Учительские университеты

Открытый урок по Литературному чтению во 2 классе

Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

    познакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”;

    Раскрыть понятия «сказка», «народная сказка». Дать представление о видах сказок (волшебная, о животных, бытовая).

    учить давать оценку поступкам героев;

    вспомнить структурные элементы сказки (присказка, зачин, концовка).

Развивающие:

    продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);

    работа над предложением.

Воспитательные:

    воспитать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация урока, диафильм «Сивка-Бурка», оценочное «Дерево настроения» , карточки с заданиями для работы в группах, сравнительная таблица (сравнение народной и литературной сказки) для каждого учащегося, карточки «чувств».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма проведения: интегрированный урок.

Ход урока

І. Организационный момент.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2. Слово учителя:

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были нарисовать отгадки к загадкам. Все справились? Проверьте: вода, воздух, конь, рак, рыба, снег,дерево). Молодцы!
ІІІ. Всестороння проверка знаний.

1. - Что мы называем пословицами, а что загадками?

Пословицы - это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа.

Загадки - это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

2. Разминка

– Прочитайте буквы, записанные на слайде:

А С К З А К
Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ )

– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.)

3. Видео заставка «В гостях у сказки».

Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ.

- Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

- Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

- Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора", "Барин и плотник", "Мужик и поп".

В каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняет народ.)

2. Работа учащихся со сравнительной таблицей.

Народная сказка

2. Существует в устной форме.

2. Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

3. Внесение изменений не допускается.

3. Первичное восприятие.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – “Сивка – Бурка”.

– Сейчас мы прослушаем первую и вторую части сказки (смотрим видеозапись). Откройте свой учебник на странице 40. Читать не надо. Внимательно смотрите на экран.

4. Подвижная физкультминутка

На лужайке по утру

Мы затеяли игру.

Ты ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

(Взялись за руки, построились в круг)

Раз,два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

(Ходьба по кругу)

А теперь мы – ручейки,

Побежим вперегонки,

(Бег по кругу)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

(Ходьба по кругу)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг играть

Мы – веселые лучи.

Мы – резвы и горячи.

(Прыжки на месте)

Раз, два, три, четыре

Раздвигайте круг по шире.

Раз, два – вперед нагнуться!

(наклоны вперед)

Три, четыре – быстрей чуть-чуть!

Приподняться, подтянуться,

(Прогнулись, руки вверх)

Глубоко потом вдохнуть.

Раз, два –назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире!

Раз, два, четыре, пять!

Стали бегать и скакать!

V. Рефлексия. Закрепление нового материала.

1. Анализ сказки.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие чувства вы испытали при слушании сказки? (Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) – выбрать из перечня карточек нужные.

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и словарная работа.

– Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на интерактивной доске появляется карточка с этими словами.

– Как начинается сказка? (Жил – был.)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число? (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами характера он обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям)

– Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

– Что мы узнаем о герое - Иване? (Предусмотрительный, смелый) – на интерактивной доске появляется карточка с качествами братьев.

– Почему в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) – заучиваем наизусть это описание.

– Разве конь не слышал, что в поле кто – то есть?

– Как можно охарактеризовать Ивана? (Умелый, сильный.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом.)

– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова – Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) – заучиваем наизусть эти слова.

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили.)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все кто дают слово, должны держать его.)

Какое число управляет построением каждой сказки? (Э то магическая сила

заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.

Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки.

    Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»;

    во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом).

Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника?(Народная сказка - слишком древний жанр, много старше былины. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета).

3. Физкультминутка для глаз «Волшебный сон»

Реснички опускаются……

4. Упражнение в чтении.

а) Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

б) Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

5. Викторина «В гостях у сказки»

VІ. Итог урока.

– Назовите героев сказки “Сивка – Бурка”

– Давайте вспомним описание коня? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнесите слова: Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой.)

Чему вас научил урок?

Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что предлагаете?

VІІ. 1. Рефлексия деятельности.

- Сегодня на уроке я узнал (а) ...

- Сегодня на уроке мне было трудно...

- Сегодня на уроке мне было легко…

Урок литературного чтения (2 часа)

08-10.10.2014

Тема урока: Русская народная сказка «Сивка – бурка»
Цель урока: Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путём правильно организованного анализа текста.
Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение анализировать художественное произведение: определять тему и идею.
2. Развивать в детях оценочные суждения о характере героев, об их поступках.
3. Воспитывать у учащихся такие качества, как честность, доброту, отзывчивость, сопериживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
- Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлых уроках?
(Со сказкой).
- А что же такое сказка?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры.
- Какие сказки относятся к сказкам о животных?
- Какие сказки относятся к «волшебным»?
- Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
(Сказка «Сивка – бурка»)
- К какому виду сказок её можно отнести? Почему?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?».
Вступительное слово учителя.
Сказка «Сивка – бурка» - одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка.
IV. Анализ сказки.
1. Присказка.
Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок».
«…Зачинается рассказ Прямо к солнцу поднимался
От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой,
И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой;
И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает,
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.
Горы лесом поросли; Это присказка: пожди,
Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.»
- Что такое присказка?
- Для чего она употребляется?
- Что идёт в сказке далее?
2. Зачин.
- Найдите, пожалуйста, зачин в сказке «Сивка – бурка»
- Что такое зачин?
(Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки).
Чтение «зачина» из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок». (Ученик читает отрывок наизусть).
- Сравните содержание этих двух «зачинов». Что вы заметили?

3. Основная часть.
Определение главных черт характера героев.
И вот в трудной работе – «поймать злого вора» - раскрываются характерные черты каждого из трёх братьев.
- Как поступили старшие братья?
- Что можно сказать об их характере?
(лживые, трусливые, хитрые)
- Как поступил Иванушка?
- Какой он?
(смелый, честный)
- Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в тексте.
Выборочное чтение. (Чтение отрывка из сказки.)
Отношение братьев и их жен к Иванушке.
- Кого поймал Иванушка?
- Найдите описание Сивки – бурки в тексте.
- Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня?
- Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте.
- («посмеялись вволю», «…Куда тебе, дурню? Людей смешить?»)
Отношение к Иванушке Елены Прекрасной.
- Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?
(добрая, внимательная, отзывчивая)
Найдите подтверждение в тексте.
- Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине?
- Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?
(За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.)
- Чем заканчивается сказка?
4. Концовка.
- Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?
(Добро торжествует над злом, правда над ложью.)
- Назовите черты характеров присущие положительным героям?
- Какими качествами обладают отрицательные герои?
- Кто из героев сказки вам понравился больше?
Обращение к выставке рисунков.
- Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются?
(присказка, зачин, повторы, концовка)
- Можно ли считать эту сказку народной?
Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «...сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»
- Чему научила вас эта сказка?
- Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми?
Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1. Придумайте свою сказку со счастливым концом.
2. Перечитайте сказку П. Ершова «Конёк – горбунок».

Ольга Лутцева
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка»

Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст) .

Сказка «Сивка – бурка »

Цель : помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка »

(обработка М. Булатова)

Давай наполним сказку былью,

Где будем только я и ты.

У синей ласточки на крыльях

Перенесемся в мир мечты.

Тот мир завьюжен и заснежен,

Как город в бесконечных снах.

В нем проживают Белоснежка

И Кот в огромных сапогах.

Шагнем в реальность иллюстраций

К прекрасным вымыслам Перро.

Как будет сказка называться –

Поверь, не все ли нам равно?

Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. А сказки бывают разные. отгадайте загадку.

Вор пшеницу воровал, а Иван его поймал.

Вор волшебный оказался и Иван на нем остался. (Ответы детей)

Раньше в далёкие времена сказки не читали, а сказывали, передавали из уст в уста. Посмотрите, я принесла книгу волшебных сказок.

А еще в русских сказках присутствует число три : три брата, три задания. И в сказке, которую я вам сегодня прочитаю, много событий повторяются трижды. Будьте внимательны.

Чтение сказки .

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Что случается в сказке трижды? (ответы детей)

Теперь послушайте, как похожи и одновременно непохожи слова : прыгнул, допрыгнул, перепрыгнул (объясните) отпрыгнул, вспрыгнул, выпрыгнул.

А теперь проверим, как внимательно вы слушали сказку. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете давать ответы.

1. Что должны были стеречь каждую ночь на поле три сына старика? (Ответы детей)

2. Как Иван смог приручить коня (ответы детей)

3. Царь обещал свою дочь в жены тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и (ответы детей)

4. Как Иван с помощью Сивки -Бурки смог стать настоящим красавцем? (ответы детей)

5. Сколько бревен до окна царевны не допрыгнул Сивка -Бурка с Иваном в первый раз (ответы детей)

6. Сколько желающих допрыгнуть до окна царевны и стать ее мужем было еще, кроме Ивана (ответы детей)

7. Как Ивану удалось замаскировать перстень у себя на руке (ответы детей)

Молодцы! На все мои вопросы вы ответили верно.

- Сивка - бурка пробежал и перемешал буквы. Вам нужно сложить слово «сказка» . (выполнение задания)

Как вы думаете, почему сказки называются волшебными? (Ответы детей) .

Умницы! Со всеми моими заданиями вы справились и на все мои вопросы ответили!

Литературное чтение 2 класс

Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

познакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”;учить давать оценку поступкам героев;вспомнить структурные элементы сказки (присказка, зачин, концовка).Развивающие:продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);работа над предложением.Воспитательные:воспитать любовь к родному языку.Оборудование: презентация урока, диафильм «Сивка-Бурка», оценочные смайлики «Шкала настроения», карточки с заданиями для работы в группах, сравнительная таблица (сравнение народной и литературной сказки) для каждого учащегося, карточки «чувств».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма проведения: интегрированный урок.

Ход урока

(Слайд 1). Представление учителем урока.

(Слайд 2). Цели и задачи урока.

І. Организационный момент. (Слайд 3)

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);успеха (указательными);большого (средними);во всём (безымянными);и везде (мизинцами);Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)2. Слово учителя: (Слайд 4)

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

ІІ. Проверка домашнего задания. (Слайд 5)

Дома вы должны были нарисовать отгадки к загадкам. Все справились? Проверьте: рыба, туча, радуга, собака, арбузы, юрта). Молодцы!ІІІ. Всестороння проверка знаний. (Слайд 6)

1. - Что мы называем пословицами, а что загадками?

Пословицы - это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа.

Загадки - это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

2. Разминка (Слайд 7)

– Прочитайте буквы, записанные на слайде:

А С К З А К Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ) (Слайд 8).

– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.) (Слайд 9).

3. (Слайд 10). Видео заставка «В гостях у сказки».

Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя. (Слайд 11)

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ. (Слайд 12)

Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора", "Барин и плотник", "Мужик и поп".

В каких сказках мы с вами встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняет народ.)

2. Работа учащихся со сравнительной таблицей. (Слайд 13)

Народная сказка

2. Существует в устной форме.

2. Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

3. Внесение изменений не допускается.

3. Первичное восприятие.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – “Сивка – Бурка”.

– Сейчас мы прослушаем первую и вторую части сказки (смотрим видеозапись). Откройте свой учебник на странице 40. Читать не надо. Внимательно смотрите на экран. (Слайд 14).

4. Подвижная физкультминутка (Слайд 15)

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей.

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны -

Мельницу руками крутим,

чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

V. Рефлексия. Закрепление нового материала.

1. Анализ сказки.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие чувства вы испытали при слушании сказки? (Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) – выбрать из перечня карточек нужные. (Слайд 16)

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и словарная работа. (Слайд 17)

– Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на интерактивной доске появляется карточка с этими словами.

– Как начинается сказка? (Жил – был.) (Слайд 18)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число? (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами характера он обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям)

– Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

– Что мы узнаем о герое - Иване? (Предусмотрительный, смелый) – (Слайд 19) на интерактивной доске появляется карточка с качествами братьев.

– Почему в полночь? (В полночь случается волшебство.) (Слайд 20)

– Конь обычный или нет? (Необычный.)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) – заучиваем наизусть это описание.

– Разве конь не слышал, что в поле кто – то есть?

– Как можно охарактеризовать Ивана? (Умелый, сильный.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом.)

– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова – Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) – заучиваем наизусть эти слова.

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили.)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все кто дают слово, должны держать его.)

Какое число управляет построением каждой сказки? (Слайд 21) (Э то магическая сила

заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.

Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Слайд 22)

Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»- С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Слайд 23). (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом).

Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника? (Слайд 24) (Народная сказка - слишком древний жанр, много старше былины. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета).

3. Физкультминутка для глаз «За землю русскую». (Слайд 25-32)

4. Упражнение в чтении. (Слайд 33)

а) Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

б) Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

5. Викторина «В гостях у сказки» (Слайд 34-35)

(Слайд 36)Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался … (КОЛОБОК)

(Слайд 37)Враг людей

И враг зверей

Злой разбойник … (БАРМАЛЕЙ)

(Слайд 38)Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор … (АЙБОЛИТ)

(Слайд 39)У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это?... (БУРАТИНО)

(Слайд 40)Его хозяин – мальчик Робин,

Его приятель – Пятачок.

Он раз был облаку подобе...


Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1»
города Валуйки
Цуканова Е.А.
ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Характеристика главных героев.(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся
Планируемые результаты
Предметные:
научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»
и «зло» Метапредметные:
познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения Личностные:
выражают собственные чувства при чтении текста и в ходе раз-мышлений, анализа; осознают смысл определения учебных
задач при работе с художественным произведением
Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки
Структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося Формируемые способы
деятельности
1 2 3 4
I. Организационный момент - С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.
- Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет.
Показывают готовность к уроку. Владеют навыками психологической подготовки к уроку
II. Проверка домашнего задания - Какую пословицу вы нашли в сказке?
- Как вы её понимаете? Читают записи в тетради Владеют навыками самостоятельной работы
III. Сообщение темы и цели – Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок Внимательно слушают Принимают учебную задачу
IV. Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний. – Отгадайте название сказки:
Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Был он другом у Ивана
И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)
– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?
– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.) Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
2. Целевая установка. – Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». Внимательно слушают. 3. Вступительное слово учителя.
– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка. 1 2 3 4
4. Первичное чтение сказки
5. Беседа по содержанию прочитанного. – Понравилась вам сказка?
– Какие чувства вы испытали, слушая её?
– Кто из героев сказки вам понравился больше всего?
– Каков Иванушка?
– А каковы его братья?
– Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»?
– За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках? Читает хорошо подготовленный ученик.
Отвечают на вопросы. Осуществляют логические действия.
6. Словарная
работа. – Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?
Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).Кликать – звать.
Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.
Добрая пшеница – хороший урожай.
Иззяб – замерз.
Гаркни – громко крикни.
Побрезгать – испытать отвращение.
Потчует – угощает. Определяют совместно с учителем толкование слов. Владеют навыками работы со справочной литературой.
7. Работа с ил-люстрациями
и репродукцией картины к сказке – Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок
в сказке.
– Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?
– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? Отвечают на вопросы.
1 2 3 4
– Зачем она придумана?
– Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.)
– Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.
Физкультминутка
Выполняют движения физкультминутки согласно тексту Выполняют физкультминутку
V. Продолжение работы
над темой.
1. Работа над со-держанием первой части сказки.
2. Выборочное чтение. – Найдите и прочитайте отрывки в тексте.
а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?
г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
3. Чтение по ролям. – Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть? Читают текст по учебнику.
Отвечают на вопросы. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).
4. Беседа по содержанию прочитанного. – Как начинается сказка? (Жил-был.)
– Сколько сыновей было у старика? (Три.)
– Число три – что это за число? (Волшебное.)
– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что былоу крестьян.)
– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)
– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.)
На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев.
– Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)
– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.) 5. Знакомство с главными героями – Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)
– Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)
– Конь обычный или нет? (Необычный.)
– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)
– Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?
– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)
– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)
– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)
– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.)
– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
– Заучим наизусть эти слова.
– Почему братья спрашивают у Ивана?
– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)
– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)
– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)
– Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.)
– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)
– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.)
– Прочитаем диалог Ивана с конем.
– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.
– Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев.
– Чем интересуются старшие братья? (Бытом.)
– А что сказитель говорит о младшем?
– Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»? Зачитывают отрывок.
Отвечают на вопросы.
на поставленные учителем вопросы.
Осуществляют логические действия.
Адекватно воспринимают информацию
1 2 3 4
– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?
– Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой.
– Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.)
– Какое испытание должны пройти герои?
– Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.
– Почему старший брат не хочет идти на могилу?
– Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)
– А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует?
– Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?
– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)
– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.
– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)
– Как описывает сказитель Сивку-бурку?
– Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет?
– Откуда же взялся такой конь?
– Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?
– Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.
– Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему?
– На чьей стороне сказитель? Почему?
– Кто симпатичен вам?
– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?
– Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка? Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы и обобщения.
Зачитывают отрывок.
Зачитывают отрывок
Зачитывают отрывок.
Делают выводы и обобщения 1 2 3 4
Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.
Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части сказки Делают выводы и обобщения VI. Тест ТЕСТ
Обведи букву правильного ответа.
1. Укажи автора сказки.
а) Русская народная сказка;
б) чешская народная сказка;
в) немецкая народная сказка;
г) румынская народная сказка. 2. Укажи значение слова «вещий».
а) Мудрый;
б) волшебный;
в) предвидящий будущее;
г) много знающий. 3. Какая масть лошадей называется каурой?
а) Светло-каштановая;
б) тёмно-коричневая;
в) чёрная;
г) светло-серая.
4. Сколько сыновей было у старика?
а) Два;
б) один;
в) три;
г) четыре. 5. Как звали младшего сына?
а) Илья Муромец;
б) Алёша Попович;
в) Иванушка-дурачок;
г) Иван-царевич. 6. О чём старик попросил сыновей?
а) Постеречь ячмень;
б) постеречь рожь;
в) постеречь пшеницу;
г) постеречь кукурузу.
7. Кто выполнил поручение отца?
а) Старший сын;
б) младший сын;
в) средний сын;
г) соседский мальчик. 8. Как Иван поймал вора?
а) Схватил руками;
б) накинул на шею верёвку;
в) заманил в капкан;
г) усыпил. 9. Что вор предложил в обмен на свободу?
а) Ковёр-самолёт;
б) скатерть-самобранку;
в) сапоги-скороходы;
г) свою службу.
10. Кто была Елена Прекрасная?
а) Волшебница;
б) дворянка;
в) царевна;
г) царица. 11. Где жила Елена Прекрасная?
а) В хижине;
б) во дворце;
в) в тереме;
г) в светлице. 12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?
а) В первый раз;
б) во второй раз;
в) в третий раз;
г) в четвёртый раз.
13. Почему Иванушка перевязал руку?
а) Сломал руку;
б) ушиб руку;
в) спрятал перстень;
г) порезал руку. 14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?
а) Высматривала в окно;
б) потчевала гостей;
в) наблюдала в бинокль;
г) приглашала на танец. 15. Чем закончилась сказка?
а) Царевна горько плакала;
б) Иванушка ускакал;
в) Иванушка женился на царевне;
г) старший брат женился на царевне.
VII. Итог урока. Рефлексия – Назовите героев сказки «Сивка-бурка».
– Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)
– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)
– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)
– С каким настроением вы уходите с урока? Осуществляют самоанализ учебной деятельности Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию
VIII. Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части.
Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимают и сохраняют учебную задачу.