Урок на тему "руды черных и цветных металлов". Значение минеральные ресурсы: руды черных металлов в словаре кольера

Значение МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: РУДЫ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ в Словаре Кольера

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: РУДЫ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

К статье МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Железо. Главные железосодержащие минералы - гематит, магнетит, лимонит, шамозит, тюрингит и сидерит. Месторождения железных руд классифицируют как промышленные при содержании металла не менее нескольких десятков миллионов тонн и неглубоком залегании рудных тел (чтобы можно было вести добычу открытым способом). В крупных месторождениях содержание железа исчисляется сотнями миллионов тонн.

Общая мировая добыча железной руды превышает 1 млрд. т (1995). Больше всего руды (в млн. т) добывается в Китае (250), Бразилии (185), Австралии (более 140), России (78), США и Индии (по 60) и на Украине (45). В значительных масштабах добыча железной руды ведется также в Канаде, ЮАР, Швеции, Венесуэле, Либерии и Франции. Общие мировые ресурсы сырой (необогащенной) руды превышают 1400 млрд. т, промышленные - более 360 млрд. т.

В США наибольшее количество железной руды добывается в районе озера Верхнее, основная доля которой поступает из месторождения железистых кварцитов (таконитов) в районе Месаби (шт. Миннесота); на втором месте находится шт. Мичиган, где производятся рудные окатыши. В меньших количествах железная руда добывается в штатах Калифорния, Висконсин и Миссури.

В России общие запасы железных руд составляют 101 млрд. т, при этом 59% запасов сосредоточено в Европейской части, а 41% - к востоку от Урала. Значительная добыча ведется на Украине в районе Криворожского железорудного бассейна. По объему экспорта товарной железной руды первое место в мире занимает Австралия (143 млн. т). Суммарные запасы руды там достигают 28 млрд. т. Добыча ведется в основном (90%) в районе Хаммерсли (округ Пилбара, Западная Австралия). На втором месте находится Бразилия (131 млн. т), располагающая исключительно богатыми месторождениями, многие из которых сосредоточены в железорудном бассейне Минас-Жерайс.

Мировым лидером по выплавке нерафинированной стали в 1988 был СССР (180,4 млн. т), с 1991 по 1996 первое место занимала Япония (101 млн. т), затем следовали США и Китай (по 93 млн. т) и Россия (51 млн. т).

Марганец используется при производстве легированной стали и чугуна, а также в качестве легирующей добавки к сплавам для придания им прочности, вязкости и твердости. Бльшая часть мировых промышленных запасов марганцевых руд приходится на Украину (42,2%), ЮАР (19,9%), Казахстан (7,3%), Габон (4,7%), Австралию (3,5%), Китай (2,8%) и Россию (2,7%). Значительное количество марганца производится в Бразилии и Индии.

Хром - один из основных компонентов нержавеющей жаропрочной, кислотоупорной стали и важный ингредиент коррозионностойких и жаропрочных суперсплавов. Из 15,3 млрд. т предполагаемых запасов высокосортных хромитовых руд 79% приходится на ЮАР, где добыча в 1995 составила 5,1 млн. т, Казахстан (2,4 млн. т), Индию (1,2 млн. т) и Турцию (0,8 млн. т). Довольно крупное месторождение хрома находится в Армении. В России разрабатывается небольшое месторождение на Урале.

Ванадий - самый редкий представитель черных металлов. Главная область применения ванадия - производство марочных чугунов и сталей. Добавка ванадия обеспечивает высокие характеристики титановых сплавов для аэрокосмической промышленности. Он широко используется также в качестве катализатора при получении серной кислоты. В природе ванадий встречается в составе титаномагнетитовых руд, редко фосфоритов, а также в урансодержащих песчаниках и алевролитах, где его концентрация не превышает 2%. Главные рудные минералы ванадия в таких месторождениях - карнотит и ванадиевый мусковит-роскоэлит. Значительные количества ванадия иногда присутствуют также в бокситах, тяжелых нефтях, бурых углях, битуминозных сланцах и песках. Ванадий обычно получают как побочный продукт при извлечении главных компонентов минерального сырья (например, из титановых шлаков при переработке титаномагнетитовых концентратов, или из золы от сжигания нефти, угля и т.д.).

