Типы интровертов. Описание социотипа “Есенин” (ИЭИ) Интуитивно этический интроверт есенин профессии

Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) - Есенин - воспринимает жизнь как поток разнообразных событий и изменений. Он отслеживает изменение своего внутреннего состояния в этом потоке. Способен видеть явления и события в динамике, предсказывать или фантазировать возможность их будущего развития, увидеть, как они переплетаются между собой и влияют друг на друга. Вольно обращается со временем, как со своим, так и чужим, считает, что у него "в запасе вечность", спокойно может откладывать дела.

Свою задачу в потоке событий, не всегда позитивных, Есенин видит в том, чтобы поддерживать хорошую эмоциональную атмосферу, умеет не унывать ни в каких ситуациях, надеется на хороший исход. Склонен скрывать свои тревоги и плохое настроение за мягкой улыбкой. Умеет гасить ссоры и сглаживать конфликтные ситуации в коллективе. Может наоборот, испортить всем настроение, если знает, что окружающие это терпеливо перенесут и примут.

Есенин уживчив в быту, никому не навязывается. Старается следить за своим внешним видом. В экстремальных ситуациях может терпеть сложные физические условия, боль. Внушаем по вопросам здоровья, под влиянием новомодных тенденций может придерживаться определенной диеты или системы лечения.

Есенин не умеет экономить деньги и грамотно распоряжаться финансами. Может потратить деньги на красивые, но бесполезные вещи (хотя для него именно в красоте и есть польза). Не любит, когда ему постоянно указывают что и как делать, в делах любит найти свой ритм и придерживаться его. Не любит сильно напрягаться во время работы. Боится выполнять работу, с которой до этого не сталкивался.

В людях Есенина привлекает их уверенность и сила, он умеет приспосабливаться к таким людям, не становясь жертвой их деспотизма. Без твердого руководства расслаблен и несобран, легко отвлекается и сбивается с правильного пути, легко поддается вредным привычкам. Длительно находясь в дискомфортных для себя условиях, может быть подчеркнуто грубым.

Любит четкость в понимании ситуации, хорошо продуманный план с ясной конечной целью. Нуждается в понятных схемах и технологиях. При этом жесткая дисциплина и мелочный контроль ему не подходит.

Есенин хорошо видит возможности и перспективы, но часто не использует их и потом жалеет об этом. Живет по принципу невмешательства во внутренний мир личности. К собственным способностям относится критически, боится оказаться бездарным и невостребованным. Нуждается в комплиментах и поощрении относительно своих способностей.

О своем отношении к людям Есенин не говорит, всегда старается показать его поступками, взглядом, присутствием, принятием. В коллективе чутко улавливает смену настроений у людей и малейшие изменения отношений, незаметно стремится их гармонизировать, не допустить конфликта. В деловых вопросах пользуется знакомствами и личным обаянием.

Установка сознания ведущего блока ИЭИ: главная ценность в мире — роскошные сады собственного воображения. С их помощью можно проникнуть в прошлое и будущее, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику происходящего ( - программная функция) и далее — эмоционально вдохновить людей на необходимые действия ( - реализация программы).

Описание действия функций сильных каналов (ведущий блок)

- программная функция. Интровертность интуиции ИЭИ говорит о том, что его сознание погружено в моделирование временных процессов. Он плывет, течет, струится во времени, легко уходя как вперед, так и назад. Но в отличие от ИЛИ (Бальзак, Критик) он — этик, и его поэтому меньше волнуют проблемы материального мира и производства, а больше — развитие во времени человеческих эмоций и отношений между людьми.

Перед его внутренним взором все находится в движении: дети — бегают, взрослые — работают, совершают какие-то поступки, реки текут, светила — перемещаются по небу… Для ИЭИ время — некая сущность. Его прожить — то же самое, как для другого сделать дело. Мечтатель и романтик, ИЭИ легко отрывается от реальности и уносится мыслью в страну грез, где он черпает и радость, и смысл существования. Имеет пристрастие к романам, фантастике, приключенческой литературе. Вместе с воображаемыми героями он участвует во всех их похождениях, сам подолгу любит предаваться мечтам. Мечты — как правило, о чем-то красивом, изящном: о кругосветном путешествии на комфортабельном лайнере с изысканной публикой на борту, о роскошном коттедже с камином и белым роялем, о прекрасной любви… Однако ИЭИ также умеет и предчувствовать назревание событий, уловить едва заметные флюиды настроений в обществе, их динамику. Он очень точно может почувствовать момент времени, когда настала пора действовать; особенно явно он ощущает приближение кризисных ситуаций и опасности, весьма тревожится по этому поводу ( - сильная функция). Он неплохо умеет уловить особенности людей (), их способности и возможности, тянется к таким людям (иногда — с целью их использовать). Но отношению к себе, к своим способностям и талантам у него есть внутреннее, часто тайное, убеждение, что он превосходит других людей в своем духовном аристократизме, считает себя принадлежащим к некой элите человечества, но, как правило, старается эту свою убежденность не демонстрировать. Интровертный характер интуиции в ведущем блоке затрудняет ему взгляд на себя со стороны, ему трудно проанализировать свои поступки, он склонен оправдывать себя во всем. Стремление уйти от реальности и трудность самооценки могут привести его к эгоцентризму, чрезмерной погруженности в свой мир.

- функция реализации программы. Уловив тенденции происходящего, ИЭИ старается эмоционально повлиять на окружающих, чтобы подтолкнуть их к соответствующим действиям. Умеет манипулировать настроениями людей, вызывать в них те или иные нужные ему реакции и чувства, но делает это не напором и нажимом, но уговором, а еще чаще — эмоциональным всплеском, который сигнализирует о том, что он просто погибнет, как хрупкое, тонкое, ранимое существо, если ему тут же не придут на помощь и не сделают то, о чем он просит! Самому же ему деловая активность дается трудно ( - КНС), поэтому он старается настроить на дело окружающих. ИЭИ легко воодушевляется при благоприятной обстановке, но его и очень легко обидеть: достаточно интонации, взгляда, чтобы повергнуть его в уныние на целый день. Если же он уверен в своей правоте, а те, кто его окружает, не реагируют на его сигналы о необходимых действиях, — его возмущение и эмоциональность могут достичь такой степени, что потом он долго не может успокоиться и будет продолжать с жаром доказывать всем свою позицию.

Любит оказаться в центре внимания, если окружающие ему хорошо знакомы. Умеет нужным образом себя вести — кому-то улыбнуться, вовремя поддержать чью-то реплику, быть учтивым и конформным. Если ИЭИ переживает приступ тоски и разочарования, а такое случается нередко, тогда он стремится к уединению. Когда же мрачные периоды заканчиваются — он опять пребывает в тревожно-радостном ожидании прекрасных изменений в жизни. Если ему повезло, и он оказался в атмосфере любви и понимания — раскрывается одно из лучших его качеств: умение сопереживать, оказывать моральную поддержку. Хорошо чувствуя настроение окружающих, он — будучи в светлом расположении духа — стремится улучшить его, готов проявить теплоту и сочувствие. Обладая высокой эмоциональностью, ИЭИ чутко отзывается на все виды искусства. Особенно он любит музыку и стихи, сам часто музицирует, посещает концерты, проявляет природный литературный дар.

Описание действия функций слабых каналов

- канал наименьшего сопротивления (КНС). Уход в область мечтаний и грез помогает ИЭИ спрятаться от реальности, которая подчас оказывается для него слишком грубой и жестокой. Его деловая активность совершенно непредсказуема, поскольку его работоспособность зависит исключительно от настроения: короткие вспышки-штурмы могут перемежаться периодами длительного бездействия. Как правило, он обладает низкой энергетикой, и поэтому ему трудно заставить себя работать. Присущая ему астения — быстрая утомляемость и низкая активность — часто компенсируется потребностью в длительном ночном сне. Именно поэтому он, без моральной поддержки и помощи, часто оказывается на более низкой социальной ступени, чем это соответствовало бы его способностям. При этом, общаясь с энергичными людьми, достигшими в жизни более высокого социального статуса, ИЭИ может им втайне завидовать, считая, что жизнь к нему несправедлива и, невольно пытаясь себя оправдать, ищет тех, на кого можно возложить вину за свои неудачи. Утешает себя также и тем, что его высокие моральные принципы, хрупкость и изысканность психики не позволяют ему действовать такими же методами, которые могут себе позволить другие. Этим он оправдывает свою пассивность, ставя себя морально выше тех, кто его окружает, психологически защищая, таким образом, свою болевую область. ИЭИ очень трудно взять на себя ответственность за все то, что с ним происходит. Он предпочитает ее возлагать на окружающих, особенно, если дела идут плохо. Рутинную работу ИЭИ не принимает ни в каком виде, старается всеми силами ее избежать или делает небрежно.

- нормативная функция. Во всем, что касается самочувствия, здоровья, внешнего вида, ИЭИ старается быть не хуже других, придерживаться тех же стандартов, которые существуют в обществе. Правда, следует отметить его прирожденную элегантность, умение выглядеть изысканным, одеваться с большим вкусом, даже если его финансовые возможности достаточно скромны. На это — не жаль ни времени, ни сил. Женщина-ИЭИ может опоздать на работу и на час, и на два, но появится с идеально выполненным макияжем, в элегантном платье с тщательно подобранными аксессуарами (больше отдавая предпочтение не ярким, а пастельным тонам одежды). ИЭИ трудно распределить свои финансы так, чтобы их на все хватило; он не устоит перед покупкой красивых и изящных вещей, даже если они не обладают утилитарными свойствами, а денег до получки не хватит; ему трудно задумываться о такой прозе, как деньги, если хочется побаловать себя чем-нибудь красивеньким и вкусненьким. ИЭИ не лидер, а всегда ведомый ( - суггестивная функция). Наиболее благоприятные условия для его активности — четкая регламентация деятельности, которая должна быть, по возможности, творческой. Ему трудно проявить инициативу, чаще он старается не выделяться из окружения, соответствовать нормам и принципам того общества, в котором живет.

ИЭИ на работе и дома

Сентиментальный и нерешительный, не любящий брать на себя ответственность не только за других, но и за самого себя, ИЭИ предпочитает не занимать руководящих должностей. Если все же судьба вынудит его быть начальником, ИЭИ может успешно справиться со стратегическими задачами, общается с подчиненными мягко, может использовать эмоции в качестве инструмента воздействия на подчиненных, сам требует к себе деликатного отношения. Лучше, если ему поручить руководство маленьким коллективом из нескольких человек.

Для ИЭИ любовь и семья имеют огромное значение в жизни. Он способен на глубокое чувство, может годами помнить о своей избраннице (избраннике), даже если она проявит к нему холодность. Часто он наделяет ее (его) в своих мечтах романтическими качествами, которых в реальности нет. В семье заниматься домашними делами ему нелегко, быт для него — враг номер один. Если от ИЭИ жестко и скрупулезно требовать выполнения домашних обязанностей, то кроме озлобленности ничего этим не добьешься; в такой ситуации он может даже спровоцировать домашних на скандал. Чтобы приемлемым для себя образом решить эту проблему, ИЭИ нередко манипулирует родственниками, демонстрируя свою беспомощность, чтобы избежать выполнения домашних дел и переложить это на других; с этой целью он легко находит болевые точки каждого и умело нажимает на них. Если это не удается — может неожиданно повести себя резко и грубо с близкими людьми, хотя с более далекими знакомыми он неизменно учтив и мягок. И только в исключительных случаях, если ИЭИ испытывает к своему супругу (супруге) чувство влюбленности, — ему хватит и сил, и энергии, чтобы нести на себе бремя домашних забот. Дома ИЭИ любит принимать гостей, старается красиво накрыть стол — для него это важнее, чем сама еда, так как застолье он рассматривает, главным образом, как способ приятного общения. Чем бы он ни занимался — во все старается внести элемент фантазии: прием гостей, преподавание, рукоделие… Но для себя ему это делать неинтересно. Живя один, ИЭИ может, например, вообще не готовить себе еду, а довольствоваться на обед банкой варенья (если она случайно есть в холодильнике) или подвернувшейся под руку сдобной булкой.

Интуитивно-этический интроверт рассказывает о себе, и другие — о нем

Я очень внушаемый человек. Особенно сильно это проявлялось в детстве. Помню случай, когда один мой друг показал мне испорченную батарейку и заявил, что это — бомба. Я поверила. Когда мне было 5 лет и случалось так, что я оставалась дома одна, — я забивалась в угол дивана, залезая на него с ногами. Сидела и тряслась от страха. В голове возникали кошмары. Когда кто-нибудь возвращался домой, я, пока не убеждалась воочию, что это кто-то свой, — не была уверена, что мои страхи кончились. Но приход папы я обычно чувствовала. За несколько минут до его появления у меня в голове возникал его образ, и я мысленно слышала его голос.

Этот рассказ хорошо иллюстрирует действие программной функции ИЭИ — интуиции времени. Внешнее событие для девочки — лишь толчок, чтобы заработала собственная фантазия, возникли образы, страхи, ужасы. Услужливое воображение легко превращает даже батарейку в бомбу.

Еще с малых лет, помню, я часто стояла у зеркала, разглядывала себя, свою одежду и старалась сделать так, чтобы понравиться окружающим. Очень боялась надевать что-то оригинальное, чего еще ни на ком не видела, часто при этом ссорилась с мамой, если она меня уговаривала надеть какую-нибудь новую вещь. Да и сейчас, если приходится надевать нечто с элементами экстравагантности, — чувствую себя неуверенно.

В этом отрывке весьма отчетливо описана конформность ИЭИ. По-видимому, в основе такой установки — суггестивная волевая сенсорика, которая заставляет ее обладательницу идти на поводу общественного мнения, ни в коем случае не выявлять собственную волю, быть ведомой, но никогда — ведущей.

Мне кажется, что детство мое прошло без особых происшествий. Конечно, бывали времена, когда у меня с родителями возникали разногласия. Тогда я, обиженная, забивалась в угол под столом и думала о том, что всем моим близким было бы. плохо, если бы я вдруг пропала или умерла, и как бы они потом жили без меня… После этого я выходила из своего убежища, чувствуя себя победителем. Но если человек обижал меня очень сильно, я просто с ним не разговаривала, считая, что общаться с ним — ниже моего достоинства.

Не помню точно, что произошло между мной и моей сестрой, но с ней я не разговаривала 3 месяца, причем на перемирие первой поила она, а не я.

Обратите внимание на последний абзац этого отрывка: ИЭИ, несмотря на свою видимую конформность, мириться первым не станет, ощущая себя в некотором роде представителем элиты, в отличие от других.

В детстве я охотно сходился со старшими ребятами, но вскоре они стали избегать меня, поскольку я слыл ябедой. Обижали они меня часто, а я, не умея скрыть обиду, все рассказывал родственникам. Часто я использовал свою обидчивость как способ вымогательства — за мое прощение обидчик мне что-нибудь давал.

Со школьных лет у меня осталось мало друзей, поскольку все они были задиристые, а я не любил драк. И все же я не оставался в стороне от сверстников — я хорошо учился, и за то, что давал списывать, мне несли игрушки и конфеты. Став старшеклассником, я, как мне кажется, до конца не вышел из детства: с увлечением вошел в «движение толкинистов". Многие называли меня сумасбродом, но мне до этого нет дела, просто это свойство моей натуры — из своего увлечения делать религию.

В первом абзаце этого рассказа довольно точно подмечено свойство характера ИЭИ — умение надавить на партнера своей беспомощностью и обидчивостью.

Учиться в начальных классах школы мне было очень трудно: получалось так, что я почему-то не слышала вопросов, которые задавала учительница. Она начинала меня стыдить, могла ударить журналом. Мне хотелось провалиться сквозь пол… Я не хотела учиться в школе. Если бы не мама, неизвестно, кем бы я выросла. Я не умею сосредоточиться и сейчас: вроде бы сижу и учу алгебру, но вдруг ловлю себя на мысли о том, что бы я купила, будь у меня деньги. Никогда не забуду первых дней в университете — это показалось мне невыносимым кошмаром. Чего только я не передумала за эти несколько дней! Мой вид так напугал маму, что она заставила меня пить разные отвары из трав и какие-то успокаивающие таблетки.

Это воспоминание принадлежит девушке явно выраженного интуитивного подтипа. Она глубоко интровертирована, вплоть до того, что может вообще не видеть и не слышать происходящего вокруг, находясь в плену своих интуитивных грез. Низкая энергетика — также довольно часто встречающееся свойство ИЭИ.

В общении с другими людьми я не стараюсь отстаивать свою точку зрения: напротив, стараюсь не спорить, внешне соглашаться с собеседником, хотя в душе могу быть и крупно не согласен. Если мне человек не нравится, я никогда не скажу ему об этом открыто, а стараюсь внешне относиться к нему спокойно и терпимо. В последнее время я стал замечать за собой способность предвидеть конфликтные ситуации. Часто иду на компромиссы, чтобы предотвратить конфликт.

