Причины дезадаптации ребенка к школе. Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах.

Школьная дезадаптация являет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также является расстройством общей способности к психологической адаптации в связи с определенными патологическими факторами. Таким образом, выходит, что школьная дезадаптация – медико-биологическая проблема.

В этом смысле школьная дезадаптация выступает для родителей, педагогов и врачей, в качестве вектора «болезнь/расстройство здоровья, нарушение развития или поведения». В этом ключе выражается отношение к явлению школьной адаптации, как к чему-то нездоровому, что говорит о патологии развития и здоровья.

Негативным следствием данного отношения есть ориентир на обязательное тестирование перед поступлением ребенка в школу или для оценки степени развития школьника, в связи с его переходом с одного учебного уровня на следующий, когда от него требуются результаты отсутствия отклонений в способности обучаться по программе, предлагаемой педагогами и в школе, которую выбрали родители.

Еще одним следствием является выраженная тенденция учителей, которые не могут справиться с учеником, направлять его к психологу или психиатру. Детей с расстройством по особому выделяют, им навешивают ярлыки, которые следуют из клинической практики в обыденное использование – «психопат», «истерик», «шизоид» и другие различные примеры психиатрических терминов, которые абсолютно неправомерно используются в социально-психологических и воспитательных целях для прикрытия и оправдания бессилия, непрофессионализма и некомпетентности лиц, которые отвечают за воспитание, обучение ребенка и социальную помощь для него.

Появление признаков психогенного расстройства адаптации наблюдаются у многих учащихся. Некоторые специалисты считают, что примерно 15-20% учащимся требуется психотерапевтическая помощь. Также установлено, что существует зависимость частоты встречаемости расстройства адаптации от возраста ученика. У школьников младшего возраста школьная дезадаптация наблюдается в 5-8% эпизодов, у подростков эта цифра значительно больше и составляет 18-20% случаев. Также есть данные еще одного исследования, согласно которому расстройство адаптации у учеников возрастом 7-9 лет проявляется у 7% случаев.

У подростков школьная дезадаптация наблюдается в 15,6% случаев.

Большинство представлений о явлении школьной дезадаптации игнорирует индивидуальную и возрастную специфику развития ребенка.

Причины школьной дезадаптации учащихся

Выделяют несколько факторов, вызывающих школьную дезадаптацию. Ниже будет рассмотрено, каковы причины школьной дезадаптации учащихся, среди них выделяют:

— недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям; дефицит знаний и недостаточное развитие психомоторных навыков, вследствие чего ребенок медленнее, чем остальные справляется с заданиями;

— недостаточный контроль поведения – ребенку трудно сидеть целый урок, молча и не вставая с места;

— неспособность подстроится под темп программы;

— социально-психологический аспект – несостоятельность личных контактов с педагогическим коллективом и со сверстниками;

— низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.

В качестве причин школьной дезадаптации выделяют ещё несколько факторов, которые влияют на поведение ученика в школе и на отсутствие у него нормального приспособления.

Самым влиятельным фактором является влияние особенностей семьи и родителей. Когда некоторые родители проявляют слишком эмоциональные реакции на неудачи их ребенка в школе, они этим самим, совсем не подозревая, наносят ущерб впечатлительной детской психике. В результате такого отношения ребенок начинает стесняться своего незнания относительно какой-то темы, соответственно он боится разочаровать своих родителей и в следующий раз. В связи с этим у малыша развивается негативная реакция относительно всего, что связано со школой, это в свою очередь приводит к формированию школьной дезадаптации.

Вторым по значительности фактором после влияния родителей есть влияние самих учителей, с которыми взаимодействует ребенок в школе. Бывает, что педагоги неправильно строят парадигму обучения, что в свою очередь, влияет на развитие недопонимания и негатива со стороны учеников.

Школьная дезадаптация подростков проявляется в слишком высокой активности, проявлении своего характера и индивидуальности через одежду и внешний вид. Если в ответ на такие самовыражения школьников учителя будут слишком бурно реагировать, тогда это вызовет ответную негативную реакцию подростка. В качестве выражения протеста против системы обучения, подросток может столкнуться с явлением школьной дезадаптации.

Еще один влиятельный фактор на развитие школьной дезадаптации – это влияние сверстников. Особенно школьная дезадаптация подростков очень зависима от этого фактора.

Подростки – это совершенно особая категория людей, которая отличается повышенной впечатлительностью. Подростки всегда общаются компаниями, поэтому мнение друзей, которые входят в круг их общения становится для них авторитетным. Как раз поэтому, если сверстники выражают протест системе обучения, то большая вероятность того, что сам ребенок также присоединится к всеобщему протесту. Хотя в основном это касается более конформных личностей.

Зная, каковы причины школьной дезадаптации учащихся, можно при возникновении первичных признаков диагностировать школьную дезадаптацию и вовремя начать с ней работать. Например, если в один момент школьник заявляет о нежелании идти в школу, у него снижается собственный уровень успеваемости, он начинает негативно и очень резко отзываться о педагогах, тогда стоит задуматься о возможной дезадаптации. Чем раньше будет выявлено проблему, тем быстрее с ней можно будет справиться.

Школьная дезадаптация может даже и не отображаться на успеваемости и дисциплине учеников, выражаясь в субъективных переживаниях или в форме психогенных расстройств. Например, неадекватные реакции на стрессы и проблемы, что связанны с дезинтеграцией поведения, появление с окружающими людьми, резкого и внезапного спада интереса к процессу обучения в школе, негативизма, повышенной , распада навыков обучения.

Формы школьной дезадаптации включают в себя особенности учебной деятельности учеников младших классов. Ученики младшего возраста быстрее всего овладевают предметной стороной процесса обучения – навыками, приёмами и умениями, благодаря которым происходит усвоение новых знаний.

Освоение мотивационно-потребностной стороны учебной деятельности происходит как бы латентным образом: постепенно усваивая нормы и формы социального поведения взрослых. Ребенок еще не умеет использовать их настолько активно, как взрослые, оставаясь пока ещё очень зависимым от взрослых в своих взаимоотношениях с людьми.

Если у младшего школьника не происходит формирование навыков учебной деятельности или способом и приемов, которые он использует и которые закрепляются у него, являются недостаточно продуктивными и не рассчитанными на изучение более сложного материала, он отстаёт от одноклассников и начинает испытывать серьезные трудности в учёбе.

Таким образом, появляется один из признаков школьной дезадаптации – снижение успеваемости. Причинами могут быть индивидуальные особенности психомоторного и интеллектуального развития, которые, тем не менее, не являются фатальными. Многие педагоги, психологи и психотерапевты считают, что при правильной организации работы с такими учениками, с учётом индивидуальных качеств, обращая внимание на то, как дети справляются с заданиями разной сложности, можно на протяжении нескольких месяцев, без изоляции детей из класса, достигнуть устранения отставания в учёбе и компенсации задержки развития.

Еще одна форма школьной дезадаптации учащихся младшего возраста имеет сильную связь со спецификой возрастного развития. Замена основной деятельности (на смену играм приходит учёба), которая происходит у детей в возрасте шести лет, осуществляется из-за того, что лишь понимаемые и принимаемые мотивы учения при установленных условиях становятся действующими мотивами.

Исследователями было установлено, что среди обследованных учеников первых-третьих классов встречались те, у кого отношение к обучению имело дошкольный характер. Это значит, что для них на первый план выступала не так учебная деятельность, как обстановка в школе и все внешние атрибуты, которые дети использовали в игре. Причина возникновения этой формы школьной дезадаптации заключается в невнимательности родителей к своим детям. Внешние признаки незрелости учебной мотивации проявляются, как безответственное отношение школьника к школьным занятиям, выражаются через недисциплинированность, несмотря на высокую степень формирования познавательных способностей.

Следующая форма школьной дезадаптации состоит в неспособности к самоконтролю, произвольному управлению поведением и вниманием. Неумение приспосабливаться к условиям школы и управлять поведением соответственно к принятым нормам, может быть результатом неправильного воспитания, которое воздействует достаточно неблагоприятно и способствует обострению некоторых психологических особенностей, например, повышается возбудимость, возникают трудности с концентрированием внимания, эмоциональная лабильность и другие.

Основной характеристикой стиля семейных отношений к этим детям – полное отсутствие внешних рамок и норм, которые должны стать средствами самоуправления ребенком, или наличие средств контроля только вовне.

В первом случае это присуще тем семьям, в которых ребенок абсолютно предоставлен себе и развивается в условиях полной безнадзорности, или семьям с «культом ребенка», это значит, что ребенку позволяется абсолютно все, что он хочет, и его свобода не ограничена.

Четвертая форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в неумении адаптироваться к ритму жизни в школе.

Чаще всего она встречается у детей с ослабленным организмом и низким иммунитетом, детей с задержкой физического развития, слабой нервной системой, с нарушениями работы анализаторов и другими болезнями. Причина этой формы школьной дезадаптации в неправильном семейном воспитании или игнорировании индивидуальных особенностей детей.

Вышеперечисленные формы школьной дезадаптации тесно связаны с социальными факторами их развития, появлением новой ведущей деятельности и требований. Так, психогенная, школьная дезадаптация неразрывно связана с характером и особенностями отношения значимых взрослых (родителей и педагогов) к ребенку. Это отношение может выражаться через стиль общения. Собственно стиль общения значимых взрослых с школьниками младших классов может стать преградой в учебной деятельности или привести к тому, что реальные или надуманные трудности и проблемы, связанные с учебой, будут восприниматься ребенком, как неисправимые, порождённые его недостатками и неразрешимые.

Если негативные переживания не будут компенсированы, если не найдутся значимые люди, которые искренне желают добра и могут найти подход к ребёнку, чтобы повысить его самооценку, тогда у него образуются психогенные реакции на любые школьные проблемы, которые при повторном возникновении будут складываться в синдром, называющийся психогенной дезадаптацией.

Виды школьной дезадаптации

Перед тем, как описать виды школьной дезадаптации нужно выделить её критерии:

— неуспеваемость в учебе по программам, которые отвечают возрасту и способностям школьника, вместе с такими признаками, как второгодничество, хроническая неуспеваемость, дефицит общеобразовательных знаний и отсутствие необходимых навыков;

— расстройство эмоционального личностного отношения к процессу обучения, к учителям и к жизненным возможностям, связанным с учебой;

— эпизодические неподдающиеся корректировке нарушения поведения (антидисциплинарное поведение с демонстративным противопоставлением себя другим ученикам, пренебрежение правилами и обязательствами жизни в школе, проявления вандализма);

— патогенная дезадаптация, что является следствием нарушения работы нервной системы, сенсорных анализаторов, болезней головного мозга и проявлений разных ;

— психосоциальная дезадаптация, которая выступает в качестве половозрастных индивидуальных особенностей ребенка, что обусловливают его нестандартность и нуждаются в особом подходе в условиях школы;

— (подрыв порядка, моральных и правовых норм, асоциальное поведение, деформация внутренней регуляции, также социальных установок).

Выделяют пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, выражающая неуспешность ребенка в процессе обучения программам, соответствующих способностям школьника.

Второй тип школьной дезадаптации – эмоционально-оценочный, который связан с постоянными нарушениями эмоционально-личностного отношения как к процессу обучению в целом, так и к отдельным предметам. Включает в себя тревогу и переживания относительно возникающих в школе проблем.

Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, он заключается в повторении нарушения форм поведения в школьной среде и обучении (агрессивность, нежелание идти на контакт и пассивно-отказные реакции).

Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, с ним связанны отклонения в физическом развитии и здоровье школьника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, он выражает затруднения в определении контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Профилактика школьной дезадаптации

Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.

Родители должны быть очень внимательными к своим детям и понимать, что во время периода адаптации школьник особенно сильно нуждается в поддержке близких людей и в готовности вместе переживать эмоциональные трудности, тревоги и переживания.

Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.

Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.

Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.

Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.

Школьная дезадаптация подростков отличает тех подростков, которые адаптированы к школе самим их отношением к учебе. Подростки с дезадаптацией часто указывают на то, что им тяжело учиться, что в учебе есть очень много непонятного. Адаптивные школьники в два раза чаще говорят о трудностях в недостатке свободного времени через загруженность занятиями.

Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.

Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.

В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.

Информационный подход основан на идеи того, что отклонения от норм поведения происходят, поскольку дети ничего не знают о самих нормах. Этот подход больше всего касается подростков, они информируются о правах и обязанностях, которые им предъявлены.

Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.

Школьная дезадаптация может случиться с каждым первоклассником. По мнению детских психологов, причина отставания в учебе ребенка – первоклассника – его дезадаптация к школьным условиям.

И помочь ребенку стать успешным в трудное время перехода от беззаботного детства к школьному обучению может только семья. Но многие родители, не имея педагогического образования, не знают, как правильно подготовить своего малыша. Что же такое дезадаптация школьника?

Школьная дезадаптация это комплекс проблем

При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым . Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей. Однако часто бытовые проблемы не дают родителям уделять необходимое время ребенку.

И тогда бывает так, что ребенок:

  • боится идти в школу;
  • начинает часто болеть;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит;
  • в школе ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к педагогам школы;
  • может заблудиться в здании школы;
  • теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;
  • не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.

Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста.

Если вы вовремя не обратите внимания на эти признаки, ребенок в лучшем случае будет двоечником, в худшем – вам придется долго лечить его у невролога, а то и у психиатра.

Почему возникает школьная дезадаптация

Трудности привыкания ребенка к школе могут быть вызваны как особенностями его
личности, так и неправильным воспитанием в семье.

Причины школьной дезадаптации:

  • Ребенок не подготовлен к школе: не осознает важности перехода к обучению, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».
  • Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.
  • Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.
  • Имеет нарушения движений.
  • Неуравновешен, часты неоправданные перепады настроения.

Как проявляется школьная дезадаптация и что нужно делать для ее устранения?


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Специальная психология »

по теме:

«ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ »

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Андреева А.Ш.

г. Москва, 2016г.

    Что входит в понятия «адаптация» и «дезадаптация» в психологии?

    Каковы причины школьной дезадаптации учащихся (стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, внутренний конфликт)?

    Охарактеризуйте формы школьной дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрасте (неврозы, страхи, депрессия, неврастения).

    Ознакомьтесь с определениями, приведенными в методических рекомендациях. Подумайте, какого рода воздействия могут вызвать стресс? Можно ли рассматривать фрустрацию как одну из форм психологического стресса?

    Какие особенности воспитания приводят к эмоциональной депривации?

    Что понимается под школьным неврозом?

    Какие школьные ситуации чаще всего вызывают страх у ребенка и подростка?

    В чем вы видите возможности профилактики школьных неврозов?

    Адаптацией (от лат. adaptare - приспособлять) принято называть процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, npоявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий и т. д.

Дезадаптация - процесс, который приводит к наруше­нию взаимодей­ствия со средой.

    Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При этом, необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции как сложные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

Вторая по распространенности причина ШД – неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, истероневротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию школьников-«дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется рядом признаков.

1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.

2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.

3. Наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.

    Одна из форм школьной дезадаптации учащихся младших классов связана с особенностями их учебной деятельности. В младшем школьном возрасте дети овладевают прежде всего предметной стороной учебной деятельности - приёмами, навыками, умениями, необходимыми для усвоения новых знаний. Овладение мотивационно-потребностной стороной учебной деятельности в младшем школьном возрасте происходит как бы латентно: исподволь усваивая нормы и способы социального поведения взрослых, младший школьник ещё не пользуется ими активно, оставаясь по большей части зависимым от взрослых в своих отношениях с окружающими людьми.

Если у ребёнка не формируются навыки учебной деятельности или приемы, которыми он пользуется, и которые закрепляются у него, оказываются недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным материалом, он начинает отставать от своих одноклассников, испытывать реальные трудности в учёбе (12).

Возникает один из симптомов школьной дезадаптации - снижение успеваемости. Одной из причин этого могут быть индивидуальные особенности уровня интеллектуального и психомоторного развития, которые однако, не являются фатальными. По мнению многих педагогов, психологов, психотерапевтов, если правильно организовать работу с такими ребятами, учитывая их индивидуальные качества, обращать специальное внимание на то, как они решают те или иные задания, можно в течении нескольких месяцев, не изолируя детей от класса, добиться не только ликвидации у них отставания в учёбе, но и компенсации задержки в развитии.

Другая форма школьной дезадаптации младших школьников , так же неразрывно связана со спецификой их возрастного развития. Смена ведущей деятельности (игровой на учебную), которая происходит у детей в 6-7 лет; осуществляется за счёт того, что только понимаемые мотивы учения при определённых условиях становятся действующими мотивами.

Одним из таких условий является создание благоприятных отношений референтных взрослых к ребёнку - школьнику - родителей, подчёркивающих значимость учёбы в глазах младшеклассников, учителей, поощряющих самостоятельность учащихся, способствующих образованию у школьников стойкой учебной мотивации, заинтересованности в хорошей оценке, получении знаний и т.п. Однако наблюдаются и случаи не сформированности у младшеклассников мотивации учения.

Третья форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в их неспособности произвольно управлять своим поведением, вниманием учебной работой. Неумение адаптироваться к требованиям школы и управления своим поведением в соответствии с принятыми нормами может быть следствием неправильного воспитания в семье, которое в ряде случаев способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, трудность концентрации внимания, эмоциональная лабильность и др. Основное, что характеризует стиль отношений в семье к таким детям, - это либо полное отсутствие внешних ограничений и норм, которые должны были бы интериоризироваться ребёнком и стать его собственными средствами самоуправления, либо "вынесенность" средств контроля исключительно вовне. Первое присуще семьям, где ребёнок полностью предоставлен сам себе, воспитывается в условиях безнадзорности, или семьям в которых царит "культ ребёнка", где ему дозволено всё, он ничем не ограничен. Четвёртая форма дезадаптации младшеклассников к школе связана с их неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Как правило, она встречается у соматически ослабленных детей, ребят с задержкой физического развития, слабым типом ВДН, нарушениями в работе анализаторов и других. Причины возникновения дезадаптации таких детей в неправильном воспитании в семье или в "игнорировании" взрослыми их индивидуальных особенностей.

    Любое непривычное для организма воздействие - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств - все это может вызвать стресс.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

Принято различать: фрустратор причину, вызывающую фрустрацию; фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию.

Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. д. Фрустрация может возникать, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Состояние фрустрации, как правило, достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Дело в том, что человек планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, при этом, одновременно мобилизует блок обеспечения своих целей определенными действиями. В этом случае имеется в виду энергетическе обеспечение целенаправленного поведения. Перед этим запущенным в ход действием возникает некое препятствие – само психическое событие тормозится или прерывается, при этом в месте прерывания события происходит повышение психической энергии. Все это приводит к повышению активизации корковых образований, в частности ретикулярной формации. Именно этот пререизбыток нереализованной энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять. Поведение человека в состоянии фрустрации может быть самым разнообразным, оно зависит от многих факторов, таких как возрастные особенности, сила фрустратора, привлекательность цели, объем остановленной психической энергии.

Вообще, фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

    Депривация может возникать и из-за того, что взрослые не позволяют ребенку выказывать свои эмоции. Злясь на малышей за их радость или слезы, родители заставляют младших членов семьи блокировать вполне естественные эмоции, что в дальнейшем приводит к их замкнутости и регулярным депрессиям.

    ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ - недуг, мешающий детям нормально учиться. Это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе. А ещё постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас, который испытывает школьник.

    1 . Страх ответить неправильно на вопрос учителя, особенно у доски. Этого школьники боятся как огня. Кому хочется выставить себя «в дурном свете», вызвать смех или осуждение одноклассников, неудовольствие или критическое замечание учителя. Отсюда рождается боязнь ошибиться, а также страх публичных выступлений.

2. Страх получить плохую оценку. Это и понятно - «двойка» в дневнике влечет за собой целый ряд нежелательных последствий: будут ругать дома, могут наказать, вдруг не успею исправить до конца четверти?

И если родители требуют только «десяток» и «девяток», сила давления на ребенка увеличивается, становится двухсторонней. Постепенно возникает синдром «неудачника», который всегда не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них.

3 . Страх перед необъективностью учителя. В этой ситуации ребенок практически беззащитен, так как педагогический коллектив даже в случае неправоты коллеги обычно защищает честь мундира.

4. Страх быть отвергнутым одноклассниками (сверстниками) становится главным в подростковом возрасте, когда потребность в общении со сверстниками становится жизненно необходимой. Острое желание общаться и быть «своим» чаще всего сопровождается боязнью оказаться вне круга - а вдруг не примут и не захотят дружить?

5. Страх перед обидчиками - одноклассниками, старшими ребятами, которые могут спровоцировать драку, отнять чужую вещь, организовать травлю.

    Профилактика школьных неврозов:

Знание семейной обстановки и предрасположенности ребенка к невротическим реакциям;

Благожелательная атмосфера на уроке;

Уроки физкультуры, двигательная разгрузка детей;

Повышение самоконтроля педагога;

Выбор правильного стиля общения;

Неформальное общение.

Школьная дезадаптация – это психическое состояние ребенка, проявляющееся проблемами с дисциплиной, усвоением знаний, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Вариантов проявления дезадаптации много, как и причин. Но основа дезадаптации – невозможность ребенка принять новую роль и новую ситуацию развития.

Дезадаптация чаще возникает у учеников начальных классов, но также встречается при переходе из младшего звена в среднее и из среднего в старшее, при смене места обучения. В чаще это последствие незамеченных ранее проблем с адаптацией. Задача родителей и учителей – вовремя выявить дезадаптацию и помочь ребенку.

Диагностика

Для диагностики школьной дезадаптации можно использовать несколько методов. Предлагаю рассмотреть карту наблюдений для диагностики всех возрастов и отдельно методики для младших школьников и подростков.

Карта наблюдений

Карта наблюдений Д. Стотта представляет собой уже готовый бланк с утверждениями, в который предлагается вписать ответы о верности этих утверждений относительно конкретного ребенка. Всего представлено 16 блоков, то есть все симптомы разделены на симптомокомплексы. Это позволяет установить особенности дезадаптации:

  • недоверие к людям, вещам, ситуациям;
  • уход в себя;
  • во взаимоотношениях со взрослыми;
  • враждебность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • тревога в отношении сверстников и других детей;
  • асоциальность;
  • враждебность к детям;
  • неугомонность и неусидчивость;
  • эмоциональное напряжение;
  • признаки ;
  • неблагоприятные условия развития;
  • проблемы в сфере сексуального развития;
  • умственная отсталость;
  • болезни и патологии;
  • физические недостатки.

В баллах определяется сам факт дезадаптации, выраженность каждого симптомокомплекса и его роль в дезадаптации. Карту можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.

Это обширный и многофункциональный (качество и количество, врожденные и приобретенные причины, выраженность отдельных причин) метод исследования дезадаптации. Но минус методики в том, что более полное наблюдение может провести только специалист школы, но и то не всегда, возможны субъективные ошибки в оценке. Кроме того, это длительный по осуществлению метод.

Младшие школьники

Для диагностики младших школьников, особенно первоклассников, часто используют опросник Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Методика тоже ориентирована на наблюдение за ребенком со стороны учителей, но как и в первом случае, отвечать на вопросы может любой взрослый, хорошо знающий ребенка.

Опросник включает в себя 46 вопросов, которые разделены по блокам (возможные причины и факторы дезадаптации):

  • родительское отношение к ребенку;
  • леворукость;
  • неврозы и невротические симптомы;
  • инфантильность;
  • гиперкинетический синдром (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), чрезмерная расторможенность;
  • инертная нервная система;
  • слабая произвольность психических функций;
  • астенический синдром;
  • нарушения интеллектуальной сферы.

Высчитывается коэффициент дезадаптации. Среди возможных вариантов: нормальная адаптация, средняя степень дезадаптации, серьезная дезадаптация, показания к посещению психоневролога (врожденно обусловленные проблемы).

Подростки

При диагностике подростков можно использовать комплексы диагностических методик для анализа отдельных сфер:

  • тесты личности;
  • тест тревожности Филлипса;
  • методику «Дом. Дерево. Человек»;
  • метод незаконченных предложений;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • тест Томаса (поведение в конфликтах);
  • Q-сортировка (анализ самооценки);
  • СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности);
  • тест ценностных ориентаций;
  • Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
  • Фурман А. «Насколько адаптирован ты к жизни».

В наблюдении о дезадаптации подростков свидетельствуют:

  • Отставание в развитии, при исключении умственной отсталости.
  • Проблемы в усвоении школьных знаний, успеваемости.
  • Недоразвитость речи, проблемы в виде недостаточного словарного запаса, сложности обобщения, систематизации и других функций речи. Слабость внутренней речи.
  • Нехватка познавательной активности, любознательности и словесно-смысловой памяти.
  • в отношении людей, вещей, животных.
  • Возбудимость и .
  • Неадекватная .
  • Побеги из дома и (или) школы.

Как среди младших школьников, так и среди подростков для определения их истинных , и интересов можно использовать метод сочинения (для младших детей – сказку, для старших – рассказ).

Коррекция

Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать. Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает. Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.

Итак, что можно сделать:

  1. Выявить и интересы ребенка.
  2. Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, или .
  3. Помочь ребенку преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом, играть в КВН и так далее.

По тому же принципу нужно работать с агрессией и грубостью ребенка. Возможно, это гиперкомпенсация неуверенности в себе, неумения общаться. Соответственно, учим общаться и быть уверенным – грубость уходит сама.

Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:

  • возрастные особенности;
  • индивидуально-личностные особенности;
  • проявления и первопричины дезадаптации;
  • условия среды развития.

Не нужно бояться дезадаптации и тем более замалчивать проблему. Проблемы в адаптации возникают у 15-40 % школьников. К сожалению, это популярная проблема, но на первых стадиях легко поддающаяся коррекции.

Работа должна вестись сообща родителями и специалистами школы:

  • психолог составляет рекомендации и индивидуальный план развития ребенка;
  • родители следят за соблюдением рекомендаций в рамках дома (помощь в усвоении знаний, контроль над выполнением уроков, разбор пропущенного или непонятного материала);
  • педагог помогает ребенку в классе: создает ситуации успеха, следит за здоровым психологическим климатом и соблюдением индивидуально-личностного подхода.

Большую роль в коррекции дезадаптации ребенка играют индивидуально-личностные качества взрослых (родителей и педагогов) и их характер взаимодействия. Важно помнить об общей цели – помочь ребенку адаптироваться. Единство родителей и педагогов способствует как минимум снижению уровня тревожности у ребенка.

Младшие школьники

Ученики начальных классов только начинают переходить от игровой деятельности к учебной, потому прекрасная форма помощи в адаптации – игры:

  • Если речь идет о проблемах во взаимоотношениях с коллективом, то игры на сплочение.
  • Для развития познавательных процессов – интеллектуальные игры.

Игры на сплочение:

  1. Оркестр. Игра проводится по аналогии с настоящим дирижированием: ведущий (дирижер) поднимает и опускает руки. Чем выше он их поднимает, тем громче другие дети (оркестр) выполняют выбранное действие.
  2. «Пусть тот, кто…». Ведущий выходит в центр круга и говорит «Пусть тот, кто любит играть в футбол (например) выйдет ко мне». Называть можно любое слово: предмет одежды, вариант хобби, внешние особенности.

Познавательные игры нужно подбирать в зависимости от того, в какой именно сфере отмечен пробел. Вот несколько примеров:

  1. Для развития кратковременной памяти. Ребенку предлагается посмотреть в течение 20 секунд на лист с нарисованными фигурами, запомнить их и потом повторить на чистом листе.
  2. Ассоциации. Ребенку предлагается соединить по смыслу картинки и слова, после чего аргументировать свое решение.
  3. Определить творческий потенциал позволит методика «Дорисуй картинку». Ребенку предлагается набор одинаковых (простой уровень) или разных (сложный уровень) заготовок фигур и требуется дорисовать их. Других ограничений нет. Оценивается не только итог работы, но и активность, вариативность, скорость мыслей и действий.

Подростки

Лучший метод коррекции дезадаптации подростка – помощь в его самореализации. Для этого нужно проводить беседы, организовывать совместную и интересную подростку деятельность, уважать его личность и чувство взрослости.

Положительно зарекомендовала себя терапия творчеством. Род занятий подбирается индивидуально. Например, если проблема не только в социально-психологической (неуверенность), но и в познавательной сфере, то подойдут занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику (шитье, вышивка, плетение).

С целью сплочения класса нужно использовать тренинги, групповые консультации. Работу нужно направить на развитие , самостоятельности (в том числе самоорганизации).

Например, можно придерживаться такого плана тренинга:

  1. Разминка и введение (полчаса). Дети знакомятся друг с другом методом игры в «Горячий мяч»: кидают друг другу мяч, называют свое имя и говорят комплимент другому человеку (кому кидают). Потом ведущий оценивает готовность всей группы, активность отдельных участников, особенности состава группы. Поможет в этом игра «Стрелка»: группе нужно представить, что они стрелка (шкала), и сдвинуться в сторону максимума или минимума настолько, насколько они готовы работать, веселы, здоровы и так далее. Ну, и в завершение ведущий называет тему тренинга, озвучивает проблему и описывает суть и цели занятия.
  2. Основная часть. В зависимости от конкретных условий используются релаксация с освобождением подсознания и воображения, ситуационно-ролевые игры, имитационные игры, психологические этюды, психодрамма, дискуссии, метафоры, рисование и так далее.
  3. Рефлексия. Подводятся итоги тренинга, строятся планы на следующее занятие (всего 7-8 занятий), обсуждаются мысли и чувства участников.

