План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок русского языка "Правописание приставок". Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок."

Урок русского языка в 10 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Тема урока: «Правописание приставок.

Тип урока : обобщающий

Цель урока: обобщение ранее изученного о правописании приставок,

правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И; подготовка к выполнению задания А14 (блок А ЕГЭ)

Используемые технологии: метод проектов, информационные технологии, проблемное изучение

Ход урока:

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на восприятие материала.
  1. Устная работа с эпиграфом к уроку:

«Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»

Академик Л.Щерба

  1. Орфоэпическая «минутка».

Говори правильно:

  1. В каком слове ударение падает на второй слог:

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф 2) эксперт 3) кухонный 4) творог

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3)они прАвы 4) свежие тортЫ

  1. Словарная работа

Аргумент

Актуальный

Эффективный

II. Выполните задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный

4)из..мать, дез..нформация, от..граться

Слово проектной творческой группе

Представляют проект «Всё не так просто, как кажется» (презентация проекта)

  1. Прочитав предложенное задание, мы выявили проблему:

Какие правила необходимо знать, чтобы выполнить это задание

  1. Распределили приставки на группы:

1) Неизменяемые (одновариантные)

Оттирать-ототрёшь

Подзывать-подозвать

Взбираться-взобраться

Сдирать-содрать

2) На З и С (двухвариантные)

  1. На -з:
  2. чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-.
  3. На -с:
  4. бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-.
  5. Исключения: з десь, з дание, з доровье, ни зги

1)Лингвистическая задача:
Почему слова с приставами разбиты на три группы?

Исколесить беззвездный расщепить

Изрезать бессонный расчистить

Беспечный рассветает расчертить

Словарная работа:

И..рисовать, и..черпать,

во..гораться, во..пылать

бе..звучно, бе..шумно

ни..вергаться, ни..падать

Провокационная роль предлогов в написании приставок

  1. Из-под нависших бровей- исподлобья

2)Диктант на замену

  1. Допишите пары:
  2. Без воды -
  3. без паспорта -
  4. без смысла-
  5. без сна-
  6. без шума -
  7. без забот
  8. Без души и без сердца-

Удвоенная согласная

2)Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой (все слова на з-,с-)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили - ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили - ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж - ну который -март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

3) ПРЕ- и ПРИ- (смысловые);

  1. ПРИ-:
  2. 1)немного;
  3. 2)близость;
  4. 3)присоединение;
  5. 4)до конца.
  6. ПРЕ-:
  7. 1) пере-;
  8. 2)очень.

Различай:

Пре- При-

  1. Претворить в дело притворить дверь
  2. Пребывать прибывать
  3. Презирать призирать
  4. Преступить приступить
  5. Преумножить приумножить
  6. Преклонить приклонить
  7. Предавать придавать
  8. Претворить притворить
  9. Преемник приёмник
  10. Преходящее приходящее
  11. Презреть призреть

Словарная работа:

  1. Превентивный - предупреждение чего-либо, предохранительный.
  2. Превалировать - преобладать, иметь перевес.
  3. Претендент - лицо, которое претендует на что-нибудь.

Приоритет - первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

6. Закрепление

Пре-при

Диктант на замену

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

1) Место стоянки судов (пристань).

2) Исключительное право(прерогатива)

3) Глава государства (президент)

4) Первенство (приоритет)

5) Подарить (презентовать)

6) Граница (предел)

7)Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)

8)Купить (приобрести)

9) Затруднение (препятствие)

10) Предисловие (преамбула)

11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)

12)Льгота (привилегия)

13) Помеха (препятствие)

14)Легенда (предание)

15)Продолжатель (преемник)

16)Первое представление (премьера)

III. «Ы, И после приставок»

Вдруг раздался страшный рык-

Это «Ы» прогнало «И»

От приставок на согласный:

Был тут «иск» - стал «розЫск».

Ясно?!

Лишь исключение «взИмать»

С буквой «И» надо писать.

- «ъ, ь после приставок»

Приставки -иностранки:

  1. ДЕЗ- ИН-
  2. КОН- КОНТР-
  3. ПАН- ПОСТ-
  4. СУБ- ТРАНС-
  5. СУПЕР- РЕ-

А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) -

Все дамы странные,

Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),

В «И» влюбленные!

Ты внимательно смотри:

После «иностранок» - «И»

К ним примкнули «наши» СВЕРХ-, МЕЖ-

СВЕРХ И зысканнее всех!

СВЕРХ И скусно, СВЕРХталантливо

Дружат с «И» они, галантные.

В сложносокращенных словах сохраняется «И»:

медИнститут

госИздат

финИнспектр

санИнспекция

самИздат

Выбери Ы или И.

Пост..нфарктный -пред..нфарктный

Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.

Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква

1)с..трудник, с..гласие, н..ладить

2) бе..хозный, бе..донный, во..делать

3) из..скать, сан..спектор, с..грать

4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.

IY.Компьютерное тематическое тестирование по теме «Правописание приставок»

Y.Рефлексия.

Итог урока

Домашнее задание:

1 группа -составить диктант «на засыпку» на тему «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».

2 группа составить литературную викторину по произведения А.С.Пушкина на тему «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».

3 группа -подобрать пословицы, оговорки, крылатые выражения на тему «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».





Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на – з / с -. распределите слова в два столбика: без -, бес -, приставки выдели графически. Например: ребенок без забот – беззаботный. Небо без звезд, вход без платы, пустыня без воды, дорога без конца, ребенок без помощи, жидкость без цвета,плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса.






Живут на свете, людям помогая, Приставки воз -, из -, через -, раз -, и без – Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с. Глухие звуки – это непоседы! Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Не забудьте, что приставки Раз -, из -, воз -, низ-, через -, без – Пред согласными глухими Быстро сменят з на с. Обрати внимание на «здесь, здоровье, здание» «З» нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить.


Физкультминутка На З подпрыгивайте, на С присядьте 1.Безмерная хвала чести вредит. 2.Беспечному сон сладок. 3.Чего не знаешь, того не разгадаешь. 4.Горько не вечно, а сладко не бесконечно. 5. С совестью не разминуться. 6. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.





«Правописание приставок» урок-практикум для учащихся 9-11 классов Подготовила: Скороходова Е.Н., учитель русского языка, МКОУ «СОШ №2» г.Щучье Курганской области


Цели урока:

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний в старших классах (9-11)

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок.

2. Развитие интереса к истории языка.

3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.


приставочным способом?

1) развесёлый, дошить, подоконник, разрыв

2) утомление, прескверный, сыграть, оргстекло

3) подполковник, накрепко, пригород, навсегда

4) сочувствие, вызывающе, слева, забежать



В каком ряду во всех словах есть приставка?

1) сделать, превалировать, розыск

2) причудливый, природа, изысканный

3) исподлобья, воспылать, контрнаступление

4) объяснить, здоровье, сверхинтересный


В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) пре..писание, о..толкнуть, по..шутить

2) во..кликнуть, бе..жалостный, и..расходовать

3) с..грать, без..нициативный, спорт..нвентарь

4) пр..имущество, пр..тензия, пр..пятствие


В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) бездонный, всмотреться, переувлажнить

2) разбежаться, контратака, израсходовать

3) докрасна, по-русски, подснежник

4) нахлебник, сверхинтересный, подземный


Продолжите ряд:

Постимпрессионизм, постструктурализм…

Контригра, контраргумент…

Конформист, конъюнктура…

Сверхизысканный, сверхновый…


после приставок

Ы/И после приставок

З/С на конце приставок

Приставки пре-/при-


З/С на конце приставок

Пишем З на конце приставки

Пишем С на конце приставки

Перед звонкими согласными и гласными произносим [ з ] и пишем « з »: РАЗ-УЧИТЬ, ИЗ-УЧЕННЫЙ, БЕЗ-ДОННЫЙ.

Внимание!

Перед глухими согласными произносим [ с ] и пишем « с »: РАС-ПИЛИТЬ, ИС-ПИСАТЬ,БЕС-ПАРДОННЫЙ.

! Слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «з».

Приставка С принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

Приставки З в русском языке нет!


Ъ/Ь после приставок

  • если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я (подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский )
  • в сложных словах с числительными. (двухъярусный, трёхъязычный ).
  • НИКОГДА*

После приставки…

После приставки…

* Разделительный Ь пишется внутри слова (но только не после приставки) , перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА)


Приставки пре-/при-

Значения приставки ПРЕ-

  • Значение высокой степени действия или качества («очень», «весьма»)
  • Близка по значению приставка пере- (то есть, «через», «по-другому»).

Значения приставки ПРИ-

  • Близость к чему-либо
  • Прибавление, присоединение, приближение
  • Неполнота качества или действия
  • Доведение действия до конца
  • Совершение действия в чьих-либо интересах, усиленное проявление действия
  • Сопутствующее действие

Исключения:

1) русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (пр и тязание, пр е льщать, пр е кословить)

2) заимствования (пр е амбула, пр и вилегия, пр и оритет)


Ы/И после приставок

И или Ы: после приставки, заканчивающейся на согласный (если нет – пишем И) → это не сложносокращенное слово (если сложносокращенное – пишем И) → после русской приставки (если нет – пишем И) → не после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (если после них – пишем И) → это не слово ВЗИМАТЬ (если оно, пишем И) Ы




Подберите антонимы с приставками пре- и при- :

  • Удаляться
  • Очень мало
  • Отбавлять
  • Очень злой
  • Уважать
  • Отдалять
  • Уродливый
  • Последующий

Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ :

  • с...язвить, нав...ючить, нес...ёмные
  • об...ятия, в...едливый, пан...европейский
  • сверх...естественный, без...ядерный, без..укоризненный
  • суб...ективный, с...экономить, без...аварийный
  • раз...ём, бар...ер, под...езд
  • суб...ядерный, рудопод...ёмный, пред...юбилейный
  • нев...ющийся, из...ясняться, об...ять

  • Индустриальный
  • Искра
  • Известный
  • Инспектор
  • Искусный

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре- , при- :

Место стоянки судов, исключительное право, глава государства, первенство, подарить, граница, оперная певица, исполняющая первые роли, купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному произведению, льгота, помеха, легенда, продолжатель, первое представление.


  • Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз…грывал жалкую роль палача или предателя… (М.Ю.Лермонтов)
  • Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без…нициативным. (Л.Н.Толстой)
  • Энергетикам запрещено вз…мать штрафы за перерасход электроэнергии.
  • Пора уж под…тожить, Как я живу и как вооружен. (М.Светлов)
  • Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез…скусственной красоте. (Л.Н. Толстой)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

(М. Цветаева)


Хитрая мангуста

Я увесил каюту г..рляндами бананов. Они на веревочках к..чались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне а я лежал пр..крыв глаза. Чуть пр..открыл глаза и вижу что мангуста прыгнула на полку пер..лезла на раму круглого пар..ходного окна покрепче пр..мостилась и глянула на меня. Я пр..таился. Мангуста толкнула лапкой в стену и рама п..ехала вбок. Когда рама пр..близилась к бананам мангуста рванулась прыгнула и обе..ми лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан от..рвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пр..красный..кр..батический прыжок! Я пр..вскочил п..глядеть но мангуста уже бе..пр..рывно возилась под койкой. Через минуту она пр..дстала передо мной с и..мазанной мордой и п..крякивала от удовольствия.


Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе

Тема ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные :

Знать разные группы приставок.

Уметь находить в словах приставку.

Уметь объяснять написание гласных в приставках.

Повторить синонимы, антонимы.

Уметь работать с текстом.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: приставка, морфема, морфемика, словообразование

Основные ресурсы:

Учебник: М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс

Дополнительные ресурсы:

Мультимедийный проектор

Презентация к уроку

Рабочие листы, контуры листьев деревьев разных цветов, маркеры, карточки с текстом.

-Формы работы на уроке:

Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.

Ход урока:

1.Орг. момент .

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. За окном прекрасная осенняя погода. Уверена, что мы с вами хорошо поработаем. Покажите ваше настроение с помощью разноцветных осенних листочков, которые лежат на ваших столах.

(красный - отличное настроение, уверен в свои силах;

желтый- спокоен; думаю, что справлюсь;

зеленый- волнуюсь, неуверен в своих силах;

2.Вхождение в тему.

Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского(слайд2):

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»

Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?

(Он говорит о роли приставок в речи.)

Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить?

Итак, тема урока « Правописание приставок».Будем говорить о приставках.(слайд3)

Какова же цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?

(Цель- сформировать навыки правильного написания приставок)

Что мы знаем о приставках?(ответы детей)(слайд4)

В каком разделе языкознания изучается приставка? (в морфемике)

.(слайды5,6)

3.Открытие новых знаний.

(слайд8) Прочитайте. Почему эти слова записаны в два столбика?(В первом столбике записаны слова с приставками СО-, ВЫ-, ЗА-, НАД-, ДО-, ПОД-. Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, традиционно. Слова с какими приставками записаны во втором столбике?(Во втором столбике- слова с приставками на З-, С-)(слайд9)

Можно ли объяснить правила написания данных приставок?

Каков алгоритм правописания приставок из 2-го столбика?

(1.Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий.

Если звонкий - в приставке пишу букву З.

Если глухой - в приставке пишу букву С.(слайд10)

Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах: рас сыпать, раз вернуть, раз гладить, рас править, раз дать, с мять, с вернуть.

3.Работа в группах .(Задания для 4-х групп. Слайды 15,16)

Измените словосочетания, используя данные слова. На какие группы их можно поделить?

Облако без формы (бесформенное облако)

Ребенок без забот (беззаботный ребенок)

Вход без платы (бесплатный вход)

Ребенок без помощи(беспомощный ребенок)

Океан без предела (беспредельный океан)

Шоколад без вкуса (безвкусный шоколад)

Небо без звезд (беззвездное небо)

Жидкость без цвета (бесцветная жидкость)

Дорога без конца (бесконечная дорога)

Плач без звука (беззвучный плач)

Движение без шума (бесшумное движение)

Пустыня без воды (безводная пустыня)

К данным выражениям подобрать слова, близкие по значению

(синонимы) с приставками на З- и С-:

Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий -…(безжалостный)

Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый…-(беспомощный)

Лишенный порядка, системы, хаотичный…-(беспорядочный)

Не испытывающий страха, смелый …-(бесстрашный)

К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением (антонимы) с приставками на З-, С-:

Полезный (бесполезный)

Живой (безжизненный)

Честный (бесчестный)

Заботливый (беззаботный)

Системный (бессистемный)

Проверяем. Из каждой группы 1 ученик озвучивает ответ.(слайды 17, 18)

4. Музыкальная физминутка.(слайд)

5.Освоение новых знаний.

1) Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? (слайд)

Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание.

Все ли из этих слов имеют приставку?(В словах здесь, здоровье, здание

нет приставки. Буква З входит в состав корня)

Какой звук слышится в начале слов сбиться, сделать, сгореть, сгибать?

(Слышится звук З. Пишем букву С, т.к. приставки З не бывает)

Ознакомимся с теоретическим материалом в учебнике.(с.126)

2). Работа с текстами.

1.Работа в парах с текстом №1 (упр.347 учебника)

Назовите главную мысль текста.

(Основная мысль текста - единение человека и природы)

Назовите ключевые слова, передающие главную мысль текста.

(…состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку…)

(Задание №3 к тексту: найти и выписать слова с приставками.)

Проверяем задание № 3 к упр.347

(Передать, охватывает, выросшие, сообщается). (Взаимопроверка)

2.Работа с текстом №2(текст распечатан для каждого ученика)

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Задания к тексту: найти и выписать слова с приставками. Объяснить, к какой группе приставок они относятся).(Взаимопроверка)

Сравните два данных текста. Что их объединяет?

(Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.)

6.Составление проекта по теме урока.(в группах)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

(Открытый урок"Правописание приставок"5б.)

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З, С

ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕД ЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ.СОГЛ.

ПИШУ З ПИШУ С

7. Итоги урока.

8. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

О чём заставил задуматься?

Чему ты научился на уроке?

Доволен ли ты своей работой на уроке? Покажите свое настроение с помощью листочков.

Приложение

Рабочий лист

Учени____5бкласса__________________________________________________________________________________________________________________

Число_____________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

2. Работа с текстом №1 в парах.

Упр.347(задания1,3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________

2.Работа с текстом №2. Найти и выписать слова с приставками.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги,

объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Оценка:___________________________________________________________

2. Составляем схему.