Сокол (пос. гор

Мысль основать свой блог-дневник пришла ко мне давно, но воплотить ее в реальность все было недосуг: мешала адаптация на новом месте учебы, сама учеба, неотложные дела, а потом внезапные проблемы, с которыми я веду борьбу и по сей день.
Но пожалуй, больше всего мешало сомнение: а заинтересует ли моя первая запись тот неопределенный круг лиц (да и не только их), с которыми вот уже второй год я провожу время в стенах замечательного заведения? Как правильно и точно показать читателю сущность событий 20-ти, 30-ти и 40-ка летней давности?
Но моя задача заключается не в том, чтобы со скрупулезной точностью воспроизвести все факты и события. Ведь по-настоящему интересны лишь те события и явления прошлого, которые позволяют установить связь времен и поколений, от которых к сегодняшнему дню тянется некая живая нить.
Я просто хочу наглядно показать, что стало с некогда стратегически важным военным аэродромом, расположенном в центральном районе о. Сахалин, в п.г.т. Смирных, где я, собственно, прожил первые 18 лет своей жизни.
Но для начала - немного географии и истории.
П.г.т. Смирных расположен в центральной части. о. Сахалин, в долине реки Поронай. В 1 км к востоку расположена база ВВС Смирных, окончательно построенная в 1966 году(первая взлетная полоса была построена еще японцами во время оккупации Сахалина и Курил в 40-х гг.).
Чем уникален этот аэродром? Во первых, своей скрытностью. Благодаря выгодному географическому положению(мало того, что в долине, так и еще между двумя горными хребтами). Единственный минус - частые ветра, иногда сбивавшие истребители с курса, особенно во время посадки.
Во-вторых, поныне этот аэродром поддерживают в служебном состоянии, иногда с Комсомольска-на-Амуре сюда прилетает Ан-12.

Ну и для справки. На Сахалине тогда базировались два ИАП: в п. Сокол(777 ИАП) и Смирных(528 ИАП). Входили они в дивизию ПВО(Южно-Сахалинск). Третий полк этой дивизии базировался на острове Итуруп(387 ИАП).
Вот как это было в советские времена.
МиГ-23 на заправке.




Как видите, в основном здесь базировались истребители МиГ-23. Даже ангары (их сейчас около 20 точно) были построены точно под них(современные Су-27, к примеру, они не вмещают - размах крыльев не позволяет).
Пара МиГ-23 на боевом дежурстве.


Раскопал на каком-то сайте приблизительную схему учебных полетов и дежурных маршрутов.


Собственно, сам МиГ-23 с трех ракурсов.


"К взлету готов!".


Один из трех домов в военном городке, где проживали семьи военных.


"Тревожный чемоданчик".

День окончательного расформирования 528 ИАП.


К сожалению, я больше не нашел фотографий, которые хотя бы образно передали атмосферу тех дней, периода 70-х и 80-х годов.
Зато удалось запечатлеть аэродром в августе этого года.
Как видите, с момента последней службы прошло почти 20 лет. Полк, как таковой, перестал существовать и разделил судьбу еще двух островных полков, да и не только островных. Почти все военнослужащие уволились и вместе с семьями уехали кто куда. Некоторые полосы ужасно заросли всяким бурьяном. Самолеты перевезли в другие точки нашей Родины, а те, что остались - были распилены на металлолом. Ангары, как я уже упомянул выше, не способны вмещать новейшие образцы истребителей, и только два из них хоть как-то используют в качестве огромных хранилищ. Остальные продолжают стоять огромными монолитами и ожидать, что с ними будет дальше.
Вид на первую, японскую полосу.


Вроде, это бывший штаб, где происходил разбор полетов.


Одно из бомбоубежищ. Будучи школотой, у нас с товарищами там была своя штаб-квартира.


Один из ангаров и его массивная воротина.



Взлетная полоса.




Здесь базировалась 3-я эскадрилья.






Ну и совсем удручающее зрелище. Те самые МиГи, которым не суждено было отлетать еще несколько лет до окончания срока эксплуатации...




Еще одни останки, найденные в лесу.








Еще один МиГ тоже находится в одном из ангаров. И еще один тоже где-то в лесной глуши, но уже по ту сторону аэродрома.
Не знаю, о чем думал автор этого высказывания (может быть он пересмотрел "Терминатора" с его популярной фразой), но надеюсь он имел ввиду возрождение ИАП.

.
Вот такая история, с печальным концом.
Не примите эту статью (если это статьей еще можно обозвать, конечно) за обычное недовольство студента. Просто обидно видеть, что построенное когда-то нашими дедами и отцами наследие утеряно или разрушено. Это я привел только один пример. А ведь подобное творилось и в других районах России (пишу "творилось", потому что вроде как медленно, но на правильном пути, мы идем к восстановлению). Как было много полков по всей территории СССР. А остались единицы...
Тем символично для меня это небольшое расследование-сравнение, что мой отец отдал здесь 5 лет своей жизни, защищая просторы сахалинских берегов и плоскогорий.
И просто хочется верить, что эти разрушительные тучи рассеются когда-нибудь. И вновь аэродромы заживут новой жизнью. И вновь будут рассекать со сверхзвуковой скоростью голубой небосвод новые истребители...
P.S. Так как это моя первая статья, то прошу строго не судить.

Сокол, посёлок городского типа в Долинском районе Сахалинской области РСФСР. Ж.-д. станция в 12 км к Ю. от г. Долинска. Рыбоводный завод (выведение мальков горбуши и кеты), производство железобетонных изделий, молочно-овощной совхоз.

  • - Нефтегорск, посёлок городского типа в Сахалинской области РСФСР, подчинён Охинскому горсовету. Расположен в 98 км к Ю. от г. Оха. Добыча нефти...
  • - Анива, город, центр Анивского района на Ю. Сахалинской области РСФСР, на р. Лютога при впадении её в бухту Лососей. Ж.-д. станция 4,7 тыс. жит. . Предприятия пищевой промышленности...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Быков, посёлок городского типа в Сахалинской области РСФСР. Расположен на р. Наиба. Конечный пункт ж.-д. ветки от станции Сокол. 10,3 тыс. жителей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Вахрушев, посёлок городского типа в Сахалинской области РСФСР. Ж.-д. станция в 55 км к Ю. от Поронайска. 11 тыс. жителей. Добыча угля, деревообработка. Южно-Сахалинская ГРЭС. Назван в честь В. В. Вахрушева...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Восточный, поселок городского типа в Сахалинской области РСФСР. Железнодорожная станция в 17 км к Ю. от г. Оха. 3 тыс. жителей. Добыча нефти...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Гастелло, посёлок городского типа в Сахалинской обл. РСФСР, на берегу залива Терпения. Ж.-д. станция в 15 км к Ю.-З. от Поронайска. В посёлке имеется леспромхоз; рыболовство...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Горнозаводск, город в Невельском районе Сахалинской области РСФСР. Расположен на юго-западном побережье острова Сахалин. Железнодорожная станция в 18 км к Ю. от г. Невельска...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Дуэ, посёлок городского типа в Сахалинской области РСФСР. Расположен на побережье Татарского пролива, в 8 км к Ю. от Александровска-Сахалинского...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Ильинский, посёлок городского типа в Томаринском районе Сахалинской области РСФСР. Расположен на берегу Татарского пролива. Ж.-д. станция. Один из центров рыболовства. Рыбная и лесная промышленность...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Корсаков, город в Сахалинской области РСФСР. Расположен в южной части о. Сахалин, на берегу залива Анива. Самый крупный порт Сахалина. Ж.-д. станция в 40 км к Ю. от Южно-Сахалинска. 38 тыс. жителей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Красногорск, город в Томаринском районе Сахалинской области РСФСР. Порт на берегу Татарского пролива, в 50 км к С. от ж.-д. станции Ильинск. Судоремонт, лесотарный комбинат, леспромхоз...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Лесогорск, город в Сахалинской области РСФСР, подчинён Углегорскому горсовету. Расположен на западном берегу о. Сахалин, в устье р. Лесогорка, в 196 км к С. от ж.-д. станции Илышск...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Макаров, город, центр Макаровского района Сахалинской области РСФСР. Расположен на восточном побережье острова Сахалин, на берегу Охотского моря. Железнодорожная станция на линии Корсаков ‒ Тымовское...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Сокол, посёлок городского типа в Магаданской области РСФСР, подчинён Магаданскому горсовету. Расположен на автодороге в 48 км к С. от Магадана. Завод стеновых материалов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Тихменево, посёлок городского типа в Поронайском районе Сахалинской области РСФСР, в 18 км к З. от ж.-д. станции Поронайск...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Углегорск, город областного подчинения в Сахалинской области РСФСР. Порт на берегу Татарского пролива, в 150 км к С. от железнодорожная станция Ильинск. 18,4 тыс. жителей...

    Большая Советская энциклопедия

"Сокол (пос. гор. типа в Сахалинской обл.)" в книгах

КРАХ САХАЛИНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Из книги Как продавали Аляску. Все еще можно вернуть автора Миронов Иван Борисович

КРАХ САХАЛИНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Передать русские колонии Соединенным Штатам под предлогом военной необходимости и угрозы их безопасности Э.А. Стеклю не удалось. Но идея отказа от Аляски как непосильного для России бремени уже заполоняла головы правящей верхушки

Анива (город в Сахалинской обл.)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Гастелло (посёлок гор. типа в Сахалинской обл.)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Восточный (пос. гор. типа в Сахалинской обл.)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Вахрушев (посёлок гор. типа в Сахалинской обл.)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Татьяна написал(а) это сообщение.

Моё место рождения посёлок Сокол, год рождения 1960, отец военный Сапожников Анатолий Яковлевич в то время молодой лейтенант, мама учитель английского языка- Елена Григорьевна, работала в школе посёлка в 1960 году, но не долго, была уволена в связи с сокращением классов

Лариса написал(а) это сообщение.

Хочется найти связь со своими одноклассниками 1-ый,2-ой класс (номер школы не помню,деревянное здание,постараюсь найти фото нашего класса),годы учебы 1970-1971 г.г.(мои одноклассники Женя ХОХЛОВ,Леночка Топтыгина).Меня зовут ЛАРИСА Акулич.Жили на берегу реки в японских 2-хэтажных домах. Снегу столько наваливало до 2-ого этажа.кое-как откапывались.Папа служил в авиа части.

ЮРИЙ написал(а) это сообщение.

МНЕ 71 ГОД.ЖИЛ В ЮЖНОМ-СОКОЛЕ С 1956 ПО 1960.ПРОШУ ОТКЛИКНУТЬСЯ ЖИВШИХ ТАМ В ЭТО ВРЕМЯ.НАЗОВУ ФАМИЛИИ ТЕХ КОГО ПОМНЮ.УЧИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАХНЁВА ЛИДИЯ ЯКОВЛЕВНА. ХОМЯКОВА ГАЛИНА* АВЕРИЧЕВА СВЕТЛАНА* МАЙБОРДА ВЛАДИМИР*РАЗУМОВСКИЙ ГЕННАДИЙ* ШЕЙН ЛЮДМИЛА.

Наш Гость написал(а) это сообщение.

На предыдущем снимке получилось не так, как хотел - изображены руины моего дома (справа), а дальше дом, половина которого сгорела еще при нас Сейчас на нем и написано Пушкина 38. А наш имел тогда адрес Пушкина 119. Почему 119 не знаю, но адре точный.

Владимир написал(а) это сообщение.

Два года назад писал тут комментарии и поместил школьные групповые фото - 1 и 5 классы. А в прошлом году посчастливилось побывать в Соколе. Нашел наш дом, но от него остались руины. А соседний дом (на нем написано Пушкина 38) пока стоит тоже полуразрушенный, но меньше. Часть фото разместил в рубрике "я люблю Сахалин". На фото я прикоснулся к стене нашего дома (японский двухэтажный) Фото сделано с улицы, которая ведет к МИГу (название не знаю)

Владимир написал(а) это сообщение.

Два года назад писал тут комментарии и поместил школьные групповые фото - 1 и 5 классы. А в прошлом году посчастливилось побывать в Соколе. Нашел наш дом, но от него остались руины. А соседний дом (на нем написано Пушкина 38) пока стоит тоже полуразрушенный, но меньше. Часть фото разместил в рубрике "я люблю Сахалин". На фото я прикоснулся к стене нашего дома (японский двухэтажный) Фото сделано с улицы, которая ведет к МИГу (название не знаю)

сорочинская Людмила Валерьевна написал(а) это сообщение.

Я ищу в поселке Сокол отца Сорочинского Валерия Федоровича.Может кто знает его.Никогда его не видела.Помогите пожалуйста. Мой номер телефона 89098859850

Ответил(а) Николай Махонёк:

19-11-2017 13:35

Людмила, немного по-подробнее о себе, может я смогу Вам помочь. К сожалению телефон в данном случае бессилен, я в другой стране. Но интернет к нашим услугам.
С уважением, Николай Махонёк.

В Омске весной вышла книга, написанная омским авиатором Анатолием Бражниковым. В ЖЖ про нее уже писали . Здесь, кажется, можно ее
скачать .

И вот уже осенью она оказалась у меня, сама бумажная книга. Спасибо коллегам в Омске.

Открыли, листаю, и попадаю на историю службы автора на Сахалине, где я вырос и рядом с тем самым военным аэродромом Сокол мы в школе убирали картошку не раз. А потом еще в июне 1985 года мы туда садились на Ту-154, когда в Хомутово удлиняли полосу. В 1980-х в Соколе базировались МиГ-23. Летали иногда на юг на сверхзвуке почти недалеко от Южного. Шума было хорошо:)

Вот что сказано в книге про Сокол первой половины 1950-х (призыв осени 1951 из Омской области):

По жд привезли в Магдагачи Амурской области в ШМАС.

Во время учебы часто разгружали вагоны с гофрированой металлической плитой примерно 2х0,5 метра - потом весной мы их укладывали на военном аэродроме Магдагачи.

Изучали в школе радио и электрооборудование самолетов. Было много физподготовки и политподготовки. Июль 1952 - сержанты ВВС

Меня и двоих друзей отправили служить на Сахалин. До Владивостока ехали на поезде. Там, на Второй Речке две недели жили в палатках. Потом сели на "огромный океанский пароход". На нем мы трое суток плыли до Корсакова. В дороге и шторм и нехватка пресной воды (выдавали ее один раз утром). Днем с палубы наблюдали дельфинов и акул. Причалили в середине дня.

С причала до жд-вокзала в Южно-Сахалинске мы шли пешком (это вообще-то 40 километров, скорее всего шли до жд-вокзала Корсакова - Глеб). Дальше поезд на север острова и вечером мы приехали в...в/ч 65368. Оказался я в 7м разведывательном Краснознаменном полку. Полк подчинялся напрямую Москве. Оперативно полк подчинялся командующему 29й ВА генералу Белоконь (который базировался в Соколе, судя по тексту - Глеб) Был еще в Соколе истребительный полк на МиГ-15. Как раз в 1951-52 гг. в наш полк начали поступать разведчики Ил-28Р. Фотооборудование находилось в бомболюках. Были два допбака по 900 литров каждый на консолях крыла. А до этого наш полк был вооружен Пе-2, при мне как раз их списывали.

Ил-28 обслуживала и готовила к вылету команда из семи человек: Техник самолета - офицер, закрепленный за самолетом, помощник техника, и механики по электрооборудованию, вооружению, приборам, фотооборудованию, кислородному оборудованию (пять механиков).

В июле 1953 года была катастрофа Ил-28 на разбеге - не взлетел, тормоза, покрышки слетели, далее ров и самолет врезался в него. Пожар, начали взрываться патроны от 37-мм пушки... Погибли старший лейтенант Сухов, инженер Кречет, стрелок-радист.

Был еще у нас ленд-лизовский Бостон А20, его использовли для буксировки конусов для тренировочной стрельбы. Однажды при посадке у него сложилась правая основная стойка. ...скрежет, икры, круг 360 градусов вокруг правой плоскости, остановка. Все живы.

Я в итоге стал "Отличником ВВС" и наградили меня Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

По лыжам занял первое место в полку.

В августе 1955 года демобилизация. Многие во Владивосток плыли также на пароходе. А мне старший звена Бакаев предложил полететь вместе с н Хабаровск на Ли-2, он летел в командировку. Так через час с небольшим я оказался в Хабаровке и дальше поезд в Омск.
________________________________________ _______

Сама книга: