Основание харбина. Харбин

Харбин - это особый город в российско-китайской истории. Русский Харбин - тема столь обширная, что стоит, наверно, нескольких диссертаций, а не поста в блоге. Но всё же не могу о нём не написать. Благодаря своей близости к нашему Дальнему Востоку, он, наверно, самый посещаемый русскими город Китая. Поездка сюда позволяет объединить хороший шопинг (что традиционно ищет большинство приезжающих) с интересной культурной программой и просто отдыхом в этом стремительно растущем мегаполисе. Причем, в отличии от Даляня, большинство китайцев, с которыми контактируют русские туристы (продавцы, обслуга и т.п.) понимают русский в необходимых для взаимодействия пределах. Жаль, что большинство русских туристов очень мало знают русскую историю этого города.
Город, изначально посад, был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали.

Одним из основателей города был Николай Сергеевич Свиягин, руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине).
Осенью 1897 г. в Маньчжурии в районе Хуланьган-Ашихэ проводил изыскания один из помощников князя С. Н. Хилкова - инженер Адам Иванович Шидловский. Он-то и нашел подходящее место для постройки центра будущей КВЖД - в точке пересечения дороги с широкой водной артерией (Сунгари), связывавшей строителей кратчайшим и наиболее удобным путем с русской территорией. Место под будущий город было выбрано в треугольнике между трассой КВЖД, рекой Сунгари и ее притоком Ашихэ.
До момента основания города в 1898 году на этом месте была небольшая рыбацкая деревня. Район этот населяли маньчжуры, а слово Харбин в переводе с маньчжурского языка означало - сушить сети.
Так возник этот необычный город - русский город, построенный русскими для русской железной дороги на китайской земле. Возведенный в самом центре богатой черноземной маньчжурской равнины, Харбин стал расти со сказочной быстротой. Яркую и точную характеристику возникновения и развития Харбина дал один из русских журналистов, оказавшийся в Маньчжурии в 1904-1905 гг.: "По своей идее, по своему географическому положению Харбин задуман превосходно. Немного найдется таких искусственно созданных городов, которые в 5-8 лет своего существования успели бы вырасти из никому не известной деревушки в огромный город и зажить собственною широкою торговою жизнью.

Правда, Харбин был озолочен сперва постройкой железной дороги, а затем пребыванием в Маньчжурии миллионной русской армии. Какова бы ни была дальнейшая судьба Маньчжурии, Харбин навсегда останется важным торговым и административным центром благодаря своему блестящему положению на перекрестке различных водных, сухих, железных и торговых дорог». Жизнь полностью подтвердила правоту последнего утверждения.


Все многообразие факторов - и то, что город вырос практически в безлюдной местности, и то, что создавался он по российским градостроительным образцам начала XX в., и значительный приток российского населения в полосу отчуждения, и реальная забота администрации КВЖД об устройстве именно русского быта и русского образа жизни на чужой земле, а также русская духовная и культурная жизнь - все это создало феномен Харбина - уникального города, не имевшего тогда аналогов в мире.


В 1901 году являлся штаб-квартирой Заамурского пограничного округа Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов, создан на базе Охранной стражи КВЖД. Наряду с китайской в городе была русская администрация и полиция. После Русско-японской войны многие русские покинули Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться.

К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, они говорили ещё на 45 языках. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине. К 1917 году число жителей Харбина перевалило за 100 тысяч. Из них русских насчитывалось более 40 тысяч. Вот ещё несколько видов этого города.

Китайский город с русскими корнями - именно так часто называют Харбин. Ученые спорят, приводя все новые доказательства той или иной точки зрения. А туры в Харбин неизменно пользуются популярностью у россиян.

История

Существуют две основные точки зрения относительно основания этого города. Российские ученые говорят о том, что Харбин был основан как поселение для строителей Китайско-Восточной железной дороги. В связи с этим датой появления города считается 25 мая 1898 года. Китайские же специалисты настаивают на том, что и до этого времени на месте Харбина были деревни, так что с этой датой можно связать только начало "русского" периода. Аргументов у обеих сторон много, споры не прекращаются, но отрицать тот факт, что более полувека история города была тесно связана с Россией, просто странно.

Итак, строительство КВЖД крепко связало северо-восток Китая с соседней страной, ослабив здесь влияние Европы и Японии. Поэтому появление железной дороги стало вопросом не столько инфраструктуры, сколько политики. Конечно, она связала Сибирь с Дальним Востоком и стала важной транспортной артерией, но назвать упрочнение связи с Китаем второстепенной целью тоже нельзя.

Изначально народы, говорившие на разных языках, селились в Харбине отдельно. В русской части были открыты свои школы, все надписи были на "великом и могучем", даже архитектура разительно отличалась от второго района. Эта тенденция продолжилась и после Октябрьской революции, которая сделала город центром эмиграции в Азии. Кстати, в какой-то момент он чуть было не стал советским - начавшееся восстание, вдохновленное большевистски настроенными жителями, было быстро подавлено.

С середины XX века эмигранты начали покидать Харбин, уезжая обратно в Россию или другие страны. Немалую роль в этом, вероятно, сыграла возросшая неприязнь китайцев по отношению к иностранцам - русские не всегда вели себя корректно с хозяевами. Но основной причиной стала продажа Японии советской части собственности в городе.

Современность

Сейчас город стал совсем другим. Ничто не выдает тот факт, что история Харбина была тесно связана со "старшим братом", как раньше называли СССР китайцы. Разве что количество иностранцев, среди которых превалируют русскоязычные.

Современный Харбин является столицей провинции Хэйлунцзян, располагающейся на северо-востоке Китая. Его население составляет около 10 миллионов человек, несмотря на с суровыми зимами. Он является важным экономическим и промышленным центром КНР. И именно он - самый популярный у русских туристов город. Итак, что же предлагает путешественникам Харбин?

Достопримечательности

Несмотря на то что "русский давно закончился, в облике города все-таки проглядывает что-то родное. Многое было разрушено, но некоторые здания остались нетронутыми:

  • Центральная улица (Чжунен Додзе). Пешеходная зона протяженностью в 1,4 километра является настоящим музеем архитектуры под открытым небом. Здесь очень людно, поскольку даже местные жители очень любят прогуливаться.
  • Церковь Святой Софии. Это одно из немногих оставшихся православных строений в Харбине. Внутри, однако, ничего не напоминает обычную церковь - выставлены фотографии, иллюстрирующие "русский" период истории города.
  • Новая синагога. Белая разумеется, включала и евреев. И в этом здании выставлены экспонаты, рассказывающие об их жизни в Харбине. Неподалеку расположены также старая синагога и еврейская школа.
  • Телебашня. "Дракон" - так называется это здание. Оно является самой высокой стальной башней в Северо-Восточной Азии. На самом верху находится вращающийся ресторан, и те, кому недостаточно любоваться красивым видом из окна, могут выйти на крышу.
  • Солнечный остров. Здесь находится парк, где очень любят бывать местные жители, фотографироваться молодожены. Также здесь есть клетки с белками, оленями и пруд с черепахами.
  • Парк Этих прекрасных животных в мире осталось не так уж и много, и тем ценнее возможность увидеть их в естественной среде обитания, проехав в полностью закрытом автобусе по заповеднику. Животных можно даже покормить, так что посетить это место определенно стоит.

Тысячи туристов ежегодно приезжают в Харбин. Достопримечательности, которые они посещают, вовремя реставрируют, так что многие возвращаются сюда снова. Не последнюю роль в этом играют ежегодные фестивали.

События

Одним из самых интересных для туристов мероприятий не только в Харбине, но и во всем Китае, является знаменитый фестиваль снега и льда, который проходит здесь каждый год. История этого праздника насчитывает уже 3 десятилетия, но только недавно он приобрел нынешний масштаб.

15 тысяч скульпторов из разных стран каждый год в начале декабря прибывают в Харбин, чтобы показать свое мастерство, выстроив, например, четырехметровую скульптуру или замок высотой с пятиэтажный дом. Официальное же открытие фестиваля проводится 5 января. Примерно до середины февраля весь Солнечный остров превращается в настоящую зимнюю сказку. Неудивительно, что зимние туры в Харбин так популярны, и путешественники готовы терпеть мороз и длительные перелеты, чтобы попасть сюда.

Тем не менее, это не единственное событие, которое привлекает сюда жителей из самых разных стран. Международный фестиваль пива в августе, июльский музыкальный конкурс, Праздник фонарей, а также - все это достойно того, чтобы посетить Харбин. Достопримечательности, конечно, тоже интересны, но красочные ежегодные мероприятия подарят незабываемые впечатления.

Крупных городов вблизи Харбина нет, но это не значит, что выезжать за пределы города не стоит. Совсем неподалеку находятся несколько крупных горнолыжных центров, собирающих много любителей экстремального спорта. Потому для любителей зимних развлечений это еще один повод посетить Харбин. Достопримечательности, которые не увидеть в Европе, низкие цены, развитая транспортная сеть - для туристов с Дальнего Востока это прекрасный вариант как для непродолжительной, так и для достаточно длительной поездки.

Инфраструктура

Для многих жителей европейской части континента практически вся Азия - это Дальний Восток. Города находятся рядом, так что можно подумать, что из Петропавловска-Камчатского до Пекина можно добраться на автобусе. Конечно, это не так. И ближайший к Харбину крупный российский город - Владивосток - находится примерно в 500 километрах.

Тем не менее, добраться сюда несложно, ведь город является крупным транспортным узлом. Харбин (аэропорт "Тайпин") принимает самолеты международных компаний, таких как "Аэрофлот", Air France, KLM, Air China и многих других. Это одна из крупнейших авиагаваней на северо-востоке страны.

Здесь есть и большой вокзал, через который проходят поезда во многие китайские города. В скором времени планируется организовать скоростной маршрут в Казахстан. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры в Харбине идет полным ходом.

Несмотря на все исторические события, произошедшие здесь, город пользуется бешеной популярностью у туристов.

Основан он был русскими, поэтому вся его культура изобилует русскими традициями и очень необычной для Китая архитектурой.

На сегодняшний день Харбин считается одним из самых больших городов с населением более 10 миллионов человек.

Его история четко пересекается с русским наследием, что придает Харбину особую изюминку. Несмотря на свою историю, известен он как «город льда». Ежегодно здесь проводится фестиваль ледяных фигур, собирая в гостях туристов со всех стран.

Название города

В ходе долгих исследований ученые выяснили, что название Харбин не имеет ничего общего с КНР. До сих пор расшифровать его не удалось, хотя есть предположение, что название произошло от монгольского слова «хараба», означающего «баранью лопатку».

Если судить с точки зрения географии, то такое объяснение вполне обосновано. Город Харбин расположился на возвышенности, которая с высоты птичьего полета очень напоминает лопатку.

Есть еще одна версия, по которой название произошло от маньчжурского и переводится как «переправа».

Благодаря огромному количеству живописнейших мест, город помимо официального имеет много других «украшающих» названий. Например, из-за своей изысканности Харбин прозвали «Восточной Францией».

История возникновения города

Долгое время Советский союз планировал объединить Сибирь с Востоком посредством железной дороги. Для этого требовалось согласие Китая.

В 1897 году начинается строительство Китайско-Восточной дороги. Именно в этот момент происходит основание Харбина. Много лет он считается русским городом. Через пять лет своего существования из небольшого поселения вырос большой процветающий мегаполис, где строились дома, школы, больницы, и начала развиваться торговля.

Но, несмотря на свое Китайское расположение, русские традиции навсегда отпечатались в быте и архитектуре города. Такой союз культур двух совершенно разных государств сделал Харбин уникальным городом, которому нет аналогов до сих пор.

В 1901 году город становится опорным пунктом пограничников Министерства финансов. При этом на страже безопасности стояла русско-китайская полиция. Приезжали в новый город не только рабочий люд, но и творческие лица, желающие сделать город лучше и возвысить его среди других.

В 1913 году Харбин населяло уже более 68 000 человек. Причем это были не только русские и китайцы. Здесь можно было встретить представителей из разных стран, говорящих на 50 разных языках. Город рос буквально по дням. Уже через пять лет его население составляло более 100 000 жителей.

Революция в России привела к тому, что население города увеличилось до 200 000 человек. Связано это было с большим числом беженцев, которые толпами бежали в единственный русский город в другой стране, не тронутый политикой.

К 1930 году население города Харбин составляло более 2 миллионов жителей. Причем китайское население не превышало 25% всех жителей.

В 1932 году начинается новый этап в жизни города. Маньчжурия переходит к Японии, а Россия отказывается от прав на дорогу. Из-за этого русскоязычное население уезжает на юг Китая.

К 50-му году остается лишь несколько тысяч человек русской национальности, жившие здесь с самого рождения.

С этого момента начинается новая история города. Появляются небоскребы, новые достопримечательности. Но россияне навсегда оставили свой след в истории Харбина. В нем до сих пор остались русские названия улиц и всемирно известные достопримечательности.

Город сегодня

В настоящее время город Харбин считается одним из самых важных стратегических центров Китая. Также он славится своими памятниками культуры. Ученые как-то насчитали здесь 58 памятных мест, из которых 17 самые интересные и удивительные.

В нем находится крупнейший аэропорт Китая. Отсюда самолеты отправляются в более 100 стран мира.

Ну и самое главное, город Харбин - частичка родины в чужой стране. Поэтому поездка сюда подарит незабываемые ощущения и даст почувствовать себя как дома.

Что посмотреть в городе самостоятельно

Благодаря переплетению культур, Харбин славится своими масштабными историческими комплексами. Познакомимся с некоторыми из них.

Солнечный остров

Это известное место не только в городе, но и во всей стране. Расположился он на побережье реки Сунгари. Это живописнейшее место с чистейшими озерами и экзотическими постройками.

Летом, благодаря приятной погоде, солнечный остров становится первым в списке на посещение, а зимой он превращается в рай для любителей зимних экскурсий. Ежегодно здесь проводится фестиваль ледяной скульптуры. Он представляет собой удивительное зрелище, ради которого многие туристы приезжают в Харбин.

Территория Солнечного острова занимает площадь в 3800 га. Она состоит из самого большого Солнечного острова и кучки островков поменьше. Однако всю территорию разделяют на три части. На одной из сторон находится мир животных. В самом центре расположился садовый центр. А на противоположной стороне от животного мира можно посетить многочисленные ледяные скульптуры.

Также рядом со скульптурами изо льда находится русский экзотический центр. В нем вы посетите русский ресторан, пройдетесь по аллеям и даже купите сувениры у местных ремесленников. Удивление и интерес вызывает деревня художников. Здесь представлены картины известных русских мастеров. В качестве бонуса, в деревне можно посмотреть русское кино и научиться танцевать.

Океанариум

Это еще одна из популярных достопримечательностей города Харбин. Здесь можно увидеть как морских, так и сухопутных представителей животного мира. Для желающих ежедневно проводятся целое шоу с участием животных.

Самым полюбившимся стало шоу с белухами. Здание океанариума не самое большое, но коллекция впечатляет. Здесь представлено все разнообразие морских обитателей: рыбы, черепахи, дельфины, пингвины и т.д.

Парк «Окно в Европу и Азию»

Если очень хочется посмотреть все мировые достопримечательности, можно приехать в Харбин. Здесь находится очень любопытный парк «Окно в Европу и Азию».

Каждый год его посещает более 200 тысяч человек. Славится парк своими копиями мировых достопримечательностей с Европы, Азии, Америки, Африки. Здесь собрано более 40 копий в человеческий рост, начиная с Кремля и заканчивая египетскими пирамидами. Пока взрослые будут путешествовать, детей развлекут пейнтболом и картингом. После экскурсии, уставшие и довольные туристы, могут отдохнуть в бассейне или поесть в ресторане.

В зимнее время в парке также устраивается выставка фигур изо льда, и проводятся уроки для начинающих скалолазов.

Парк Иосифу Сталину

Парк имеет площадь в 10 кв. км. и считается самым посещаемым в Харбине. Построен он был сразу после смерти Сталина. Китайцы очень уважают его, и каждый праздник вывешивают портрет политического деятеля рядом с Энгельсом и Марксом.

Никаких увеселительных заведений в парке нет, так как он предназначен для спокойных прогулок.

Парк Чжаолинь

Основан парк Чжаолинь в 1900 году. Он считается одной из первых построек города Харбин. Здесь находится могила известного китайского генерала Ли Чжаолиня, прославившегося во время Японской войны. В 1946 году произошло публичное погребение героя Китая.

В 1985 году парк был отреставрирован. Теперь здесь есть много разнообразных развлечений: живописные искусственные озера, аллеи, парк сирени и милые маленькие вагончики, которые провезут по всей территории парка.

Каждый год в парке Чжаолинь проводится традиционный фестиваль ледяных фонарей.

Заповедник амурских тигров

Это не только заповедник, но и один из популярнейших объектов посещения отдыхающими. Создателем парка-заповедника стал центр по защите тигров. Основали заповедник еще в 1986 году, но официальное открытие состоялось только через 10 лет. В самом начале своей деятельности здесь обитало только 8 тигров.

Заповедник делится на пять районов: инкубатор, территория со взрослыми тиграми, парк для молодняка, парк африканских львов и пешеходный район. Все районы парка кроме последнего разрешено посещать только на специальном автомобиле. При парке есть также музей, в котором вам расскажут историю происхождения тигров.

Старый квартал

В этом районе сконцентрированы только русские постройки, возведенные более ста лет назад. Несмотря на некоторую мрачность, экскурсии здесь всегда интересны и познавательны. На территории можно даже встретить лавки с антикварными предметами.

Музей Хэйлунцзян

Основан музей в 1904 году. До него в этом здании был магазин, называвшийся «Москва», а потом почта. Крыша музея представляет собой целое произведение искусства во французском стиле. Площадь всего музея составляет 12 тысяч кв. метров. З

а всю свою историю было собрано более 107 экспонатов. Коллекция музея Хэйлунцзян разделена на 3 зала. В первом собраны археологические находки, во втором - животные современного мира, а в третьем - доисторические животные.

Научно-технический музей

Строительство началось в 2001 году. Официальное открытие произошло в августе 2003 года. На нескольких этажах собрано более 200 экспонатов.

На первом этаже представлены экспонаты, относящиеся к точным наукам.

Второй этаж представлен предметами, олицетворяющими новейшие технологии.

И наконец, самый верхний этаж содержит экспонаты, относящиеся к государственным ресурсам.

Софийский собор

Это крупнейший храм на Дальнем Востоке. Основан он в 1907 году. Построен храм был из дерева для поднятия русского духа. Однако через несколько лет его обложили кирпичом, а еще через десять лет отреставрировали и сделали больше.

В 1932 году во время захвата города, храм пришел в запустение и использовался в качестве складского помещения.

В 1996 году его признают государственным наследием, и начинается сбор средств на реставрацию Софийского собора. После он открывается в качестве музея.

На сегодняшний день Софийский собор являет собой величественное сооружение в русском стиле. В нем собраны иконы известных святых и статуя Иисуса Христа.

Храм Цзилэсы

Построен храм в 1924 году. С начала своего основания храм Цзилэсы стал священным местом для буддистов. Функционирует он до сегодняшних дней, сохранив все буддийские традиции и каноны.

Ежегодно в город приезжают паломники и просто туристы со всей земли, чтобы отпраздновать день рождения Будды. Около Цзилэсы расположился сувенирный магазинчик религиозной тематики.

Свято-Покровский храм

Это единственный российский храм в Харбине, работающий в наше время. Он не закрылся даже во время оттока населения.

В наше время храм интересен больше для туристов, чем для паломников, так как службы, проводимые тут, не соответствуют стандартным канонам.

Никольский собор

Построен храм в 1897 году. Действовал он до 1966 года, когда во время культурной революции его не разрушили. Через некоторое время собор восстановили и сделали одной из туристических остановок.

Вот мы и познакомились с самыми интересными достопримечательностями города Харбин. На самом деле красивых и богатых историей мест по городу очень много, и описывать их можно довольно долго.

Но чего стоят слова, когда можно приехать в удивительный город Харбин и увидеть все воочию. И что самое главное, вы не будете чувствовать себя гостями.

Город, адм. ц. пров. Хэйлунцзян, Китай. Основан в 1898 г. на р. Сунгари на месте рыбацкого селения; название Харбин предположительно маньчж. переправа через реку. Кит. Хаэрбинь, русск. традиц. Харбин. Географические названия мира: Топонимический … Географическая энциклопедия

ХАРБИН, город в Северо Восточном Китае, на реке Сунгари. Строительство Харбина началось в 1898 в связи с постройкой Россией Китайско Восточной железной дороги (КВЖД) в полосе её отчуждения. В Харбине находились гражданское управление полосой… … Русская история

Город в Сев. Вост. Китае, на р. Сунгари, административный центр пров. Хэйлунцзян. 2,4 млн. жителей (1990). Крупный экономический центр, транспортный узел. Машиностроение; химическая, текстильная, пищевая и деревообрабатывающая промышленность.… … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Город в Северо восточном Китае, на р. Сунгари, административный центр провинции Хэйлунцзян. 2,4 млн. жителей (1990). Крупный экономический центр, транспортный узел. Машиностроение; химическая, текстильная, пищевая и деревообрабатывающая… … Энциклопедический словарь

Харбин - город, адм. ц. пров. Хэйлунцзян, Китай. Основан в 1898 г. на р. Сунгари на месте рыбацкого селения; название Харбин предположительно маньчж. переправа через реку. Кит. Хаэрбинь, русск. традиц. Харбин … Топонимический словарь

Город на С. В. Китая. Административный центр провинции Хэйлунцзян. Около 2 млн. жителей (1974). Расположен на правом берегу р. Сунгари, в месте пересечения её ж. д. магистралью, связывающей СССР и Китай. Крупный ж. д. узел, речной порт;… … Большая советская энциклопедия

Или Сунгари первая узловая станция Китайской Восточной жел. дор. и большой поселок, возникший в Маньчжурии на месте пересечения магистрали с южной ветвью жел. дор., идущей на Порт Артур. Расположен под 45°45 30 и 126°38 28 от Гринвича, в 8 вер.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Город в Сев. Вост. Китае, адм. ц. провинции Хэйлунцзян; ж. д. узел, порт на р. Сунхуа цзян (Сунгари). 1552 тыс. жит. (1957). Важный пром. центр. Машиностроение (электротехнич., с. х., трансп., станкостроение), инструментальное произ во,… … Советская историческая энциклопедия

Харбин - (Harbin, бывш. Haerphin, Pinkiang)HarbinHaerphinPinkiang, гл. город пров. Хэйлунцзян, сев. вост. Китай, на р.Сунгари (Сонхуа); 2830000 жителей (1990). Х. вырос из небольшой рыбацкой деревушки и превратился в крупный ж. д. узел, а после революции… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Харбин , Анташкевич Евгений Михайлович. Это издание публикуется впервые в новой авторской редакции с учетом других романов цикла "Харбин" . К концу 1922 года в Маньчжурию из охваченной войной России пришли почти 300 тысяч беженцев.…
  • Харбин , Анташкевич, Евгений Михайлович. К концу 1922 года в Маньчжурию из охваченной войной России пришли почти 300 тысяч беженцев. Харбин, город на северо-востоке Китая, казалось бы, стал спасением. На самом деле именно через него…

Любой город на планете, как и государство, имеет свою историю, наполненную разнообразными событиями. Некоторые города ведут свою историю со времен существования первых цивилизаций, а некоторые совсем молодые. К таким вот, относительно молодым городам относится и Харбин. Перевернем сегодня пожелтевшие архивные страницы, и пред нами предстанет история Харбина, пусть и не длинную, но насыщенную событиями.

Этимология. Что означает слово «Харбин»

Российские историки так до конца и не определили, что же буквально означает название города, поэтому представим несколько утвердившихся в лингвистике и истории версий.

Первая говорит о том, что это слово не китайского происхождения, а иероглифы, которыми название наносится на бумагу, означает «высокий берег». Другие лингвисты считают, что «ха-эр-бин» в китайском языке означает «веселая (красивая, хорошая) могила».

Вторая версия основана на монгольском происхождении названия города. Такой вывод можно сделать потому, что на монгольском «хабара» означает баранью лопатку. Они говорят, что холм, на котором вырос новый город, с высоты птичьего полета имеет такие очертания.

Третья версия переводит название города на основе двух маньчжурских слов, означающих «брод», «переправа».

Чжурчжэньское государство Цзинь

В Х-XV столетиях территории, на которых впоследствии вырос красавец Харбин заселяли племена чжурчжэни, а городское поселение на месте современного города было столицей Чжурчжэньского государства.

Просуществовало государство с 1115 по 1235 год, и было разрушено монгольскими племенами. Не повезло этносу с соседями, и первые столкновения с монголами состоялись еще в период правления в Монгольской империи Чингисхана. В течение 20 лет чжурчжэни мужественно защищались, но не смогли выстоять под напором сильнейшей на тот момент армии мира.

Уникальная народность сошла с этнической карты планеты. Потомки славного этноса проживали на этих территориях вплоть до середины XVII столетия. О встрече с ними писал в своих записках русский исследователь Дальнего Востока Ерофей Хабаров.

Основание города

В конце XIX века западные державы стали проявлять повышенную активность в Дальневосточном регионе, что не могло не беспокоить Россию. Чтобы защитить восточные рубежи, а главное быстро перебросить войска, в 1891 году было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги.

Составной частью этой магистрали стала Трансманьчжурская железная дорога, которая должна была пройти вдоль Амура по территории Манчжурии. На таком варианте настоял министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте.

Строительство дороги началось в августе 1897 года, а в 1898 году была выстроена железнодорожная станция Харбин. Сначала это был посад, заселенный русскими рабочими, а затем в нем расквартировали военный гарнизон.

Фото первых бараков основателей, 1898 г.

На фото: Стрелка показывает нам генерала Александра Алексеевича Гернгросса, начальника гарнизона Харбина. За оборону города он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

Одним из основателей города стал выдающийся российский инженер-путеец, исследователь Сибири и Дальнего Востока, руководитель строительством КВЖД Николай Сергеевич Свиягин. Именно от него зависело то, где и как будет построена железная дорога. Он занимал высшие должности во многих сферах деятельности. Но во время революции ему пришлось покинуть Родину. Сначала он отправился в Крым, оттуда уехал в Италию, позже переехал в Хорватию. А в 1924 году его пригласили вернуться в Харбин, где он продолжил работу на КВЖД и работал до конца жизни.

В Харбине начало действовать множество торговых предприятий, в том числе знаменитая российская торговая фирма «Чуркин и Ко». Специально для нее выстроили великолепный дом в центре города.

Оборона Харбина 1900 года

Малоизвестный факт российской истории, который по праву может занять свое место в зале славы побед русского оружия. Китайцы попытались захватить город, с целью контроля всего участка строящейся железнодорожной магистрали.

Повредив 27 июня телеграфное сообщение, китайские войска начали подготовку к штурму. Предвидя такое развитие событий, Начальник харбинской Охранной стражи генерал-майор А. Гернгросс выслал из города часть мирного населения, и взял на себя командование обороной.

На фото: Панихида по погибшим во время осады, 1900 г.

На тот момент в Харбине было сосредоточено около 3 300 человек, мужественно приготовившихся к отражению атак китайских войск, общей численностью более 8 тыс. человек.

Всего было предпринято три атаки и все они были успешно отражены защитниками города. 16 июля 1900 года предприняв последний штурм, китайские войска с большими потерями были вынуждены отступить.

1901-1917 гг

В 1901 году Харбин стал штаб-квартирой Заамурского пограничного округа. В городе, кроме китайской администрации, начала действовать русская администрация и полиция.

Харбин быстро расстраивался, появлялись новые кварталы, началось строительство православных храмов. Тяжелый период харбинцы пережили в 1910-1911 годах, когда город был охвачен эпидемией чумы.

Борьба с эпидемией затруднялась тем, что две администрации, российская и китайская, не могли согласовать свои действия, а также несовершенством китайских законов.

Население города после чумы значительно сократилось, но край быстро развивался, и в годы Первой мировой войны сюда приехало много переселенцев. К 1917 году численность жителей превысила отметку в 100 тыс., из которых около 40 тыс. были русскими. Но что интересно, кроме китайцев и русских, согласно переписи, проживали представители 53 стран, и только 11% жителей были коренными уроженцами Харбина.

Известный факт, что многие представители русского дворянства не приняли Октябрьскую революцию, и были вынуждены эмигрировать. К 1924 году русских жителей Харбина было уже более 100 тыс. человек.

Это было уникальное явление в истории северокитайского города. Жить в Харбине русским было относительно легко, так в начале 20-х годов возвели большое количество православных храмов, функционировала целая сеть школ с русским языком обучения, в том числе и Высшие учебные заведения, принимавшие в студенты только выходцев из России.

В период между двумя мировыми войнами город стал островком дореволюционной российской жизни, где пытались сохранить старые дворянские традиции в условиях заграницы.

Вторая мировая война

На фото: Армия Японии вошла в город, 1932. На заднем плане Свято-Николаевский собор

В 1931 году Маньчжурия была оккупирована японскими войсками, и на ее территории начался жестокий террор, из-за чего русские стали покидать Харбин. Отношения между Советским Союзом и Японией начали обостряться, и в этой ситуации СССР продает часть акций КВЖД японскому правительству.

В период японской оккупации здесь действует ячейка Русских Фашистов

Весь период войны Япония была занята на Тихоокеанском театре военных действий, а в Маньчжурии размещалась японская армия. Только 19 августа 1945 года десантники 9-ой воздушной армии выбили японцев из города. После входа в Харбин основных советских сил, тут начала действовать временная военная советская администрация.

На фото: Советская армия входит в Харбин, 1945

Не каждый город может гордиться тем, что на его улицах прошел Парад Победы. 16 сентября 1945 года в Харбине прошёл военный парад Победы, командовал которым генерал-лейтенант Константин Казаков. Принимал парад дважды герой Советского Союза Афанасий Белобородов.

Памятник советским оинам-освободителям

В память о советских воинах на одной из площадей возвели красивый памятник. Китай и сегодня чтит и помнит подвиг советского воина, спасшего мир от фашизма и японского милитаризма.

1945-1955 гг.

Осенью 1945 и в начале 1946 года Харбин полностью контролировался военной администрацией, а в апреле 1946-го был передан под управление коммунистической партии Китая.

Он стал вторым крупным городом в Китае, население которого превышало 700 тыс. жителей, который контролировался коммунистами. Именно в Харбине во время Гражданской войны разместился Маньчжурский революционный штаб. Город сыграл важную роль в победе коммунистов.

С приходом коммунистов Харбин стал административным центром китайской провинции Сунцзян, а с 1954 - столицей провинции Хэйлунцзя, чем и остается до сих пор.

В городе работало советское консульство, закрытое после разрыва отношений в 1962 году. Окончательно отношения между КНР и Советским Союзом испортились в 1969 году после военного конфликта на Даманском острове.

Культурная революция 1966-1976 гг

В конце 60-х первой половине 70-х годов ХХ столетия Китай захлестнули события культурной революции, направленные на борьбу с оппозицией.

Не обошла стороной культурная революция и Харбин. Как и во всем Китае, здесь бесчинствовали молодежные банды, которые жестоко расправлялись с инакомыслящими, а также крушили памятники истории и архитектуры.

Великолепные золотокупольные храмы, столько лет украшавшие город, были разрушены. Ценности разворовывались, из города выгонялись православные священники и представители других религий. Многие русские были вынуждены покинуть свои дома и эмигрировать из Китая.

В этой сложной ситуации русская община отстояла только храм Святой Софии, который и сейчас является одной из главных достопримечательностей Харбина.

Всю ответственность за перегибы и ошибки культурной революции в 80-е годы возложили на одного человека - Мао Цзэдуна. Таким образом, Компартия Китая сохранила свою власть в условиях рыночной экономики.

Харбин в конце ХХ - начале XXI столетий

Современный Харбин - это ультрасовременный мегаполис, где наравне с новыми небоскребами прекрасно уживаются строения начала ХХ столетия, и памятники архитектуры последующих эпох.

Город давно стал китайским центром вертолетостроения, ведь в его черте расположен крупнейший завод фирмы «Harbin Aircraft Industry Group», производящий, как гражданские, так и боевые вертолеты.

Вертолёт Harbin Z9

Мягкий умеренный климат способствовал созданию здесь курортных зон и естественных природных парков. А вот температура в Харбине в течение года может колебаться от -23,1°C до +36°C.

Город полон достопримечательностей и красивых мест, а центральная площадь Харбина, на которой гармонично сочетаются здания разных эпох, стала естественным отображением истории этого великолепного и красивого китайского города.

«Русский Харбин»

В завершение, естественно, следует упомянуть о таком понятии, как «русские харбинцы». Это несколько поколений русских переселенцев, живших в Харбине на протяжении всей его истории.

Первыми жителями стали строители железной дороги, а к 1913 году Харбин по сути был российской колонией. Вторая волна русских хлынула в город после революции 1917 года.

В 1955 году Никита Хрущев передал Харбин Китайской Народной Республике, белоэмигранты были отправлены в лагеря, а их потомки были вынуждены покинуть город. К началу 60-х годов в Харбине оставалось не более 900 русских, а в 1990 их насчитывалось всего 22 человека.

На современном этапе развития русская община Харбина значительно возросла, а 28 мая русские харбинцы празднуют «День Харбина». Именно в этот день 28 мая 1898 года на пароходе «Благовещенск» на место будущего города прибыли первые русские поселенцы.

Интересные факты:

И как вишенку на торте представим несколько удивительных фактов о Харбине:

  • Самый известный факт заключается в том, что это единственный китайский город, основанный русскими;
  • В российских документах можно встретить второе название города. Во время строительства железной дороги и начала ее функционирования Харбин называли станция Сунгари-первая, по имени реки, впадающей в Амур;
  • Самой русской улицей здесь остается улочка Zhongyang, на которой сохранились традиционные русские особняки с уникальной архитектурой;
  • Фестиваль льда, ежегодно проводимый в Харбине, посещают более 1,5 млн. посетителей, что является абсолютным рекордом по числу посещений подобных фестивалей в Европе;
  • На русском кладбище Хуаншань стоит монумент времен русско-японской войны 1904-1905 годов. Памятник установлен на могиле капитана второго ранга А. А. Корнильева, командира корабля «Решительный», первым принявший бой с японской эскадрой. Рядом были плиты с именами русских солдат, скончавшихся от ран в Дворянском госпитале Харбина.

Вот мы и познакомились со славной историей китайского города, основанного русскими во время строительства железнодорожной магистрали. Сегодня это один из красивейших городов Китая, в котором чудесным образом переплелись различные культуры и национальные традиции разных народов и этносов, проживающих в северо-восточной части китайского государства.