Проведение тренинга допустимо только специалистом! У этого метода есть своя технология и ряд нюансов.

Независимо от возраста ребенка, обязанность родителей, психологов и педагогов:

  • Сотрудничать с ребенком, уделять больше внимания, играть, советовать, наблюдать.
  • Готовить ребенка к школе: работать над развитием всех , развивать мелкую моторику, работать над произвольным вниманием.
  • Избегать завышенных ожиданий и требований, позволять ребенку быть несовершенным и ошибаться. Искренне без насмешек замечать успехи.
  • Не сравнивать ребенка с другими учениками, особенно более успешными. Оценивать успехи ребенка можно только относительно его же предыдущих успехов.
  • Помочь ребенку найти референтную группу и деятельность для самореализации. Дополнительное образование, соответствующее интересам и возможностям ребенка, подарит уверенность в себе за счет внимания и успеха, эмоциональной поддержки, которые ребенок будет получать в этой сфере. Постепенно уверенность в себе распространится на все сферы жизни.
  • Делать значимой ту сферу, в которой у ребенка успехи лучше. Постепенно сформируется установка «Если я так хорош здесь, то я могу добиться успеха и в другом деле».

Нужно помнить, что любое слово взрослого обладает воспитательной силой и корректирует поведение, а также мышление школьника. Как похвала, так и ругань, крик – инструменты подкрепления и провокации на то или иное ответное поведение.

Профилактика

Начальная школа

Перед поступлением ребенка в школу показано прохождение , на которой определяется готовность к школе, состояние здоровья и даются рекомендации по индивидуальному пути развития ребенка.

Многие родители боятся комиссии, считая ее оскорбительным мероприятием и видя риски выявления диагнозов у ребенка. Как следствие – отказываются от прохождения. Имеют право, но нужно понимать, что члены комиссии работают в интересах ребенка и семьи.

В целях профилактики дезадаптации нельзя отправлять неготового психологически ребенка в школу, даже если ему 6-7 лет. По законам нашей страны максимально ребенка в школу можно отдать в 8 лет. Второй вариант – заранее выявить пробелы в структуре готовности и работать с ребенком, готовя его к школе.

Младшие и старшие подростки

Подростковый возраст сам по себе характеризуется дезадаптацией личности в широком смысле. Подросток активно познает себя и ищет свое место. Лучшее, что могут сделать родители для профилактики школьной дезадаптации – общаться с подростком, относиться к нему с уважением и пониманием, изучить особенности возраста и специфику реакций.

Что еще можно сделать:

  • Не требуйте от ребенка хороших оценок и успехов по всем предметам.
  • Помогите подростку разобраться в своих интересах и способностях, составьте индивидуальный план обучения.
  • Снисходительно относитесь к естественным для этого возраста когнитивным ухудшениям, помогайте питанием, совместной деятельностью и отдыхом.

Переход из одного учреждения в другое

Смена привычного образа жизни – стресс для любого человека. Переход из одной школы в другую – двойной стресс для ребенка, особенно если это сочетается со сменой места жительства или приходится на переходные классы. Вхождение в коллектив – непростая задача:

  1. Познакомьтесь и поговорите с классным руководителем. Расскажите об особенностях своего ребенка и успехах в старой школе.
  2. Узнайте особенности и устав школы, познакомьте ребенка со школой заранее.
  3. Ученику младших классов полезно помочь найти друзей – сосед по парте, участник кружка. Подростки сами объединяются в группы, не нужно мешать. Но нужно всегда быть готовым прийти на помощь, поговорить со своим ребенком.

Переход из одного учебного заведения в другое – индивидуальное мероприятие. Предугадать развитие событий невозможно, так как все зависит от особенностей ребенка, школы и класса. Рекомендации должны составляться для частного случая. Лучшее, что могут сделать родители для повышения адаптации ребенка – обратиться к местному психологу.

Послесловие

Если ребенок рад школе и всей своей жизни, то и проблем не возникнет. Значит, вся работа должна быть направлена на формирование позитивного отношения ребенка к жизни, самому себе, окружению, школе и всем участникам образовательного процесса. В этом помогут любые значимые для личности ребенка и дарящие ему положительные эмоции , в том числе общение как отдельная деятельность.

Подробнее об успешной школьной адаптации, ее признаках и роли родителей в этом читайте в статье . О признаках и факторах дезадаптации – в статье .