях.


Игорь Старыгин и Екатерина Табашникова.
Фотокорреспондент одного из изданий Екатерина Табашникова привезла актёру фотографии. Потом подарила телефон с автоответчиком, чтоб он мог отлучаться из дома, а не сидеть в ожидании звонка-приглашения на съемки. Они сблизились, возникли взаимные чувства.


Игорь Старыгин и Екатерина Табашникова.
Екатерина была уверена: Игорь Старыгин был просто предназначен ей судьбой. Она стала последней любовью талантливого актёра, его последней женой. Катя неизменно была с ним рядом, устраивала его быт, терпела капризы, ухаживала за ним в больнице. Он называл её святой женщиной и был благодарен до конца дней за заботу и любовь, которая, несомненно, была взаимной.


Арсений Зайцев, внук Игоря Старыгина.
Он ушёл 8 ноября 2009 года после перенесённого инсульта. Катя до сих пор живёт памятью о любимом человеке. А внук Игоря Старыгина Арсений мысленно разговаривает с дедушкой и очень хочет быть на него похожим.

В детстве Игорь Старыгин мечтал стать разведчиком, однако судьба распорядилась иначе. За свою жизнь талантливый актер успел сняться приблизительно в 40 фильмах и сериалах. Наиболее он запомнился по роли Арамиса в экранизации произведения Дюма «Д’Артаньян и три мушкетера». Игорь умер еще в 2009 году, но до сих пор не забыт поклонниками. Что же можно рассказать об артисте, его творчестве и личной жизни?

Игорь Старыгин: семья, детство

Герой этой статьи появился на свет в Москве, произошло это в июне 1946 года. Игорь Старыгин родился в семье, далекой от мира драматического искусства. Отец его был гражданским летчиком, а мать трудилась на разных работах.

Отец оставил семью, когда мальчику не исполнился еще и год. Мать пыталась прокормить семью, мало времени уделяла сыну. Воспитанием ребенка занимались в основном бабушка и дед. Своим дедом, работником НКВД, Игорь восхищался. Ему хотелось стать разведчиком, чтобы быть на него похожим. Ему нравилось играть с принадлежащем деду оружием. Также мальчик с удовольствием читал детективы.

Выбор профессии

В пятом классе Игорь Старыгин стал заниматься в театральной студии. К этому увлечению он относился несерьезно. Мальчику нравился скорее процесс подготовки к спектаклям, чем само действо на сцене. Его привлекала возможность создавать декорации, наблюдать за тем, как девчонки шьют костюмы.

В старших классах Игорь не сомневался в том, что продолжит образование на юридическом факультете МГУ. Поступать в театральный вуз Старыгин отправился за компанию с друзьями. Неожиданно для всех и в первую очередь себя самого он стал студентом ГИТИСа. Талантливого юношу взял в свою мастерскую Василий Александрович Орлов.

Театр

ГИТИС Игорь Старыгин окончил в 1968 году. Начинающий актер блестяще сыграл Хлестакова в дипломном спектакле «Ревизор». Перед ним гостеприимно распахнул свои двери Московский ТЮЗ, службе в этом театре Игорь отдал около шести лет. Затем в течение десяти лет Старыгин выступал на сцене театра имени Моссовета.

В 1983 году началось сотрудничество Игоря с театром-студией «У Никитских ворот», куда его пригласил Марк Розовский. Главным его достижением стала роль Йоханнеса в постановке «Дневник обольстителя». В 1996 году актер перешел в МХАТ имени М. Горького, который оставил в 2000 году.

От безызвестности к славе

Студентам ГИТИСа категорически запрещалось сниматься в кино. Из биографии Игоря Старыгина следует, что это запрет он нарушал неоднократно. Впервые молодой человек оказался на съемочной площадке в 1967 году. Игорь исполнил второстепенную роль в военной драме «Возмездие». Показ картины был отложен по политическим причинам, поэтому «преступление» Старыгина осталось незамеченным.

Следующая роль в кино подарила студенту ГИТИСа первых поклонников. Когда Старыгин пришел на пробы картины «Доживем до понедельника» в первый раз, Станислав Ростоцкий отказал ему. Однако затем с Игорем связались и попросили прийти на утверждение.

Студент блестяще исполнил роль старшеклассника Кости Батищева. Его персонажем стал холодный, бесчувственный, высокомерный и избалованный молодой человек. Такой герой не мог не привлечь к себе внимания. Картина «Доживем до понедельника» влюбила в себя тысячи зрителей, а у Старыгина появились первые поклонники.

Первые роли

После окончания ГИТИСа стал активно сниматься в кино Игорь Старыгин. Режиссеры с удовольствием предлагали талантливому, привлекательному и обаятельному парню роли. В 1969 году на зрительский суд был представлен мини-сериал «Адъютант его превосходительства», который основан на реальных событиях, имевших место в годы гражданской войны. Игорю досталась пусть и небольшая, но яркая роль. Он сыграл обаятельного поручика Микки.

Далее последовала одна из главных ролей в криминальной драме «Обвиняются в убийстве». Фильм рассказывает историю о том, как группа подвыпивших молодых людей избила влюбленную парочку. Затем актер засветился в биографической драме «Старый дом», которая посвящена жизни философа, революционера и писателя А. И. Герцена.

Режиссеры часто поручали Старыгину роли отрицательных персонажей. Именно такую ему довелось сыграть в экранизации знаменитого произведения Стендаля «Красное и черное». В этой картине актер воплотил образ маркиза Норбера де ля Моля.

Звездный час

Вкус настоящей славы ощутил в 1979 году Игорь Старыгин. Фильмография актера пополнилась мини-сериалом «Д’Артаньян и три мушкетера», сюжет которого был позаимствован из знаменитого произведения Дюма. Музыкально-приключенческая комедия Георгия Юнгвальд-Хилькевича имела необычайный успех у зрителей. История четверых друзей, готовых пожертвовать жизнью друг ради друга, запала в душу многим. Песни из картины распевались долгие годы.

Игорю досталась роль красавца-аристократа Арамиса. Его герой - мушкетер, обладающий привлекательной внешностью, имеющий большой успех у женщин. Изначально Юнгвальд-Хилькевич планировал поручить эту роль Абдулову. На актера Старыгина внимание режиссера обратил Михаил Боярский. Он убедил мэтра посмотреть картину «Адъютант его превосходительства». Игорь с его аристократической внешностью, голубыми глазами и тонкими пальцами произвел большое впечатление на Юнгвальд-Хилькевича. Режиссер тут же предложил ему роль.

Фильмы 1980-1990-х годов

Чем занимался в 1980-е годы Игорь Старыгин? Фильмы с его участием продолжали выходить. К примеру, актер убедительно сыграл белогвардейца Владимира Дановича в первой и второй частях «Государственной границы». Мало кто знает о том, что эту картину изначально запретили к показу. Добиться отмены запрета режиссеру помогло знакомство с Галиной Брежневой.

Затем Игорь засветился в фильмах и сериалах, которые перечисляются ниже.

  • «Впервые замужем».
  • «Лунная радуга».
  • «Блистающий мир».
  • «Прежде, чем расстаться».
  • «Семь стихий».
  • «Змеелов».
  • «Слушать в отсеках».
  • «55 градусов ниже нуля».
  • «Дорога в ад».
  • «Выстрел в гробу».

В 1993 году вышли картины «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя». Старыгин вновь примерил на себя образ обаятельного Арамиса, любимца женщин. К сожалению, особого успеха у зрителей картины не имели.

Новый век

В новом веке карьера Старыгина пошла на спад. Он не умел «продавать» себя, ждал, что ему будут предлагать роли. В ряде фильмов и сериалов Игорь все же засветился. Кино- и телепроекты с его участием, вышедшие в новом веке, перечисляются ниже.

  • «24 часа».
  • «Конференция маньяков».
  • «Козленок в молоке».
  • «Кодекс чести».
  • «Потерявшие солнце».
  • «Наследницы 2».

Браки и разводы

Что известно о личной жизни Игоря Старыгина? Знаменитый актер вступал в законный брак несколько раз. Первой его супругой стала с которой он учился в ГИТИСе. Брак, заключенный слишком поспешно, распался год спустя. Молодые люди разошлись мирно, без скандалов.

Во второй раз Игорь женился в 1966 году. Избранницей его стала Мира Ардова, с которой он вместе работал в ТЮЗе. На момент знакомства со Старыгиным Мира состояла в браке с актером и драматургом Борисом Ардовым. Она была беременна, когда ушла от мужа к Игорю. Вместе Старыгин и его вторая жена прожили более 12 лет. Именно Миру «Арамис» называл своей настоящей любовью. Известно, что семья распалась из-за измен Старыгина.

В третий раз актер женился на Татьяне Сухачевой. Этот союз быстро распался, оставил у Игоря неприятные воспоминания. Бывшая супруга отняла у Старыгина квартиру в Бахрушинском переулке, которую он получил благодаря работе в театре.

В течение нескольких лет актер жил в гражданском браке с Ниной Выдриной. На этой женщине он так и не женился. Четвертой его женой стала Екатерина Табашникова. Эта женщина - фотожурналист, редактор фотоотдела газеты «Собеседник». Вместе они прожили около 9 лет, свадьбу сыграли в 2006 году. Разница в возрасте между ними составляла около 20 лет, однако влюбленных это не смутило.

Дети

Что известно о детях Игоря Старыгина? В первую очередь следует упомянуть о том, что известная актриса Анна Ардова приходится ему приемной дочерью. Она родилась уже после того, как ее мать Мира ушла от отца Бориса к Игорю. Популярностью своей Анна обязана скетчкому «Женская лига», а также шоу «Одна за всех», в котором она получила ключевую роль.

Нельзя также не рассказать и о родной дочери Игоря Старыгина. Анастасия родилась в 1978 году, незадолго до того, как ее родители развелись. Расставание Миры и Игоря никак не отразилось на отношениях Насти с отцом. Старыгин всегда много внимания уделял своему ребенку, он был очень близок с дочерью.

Анастасия не пошла по родительским стопам, с драматическим искусством свою жизнь не связала. Однажды она, правда, засветилась в клипе Андрея Губина «Лиза». В настоящий момент она работает менеджером у своей сестры Анны Ардовой. У Анастасии есть сын, мальчика зовут Арсений. К сожалению, имя отца единственного внука Игоря держится в секрете.

Смерть Старыгина стала для Анастасии тяжелым ударом, от которого она долго не могла оправиться. Анну Ардову также расстроила смерть отчима, который был ей ближе родного отца.

Какие известны интересные факты из жизни талантливого актера?

  • Что еще можно рассказать об Игоре Старыгине? Рост актера интересует многих его поклонников. Он составлял 185 см.
  • У Игоря не было предков-аристократов.
  • Известно, что первой женой звезды была актриса Людмила Исакова. Однако бывшая одноклассница Старыгина Юлия Аэрова уверяет в том, что именно она была первой супругой Игоря. Подтвердить или опровергнуть эту информацию пока не удалось.
  • Со своей четвертой женой Старыгин встретился на творческом вечере Ефима Шифрина. Екатерина обратила на него внимание из-за того, что он очень плохо выглядел. Ей стало жалко похудевшего и постаревшего «Арамиса». Позже она узнала о том, что Игорь перенес несколько операций на сердце, много лет страдал от атеросклероза.

Смерть

Какова причина смерти Игоря Старыгина? Ответ на этот вопрос не может не интересовать его поклонников. Последней театральной работой «мушкетера» стала постановка «Театральная звезда», в которой он воплотил образ учителя музыки Удрю. Игорь всегда желал оставить позади амплуа красавца и героя, исполнить комическую роль. В этом спектакле ему наконец-то это удалось. Стоит ли говорить о том, что этой работе он придавал очень большое значение.

Первый инсульт у актера Игоря Старыгина случился в мае 2009 года. Около месяца он провел в больнице, затем сразу же вернулся к работе. Врачи рекомендовали ему еще немного подлечиться, однако он не обратил на эти советы никакого внимания. Старыгину хотелось как можно быстрее начать играть свою любимую роль, его ждали на репетициях. Возможно, что он прожил бы дольше, если бы соблюдал предписания специалистов.

Второй инсульт у Игоря случился в сентябре 2009 года. Актера доставили в реанимацию, однако предпринимать что-либо было уже поздно. Старыгина не стало в ноябре 2009 года, причина смерти - последствия инсульта.

Похороны талантливого актера, блестяще сыгравшего Арамиса, состоялись 12 ноября 2009 года. Могила Старыгина находится на Троекуровском кладбище. В июне 2011 года состоялось торжественное открытие памятника в его честь. Церемония была приурочена к 65-летию Игоря. Монумент был установлен на средства, собранные поклонниками.

Этого замечательного артиста и сегодня любят и помнят во всех уголках бывшего Советского Союза. Сыгранный им старшеклассник Костя Батищев из культовой ленты «Доживём до понедельника», романтичный из «Д’Артаньян и три мушкетёра» и благородный царский офицер Владимир Данович из «Государственной границы» навсегда полюбились зрителям. Эти картины и сегодня с удовольствием пересматривают. И мало кому верится, что Игоря Владимировича Старыгина уже несколько лет как нет среди живых.

Детство и юность

Игорь Старыгин родился в июне 1946 года в столице. Жил в коммуналке на знаменитой Плющихе. В его семье людей искусства не было. Дед в прошлом служил в НКВД, отец работал в гражданской авиации, а мама продавала билеты в театральной кассе.

Отца Игорь не помнил – тот бросил семью, когда сыну не было и года. Наибольшее уважение у него вызывал единственный мужчина в доме – дедушка, хотя многие его побаивались. Мальчик знал, где хранится оружие деда и частенько его вытаскивал из тайника, чтобы полюбоваться.

Игорю Старыгину, как и многим мальчикам его возраста, хотелось быть мужественным и таинственным героем. Поэтому за образец и был взят любимый дед, а будущей профессией Старыгин-младший выбрал профессию разведчика. Парень перечитал десятки детективов и с упоением пересмотрел все фильмы, где были в наличии герои без страха и упрёка.


В 5 классе Игорь отправился в театральную студию, которую посещали многие одноклассники. Скорей всего, он пошел туда «за компанию». Но потом ему понравилась праздничная атмосфера, царившая перед каждой премьерой. Парень с удовольствием мастерил декорации и наблюдал, как девочки создавали из кусков ткани театральные костюмы. А вот на сцену он вовсе не стремился, ведь планировал поступать на юридический факультет МГУ.

После окончания школы бывшие одноклассники Игоря Старыгина, с которыми он сдружился в театральной студии, отправились поступать в ГИТИС. Профессия актёра на тот момент была особенно «модной». Экзамены в этот вуз начинались в мае. А вот экзамены в МГУ – в середине лета.


И снова сработал «стадный инстинкт»: Старыгин отправился поступать «за компанию» в ГИТИС. Как оказалось, огромный конкурс прошёл он один из всей компании. Потраченные усилия и сотни несчастных абитуриентов, оставшихся позади, убедили Игоря Старыгина не сходить из этой дороги. Так решилась его судьба. В ГИТИСе москвич попал на курс к талантливому наставнику Василию Александровичу Орлову. В 1968 году студенту вручили диплом о высшем театральном образовании.

Фильмы

Кинематографическая биография Игоря Старыгина началась малоизвестной картиной «Возмездие» режиссёра Александра Столпера. В этом фильме студент-второкурсник Старыгин снялся «нелегально». Ведь студентам ГИТИСа запрещалось сниматься в кино до окончания учёбы. Но это ослушание прошло незамеченным: по политическим мотивам картину положили «на полку».


Но следующую работу в кино скрыть оказалось невозможно. Ведь это был культовый советский фильм «Доживём до понедельника». поначалу отказал ребятам из ГИТИСа, которые пришли на пробы. Но вскоре Игорю Старыгину позвонили и попросили прийти на утверждение.

Так зрители впервые увидели молодого артиста, появившегося в картине в образе старшеклассника Кости Батищева. Эта роль принесла Старыгину узнаваемость. Ведь фильм по опросу журнала «Советский экран» был объявлен лучшим в 1968 году.


В том же году Игорь Старыгин, окончив ГИТИС, устроился на работу в ТЮЗ. В этот период – 1970-е – он много снимался. В 1969-ом вышло сразу две заметные картины с его участием: драматический детектив Бориса Волчека «Обвиняются в убийстве» и знаменитая приключенческая картина «Адъютант его превосходительства».

Роль Норбера Де Ля Моля в драматической ленте «Красное и чёрное», хотя и была отрицательной, принесла Старыгину огромную популярность. Армия поклонниц артиста умножилась в несколько раз. Его заваливали письмами, а толпы поклонниц заставляли скрываться через «чёрный выход» театра.


Но трудно себе даже представить, во сколько раз выросла популярность актёра после его появления на экране в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Красавец-аристократ Арамис – это звёздная роль Старыгина. До неё, и особенно после, актёр сыграл ещё много прекрасных ролей, но повторить эту популярность было невозможно.

Мало кому известно, что режиссёр планировал на роль Арамиса взять . Но , уже утверждённый в роли , предложил Юнгвальд-Хилькевичу посмотреть фильм «Адъютант его превосходительства», который как раз транслировался.


Когда режиссёр увидел Старыгина с его врождённой аристократичной внешностью, тонкими пальцами и голубыми глазами, без раздумий взял в свой проект. Как позже поделился , сыгравший мушкетера , хрупкость и ранимость Арамиса, с которым долгое время отождествляли Игоря Старыгина, иногда были обманчивыми. В целях самозащиты он мог отпускать такие едкие колкости, что даже заработал кличку «гюрза».

В 1980-е вышли 1 и 2 фильмы «Государственной границы», где Игорь Старыгин появился в образе белого офицера Владимира Дановича. Картина чрезвычайно понравилась зрителям, хотя могла задержаться «на полке» на долгие годы, а может и десятилетия.


По каким-то причинам чиновники, просмотревшие фильм перед его утверждением, запретили его. И лишь знакомство режиссёра с спасло ситуацию. дал «добро» на показ. Кроме названной картины, успешной можно назвать ещё одну, вышедшую в 1980-х. Это приключенческий фильм «Слушать в отсеках».

Более «урожайным» это десятилетие оказалось для театральной работы Игоря Владимировича. В ТЮЗе он трудился до 1983-го. Затем перешёл в театр-студию «У Никитских ворот» к .


Позже выступал на подмостках театра имени Моссовета, куда Старыгина позвал сам Юрий Завадский. Актёр навсегда запомнил те невероятные эмоции, которые пережил, выходя на одну сцену с такими легендами, как Фаина Раневская и Ростислав Плятт.

Главными фильмами 1990-х были картины Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». Больше Игоря Старыгина не звали сниматься. Да и здоровье ему не позволяло: в то время он перенёс несколько тяжёлых операций.


В последние годы жизни, в 2000-х, после длительного перерыва Игорь Владимирович Старыгин снова вернулся на экраны. Его позвали в сериал «Кодекс чести», где он появился в роли банкира Мамаева. Потом были сериалы «Козлёнок в молоке» и «Потерявшие солнце».

Актёр никогда не был «пробивным». Он не выпрашивал роли и ничего не требовал. Эта скромность вкупе с «невостребованной» аристократичной внешностью стали причинами редкого появления Игоря Старыгина на экране.

Личная жизнь

Среди предков Игоря Старыгина аристократов не было. Тем не менее, его внешность, необыкновенная красота, благородные черты лица и рост словно были «списаны» с портретов позапрошлого столетия. Поэтому его обожали женщины. Он действительно был благороден и деликатен, никогда не хамил, был неспособен на подлые поступки.


Наверное, по этой причине его любимые женщины, а их у Старыгина было немало, никогда не таили на него зла. После расставания с женами, их у Игоря Владимировича было 5, он сохранял добрые отношения. Даже дружил семьями.

Первый раз он женился ещё в институте. Его супругой стала однокурсница Людмила Исакова. Родители девушки – очень обеспеченные люди – справили им роскошную свадьбу. Но брак продержался лишь год.


Второй женой Игоря Старыгина стала его коллега Мика Ардова, с которой он познакомился в ТЮЗе. Когда они поженились, у Мики уже было двое детей – дочери от первого брака (в том числе известная актриса ). А в 1978-ом у них родилась дочь Настя. Пара прожила вместе 12 лет.

Но это был именно тот период, когда популярность артиста была в зените. «Арамис» не смог избежать соблазна, а Мика его не простила. Они расстались. Позже знакомые актёра говорили, что именно эту семью Игорь Владимирович считал настоящей. Ведь в ней появилась его единственная дочь.


Личная жизнь Игоря Старыгина ещё не раз делала «зигзаги». Впоследствии он ещё не раз женился. Третьей супругой артиста была балерина. Четвёртой – продюсер. Пятая и последняя, с которой Игорь Владимирович прожил последние дни своей жизни, была Екатерина Табашникова – фотожурналистка газеты «Собеседник».

Смерть

Жена была ангелом-хранителем актёра. Он даже называл её святой. Екатерина ухаживала за ним после болезни и – кто знает? - может, если бы не её забота, Старыгин умер бы гораздо раньше.


Игоря Старыгина не стало 8 ноября 2009 года. Он так и не пришел в сознание после тяжёлого инсульта. Пролежав в коме много дней, он тихо ушел. Ему было всего 67 лет.

Похоронили артиста на Троекуровском кладбище.