Основные производители ванадия - ЮАР, США, Россия (главным образом Урал) и Финляндия. По учтенным запасам ванадия лидируют ЮАР, Австралия и Россия.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: РУДЫ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕСУРСЫ
    ЭКСПОРТНЫЕ - см ЭКСПОРТНЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - см ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ФИРМЫ - средства, возможности, ценности, запасы фирмы, источники ее доходов, обеспечивающие стабильную работу фирмы по основным видам ее …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ФИНАНСОВЫЕ - см ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ТУРИСТСКИЕ - см ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ТРУДОВЫЕ - см. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - см ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ПРИРОДНЫЕ - см ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ОРГАНИЗАЦИИ - основные ресурсы, используемые организацией: человеческие ресурсы, капитал, материалы, технология и …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВТОРИЧНЫЕ -см. ВТОРИЧНЫЕ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    МАТЕРИАЛЬНЫЕ - см МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ЛЕЧЕБНЫЕ ПРИРОДНЫЕ - см ПРИРОДНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ - см ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ДЕПОЗИТНЫЕ - см ДЕПОЗИТНЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ВТОРИЧНЫЕ - см ВТОРИЧНЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ВОСПРОИЗВОДИМЫЕ - см ВОСПРОИЗВОДИМЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    ВАЛЮТНЫЕ - см. ВАЛЮТНЫЕ РЕСУРСЫ …
  • РЕСУРСЫ в Словаре экономических терминов:
    БАНКОВСКИЕ - см БАНКОВСКИЕ РЕСУРСЫ …
  • МЕТАЛЛОВ в Словаре экономических терминов:
    БЛАГОРОДНЫХ ПРОБА - см ПРОБА БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ …
  • РЕСУРСЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от франц. ressource - вспомогательное средство) денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр., природные ресурсы, экономические …
  • РЕСУРСЫ
    (от франц. ressource - вспомогательное средство), денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники дохода в государственном бюджете. Различают Р. экономические (материальные, …
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Минеральные воды (историч. и администр.; в медиц. отношении -бальнеология и бальнеотерапия). - Пользование М. водами, в современномсмысле, т. е. систематическое …
  • РЕСУРСЫ
    [французское ressources] средства, запасы; источники …
  • РЕСУРСЫ в Энциклопедическом словарике:
    ов, ед. ресурс, а, м. 1. мн. Запасы, источники чего-нибудь Природные р. Ресурсный - относящийся к ресурсам.||Ср. РЕЗЕРВ. 2. …
  • ЧЕРНЫХ
    ЧЕРН́ЫХ Вал. Конст. (р. 1935), драматург и сценарист, засл. деят. иск-в РСФСР (1980). Сценарии ф.: "Человек на своём месте" (1973), …
  • РЕСУРСЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕС́УРСЫ (от франц. ressource - вспомогат. средство), ценности, запасы, возможности, ден. средства, источники средств, доходов (напр., природные Р., экон. …
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИНЕР́АЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ, неорганич. в-ва, гл. обр. соли, содержащие необходимые для р-ний элементы питания и используемые для повышения плодородия почвы. М.у. …
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИНЕР́АЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, совокупность запасов полезных ископаемых в недрах р-на, страны, группы стран, континента, мира в целом, подсчитанных применительно к существующим …
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИНЕР́АЛЬНЫЕ ОЗЁРА (соляные озёра), вода к-рых содержит большое кол-во солей (обычно св. 24,7 г/л). М.о.- характерный компонент аридных ландшафтов. Накопление …
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИНЕР́АЛЬНЫЕ МАСЛА, то же, что нефтяные масла …
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИНЕР́АЛЬНЫЕ КОРМА, кормовые добавки (мел, травертины, сапропель, фосфаты кормовые, поваренная соль и др.), содержащие кальций, фосфор, натрий и др. минер. …
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИНЕР́АЛЬНЫЕ ВОДЫ, г. (с 1920) в России, Ставропольский кр. Ж.-д. уз. (отходит ж.-д. ветка на Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск). Аэропорт. 75,1 …
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИНЕР́АЛЬНЫЕ ВОДЫ (обычно подземные), характеризуются повыш. содержанием нек-рых биологически активных компонентов (СО 2 , H 2 S, As и др.) …
  • РУДЫ * в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • РЕСУРСЫ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ресу"рсы, ресу"рсов, ресу"рсам, ресу"рсы, ресу"рсами, …
  • РЕСУРСЫ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: средства, …
  • РЕСУРСЫ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. ressources) средства, запасы, возможности, источники чего-л. (напр. , природные р., экономические …
  • РЕСУРСЫ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. ressources] средства, запасы, возможности, источники чего-л. (напр., природные р., экономические …
  • РЕСУРСЫ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: средства, …
  • РЕСУРСЫ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: средства, …
  • РЕСУРСЫ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. 1) Средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. 2) Источник …
  • РЕСУРСЫ в Словаре русского языка Лопатина:
    рес`урсы, -ов, ед. -`урс, …
  • ЧЕРНЫХ
    Андрей Васильевич (р. 1960), российский сценарист, писатель и режиссер. Автор сценария к фильму «Тихие страницы» (совместно с А. Н. Сокуровым), …
  • РЕСУРСЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от франц. ressource - вспомогательное средство), денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр., природные ресурсы, экономические …
  • СПЛАВЫ (МЕТАЛЛОВ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    металлов, металлические сплавы, твёрдые и жидкие системы, образованные главным образом сплавлением двух или более металлов, а также металлов с …
  • РАФИНИРОВАНИЕ МЕТАЛЛОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    металлов, очистка первичных (черновых) металлов от примесей. Черновые металлы, получаемые из сырья, содержат 96-99% основного металла, остальное приходится на примеси. …
  • КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Минеральные Воды (КМВ), район расположения группы бальнеологических курортов в пределах смыкания Ставропольской возвышенности и северных склонов Большого Кавказа (Ставропольский край) …
  • ЖЕЛЕЗНЫЕ РУДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    руды, природные минеральные образования, содержащие железо в таких количествах и соединениях, при которых промышленное извлечение из них металла экономически целесообразно. …