Еще я заметил за собой, что, разговаривая с человеком, я полностью подстраиваюсь под него, и если не начинаю говорить его голосом, то говорю в его манере, сразу перестраиваю разговор на темы, близкие моему собеседнику.

Конформность действительно часто свойственна людям именно этого психотипа. По-видимому, это определяется суггестивной волевой сенсорикой ИЭИ. Такой человек не только не склонен проявлять свою собственную силу воли, но и предпочитает, чтобы кто-то другой им во всем руководил. Это позволяет ИЭИ не брать на себя ответственность не только за других, но и за себя.

Я постоянно мечтаю. Мечтаю, сидя на лекции, шагая по улице, стоя в очереди. Мечтать могу о чем угодно. Любой объект в поле моего зрения способен подтолкнуть мое мышление к самым невероятным мечтаниям. Бросив взгляд на красивую машину, я думаю: 4И у меня будет такая же!»; проходя мимо красивого дома, я воображаю себя его хозяйкой; увидев красивое платье — тотчас же представляю, как я появлюсь в нем в зале какого-нибудь сногсшибательного ресторана. Я никогда не могу оторваться от моего прошлого. Любую ситуацию я анализирую в связи с прошлым. Очень часто я вспоминаю о событии, которое как-то повлияло на мою жизнь. Вспоминаю все новые и новые подробности, выдумываю, что произошло бы, поступи я иначе… Обижаюсь я на -людей редко. Однако мамина реплика (после того, как я убралась в квартире): <Кто так убирает? Возле плинтуса не помыла, там надо было диван отодвинуть! Ковер можно было бы и вытряхнуть, а ты, как всегда, обошлась пылесосом! И вообще, как ты будешь жить? Всю жизнь в такой грязи?» — может вывести меня из себя, даже если до этого у меня было замечательное настроение. У меня на глаза наворачиваются слезы, я начинаю выкрикивать невразумительные оправдания и нелепые обвинения в мамин адрес: «Тебе никогда ничего не нравится, что бы я ни делала, тебя устраивает только то, что делаешь ты,..»

И снова перед нами проявления интровертной интуиции ИЭИ, хорошо описанные в двух первых абзацах. Что же касается деловой логики, то это область болевая (- КНС), поэтому любая критика деловых качеств может вызвать слезы у эмоционального ИЭИ.

Я не люблю много раз делать одно и то же. Мне всегда необходима новизна. Все мои действия пронизаны сомнениями, я легко иду на поводу у кого-либо, потому что не вполне уверен в себе, хотя и стараюсь этого не показывать. Все мои действия импульсивны, и свое поведение я меняю в связи с ситуацией, даже если это не вполне согласуется с моими более ранними планами.

Нередко я распыляюсь: начиная одновременно много дел, могу бросить их все сразу, хотя в этом случае у меня может резко упасть настроение, которое и так скачкообразно меняется… От настроения зависит и моя работоспособность. Я не в состоянии работать, когда у меня плохое настроение — в эти минуты все валится из рук. О роли любви в моей жизни нужно говорить особо: однажды на занятиях по английскому языку преподаватель задала нашей группе вопрос (на английском, конечно): «Что, по-вашему, является самым важным из понятий: профессия, Бог, любовь, семья, друзья?" Я был просто поражен, когда узнал, что из всей группы я один поставил любовь важнейшим понятием: все остальные называли — кто профессию, кто Бога, кто семью. Но что значат эти слова без любви? Для меня она — самое важное в мире, и до того момента я считал это естественным для каждого человека… В детстве, находясь в коллективе сверстников, я никогда не выделялся, был просто частицей общего целого, участвовал вместе с остальными во всех общих делах, и это меня устраивало. Роль «человека своей среды» мне очень нравилась. Любое повышенное внимание к моей персоне повергало меня в беспокойство, заставляло краснеть и становиться неловким, причем только в том случае, когда все вокруг смотрели на меня. В узком же кругу товарищей, хорошо и давно знакомых, я мог быть вполне раскованным. В тот период я старался всегда делать то, что делают все, поступать так, как все, но, стараясь не выделяться из общей массы, я тем не менее не терял своей индивидуальности. ..

Когда я был классе в 6-м, родители захотели перевести меня в физико-математическую школу. С этого времени у меня появились первые конфликты с родителями. Я ни за что не хотел соглашаться на их предложение. Становилось как-то не по себе при мысли, что придется покинуть моих товарищей, — даже становилось страшно. Из-за этого я не перешел и в параллельный класс, как это предлагали мне родители. Никак я не мог примириться с мыслью, что вокруг меня окажутся незнакомые люди, что придется заново устанавливать с ними какие-то отношения…

В приведенном выше рассказе мы встречаемся с большинством характерных особенностей ИЭИ. Довольно тягостным занятием для любого интуита является необходимость делать одно и то же (к рутинной работе гораздо спокойнее относятся сенсорики). Стремление идти на поводу у кого-то определяется суггестивностью волевой сенсорики ИЭИ. Это свойство его натуры мы уже неоднократно отмечали. А выделение любви среди других понятий, конечно же, характерно для этика. В конце повествования мы находим проявление интроверсии юноши — боязнь новых контактов.

Гости давно собрались, лязгая зубами — проголодались, ведь пришли прямо с работы, — заглядывают нетерпеливо на кухню, а хозяйка в это самое время с невозмутимым видом знай себе выкладывает «звездочки в салате…

Мой друг Т. — неисправимый романтик. С удовольствием читает сказки, фантастику. Он знает, что должно существовать «белое рыцарством — люди, которые всегда появляются там, где требуется помощь. Помогать и спасать — смысл их жизни… Среди своих друзей он очень хочет быть нужным. Тепло к ним относится, чувствует их настроение, понимает их и сам ждет от людей тепла. Любит и женское общество. У него много подружек, которые доверяют ему свои маленькие и не маленькие горести, и он, в свою очередь, обрушивает на них все, что у него на душе… Осенью мы часто слышали от него слова про "кровавый январь". Он очень боялся этого месяца, это над ним висело… В моменты. депрессии, которые к зиме стали практически нормальным его состоянием, эта мысль преследовала его, не давала ему покоя. Каждый раз, когда у Т. появляются деньги, он, по его собственным словам, уговаривает себя эти деньги потратить рационально, только на нужные вещи. Но, как это часто случается, нужность вещей — дело относительное, особенно, когда их нет. В результате деньги у него идут, например, на шампанское, причем, если Т. увидит шампанское, скажем, за 30 рублей, но знает, что в другом месте его продают за 20 рублей, — все равно он купит его, не торгуясь.

Светлый романизм — неотъемлемое качество ИЭИ, определяемое его ведущей функцией. Конец рассказа, конечно же, свидетельствует о слабой нормативной сенсорике. А вот упоминание о предчувствиях обсудим подробнее. Интуитивность в соционике отнюдь не означает способности точно прогнозировать события. Интровертная интуитивность, скорее, характеризует оторванность от жизненной конкретики, когда человека «уносит» во времени, и, соответственно, его прогноз совсем не обязательно сбывается, хотя и такое бывает.

Мой муж выкинул очередной номер. Он пошел за продуктами и решил купить мне цветы (заботливый, значит). Цветы стоили 40 рублей, он вытаскивает две сотни (он по одной не умеет), сразу отдает одну, ждет цветы и сдачу, предвкушая, естественно, мою радость. Бабушка-цветочница подала ему цветы, запихнула сотню в кошелек и стала отсчитывать сдачу — процедура несложная… Однако она, забыв, видимо, что мой благоверный уже отдал бумажку, отложила сдачу и сказала: «Давайте ваши деньги», намекая явственно на вторую сотню, которую мой благоверный почему-то все еще держал в руке. Он стал объяснять, от возмущения терпеливо (вообще говоря, он терпеливостью не отличается), что бабка крупно не права. Бабуля оказалась упорной. Тогда этот новоявленный «Есенин» швыряет цветы и уходит, сказав при этом пару нелестных слов в адрес бедной бабушки-склеротички. .. По мере того, как он рассказывал мне всю эту историю, мой гнев прошел, мне стало уже просто смешно. Бог с ними, с деньгами, лишь бы он успокоился, — вон, мечется по комнате… Видите ли, про него подумали, что он скупой и нечестный человек, мало того что подумали, еще и закричали об этом на весь "блошиный рынок"! Все. Успокоился, слава Богу. Занялся прической. Это у нас серьезная проблема, так же, как и морщинка на рубашке, и наглаженные штаны. Любит пофорсить! Что ж, натура…

Если во время учебы (например, во время сессии) ей что-то непонятно, а остальные это поняли, то она может бесповоротно расстроиться: "Да, глупая я, ничего не соображают, - и чуть не до слез, а виноватыми будут чувствовать себя все, кто при этом был. Кстати, экзамены сдавать, дожив до третьего курса, она так и не научилась. Одна из причин — абсолютное отсутствие напористости, я бы даже сказала, естественного для каждого студента чувства самосохранения. Она не станет выкручиваться на экзамене, «заговаривать лектору зубы»; взять наглостью или апломбом — не способна, ее даже упрашивают: «Девушка, ну попробуйте решить эту задачу!» — — «Нет, нет, я это все равно не решу, я все равно ничего не знаю, ставьте мне двойку… »

Ей казалось естественным и единственно возможным жить так, чтобы, мы все разделяли ее взгляды на жизнь. Априори считалось, что, если она ничего личного от нас не скрывает, то вправе требовать от нас того же. Более того, она считала, что ее долг — давать советы, наставлять, заменяя тем самым заботливых, но отсутствующих мам и тетушек. Помню довольно тяжелый разговор, темой которого были отношения с одним нашим общим знакомым. Понаслышке зная о его «сомнительной репутации», она рвалась уберечь меня от «ошибок», перемежая восклицания «Что у тебя с ним?» с благородным негодованием: «Как ты можешь!»

Обратите внимание на начало этого рассказа: умение ИЭИ так тонко «надавить» психологически на болевые точки соседей, что все чувствуют себя виноватыми: «Хрупкостью да по голове!» — как высказался однажды один из свидетелей подобной сцены.

Может быть, это покажется странным, но она всегда казалась мне немного сумасшедшей, не от мира сего. Она все время думает о чем-то, настолько оторванном от реальности, что я только диву даюсь. Мечты у нее — несбыточные, нереальные. То в сказку попасть, то в русалку превратиться. .. Причем от обиды, что все это невозможно, она едва не плачет! Это, конечно, неплохо, я тоже мечтала когда-то найти шапку-невидимку, но ведь кроме таких сказочек у человека должны быть и серьезные мечты, планы о своем реальном будущем. А они у нее начисто отсутствуют. Например, когда мы заканчивали 11-й класс, я как-то раз спросила ее о том, куда бы ей хотелось поступить после школы. Она мне ответила: «Не знаю, еще не думала». И это в конце 11-го класса! А затем, совершенно серьезно глядя мне в глаза, она сказала: «Знаешь, ты — моя лучшая подруга, куда ты, туда и я». Я опешила и сначала даже не знала, что на это ответить, затем сказала, что я — то знаю, зачем хочу учиться в университете, а она, кажется, нет. Она на меня обиделась и заявила, что я больше не хочу с ней дружить, поэтому специально ее обижаю. Мне тогда стоило большого труда убедить ее в обратном. Она всегда витала в облаках. Идет урок, а она мне шепчет: «Дай мне листок». Я удивляюсь, но листок ей даю. Она его берет и быстро что-то пишет. После урока показывает мне песенку или стишок. Зато потом весь день будет у меня выспрашивать о теме урока, а если ее упрекнуть, то скажет: «Ну, что я могу сделать? Меня вдохновение посетило!»

У нее есть парень, он очень заботливо к ней относится. На днях я встретила его на улице, он у меня спрашивает: «Слушай, ты не знаешь, где . можно найти книги по теме…?» Я вспомнила, что у нашей общей подруги есть эти книги, и предложила ему сходить к ней, она наверняка подберет все, что нужно. Он рассмеялся и сказал: «Разве с ней можно серьезно разговаривать? Она опять все на шутку сведет.

В прошлый раз я у нее спросил одну книгу, она начала ее искать, но тут ей стали попадаться ее любимые книги. То ту достанет, то эту, то стихи читать начнет, так все время и прошло… Нет уж, схожу-ка я лучше в библиотеку!» — он еще раз засмеялся и махнул рукой.

ТЕХНОЛОГИИ
Деловая логика

БОЛЕВАЯ СПОСОБНОСТЬ

Рассеян. Изначально не умеет действовать рационально, выделять первостепенное, вести деловые переговоры, оформлять документацию, вести бухгалтерию, оптимизировать механические и экономические процессы, заниматься строительством, ремонтом, тяжелым ручным трудом. Трудно заниматься рутинной, шаблонной деятельностью, следовать графику и запланированной последовательности действий. Человек с проблемной Деловой логикой склонен больше других переживать о финансовых вопросах, не умеет назначать и отстаивать стоимость услуг и товаров.

В чем плюс: слабая Деловая Логика не препятствует развитию Этики Отношений, это дает проявиться эмпатии, чувствительности и умению разбираться в людях

Данный социотип использует свою Болевую способность, опираясь исключительно на свой личный опыт. Но в отличие от Суггестивной способности, Болевая сфера не вызывает никакого интереса или энтузиазма при соприкосновении с ней. Хочется попросту обойтись без неё, или чтобы кто-нибудь решил проблемы в данной сфере без твоего участия

ПОРЯДОК
Структурная логика

АКТИВАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ

С трудом дается установление причинно-следственных связей, построение логичных алгоритмов и схем, создание графиков и таблиц. Системы со множеством элементов вводят в ступор – трудно учитывать одновременное воздействие разных факторов. В общении человек с проблемной Структурной логикой склонен неожиданно перепрыгивать с одной темы на другую, ему трудно удержаться в едином русле размышлений, планировать и следовать планам.

В чем плюс: слабая Структурная Логика не препятствует развитию Этики Эмоций, это дает проявиться экспрессии, эмоциональной живости и умению создавать легкую атмосферу

Данный социотип использует свою Активационную способность, опираясь на общепринятые нормы поведения и традиционные способы реакции. Творчество и находчивость в этой сфере проявить очень трудно – проще «подсмотреть» и скопировать чужое поведение

СИЛА
Волевая сенсорика

СУГГЕСТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Трудно, проявлять решительность и другие волевые качества, сноровку и быструю реакцию, в общении сложно отличить незначительную претензию от агрессивного вызова и оказать соразмерный отпор. Люди с проблемной Волевой Сенсорикой почти никогда не выглядят «круто», властно, внушительно, вызывающе или агрессивно. Им трудно своевременно оценивать окружающее пространство и попадающие в поле зрения объекты

В чем плюс: слабая Волевая Сенсорика не препятствует развитию Интуиции Времени, что дает проявиться дальновидности, фантазии, умению предвидеть события в долгосрочной перспективе

Данный социотип использует свою Суггестивную способность, опираясь исключительно на свой личный опыт. В этой сфере трудно учиться на чужом примере. Когда приходится проявлять эту способность самостоятельно – добиться качественного успеха и оценить результаты становится довольно трудно. Тем не менее, эта способность Суггестивная, а значит ее хочется развить или, хотя бы получить от другого человека. В частности, от дуала. Люди с развитой Суггестивной способностью вызывают восхищение

Данный социотип использует свою Ролевую способность, опираясь на общепринятые нормы поведения и традиционные способы реакции. Творчество и находчивость в этой сфере проявить очень трудно – проще «подсмотреть» и скопировать чужое поведение

Иррациональность . Берется за все с энтузиазмом, но если не получается сразу, то с большим трудом доводит до конца.

Интровертность . Скромный, иногда застенчив, погруженный в себя, но это - проявление внутренних переживаний для других, а не замкнутость в самом себе. Считает, что незнание внутреннего мира друг друга разъединяет людей. Привязан к своему кругу друзей и близких, очень доверчив. Держится в тени, но рад, когда его там заметят. Избегает брать на себя ответственность, свое решение подкрепляет мнением других. Социотип Есенин подвержен рефлексии. Сторонник индивидуализма.

1. Интуиция времени

Мечтательный романтик, скорее склонен к размышлениям, чем к действию. Противник механицизма, железного графика и режима, теперешнее слабо волнует, "мелочи" выпускаются из виду. Считает, что в жизни нет такого, ради чего стоит спешить. Способен кого угодно вывести из равновесия своим презрением времени и регламента. Это как-то связано с его представлением о судьбе: если не успею до этого витка спирали событий, то к следующему: все равно, чему быть - того не миновать. Живет эмоциональным духом времени. Следует модным тенденциям. Ценит историю. История для него - это история искусства.

2. Этика поведения

Приветливый, покладистый, понимает чувства другого и не скрывает собственных. Эмоции проявляет не тогда, когда у другого "переполнилась чаша", а когда сам посчитает нужным. Подход к эмоциям творческий: например, ярость может считать при определенных обстоятельствах этичной, а сдержанность - неэтичной. Свойствены увлеченность и прекраснодушие. Социотип Есенин терпим к людям и их слабостям. Фальшь чувствует мгновенно, периодически нуждается в конфликтах и ​​может иметь репутацию скандалиста. Обожает общение с художниками, поэтами, богемой и т.д.

3. Сенсорика ощущений

Призывает к естественности, раскованности, близости к природе, больше по душе поэзия полей и лесов, чем геометрия городских кварталов. Элегантный, выглядит уравновешенным и подтянутым. Ярко выраженное стремление к прекрасному: стихи, живопись, изысканные безделушки. Сам изящен. О качестве предметов узнает из информационных источников.

4. Логика деловая

Социотип Есенин творческая натура, не выносит серости и стандартов, поэтому в плену иллюзий "легкой" жизни: ему трудно заниматься ежедневными неинтересными делами, которые носят материальный характер. Трудно обрабатывает информацию относительно прямой деловой активности. Поведение не всегда логично, ибо зависит от настроения. Стремится в первую очередь реализовать желание, которое может не совпадать с логикой дела. В его идеях есть изящество, но они редко имеют практическую ценность. Нуждается в поддержке и направлении, помощи в хозяйственных делах. Не умеет обращаться с деньгами.

5. Сенсорика волевая

Любит, чтобы его идеи воплощал кто-то другой. Достаточно непрактичен, позволяет другим себя опекать. Есть что дать взамен в сфере духовной - ему нужны люди увлеченные, страстные, которые захватили бы и его - с такими работает продуктивно. Нерешительный. Сильный человек с твердой линией рядом мог бы помочь.

6. Логика структурная

Аргументам не хватает убедительности, может лишь исповедовать и увещать. Гипотезы не интересуют. Социотип Есенин хочет овладеть абстрактными теориями, выискивает предметы, чтобы применить их в деятельности. Позволяет себе невнимание к логике, может проявлять неоправданную беззаботность в деловой сфере. Активизирует удобный логический порядок дел, механизмы достижения практического результата. Чтобы мог эффективно работать, нужно все последовательно и подробно объяснять.

7. Интуиция возможностей

Видит возможности и способности людей, умеет их использовать. Чувствует перспективность идеи. Может помочь в разрешении конфликта, точно знает, к чему приведут те или иные отношения. Распознает в людях добро и зло. Замечает альтернативы и упущения новых начинаний, драматичность ситуации. Суждения принимают форму предположений, пророчеств. Интересуется темами, связанными с загадочными явлениями, постоянно готов к неприятностям. Социотип Есенин фантазирует, занимается не тем, что выгодно, а тем, что интересно. Мистик, имеет дар символизма, бывает суеверным, верит в приметы, невероятные явления.

8. Этика эмоций

Чувствует ответственность за настроение своих близких, их жизненный тонус, использует свое тонкое чувство юмора, чтобы расшевелить, взбудоражить людей. По большому счету - мечтает внести гармонию в общество. В отношениях требует определенности, слова значат больше, чем дела. Чувствительный к хамству, грубости, обижается. Мстительный - не успокоится, пока при случае не «отблагодарит» острым словом или делом. Социотип Есенин враждует с теми, кого не удалось привлечь к себе. Выделяет людей интересных, может их тихо боготворить. В экстремальных условиях его оружие - умение продемонстрировать свое отношение к событию, показать его смешные стороны, отсюда - чувство юмора и прозрачная улыбка в острые моменты.

Описание по функциям

1. Т — интуиция времени

В своем поведении руководствуется интуитивными предчувствиями. Благодаря этому качеству способен выжить в самой трудной обстановке, так как быстро различает искусственность, фальшь, лицемерие, деградацию. Свободно распоряжается как своим, так и чужим временем. Всегда поступает так, как будто у него есть запас времени. Многое откладывает на завтра. Большой мечтатель и лирическая натура. Картины, которые ему рисует воображение, светлые и яркие, гораздо привлекательнее, чем будничная жизнь. Верит в хорошее будущее. Успокаивает людей, вселяя в них надежду фразами о скорых переменах к лучшему. Не сосредоточивает свое внимание на ошибках прошлого.

2. Е — этика эмоций

Хорошо разбирается в закономерностях эмоциональной жизни людей. Умеет в нужный момент, когда человек находится в хорошем расположении духа, обратиться с просьбой, так что ему трудно отказать. Тонко реагирует на смешное в жизни. Любит юмор. Шутит, дурачится, тормошит близких людей, вызывая у них положительные эмоции разными способами. Миролюбив. Не переносит ссор между близкими людьми. Легко идет на примирение, с готовностью принося себя в жертву ради погашения конфликта. Внутренне тревожен. Много переживает, но прячет волнение и плохое настроение за мягкой улыбкой.

3. S — сенсорика ощущений

Много усилий уделяет внешнему виду. Умеет элегантно, со вкусом одеться. Грациозен, радует глаз эстетическими движениями. Никому не навязывается. Прикладывает усилия к тому, чтобы максимально вписаться в привычки и вкусы людей. Очень уживчив. Людям жалуется на здоровье, плохую заботу о себе, безразличие. Однако в экстремальных ситуациях собирается и подавляет боль. Приобретает уверенность и силу в обстановке комфорта и привычном кругу знакомых. В этом случае позволяет себе и покомандовать.

4. Р — деловая логика

Не умеет экономить деньги, вести строгий учет финансов. Тратится на красивые, с его точки зрения, но не всегда полезные вещи. Если попадает в финансовые затруднения, знает, к кому обратиться за помощью. В таких случаях найдет, что продать последнее. Долговременные отношения у него нередко сочетаются с прагматическим расчетом. Браки по расчету у него оказываются прочнее, чем союз по любви. Плохо складываются отношения с теми, кто заставляет его трудиться, работать в не свойственном ему ритме. Надеется на снисхождение, поблажки, перекуры во время тяжелой работы.

5. F — силовая сенсорика

Уживается с людьми сильными и решительными, уверенными в себе. Однако не допустит, чтобы дело дошло до деспотизма. Открыто заявит о примитивности тупой силы. Хорошо чувствует, какую силу приложить, чтобы добиться своего. Однако сам решается на силовые методы лишь тогда, когда чувствует физическую угрозу себе или своим близким. Если пребывает в дискомфортных состояниях постоянно, то начинает вести себя подчеркнуто грубо и вызывающе. Делает это с целью скрыть свой мягкий, виктимный характер. Без твердого руководства расслаблен и несобран до безалаберности. Его легко сбить с правильного пути, соблазнить чем-либо, обещающим приятные ощущения. Легко вырабатываются вредные привычки, избавить от которых его можно только силой.

6. L — структурная логика

Когда нет четкости и однозначности в понимании ситуации, У него портится настроение, наступает растерянность. Хаос, неорганизованность, отсутствие опоры повергают его в уныние. Действует с энтузиазмом, когда опирается на продуманный, логически выверенный план с четкой конечной целью. Очень нуждается в схемах и технологиях. В экстремальных ситуациях становится хладнокровным. Мысль работает четче, легче принимаются обоснованные решения. Ему сильно портит настроение зарегламентированность и мелочный контроль. Постоянная твердая дисциплина не для него.

7. I — интуиция возможностей

Жизненные ценности и идеалы — одна из его уязвимых точек. Очень переживает, если время проходит, а компромиссы и уступки затягиваются, не находят разрешения. Не терпит притеснений, нивелирования способностей, как своих собственных, так и окружающих его людей. Живет по принципу невмешательства во внутренний мир личности. Хотя мог бы дать ценный совет по раскрытию способностей, если к нему обратиться. К собственным способностям относится весьма критически, часто занижает их. Боится остаться бездарным, невостребованным. Нуждается в комплиментах и поощрении. Хорошо отбирает из имеющихся идей наиболее перспективную. Всегда ищет себе такое занятие, которое соответствовало бы его идеалу служения людям.

8. R- этика отношений

Свое отношение подкрепляет делом. Для тех, кого любит, может сделать многое. Предприимчив, если чувствует, что завоевывает симпатии окружающих. Стабильно выполняет текущие обязанности лишь в коллективе с установившейся системой межличностных отношений. Предупреждает, что личная вражда и разногласия приведут к краху дела. Все делает для того, чтобы деловые отношения сопровождались и благоприятными неформальными связями. Вносит в рабочий коллектив гармонизирующее начало. Уговаривая людей, управляет отношениями таким образом, чтобы дело повернулось в выгодную для него сторону. Удачно пользуется знакомствами и личным обаянием.

Внешние признаки

Самая характерная особенность, позволяющая с уверенностью предположить, что человек относится к данному социотипу, — элегантный внешний вид. ИЭИ очень тонко чувствует гармонию. Чувство композиции позволяет ему одеваться порой весьма изысканно. Прекрасно подбирает предметы туалета. Иногда выглядит как настоящий франт. Это касается как женщин, так и мужчин. Вторая особенность касается походки и фигуры. Фигуры у ИЭИ встречаются как худые, так и полные, причем чем более развит интуитивный компонент, тем сильнее выражена склонность к полноте. Но не зависимо от фигуры очень хорошо владеет своим телом, походка часто бывает грациозная, порой даже вычурная, с вышагиванием. Более эмоциональный вариант ИЭИ легко узнаваем по оживленной жестикуляции. Для него характерен жест рукой от себя в сторону с разворачиванием ладони. Глаза — смеющиеся, узкие. У более интуитивного варианта — широкие, любопытные. Во время разговора иногда имеет склонность заглядывать в глаза собеседнику, а также брать его за руку.

Манера общения

В общении самый главный признак, надежно, свидетельствующий о принадлежности человека к данному социотипу, — тревожная, несколько застенчивая улыбка, которая появляется у него во время волнения или когда о нем заходит разговор в его присутствии. Интересуясь всем необычным, оригинальным, имеет склонность к милой болтовне о разного рода интересных пустяках. Его внимание порой бывает трудно сосредоточить на главном. Сбивает общую линию беседы, неожиданно задавая вопросы не по теме. Любит интересные или просто смешные истории. Вспоминает смешные эпизоды из своей жизни. В разговоре порой ломается и кокетничает, оттягивая окончательный ответ, хотя для себя уже все решил. Склонен давать пустые обещания. Всегда находит элементарные оправдания своей необязательности типа: «хотел, но не смог», «так сложились обстоятельства» и т.п. Любит говорить о своей непрактичности. Но при этом умеет неплохо провернуть коммерческие дела. Гибок и изворотлив, это помогает ему долго удерживаться на своем посту. Неплохо руководит за счет того, что умеет подбирать себе надежных заместителей. Расстроившихся, растерянных людей успокаивает, говоря о том, что еще не все потеряно, что все еще впереди и т.п.

Особенности поведения

Наблюдая ИЭИ в течении некоторого времени, легко заметить такую его особенность, как контраст между поведением на людях, в незнакомой компании и среди своих близких, в том числе дома. На людях ИЭИ ведет себя всегда мягко, воспитанно, не позволяя себе никакой грубости или даже неучтивости. Но в своем кругу, среди близких людей может себя вести порой даже развязно. Любит подурачиться, создавать необычные ситуации. Тормошит людей, чтобы вызвать у них положительные эмоции. Дома бывает очень капризен, упрямо добивается своего, устраивая рыдания, слезы, даже скандалы. Эти эмоциональные всплески быстро проходят, не задевая его глубоко. Эмоции очень гибкие, включаются и выключаются сознательно. В обращении с деньгами расточителен, не может себе отказать в чем-либо, поэтому влезает в долги, если собственных средств не хватает. Любит красивую, «салонную» жизнь, поэтому выдвигает большие запросы. Склонен к бракам по расчету. Жалуется на плохую жизнь, страдания. Любит, чтобы его лечили, ухаживали за ним, выслушивали жалобы о плохом самочувствии и т.п. Накапливает их в себе, чтобы потом при подходящем случае высказать все сразу.

Рекомендации

Ваша сильная сторона — развитое интуитивное предчувствие, которое позволяет Вам извлекать уроки из ошибок прошлого, чтобы обезопасить свое будущее.

Будущее Вы представляете себе оптимистически. Вы — мечтательная, романтическая натура. Вам по душе красота в искусстве и в жизни. Ваша творческая натура не выносит серости и стандарта. В любое дело Вы вносите элементы изящества и оригинальности.

Вы хорошо разбираетесь в настроениях людей, обладаете тонким чувством юмора, умеете с его помощью улучшить настроение себе и своим близким. Вы обладаете богатым миром разнообразных чувств и во многом зависите от нюансов своего душевного состояния. Вы способны на возвышенные чувства и склонны идеализировать людей. В окружающий мир Вы вносите праздничность и возвышенность.

Ваша главная проблема состоит в том, что Вам трудно постоянно заставлять себя заниматься повседневными, неинтересными делами, которые носят сугубо материальный характер. У Вас не получается экономного ведения хозяйства, Вам порой трудно устоять перед соблазном приобретения красивых вещей, стоимость которых выходит за пределы Вашего бюджета. Следите за тем, чтобы не тратить деньги на ненужные безделушки: Вы подвергаетесь риску пострадать в финансовом отношении.

Проявляйте больше сдержанности в тратах, чтобы не поставить себя в унизительное положение, когда Вам приходится рассчитываться с долгами самыми разными способами, вплоть до продажи вещей. Не идите на поводу у своих честолюбивых устремлений и иллюзий в отношении «легкой» жизни, не подчиняйте им соображения этики и морали, чтобы избавиться от повседневных забот. Пусть Ваши искренние чувства подскажут Вам правильный выбор между материальным и духовным аспектами жизни.

Другая Ваша проблема состоит в том, что Вы не склонны долго скрывать от окружающих свои переживания и физические недуги. Этим Вы можете утомить людей и вызвать у них недоверие к искренности Ваших переживаний. Воздерживайтесь от излишних претензий к окружающим и жалоб на отсутствие должной заботы по отношению к Вам. Чтобы заслужить внимание близких, старайтесь умерить некоторую капризность в Вашем характере.

Проявляйте больше великодушия и деятельной заботы о людях. Старайтесь заслужить хорошее отношение к себе трудолюбием и активным участием в общих делах и ни в коем случае не давайте пустых обещаний. Не проводите свободное время в мечтаниях, бесплодных эмоциональных беседах и тайных переживаниях. Если Вы большую часть свободного времени посвятите реальному делу, то Ваши шансы преуспеть в жизни значительно возрастут.

Описания типа личности по Вайсбанду

Есенин (лирик, романтик) (INFP, ИЭИ, ?-4-4)

1. Несколько мечтательный романтик, человек скорее размышления, чем действия. Индивидуалист. Настоящее его вообще волнует слабо, его вдохновляют блестящие перспективы светлых городов, которые, вероятно, когда-либо будут построены. Достаточно эмоционален, хорошо понимает чувства другого и не скрывает собственные. Но его эмоциональность постоянно немного неполная, с довольно явно выраженными элементами ожидающего наблюдения. Эмоции проявляет не тогда, когда у другого бы «переполнилась чаша», а когда он сам посчитает нужным. Подход к эмоциям очень творческий: например, ярость может считать этичной, а сдержанность неэтичной.

2. Влюбчив. Другого среди серой массы для него выделяет сила, целеустремленность, интеллект. Несомненно, если эта сила поддается его эмоциональной экспансии. Очень терпим к людям, понимает их и старается прощать им слабости.

3. Улыбка Тутанхамона. В экстремальных условиях его оружие — умение демонстрировать свое отношение к происходящему, показать его смешные стороны. Отсюда тонкое чувство юмора (Джером К.Джером) и очень характерная прозрачная улыбка в острые моменты. Улыбка теплая, согревающая и возбуждающая. Улыбка, чаще всего, признак тревожности. Такая вот улыбка была у Гагарина — первого космонавта. Назначение этой улыбки — поднять боевой дух, взбудоражить партнера.

4. Элегантный. Выглядит уравновешенным и подтянутым. Широко открытые глаза практически никогда не зажмуриваются. Брови, как правило, дугообразны, без склонности опускаться. Элегантность на каждый день, а не по праздникам. Редко увидишь его в неизящной позе, его интонации изысканы. Пластика движений и ритм. Тем удивительнее две вещи: он не обращает особого внимания на элегантность других; в его квартире царит хаос и вещи, и люди, попавшие в его дом, должны сами найти для себя место. Или кто-то должен это место подсказать.

5. Меценат. Борец за эмоциональное раскрепощение людей. Чувствует ответственность за настроение своих близких, их жизненный тонус. Использует свое тонкое чувство юмора, чтобы расшевелить, растормошить людей. В компании оглядывает собравшихся не для того, чтобы определить, как кто одет, а чтобы увидеть, как кто себя чувствует.(Это именно то, что следует пересказать и другим). По большому счету — он мечтает внести гармонию в общество. История для него — это история искусства. Ярко выраженное влечение к красивому: стихи, живопись, изящные безделушки. Сам старается быть изящным. Обожает общаться с художниками, поэтами, богемой и вообще с экзотичными людьми.

Описания типа личности по Т. Прокофьевой и М. Кузьминой

Есенин (лирик, романтик) (INFP, ИЭИ, ?-4-4)

Интуитивно-этического интроверта (ИЭИ) можно охарактеризовать как фантазера и мечтателя. Воспоминания о будущем и думы о прошлом занимают мысли ИЭИ. Представители данного типа любят полежать на диване с книжечкой в руках или съездить за город и воссоединиться с природой. Правда, природа коварная штука, может преподнести катаклизмы в виде снега, дождя и ветра. Поэтому, подобные мероприятия ИЭИ в основном проводит в собственном воображении. Сильная интуиция времени (первый канал) дает данному типу склонность к мистике и суевериям. ИЭИ верят в вещие сны и приметы. Этика эмоций (творческая функция) помогает им подстраиваться к незримым чувствам собеседника, уловить тонкие стремления чужой души.

К сожалению, творческую функцию люди не всегда способны употребить во благо. Порой встречаются ИЭИ с гипертрофированной этикой эмоций, проще говоря, эмоционально распущенные. Вместо того чтобы согревать внутренним теплом, начинают манипулировать людьми и становятся капризным. В экзальтированном порыве ИЭИ может закатить истерику, потому что “все не так” и “ничего не складывается” (сенсорика ощущений и логика действий — слабые функции). Одним словом, представитель данного типа не создан для трудностей. Под воздействием интуиции времени он способен погрязнуть в мире иллюзий, грез и фантазий. Он вряд ли доведет до логического конца долгосрочное дело. ИЭИ могут годами делать ремонт в квартире или, начав утром перестановку мебели, бросить это занятие уже к обеду.

Описания типа личности по Панченко

Есенин (лирик, романтик) (INFP, ИЭИ, ?-4-4)

Интуиция времени, как сильная функция, позволяет этому типу прекрасно ориентироваться в потоке времени, как текущего, как и исторического. Выдвигать идеи, которые консолидируют группу, нацию. Этика эмоций, являясь творческой функцией, позволяет ему очень тонко манипулировать эмоциями, как своими, так и окружающих. Успешно раскрывает внутренний мир другого человека, пользуясь созданием ностальгически драматической атмосферы. Ролевая функция — сенсорика ощущений. Любит демонстрировать свой эстетический вкус. Делает потуги к созданию вокруг себя бытового комфорта. Любит покапризничать, пожаловаться на плохое самочувствие. Гипертрофированно восхищается красотой природы, искусства. Болевая функция — логика действий. Не выносит упреков в неорганизованности, разболтанности, недисциплинированности и богемности. Внушаем по волевой сенсорике. Любит сильную руку. Страдает по отсутствию твердой руки в государстве. По шестой функции (логика отношений) нуждается в абстрактно-логическом обосновании его поступков и выдаваемых ему указаний. Седьмая функция — интуиция возможностей. Спокойно относится к выражению и обсуждению способностей, возможностей, перспектив, если это не противоречит его интуитивно-эмоциональному видению ситуации. Восьмая функция — этика отношений. Дает мягкие, иногда беспринципные советы по налаживанию межличностных отношений.

Описания типа личности по Пятницкому

Есенин (лирик, романтик) (INFP, ИЭИ, ?-4-4)

ЭГО. Ощущает мир как вечно текущий процесс постоянных событий и изменений, которые часто наполняет глубоким значением. Особенно склонен отмечать события, носящие всеобщий, судьбоносный характер. Может точно оценить перспективу и развитие событий, учитывая как общие тенденции, так и особенности ситуации.

В ситуациях, которые могут привести к ухудшению эмоциональной атмосферы, угнетенному состоянию всеми способами пытается предотвратить, это ухудшение. Для этого, как противоядие, создает себе и близким хорошее настроение.

Основной девиз » не унывать даже в самых трудных ситуациях.

Супер-ЭГО. Способы устранения дискомфорта, создания удобства, понимание эстетики форм и пропорций на основе усвоенных знаний. Знания эти либо приобретаются в процессе образования, либо заимствуются у авторитетных лиц. Ему трудно создать эстетический продукт, который соответствовал бы требованиям ситуации.

Подходы к конкретной практической деятельности своеобразны и не всегда соотносятся с общепринятыми приемами. Сам этой неадекватности не способен увидеть, так же ему трудно с уверенностью сопоставить свои способы работы с тем как ее делают другие. Неприятна критика практичности, деловых качеств, выбора способа и инструментов работы.

Супер-ИД. Привлекает информация о силовой стороне жизни, а особенно конкретные приемы защиты своего жизненного пространства, своих интересов. Чувствует нехватку навыков и информации по способам защиты и проявления влияния.

Претендует на должную оценку своей способности к анализу, умению обобщенно мыслить. Нуждается в оценке этого умения.

Неосознанно активизируется при необходимости задействовать аналитические, логические способности, особенно если это ведет к укреплению его влияния.

ИД. Имеет жизненные наработки распознавания конкретной сути вещей и явлений. В разных ситуациях справляется с задачами, требующими выбора между несколькими возможностями, видения позитивных качеств людей или явлений. Широко и гибко пользуется врожденным умением налаживать и поддерживать отношения. Проблемы отношений решает походя, особо не уделяя внимания.

Описания типа личности по Слинько

Превосходно чувствует время и свободно с ним обращается. Видит противоречивость развития событий что заставляет его быть сомневающимся. Легко «путешествует» во времени, постоянно размышляет о прошлом, полном воспоминаний, и о неясном будущем. Обладает предчувствием, любит предсказывать.

Тревожен, впечатлителен, сентиментален. Эмоции проявляет в широком диапазоне: от спокойствия, граничащего с отрешенностью, до интенсивного эмоционального напора. Чутко улавливает перемены в настроении людей.

Старается проявить перед окружающими эстетизм, художественный вкус. Одевается, как правило, элегантно, в романтическом стиле. Многословно восхищается красотой, украшает свой быт произведениями природы или искусства.

Испытывает неуверенность в вопросах деловой целесообразности. Неадекватно оценивает полезность вещи, а также ее стоимость. Тяготится деятельностью в сфере финансов, экономики, технологии. Склонен к «богемному» образу жизни.

Симпатизирует людям волевым, решительным. Будучи сам человеком мягкой натуры, благосклонно воспринимает строгий стиль обращения. Охотно выслушивает советы о необходимости концентрировать усилия.

Критерием оценки явлений считает логическую убедительность. Люди, отличающиеся четкостью умозаключений, мобилизуют его, стимулируют его к деятельности.

Мечтатель очень мало приспособлен к конкретике жизни, не говоря уже о жизни экономической. Это -самый «экономически слабый» тип, которому не находится места ни в сфере материального производства, ни в большинстве остальных отраслей общественного хозяйства.

Правда, в стране Советов зародился принцип, который жив и поныне: не умеешь сам - научи другого. Именно поэтому, к примеру, долгие годы Мечтатель у нас был не кем иным, как… премьер-министром (незабвенный Рыжков). Всем была очевидна его несостоятельность, блестящие умы изощрялись в сарказме («плачущий премьер» очень метко!), но царственный Мечтатель наломал немало дров, прежде чем удалился от дел.

Теперь, после достаточной доли критики, вспомним, что плохих соционических типов нет; премудрость состоит лишь в том, чтобы обеспечить человеку род занятий, соответствующий его призванию.

В чем же талант Мечтателя?

Это тонко чувствующие люди, склонные к поэзии, литературе, музыке, искусствам, историческому осмыслению общественных процессов. Стиль мышления Мечтателя можно охарактеризовать как абстрактно-историко-эмоциональный. Он умеет не высчитать, а именно почувствовать тенденции развития общества. Причем, сфера приложения этих способностей Мечтателя - глобальные, макроскопические события, как-то: судьба отечества и т.п.

Есенин проникся такой болью за судьбы русской поэзии, что это привело его к суициду.

Между прочим, склонность к самоубийству характерна в целом для 2-й квадры; пальма первенства здесь принадлежит Механику, далее, в порядке убывания риска суицида, типы располагаются в такой последовательности: Мечтатель, Артист, Легионер.

Когда не стало Есенина, Маяковский (Легионер) написал - в своем духе - стихи насчет того, что умереть, мол, несложно, «сделать жизнь значительно трудней!» Через год наложил на себя руки сам Маяковский.

Но вернемся к профессиям для Мечтателя. Помимо сфер литературных, политических и артистических (между прочим, две последние хорошо сочетаются друг с другом). Мечтателю, в общем, податься некуда.

