Требования к презентации для учащихся начальной школы. Общие требования к презентации

Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики , эргономики и дизайна .

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями, не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных) и достигала своих целей, необходимо соблюдать ряд правил ее оформления.

В оформлении презентаций выделяют два блока правил , описывающих:

    Представление информации

    Оформление слайдов

Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляе­мых к организации и оформлению данных блоков.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической - яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Следует выделить наиболее общие требования к средствам, формам и способам представления содержания учебного материала в электронной презентации. Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

4.1 Представление информации

Объем и форма представления информации:

    Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек в среднем может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

    Один слайд учебной презентации в среднем рассчитывается на 1.5-2 минуты.

    Для достижения наибольшей эффективности ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

    Желательно присутствие на слайде блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.

    Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.

    В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.

    Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

    При проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах).

    Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь в докладе. С одной стороны, не должна становиться главной частью выстуления, а с другой, не должна полностью дублировать материал.

Расположение информационных блоков на слайде

    Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.

    Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения .

    Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана .

    Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (оптимально 3, максимум 5).

    Поясняющая надпись должна располагаться под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой).

Способы и правила выделения информации

    Все информационные элементы (текст, изображения, диаграммы, элементы схем, таблицы) должны ясно и рельефно выделяться на фоне слайда, для этого используются:

    рамки, прорисовка границ (для оформления изображений, таблиц);

    тени (для отделения контура текста и объектов от фона);

    заливка, штриховка (для дизайна основ информационных блоков);

    стрелки (для оформления схем и логических блоков).

    Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить (цветом, подчеркиванием, полужирным и курсивным начертанием, размером шрифта).

    Однако при выделении следует соблюдать меру - выделенные элементы не должны превышать 1/3-1/2 общего объема текста слайда.

    Для иллюстрации наиболее важных фактов, используются рисунки, диаграммы, схемы.

Оформление слайдов:

Единый стиль презентации

    Вся презентация должна должны быть выдержана в едином стиле , на базе одного шаблона .

    Стиль включает в себя:

    общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков;

    общую цветовую схему дизайна слайда;

    цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

    параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи);

    способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.

    Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала.

    Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.

    Следует избегать излишне пёстрых стилей - оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.

    Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля.

    Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

    При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.

Правила использования цвета

Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов человеком. К наиболее значимым из них относят:

    стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;

    дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;

    нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

    сочетание двух цветов - цвета знака и цвета фона - существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне или красные на синем);

    наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.

    Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора:

    трех базовых цветов: фона - текста - заголовка;

    трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок.

    Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза.

    Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним.

    Согласно нормативам в учебных презентациях для детей и подростков не допускается применять:

    более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице;

    красный фон;

    соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) -3:1.

Правила использования фона

    Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

    Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет.

    Для фона предпочтительны холодные тона.

    Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать плавный градиентный переход гармонично сочетающихся цветов, мягкую (неконтрастную) текстуру или нейтральный фон.

    Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

    При планировании дизайна слайда следует всячески избегать проецирования текстовых блоков на области фона, содержащие изображения и декоративные элементы.

Правила использования текстовой информации

    перегружать слайд текстовой информацией;

    использовать блоки сплошного текста;

    в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух;

    использовать переносы слов;

    использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;

    текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам).

    сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины - главные моменты опорного конспекта;

    использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных;

    использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;

    использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;

    выполнение общих правил оформления текста ;

    тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков;

    горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;

    каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

    основную идею абзаца располагать в самом начале - в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

    идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.

Правила использования шрифтов

При выборе шрифтов для представления вербальной информации презентации следует учитывать следующие правила:

    Учитывая, что гладкие (плакатные ) шрифты , т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками (типа Times), то:

    для основного текста предпочтительно использовать плакатные шрифты ;

    для заголовка можно использовать декоративный шрифт , если он хорошо читаем и не контрастирует с основным шрифтом.

    Текст должен быть читабельным (его должно быть легко прочитать с самого дальнего места).

    для заголовков - не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально - 36 пункта;

    для основного текста - не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально - 24 пункта;

    Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста.

    Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.

    Для выделения информации следует использовать цвет , жирный и/или курсивный шрифт.

    Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой , поэтому использовать его для иных целей не рекомендуется.

    Согласно нормативам в учебных презентациях для детей и подростков:

    отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно 1:5;

    наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

    не допускается использовать узкое и (или) курсивное начертание гарнитуры шрифта.

Правила использования графической информации

Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. Изображение информативнее, нагляднее, оно легче запоминается, чем текст. Поэтому, если можно заменить текст информативной иллюстрацией, то лучше это сделать.

При использовании графики в презентации следует выполнять следующие правила и рекомендации, обусловленные законами восприятия человеком зрительной информации:

    Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.

    Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.

    Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

    Необходимо использовать изображения только хорошего качества . Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предварительно подготовлены в графическом редакторе.

    Недопустимо :

    искажение пропорций;

    нарушение тонового и цветового баланса фотоизображений;

    использование изображений с пониженной резкостью;

    видимость пикселей на изображении;

    использование необработанных сканированных изображений; например - изображений с "грязным"(серым, желтым) фоном вместо белого, неконтрастных, размытых и т.п.

    При подготовке в графическом редакторе изображения для помещения его на слайд презентации важное значение имеет выбор для него оптимального размера и разрешения :

    Выбор размера изображения (в пикселах) осуществляется в графическом редакторе. Изображение уменьшается (ни в коем случае НЕ увеличивается!) до нужного размера относительно экрана (либо до немного большего , чем нужный, но не более чем в 1.5-2 раза, чтобы более точно отрегулировать его размер уже на слайде путем уменьшения масштаба от 100%).

    При масштабировании помещенного на слайд изображения его масштаб допустимо только уменьшать (от исходных 100%), и крайне нежелательно увеличивать масштаб свыше 100%, так как при этом теряется его качество - на слайде оно будет выглядеть размытым. Если на слайде в масштабе 100% изображение оказалось слишком маленьким, то его необходимо заново подготовить в графическом редакторе из исходного оригинала большого размера.

    Выбор разрешения (в пикселах/дюйм) зависит от разрешения экрана монитора, на котором, в основном, предполагается презентацию воспроизводить. Если презентация создается на компьютере с таким же разрешением экрана, то для того, чтобы размер изображения (в пикселах экрана) на слайде (при масштабе около 100%) примерно соответствовал выбранному размеру изображения в графическом редакторе, подготавливаемым изображениям необходимо устанавливать разрешения:96 пикселей/дюйм при разрешении экрана 1024х768128 пикселей/дюйм при разрешении экрана 1280х1024

    Поскольку меньшие разрешения экрана (800х600 и менее) в настоящее время уже практически не используются, то не рекомендуется использовать разрешение 72 пикселей/дюйм.

    Если презентацию предполагается демонстрировать на экране с бОльшим разрешением, чем на том компьютере, на котором она создается (или если презентация предназначена еще и для распечатки), то при данном рабочем разрешении рекомендуется использовать соответственно бОльшие размеры всех изображений, которые после помещения на слайд соответственно масштабируются (уменьшаются).

    Изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева-на-право, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда.

    Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно.

    Необходимо четко указать все связи в схемах и диаграммах.

Правила использования звукового сопровождения

    Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку.

    Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (мелодий, песен) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

    Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным.

    Использование мультимедийных блоков (в первую очередь - звуковых) сильно ограничено в презентациях, которые самостоятельно просматриваются аудиторией одновременно на нескольких компьютерах (например, учащимися в компьютерном классе).

    Также осторожно следует использовать звуковые фрагменты в презентациях, сопровождаемых докладчиком.

    Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика).

Анимационные эффекты

Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.

Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

    Анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана и допустима:

    для демонстрации динамичных процессов;

    для привлечения внимания слушателей, создания определенной атмосферы презентации.

    Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать технике чтения обучающихся.

    Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

    Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. В учебных презентациях для детей и подростков такие эффекты, как движущиеся строки по горизонтали и вертикали, запрещены нормативными документами.

    Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко "впечатываются" в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.

    Но при этом следует помнить: любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

Важнейшим свойством мультимедийного блока является скорость и качество его работы в составе презентации. С этой точке зрения наличие большого количества мультимедийных блоков в презентации нецелесообразно, так как может значительно замедлить ее работу.

Учет указанных особенностей конструирования и оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Преимущество презентации позволяет адаптироваться под обучающихся; уменьшает непроизводительные затраты живого труда на уроке; повышает мотивацию учения; обеспечивает наглядностью; позволяет проиграть видео и аудио-файлы; быстрота и удобство использования.

3 слайд

Описание слайда:

Основные принципы разработки презентаций Оптимальный объём. Выбор объёма зависит от цели, для которой презентация создаётся, от предполагаемого способа её использования и от контингента учащихся (возраст, подготовка). Наиболее эффективен зрительный ряд объёмом не более 20 слайдов. Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Доступность. Обязателен учёт возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Нужно обеспечить понимание каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.

4 слайд

Описание слайда:

Научность. Необходимо построение всех положений, определений и выводов строго на научной основе. Учёт особенностей восприятия информации с экрана. Когда человек читает текст, да ещё с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то мозг работает быстрее. Поэтому текстовую информацию нужно свести к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Разнообразие форм. Это требование предполагает учёт индивидуальных возможностей восприятия. Кто-то лучше воспринимает фото, кто-то схемы или таблицы. Нужно использовать различные формы представления.

5 слайд

Описание слайда:

Занимательность. Включение (без ущерба научности содержания) смешных сюжетов оживляет занятие, создаёт положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. Эстетичность. Гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкального сопровождения. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. При этом необходимо избегать неоправданной торопливости в смене слайдов, затрудняющей полноценное восприятие материала.

6 слайд

Описание слайда:

Общие требования к презентации Презентация состоит из слайдов. Лучше всего придерживаться правила: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств. Специалисты советуют использовать на слайде не более 30 слов и 5 пунктов списка. Нельзя написать на слайде всё, что будете говорить. Разместите только важные тезисы, термины, картинки, схемы, диаграммы, т.е. то, что хорошо воспринимается аудиторией. В презентации не должно быть ничего лишнего, каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой и работающее на общую идею презентации.

7 слайд

Описание слайда:

Структура презентации 1. Титульный лист. 2. Содержание (план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены). 3. Заголовок раздела. 4. Краткая информация. Пункты 3 и 4 повторяются столько, сколько необходимо. Главное, здесь придерживаться концепции: ТЕЗИС – АРГУМЕНТЫ – ВЫВОД. 5. Резюме, выводы. Выводы должны быть выражены ясно и лаконично на отдельном слайде. 6. Спасибо за внимание. Здесь обязательна ваша контактная информация.

8 слайд

Описание слайда:

Этапы создания презентации Планирование презентации – определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Составление сценария – логика, содержание. Разработка дизайна презентации. Определение соотношения текстовой и графической информации.

9 слайд

Описание слайда:

При создании презентации нужно учитывать Мысленно (или на бумаге) подготовить структуру доклада. По каждому шагу сделать заметки. Представить презентацию в виде «бумажных» слайдов. Учесть замечания и внести поправки.

10 слайд

Описание слайда:

Требования к тексту Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Слова и предложения должны быть короткими. Временная форма глагола должна быть одинаковая. Минимум предлогов, наречий, прилагательных. Читаемость текста на фоне слайда презентации. Длина строки не более 36 знаков. Использование шрифта без засечек (легче читать) и не более трёх вариантов шрифта. Расстояние между строками внутри абзаца 1, а между абзацами – 2 интервала. Текст не должен дублировать выступающего, а лишь дополнять, акцентировать внимание на важном.

11 слайд

Описание слайда:

Расположение информации Горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация – в центре экрана. Комментарии к картинке должны быть внизу.

12 слайд

Описание слайда:

Требования к шрифту Размер заголовка – не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально – 36. Для основного текста – не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально – 24 пункта. Не более 2-3 типов шрифтов в одной презентации (лучше один). Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, подчёркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

13 слайд

Описание слайда:

Требования к дизайну Использование единого стиля оформления. Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации. Использование для фона слайда психологически комфортного тона. Фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчёркивать информацию на слайде, а не заслонять её. Использование не более трёх цветов на одном слайде (один для фона, один для заголовков и один для текста). Целесообразность использования анимационных эффектов.

14 слайд

Описание слайда:

Способы выделения текста Рамки, граница, заливка. Различный цвет шрифта. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

15 слайд

Описание слайда:

Объём информации Ключевые пункты отражаются по одному на каждом слайде. На одном слайде должно быть не более трёх фактов, выводов, определений. Анимационные эффекты не должны быть самоцелью. Картинки стараться «сжимать» до экранного разрешения – это ускоряет работу. Гибкость – основа успешной презентации. Будьте готовы внести изменения в презентацию в ответ на реакцию учащихся. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации.

16 слайд

Описание слайда:

Правила использования графики Графика должна дополнять текстовую информацию или передавать её в более наглядном виде. Каждое изображение должно нести смысл. Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Изображения лучше помещать левее текста: из-за того, что мы читаем слева - направо, то взгляд сначала обращается на левую сторону слайда.

17 слайд

Описание слайда:

Правила использования анимации Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как: вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста. В учебной презентации для подростков, такие эффекты, как движущиеся строки по горизонтали и вертикали, запрещены нормативными актами.

18 слайд

Описание слайда:

Правила использования звукового сопровождения Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем, но не был оглушительным. Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от преподавателя).

19 слайд

Описание слайда:

Правила использования цвета Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учёт физиологических особенностей восприятия цвета человеком. К наиболее значимым из них относят: стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, жёлтый; дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние: фиолетовый, синий, голубой, сине-зелёный, зелёный; нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, жёлто-зелёный, коричневый.

20 слайд

Описание слайда:

Правила использования цвета Сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на зрительный комфорт, причём некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зелёные буквы на красном фоне или красные буквы на синем фоне). Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на тёмно-синем, лимонно-жёлтый на пурпурном, чёрный на белом, жёлтый на синем.

21 слайд

Описание слайда:

Рекомендации по использованию цвета Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трёх базовых цветов: фона – текста – заголовка. Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза. Лёгкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет. Для фона предпочтительны холодные тона. Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет, лучше выбрать плавный переход гармонично сочетающихся цветов. Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз и снижает эффективность восприятия материала.

22 слайд

Описание слайда:

Типичные недостатки Отсутствие титульного листа. Отсутствие введения, в котором представлены цели и задачи изучения темы и краткая характеристика содержания. Отсутствие оглавления (для развёрнутых разработок). Отсутствие логического завершения презентации, содержащего заключение, обобщение и выводы. Перегрузка слайдов текстовой информацией (не более трёх мелких фактов и не более одного важного). Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде. Орфографические и стилистические ошибки.

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно было перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. Если презентация предназначена для демонстрации в непрерывном цикле или без докладчика, то слайд с содержанием отсутствует. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы. Если подготовлена презентация к докладу, то на последнем слайде может быть информация с выводами, с благодарностью за внимание.

Выводы всегда должны быть даны лаконично на отдельном слайде. Объекты на слайдах могут сразу присутствовать на слайдах, а могут возникать на них в нужный момент по желанию докладчика, что усиливает наглядность доклада и привлекает внимание аудитории именно к тому объекту или тексту, о которых в данный момент идет речь.

Если вы хотите достичь большого успеха на презентации, то помните: чем лучше вы умеете общаться с её участниками, тем большего добьётесь.

Практика показывает, что способность грамотно организовать и представить публично информацию, мысли, итоги раздумий и размышлений является важнейшим фактором, определяющим личный и профессиональный успех делового человека.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков. Во время презентации очень эффектны так называемые «воздействующие слайды». Это должен быть наиболее запоминающийся образ презентации в целом, например, рисунок, который можно оставить на экране после окончания презентации. Любая презентация станет более эффективной, если она будет проиллюстрирована схемами и диаграммами. При этом важно не перегружать их пояснениями. Если при подаче материала возникает необходимость демонстрации таблиц, то мы рекомендуем выделять цветом наиболее важные строки и столбцы таблицы.

Оформление слайдов:

ü Стиль - Соблюдайте единый стиль оформления

ü Для фона предпочтительны холодные тона. Для фона и текста используйте контрастные цвета.



ü Использование цвета

ü Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

ü Будьте осторожны в использовании светлых цветов на белом фоне, особенно зеленого. То, что хорошо выглядит у вас на мониторе, плохо выглядит при докладе, поскольку мониторы, проекторы и принтеры по разному представляют цвета. Используйте темные, насыщенные цвета, если у вас светлый фон.

ü Используйте контрастные цвета. Нормальный текст должен быть черным на белом фоне, или как минимум, чем-то темным на чём-то очень светлом. Никогда не используйте такие сочетания как "светло-зеленый текст на не-слишком-темно-зеленом фоне".

ü Тени уменьшают четкость без увеличения информативности. Не используйте тени только потому что это выглядит "красивей".

ü Инверсные цвета (светлый текст на темном фоне) могут стать проблемой в светлых (не затемненных) помещениях. Инверсные цвета также тяжелее воспроизводятся в раздаточном материале.

ü Анимационные эффекты

ü Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

ü Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде, помнить, что любой спецэффект должен быть обоснован.

ü Делайте слайд проще. У аудитории всего около 50 секунд на его восприятие.

ü Используйте анимацию для пояснения динамики системы алгоритмов и т.д.

Представление информации:

ü Каждый слайд должен иметь заголовок. Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

ü Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный. Обычно, в слайде должно быть от 20 до 40 слов. Разумный максимум - 80 слов. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

ü Используйте краткие предложения или фразы.

ü Не переносите слова.

ü Не показывайте в слайдах то, о чем не будете рассказывать.

ü Избегайте сплошной текст. Лучше используйте нумерованные и маркированные списки. Не используйте уровень вложения в списках глубже двух. Лучше используйте схемы и диаграммы

ü Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

ü Материал на слайде должен быть расположен максимально равномерно по всей площади, не оставляя крупных пустых пространств.

ü Шрифты

ü Для заголовков – не менее 24.

ü Для информации не менее 18. Размер шрифта стоит выбирать так, чтобы на слайде умещалось около 10-15 строк, не более

ü Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

ü Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

ü Используйте не более двух шрифтов (один для заголовков, один для текста).

ü Шрифт в схемах и диаграммах должен совпадать с основным шрифтом текста.

ü Пунктуацию лучше не использовать, даже когда слайды содержат "законченные предложения". Отсутствие точки в конце предложение помогает глазу сосредоточиться на главном - его содержании. Сделайте еще один шаг к зрителю вместо предложений пишите короткие фразы. Чем лаконичнее текст, тем больше зрители будут концентрироваться на ключевых словах.

ü Способы выделения информации

Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

ü Для смыслового выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание, используйте цвет

ü Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

ü Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

Время Количество слайдов примерно соответствует длине доклада в минутах. Если у вас слайдов намного больше, чем времени, то вы просто не успеете показать все слайды, либо будете показывать их слишком быстро и аудитория не поймет доклада. Если у вас слайдов слишком мало, то это означает, что вы не эффективно их используете.

ü Чаще всего времени не хватает. Лучше рассказать полностью об одной теме, чем не успеть рассказать о двух. Вне зависимости от степени важности второй темы

Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Основные требования к мультимедийной презентации:

1. Соблюдение единого стиля оформления.

2. Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point любой версии в едином стиле.

3. Размер файла должен быть не более 2Мб, количество слайдов 15-20шт.

4. Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.

5. Титульный слайд должен отражать тему презентации и кто ее выполнил (фамилия, имя, школа, город). На закрепляющем слайде указывается, откуда взяли информацию и иллюстративный материал (автор, год издания, и т.д.).

6. Формат презентации.

Параметры страницы:

Размер слайдов - экран;

Ориентация - альбомная;

Ширина - 24 см.;

Высота - 18см.;

Нумерация слайдов с «1».

7. Формат выдачи слайдов - «Презентация на экране».

8. Оформление слайдов:

Шрифты для использования: Times New Roman, Arial, Arial Narrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

Написание: нормальный, курсив, полужирный;

Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи четко читались на выбранном поле слайда.

9. В титульном и завершающем слайде использование анимационных объектов не допускается.

10. Не следует заполнять один слайд большим объемом информации.

11. Нужно использовать короткие слова и предложения.

12. Наиболее важная информация должна находиться в центре экрана.

13. Требования к информации: достоверность, полнота, использование современных источников информации, достаточность.

14. Требования к тексту: научность, логичность, доступность, однозначность, лаконичность, законченность.

15. Отсутствие грамматических и других ошибок.

17. Для фона следует использовать более холодные оттенки (синий, зеленый).

18. В мультимедийной презентации необходимо подобрать такое соотношение: фон - цвет шрифта, которое не утомляет глаза и позволяет легко читать текст.

19. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

20. Следует использовать эффекты анимации в середине слайда и при изменении слайда.

21. Анимация объектов должна проходить автоматически. Анимация объектов «по щелчку» не допускается.

22. Табличная информация вставляется в материал, как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel.

23. Не следует использовать таблицы с большим количеством данных.

24. Диаграмы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.

25. Надписи к иллюстрированному материалу должны способствовать правильному восприятию предлагаемого материала.

26. Для файла мультимедийной презентации необходимо предоставить имя, он должен иметь расширение ppt. Например: Петренко-petrenko.ppt.

27. Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия.

Типичные ошибки в презентациях:

1. Отсутствие титульного слайда с темой урока, целью, фамилией, полным именем и отчеством автора презентации.

2. Отсутствие последнего слайда со словами «Спасибо за внимание!».

3. Отсутствие итога урока, выводов.

4. При раскрытии темы лексика не соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов.

5. Слайд содержит объем информации слишком велик для восприятия.

6. Отсутствуют источники информации: литература, интернет-сайты.

7. Излишнее использование анимации (занимает много времени, мешает логике восприятия содержания, чрезмерное количество анимационных объектов);

8. Презентация дублирует картинную наглядность, не имеет никакой ценности для активизации активности детей на уроке.

Удачи Вам в создании собственной презентации.

Создание учебной презентации

Презентация - это электронный документ, состоящий из слайдов, в ко­торых представлена содержательная часть информации (например, новый учебный материал), оформленная в виде рисунков, диаграмм, графиков, тек­ста; она может сопровождаться видео или звуковыми эффектами, привлекаю­щими внимание слушателя к теме.

Правила использования презентации на уроке.

Презентации широко применяются в учебном процессе. Но, к сожалению, педагоги нередко пытаются заменить ими свое участие в уроке.

Учебная презентация должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность - все должно быть направлено на решение задач урока, а не на развлечение детей.

Лучше один раз увидеть , чем сто раз услышать . Демонстрировать опыты, взвешивать, смешивать вещества, измерять массу физических тел, сравнивать их размеры лучше на практике. А в презентациях можно показы­вать, например, модель Солнечной системы, движение крупных объектов (машин, поездов, слонов) или опасный химический опыт, т. е. то, что сложно или невозможно увидеть (сделать) в реальной жизни. При этом следует учи­тывать, что ученики-аудиалы в отличие от визуалов поймут вас, только когда услышат. Поэтому презентация не может быть на уроке единственным сред­ством обучения.

Лучше меньше , да лучше . Прежде чем создать учебную презентацию, учитель должен задать себе вопросы: " Зачем ?" и " Для кого ?". Действительно ли только с помощью презентации получится достичь на уроке поставленных задач или можно использовать другие средства обучения?

Целесообразнее создавать презентацию не к целому уроку, а фрагмен­ты - модули (игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш-ролики), и включать их в урок на определенных этапах.

Не навреди . Просмотр презентации требует определенных физических усилий от учащихся, поэтому использование презентации необходимо до­зировать. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превы­шать 20-25 мин, при этом необходимо чередовать практические или пись­менные задания и работу с презентацией.

Распространённые ошибки при создании презентации.

Учителя при создании презентаций, как правило, допускают одни и те же ошибки.

Ошибка 1. Размещение в начале презентации информации из конспек­та урока: тема, цели, задачи. Это оправдано только в случае, когда тему урока формулируют сами ученики.

Ошибка 2. Дублирование на слайдах слов учителя: "Определи, докажи, соедини, проверь, отгадай". Инструкцию учитель может дать устно, если пре­зентация предназначена для фронтальной работы. Исключение составляют тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, когда ученик должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.

Ошибка 3. Использование ярких, пестрых фонов, избыточного количества рисунков. Это отвлекает от изучаемого материала и создает дополнительную нагрузку на зрение учащихся.

Если замысел требует рисованного фона, можно сделать его менее ярким (например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупро­зрачным и установив порядок "на задний план").

Ошибка 4. Излишнее использование эффектов анимации.

Во-первых, использование анимации снижает темп урока и отнимает драгоценное время; во-вторых, отвлекает учеников. Если анимирование объ­екта или текста не несет смысловой нагрузки (например, появление ответа на вопрос), то использовать этот прием не нужно.

Ошибка 5. Размещение на слайдах мелкого текста и мелких рисунков.

Рекомендуемый минимальный размер шрифта для презентации - 28. Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше (кто-то из учеников сидит недалеко от экрана, а кто-то в 5-6 м от него). Текста на слайдах должно быть как можно меньше.

Ошибка 6. Использование на одном слайде графических объектов раз­ного формата (например, одновременно фотографий и рисунков; рисунков с фоном и без фона; анимированных и статичных картинок).

Ошибка 7. Использование для иллюстративного ряда графических объ­ектов низкого качества. Для презентации необходимо выбирать изображения с подходящими размерами, чтобы их не приходилось растягивать, нарушая четкость и пропорции.

Ошибка 8. Выделение частей текста с помощью подчеркивания. Подчер­киванием в презентациях обозначаются только гиперссылки (при щелчке на которые осуществляется переход к другому слайду, документу, странице в Интернете).

В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" каждая авторская презентация является интеллектуальной собственностью , автор имеет исключительные права на созданный им материал и на его публи­кацию. Всегда подписывайте свои методические разработки и материалы. Любой, кто захочет использовать этот материал, должен получить разрешение автора.

Но не стоит забывать, что используемые в презентации материалы (фо­тографии, графика, звуки и музыка, видеофайлы) также являются авторски­ми. Поэтому в конце презентации нужно разместить выходные данные диска или книги, которыми вы пользовались, либо ссылки на страницы в Интернете, где вы нашли эти файлы. Конечно, согласно Закону, необходимо указывать автора и использовать материалы только с его личного согласия, но это не так просто осуществить - в таких случаях лучше возложить ответственность на владельцев сайтов, которые разместили файлы в сети. Но ваша задача - как минимум дать ссылку на использованный источник.

У каждого файла в Интернете есть свой уникальный URL-адрес. Его можно узнать через вкладку "Свойства":

Правой кнопкой "мыши" щелкните по файлу и выберите вкладку "Свойства";

В открывшемся окне "Свойства" найдите URL-адрес файла, скопируйте его и сохраните.


Подготовка фотоматериалов и графики для размещения на слайдах.

В интернет-браузере Mozilla Firefox достаточно щелкнуть правой кнопкой по названию файла и выбрать вкладку "Копировать ссылку на изображение", в Internet Explorer - "Копировать ярлык".

Скачивая файл с презентацией, мы часто сталкиваемся с тем, что его объем слишком велик - потому что в презентации не оптимизированы графи­ческие файлы.

Самый простой способ сжать (оптимизировать) графический файл - воспользоваться панелью настройки изображения в презентации:

Выделите нужный рисунок в презентации;

На верхней панели выберите вкладку "Формат";

Нажмите иконку "Сжатие рисунков";

В настройках параметров сжатия отметьте строки "Автоматически вы­полнять базовое сжатие при сохранении", "Удалить обрезанные области рисунков" и "Экран: качество, достаточное для веб-страниц и проекторов"":

Нажмите дважды "ок";

Сохраните изменения в презентации.

Таким образом, объем презентации можно уменьшить как минимум в два раза.

Если фотография слишком темная или светлая, то с помощью той же вкладки "Формат" можно сделать эле­ментарную коррекцию изображения. Для этого используются инструменты настройки "Яркость" и "Контрастность". Если вы хотите выделить из рисунка какую-либо деталь или обрезать свободное поле, на помощь придет инструмент "Обрезка".

Это простейшие способы коррекции изображений прямо в презентации. Но лучше подготовить изображения для вставки в презентацию заранее. Про­грамма Microsoft Office Picture Manager позволяет изменить параметры яркости и контрастности, цвета, выполнить обрезку рисунка и даже убрать "эффект красных глаз" с фотографии. Эта программа входит в стандартный набор средств Microsoft Office, и ее использование не требует специальных знаний и умений.

Объекты WordArt

К сожалению, учителя часто используют готовые шаблоны WordArt, которые не предназначены для учебных презентаций, из-за чего слайды оказы­ваются перегруженными, нарушается стилевое единство. Но мало кто знает, что эти шаблоны можно изменить.

Инструкция по изменению объекта WordArt (для MS Office 2003) Шаг 1.

Шаблоны WordArt находятся на панели рисования - символ в виде голубой буквы "А". Нажмите на эту букву - откроется окно для выбора объекта из готовой коллекции .

Шаг 2.

Выбрав вид надписи из коллекции, щелкните по нужной картинке. Откроется окно редактирования надписи. Введите слово или фразу. Здесь вы можете выбрать шрифт, выделение, размер будущей надписи (его возможно будет изменить на самом слайде, растягивая за углы как кар­тинку).

Обратите внимание: если вы планируете опубликовать презентацию в Интернете или использовать ее на другом компьютере, необходимо выбрать стандартный тип шрифта или упаковать файл оригинального шрифта в одну папку с презентацией для установки на другом компьютере.

Шаг З.

Теперь вы можете изменить расположение вашей надписи на слайде, поменять цвет заливки, контуры букв и даже форму надписи.

Выделите созданное вами слово-объект WordArt. Рядом должна появить­ся панель настройки объекта. Если она не появилась, щелкните правой кноп­кой и выберите строку "Открыть панель настройки WordArt ".


С ее помощью вы можете:

Добавить новый объект;

Изменить текст;

Изменить стиль объекта;

Изменить цвет заливки и линий, форму надписи (сделать ее, например, в виде дуги или даже кольца);

Изменить направление и расположение надписи или расстояние между буквами.

Шаг 4.

Для того чтобы изменить цвет контурных линий и заливки, выберите значок в виде кисточки и вкладку "Цвет и линии".

В верхней части окна расположены параметры заливки. Выберите новый цвет или способы заливки - градиентную (из двух и более цветов или оттен­ков), текстуру или рисунок. Выбор заливки "Рисунок" позволяет использовать в качестве заливки пестрые фоны и даже анимированные картинки (можно сделать переливающуюся надпись).

В средней части окна настройки - параметры контурных линий. Здесь можно изменить цвет, ширину и тип линии.

По такому же принципу можно изменить цвет или заливку фона слайда.

Фон слайдов.

Для того чтобы изменить цвет фона презентации:

Правой кнопкой мыши щелкните по слайду, выберите строку "Фон";

Выберите строку "Другие цвета", подберите подходящий цвет и его оттенок во вкладке "Спектр".

Если необходимо сделать фактурную запивку, выберите строку "Спосо­бы заливки". Нам предлагается несколько вариантов заливки слайда: гради­ентная, текстурная или рисунок.

Градиент - это переход цвета или оттенков цвета.

Также здесь вы можете выбрать направление градиента - вертикальное, от центра или от угла.

Текстура - это покрытие повторяющимся элементом фона всей поверх­ности слайда.

Текстура для заливки слайдов используется крайне редко, но тем не ме­нее с ее помощью вы можете, например, создать фон под тетрадь в клетку.

В стандартном наборе представлены разные виды текстур для фона, но не все они могут быть использованы в учебной презентации. Подходящий фон также можно найти в Интернете.

На панели "Способы заливки" выберите вкладку "Текстура". Нажмите кнопку "Другая текстура" и выберите рисунок фона, предварительно скачанный из Интернета.

Рассмотрим тип заливки " Рисунок".

Во вкладках "Способы заливки" выберите "Рисунок". Нажмите в появив­шемся окне кнопку "Рисунок" и в своем компьютере выберите подходящую иллюстрацию для фона. Можно установить флажок в параметрах фона "Со­хранять пропорции рисунка".

Эта заливка создает фон в виде целого рисунка. Такой фон невозможно случайно сдвинуть. Он занимает всю поверхность слайда точно по размерам и как бы встроен в презентацию.

Обратите внимание: при переносе (копировании) слайда в новую презентацию фон не сохраняется.

Программа PowerPoint хороша тем, что предоставляет много возможностей для организации интерактивной работы на уроке при довольно несложном техническом воплощении задумки учителя. Это могут быть интерактивные игры, тесты, работа над ошибками.

Один из технологических приемов организации интерактивной работы на уроке - использование гиперссылок.

Гиперссылка - часть электронного документа, которая отсылает к дру­гому элементу (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, либо к другому объекту (файл, директория, приложение), распо­ложенному на локальном компьютере или в сети Интернет.

С помощью гиперссылок можно сделать презентацию нелинейной, т. е. переходить к любому слайду в соответствии с вашей логикой урока, например. с какого-либо слайда перейти в словарик для толкования непонятного слова в презентации и вернуться обратно, прямо на уроке выйти в Интернет, орга­низовать интерактивную игру.

Одной из простейших разновидностей гиперссылок являются управляю­ щие кнопки.

С их помощью можно:

Осуществлять переход к нужному вам слайду презентации;

Запускать аудиофайлы, видеофайлы, программы;

Открывать документы, которые находятся вне презентации.

Обратите внимание : перед присваиванием адреса ссылки необходи­мо поместить все нужные документы в одну папку с презентацией.

Инструкция по установке управляющих кнопок Шаг 1.

В нижней части окна приложения PowerPoint есть вкладка "Автофигуры". Нажмите на нее и выберите вкладку "Управляющие кнопки".

Шаг 2.

После выбора кнопки и установки ее на слайд появляется меню "Настрой­ка действия". С его помощью можно установить конечный адрес ссылки (т. е. куда приведет нажатие кнопки) - следующий, последний, первый или любой по выбору слайд; либо настроить запуск музыки или видео.


Создание интерактивных игр с помощью гиперссылок.

На основе гиперссылок можно создать игровое поле или титульный лист для интерактивных игр.

Игровое поле может быть с номерами вопросов (например, для викто­рины), с персонажами, предметами, щелкнув по которым, игрок переходит к заданию.

Инструкция по созданию игрового поля с помощью гиперссылок

Шаг 1.

Разместите на первом слайде необходимые объекты. Это могут быть геометрические фигуры с номером или текстом (названием) задания либо фигурки-картинки "игроков", предлагающих задания.

Шаг 2 .

Выделите объект и щелкните правой кнопкой. Выберите во вкладке строку Гиперссылка".

В появившейся вкладке нужно выбрать следующее:

· если игры собраны как отдельные файлы в одной общей папке: "Свя­зать с файлом, веб-страницей" - "Текущая папка" - "Название игры";

· если игры объединены в одну презентацию: "Место в документе" - первый слайд игры;

· если игра одна с градациями вопросов по темам и баллам: "Место в документе" - слайд с соответствующим номером.

Ш а г З.

На последнем слайде игры или на слайде с вопросом необходимо установить фигуру с гиперссылкой или управляющую кнопку для возврата на игровое поле.

Текстовые гиперссылки обычно имеют стандартный цвет используе­мого шаблона оформления презентации. Но иногда цвет выбранного вами фона может совпасть с цветом гиперссылки "по умолчанию". В такой ситуации необходимо внести изменения в шаблон презентации.


Откройте вкладку "Конструктор" (если сразу ее не видите, попробуйте создать пустой слайд).

Шаг 2.

Выберите вкладку "Цветовые схемы". Можно изменить (или выбрать) готовую цветовую схему, можно создать свою. Во втором случае нажмите ссылку "Изменить цветовые схемы".

ШагЗ.

Для этого выделите цветной квадратик рядом с нужным пунктом и на­жмите кнопку "Изменить цвет". Там же можно изменить и другие параметры слайда.

Шаг 4.

Сохраняем изменения.

Методика использования учебной презентации.

Учебная презентация может быть использована в преподавании всех учебных предметов, на уроке любого типа, на каждом этапе урока:

При объяснении нового материала (для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.);

Наглядной демонстрации процесса (построение диаграмм, таблиц, схем и т. д.), который невозможно или сложно показать с помощью плакатов или меловой/магнитной доски;

Презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: для сопровождения собственного доклада, как отчет о проведенных исследованиях в рамках деятельности по проекту;

Контроле знаний: индивидуальная/групповая работа с тестами и тренажерами.

Варианты использования презентаций в процессе преподавания различных школьных предметов .

Математика - демонстрация анимированных иллюстраций и моделей к задачам, цепочки и другие интерактивные задания для устного счета, интер­активные игры (например, на знание таблицы умножения), интерактивные плакаты. Такие возможности программы позволяют значительно сэкономить время урока за счет домашних заготовок: вместо длинных записей на доске - один щелчок мыши.

Русский язык - иллюстрирование правил русского языка , грамматиче­ских сказок, картинных словарных диктантов, фразеологизмов, репродукций картин к сочинениям, тесты на знание правописания, списывание с пропущен­ными орфограммами с последующей проверкой.

Литература -демонстрация портретов писателей, фактов их биогра­фии, иллюстрация эпизодов из произведений, составление плана, словар­ная работа, чистоговорки, скороговорки, проведение тестов и проверочных работ .

Природоведение, география, биология - демонстрация рисунков, фотографий явлений и объектов окружающего мира, анимированных схем и иллюстраций (например, круговорота воды или опыления), карт, в т. ч. интер­активных, цепи питания; использование кроссвордов, тестов.

История - демонстрация портретов исторических личностей, учебных картин и карт, использование динамических схем для установления причинно-следственных связей, проведение тестов и проверочных работ.

Физика, химия - наглядная демонстрация опытов и процессов, которые невозможно или сложно провести на практике.

Изобразительное искусство, технология - демонстрация портретов художников, репродукций, схем, последовательности выполнения рисунка или поделки, образцов изделий и этапов работы и т. д.

Варианты использования презентаций во внеурочной и внеклассной деятельности .

Работа с учащимися - тематические классные часы , коллективные и командные интеллектуальные игры в интерактивном режиме, иллюст­ративный и музыкальный материал к праздникам, проектная деятель­ность.

Работа с родителями - тематические родительские собрания, видео - и фотоотчеты, ознакомление родителей с особенностями выполнения домашних заданий и т. п.

Методическая работа - создание портфолио, обобщение опыта, вы­ступления на семинарах, методических объединениях, педагогических советах.

Оценить качество учебной презентации можно по критериям, приве­денным в приложении 1. Преподаватель должен знать санитарно-эпидемио­логические правила применения презентаций на уроке (приложение 2), технические требования к их оформлению (приложение 3), владеть мето­дическими приемами использования данного ресурса на уроке. Грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает эффективность образовательного процесса, взаимодействие педагога и учащихся, позво­ляет превратить учащегося из зрителя в активного участника учебного процесса.

Приложение 1

КРИТЕРИИ оценки качества учебной презентации

Инструкция. Определите качество представленной на уроке (внеклассном мероприятии) учебной презентации, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла - данный при­знак выражен хорошо, вписывается в общую концепцию урока (мероприятия); 2 балла - в основном присутствует, 1 балл - выражен слабо.

Учитель:___________________________________________

Предмет:___________________________________________

Тема урока (мероприятия):_________________________

Критерии оценивания

Целесообразность использования презентации на конкретном уроке, соответ­ствие заявленным целям и задачам

Работоспособность всех элементов презентации

Качество фото - и видеоматериалов, графических файлов презентации (чет­кость, размеры, количество, целесообразность использования, единый стиль графики на слайде)

Целесообразность использования анимации, спецэффектов (анимация заго­ловков, текста, рисунков, агрессивность видов анимации)

Целесообразность использования звукового сопровождения (звуки смены слайдов, озвучивание анимации объектов, музыка и другие звуковые эффекты)

Дизайн слайдов (целесообразное использование готовых шаблонов, коррект­ное расположение объектов на слайде - отсутствие наложений, соответствие размеров всех объектов, единый стиль оформления всех элементов слайда, цветовая гамма текста и фона, целесообразное использование гарнитуры и размера шрифтов)

Удобство навигации (наличие и целесообразность управляющих кнопок, гиперссылок, корректная смена слайдов)

Учет санитарно-гигиенических норм (продолжительность и условия работы уча­щихся с презентацией, соблюдение технических условий использования мульти­медийных материалов, соответствие оформления и дизайна нормам здоровье-сбережения - размер шрифта, контраст текста и фона, корректное использование цвета фона и текста, отсутствие пестроты и мелькания, четкость изображений)

Обработка результатов

Обработка результатов проводится путем простого математического подсчета суммы баллов по всем критериям. Для оценки уровня качества мультимедийной учебной пре­зентации используются следующие показатели:

17-24 балла - высокий уровень;

8-16 баллов - средний уровень;

м енее 8 баллов - низкий уровень.

Приложение 2

Санитарно- эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 " Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (извлечения)

<...> 2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТОО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице. <...>

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств о бучения

Классы

Длительность просмотра (мин)

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

В течение недели количество уроков с применением ТОО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилак­тических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте. <...>

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. <...>

Постановление Правительства РФ от 07.12.2009 307 " Об утверждении технического регламента о безопасности продукции , предназначенной для детей и подростков " (извлечения )

<...> 36. Требования безопасности предъявляются к электронным учебным изданиям.

Соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) - 3:1.

Для текстовой и (или) знаковой информации в электронном издании не допускается применять:

Узкое и (или) курсивное начертание гарнитуры шрифта;

Более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице;

Красный фон;

Движущиеся строки по горизонтали и вертикали.

Оформление электронных учебных изданий для общеобразовательных школ должно соответствовать требованиям согласно таблице. <...>

Требования , предъявляемые к оформлению электронных учебных изданий для общеобразовательных школ.

Объем текста единовременного прочтения (кол-во знаков, не более)

Кегль шрифта (пунктов)

Высота пропис­ной буквы (мм, не менее)

Длина строки (мм, не менее)

Группа шрифта

(примеры гарнитур)

Яркостные характеристики электронных страниц

Рубленые (Arial, Veranda и др.)

Яркость экрана -35-1 2Бкд/м2,

отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости не более ± 20%

Рубленые или с засечками (Georgia, Times New Roman и др.)

Рубленые

Рубленые или с засечками

Рубленые

<...> При использовании дисплея на электронно-лучевой трубке следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Оптимальными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне.

Количество электронных страниц с текстовой и (или) знаковой информацией в общем количестве электронных страниц (без учета видеоматериалов) не должно превышать:

20% - для детей младшего школьного возраста;

60% - для детей старшего школьного возраста. <...>

Триггер – одно из средств анимации в презентации Microsoft Office PowerPoint, позволяющее задать действие выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку. Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными.

Не допускается применение узкого или курсивного начертания гарнитуры шрифта