Краткосрочный план урока Класс 4 Б Тема урока Общие цели Результат обучения Основные идеи Ресурсы № Этап урока 1 Оргмомент 2 Проверка домашнего задания Дата Предмет: познание мира Раздел: Полезные ископаемые Урок 2 Руды черных металлов 1. Способствовать формированию новых понятий: руда, рудные полезные ископаемые, представлений учащихся о черных металлах в ходе исследовательской работы, познакомить со свойствами металлов и их использованием; 2. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, делать выводы; 3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность по отношению к окружающей среде, любовь к природе и к родному краю. Учащиеся научатся различать черные металлы, узнают о свойствах металлов и их значении в жизни человека. Полезные ископаемые - природные богатства страны Учебник, доска, карточки, презентация Модули, методы Деятельность учителя и приемы ИКТ 1.Психологический настрой. Разминка: те, кто имеет младшую сестру, встают во внутренний круг, а остальные – во внешний круг. Здороваются друг с другом руками, ногами, плечами. 2.Деление на группы: внешний круг – 1 –группа, внутренний круг – 2- группа Индивидуальная работа. Тест соответствия -Сначала ответим на вопросы теста, чтобы повторить д/з. 1.Сколько элементов из 110 известных выявлены в недрах Казахстана? 2.Какое место занимает Казахстан по Деятельность учеников время Приветствуют друг друга 3мин Встают в два круга, здороваются. Делятся на группы и садятся. Ознакомить с Правилами группы. Ознакомить с порядком работы на уроке: У каждого ученика лист сопровождения, куда он записывает все, что делает. В каждой группе есть капитан, который будет оценивать участников группы в течение урока, а в конце урока озвучит оценки. Дети работают индивидуально по карточкам: 5мин 4.Горные породы, из которых можно получить металлы, называются... 5.Отделение руды от пустой породы называется... 3 Актуализация Обучение тому, как обучаться знаний учащихся 4 Сообщение темы и целей урока Работа в группе. Методы и приемы: проблемная ситуация 5 Объяснение нового запасам вольфрама? 3.Места, где П.И. находятся в достаточном для разаработки количестве, называются... 6. Прямоугольником черного цвета на карте обозначается... 7.Равносторонним треугольником черного цвета обозначается... - На какие группы делятся металлы? - Какими свойствами обладают металлы? - Из чего выплавляют железо? -Что относится к железной руде? -Как добываются руды черных металлов? - Где сосредоточены запасы железной руды? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить. Разминка: - Вот перед вами образцы различных предметов в чашке, найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки,гвозди). - Покажите эти предметы. - Как вы определили? По каким признакам, свойствам? -Молодцы, как вы уже догадались, тема нашего урока. Руды черных металлов. Дети читают вопросы, слушают Практическая работа -Перед вами изделия из металлов. Вам надо разделить их на 2 группы. Как вы это сделаете? Цель: познакомить І. Работа в группах. -Изучив материал, проведите опыт, 2 мин Дети работают в группах, проводят опыты. 20мин (Магнитными свойствами обладает только сталь.Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата). Запишем в лист все предметы, сделанные из металлов. Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк. Дети работают в группах, проводят опыты. материала. Совместное открытие знаний. учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов. следуя инструкциям концепт-карты. (учитель контролирует процесс) Опыт 1. Твердость. Проведем первый опыт. Возьмите гвоздь, попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой. Методы и приемы: Сделайте вывод в группе.(отвечает 1 наблюдения, уч.) 2мин. исследовательская Вывод: Металл имеет твердость. работа, работа с -Все металлы твердые, кроме одного. учебником, Ртуть - единственный металл, который анализ, сравнение, в обычном состоянии – жидкий. сопоставление -Так как называется этот металл? Где его используют? (В термометрах, градусниках) Работа в группе.2 мин. Опыт 2. Пластичность. Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть. -Сделайте вывод: металлы пластичны. Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму. -Ответьте, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (кузнец). -Какие предметы может изготовить кузнец? - Правильно, с помощью молота Опыт 3. Расширяется при нагревании Почему зимой провода натягиваются, а летом провисают? Сделайте вывод: При нагревании металл расширяется. (удлиняется), а при не нагревании сжимается, сужается. Опыт 4. Проводит тепло и электричество. Проблемный вопрос. -Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы? -Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш. - И сравните, какой предмет быстрее нагревается. Вывод: Проводит тепло. Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому незаменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.(слайд телеграфных столбов) Вывод: Проводят тепло и электричество. Общий Вывод: Пластичны и поддаются ковке. Расширяются при нагревании. Проводят тепло и электричество. (Магнитными свойствами обладает только сталь.Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата) раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия. Сделайте вывод. Металлы пластичны и поддаются ковке. Работа с учебником. Работа с картой. Исследование металлов. Демонстрация, работа с учебником Цель: познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов. видеометод, эвристическая беседа Просмотр видео сюжета о производстве металлов. 6 Закрепление ІІ.Работа в мини- группах. У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на с. 35 вверху тоже даны образцы руд, рассмотрите: Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные – медь, свинец, цинк. Редкие – олово – с ее помощью производят белую жесть, используемые в упаковке консервов, ртуть и другие. Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании. Проблемная ситуация. - Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.) Работа по таблице. 1234- Группа: стр 34 –руды ч.м. Группа: стр 34-35-способы добычи Группа: стр 36 –сплавы железа Группа: стр 36- месторождение Дети рассматривают металлы - Вывод: Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды Название Цвет Свойства 10мин 7 8 и применение знаний. Индивидуальная работа. -Заполните таблицу наблюдений. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание: прочитать, выполнить задания на с. 34-36, составить глоссарий(словарь) по пройденной теме. Творческое домашнее задание: – Какие пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. (лучшие работы оценить) - Наш урок стал уроком открытий, удивлений. Спасибо за активное участие. Вы хорошо работали. Итог урока. Рефлексия. Оценивание - А что было бы, если бы люди не открыли металлы? - Какую тему мы сегодня с вами руды Магнетит (магнитный железняк) Гематит (красный железняк) Лимонит (бурый железняк) Дополнительные сведения. 3мин В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д. Металлы - основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы. 1. Железо относится к группе черных металлов. (Да) 2. Черные металлы выплавляют из железной 2мин разбирали? Какое открытие для себя вы сделали? -Заполните таблицу: да- нет 3. 4. Лист самооценивания. 5. 6. 7. 8. 9. руды. (Да) Цветные металлы притягиваются магнитом. (Нет) Для добычи глубоко залегающих руд надо строить шахты. (Да) У металлов плохая теплопроводность. (Нет) Все металлы обладают блеском. (Да) Все металлы твердые тела. (Нет) Чугун и сталь – это сплавы железа. (Да) Соколовско –Сарбайское месторождение – самое мелкое. (Нет)

Тема урока: Полезные ископаемые. Руды черных металлов.

Цель урока : Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

Задачи урока:

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи. Объяснить, что относится к рудам черных металлов и как их используют в быту. Сформировать понятия о рудах черных металлов, наиболее распространенных среди полезных ископаемых рудного происхождения.

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Оборудование, наглядность, ТСО: Учебник «Познание мира», тетрадь, иллюстрации, коллекция полезных ископаемых, схемы, карта полезных ископаемых Казахстана, контурная карта полезных ископаемых Казахстана.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы преподавания: Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивный, стимулирующий, побуждающий.

Методы учения: Исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Этапы и структура урока.

Базовые знания: Понятия о руде. Руды черных и цветных металлов. Руды черных металлов: магнитный железняк, красный и коричневый железняк. Группа черных металлов - железо и его сплавы: сталь и чугун. Основные месторождения железной руды в Казахстане.

Опорные знания: Общие понятия о полезных ископаемых, полученные учениками в 3-м классе.

I . Организационный момент.

Психологический настрой

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим,

Но тихохонько сидим.

Ну-ка. проверяй, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книга и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”

Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)

О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

Польза - хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать - 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая;

2) отваливая землю, делать углубления;

3) отваливая землю, доставать, извлекать.

Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока.

(открывается написанное на доске название «Полезные ископаемые»)

Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево

Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

Всегда ли их надо « выкапывать» из недр земли?

Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок).

Сформулируйте понятие «полезные ископаемые».

II . Практическая работа.

А) Возьмите в руки изделия из чугуна, стали, алюминия, свинца, олова, серебра и т.д. К каждому из них поднесите магнит. Некоторые из них притягиваются магнитом, некоторые нет.

Притягивающиеся магнитом – это черные металлы, не притягивающиеся – цветные металлы.

Из чего человек получает металлы? (Из руды)

2) Работа с учебником: с.29

Чтение определения, что такое руда.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых и предлагает детям назвать, какие из них узнали.

Расскажите, как можно использовать знакомые вам полезные ископаемые в экономике страны.

Далее учащиеся выполняют практическую работу Изученные свойства полезных ископаемых заносятся учащимися в таблицу самостоятельно по мере их определения. Практическую работу лучше организовать в группах.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Плотность

Цвет

Горючесть

Железная руда

Твёрдая

Плотная

Чёрный

-

Нефть

Жидкая

-

Коричневая

Известняк

Твёрдый

Плотный

Белый

-

Глина

Твёрдая

Рыхлая

Красно-коричневый

-

Каменный уголь

Твёрдый

Плотный

Чёрный

Рассмотрите внимательно таблицу. Какими свойствами могут обладать разные полезные ископаемые?

III . Знакомство с новым материалом.

А) Понятие о полезных ископаемых.

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым мы пишем в классе, уголь – все это горные породы. Все горные породы, полезные для человека, так и называют полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Например:

    В строительстве (песок, глина, гранит, известняк).

    Как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф).

    Для приготовления пищи (каменная соль).

Б) Добыча полезных ископаемых.

Рассмотрите карту Казахстана. Многочисленные значки различной конфигурации и цвета означают места добычи разных полезных ископаемых.

Места, где находятся полезные ископаемые в количествах, достаточных для разработки, называют месторождениями полезных ископаемых.(вывесить на доску, а у детей на партах )

В) Знакомство с полезными ископаемыми

Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и Соколовско-Сарбайское месторождения.

Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа. Руды этих месторождений высокого качества и содержат 50-60% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37-40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и Северо-Казахстанской (Атансор) областях.

Сообщение детей (показывают на карте)

Марганец . (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.

Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и Воcточно-Казахстанской областях.

Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.

Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актю-бинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга и Актау в Ко-станайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.

Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана - бокситы. Главные месторождения расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из первых мест в СНГ по производству алюминия.

Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд - медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.

Крупные месторождения руды медно-порфирового типа - Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются невысоким содержанием металла.

Полиметаллы . Полиметаллические руды содержат ценные компоненты - свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка - Риддерское, Зыряновское и другие - находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели - в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае - в горах Каратау. В последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).

Золото . В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики - на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе - в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.

Редкие металлы . К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.

Железная руда - это полезное ископае­мое, из которого получают железо.

К железным рудам относятся красный желез­няк, магнитный железняк, бурый железняк.

Красный железняк (гематит) содержит 70% железа. Он красного цвета, имеет полуметал­лический блеск, оставляет на керамической плитке вишнево-красную черту, твер­дый (оставляет царапину на стекле), тяжелее воды. Это основная руда для получения железа.

Магнитный железняк (магнетит) содержит до 73% железа. Он черного цвета, имеет металлический блеск, тверже стекла, оставляет на керамической плитке черту черного цвета, тяжелее воды. Эта руда имеет очень большое значение для народного хозяйства.

Бурый железняк (лимонит) содержит до 60 % железа. Цвет бурого железняка различный - бу­рый, желтый, черный; он мягче стекла, на кера­мической плитке оставляет черту бурого цвета, тяжелее воды. Эта руда наиболее распростране­на на поверхности Земли.

Из железной руды выплавляют чугун, сталь, железо. А из них в свою очередь изготавливают предметы быта: ножи, ножницы, детали машин, вагонов, тракторов, железнодорожные рельсы.

В некоторых местах железная руда залега­ет неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или желез­нодорожные вагоны.

В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты.

На физической карте месторождения желез­ной руды обозначают черным треугольником.

По запасам железной руды Казахстан занимает среди других стран мира одно из первых мест. Более 85 % всего запаса железной руды республики сосредоточено в Костанайской области.

Самое крупное Соколовско-Сарбайское месторождение было открыто с помощью самолета (что повлияло на магнитную стрелку прибора самолета?). Другие месторождения железной руды имеются в Сарыарке, на севере Арала.

Учитель рассказывает, как добывают железную руду в рудниках и в карьерах открытым способом.

В нашей стране добывают железную руду в основном открытым способом, так как этот способ добычи является выгодным.

Показывает наиболее крупные месторождения железных руд на карте.

Из железной руды получают чугун и сталь. Они не встречаются в природе в чистом виде. Металл находится в смеси с другими веществами. Сначала в доменных печах выплавляют из руды чугун. В настоящее время доменные печи полностью механизированы. Высота печей превышает 10-этажный дом, снаружи они покрыты стальным каркасом.

Небольшие вагонетки беспрерывно доставляют в домну руду и кокс. Из нижнего отверстия домны постоянно вдувают горячий воздух. В домне происходит восстанов­ление железа из окислов.

Температура внутри печи достигает 20 000 С. Металл, находящийся в составе руды, плавится и стекает вниз, накапливается на дне печи. Собравшийся металл понемногу вытекает из нижнего отверстия печи в огромный ковш, расположенный на движущейся по железным рельсам вагонетке. Далее подвижный ковш разливает чугун в формы.

Доменная печь Доменная печь

(схематическое изображение)

Остыв, затвердевший чугун, отправляют в плавильные печи. Здесь выплавляют из чугуна сталь.

В Казахстане самый крупный завод, где выплавляют сталь, находится в городе Темиртау. На этом заводе начинал свой трудовой путь в качестве сталевара первый Президент нашей Республики Нурсултан Назарбаев.

Это интересно

Рассказ учителя.

В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.

IV . Работа с учебником.

С. 38-40 Чтение текста, ответы на после текстовые вопросы и выполнение заданий.

Что относится к черным металлам?

Назовите виды черных металлов.

Как из железной руды получают сталь и чугун?

Какие изделия изготавливают из чугуна и стали?

Назовите места, где добывают железную руду.

V . Итог урока. Хотелось бы закончить урок стихотворением
Джамбула Джабаева
Посмотрите –
Озарен и осиян –
Стал одетый в лучи Казахстан…
Каратау даст свинец,
Кокшетау гонит овец,
Тянет золотом руки Алтай,
Медь обильно дает Карсакпай,
Белый хлопок дарит Чимкент,
Золотые как в сказке хлеба.
Для народа растит Актоба…
Дни и ночи грузит поезда
Черным золотом Караганда…
В Эмбе гордые вышки стоят,
И кипит нефтяной водопад.
В Карамчинской степи зреет рис.
В Алатау сады поднялись,
А в садах слаще сна и мечты
Спеют яблоки Алма-Аты.

VI .Задание на дом.

Б) Описать предметы из чугуна и стали, встречающиеся в повседневной жизни.

В) Обозначить на контурной карте месторождения железной руды.

VII . Рефлексия.

Урок:

привлек меня тем...

Известняк

Твёрдый

Плотный

Белый

-

Глина

Твёрдая

Рыхлая

Красно-коричневая

-

Каменный уголь

Твёрдый

Плотный

Чёрный

Железо серебристо – белый вязкий и ковкий металл. Гематит, лимонит, магнетит, шамозит, тюрингит и сидерит главные железосодержащие минералы. Классифицируют месторождения железных руд как промышленные при содержании металла не менее нескольких десятков миллионов тонн и неглубоком залегании рудных тел. Чтобы можно было вести добычу открытым способом. Содержание железа в крупных месторождениях исчисляется сотнями миллионов тонн. Общая мировая добыча железной руды превышает одного млрд. т (1995). Добыча железной руды в значительных масштабах ведется в Канаде, ЮАР, Швеции, Венесуэле, Либерии и Франции. Больше всего руды добывается в Китае 250 млн. т, В Бразилии 185 млн. т, Австралии более 140 млн. т, России 78 млн. т, США и Индии по 60 млн. т. Общие мировые ресурсы сырой (необогащенной) руды превышают одна тысяча четыреста млрд. т, промышленные – более 360 млрд. т. В районе озера Верхнее в США добывается наибольшее количество железной руды. Основная доля, которой поступает из месторождения железистых кварцитов (таконитов) в районе Месаби шт. Миннесота. На втором месте находится шт. Мичиган, где производятся рудные окатыши. Железная руда добывается в штатах Калифорния, Висконсин и Миссури в меньших количествах. Общие запасы железных руд в Росси составляют сто один млрд. т. При этом 59% запасов сосредоточено в Европейской части, а 41% – к востоку от Урала. На Украине в районе Криворожского железорудного бассейна ведётся значительная добыча железной руды. Первое место в мире занимает Австралия (143 млн. т), по объему экспорта товарной железной руды. Там суммарные запасы руды достигают двадцать восемь млрд. т. В районе Хаммерсли округ Пилбара, западная Австралия в основном ведётся добыча – 90 %. Бразилия находится на втором месте- 131 млн. т, располагающая исключительно богатыми месторождениями. Многие из которых сосредоточены в железорудном бассейне Минас-Жерайс. В 1988г. мировым лидером по выплавке нерафинированной стали был СССР (180,4 млн. т). Первое место занимала Япония с 1991г. по 1996г. Затем были США и Китай (по 93 млн. т) и Россия (51 млн. т).

Марганец

Марганец серебристо – белый хрупкий твердый металл. При производстве легированной стали и чугуна, используется марганец. Также в качестве легирующей добавки к сплавам. Для придания им прочности, вязкости и твердости. Значительное количество марганца производится в Индии и Бразилии. Большая часть мировых промышленных запасов марганцевых руд приходится на Украину (42,2%), ЮАР (19,9%), Казахстан (7,3%), Габон (4,7%), Австралию (3,5%), Китай (2,8%) и Россию (2,7%).

Ванадий

Одним из самых редких представителей черных металлов является ванадий. Производство марочных чугунов и сталей одно из главных областей применения ванадия. Для аэрокосмической промышленности добавка ванадия обеспечивает высокие характеристики. Он широко используется при получении серной кислоты в качестве катализатора. В природе ванадий встречается в составе титаномагнетитовых руд. Редко фосфоритов. Также в урансодержащих песчаниках и алевролитах, где его концентрация не превышает двух процентов. Главные рудные минералы ванадия в таких месторождениях – ванадиевый мусковит-роскоэлит и карнотит. Иногда присутствуют значительные количества ванадия также в бокситах, бурых углях, тяжелых нефтях, битуминозных сланцах и песках. Как побочный продукт ванадий обычно получают при извлечении главных компонентов минерального сырья. Например, из золы от сжигания нефти, угля или из титановых шлаков при переработке титаномагнетитовых концентратов и т.д. По учтенным запасам ванадия лидируют ЮАР, Австралия и Россия. Основные производители ванадия является ЮАР, США, Россия, главным образом Урал и Финляндия.

Хром

Хром серовато – белый, очень твёрдый металл. Он один из основных компонентов нержавеющей жаропрочной, кислотоупорной стали и важный ингредиент. Довольно крупное месторождение хрома находится в Армении. В России разрабатывается небольшое месторождение на Урале. Из 15,3 млрд. т предполагаемых запасов высокосортных хромитовых руд 79% приходится на ЮАР, где добыча в 1995г. составила 5,1 млн. т. В Казахстане добыча составила 2,4 млн. т, в Индии – 1,2 млн. т. и Турции – 0,8 млн. т.

ФИО учителя:

Класс: 4

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

Познакомятся с рудными полезными ископаемыми. Узнают свойства рудных полезных ископаемых.

Сумеют различить черные металлы от цветных, сумеют показать крупные месторождения железных руд и руд цветных металлов.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

ответить, что такое руда; делить руды черных и цветных металлов;

Большинство учащихся будут уметь:

различать черные металлы от цветных,

Некоторые учащиеся смогут:

некоторые сумеют показать на карте крупные месторождения железной руды и руды цветных металлов в РК.

Языковая цель

Учащиеся могут:

    Рассказать значение слова «руда»

Ключевые слова и фразы:

Чугун, сталь, медь, латунь, бронза, алюминий, бокситы, полиметаллическая руда, свинец, цинк.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе

Вопросы для обсуждения:

Какой бывает руда?

Что содержится в рудах черных металлов?

Что отсутствует в рудах цветных металлов?

Какие сплавы получают из железной руды?

Что случилось бы, если бы все железо исчезло?

Можете ли вы сказать, почему…?

    Алюминий, магний, цинк, медь относятся к рудам цветных металлов?

    Гвоздь прилипает к магниту?

    Где добывают руды черных и цветных металлов?

Подсказки:

    Потому что в них нет ….

    Потому что в нем есть…

    Потому что везде применяются

Предыдущее обучение:

расскажут, что относится к полезным ископаемым; способы добычи полезных ископаемых

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

учителя

учеников

Приветствие

Создание коллаборативной среды обучения

Разминка

2 мин

Приветствует. Предлагает разминку «Улыбнись и пожелай…» картинка

Приветствуют. Улыбаются, желают друг другу хорошего настроения, здоровья, успехов на учебе

Деление на группы

1 мин

Делит на группы.

Назначение спикера, тайм-спикера, секретаря

Предлагает назначить

спикера, дает лист оценивания

Дети в своих группах назначают спикера, спикер и участники обсуждают по каким параметрам сегодня будут оценивать друг друга. Спикеры записывают критерии оценивания

Бумага А4

фломастеры

Подготовка к сообщению новой темы.

Загадки

Целеполагание.

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты вставить картинки

Красивы станут и заметны (гранит)

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это? (нефть)

Горит, да не солнце.

Чёрен, да не ночь,

Твёрдый, да не камень.

На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют

И за подвиг, и за труд.

И колечки, и серёжки,

Часики, браслеты, брошки (золото)

-Ребята, что вы сейчас назвали? (Полезные ископаемые)

Что это такое? 6 воросов.

Слушают и разгадывают загадки

Актуализация знаний. Опрос по пройденной теме

3 мин

Прием «Тонкие толстые вопросы»

Слайд полезные ископ.

Что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые человек добывает из недр земли и с её поверхности и использует их для своих нужд.

Что означает понятие «месторождение полезных ископаемых»?

Месторождение – места, где сосредоточены полезные ископаемые в достаточных для разработки количествах.

Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

Геологи.

На какие группы делятся полезные ископаемые?

Твёрдые, жидкие, газообразные.

На какие виды делятся полезные ископаемые?

Горючие, рудные и нерудные.

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

Нефть, газ.

Как на карте обозначается месторождение угля?

Чёрным квадратиком.

Как на карте обозначается месторождение железной руды?

Чёрным треугольником.

Задают вопросы друг другу в группах

Вопросы каждой группе

Определение темы урока.

3 мин

- Почему их называют ископаемыми и при том ещё - полезными? (Г)

Польза - хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать - 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая;

2) отваливая землю, делать углубления;

3) отваливая землю, доставать, извлекать.

Практическая работа.

Возьмите в руки образцы полезных ископаемых (чугун, сталь, алюминий, свинец, олово, серебро и т.д.) К каждому из них поднесите магнит. Что вы заметили? Некоторые из них притягиваются магнитом, некоторые нет.

Как вы думаете, почему некоторые предметы притягивались магнитом? (есть железо)

Почему другие предметы не притягивались магнитом? (отсутствует железо)

Железо – это тоже полезное ископаемое, которое залегает в недрах Земли? (нет, это продукт из железной руды).

Кто может ответить на вопрос: ЧТО ТАКОЕ РУДА?

( Железная руда - это полезное ископаемое, из которого получают железо).

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

слад

Тема нашего урока: «Руды чёрных и цветных металлов»

Ваши задачи : знать, что такое руда, что относится к рудам черных и цветных металлов и как их используют в быту,

А в конце урока мы узнаем, почему некоторые предметы притягивались магнитом, а некоторые – нет.

В недрах.

Слушают и осмысливают.

Есть горные породы, из которых при специальной обработке можно получить металлы, которые называются рудой.

Изучение новой темы

Индивидуальная работа

8 мин

Так из чего человек получает металлы? (Из руды)

Учитель: Металлы получают из руды. Руда делится на руды чёрных и цветных металлов.

РУДА

Металлы

Чёрные Цветные

Каждый читает свой абзац

Учебник «Познание мира»

Групповая работа

«Учимся сообща»

15 мин

А сейчас вы проведёте исследование: Какие металлы относятся к чёрным, а какие к цветным.

Работа по группам.

1) Дополнительный материал о железной руде.

2) Материал учебника о рудах цветных металлов.

Указать страницу

Работа по таблице подходить к группе и подсказывать.

Руды черных металлов а4

Название

месторождение

свойства

Способ добывания

Где используется

Обозначение на карте


Руды цветных металлов

название

месторождение

свойства

Способ добывания

Где используется

Обозначение на карте


Каждый объясняет свой абзац по теме

Бумаги формата А4, фломастеры, карандаши, цветные бумаги

Группы обмениваются полученной информацией.

Если время остается можно задать друг другу вопросы по теме. Что вы запомнили о рудах цветных металлов.

Закрепление и обобщение

6мин

Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

Творческая работа в группах.

1 группа « Представим на миг, что запасы полезных ископаемых на Земле иссякли… Что произойдёт?»

На листе написать название и дописать эссе.

(Ответы детей)

Итог урока

Рефлексия

2 мин

Лестница успеха

Лист оценивания, сигнальные карточки

Знакомство с железной рудой .

Железная руда - это полезное ископаемое, из которого получают железо.

К железным рудам относятся красный железняк, магнитный железняк, бурый железняк.

Красный железняк содержит 70% железа. Он красного цвета, имеет полуметаллический блеск, оставляет на керамической плитке вишнево-красную черту, твердый (оставляет царапину на стекле), тяжелее воды. Это основная руда для получения железа.

Магнитный железняк (магнетит) содержит до 73% железа. Он черного цвета, имеет металлический блеск, тверже стекла, оставляет на керамической плитке черту черного цвета, тяжелее воды. Эта руда имеет очень большое значение для народного хозяйства.

Бурый железняк содержит до 60 % железа. Цвет бурого железняка различный - бурый, желтый, черный; он мягче стекла, на керамической плитке оставляет черту бурого цвета, тяжелее воды. Эта руда наиболее распространена на поверхности Земли.

Из железной руды выплавляют чугун, сталь, железо. А из них в свою очередь изготавливают предметы быта: ножи, ножницы, детали машин, вагонов, тракторов, железнодорожные рельсы.

В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или железнодорожные вагоны.

В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты.

На физической карте месторождения железной руды обозначают черным треугольником.

По запасам железной руды Казахстан занимает среди других стран мира одно из первых мест. Более 85 % всего запаса железной руды республики сосредоточено в Костанайской области. Самое крупное месторождение Соколовско-Сорбайское. Другие месторождения железной руды имеются в Сарыарке и в Северном Приаралье.