Фильмография

  • 1968 - «Доживём до понедельника»
  • 1976 - «Красное и чёрное»
  • 1978 - «Д’Артаньян и три мушкетера»
  • 1980 - «Государственная граница»
  • 1985 - «Слушать в отсеках»
  • 1985 - «Змеелов»
  • 1992 - «Мушкетеры двадцать лет спустя»
  • 1993 - «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя»
  • 2002 - «Кодекс чести»
  • 2003 - «Козлёнок в молоке»
  • 2004 - «Потерявшие солнце»
  • 2009 - «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини»

Ровно год назад не стало всенародно любимого Арамиса.

Игоря Старыгина нельзя однозначно назвать актером одной роли. Ведь у него были и Костя Батищев из «Доживем до понедельника», и Микки из «Адъютанта его превосходительства», и Владимир Данович из «Государственной границы», и Андрей Старцев в «Городах и годах», и Норбер де Ла Моль из «Красного и черного»... Но роль Арамиса в кинокарьере Старыгина оказалась самой яркой и заметной. Сейчас кажется, что артист с его не по-советски дворянской внешностью и изысканными манерами был просто рожден для нее. Он сам понимал это, хоть и жаловался, что всегда будет заложником мушкетерского образа. «Для многих зрителей я останусь Арамисом», — часто сетовал в интервью Игорь Владимирович. Слова оказались пророческими — картина «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» стала последней для Старыгина. А вот судьбу своего героя он повторил с точностью до наоборот: Арамис был единственным, кого Александр Дюма оставил в живых в заключительном романе трилогии «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя». В жизни именно Арамис ушел первым. После инсульта он впал в кому, а через полтора месяца умер в реанимации элитной московской клиники.

ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ: «У ИГОРЯ БЫЛ КОМПЛЕКС ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО СВОЮ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ ЗНАМЕНИТУЮ РОЛЬ ОН СЫГРАЛ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ НАЗАД»

Спустя 30 лет после премьеры фильма «Д"Артаньян и три мушкетера» режиссер снова собрал своих любимых артистов, чтобы снять третью и, как оказалось, последнюю картину. Вместе мы мушкетеров больше не увидим - ни в новом кино, ни в жизни.

Георгий Эмильевич, сейчас можно с уверенностью сказать, что главной ролью Игоря Старыгина был Арамис, а подарили ее актеру вы.

А он в последнее время часто говорил, что ненавидит этот фильм: дескать, он сломал ему жизнь. Жаловался, что, по сути, не сыграл ничего, кроме «Мушкетеров». Игоря в последнее время никто не приглашал сниматься, и у него был серьезный актерский комплекс по поводу того, что свою первую и последнюю знаменитую роль он сыграл больше 30 лет назад. Это его мучило. Он жаждал работать, но ни новых предложений, ни здоровья для их осуществления у него не было.

Поэтому не могу сказать, что Старыгин с радостью согласился сниматься в «Возвращении мушкетеров», у него к этой картине было двойственное отношение. С одной стороны, это была работа, давно забытые большие деньги и невероятный, не поддающийся описанию взрыв народной любви и популярности. С другой - во всех интервью Игорь говорил, что не знает, какой в результате получится фильм, - в этом смысле у него есть определенные сомнения. Но это было некое кокетство, присущее всей актерской компании. Все они в какой-то степени надували щеки, за исключением Вали Смирнитского и Вени Смехова, но последнего почти все время не было в стране, он приезжал на съемки и снова уезжал.

- Игорь Владимирович затаил на вас обиду еще и за то, что его озвучивал другой актер?

Арамис говорит голосом Игоря Ясуловича во всех девяти сериях о мушкетерах, но почему-то именно в «Возвращении» Старыгин захотел озвучивать себя сам. Мы ему объясняли, что это невозможно сделать юридически: у Ясуловича есть такое же авторское право, как и у всех остальных. И Игорь мне этого не простил.

Но все равно я его люблю. Бывает же, что в одной семье родители и дети или братья с сестрами ссорятся насмерть, но от этого не перестают быть родными людьми. Так и здесь: несмотря на напряженность, которая время от времени возникала в наших отношениях, они все равно мои любимые дети, и я слежу за событиями в жизни каждого из них.

Радуюсь, когда у них все хорошо, вместе с ними переживаю их трудности. И такой ранний уход Игоря для меня страшная трагедия.

- Как получилось, что во время съемок первого фильма именно его вы выбрали на роль Арамиса?

Когда я начинал работать над картиной, у меня был Портос - я всегда знал, что это роль для Вали Смирнитского, хотя он тогда был худощавым, стройным, синеглазым, красивым молодым человеком. Казалось бы, ничего общего с Портосом. К тому же Валя приехал ко мне на пробы в гипсе (он сломал ногу), и ему подкладывали специальные подушки и толщинки, чтобы хоть как-то приблизить к герою. Еще у меня были король с королевой - и все!

Арамиса я вообще долго не мог найти, хотя перепробовал огромное количество актеров. А вот д"Артаньяна - Сашу Абдулова - нашел сразу. Но Ксения Борисовна Маринина, режиссер знаменитой телепрограммы «Кинопанорама», сказала мне: «Я, наверное, сейчас сильно подгажу Абдулову, но хочу познакомить вас с Мишей Боярским».

Во время встречи я увидел, что ко мне подходит... настоящий, живой д"Артаньян. Миша был именно таким, каким я представлял героя в своих мечтах. И уже Боярский потом спросил меня: «Ты не смотрел «Государственную границу»? Сейчас по телевизору показывают». А у меня и времени-то не было телевизор смотреть. Но Миша заметил, что там играет актер, который прекрасно подошел бы на роль Арамиса. Так я увидел Игоря - изящного, утонченного, с голубыми глазами и тонкими пальцами аристократа - и сразу же утвердил его.

- И даже костюмы начали шить, не дожидаясь мнения худсовета?

Да, по меркам киностудии «Мосфильм» - там хранились данные на всех актеров. К началу съемок у Старыгина были готовы все комплекты костюмов.

- А если бы его не утвердили?

Если бы мне не разрешили взять хотя бы кого-нибудь из этой четверки, я бы просто не стал снимать картину. Мне в жизни частенько приходилось идти на компромиссы, но я разрешал кинематографическому начальству отыгрываться только на мне, вырезая дорогие мне куски из уже смонтированных лент, иначе в советское время было невозможно. А вот актеров никогда в жертву не приносил, за что меня просто ненавидели в Госкино.

На телевидении было немного легче, там ко мне очень хорошо относилась заместитель Лапина Стелла Ивановна Жданова - умнейшая и красивейшая женщина. Посмотрев рабочий материал первой картины о мушкетерах, она сказала: «Не мешайте ему, пусть работает! Мы еще этим фильмом будем гордиться». Поэтому все, что я снял, осталось в картине, из «Д"Артаньяна и трех мушкетеров» не вырезали ни единого кадра.

- Во время съемок «Возвращения» Игорь Владимирович уже неважно себя чувствовал?

Игорь чувствовал себя хуже всех - он быстро уставал, с трудом передвигался - у него была нарушена координация движений. Он был единственным, кто в этот раз не скакал на лошади, - мы снимали его крупный план, а на общем за него это делал дублер.

Из-за тромбоза, которым страдал Старыгин, ему пришлось перенести много операций - как минимум, раз в год он обязательно ложился в больницу и был буквально весь изрезан. В последний съемочный день в экспедиции он потерял сознание, пришлось вызвать «скорую».

- А как насчет алкоголя?

Выпивал немного, но уже не так, как все они на первых «Мушкетерах».

- В этом смысле о съемках той картины до сих пор ходят легенды...

Тут, скажу я вам, больше вымысла, чем правды. Ребята слишком много и тяжело работали - мы же снимали за 20 дней серию, и на то, чтобы напиваться, у них не было ни времени, ни сил. К тому же все они летали туда-сюда: приезжали, снимались в своих сценах и уезжали. В редкие выходные дни они выпивали и даже буянили, но этого было не так уж много. А на площадке так и вовсе один раз - во время съемок финальной сцены, в сценарии она называлась «Крепость Сен-Жермен».

Вот там вино, которое они пьют в кадре, было настоящим, и к концу съемки мушкетеры просто лыка не вязали. Но я им не препятствовал, потому что понимал: съемки картины подошли к концу и они просто прощаются друг с другом. Да и знаете, чем хороша пьянка? Она оставляет приятные воспоминания - о каких-то невероятных поступках, шутках, смешных действиях. Это, пожалуй, единственное, о чем можно говорить спустя годы. О съемках вспоминать скучно, о женщинах - нескромно и неловко.

После смерти Старыгина много говорили о мистике, связанной с «Возвращением мушкетеров», - дескать, вам не стоило их убивать.

Мистика действительно была, но связана она совсем с другим. Продюсер фильма Олег Чамин, когда давал мне сумасшедшие деньги на этот проект, сказал: «Не думай о возврате. Мне не нужны деньги, мне нужен этот фильм. Я хочу, чтобы он был снят, пока все живы и здоровы». И он оказался прав: этот фильм уже не снимет никто, потому что нет Игоря...

МИХАИЛ БОЯРСКИЙ: «ОН БЫЛ САМЫМ ТИХИМ ИЗ НАС, А ВСЕ СВОИ ЛЮБОВНЫЕ ПОБЕДЫ ДЕРЖАЛ В СЕКРЕТЕ»

Знаменитый девиз «Один за всех и все за одного!» актеры, игравшие мушкетеров, перенесли из картины в жизнь. Все 30 с лишним лет, прошедшие после съемок, они дружили и по первому зову приходили друг другу на помощь.

- Михаил Сергеевич, как случилось, что «мушкетеры» подружились на всю жизнь?

Думаю, всему виной ностальгия по юности, когда все мы мечтали стать мушкетерами. А тут нам, как по волшебству, представилась возможность в них поиграть, правда, в более серьезном, взрослом возрасте. И, общаясь во время съемок, мы нашли друг в друге черты, которые нам безумно нравились и которых каждому из нас не хватало. Интеллект и благородство Веньки Смехова, кажущаяся свирепость и внутренняя мягкость Вали Смирнитского, тонкость и аристократизм Игоря. Не знаю, как они воспринимали меня, но все мы, включая Владимира Яковлевича Балона, игравшего злейшего врага мушкетеров де Жюссака, были неразлучны, как пять пальцев на руке.

- Что из того времени вам вспоминается чаще всего?

Воспоминания - странная вещь. Почему-то чаще приходят на ум не какие-то конкретные события, а детали: во что мы тогда были одеты, как везде вместе ходили, что ели, как ездили верхом, как подшучивали друг над другом. И от всего этого возникает ощущение радостного, счастливого времяпрепровождения.

Больше всего мы тогда были похожи на лихую шайку разбойников из мультфильма «Бременские музыканты» - «Не желаем жить, эх, по-другому!». Мы были веселыми, иногда подвыпившими, разухабистыми, но, в общем, добрыми, смешными и безобидными. И по-другому жить действительно не желали.

- Кто инициатор ваших розыгрышей?

Кто угодно, только не Игорь, он был самым тихим из нас. Принимал участие во всех наших проказах, но при этом находился будто немного в стороне. Поэтому наш смех и безобидные издевательства чаще всего были направлены на него.

В каждой компании есть человек, на которого сыплются все шишки. Да Игорь и сам к этому располагал - был настоящим Епиходовым. Например, если у него на костюме было 80 пуговиц, он умудрялся застегнуть их так, что одна оказывалась лишней. Он сначала злился, звал костюмеров: «Где они - почему не помогают?!». В результате так и играл, потому что надо было все расстегивать и застегивать по новой, и не факт, что на этот раз он сделал бы все правильно. Иногда мы и сами его разыгрывали. Например, могли за час до начала съемок дать ему текст для заучивания, страницы на три, который сами же и сочинили.

- Жестоко!

Игорь так пугался, что его бросало в жар: «Как?! Я же не успею выучить!». Для нас в этой ситуации главным было сохранить серьезное выражение лица. «А что ты раньше думал, милый мой? Теперь сиди и учи». И только когда видели, что он окончательно подавлен и расстроен, раскалывались: «Ну ладно, мы пошутили. Пойди выпей 50 граммов и успокойся». Игорь поначалу страшно злился, но потом отходил и сам смеялся вместе со всеми. Мне кажется, он и сам получал удовольствие от этих розыгрышей и даже ждал их.

- У женщин он пользовался успехом?

Да, но еще задолго до «Мушкетеров» - после таких картин, как «Доживем до понедельника» и «Адъютант его превосходительства». Была в нем порода, красота, благородство, изящество. Старыгин не был спортивным, как сейчас модно, тем не менее мужественности у него не отнять.

Он играл белогвардейского офицера в спектакле «Сорок первый», вот это была на 100 процентов его роль, настоящий дворянин - белая кость, голубая кровь. Присутствовала в нем даже какая-то аристократическая надменность. Хотя мы знали, что это обманчивое впечатление: на самом деле Старыгин был мягким, трогательным и беззащитным. А все свои любовные победы он, как и настоящий Арамис, всегда держал в секрете. Игорь еще тот тихарила!

- В последнее время вы часто виделись?

Наверное, не так часто, как хотелось бы. Старались встречаться на всех днях рождения друг друга (одним из последних был 70-летний юбилей Балона), на кинофестивалях - в частности, на питерском «Виват, кино России!», Игорь часто на него приезжал. В остальное же время все мы где-то мотаемся: Веня часто работает за рубежом, Валя на гастролях, я - петербуржец, поэтому в Москве наездами... Вдоволь мы пообщались только на съемках последних «Мушкетеров».

Из-за желания побыть вместе мы и согласились сниматься в этой картине с заведомо несовершенным сценарием. А теперь, после ухода Игоря, вместе уже никогда не соберемся. Поэтому в начале сентября я не поехал во Францию на открытие памятника мушкетерам, который подарил Гаскони Зураб Церетели. Хотя Смехов и Смирнитский ездили.

- Вам приятно, что на родине д"Артаньяна стоит памятник с вашими лицами?

Эту скульптурную композицию я не видел, но такой подход мне кажется весьма странным. Ведь речь идет не о реальных людях, а о литературных героях. Зачем навязывать французам наше видение этих персонажей, да еще с лицами российских актеров? Это равносильно тому, что жители какой-нибудь африканской страны прислали бы нам памятник Евгению Онегину или Пьеру Безухову, исполненный в соответствии со своими представлениями об этих героях, включая черты лица и цвет кожи. Тем более что у французов уже есть памятник д"Артаньяну.

- Когда вы видели Старыгина в последний раз?

За несколько дней до смерти, в больнице. После того как 20 сентября прошлого года у него случился инсульт, я все время созванивался с ребятами и его супругой. Звонил в больницу, спрашивал, могу ли его навестить. Врачи долго совещались: принесет мой приход пользу или, наоборот, станет стрессом, но потом все-таки пустили.

Не уверен, что Игорь меня узнал, - он находился в коме. Но я говорил с ним, пытался наладить контакт жестами, называл какие-то буквы и пытался по дрожанию ресниц понять, слышит ли он меня. И, в конце концов, попросил: «Игорь, если ты меня слышишь, дай знать». И тут случилось то, о чем я до сих пор не могу говорить без волнения: он пожал мне руку, и я увидел, как по его щеке катится слеза...

ВЛАДИМИР БАЛОН: «С САМОГО НАЧАЛА ВРАЧ НАМ СКАЗАЛА: «ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ВЫЖИВЕТ, БУДЕТ ОВОЩЕМ»

Мало кто знает, что главным заводилой и автором мушкетерских проделок и затей был «командир гвардейцев кардинала» господин де Жюссак, он же - актер и чемпион мира по фехтованию, постановщик трюков Владимир Балон.

- Владимир Яковлевич, вы ведь знали Игоря Старыгина до съемок в картине «Д"Артаньян и три мушкетера»?

С Игорем я познакомился на три-четыре года раньше, чем с Мишей и Веней. Валю Смирнитского тоже знал до этого, но вместе мы с ним не снимались, зато часто встречались в ресторане ВТО в то веселое, но уже далекое молодое время. А с Игорем мы подружились на картине Александра Зархи «Города и годы», где Старыгину нужно было драться и прыгать на ходу с поезда, - эти трюки ставил ему я. Он потом всю жизнь с гордостью вспоминал, как мы с ним работали и как я приводил его в пример профессиональным каскадерам.

Для многих зрителей будет открытием, что господин де Жюссак, злейший враг мушкетеров, в жизни стал их лучшим другом.

Всех нас часто спрашивают: как получилось, что мы подружились? Думаю, это какое-то счастливое стечение обстоятельств и звезд на небе, что именно эти актеры собрались и так, в «десятку», сыграли свои роли. Пожалуй, это единственный пример подобной картины.

В тех же «Гардемаринах», в которых снимались мы с Мишей Боярским, такой дружбы не получилось, мы по-настоящему сблизились только с Димой Харатьяном, но он вообще очень хороший, добрый человек. Другой пример - «Неуловимые мстители»: по сюжету главные герои были друзьями до гроба, а в жизни ничего подобного не произошло. Более того, как ни старались молодые ребята, в «Возвращении мушкетеров» играющие наших детей, подружиться с нами (как они называли нас в шутку - папами), у них ничего не вышло. Хотя и Ира Пегова, и Антон Макарский работали просто замечательно.

А мы дружим все 30 с лишним лет, прошедшие со времени съемок. Эта дружба не пришла к нам сразу, сначала были товарищеские отношения, которые крепли год от года. На второй картине мы уже работали с радостью, а к «Возвращению мушкетеров» вообще пришли под девизом: «Мы обязательно встретимся!».

Мы всегда были в курсе жизненных обстоятельств друг друга, старались помогать чем могли. С Мишей, как минимум, пять раз в день созваниваемся. Мы с ним дышим одним воздухом - у нас общие интересы, проблемы, споры.

У Игоря был другой характер, взгляд на жизнь и манера общения, но мы с ним тоже очень часто встречались. Раз в неделю, в крайнем случае - в две у нас были прекрасные посиделки. Старыгин всегда встречал нас у распахнутой двери и шутливо приветствовал.

- О чем вы говорили?

Обо всем - о футболе, о новостях, о себе... И всегда за этой кажущейся легкостью и бездумностью стояло беспокойство и желание понять, все ли ладно у каждого из нас. Ни на секунду не повисало молчание, когда становится понятно, что больше не о чем разговаривать. Болтали, хохотали, подкалывали друг друга, играли в буриме, каламбурили.

Доходило до того, что мы даже пели под караоке, старые дураки! Любимая песня Игоря - «Когда весна придет, не знаю» из кинофильма «Весна на Заречной улице». Это было его соло! Он отдавался исполнению полностью и каждый раз пел по-разному: иногда весело и смешно, а иногда - с грустью по чему-то давно ушедшему. Но чаще у нас все-таки было весело.

- Старыгин был самым скромным из вас?

Игорь никогда не актерствовал в жизни, не тянул одеяло на себя, не выпячивался, не рассказывал о своем творчестве. Но если кто-то из нас якобы невзначай об этом заговаривал, всегда испытывал удовольствие. Стоило упомянуть о ТЮЗе или Театре Моссовета, где он работал, тут же вдохновлялся и вспоминал какие-то истории, с уважением рассказывал о корифеях - Завадском, Марецкой, Раневской, Плятте.

Старыгин никогда не сплетничал. Если при нем начинали говорить о ком-то плохо, тут же уходил от темы или превращал все в шутку. И это не выглядело наигранно или неискренне, потому что Игорь действительно был абсолютно лишен актерской зависти.

- Правда, что вы были в гостях у Игоря Владимировича накануне его инсульта?

Да, и, вернувшись домой поздно вечером, можно сказать, за несколько часов до трагедии, я позвонил ему - хотелось еще раз сказать, как хорошо мы посидели. Утром перезвонил снова. Будто какая-то неведомая сила заставила меня это сделать.

Трубку взяла его жена Катя, которая рассказала, что утром Игорь проснулся со словами: «Какой хороший вчера был вечер!» - и сел в свое любимое кресло пить кофе. Потом Катя сказала мне: «Сейчас я передам ему трубку», пошла к нему в комнату, и я услышал крик: «Игорь, что с тобой?!». Я в свою очередь заорал: «Срочно вызывай «скорую»!». Это было 20 сентября прошлого года.

- Была надежда на то, что он выздоровеет?

Когда стало известно, что у него инсульт, наша жизнь превратилась в ожидание и привыкание к неизбежности. Мы все хорошо понимали, что такое инсульт: даже если случится чудо и он выкарабкается, жить полноценной жизнью и работать уже не сможет никогда. С самого начала врач сказала нам: «Даже если он выживет, будет овощем». Лично я считаю, что лучше покинуть этот мир, чем так жить. Особенно тому, кто считает себя мужчиной.

- Вы видели его в то время?

К нему в палату не пускали никого, даже жену. Потом, видимо, понимая, что дело идет к концу, врач сказала, что может провести только одного из нас. Мы выбрали Мишу. Он всегда первым прилетал, если что-то случалось с каждым из нас. И, пользуясь своей популярностью, проникал в любую палату, в том числе в реанимационную.

Об Игоре можно говорить много и долго... Обидно, что он ушел именно тогда, когда после картины «Возвращение мушкетеров» у него открылось второе творческое дыхание. До этого Старыгин несколько лет сидел без работы, а тут принял участие сразу в двух антрепризах. Буквально за два месяца до инсульта состоялась премьера одной из них, я видел два первых спектакля, он замечательно играл и прекрасно себя чувствовал.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter