Разделы журналистики. Основные жанры журналистики

Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Любительство и профессионализм в журналистике. Нравственная и этическая позиция журналиста.

Билет №1

Вопросы и ответы

Основы творческой деятельности журналиста

ОТВЕТ: Журнали́стика - актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.

Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, её представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.

Журналистика институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др.

С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики - журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (не доступной) информации. Соответственно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть «цепными псами демократии» или «разгребателями грязи». Следует отметить, что биполярный подход к направлениям журналистики сегодня оспаривается и признается упрощенным.

Журналистика как наука - система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, её влияния на изменения общественных процессов.

Слово журналистика введено в русский язык Николаем Полевым. Человека, профессионально занимающегося журналистикой, принято называть журналистом.

Журналистика может быть подвергнута системному анализу и изучаться как:

  • социальный институт
  • система видов деятельности для поддержки жизненного цикла средств массовой информации
  • совокупность профессий
  • система произведений, создание текстов
  • управление каналами массовых коммуникаций
  • часть индустрии медиа

В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:

  • газетно-журнальная журналистика
  • тележурналистика
  • радиожурналистика
  • интернет-журналистика
  • фотожурналистика

Возможны смешения этих видов, например, фотожурналистика может быть печатной, радиопрограммы могут передаваться через сеть Интернет, в звуковом и текстовом виде, интернет-издания могут готовить программы для радио, телевизионное вещание может быть организовано через сети (мобильный интернет, мобильную связь) и т. п.

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.

Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте свои произведения нейтральным словом «материал».

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться в «свободный полет», должен научиться писать в любом жанре.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. схему). Начинающие журналисты, прежде всего, должны «набить руку» на информационных жанрах (кстати, в газете они занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.

Главная цель информационного материала , будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это - основа основ, без фактов журналистика немыслима.

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

ХРОНИКА - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

ИНФОРМАЦИЯ - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

ОТЧЕТ - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

ЗАРИСОВКА - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

ОБОЗРЕНИЕ - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

РЕПОРТАЖ - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия . Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.

ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

    Информационные:

* Хроника

* Информация (короткая (заметка), расширенная)

* Зарисовка

* Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)

* Отчет (общий, тематический, с комментариями)

* Путевые заметки

* Обозрение

* Репортаж (событийный, тематический, постановочный)

2. Аналитические:

* Корреспонденция

* Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)

* Рецензия (литературная, кино, театральная)

    Художественно-публицистические:

* Очерк (сюжетный, описательный)

* Фельетон

Классификацию жанров журналистики можно сравнить с . Еще в IV веке до н. э. древнегреческий философ Аристотель в своих работах «Риторика» и «Поэтика» разделял литературу на разные виды, исходя из способа, посредством которого отражается реальная действительность (например, в драме это диалог, в поэзии - особый тип лирики и т.д.). Следуя традициям искусствоведения и литературоведения, теория журналистики исследует жанры и виды журналистских произведений. Основа же такого деления зиждется на огромном количестве видов социальной деятельности человека, великом многообразии окружающей действительности и творческого потенциала ее отражения.

Любое журналистское произведение основывается на факте, т.е. на свершившемся событии. Факты составляют базу информации и обладают такими свойствами как общественная значимость, правдивость, свежесть, достоверность и небанальность.

Исследователи классифицируют журналистские жанры разными способами. В наиболее распространенном из них жанры делятся на художественно-публицистические, аналитические и информационные. Однако есть и другие способы: к примеру, известный литературовед и педагог Лев Кройчик выделяет следующие виды журналистских текстов:

  • Исследовательско-образные (к ним относятся эссе и фельетоны)
  • Исследовательско-новостные (к ним относятся комментарии, корреспонденции и рецензии)
  • Исследовательские (к ним относятся письма и статьи)
  • Оперативно-исследовательские (к ним относятся интервью, репортажи и отчеты)
  • Оперативно-новостные (к ним относятся любые заметки)

Согласно Кройчику, жанр представляет собой особую организационную форму жизненного материала, наделенную различными структурно-композиционными признаками. В то же время несколько иначе рассматривает данный вопрос советский и российский историк Семен Гуревич. Жанр как таковой он считает рядом устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, типом отображаемой реальности, стилистики и композиции. Исходя из этого, отличается и его разделение жанров журналистики. Гуревич выделяет:

  • Сатирические жанры
  • Художественно-публицистические жанры
  • Эпистолярные жанры
  • Ситуативно-аналитические жанры
  • Диалогические жанры
  • Жанры новостной информации

Но вернемся к наиболее распространенному разделению на жанры. Самыми востребованными в журналистике считаются художественно-публицистические, аналитические и информационные. К художественно-публицистическим относятся памфлеты, фельетоны, пасквили, очерки, эссе и зарисовки. В категории аналитических можно назвать обзоры, мемуары, рейтинги, беседы, рецензии, письма, статьи, комментарии. А среди информационных отметим отчеты, некрологи, хроники, репортажи, событийные интервью, заметки и расширенную информацию на ту или иную тему.

Информационные жанры передают объективную информацию о явлениях, людях и событиях до общественности. Журналист здесь является фиксатором протекания событий, источником данных, которые не могут быть получены аудиторией из первых рук, посредником, передающим сведения в режиме реального времени. Но критический анализ и оценка информации в этом случае отходят на второй план, т.к. эту задачу выполняют аналитические жанры. А художественно-публицистические жанры позволяют журналисту в полной мере проявить свое творческое мышление, представить свою картину мира. Не будет ошибкой добавить и то, что три упомянутых выше жанра и ассоциируются сегодня с журналистикой у большинства людей. Но этим ее многогранность вовсе не ограничивается - жанры журналистики тесно переплетаются с ее типологией, поэтому и ей тоже необходимо уделить некоторое внимание.

Типология журналистики

Разграничить журналистику по типам можно лишь условно, ведь ее опорой служит общественное объективно-истинное знание, попадающее под влияние ценностных социальных норм. Но и эти нормы в каждом конкретном социуме могут отличаться. Чтобы провести полноценный анализ типологии журналистики, нужно выявить ее исторически сложившиеся разделы, их взаимовлияние и периодизацию. У нашего курса нет такой задачи (при желании вы можете провести собственное исследование), поэтому мы просто перечислим основные типы, на которые подразделяется на сегодняшний день журналистика.

Журналистика бывает:

  • Религиозной
  • Экономической
  • Гражданской (непрофессиональная журналистика)
  • Мультимедийной
  • Ресторанной
  • Научной
  • Спортивной
  • Музыкальной
  • Бульварной («желтая пресса»)
  • Корпоративной
  • Деловой
  • Международной
  • Политической

При этом выделяют также журналистские расследования, трэвел- и гонзо-журналистику, а также интернет-журналистику.

Любой из типов предполагает использование специальных методов. Беря во внимание то, что предметом журналистики является общественная жизнь во всем ее многообразии, а обязанность представителя журналистской профессии - это донесение до людей правды и поиск истины в спорных вопросах, достигать поставленных целей помогают:

  • Диалоги, в которых обсуждаются актуальные и важные проблемы
  • , позволяющие узнавать различные точки зрения на одни и те же вопросы и приближаться к истинному пониманию вещей
  • Сомнения, заставляющие искать аргументы, трезво рассуждать и отыскивать правду
  • Критика, посредством которой исследуется внутренняя природа вещей и достигается объективная интерпретация сведений
  • Проблематизация, при помощи которой ставятся конкретные проблемы и ищутся их решения

Когда речь идет о журналистике, автоматически подразумевается сбор и творческая обработка полученной информации о социальной жизни, тенденциях, новостях и т.д. Эти сведения впоследствии будут распространены при помощи СМИ. И уже в зависимости от того, какие для распространения данных будут использоваться технические средства, определяется направление журналистики.

Направления журналистки

Всего на данный момент можно выделить пять основных направлений:

  • Фотожурналистика
  • Тележурналистика
  • Радиожурналистика
  • Периодическая печать
  • Интернет-журналистика

Рассмотрим основные отличия этих направлений.

Фотожурналистика

Фотожурналистика является особым направлением журналистики, где главным средством выражений информации служат фотографии. Среди обязательных условий этого направления можно выделить объективность (фото должны точно воспроизводить события), хронологию и последовательность (фото должны передавать зрителю смысл изображенных на них событий).

Тележурналистика

Тележурналистика признана сегодня самым массовым и самым мощным способом распространения информации. На общественность она оказывает максимальное воздействие. Отличается наличием возможности параллельной передачи видеоряда, музыкального сопровождения, комментариев авторов, а также возможностью применения аудио- и видеоэффектов. Для журналистского творчества здесь кроются неисчерпаемые возможности.

Радиожурналистика

Радиожурналистика предполагает применения средств радиовещания для распространения информации. Характерные черты данного направления состоят в высокой оперативности и специфическом характере эмоционального воздействия на аудиторию.

Периодическая печать

Периодическая печать считается самым старым направлением журналистики. Сведения распространятся в этом случае посредством печатной продукции, такой как журналы, газеты, специализированные издания каких-либо организаций, информационные бюллетени и т.п. Задача любого подобного издания - это информирование (литературно-художественное, научное, общественно-политическое и т.д.) общества. Также периодическая печать формирует общественное мнение на тему того или иного вопроса.

Интернет-журналистика

Интернет-журналистика - это новейшее направление, начавшее распространяться около 20 лет назад. Ее специфика заключается в практически неограниченном потенциале для любого человека, который хочет испытать свои силы на поприще журналиста, и максимально высокой степени оперативности.

Названные нами направления могут быть как вполне самостоятельными, так и дополнять друг друга, переплетаться между собой. К примеру, в периодических печатных изданиях часто помещаются фотографии, а на интернет-ресурсах запросто транслируются телевизионные каналы и радиостанции и т.п.

Немаловажен и тот факт, что каждая эпоха характеризуется своими собственными тенденциями, а это значит, что со временем одни жанры и направления журналистики начинают преобладать над прочими. Если, например, в 90-х годах прошлого столетия отмечался бум тележурналистики с ее громкими скандалами и расследованиями, то сейчас все большие обороты набирает интернет-журналистика. И дабы не идти вразрез с тенденциями нашего времени, мы хотим посвятить отдельный блок урока именно ей.

Интернет-журналистика

Интернет-журналистика, как мы уже и сказали, представляет собой новое направление журналистики. Она появилась в самом конце 1990-х годов, что связано с бурным развитием и повсеместным распространением интернета. Благодаря специфике Всемирной паутины начало организовываться систематическое информационное вещание на широкие массы, не требующее развертывания специальной технической базы. Это позволило практически любому человеку иметь возможность создавать СМИ.

Онлайн-издания бывают и официальными, и неофициальными. А интернет-журналист, работающий на одно из таких изданий, в большинстве случаев не сталкивается в своей деятельности с множеством атрибутов журналистики традиционной формы, например, с полиграфией, звукозаписывающим или телевизионным оборудованием и т.д. Однако правовой аспект для интернет-журналиста все так же важен, т.к. по факту он всегда несет ответственность за то, что публикует.

Тесно связана с интернет-журналистикой и индивидуализация журналистского дела. Личность стала выступать в качестве производителя и распространителя информации, работающего вне какого бы то ни было внешнего контроля. Так, широкое распространение получила блогосфера (совокупность всех блогов как сообщества), по причине чего даже в научных кругах и прессе стал подниматься вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ.

На настоящий момент множество людей приходят к заключению, что блогосфера (именно ее, кстати, можно называть непрофессиональной, гражданской или индивидуальной журналистикой) и профессиональная журналистика служат дополнением друг для друга, т.к. недостатки одной с лихвой восполняются преимуществами другой и наоборот.

Интернет-журналистику как совершенно неординарное и необычное явление в области журналистики вообще вполне можно расценивать как новую ступень в ее эволюции. Это отчетливо прослеживается по таким ее признакам как децентрализация СМИ, интерактивность, отказ от монолога и переход к диалогу и т.д. И если продолжить рассматривать развитие журналистики в этом ключе, в глаза бросается еще одно новое направление, именуемое Web 2.0. Собственно, говоря об интернет-журналистике, не упомянуть о нем в принципе было бы неверно.

Web 2.0

Понятие «Web 2.0» означает методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем большее количество людей их использует. Важным нюансом Web 2.0 считается принцип привлечения интернет-пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала (информация из свободной энциклопедии «Википедии »).

Представленное словосочетание впервые употребило в 2004 году издательство O"Reilly Media, специализирующееся в сфере информационных технологий. Но вышеназванная трактовка должна быть уточнена: «становятся лучше» нужно понимать как «становятся плотнее», т.к. имеется в виду наполнение систем сведениями, но вопросы их объективности и достоверности не поднимаются. По большому счету под Web 2.0 подразумеваются сервисы и проекты, которые активно развиваются и улучшаются самими пользователями, а это и есть те самые блоги, соцсети, вики-проекты и т.п.

Для определения сути Web 2.0 вполне подходит определение комплексного подхода, дающего возможность организовывать, реализовывать и поддерживать веб-ресурсы. Предлагаем вам ознакомиться лишь с несколькими успешными проектами, где Web 2.0 прекрасно себя проявила (наверняка вы и сами чуть ли не ежедневно сталкиваетесь с ними):

  • Википедия. В настоящее время это целый конгломерат интернет-ресурсов, позиционирующихся, как правило, как справочники и энциклопедии. Этот проект - одна из самых крупных в Сети баз данных, предлагающих практически всем возможность редактировать информацию, размещенную на сайте.
  • Блоги. Еще один ярчайший пример Web 2.0. Львиная доля контента создается не хозяевами ресурсов, а самими пользователями. Для активной и грамотной работы используются технологии RSS и FOAF, а также тэги, помогающие придать контенту структуру. FOAF дает пользователям возможность подписки на новости и материалы друзей, и сегодня ни одна интернет-сеть не функционирует без этой технологии. А RSS - это достаточно простой, но крайне действенный инструмент для копирования гипертекста. Кроме блогов он применятся для формирования новостных лент.
  • Обменные сервисы. Как и в предыдущих случаях, наполняют их пользователи. Каждому человеку предоставляется место для хранения самых разных файлов. Кстати, RSS и тэги применяются и здесь.
  • Ресурсы, параллельно использующие документацию. Пользователям предлагается возможность ведения одновременного и совместного документооборота - файлы можно создавать, редактировать и удалять, причем для этого не требуется никакого дополнительного ПО.

Методика Web 2.0 взаимодействует и с веб-приложениями. Ежедневно у множества таких приложений появляются аналоги, а пользователи избавлены от необходимости устанавливать специализированное программное обеспечение на свои компьютеры. К тому же пользоваться веб-сервером почти всегда дешевле, нежели покупать аналогичную программу в стандартном варианте.

У Web 2.0 есть ряд весомых преимуществ. Например, традиционные интернет-сервисы не дает пользователям развивать свою деятельность. А Web 2.0 позволяет это делать применительно к каждому конкретному ресурсу. Интерактивность же Web 2.0-ресурсов дарит людям все возможности для самореализации.

Однако, как и у любой другой технологии, у Web 2.0 есть и недостатки. Основной - это «зашумление» Сети, продуцируемое просто невероятным количеством непрофессиональных сайтов. Навигация и качество таких проектов далеки от идеала, по причине чего была разработана концепция Web 3.0 - сервисы и контент высокого качества, создаваемые профессиональными мастерами на базе Web 2.0. Несмотря на это, влияние Web 2.0 все больше расширяется, а традиционные интернет-ресурсы понемногу отходят на второй план.

Специфика и возможности как самостоятельно Web 2.0, так и интернет-журналистики в целом, открывают новые горизонты для работы и профессиональных достижений, но все же онлайн-журналистика остается журналистикой, и призвана влиять на массовое сознание и формировать общественное мнение. Это говорит о том, что даже в наше время стремительного технологического и информационного прогресса поставленных перед собой целей и задач журналист может достичь, пусть и при помощи безграничных просторов интернет-пространства, но все же посредством давно зарекомендовавших себя приемов, таких как написание всем известных статей, отчетов, пресс-релизов, интервью и т.д. И, конечно же, все это невозможно без поиска информации.

Почти все последующие уроки будут носить практический характер. Третий урок посвящен конкретно поиску информации и написанию статей и отчетов. Мы расскажем о работе с источниками, структуре статей и шагах по их написанию, а также о том, как создать свой собственный журналистский отчет.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. Но её жанровое деление настолько своеобразно, что ему стоит посвятить отдельную главу.

В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике "чистота" жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для "бульварных" изданий и низкопробных теле - и радиопередач.

Нередко приходиться слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует также суждение, что тема жанров в журналистике не заслуживает внимания, поскольку содержание понятия "жанр" непрерывно меняется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой набор жанров. Согласиться с этим нельзя по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как "жанр", существует объективно, независимо от мнений, как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется по жанрам на основе целого ряда принципов деления. У каждого конкретного произведения есть состав определённых характеристик, возникающих либо относительно произвольно, либо в результате специальных творческих усилий автора (как в искусстве). Тексты, обладающие схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение может быть произведено разными исследователями на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, наиболее верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных признаков, включаемых какую-либо устойчивую группу. Уже после того, как определён объединяющий признак (или признаки), его называют "жанровым признаком", а объединённую им группу - "жанром".

Во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит: "Напишите хороший материал об авиации". Совсем по-другому воспринимается просьба написать очерк о лётчике-испытателе. В последнем случае журналист лучше поймёт, какой материал хотел бы получить редактор.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистского материала, предопределяющих его жанровую определённость, намного значительнее роли предмета. В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определённые уровни "проникновения" познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе - его художественного образа).

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определённых задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Одни издания преследуют коммерческие цели, другие - цель пропагандистского воздействия, третьи хотят максимально полно и объективно информировать аудиторию. Этим определяющим функциям журналистики подчинены свойственные ей определённые задачи "второго ряда":

создание определённой информационной модели отображаемого явления (его описание);

установление причинно-следственных отношений;

выявление значимости явления (его оценка);

определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.

Осуществление творческих функций открывает путь к реализации журналистикой названных выше общественных функций. А так же подразумевает применение различных методов познавания действительности. Они составляют три большие группы - эмпирические (методы сбора материала), теоретические (общетеоретические методы познания и специализированные методы осмысления собранного материала) и художественные (методы наглядно-образного обобщения).

Итак, мы выяснили, что предмет, функция и метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр, и при сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая "устойчивая форма", в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль.

Определённый жанр соответствует теме как предмету, но он предметно ориентирован не на каждый отдельный жизненный материал, а на определённый его тип. Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полёте в космос, о пожаре - но обязательно о ходе события. Статья работает только с проблемами, интервью - с мнениями, а рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с её отражением в фильме, в книге, спектакле. Нарушение этого порядка приводит к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Чтобы этого избежать, журналист должен отчетливо представлять не только "фактуру", но и задачу, которую ему предстоит решать.

Итак, задача, или функциональная обоснованность - второй кит, на котором держится жанр. Считается, что журналистика решает триединую задачу:

сообщение фактов;

оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;

изображение фактов, событий и явлений.

Эти три задачи формируют три группы жанров:

информационные;

аналитические;

художественно-публицистические (документально-художественные).

К информационным жанрам относятся заметка, корреспонденция, репортаж, некролог и др.; к аналитическим - беседа, комментарий, анкета, рейтинг, рецензия, журналистское расследование; к художественно-публицистическим - очерк, фельетон, анекдот, пародия, эпитафия. У жанра может быть несколько функций, но в основе неизменно остаётся одна. Так, главной задачей корреспонденции является информационная, статья специализируется на постановке и решении проблемы, заметка сообщает новости, обзор помогает представить положение дел в целом, обозрение - увидеть в этом целом перспективные тенденции. Информационные признаки жанра остаются неизменными в течение столетий, но остальные более подвижны и изменения их для жанра весьма чувствительны. Поэтому, выбирая творческую задачу, журналист должен знать, какой жанр предназначен для её решения.

Связь между предметом и функцией определяет жанр , а значит устанавливает метод работы с информацией. С информационными жанрами, предназначенными для "новостного" материала, проще - им соответствуют наиболее освоенные способы собирания информации: наблюдение, расспрашивание, чтение документов. Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: дедукцию и индукцию, установление причинно-следственных связей, анализ.

Знание жанрообразующих факторов помогает более чётко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров. Но процесс жанрообразования, то есть обретения будущими публикациями характеристик, позволяющих относить эти публикации, например, к уже известным жанрам, надо отличать от процесса возникновения "имён" жанров. Этот второй - процесс номинации, заявившей о себе новой группы публикаций, ещё не получившей жанрового определения. Не имеет строгих принципиальных оснований, не опирается на какую-либо закономерность.

Выделение особого вида жанра или смешивание его с другими жанрами происходит в результате изменений в каждом из жанрообразующих факторов. Эти изменения могут быть обусловлены отмиранием (не основных) и появлением новых функций жанров. Усложнением информационных задач, открытием новых предметных граней действительности.

Процесс "гибридизации" был подробно показан В.В. Ученовой на примере репортажа. В начале 80-х годов происходило заметное движение репортажа к аналитике. Конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж, но трудами Г. Бочарова, Ю. Роста, В. Черткова и других выделился особый вид репортажа - аналитический. Этот термин не прижился, и сегодня чаще говорят о "репортёрском расследовании". Однако расследование - не жанр, а метод, открывающий пути к нескольким жанрам: корреспонденции, проблемному очерку, статье. Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приёмов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие секреты эволюции традиционных жанровых форм.

Что такое журналистика? Данное понятие объединяет в себе деятельность людей, которые занимаются сбором интересной и правдивой информации, а затем, после обработки, преподносят ее широкому кругу людей. Полученные в ходе журналисткой деятельности сведения доносятся до масс по нескольким коммуникативным каналам, а именно через прессу, телевидение, радио, а в последнее время через интернет. Считается, что данная профессия - одна из самых древних на нашей планете. Есть также мнение, что журналистика - это не просто специальность, а стиль и призвание.

Кто такие журналисты?

Людей, которые занимаются журналистской деятельностью, называют журналистами, корреспондентами, аналитиками, комментаторами и т. д. А их всех вместе взятых в обществе считают "четвертой властью". А все потому, что они не только преподносят широким массам ту или иную информацию, но и способствуют формированию общественного мнения по поводу того или иного вопроса. Кроме того, журналисты, особенно телевизионщики, - это люди, которые часто попадают в центр всеобщего внимания. С их мнением часто считаются, а кое-кто и побаивается, поскольку журналисты зачастую узнают о важных происшествиях из первых уст. От того, каким образом они передадут эту информацию своим читателям и слушателям, зависит, каким будет общественный резонанс.

Жанры журналистики: их классификация и определение

Не нужно быть профессионалом, чтобы понять, что информация, которую мы получаем посредством СМИ, носит разнообразный характер. Это говорит о том, что журналистика имеет множество жанров, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Давайте разберемся в каждом из них. Но прежде чем классифицировать жанры журналистики, будет нелишним дать их общее определение.

Жанр - это сложившийся в ходе истории вид журналистского произведения. Этих типов очень много. Главное - разобрать, в чем их различия. Несмотря на то что жанры журналистики во многом схожи с литературными, их главное отличие - достоверность и адресность фактов. В I в. до нашей эры великий древнегреческий философ Аристотель считал, что литература делится на роды в зависимости от того, каким способом в них отражается реальная действительность. Теория журналистики, соблюдая традиции литературы, также направлена на изучение родов, видов и жанров своих произведений. Окружающий нас мир невероятно разнообразен, поэтому-то и журналистика, главной целью которой является передача информации обо всем этом многообразии, также должна подвергаться делению на несколько видов.

Согласно одной из классификаций, жанры журналистики подразделяются на информационные, художественно-публицистические и аналитические. Тем не менее существуют и другие виды классификаций, предложенные такими исследователями, как Лев Кройчик, Семен Гуревич и другие. Согласно первому, жанры журналистики нужно подразделять на оперативно-новостные (все виды заметок), исследовательско-новостные (рецензии, корреспонденция и комментарии), оперативно-исследовательские (отчеты, репортажи, интервью), исследовательско-образные (фельетоны и эссе), а также просто исследовательские (статьи и письма). А по Гуревичу, журналистские жанры делятся на новостные-информационные, диалогические, эпистолярные, ситуативно-аналитические, сатирические и художественно-публицистические. Как видите, классификация Гуревича ближе к основной, которая подразделяется на 3 основных жанра. Рассмотрим кажый из них в отдельности.

Информационный жанр

Что лежит в основе большинства журналистских произведений? Конечно же факт, то есть уже свершившееся событие. Из множества фактов компонуется информация. Информационные жанры журналистики направлены на отображение очевидных фактов о событиях, которые произошли недавно и еще не успели утратить свою свежесть и актуальность. К ним относятся хроники, заметки, зарисовки, разные виды интервью (диалог, монолог или анкета), отчеты, путевые заметки, обозрения, репортажи и др. Основным методом передачи информации в данном случае является повествование в так называемом “стиле телеграфа”.

Аналитический жанр

Данный тип основан на методе дедукции и индукции, то есть синтезе и анализе. Когда мы анализируем, то рассматриваем ту или иную проблему только после того, как расчленим ее на части. Это означает, что в данном процессе мы проходим путь от общего к частному. А вот в случае дедукции или синтеза мы сначала изучаем каждую из возможных частей проблемы в отдельности, а потом только в общем плане. Аналитические жанры журналистики шире и масштабнее по своему фактическому материалу. К ним относятся статьи, рецензии, обзор и корреспонденция.

Художественно-публицистический жанр

В этом случае на первый план выступает творческое мышление автора. Он передает свою версию происшествия, то есть, грубо говоря, свое субъективное мнение по тому или иному поводу, опираясь на собранные факты. Художественные жанры журналистики - это зарисовки, очерки, фельетоны, памфлеты, эссе, истории и пр. Кстати, иногда к ним также могут относиться и жанры литературы, например рассказы, стихотворения, сказки и новеллы.

Спортивная журналистика - одно из перспективных направлений СМИ

На данном типе, ввиду его самостоятельности, хочется отдельно остановиться. Его основной задачей является сбор, тщательная обработка и передача информации про все, что касается спорта. Некоторые несерьезно относятся к данному жанру, однако в последнее время данные новости носят весьма солидный характер и способны повлиять на экономику СМИ. Если вы заметили, все больше каналов занимается трансляцией футбольных матчей, теннисных турниров и т. д.

Черты современной журналистики

С каждым днем в этой сфере происходит множество преобразований, которые продиктованы требованиями мира, в котором мы живем. Современная журналистика имеет огромное влияние на общество. Она имеет следующие характерные особенности:

Интерактивность;

Персональный подход;

Инфоцентричность;

Измеримость;

Мгновенность;

Гибкость;

Взаимосвязанность;

Экономичность и пр.

Вместо заключения

На самом деле роль СМИ в жизни людей очень велика. Сегодня большую часть информации мы получаем из интернета. За одно мгновение она может распространиться по всем каналам всемирной паутины. Получатель информации может сразу же выразить в комментариях свое отношение (одобрение или же, наоборот, неприятие) к полученным сведениям, что также может повлиять на мнение других читателей. Одним словом, современная журналистика имеет множество плюсов, однако главным минусом все же является риск недостоверности сведений.