Рождество Христово: все, что нужно знать о празднике. Прийти в храм и помочь украсить его к празднику

Осталась одна неделя до Рождества, и начинается она празднованием Нового года – гости, шум, веселье, подарки, где уж тут подготовиться к празднику?! И всё же перед Рождеством необходимо остановиться, вырваться из потока праздничной суеты, которая поглощает наши силы и отнимает время, чтобы успеть исполнить хотя бы часть из того, что мы планировали сделать в течение поста. Список дел, которые нужно завершить, может быть, например, таким:

1. Усилить молитву

2. Побывать на службе Рождественского сочельника – 6 января

Сосредоточенное настроение поста постепенно уступает место радости и ликованию, весь наполнен благодарностью ко Христу, Который «в малый внити тщится вертеп»: «Радуйся, вся земле, се Христос приближается, в Вифлееме раждаяйся».

Особое внимание в течение службы обращается на земные обстоятельства Рождества: на время и место, в которые оно должно совершиться, и на его участников. А по окончании литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники впервые поют тропарь Рождеству Христову.

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в Москве. Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

3. Уделить время благотворительности

Новогодние и рождественские дни – особое время, мы славим Христа и делимся этой радостью с другими. Можно поучаствовать в благотворительных ярмарках и базарах, можно собрать, передать или отвезти самому подарки для детей-сирот, пожилых и одиноких людей в больницах, бездомных, детей-инвалидов, а также многодетных и неполных семей. Можно сдать кровь – в новогодние дни с донорской кровью особенно трудно.

Можно зайти на сайт благотворительных организаций и внести пожертвование. Например, который помогает всем, оказавшимся в трудной ситуации.

Можно , а значит и многим людям, которые ищут смысл жизни.

4. Освободить время для праздника

Убраться, украсить дом, доделать неотложные и давно забытые дела, чтобы освободить время перед самым Рождеством и Рождественским сочельником. 6 января особенно украсьте комнату, в которой вы будете праздновать Рождество, вернувшись со службы. Постелите красивую скатерть, накройте стол, поставьте свечи, повесьте гирлянды, поставьте в вазу ветки ели или сосны, если у вас нет живой елки.

5. Попросить прощения и примириться с теми, кого обидел давно или недавно

6. Прийти в храм и помочь украсить его к празднику

7. Приготовиться к празднику вместе с детьми

Сияние огней на елке, подарки, спектакли, концерты – всё это создает особое настроение и делает Рождество любимейшим праздником детей. А самое главное, что и взрослые, ожидая праздник и создавая его для детей, сами радуются, как дети. Итак, что надо успеть сделать с детьми:

Ставим и наряжаем елку. Конечно, трудно представить Рождественские и новогодние праздники без елки, лесной красавицы. Можно поставить искусственную, можно купить живую – тут каждый решает сам, но главное, наряжайте елку всей семьей, а вечером, перед сном, зажигайте огоньки.

У нас в семье есть такая игра с маленькими детьми – найди игрушку на елке. Ведущий загадывает, например: «Найдите мне домик», а дети ищут, осматривая елку. Особенно весело, если таких домиков на елке несколько.

Еще можно в одну из ночей, например новогоднюю, лечь спать под елкой, прямо на полу. Светящиеся игрушки, запах хвои, шуршание мишуры – сказка не замедлит прийти.

Делаем Вифлеемскую звезду. Всё, что горит, светится, переливается – особенно нравится детям. Рождественскую звезду можно сделать из бумаги, а потом «зажечь» ее, осветив лампой или гирляндой. Под такой звездой и надо читать историю о пришествии на землю Спасителя.

Мастерим игрушки на елку (из соленого теста, ваты, бумаги, дерева, ткани), бусы, подарки своими руками.

Делаем вертеп . Вертеп может быть статичным – модель пещеры, с родившимся Христом. Такой вертеп можно из бумаги, пластилина, запекаемого пластика, шерсти и т. д., а можно купить готовый.

И вертеп может быть динамичным – театральным представлением, в котором показываются события, произошедшие на земле во время Рождества Христова.

Печем пряничный домик. Процесс изготовления пряничного домика однотипен, и в интернете можно найти пошаговые инструкции его изготовления с фотографиями. Тесто, как правило, такое же, как для имбирного печенья. Хороший дает Варвара Волкова.

Разучиваем колядки, стихи, песни. Разучить с детьми, а затем исполнить – отличный способ поздравить с Рождеством родных, соседей, знакомых, а также тех, кто не смог прийти в храм – больных, стариков, одиноких. Тексты можно сочинить самим, устроив конкурс.

Р ождество, пожалуй, можно смело называть самым распространённым культурным праздником в мире. Вариантов празднования столько, сколько в мире языков и народов. Один из старейших праздников ждут во всем мире с нетерпением, готовясь загодя.

Позвольте рассказать вам о некоторых рождественских традициях, о которых, возможно, вы знаете не всё.

1. Рождественские ёлки. Традиция устанавливать в доме вечнозеленое дерево берет свое начало в Германии 16-го века. Ранние рождественские деревья называли «райскими», потому что их применяли во время спектаклей в сцене пира Адама и Евы. Эдвин и Дженифер Вудраф рассказывают, что зачастую на деревья вешали круглые вафли как символ евхаристии. Отсюда и «печенные» орнаменты украшений, которые сегодня развешивают на ёлки в Германии.

2. Рождественские огни. Легенда о том, то немецкий реформатор Мартин Лютер не только первым внес рождественскую елку в дом, но и украсил ее огнями – выдумка и в первой, и, скорее всего, во второй ее части. Легенда, тем не менее, звучит так: Лютер шёл домой темным зимним вечером и восхитился картиной мохнатой елки и сияющими вокруг звездами чистого неба. Своей семье он объяснить увиденное словами не смог, поэтому просто принес ёлку домой и украсил её свечками, изображавшими звезды. И это стало прототипом современных огоньков на ёлке. Правда, никаких исторических доказательств у этого рассказа нет.

3. Карамельная трость. Народная молва указывает на то, что карамельные трости появились в Германии в 1670 году. Хормейстер кёльнского собора раздавал конфеты детям во время богослужения, чтобы те сидели молча. Он и попросил кондитера добавить к конфетам крюк, чтобы напомнить детям о пастухах, пришедших навестить новорожденного Иисуса. Есть и другая версия о кондитере-христианине из американского штата Индиана, сделавшего карамельную трость, чтобы в одной конфете объединить несколько символов рождения, служения и смерти Иисуса Христа. Правда, вторая история – всего лишь еще одна городская легенда.

4. Рождественские открытки. Первые рождественские открытки на продажу впервые появились в 1843 году, когда сэр Генри Коул, будучи слишком занятым, чтобы писать письма, попросил друга-художника нарисовать карточку с картинкой и надписью, которую можно было отправить по почте вместо письма. Художник Коллкотт Хорсли напечатал 1000 открыток и продал их в Лондоне по шиллингу за штуку. До 1875 года американцы импортировали открытки из Англии, пока немецкий иммигрант Луи Пранг не напечатал первую заокеанскую карточку, став «отцом американской рождественской открытки».

5. Рождественские чулки. В знаменитой поэме «Визит Святого Николая» (1823), которая начинается словами «Была ночь накануне Рождества», упоминаются чулки, а вот про елку – ни слова! И это все логично, потому что весь 19 век чулки были большим символом Рождества, чем ёлка. В одной из статей Нью-Йорк Таймз за 1883 говорилось, что «чулки так долго были частью Рождества, что без них Рождество уже кажется ненастоящим». В той же статье упоминается и ёлка: «Немецкое рождественское дерево, не укоренённый труп – о нём и думать смысла нет». Никто уже точно не знает, с чего началась традиция вешать чулки на камине. Есть популярная легенда, что Санта Клаус услышал об обедневшей семье, слишком гордой, чтобы просить милостыню. Отец семейства, недавно овдовевший, не смог собрать приданое для своих трех дочерей, поэтому Санта бросил через дымоход три золотые монетки, которые оказались в сушащихся на камине чулках девушек. В другой версии легенды Санта прислал три золотых шара, и отсюда происходит традиция подавать к рождественскому столу апельсины или мандарины.

6. Эгг-ног. Эгг-ног – этот коктейль из молока, сливок, сахара, взбитых сливок и какого-нибудь алкогольного компонента (бренди, коньяк, ром, шерри или виски), а также каких-нибудь специй (корицы или мускатного ореха). Историки гастрономии считают, что этот напиток берет начало от британского «свертыша» – горячего, молочного и похожего на пиво напитка. Поскольку в американских колониях молока и яиц было предостаточно, эгг-ног стал популярным праздничным напитком.

7. Рождественские гимны. С 14 века гимны считались разновидностью популярных религиозных песен. Рождественские гимны стали популярны после Реформации, но широкое распространение они получили в 19 веке, когда стали издаваться музыкальные нотные сборники рождественских песен. Например, в 1833 году английский адвокат Уильям Сандис опубликовал сборник «Рождественские гимны: современные и древние», в котором были и «Вести ангельской внемли», и многие другие исполняемые сегодня песни. Также во время викторианской Англии началась традиция ходить от дома к дому и петь рождественские гимны, ставшая аналогом «колядования».

Подписывайтесь:

8. Календарь Адвента. В средние века Адвент был напрямую связан с первым пришествием Христа на Рождество. Сегодня Адвент длится 4 недели перед Рождеством, хотя большинство календарей берут начало с 1 декабря и отсчитывают 24 дня до наступления праздника. Традиция календарей Адвента началась в середине 19 века, когда немецкие протестанты начали делать отметки мелом на дверях или зажигать свечи, чтобы отсчитывать дни до Рождества. Первый напечатанный календарь Адвента был создан в начале 1900-х годов немцем по имени Геральд Ланг. Когда Ланг был маленьким, его мама пришивала 24 печенья к крышке коробки и давала ему по одному печенью в день во время Адвента. Именно это и стало прообразом созданного в 1908 году календаря, изданного Лангом.

9. Рождественские подарки. До 19 века Рождество было, скорее, общественным праздником, который проходил на Рождественских базарах в центре городов. В 19 веке праздник потихоньку стал перемещаться с базарных площадей в дома, превращаясь в семейный. С развитием капитализма в 19 веке, стала развиваться и реклама, и ювелиры смекнули, что в рождественский период можно значительно увеличить продажи, призывая покупателей раскошеливаться, чтобы сделать предложение, проявить знаки внимания к любимым. Кроме этого, конец декабря – это конец года и время подведения итогов. Продавцы Библий также рекламировали Рождество, и именно в это время молодые члены семьи стали получать персональные Библии с напутственными словами от взрослых. Потихоньку в 19 веке подарки вошли в список рождественских традиций, положив начало коммерциализации праздника. Впрочем, так или иначе ежегодно весь мир, осознанно или нет, вспоминает самое главное событие в человеческой истории – приход Спасителя в этот мир.


Приближается один из самых больших и светлых христианских праздников - Рождество. Что верующие и не верующие должны знать о Рождестве? На эти и другие вопросы ответил Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Должен ли человек с атеистическим мировоззрением, не крещенный праздновать Рождество? Или ему лучше не смущать своим присутствием тех, кто выходит из поста и готовится к празднику?

- Мне сложно сказать, что должен делать человек некрещёный. Особенно относительно Рождества. Так же, как собственно говоря и относительно Пасхи. Да, я знаю, что многие атеисты празднуют и Рождество и Пасху. Сложно говорить, что движет этими людьми. Ведь Рождество - это день рождения Господа Иисуса Христа, в Которого они не верят. Поэтому, скорее всего, для них эти события не более, чем повод посидеть за столом, который ничего общего не имеет с духовной жизнью.

Единственное, что могу посоветовать атеисту, так это не смущать людей верующих своими нападками на веру. Вообще, нам уже давно надо научиться уважать взгляды и мирововоззрение других людей, даже если они не согласны с нами. Именно это является основой и фундаментом цивилизованного общества. А то, слишком часто получается так, что люди неверующие пытаются доказать свою правоту при помощи силы. Примеров более, чем достаточно.

Как провести правильно день 6 января на кануне Рождества? Есть ли какие-то православные традиции? Или можно целый день смотреть веселые рождественские фильмы, юмористические передачи и играть в компьютерные игры?

- В эти дни православные христиане обязательно посещают храм. Это главное. Вообще, все важное в нашей жизни совершается в храме - крещение ребёнка, венчание, отпевание родных и близких. Но самое важное - это Литургия. Только участие в этом Таинстве даёт возможность реально пережить все то, что совершается в эти дни и о чем мы читаем в Священном Писании.

Поэтому, если говорить о традициях, то это самая ключевая. А вот смотреть телевизор, играть в игры и т.д., - второстепенные вещи.

Когда точно наступает Рождество и его следует праздновать? Есть ли конкретное время? Или ждать, когда появится на небе первая звезда? А если небо заволокло тучами и звезд не видно?

- По традиции, звезда - это только разрешение на подкрепление пищей перед ночным Богослужением. Нужно сказать, что 6-ё января - день самого строгого поста перед Рождеством. То есть, в этот день не принято вкушать пищу да захода солнца и появления первой звезды. Должен сказать, что такая традиция тоже имеет литургические корни. Дело в том, что раньше предрождественская Литургия совершалась не с утра, как сейчас, а после обеда, то есть в 3 часа дня. Поэтому, обычно заканчивалась она довольно поздно - часов в 7-8 вечера. И естественно, что христиане подкреплялись пищей уже тогда, когда на небе горели звезды. Сегодня Литургия совершается с утра, но традиция позднего приема пищи осталась. Об этом сказано и в богослужебном уставе нашей Церкви.

Сразу ли нужно садиться за стол, когда появится первая звезда? Или основной праздник приходится на 7 января? Какие блюда обязательно должны быть на столе?

- Рождество наступит после рождественской Литургии 7-го января. Вот тогда, после богослужения и можно садиться за стол и разговляться. Что кстати имеет смысл только для тех, кто постился. Те же, кто пост не держал, не был в храме на праздничном богослужении никогда по-настоящему пережить Рождество не смогут.

Будет ли прок неверующему и некрещенному человеку и его душе, если он посетит рождественскую службу в церкви или получит благословление?

- Конечно! Прок, как вы говорите, будет всем и каждому, кто посетит Рождественское богослужение. Именно так и надо отмечать этот праздник- в храме. Даже если человек неверующий. Пути Господни неисповедимы! И может, именно после богослужения атеист поверит в Бога?! Такое, поверьте, случается и довольно часто.

Почему если летоисчисление у нас идет от Рождества Христова, то мы не празднуем Рождество 1 января? Как в новом, так и в старом стиле календарей вначале наступает Рождество и лишь потом Новый год .

- Идея праздновать Рождество 31 декабря не имеет ни канонического, ни традиционного оправдания. Для нас, христиан, Новый год вообще наступает в сентябре. Именно тогда Церковь отмечает новолетие. А 1 января, как и 13 января, это не более чем гражданский Новый год, привязываться к которому с точки зрения Церкви не имеет никакого смысла. Главное событие для нас - это Рождество Христово, а когда там наступает Новый год не столь важно. Вообще, я думаю, что раз в нашем обществе летоисчисление ведётся "Анно Домини" - "от Рождества Христова ", то, скорее общество и должно что-то менять и подстраиваться под Церковь, а не наоборот.

Начиная с Рождественской ночи до Крещения наши предки рядились в шкуры зверей, надевали рогатые маски, озорничали, колядовали. В эти праздники также всегда гадали в том числе и верующие. Стоит ли придерживаться этих традиций и как современная церковь к ним относится?

- Все, перечисленное вами, кроме колядок, это чистой воды язычество, которое ничего общего с христианством не имеет. Колядки никак нельзя ставить в этот ряд просто потому, что они прославляют Бога. А вот гадание, ряжение в шкуры зверей и т.д., это такие вещи которые Церковь безусловно осуждает.

Все еще длится пост, все еще нельзя ни мяса, ни молока, ни яиц. Зато уже завтра, 6 января, самые простые люди, как и ревностно верующие, собираются всей семьей, чтобы поставить на стол традиционные славянские блюда: кутью, сочиво, постную рыбу, узвар из целых ягод. В этот день постящие христиане не едят целый день, садясь за стол только с появлением на небе первой звезды.

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что "коливо" - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать "сочиво", или "коливо", положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа. Однако уставом эта традиция не предписана.

В ночь с 6 на 7 января идут на праздничную службу. И уже после нее начинается разговение - можно кушать все. Пост закончился.

Но рождественский ужин устраивают, как правило, 7 января вечером. На стол можно подавать колбасы, ветчину, фаршированную утку. А вот алкоголь, как правило, в православной традиции не присутствует. Но выпить бокал хорошего красного вина не возбраняется.

А потом начинаются святки - нужно ходить в гости к друзьям, родственникам и знакомым, дарить подарки.

Что можно:

Необходимо поставить возле икон немного праздничной кутьи, это угощение для ваших умерших предков, которые, по поверьям, непременно заглянут на праздничный ужин.

Также нужно сходить в церковь, и пожертвовать некоторую сумму денег для нее, это поможет и вам в будущем году приумножить свои богатства. Не обходите стороной и просящих милостыню.

И наконец, если к вам пришел нежданный гость, то непременно усадите его за стол и угостите, как следует. Это прекрасная примета, сообщающая о том, что в будущем году возле вас будет много добрых и преданных друзей.

Что нельзя:

Обычно в зимние праздники, незамужние девицы гадают, пытаясь узнать свое будущее или имя жениха. Но именно в Рождество этим заниматься строго воспрещается, дабы не навлечь на себя и своих близких беду. Этот праздник имеет глубоко религиозные корни и поэтому все, что связано с мистикой и греховностью попадает под строжайший запрет.

В Святое Рождество, впрочем, как и в любой другой большой церковный праздник, нельзя заниматься домашними делами, уборкой, шитьем, мытьем полов и вязанием. Принимать душ или ванну в Сочельник тоже нельзя.

Довольно странным и необъяснимым постулатом в этот день является запрет на употребление воды. Утолять свою жажду можно лишь чаем, морсом, соками. Заядлым рыбакам и охотникам в Рождество так же необходимо отказаться от своих увлечений. Обижать, и тем более убивать, братьев наших меньших, категорически запрещено. Ну, и наконец, следите за своим настроением и отношением к окружающим. Не стоит вступать в конфликты, ругаться матом, лгать и проявлять нетерпимость к недостаткам близких.

Веселого Рождества вам и вашим близким!

21 сентября - празднование Дня Рождества Пресвятой Богородицы. Пятьдесят лет святые праведные Иоаким и Анна вымаливали дитя. И им была дана девочка - изменившая весь ход жизни на земле.

Чудо рождения

Во времена Иоакима и Анны, родителей пресвятой Богородицы, бездетность считалось позором и была поводом для насмешек и унижений.
До глубокой старости Иоаким и Анна жили в Назарете, не имея детей. Святой праведный Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина.
Богородица родилась по их горячим молитвам после того, как иерусалимский священник Рувим в большой праздник отверг дары, принесенные в храм Иоакимом. Священник посчитал, что бездетный муж не может приносить жертву Богу.
По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении ребенку дано было имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Преодоление разделения

С того момента, как родилась Матерь Божья, началось преодоление разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента грехопадения. Ведь еще до ее зачатия, во время молитвы Иоакима в пустыне и Анны в их доме, когда им обоим явился ангел с благой вестью, он сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». А значит, наступило время преодоления мучительного разделения, наступило время быть зачатой и родиться Той, через кого сможет родиться в мир Сын Божий, чтобы искупить своей смертью все грехи человечества. Поэтому рождество Богородицы - это очень человеческий праздник, ведь она - человек, один из нас, бывший так чист и светел, что через него смог родиться в мир Христос.
Вот что говорит в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский в этот праздник: «Это радость не только о любви Божией к нам, но и о том, что земля - наша родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню «. А в рождественском тропаре поется: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной».

Смена печали на радость

Святитель Григорий Палама, рассуждая о том, почему у Иоакима и Анны не было детей до Богородицы, говорит, что зачатие Девы Марии сменило две печали - малую и большую - на две радости. Оно произошло, с одной стороны, чтобы разрешить печаль и поношения родителей, а с другой - чтобы предуготовить разрешение печали и проклятия, постигших Праотцев человеческого рода.
«Как же и естество осмелилось бы сделать общим (и для иных детей) то чрево, в котором пробыла и из которого произошла Единая имевшая Святая святых Своим домом и Единая ставшая Обителью Создавшего естество?.. Но как прежде Нее и после Нее никто не обитал во Святая святых, так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде ни позднее не был чревоносим иной плод».
В беседе на Рождество Богородицы святитель восклицает: «О, сердца эти, настолько непорочные, чтобы вознести такую молитву, предварившую таковое и таковое достигшую!»

Всепрощение

Верующие обращаются к Богородице с самыми разными молитвами, во многих из которых просят ее передать их молитву Ее Сыну. Богоматерь в христианстве - воплощение милости, сочувствия к людям. Недаром и в апокрифических сказаниях Она изображается как Та, что всегда вступается за грешников, имеющих хоть один повод ко спасению, хоть одно проявление добродетели. Дева Мария воспринимается в первую очередь как Мать, делающая все, чтобы помочь человеку, обращающемуся к Ней в молитве.
Однако намного реже мы задумываемся о глубине Ее прощения, Ее смирения, Ее подвига. Ведь Ее любовь - абсолютное, безграничное самопожертвование. Люди предали смерти ее безгрешного Сына - а Она не отвернулась от них и еще больше за них молится.
Из всего рода человеческого Матерь Божия первая достигла той цели, которая стоит пред всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества.

Лествица

Богородицу часто называют Лествицей. На некоторых иконах она держит символическую лестницу в руках, на других полосы на ее одежде расположены так, что внимательному зрителю (а точнее, соучастнику происходящего на иконе) являют лестницу. Лестница - один из символов духовного восхождения.
Мы знаем, что Ветхий завет как бы исполняется, воплощается в Новом - и это же происходит с пророчествами о Богородице. Так, ее прообразом считают Лестницу Иакова, соединившую землю и Небо. Действительно, и Богородица соединила Небо и землю, став как бы лестницей, по которой спустился к людям Сын Божий и по которой (то есть следуя примеру жизни которой) может подняться к Нему человеческая душа.

Скромность описаний

Жизнь Богородицы мало описана в Новом Завете, о Ее земном пути можно найти лишь скудные сведения. Ее чудесное рождество почти не описывается, не рассказывается подробно и о Ее родителях. Суть Богородицы ясна из событий Ее жизни: согласия родить Христа, зная, что Сыну Ее предстоит быть распятому, и следования за Ним.
О Рождестве пресвятой Богородицы написано в апокрифическом протоевангелии Иакова II века. Именно в нем Дева Мария прославляется как новая Ева. До создания этого текста Богородица не занимала настолько почетного места у христиан.
Вот как описана в этом произведении встреча супругов после их отдельных молитв:
«И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».

Место Рождества

На Святой земле, неподалеку друг от друга, стоят два храма, католический и православный, посвященные святой Анне, матери Богородицы. Обе конфессии согласны в том, что Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны в северо-восточной части Иерусалима. О точном месте нахождения этого дома неизвестно, и храмы стоят на расстоянии примерно 70-ти метров друг от друга. В этих храмах (монастыре святой Анны и базилике святой Анны) находятся древние подземные помещения, пещеры, бывшие, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Находится это место в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, около Львиных ворот.