«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова. Лермонтов михаил - три пальмы

Лермонтова предложены для изучения и несколько - для чтения и обсуждения. Поэтому тему целесообразно построить так: один урок - вступление и работа над стихотворением «Парус», другой - работа над стихотворениями «Тучи» и «Три пальмы», третий урок - чтение и обсуждение стихотворений, предложенных в учебнике (или других, выбранных учителем и учениками). Возможна и иная последовательность.

Задача вступления не столько дать сведения о биографии , сколько познакомить с личностью поэта. Поэтому во вводной статье учебника говорится о необычности судьбы Лермонтова с детства, о его рано проявившейся гениальности, о постоянной устремленности к чему-то неизведанному. Обратится ли учитель к этой статье или построит свое вводное слово - эти черты личности поэта будут в центре внимания.

Один из вариантов вступительного слова - чтение учениками подготовленных отрывков из воспоминаний о Лермонтове А. П. Шан-Гирея, П. К. Шугаева, А. Корсакова, А. 3. Зиновьева, Д. А. Милютина где можно найти некоторые сведения о его детских годах в Тарханах и Московском благородном пансионе. Можно начать и с рассматривания автопортрета Лермонтова.

В любом случае класс не должен быть пассивен. Ребята могут затем ответить на вопрос, например: «Какие черты Лермонтова вам показались наиболее замечательными?» или «Что вы увидели необычного в облике Лермонтова?» Возможен и пересказ статьи учебника, дополненной прослушанными отрывками или рассказом учителя. Задание дается перед чтением или слушанием, а после проверяется. Ответ ученика оценивается классом.

Трудность выразительного чтения и изучения стихотворения «Парус» в том, что оно несет в себе неисчерпаемый смысл и, выраженный словами, он суживается и даже ускользает. В нем привычно воспринимаются революционные настроения, но это лишь одна из возможных интерпретаций стихотворения. Не менее значимы и поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии. Поэт не столько рисует картины, сколько вызывает их в воображении по намекам. Что такое, например, «в тумане моря голубом»? И море, и небо, и простор, и отсутствие других предметов, кроме паруса, и дымка тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного, и многое еще.

Поэтому не будем стремиться «анализировать» каждую строку стихотворения в классе. Главное - чтобы ребята почувствовали, прониклись настроением, выраженным в нем, осознали символическое значение образов. Причем нельзя упростить это понимание. Иногда приходится слышать высказывания типа: «Парус - это человек, революционер» и т. п. Это, конечно, такое упрощение, при котором исчезает смысл. И «мятежность» его вовсе не означает только «отрицания существующего строя». И «просит бури» вовсе не означает стремления к революции. Все гораздо глубже. Во всем контексте лермонтовской поэзии буря - это стихия, хаос, разрушение, освобождение стихийных сил природы и человека, яростная борьба, грозящая гибелью, но и пробуждающая восторг, дающая возможность испытать свои силы («Мцыри»). Она может дать лишь на миг «упоение в бою», но не удовлетворение высоким стремлениям человека. Но и «покой» - реальный покой: спокойное море, отсутствие препятствий, бездействие тоже не идеал, напротив, это состояние вызывает всегда неприятие лермонтовского героя («Три пальмы»). К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого состояния, в котором соединилось бы то ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое. Он хочет гармонии, устремлен к абсолюту, а потому не может удовлетвориться ничем достигнутым. Это мысль о вечной тревоге и стремлениях человеческого духа.

Но, как ни странно, стихотворение вместе с тем создает у читателя ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха , из симметрии и красоты композиции, из привычных для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И устремленность к невозможному, и ощущение реальности прекрасного одинаково сильно выражены в стихотворении, вероятно, это и делает его таким трудным для анализа. Но передать в чтении неудовлетворенность настоящим, значимость исканий и красоту звучания можно.

После чтения учителя возможна работа над вопросами учебника. Менее всего следует стремиться к формулированию идеи, к осмыслению стихотворения как призыва к чему-то. Беда в том, что у детей мало опыта восприятия романтической поэзии, не сформировано ассоциативное восприятие стихов. Отсюда прямолинейность выводов. Задача учителя - помочь уйти от восприятия стихов как лозунгов или повествований. Здесь все зависит от мастерства учителя: чуть-чуть приоткрыть неисчерпаемость смысла, ни в коем случае не ставить точек над «i», обращаться больше к воображению и эмоциям, чем к рассудку. Объяснение понятия «инверсия» дано не столько для усвоения этого понятия, сколько для более глубокого понимания с его помощью произведения.

Работа над стихотворением может проводиться и не в беседе по вопросам учебника, а в обучении выразительному чтению. Вопросы при этом будут максимально нацелены на работу воображения и сопереживание. В любом случае именно в чтении учениками стихотворения и проявится степень понимания его. Что же касается неисчерпаемой глубины, стихи обладают удивительным свойством расти вместе с читателем: выученные наизусть в детстве и понятые тогда в соответствии с возрастными возможностями, впоследствии они обогащаются вместе с духовным ростом человека и помогают этому развитию. Поэтому не беда, если ребята не поймут сейчас всего смысла. Главное, чтобы они почувствовали, что в произведении есть глубина, есть тайна, а не успокоились, найдя простенькую отмычку.

Это же в полной мере относится и к другим стихотворениям Лермонтова, приведенным в учебнике. В детстве «На севере диком…» - прекрасный пейзаж, в юности отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала. «Три пальмы» вначале - живописная картина, восхищение самоотверженностью, позже - горькие раздумья о добре и зле. И не следует стремиться открыть детям то, что пока им недоступно. Достаточно, если они проникнутся настроением, почувствуют красоту лермонтовских стихов. Выученные наизусть, стихи будут обогащаться вместе с человеком. Поэтому прежде всего выразительное чтение, работа воображения, эмоций.

Урок, на котором читаются стихи, может проводиться как урок-концерт, урок-конкурс. Подумаем об особом оформлении класса, о включении музыки, романсов, фонозаписей. От чтения лермонтовских стихов у ребят должно остаться ощущение праздника.

Приведенные в учебнике задания для самостоятельной работы лучше использовать на специальном уроке развития речи . Выполнение заданий под руководством учителя носит поисковый, исследовательский характер. Активная деятельность - выражение своего отношения к прочитанному. Сочинение рассказа или сказки по пословице - настоящее литературное творчество. Что из этих заданий дать устно, что - письменно - дело учителя. Лучшие работы желательно поместить в рукописном журнале.

Читая Лермонтова, мы обращаемся к теоретическим понятиям. Инверсия, метафора, аллитерация должны помочь почувствовать своеобразие поэтического мира Лермонтова. Не следует превращать эти сведения в самоцель, они служат инструментом проникновения в смысл произведения. Но нет смысла и избегать называть вещи своими именами, это формирует чуткость к слову, к поэтике. И главное - потом надо пользоваться этими понятиями.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Календарно-тематическое планирование, задачи школьнику 6 класса по литературе скачать , Литература онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

I . М. Ю. Лермонтов - мой любимый поэт. (Стихи Лермонтова привлекают меня своей красотой и поэтичностью. Они помогают понять внутренний мир поэта, его чувства, переживания. Многое, о чем пишет М. Ю. Лермонтов, созвучно моему настроению. Его стихи наполнены неутолимой жаждой жить, призывают творить, действовать, любить.)

II.Мотивы неустанной борьбы и поиска в стихотворении «Парус». (Лермонтовский парус - символ неустанной борьбы, неуспокоенности, вечного поиска. Покинув родные края, он отправляется вдалекие страны. Что ищетон? Покой? Счастье? Нет! Он «просит бури». Поэтому его не пугают ни волны, ни ветер, он стремится к свободе, независимости. И морская стихия ему не страшна: он выстоит и победит.)

III.Человек и природа в стихотворении «Три пальмы». (В этом стихотворении поэт заставляет нас задуматься о взаимоотношении человека и приводы. Три гордые красавицы-пальмы, выросшие в «степях аравийской земли», не желают жить без пользы. Они хотят, чтобы в тени их ветвей отдыхали люди, спасаясь от «знойных лучей и летучих песков». Их мечта осуществилась. Под сенью пальм расположился караван. Но человек «щедро» отплатил за гостеприимство. Срубив деревья, люди вечером развели костры. Пальмы - «питомцы столетий» были изрублены и сожжены. И утром, когда караван двинулся в путь, только горстка пепла, «седого и холодного», напоминала о гордых пальмах. Это стихотворение - напоминание всем живущим на Земле: сохраните красоту и жизнь на планете!)

IV.Горечь одиночества в стихотворении «Утес». (Как часто мы, окрыленные своими успехами, счастьем, не замечаем боли и страдания окружающих. Вот так и тучка, радостная и счастливая, отдохнув ночью на груди утеса-великана, утром умчалась в путь. И нетей никакого дела до старого утеса, печального и задумчивого, до пролитой им слезы, оставившей след в его морщине. Снова грустно и одиноко утесу-великану! Он ждет следующей тучки. А если и она не разглядит его боли и одиночества? Стоит ли жить?)

V.Мечта о любви в стихотворении «На севере диком». (Стихотворение «На севере диком» М. Ю. Лермонтов написал накануне отъезда на Кавказ, за три месяца до гибели. Это был перевод стихотворения известного немецкого поэта Г. Гейне «Сосна и пальма». Слово «сосна» в немецком языке мужского рода, поэтому в стихотворении Гейне речь идет о двух влюбленных (он и она), которым не суждено встретиться. Лермонтовские сосна и пальма также одиноки и мечтают о любви.)

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

Ребята, послушайте один отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте угадать кто его автор.

Он не имел ни брата, ни сестры.

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он каждому сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный

И в нём терялся мыслию послушной.

  1. Определение темы и целей урока

Кто может предположить тему урока?

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.

Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

Откройте ваши тетради и запишите тему урока «М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы» .

Каковы цели нашего урока?

5. Работа по теме урока

1) Давайте начертим опорную таблицу.

Какие художественные особенности мы можем назвать, только прочитав заглавие стихотворения?

Прочитаем подзаголовок, какую роль он играет?

Давайте прочитаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения учителем.)

Вопросы на восприятие текста .

Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?

Давайте запишем тему в опорную таблицу.

Как вы поняли главную мысль стихотворения?

Запишем основную мысль в таблицу.

В тексте стихотворения встречаются незнакомые слова, давайте посмотрим, что они обозначают.

2) Словарная работа

Аравийская земля (показать на карте)

Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне.

Оазис - место в пустыне, где есть растительность и вода.

Шатры - большие палатки, крытые тканью, коврами.

Арабы - народ

Фарис - породистый конь, скакун.

3) -Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?

Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.

Запишем определение в тетрадь.

Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.

Беседа по содержанию:

Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта).

1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)

2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)

3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)

4. Какие деревья там растут? (пальмы)

5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

Проведите исследование произведения и составьте план стихотворения:

А) Жизнь гордых пальм в пустыне.

Б) Их обращение к Богу.

В) Появление каравана.

Г) Пальмы встречают гостей.

Д) Гибель “питомцев столетий»

Е) “Все дико и пусто кругом”.

Учащиеся оглашают результаты исследования.

  1. Закрепление

1) - .Кто главные герои стихотворения?("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

Как проходит их жизнь?(Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

Почему пальмы недовольны своей жизнью? Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?(Покой нарушен появлением людей).

- Какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

- Найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? Им стало холодно).

С кем сравнивает пальмы Лермонтов?(С живыми людьми).

С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это? (Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).

Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?

(Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

Как развивались дальнейшие события?(Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?(Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

Почему вместе с пальмами исчез и родник?(Он высох от знойного солнца).

Что вы можете сказать о поступке этих людей? Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

А вы оправдываете этих людей? Почему?

2) - Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

Вслушайтесь еще раз в строки

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал,

И п али без жизни п итомцы ст олетий!

Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

С какой целью употреблена аллитерация. (Помогает услышать тупые мелодичные удары топора по корням упругих деревьев)

Что - Что означают слова питомцы столетий ? (Пальмы веками

Росли столетия их взрастили. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм

Итак, пальмы названы «питомцами столетий». Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

Записываем определение в тетради.

Прочитайте первую и последнюю строфы.

Какой приём использовал поэт? Для чего?

Какие средства художественной выразительности использованы Лермонтовым в данных отрывках:

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей.

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом , взрывая песок.

Но только что сумрак на землю упал ,

По корням упругим топор застучал ,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Запишите в таблицу художественные средства, использованные в стихотворении.

  1. Итог

1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).

3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

7. Д/З Выразительно прочитать балладу


Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».
Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», - писал он.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

Три пальмы
(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»........

напишите пожалуйста комментарии о стихотворении утес три пальмы листок тучи лермантов срочно

Ответы:

Михаил Юрьевич Лермонтов - мой любимый поэт. В его стихах мне слышатся то призыв к действию, неукротимая жажда жизни, то одиночество и скрытая печаль. Волнует поэта и философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своем стихотворении «Три пальмы». В далеких степях аравийской земли среди раскаленного песка и знойного ветра росли три пальмы. Их широкие зеленые листья давали тень для холодного ручья, бьющего в этом оазисе и дарящего надежду и радость усталым путникам. Однако пальмам мало благодарности одиноких путешественников: Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор! Вероятно, небо услышало ропот пальм потому что тут же на горизонте показался большой богатый караван. Красивые и веселые люди остановились в тени высоких деревьев, родник щедро напоил их свежей ключевой водой. Однако у караванщиков другое представление о смысле жизни, их интересует только собственный комфорт и удобства. Не задумываясь о других, не заглядывая в будущее, люди без сожаления срубили пальмы, уничтожили оазис для того, чтобы провести ночь у веселого костра. Наутро караванщики ушли, оставив живительный ручей погибать среди «знойных лучей летучих песков». Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы». Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли, - пишет поэт. И нам сразу представляются раскидистые высокие красавицы, которые берегут под «кущей зеленой», дарящей отдых и прохладу, ленточку ручейка с холодной водой. Многие годы журчал студеный родник, а роскошная листва ждала под свою тень уставшего путника. Но никто не приходил к пальмам и не склонялся к живительному ручью, напрасно ждали они странника, который, утомившись от зноя, остановился бы отдохнуть в тени деревьев, с благодарностью приник к «влаге студеной» родника. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» - обращаются пальмы к Богу, недовольные своей несправедливой судьбой. И что же ждет их в ответ? Небо услышало мольбу: вдали появился долгожданный караван. Устроились путники отдохнуть в тени деревьев, наполнили кувшины водой из родника. Казалось бы, оправдались наконец долгие годы ожидания. Но, лишь только спустился вечер, жестокие люди срубили под корень деревья. Дети оборвали зеленую листву, сами пальмы были безжалостно изрублены, «и медленно жгли их до утра огнем». А утром караван спокойно продолжил свой путь, оставив после себя лишь бесплодную почву. И что же мы видим теперь? Вместо зеленой сени листьев, «ныне все дико и пусто кругом». Не с кем пошептаться роднику. Он уже не струится, как прежде, журча холодной волной. Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит... Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна! Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом