Признание ошибок: как научиться признавать свою неправоту. Почему так трудно признавать свои ошибки и что с этим делать

В редакцию написала читательница: «Считается, что в нашей культуре не принято открыто и честно говорить о том, что ты ошибся, или признавать, что ты не владеешь какой-либо темой. Есть прекрасное выражение о том, что не ошибается тот, кто не работает, но на деле люди не любят признавать свои ошибки, считая такое признание демонстрацией своей некомпетентности или слабости. У нас также принято демонстрировать, что ты все знаешь, даже если это далеко не так ».

Зарплата.ру спросила рекрутеров и работодателей, как они учат персонал признавать свои ошибки.

Ольга Павлова, совладелец компании «Собака Павлова»:

У нас весь бизнес-процесс построен на дизайн-методе управления проектами. А этот метод не только поощряет ошибки - он на них основан. Соответственно, умение конструктивно ошибаться для нашей компании настолько важно, что мы в основном его и проверяем при найме.

Разумеется, нанять мастера ошибок - редкая удача. В основном люди приходят сильно искалеченные школой и вузом, а то и предыдущим работодателем. Как учим… Да как всегда, в бою, тренировками и теоретической подготовкой. Дело трудное, но возможное.

Это погружение в нашу производственную культуру, просто напичканную ситуациями признания ошибок. В ней выжить нельзя, если не научишься. Наверное, это методика «Бросили - плыви».

Прежде чем бросить, мы проверяем, есть ли у человека шансы выплыть.

Пользуясь случаем, передаю привет всей нашей системе образования. Она так поднаторела в вытравливании из людей врождённого умения ошибаться и учиться на своих ошибках, что до светлого момента найма к нам доживают немногие, большинство ломается по дороге. Гип-гип-ура, больше инфантилов с красными дипломами, меньше дельных специалистов, верной дорогой идёте, граждане учителя-доценты-профессора!

Максим Блажкун, глава корпорации Evart:
Ошибаются все, но важно свои ошибки признавать и исправлять недочеты. У меня есть личный «лимит» на ошибки, я всегда даю человеку три шанса. 2 раза можно простить, но на 3-й раз, если не справится, нужно прощаться. Терпеть, учить, нет смысла. Я не могу работать с человеком, если вижу, что он стабильно не признает и не исправляет свои ошибки. Такому сотруднику я не доверяю, он мне не подходит. При этом, я считаю, что с людьми нужно прощаться правильно – не только оплатить ту работу, которая была сделана, но и сверху дать минимальную премию + 10%-20% от зарплаты.
Я не люблю увольнять людей, лично мне это мне очень не нравится. Но, что делать, когда доверие потеряно, и сотрудник не выполняет поставленные мной задачи. Скорее всего, это происходит не потому, что он плохой работник, а потому что он не компетентен.

Если честно, трудно вспомнить, когда у меня кто-то просил прощения в последнее время. Люди бизнеса – они гордые, они всегда считают себя правыми. И в этом я ничуть не лучше других, я тоже очень упертый и гордый человек. Но знаю, что не надо доходить до крайностей и до последнего отстаивать свое мнение. Плохо, что люди бизнеса сегодня забывают христианские ценности: «В бизнесе нет правил, в бизнесе только 2 варианта: любо ты бей, либо ты ешь». Но я считаю, что бизнесмен должен быть настоящим, соблюдать христианские ценности и выплачивать людям зарплату. Это достойнее, чем выгонять и выдумывать причины, почему не стоит платить за последний месяц.

Я лично не раз извинялся и просил прощения. Не считаю, что это что-то постыдное и показывает мою слабость. Только сильный человек, с большой волей способен попросить прощения. Ведь непросто признать свою ошибку не только перед бизнес-партнерами, но и перед подчиненными.

Александр Рукин, партнер основателя онлайн-экосистемы ремонтов квартир PriceRemont.ru и магазина готовых дизайнов ReRooms Юрия Гольдберга:

Мотивировать сотрудников признавать ошибки можно методом кнута и пряника. Ошибки есть умышленные и случайные.

Признать неумышленную ошибку должен любой сотрудник, это ему просто выгодно, во-первых. Ошибка — это когда что-то идет не так. Значит, руководство разберется в причинах возникновения проблемы, и, все равно виновный будет установлен и наказан.

При деяние с умыслом, когда работники специально нарушили технологию, бизнес-процесс или что-то украли, о признании, первоначально, речь, как правило, не идет. Давайте рассуждать, ведь, если человек сознательно пошел на совершение чего-то предосудительного, значит, он автоматически утаил и первоначально возникшее у него намерение. Сотрудник придумал что-то, потом — совершил деяние, сознательно пошел на нарушение. Боюсь, здесь все что можно, это подловить такого сотрудника и дать ему шанс исправить совершенное, признать вину, раскаиваться.

Недавно в одном новом проекте со-основатель и сотрудник получил откат на закупках сырья — покупали древесину, ясень. Так смешно, оплатили, собрались уезжать, а человек вспомнил что «зонтик забыл» и вернулся в офис контрагента. Потом, так вышло, его подловили — просто цены перепроверили. Этот сотрудник сослался на причину взятия отката: ему де приходилось за свой счет ездить несколько раз в командировки по московской области. Человек сослался и на расходы, и еще сказал, что «бес попутал»

Тогда, при разборе полетов, еще несколько сотрудников пошли, как говорится, в раскол. Инженер, разработчик технологии, на пару с этим менеджером, выдвинули претензии: их излишне контролируют, хотят отстранить от операционной деятельности и развития бизнес-юнита. Часто бывают такие излишне творческие инженеры. При постановке производства на регулярные рельсы они совсем не годятся. А годятся только на работу над прорывными изобретениями. Годятся и на лабораторную научную деятельность.

В результате, новое направление бизнеса, по изготовлению термомодифицированной древесины, пока осталось в замороженном состоянии. А небольшой команде предложено поработать в режиме штрафбата: совершить подвиги в продажах и в развитии бизнеса, зарплату получать при условии получения выручки и слаженной работы бизнес-юнита. Суть методики работы с провинившимися — дать последний шанс, поставить в жесточайшие рамки и труднейшие условия. Кто «накосячил» — докажи подвигом право продолжать работать. Как докажешь, вернем работать в регулярный бизнес, на обычную коммерческую передовую, а сейчас — штрафные санкции и ожидание руководством подвига от провинившегося сотрудника.

Алексей Волков, генеральный директор агентства Digital.Tools:

Самые главный метод: отсутствие наказания за то, что самостоятельно признали ошибку. Мы создали соответствующие условия и рассказали что главная задача работы над ошибками — не оказывать давление на сотрудника, а помочь ему расти и работать лучше.

Мы в свое время выделили в отдельное направление ошибки, связанные с низкой квалификацией сотрудников. Главный тезис: в этом случае виноват не сотрудник, а компания, которая недоучила сотрудника. Мне пришла в голову идея, что когда тот, кто спрашивает с тебя результат, и тот, кто учит — в одном лице, работает плохо. Таким образом, мы разделили функционал руководителя и наставника. У нас появился тренер, который постоянно обучает сотрудников. И с ним можно посоветоваться по профессиональному вопросу, не боясь что это приведет к плохим последствиям.

Второй инструмент — это зеркальные аудиты. Сотрудники, занимающиеся схожими проектами, взаимно проверяют работу друг друга и дают советы. Они воспринимают себя как равных. А коллегу — как человека, который пришел помочь.

Значительно сложнее с ошибками, связанными с личными качествами. Трусость, лень и т.д. Ситуации, когда сотрудники боятся признать свою вину, думая не о результате, а том, как они выглядят, или просто боятся допустить мысль, что ошибка произошла по их вине. Тут мы смотрим на корень проблемы, подключая психоаналитика, который помогает человеку разобраться с глубинной причиной. Если же сотрудник и после этого не желает меняться, то скорее всего, он у нас не задержится.

Наталия Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:

Первая рекомендация, как приучить сотрудников признавать свои ошибки, — руководителю набраться мужества и признавать свои собственные ошибки. Потому что начальники тоже люди, они тоже периодически ошибаются. Причем как в большом, так и в малом: так же могут опаздывать, не успевать к дедлайну, забывать флэшки, документы, забывать оплачивать счета и т.д. И, если руководитель имеет мужество признаться и извиниться перед своей командой или перед клиентами (в присутствии команды): «Да. Я был неаккуратен, забыл, пропустил… Был недостаточно организован, простите меня, пожалуйста», это является лучшим воспитательным примером для сотрудников.
Второй момент – никогда не высмеивать своих сотрудников за признания. В случае, если человек решился на признание (именно он не вложил файл в письмо, не предупредил клиента о переносе даты встречи), обязательно нужно человеку объяснить — в чем он был неправ и как этого избежать в будущем. Возможно, ему требуется дополнительная информированность, дополнительные доступы или полномочия. Или ошибка носит системный характер, в этом случае объяснений недостаточно, требуется обучение.
То есть лучший способ мотивировать признаваться в ошибках – это не ругать, а учить, как это исправлять, подтверждая это собственным примером.

Если вы хотите предложить тему или спикера для статьи, пишите на

Был неправ, вспылил...

Кто из нас в своей жизни не совершал ошибок?

Причем не только совершал, а потом сожалел и мучился?

Думаю, нет такого человека, который бы ответил отрицательно на эти вопросы.

Для любого человека периодически .

Ведь не совершает ошибки только тот, кто ничего не делает. Хотя порой, на мой взгляд, это самая большая ошибка. Сейчас я хочу поговорить не о самих ошибках, а об их последствиях. Точнее, об исправлении их негативных последствий.

Умение признавать свои ошибки - великое достоинство и великое искусство. Уметь отступить, принять свою ошибку и исправить ее может далеко не каждый. Многие считают, что, признав ошибку, тем самым человек проявляет слабость.

А так ли это на самом деле?

Думаю, каждый человек хоть раз оказывался в ситуации, когда с завидным упорством отстаивал свою точку зрения, хотя и ему самому, и всем окружающим было ясно, что эта позиция ошибочна. Почему же так трудно признать свою ошибку, что мешает это сделать?

Мешает, как нам кажется, избыток гордыни. Но это только кажется, потому что за на самом деле это ….

Страх оказаться побежденным, нехорошим, неумным, непризнанным, отвергнутым, нелюбимым. Людей, не умеющих признавать свои ошибки, одолевает страх одиночества и . Именно они является причиной порой абсурдного отстаивания ошибочной позиции. Некоторые родители тоже вносят свою лепту, когда внушают ребенку: «Как бы то ни было, отстаивай свою точку зрения!»

По мнению большинства людей, отступление - признак слабости. Фактически, признавая свою ошибку, человек берет на себя ответственность и признается в том, что он чего-то не умеет, не знает. Он становится открытым, незащищенным. А в сочетании со страхом одиночества это серьезное испытание для того, кто не уверен в себе и своем окружении.

Отступление, как и любая демонстрация «слабости», требует большой силы. Ведь не зря говорят, что признать свою ошибку может сильный и смелый человек, а упорствовать будет трус. Хотя подобная «трусость» - это, скорее, беда человека, которому кажется, что публично признав свою ошибку, он становится неуверенным, непостоянным, сомневающимся, меняющим свое решение. А поскольку в его понимании все это отрицательные черты характера, то, проявляя эти качества, он, как следствие, становится плохим.

Фактически, мы подошли к тому, что у человека, не умеющего признавать свои ошибки, проблема заключается не в самих ошибках, а лежит намного глубже.

Если человеку трудно признавать и принимать, что он может ошибаться и что-то делать неправильно, нужно понять установки, которые мешают это делать. Нужно понять, что же причиняет дискомфорт и боль.

Только ответы на эти вопросы помогут отказаться от стереотипов, осознать глубинные причины, мешающие признавать ошибки, стать более уверенным в себе, более сильным и более счастливым.

Каждая неприятная ситуация, возникающая в жизни человека, влечёт за собой не только отрицательные последствия, но и появление негативных эмоций у лица, которого она коснулась. Причём в сложившемся положении субъект может повести себя по-разному. Первый вариант: он обвинит в случившемся обстоятельства и окружающих людей. Второй вариант: человек осознает собственную вину и займётся самобичеванием. Обе линии поведения являются в корне неверными, а, значит, неэффективными. Правильнее признать свою ошибку, извлечь из неё урок и стараться впредь не повторять совершение подобного промаха.

Истоки проблемы

Наше умение признавать собственные ошибки формируется в детстве. Данный навык закладывается родителями ребёнка, а, если быть точнее, то отношением взрослых к промахам своего отпрыска. Результат напрямую зависит от того, какой тип воспитания используют мать и отец. Авторитарная позиция, занимаемая последними по отношению к чаду, требует от ребёнка безупречного соответствия идеальному образу и образцу поведения. Отклонение же от стандартов, которых придерживаются родители, рассматривается ими как преступление. Даже мысль о возможной ошибке сына/дочери недопустима, не говоря уже о её вероятности на практике. Но если такое и происходит, ребёнку не разрешают исправиться, реабилитироваться в глазах взрослых. Любая его попытка пресекается: родители показательно (хотя редко осознанно и намеренно) устраняют ошибку за чадо, вдобавок ко всему ещё и наказывая того, вызывая в неокрепшей личности чувство стыда и вины.

Гуманистическая же позиция матери и отца предполагает, напротив, накладывание на совершившего ошибку санкции, поскольку взрослые в данном случае полагают - и совершенно справедливо - что наказание разрушает личность. Согласно гуманистическому подходу ребенок должен признать свой промах, потом осознать, каков способ исправления последнего и, наконец, осуществить это самое исправление. В отличии от авторитарной педагогики здесь отсутствует привязка ошибочных действий чада к его личности и, следовательно, её унижению. А, значит, нет чувства вины и стыда за содеянное, которые способны привести к формированию в человеке в дальнейшем комплекса неполноценности. Зато умение признавать свои ошибки данная стратегия прививает гарантированно.

Вырабатываем нужный социальный навык!

Если в детстве вам не повезло и вы, как большинство детей, подверглись авторитарной атаке взрослых из-за их незнании психологии общения с собственным чадом, знайте: паниковать совершенно ни к чему, поскольку овладеть умением признавать свои промахи можно в любом возрасте - главное, действительно хотеть этого. Существует немало способов по достижению поставленной цели. Желательно выбирать не какой-то один, а использовать приведенные ниже методы в комплексе. Тогда результат не заставит долго себя ждать.

Итак, во-первых, заострите своё внимание на собственных чувствах, возникающих при совершении вами ошибки.

Если это чувства страха, стыда, вины или злости на себя либо окружающих, обстоятельства - постарайтесь освободиться от них как можно скорее. В противном случае следование собственному промаху способствует занижению самооценки, что непременно отразится самым негативным образом на качестве вашей личности. А ещё произойдёт искажение идеи об ошибке, и вы станете болезненно воспринимать любую, даже самую мелкую свою оплошность, зацикливаться на ней.

Во-вторых, поймите, что промахи являются неотъемлемой частью жизни человека, и от этого никуда не денешься. Они учат нас чему-то, предостерегают от возможного нежелательного следующего шага и способны в некоторых случаях даже стать началом пути к великим свершениям, открытиям. Пусть вас вдохновляет опыт известных учёных и изобретателей - у них ничего не получалось с первого раза, без многочисленных промахов.

В-третьих, примите личную ответственность за свою ошибку, а не вините в ней других либо злодейку Жизнь. Это уже полдела, так как следующим шагом станет освоение навыка признания собственных промахов без особых проблем.

В-четвертых, откажитесь от самокритики, которую обычно применяет большинство людей к себе после совершения ими ошибки. Прекратите при каждой оплошности называть себя «овцой», «дурой» и «тупицей». Лучше постарайтесь проанализировать свой поступок, поискать ему не оправдания, нет, но какие-то смягчающие обстоятельства, могущие послужить объяснением случившегося. Наконец, направьте свое внимание на поиск первопричины и решения проблемы, а не тратьте бездумно время на собственное самоуничижение.

В-пятых, научитесь оставлять свои промахи не при себе, но позади себя. Всё, что случается, мгновенно оказывается в прошлом, а, значит, имеет значение не сама ошибка, а урок, опыт, вынесенный из последней и взятый на вооружение.

И самое важное: избавьтесь от так называемого «комплекса совершенства», равного по силе «комплексу неполноценности», но имеющего противоположную полярность. Он заключается в том, что человек считает себя идеальным, а потому не умеет признавать свои ошибки. В то же время стремитесь к достижению совершенства. Важно хотеть быть лучше, чем сегодня, но не самым лучшим из всех. Это огромная разница, стоит лишь вдуматься, чтобы понять данный факт.

Признавая свои ошибки, можно избежать обострения отношений. Вы признаете свои ошибки? А всегда ли вы бываете правы? Стоит искренне извиниться за свою излишнюю настойчивость или неловкость, — и ваш коллега по работе, или ваш близкий человек будет покорен вашей обходительностью. Он сам начнет извиняться и говорить, что вашей вины, скорее всего, здесь нет. Что это всего лишь неловкое недоразумение. Не верите?

Попробуйте сами

Попытка защитить свои ошибки говорит о незрелости характера и, возможно, о нашей глупости. Часто мы наблюдаем словесные баталии у детей-дошкольников. Ребенок отстаивает свои позиции любой ценой: дракой или криком. Если ребенку не подсказывать, а еще хуже, если ребенок постоянно наблюдает в своей семье бурную модель решения проблем (отстаивание собственной правоты любой ценой), тогда добра не жди. Поэтому так важно еще с детства учить детей признавать собственные ошибки.

Все мы имеем право на ошибку. Не зря же говорят: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.» И чем больше ты берешь ответственности на себя, тем больше шишек обрушится на твою голову. Потому что все в нашей жизни мы познаем методом проб и ошибок.

Чем старше мы становимся, тем больше осознаем: все вопросы и проблемы можно и нужно решать спокойно. Поэтому так важно еще в детстве получить установку: учимся договариваться, учимся слушать и слышать своего собеседника ; учимся уважать чужое мнение, при этом не теряем право на собственную точку зрения.

Признание собственных ошибок говорит о нашей зрелости и мудрости.

Ошибки обязательно будут. Их не надо бояться. Ошибки допускают все. Когда я работала с малышами, часто проговаривала эту мысль своим воспитанникам: «Все взрослые когда-то были маленькими: и я, и ваши родители. И мы тоже часто ошибались. И у нас не все получалось сразу. Всему обучиться нереально, но в чем-то ты обязательно станешь лучшим. Например, лучшим нападающим в своей хоккейной команде. А твой брат, возможно, станет талантливым художником. Не бойтесь ошибаться! Мы учимся на ошибках.»

И спустя годы, уже из личных наблюдений, хочу сказать: такая установка очень действенна. Просто нужно дать детям, да и взрослому человеку, подсказки:

  • Пока человек жив, он трудится и учится, а значит имеет право на ошибку. Главное: не наступать много раз на одни и те же грабли. Учимся анализировать и приобретать опыт, затем проявляется мастерство и раскрываются таланты. А что такое талант? Это тысячи капель пота и 5 капель гениальности.
  • Где бы вы ни были, с кем бы вы ни общались, всегда относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Оставайтесь хорошими людьми.

Так хочется жить в окружении добрых, понимающих, разносторонне развитых, воспитанных людей. Людей, умеющих признавать свои ошибки, а значит умеющих прощать ошибки других. А что для этого надо? Постараться стать самому или самой таким человеком.

Вот показательный пример

Элберт Хаббард получает гневное письмо от своего читателя. Оно просто дышит ругательствами. Вот как выглядел ответ автора: «…Если подумать, то я и сам не вполне с ней (статьей) согласен. Не все, что я написал вчера, нравится мне сегодня. Я рад узнать Ваше мнение по этому вопросу. В следующий раз, когда Вы окажетесь по соседству, обязательно навестите нас, и мы как следует обсудим это…»

Как можно обижаться на человека, который написал такое обезоруживающее письмо.

Вежливость и такт города берут. Признавая свои ошибки, наше общение с оппонентами становится полезным и результативным.

У меня был руководитель, кстати, самый лучший, наверное , который научил меня очень очень многому в жизни и бизнесе. Он весьма прогрессивный и быстрый человек. Однажды он сказал вкрадчивым тоном: «неумение признавать ошибки — самая большая проблема!» Я еще подумала, почему такой человек как он, так кротко и в то же время сильно это сказал. И я запомнила эту фразу, потому что уважала его (сложно не уважать человека, который успевает руководить несколькими миллиардными проектами и при это вести интересную и насыщенную жизнь).

Потом прошло время, а фраза крутилась в голове и я стала замечать, сколько проблем именно у меня, когда я не признаю ошибки. Их оказалось очень много! Это как злой рок, оказывается. Только раньше я на это внимание не обращала. А потом я стала замечать, что почти все люди не умеют признавать ошибки , даже если говорят всем и себе, что умеют.

Ведь признать ошибку — это не только сказать кому-то: «я не прав или я не права». Это осознать свою неправоту, а вот это уже сложно. Потому что у каждого своя правда всегда и пока петух не клюнет, мы будем биться за эту правду, как бык с матадором.

И знаете что еще я со временем заметила. Необязательно оглашать вслух, что ошибка понята и признана. Важно самому понять для себя это и сделать выводы. Потому что бывает так, что признавая свою ошибку вслух вы ставите себя в уязвимое положение, поэтому иногда лучше промолчать, если есть возможность. Или же признания от вас не ждут, а вы нарочито признаетесь, тем самым показывая, что «Вот какой я молодец»! Ну а если уж приперли к стене и вы явно видите, что неправы — тут лучше признаться и себе, и вслух! Легче будет и вам, и всем! И самое главное не оставляйте в себе чувство вины!

Случаи бывают разные и люди разные. Но потренируйтесь и за неделю понаблюдайте за собой. Сколько раз хотя бы внутри вы признали, что не правы, если действительно неправы. Тут конечно и начинается дилемма и дискуссия. Но заметьте, она всегда начинается во внутреннем диалоге в пользу СЕБЯ! А чтобы быть объективным — порой стоит взглянуть со стороны.