В работе с людьми он не на высоте. Психолог из него посредственный, то же самое можно сказать и о Мечтателе-враче. Все же в терапии он принесет меньше вреда, чем в хирургических специальностях. Мечтатель-педагог бьет в основном на эмоции и требует от детей немыслимой дисциплины и четкости изложения при собственной расхлябанности и удручающей туманности объяснения.

В бизнесе для Мечтателя имеются определенные ниши: он может, например, неплохо справляться с обязанностями пресс-секретаря или советника по образовательным программам. Но ни в коем случае не финансиста, бухгалтера, коммерческого агента (тем более директора), брокера или технолога!

Кстати, и сами Мечтатели, чувствуя непосильность для них этих профессий, «подают в отставку», даже имея за плечами высшее экономическое образование, полученное в страшных мучениях на заре туманной юности.

Мечтателя часто привлекают математика и технические науки. Но если математик из него никудышный, то инженер - просто опасный.

Однако вспомним: Сергей Есенин - гений русской поэзии, Александр Малинин - замечательный музыкант…

Описания типа личности по Шульману

Интуитивно-этический интроверт — «Лирик» (Есенин, INFP)

ИЭИ — это вечный поиск гармонии. Жизнь — «…в расщелине между мифом и реальностью, в особом пространстве, образуемом несовпадением мечты и бытия, …интуитивного знания и достоверного факта» (Васинский, Шальнев). «Вся грусть земная» и «печаль моя светла» (С. Есенин), Всегда видеть звёзды над головой — даже стоя в болоте. Постоянное ощущение вины. Желание и способность понять каждого. Устремление на помощь, — без оглядки на окружающие реалии. Невозможность поверить в реальность происходящего, в «настоящесть» его, в окончательность приговора (суда, судьбы — любого приговора). Острое чувство Прекрасного. Поклонение Красоте — преклонение перед нею. Идеал красоты — Женщина, — лицо, тело (вообще Женщина — только с большой буквы, — видимо, поэтому, — почти мистический ужас при сознании одной только возможности реального контакта с этим телом). Для женщины идеал красоты — цветок — незабудка, роза. «Вечная мечта о прекрасной незнакомке», — но «на острове Гдетотаме» (Джеймс Барри), — перед собой часто не видит. Поэтому при самоедстве и «самокопании» любимая тема размышлений — об упущенных возможностях.

Дискомфорт в любых «рамках» и невозможность их «разорвать». Созерцание. Доверчивость (почти детская) и такая же наблюдательность и удивительная проницательность. Широта интересов, но некоторая поверхность суждений, обширность знаний при недостаточной глубине их (кроме того, что очень интересует). «Эти люди и так знают слишком много, чтобы знать это ещё и глубоко» (АА). И вместе с тем — глубокий и тонкий анализ в каком — нибудь узком диапазоне. Вообще — существование в «узком луче света от собственной фары» (В. Конецкий).

Тяга к молодёжи, — к юношеству, к детям, легко и быстро — общий язык с ними, — «Юность! люблю, обожаю тебя!» (Шекспир, пер. Г. Ш.). Тонкий юмор. Остроумие, удивительно лёгкое и неожиданное словотворчество. Любовь к шутке, но всё всерьез. Настоящего нет — весь в прошлом, будущем, обязательно — светлом! Море и паруса — как безнадёжно недоступная и неосуществимая мечта о прекрасном.

Острое чувство реальной и близкой опасности, неожиданно чёткий и красивый выход из положения, когда жизнь и обстоятельства «взяли за горло». Мужество, — струсить — неэтично.

Патология: из-за слабости логики и сенсорики (3-я и 4-я функции), — страсть к самоуничижению или «гиперболическое представление о собственной личности», как правило, — с последующим самонизвержением или — что гораздо чаще — с чьей-нибудь, не всегда доброжелательной, помощью — с «пьедестала» и снова самоуничижением. И то, и другое — вполне искренне и со всем пылом души. Следует, видимо, оговорить, что в «первозданном» виде этот ТИМ встречается крайне редко. Чаще всего можно наблюдать человека «без кожи», загнанное существо с зияющими ранами на шкуре, клоками выдранным мясом и трофическими язвами на душе и сердце…

Подтипы Есенин

1. Интуитивный подтип: ИДЕАЛИСТ.

Мягкий, тактичный человек. В душе — мечтатель и романтик. Обладает образной памятью, может воспроизвести впечатления из прошлого до мельчайших подробностей. Оглядываясь назад, замечает все промахи и ошибки, извлекает из них для себя уроки на будущее. Благодаря сильной интуиции видит ближайшие перспективы дел и отношений, но из-за склонности все идеализировать, может их переоценить. В любых трудностях не теряет надежды на то, что в будущем все сложится лучше, чем в настоящем.

Несколько неуверен в себе, склонен к сомнениям и колебаниям в ситуации принятия решения. Не любит спешить, может оттягивать решение проблемы на неопределенный срок. Не стремится к лидерству, ему с трудом даются организаторские функции, тяготеет больше к интеллектуальной сфере деятельности, чем к производственной.

В работе может отвлекаться на несущественные мелочи и при этом не успевает сделать в срок более важные дела. Не любит стереотипов, строгих порядков, необходимости подчиняться регламенту и инструкциям. В квартире или на рабочем месте может допускать художественный беспорядок. Ему с трудом дается экономия и трезвый расчет в делах, из-за чего может упускать иногда крупные шансы.
Не любит рутины и однообразия, стремится к новым впечатлениям, интересным и необычным людям. Любит говорить о различных загадочных явлениях. Охотно воспринимает и пропагандирует неординарные идеи и нетрадиционные подходы, но проявляет осторожность в новых начинаниях, предпочитая уступать инициативу более волевым и пробивным людям. Однако при необходимости проявляет незаурядные дипломатические способности, достигая успеха там, где отступают другие -прямолинейные и нетерпеливые партнеры, не придающие значения гибкости в отношениях.

Чуток и внимателен к людям, старается поддерживать со всеми ровные отношения. Из-за рассеянности иногда забывает выполнять обещания, но потом стремится всячески загладить свою вину. В то же время проявляет терпимость к чужим недостаткам и слабостям. Не знает, кому из двоих спорящих отдать предпочтение, поэтому старается примирить их.
Нуждается в моральной, физической и материальной поддержке. Уважает сильных авторитетных людей. Исчерпавшие себя отношения рвет не сразу, так как очень привыкает к людям. Умеет терпеливо ждать, приспосабливаясь к любым условиям. Ради сохранения хороших отношений с близкими, старается соответствовать предъявляемым к нему требованиям, пытается развивать в себе деловые качества, выполнять служебные и семейные обязанности.

2. Этический подтип: ДИПЛОМАТ.

Эмоционален, обаятелен, легко и непринужденно вступает в контакт с незнакомыми людьми, располагая к доверию сердечностью и искренностью. Умеет поднять настроение окружающим, рассмешить необычными выходками и высказываниями. Образно, с тонким юмором рассказывает о пережитом и увиденном. Хорошо разбирается в чувствах и настроениях людей, умеет налаживать полезные контакты для достижения своих целей и находить наиболее подходящих исполнителей задуманного. Свои просьбы облекает в такую форму, что ему невозможно отказать.

Любит быть в центре внимания. Изящен, искусен в умении нравиться, охотно делает комплименты окружающим. К каждому умеет найти индивидуальный подход. Любит и умеет мирить спорящих. Часто бывает ироничен и насмешлив, но даже неприятные вещи говорит как бы шутя, с улыбкой. Ненавязчив в чувствах, если не видит взаимности — отдаляется.
Легко загорается новой идеей, но может быстро утратить к ней интерес, если она потребует для своего воплощения много терпения и усилий. Очень нуждается в похвалах и поощрениях, болезненно воспринимает критику своей работы и незамеченные другими старания. От этого его работоспособность снижается. В то же время авансом выданная похвала стимулирует его к преодолению трудностей, помогает обрести уверенность в себе.

Несколько мнителен и внушаем, склонен демонстрировать другим свои физические и моральные страдания. Чувствуя опасность, свое тревожное настроение передает окружающим. В душе очень раним и остро переживает свои неудачи. Внутренне противоречив, склонен к резким перепадам настроения: от смеха до слез и наоборот. Свою правоту доказывает горячо, советы воспринимает лишь успокоившись, и то до следующего эмоционального всплеска. Нуждается в поддержке волевого, сильного, энергичного человека.
Охотно делится своими проблемами с окружающими, ищет сочувствия, понимания, поддержки. Советуется с другими перед принятием важного решения, хотя не всегда этим советам следует. Независим по натуре, импульсивен, непредсказуем в своих поступках. Склонен к экспромтам и импровизациям.