Задания направленных на формирование познавательных ууд. Материал на тему: Игры и упражнения для формирования УУД

Упражнения и игры, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования познавательных УУД.
Игра «Ассоциации»
Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: САМОЛЕТ – небо, воздух, аэропорт, аэродром, пассажир, билет, багаж и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.
Игра «Какое бывает…» на развитие дивергентного мышления. Выбирается какой-нибудь предмет или явление и предлагается назвать как можно больше разнообразных характеристик, соблюдая при этом правила оригинальности ответов и никого не перебивая. Побеждает, назвавший наибольшее число признаков.
Графические диктанты
Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать учителя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму.
Лучше начать с самого простого: - Одну клеточку вверх (1), одну клеточку вправо (1→), одну клеточку вниз (1↓) , одну клеточку влево (1←). Получился квадратик? Молодец!
Игры и упражнения:
«Найди отличия», «На что похоже?», «Поиск лишнего», «Лабиринты», Упорядочивание, «Цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве. Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.
Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др
Синквейн- слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Развитие познавательных УУД на примере логического мышления.

Выполнила: М.А. Осинина

учитель начальных классов

МБОУ «Черновская средняя школа»

с. Черновское

1. Ценностные ориентиры начального общего образования.

Приоритетной целью школьного образования является формирование у учащихся умения учиться . Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД . В широком значении термин «универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Это соображение приводит к следующей гипотезе. Для его анализа будут исследованы следующие подвопросы. Коэффициент мощности имеет положительную связь с желанием делиться молчаливыми знаниями. Коэффициент мощности имеет положительную связь с желанием использовать молчаливое знание. Фактор доброжелательности имеет положительную связь с желанием делиться молчаливыми знаниями. Фактор доброжелательности имеет положительную связь с желанием использовать молчаливое знание. Коэффициент целостности имеет положительную связь с желанием делиться молчаливыми знаниями.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

Познавательные и учебные мотивы;

Учебную цель;

Учебную задачу;

Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)..

2. Виды универсальных учебных действий.

Коэффициент целостности имеет положительную связь с желанием использовать молчаливое знание. В своих исследованиях Холсте и Филдс обнаружили, что доверие, основанное на любви, оказывает большее влияние на желание делиться молчаливыми знаниями, чем доверие, основанное на познании, подтверждающее утверждение о том, что межличностные отношения влияют на это желание, ситуацию, определенную несколькими авторами.

Макаллистер определяет доверие, основанное на любви как эмоциональном элементе заботы и желании хорошо его коллеге, ожидая взаимности. Коэффициент доброжелательности модели организационного доверия наиболее близок к этому пониманию. Для Майера, Дэвиса и Шормана, доброжелательность - это «степень, в которой доверенное лицо, как полагают, хочет делать добро перед доверенным лицом, далекое от мотива эгоцентрического преимущества». Доброта предполагает, что существует «определенная связь» от доверенного доверенного лица, например, доверия между наставником и его протеже.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Чуть подробнее я хотела бы остановиться на формировании познавательных УУД , которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

Таким образом, представлена ​​вторая гипотеза. Разумеется, использование молчаливого знания зависит от его точности и достоверности. Холсте и Филдс эмпирически подтвердили, что доверие, основанное на познании, оказывает большее влияние на использование неявных знаний, чем доверие, основанное на любви. Этот аспект основан на надежности и компетентности доверенных лиц.

По сравнению с моделью Майера и Дэвиса доверие доверенного лица включено в фактор целостности, что «подразумевает восприятие доверенным лицом того, что доверенный придерживается набора принципов, которые доверенное лицо считает приемлемыми». В этой связи, доверенное лицо принимает решение о целостности доверенных лиц четырьмя способами: посредством согласованности его прошлых действий; через информацию других; посредством оценки чувства справедливости доверенных лиц; и оценкой степени, в которой действия доверенного лица совпадают с его словами.

    общеучебные действия

    действия постановки и решения проблем

    логические действия

К общеучебным действиям относятся умения: постановка цели; поиск нужной информации в учебниках, рабочих тетрадях, другой дополнительной литературе; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия, контроль и оценка, а также выполнение знаково-символических действий (моделирование схем, таблиц, чертежей).

В свою очередь, компетенция доверенного лица присутствует в коэффициенте мощности. По словам Майера, Дэвиса и Шормана, фактор «способность - это группа навыков, компетенций и характеристик, которые позволяют партии влиять на определенную область». Если доверенное лицо воспринимается как обладающее высокой областью конкретных знаний, тогда это лицо дается как заслуживающее доверия в задачах, связанных с этим доменом. В своем библиографическом обзоре Майер, Дэвис и Шорман заключают, что «компетентность и умения явно похожи».

Таким образом, сформулирована третья гипотеза. Это исследование объясняет, поскольку оно направлено на выяснение влияния организационного доверия на обмен и использование неявных знаний. Их подход является количественным, используя статистические методы для обработки данных, собранных с помощью вопросника, применяемого на местах. Анализ данных не показал нормальности используемых показателей, что оправдывало выбор процедур, основанных на дисперсии, которые не предполагают нормальность показателей и наиболее часто используются в академических исследованиях в этой ситуации.

Логические универсальные действия включают в себя умения

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; подведение под понятие; выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Как следствие, используемым методом оценки была частичная регрессия наименьших квадратов. Исследовательская вселенная была образована студентами карьерных училищ бразильской армии, все из которых были высшими учебными заведениями: Военной академии Агулхас Неграс, Школой усовершенствования офицеров и Школы командования и персонала армии. армия. В течение этого периода курсанты изучают предметы регулярного высшего образования, а также обучения, обмена и использования знаний, полученных в ходе различных практических занятий.

После их формирования они распределяются между различными организациями армии на всей территории Бразилии, чтобы выполнять функции более низких уровней управления. Наконец, с помощью конкуренции старшие офицеры посещают двухгодичный командно-штабный курс в Эцме, в конце которого они будут выполнять функции менеджеров на самом высоком уровне в штаб-квартире.

Представлю фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:

Уметь сравнивать, значит уметь:

Выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

Выделять признаки сходства;

Выделять признаки различия;

Выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;

Выделять существенные признаки объекта;

Выбор этой исследовательской вселенной основывался как на критериях доступности, так и на том соображении, что в этом контексте доверие может быть более заметной конструкцией. Культурные черты, определяемые сильной культурой совместной ответственности, приверженностью корпоративной идентичности, уважению иерархии и приверженности политической ответственности, создают контекст, который требует равного и организационного доверия для выполнения миссии и делает более важным обмен и использование знаний.

Анкеты распространялись в печатном виде учащимся, участвовавшим в занятиях, на момент проведения исследования и собирались по истечении одной недели. Таким образом, выборка носила стратифицированный характер среди учреждений, которые использовались при анализе данных, возвращались все опросные листы. Всего было распространено 820 вопросников, которые вернули 745, из которых 90 были признаны недействительными, потому что на них неправильно ответили. В итоге было получено 655 действующих вопросников.

Уметь анализировать, значит уметь:

Разделять объект на части;

Характеризовать части этого объекта;

Уметь делать выводы, значит уметь:

Находить главное в изучаемом объекте или явлении;

Устанавливать главную причину явления;

Кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;

Уметь составить схему, значит уметь:

В качестве зависимых переменных мы использовали конструкции, предложенные Холсте, которые охватывают обмен неявными знаниями и использование неявных знаний. Для независимых переменных применялась организационная шкала доверия Майера и Дэвиса из трех конструкций: доверие, основанное на мощности; доверие, основанное на доброжелательности; и доверие, основанное на целостности.

Пять конструкций насчитывали 25 пунктов, на которые ответили по семибалльной шкале Ликерта, что является самым низким значением для сильного разногласия и самым высоким для сильного согласия с предлагаемым утвердительным. Элементы, связанные с конструкциями доверия, были представлены для конкретных адаптаций для удовлетворения специфики военной среды.

Разделять объект на части;

Располагать части в определенной последовательности;

Определять связь между частями;

Оформлять графическое изображение;

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, в справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Такие задачи решаются учащимися с помощью логических рассуждений , используя логическое мышление .

Холсте и Филдс, ссылаясь на Штрауса и Хау и Тулгана, утверждают, что молодые люди склонны быть более индивидуалистическими и меньше полагаться на других людей по сравнению с пожилыми людьми, предполагая, что возраст влияет на желание делиться и использовать знания молчаливый. В результате возраст элемента был выделен как контрольная переменная и первоначально рассчитан отдельно, чтобы проверить реальное влияние факторов организационного доверия, включенных в модель позже. Эта процедура известна в литературе как поэтапная оценка.

Наконец, в таблице 3 представлено определение каждой конструкции, используемой для оценки модели. Поэтому наблюдаются, что все индикаторы модели удовлетворяют ранее указанным критериям, что свидетельствует о хорошей подгонке модели. Когда недействительные индикаторы были удалены, окончательная модель показала хорошую подгонку, учитывая, что ее индикаторы отвечают критериям значимости и несуществованию мультиколлинеарности. Затем были получены результаты измерений для каждой скрытой переменной в таблице 3.

3. Практическая деятельность учителя по формированию познавательных УУД на примере логического мышления.

Формирование познавательных УУД с применением логического мышления в образовательном процессе осуществляется на занятиях учебной и внеурочной деятельности. Вот некоторые методы и приёмы, которыми я пользовалась в своей практике.

Надежность может быть измерена с помощью композитных коэффициентов надежности Кронбаха и альфа-инструментов, которые должны принимать значения выше 0, 7. Оценку дискриминанта обычно оценивают на основе вычисленных средних разностей и имеют значения выше 0, 5. Однако общая коллинеарность факторов инфляции дисперсии оценивает существование мультиколлинеарности в модели и должна приводить результаты ниже 5.

Таким образом, согласно Таблице 2, модель показала достоверность достоверности, дискриминантной достоверности, отсутствия мультиколлинеарности и прогностической достоверности. Важность дискриминанта была подтверждена, поскольку значения квадратного корня средней дисперсии каждой скрытой переменной больше, чем любая другая корреляция, связанная с ними.

Математика является основой для развития познавательных действий. На уроке математики формируется умение решать задачи, при этом выявляется умение логического анализа текста, моделирование условия задачи (построение схемы, таблицы) и, наоборот, составление задачи по схеме. В задачах с недостающими данными дети сами вводят необходимую информацию. Например: Сколько лап у пяти собак? Учащиеся усваивают систему общепринятых знаков и символов (цифры, знаки, стрелки, скобки); учатся кодировать и декодировать информацию (диаграммы таблицы схемы, графы), решать задачи разными способами.

Коэн рекомендует использовать α-квадратный коэффициент для измерения размера эффекта β-коэффициента. Чтобы считаться большим эффектом, коэффициент α-квадрата должен быть равен или больше 0, а с коэффициентами больше 0, 15 и менее 0, 35 эффект считается средним. Полученные коэффициенты больше 0, 02 и менее 0, 15, эффект считается малым.

По результатам анализа видно, что два коэффициента доверия, основанные на мощности, являются положительными и значительными, что указывает на то, что коэффициент мощности положительно влияет на желание использовать и делиться молчаливыми знаниями, сохраняя постоянные переменные.

На уроках русского языка включала в работу следующие задания, направленные на познавательную активность учащихся.

А) Закончи ряд букв и напиши несколько слов, которые начинаются с пропущенной буквы.

(Это буква «З». Закономерность: через 2 буквы пишу 3-ю; через 3 буквы пишу 4-ю и.т.д. с конца алфавита.)

Б) Реши закономерность и придумай 3 слова с полученной буквой такие, чтобы она была в конце слова.

Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы проверить, влияет ли организационное доверие на совместное использование и использование неявных знаний способом, подобным межличностному доверию. Организационное доверие было основано на факторах способности, доброжелательности и целостности, предложенных Майером и Дэвисом, и межличностного доверия к факторам привязанности и познания Макаллистера.

Результаты моделирования структурного уравнения показали несогласованность принятой организационной модели доверия, поскольку один индикатор был устранен, а коэффициент доброжелательности не представлял статистической значимости в отношении. Тем не менее, анализ показал, что факторы мощности и целостности вызывают статистически равное влияние на желание использовать молчаливые знания, так же как фактор мощности влияет на желание поделиться тем же знанием.

(«Ф» - т.к., 1 строка- через 3 буквы

2 строка- через 4 буквы

3 строка- через 5 букв, а через пять букв от «О» - буква «Ф»)

На уроках окружающего мира учащимся особенно интересно решать задачи, требующие практических знаний и применение личного опыта.

Например, задания «Найди ошибку» не только позволяют проверить наличие знаний, умение соотнести истинное и ложное, но и учат элементам самоконтроля: найдя ошибку, ученик должен объяснить, как ее исправить.

Наши исследования показывают, что на уровне организационного доверия потенциал более ценится в моменты взаимодействия. Восприятие того, что доверенное лицо обладает высоким мастерством определенного знания, позволяет сделать вывод о том, что он будет лучше способен выполнять или ассимилировать это знание. Это способствует обмену знаниями, подтверждая исследования Майера, Дэвиса и Шормана.

Воспринимаемая целостность также действует аналогичным образом и вместе с фактором мощности в отношении желания использовать эти знания. В исследуемом контексте было обнаружено, что аспекты доверия, основанные на способности и целостности, учитываются для объяснения этого желания. Навыки, способности и характеристики доверенных являются ключевыми для стимулирования желания использовать знания. Недостаточно получить знания, человек должен быть готов, чтобы иметь возможность использовать его.

К примеру, дети анализируют предложение: Осенью лес подарил нам грибы, орехи, яблоки и рябину.

Один ученик говорит, что здесь есть ошибка («Яблоки в лесу не растут»), другой замечает, что здесь ошибки нет («Когда мы были в лесу, видели яблоню. На ней было много яблок»). Учитель спрашивает: кто прав и каким образом могла вырасти в лесу яблоня? После обсуждения дети приходят к выводу: «Действительно, в лесу можно встретить дикую яблоню. Она выросла из семечка, которое могло попасть сюда случайно».

В рамках внеурочной деятельности в нашей школе введён курс «Логика». Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной, где мы знакомимся с понятиями «Истина», «ложь», рассуждаем, выдвигаем гипотезы, делаем умозаключения. Курс включает в себя:

    Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

    Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

    Элементы логики.

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

    Сравнение.

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

    Комбинаторика.

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

    Развитие творческого воображения.

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

    Практический материал.

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

Начинать решение логических задач нужно с менее сложных заданий. Например:

Задача: «Серёжа выше Наташи, а Оля выше Серёжи. Кто выше всех?

Алгоритм решения:1. Запись решения знаками: С Н, О С

2. Расставить по порядку: Н C, C

3. Ответ: Оля выше всех.

Можно изобразить данную ситуацию на вертикальных отрезках:

Н С О

Приемы логического анализа необходимо использовать уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усваивания учебного материала. Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций. Также целесообразно использование на уроках задания на развитие логического мышления. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.