Нужно ли учить с ребенком уроки. Как нельзя учить уроки с ребенком? Играет ли роль возраст

Любой родитель проходит через этап, когда его ребенок ходит в школу и домой приносит домашние задания. Все по-разному подходят к вопросу, учить ли вместе с ним предметы, помогать ли выполнять домашнее задание.

Зачастую родители не могут отказать своему ребенку: они садятся за стол и нервно пытаются объяснить какие-то законы и правила. У ребенка возникает много вопросов, а родителей это еще больше раздражает. Им нужно поделать дела по дому и отдохнуть после работы, а тут ребенок не хочет быстро делать уроки и задает много вопросов.

Со временем у каждого, кто периодически или постоянно делает домашние задания вместе со школьником, появляется раздражение, злость и агрессия. «Снова нужно делать уроки с ребенком», — вздыхает родитель, который уже задумывается над тем, чтобы вообще домой не приходить или кого-то другого посадить учить предметы.

Как избавить себя от раздражения?

Следует вспомнить о том, что на самом деле вы любите своего ребенка! Ваше чадо славное и хорошее. И ему не хочется делать домашнее задание, но он вынужден. А вы, как более умный и прошедший через школьные годы человек, выглядите в его глазах личностью, которая может ему все объяснить и помочь. Вспомните о том, что вы своего ребенка любите, и раздражает вас не он, а что-то другое.

Фото Jelleke Vanooteghem on Unsplash

Чтобы избавиться от раздражения во время занятий с ребенком над его домашними заданиями, нужно понять, что именно вас нервирует. Здесь может быть несколько вариантов:

  1. Вас раздражает тот факт, что школьник не может ответить на вопросы, которые он задает. Как это исправить? Просто понять, что он не должен знать все, что знаете вы. Он младше вас на много лет, поэтому ему свойственно знать меньше, чем знаете вы. Примите тот факт, что школьник менее умный, нежели вы, потому что он – всего лишь ребенок, а вы – взрослый человек.
  2. Вас раздражает то, что вы учите предметы. Как только вы садитесь за стол вместе с ребенком, внутри тут же все начинает колотить. Если у вас в голове еще мелькают картинки из прошлого, когда вы сами были школьником и вынуждены были учить домашние задания, это и будет той подсказкой, на которую вы не обращаете внимания. Скорее всего, в свои школьные годы вы ненавидели делать «домашку», и это чувство осталось у вас до сих пор. Теперь, когда вам снова приходится сидеть за учебниками, вы раздраженно говорите: «Снова нужно делать уроки».
  3. Вас раздражает дискомфорт, который возникает, когда нужно заниматься своими делами по дому, а вместо этого вы учите правила и аксиомы. Как это исправить? Нужно просто договориться с ребенком, что пока вы будете заниматься своими домашними делами, он будет самостоятельно делать уроки. Когда вы закончите свои дела, тут же доделаете вместе с ним его уроки. Не нужно откладывать дела на потом, потому что у вас и так может не быть времени на их выполнение. А раздражаться на ребенка только потому, что вы сами решили сидеть за учебниками, а не заниматься своими заботами, — это ваша ошибка.

Чтобы не сталкиваться с неприятностями, которые возникают из-за необходимости выполнять домашнее задание вместе с ребенком, изначально сделайте так, чтобы он учился сам. Вы не отказываетесь проверять домашнее задание или помогать со сложными заданиями, но основную часть работы пусть школьник делает сам.

Фото Annie Spratt on Unsplash

Не понимает – пусть ищет сам ответы на вопросы в учебнике. Не может запомнить – пусть тренирует память. Если вы дадите понять ребенку, что он сам должен решать свои проблемы, тогда разовьете в нем самостоятельность. Он будет более приспособлен к реальной жизни, где тоже нужно заниматься делами, порой неприятными, находить ответы на свои вопросы, решать проблемы, которые возникают из-за ничегонеделания или ошибок.

Пусть ребенок учится сейчас совершать ошибки, трудиться и решать свои проблемы в самостоятельном порядке, нежели он вырастет и потом будет нуждаться в чьей-то помощи.

Школа – это жизнь. Домашние задания – это проблемы, заботы и хлопоты. Пусть ребенок учится сам жить и решать все вопросы. Вы просто не откажите ему в помощи, когда вопрос будет нерешаемым без вашего участия, и в проверке домашнего задания.

Вряд ли можно найти ребенка, который бы с удовольствием садился за уроки, оставляя в стороне прогулки, игры или другие занятия по душе. Психологи уверяют: девять из десяти детей с трудом садятся за парту дома и выполняют домашние задания в самое кратчайшее время. Организованность и усидчивость присущи лишь единицам школьников - такие дети считаются исключением из правил.

Так что не стоит переживать, если ваш ребенок уже который час не может сесть за парту, а, наконец, усаживаясь за книжки и тетрадки, уже через пять минут начинает искать различные причины, чтобы только не учить уроки (сходить в туалет, попить воды, поесть что-нибудь и пр.). Оказывается, подобным образом ведет себя большинство совершенно нормальных и психически здоровых детей. Какими же методами выработать у ребенка привычку учить уроки самостоятельно, в хорошем темпе, качественно и не отвлекаясь на мелочи?

  1. Прививаем интерес . Самое важное правило быстрого выполнения уроков – это увлеченность учебой. Привить этот интерес, конечно, способны только взрослые (воспитатели в детском саду, первые учителя, а также сами родители). Когда ребенок заинтересован и мотивирован на быстрое и качественное выполнение домашних заданий, когда ему нравится получать новые знания и он понимает, что умеет это делать, процесс выполнения уроков не затягивается до вечера. Интерес прививается личным примером родителей, их терпением в процессе обучения, а также профессионализмом педагогов.
  2. Правильная привычка . Чтобы выработать у первоклассника привычку грамотного выполнения уроков, психологи и учителя советуют: первый год родителям необходимо постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашних заданий. Малыш обязательно должен знать, что ему помогут, и он не останется один на один с учебниками и тетрадями, многое из написанного в которых с первого раза ему будет не совсем понятно. Во втором и третьем классе контроль над выполнением уроков психологи рекомендуют ослабить, а к концу начальной школы желательно добиться того, чтобы ребенок выполнял уроки в хорошем темпе самостоятельно.
  3. Дозированная помощь . Даже находясь рядом с ребенком рядом, не пытайтесь выполнить все за него и приходить на помощь по первому же зову. Сначала выступайте в роли стороннего наблюдателя. Попросите ребенка прочитать задание до конца и объяснить вам, как он его понял. Только если ребенок действительно не понимает смысла задания, попытайтесь ему немного подсказать.
  4. Режим уроков . Одно из важнейших правил выполнения уроков – это режим. Так, после школы ребенку необходимо немного отдохнуть и погулять, и только потом садиться за парту. Психологи рекомендуют делать уроки в промежутке от 15-00 и 18-00 часами. Именно в это время у детей наблюдается наибольшая умственная активность.
  5. Мотивируем часами . Согласно установленным стандартам по обучению в школе, в младших классах дети должны учить уроки не более 1,5 часов в день. Однако дети нередко затягивают этот процесс на несколько часов. Детские специалисты советуют: поставьте на стол малыша часы (можно песочные) и покажите, сколько ребенок должен затрачивать на выполнение того или иного задания. Объясните цену времени. Покажите, что пол часа (а в некоторых случаях и больше часа) ребенок может потерять впустую (на слишком длительные размышления, отвлечения от уроков, разговоры не по теме и пр.) Как правило, этот метод срабатывает уже после нескольких раз своего применения.
  6. Негативная мотивация . Объясните ребенку, что если затягивать с выполнением домашних заданий, то можно пропустить игры, прогулки, секции и другие интересные занятия. Объясните в красках, как скучна будет жизнь вашего чада, если он целыми днями будет засиживаться допоздна за партой, не выходя на улицу и не играя со сверстниками.
  7. Нужен ли черновик? Считается, что использование черновика помогает ребенку выработать привычку аккуратно писать в чистовике и не делать ошибок. Однако, не секрет, что черновик увеличивает выполнение домашних заданий как минимум в полтора раза. Подумайте, стоит ли забирать у ребенка час лишнего времени, который можно потратить на прогулки или подвижные игры? Поэтому здесь необходимо подходить индивидуально: например, если уроков задают очень много, то использование черновика существенно удлинит срок их выполнения, и у ребенка появится желание избежать уроков в следующий раз. Если на дом задано немного, то использовать черновик очень полезно. Зависит это также и от аккуратности малыша: некоторые дети настолько собранны и аккуратны, что способны решать задания сразу в чистовике без единой помарки.
  8. «Шоковая терапия» . Если ребенок отказывается садится за уроки, или явно халтурит и балуется за партой, предложите ему закрыть тетради и учебники и заняться своими делами. Проведите эксперимент: один раз отправьте ваше чадо с невыученными уроками. Двойка или строгое замечание учителя за невыученный урок порой способны встряхнуть малыша и призвать к ответственности.
  9. Музыка или телевизор . Некоторые детские психологи уверяют: если ребенок во время выполнения заданий просит включить телевизор или негромкую музыку, не запрещайте ему сделать это. Оказывается, большая половина населения нашей планеты трудятся намного эффективнее под определенный звуковой фон. Малыши не являются исключением.
  10. Уроки лежа . Не заставляйте ребенка все время сидеть за партой. Некоторые задания ребенок вполне может выполнить вне парты. Например, нарисовать картину или выучить стихотворение можно лежа на животе: во-первых, малыш поменяет позу и немного отдохнет; а, во-вторых, такое положение отлично разгружает позвоночник и рекомендуется детскими ортопедами как средство профилактики сколиоза.
  11. Переменки . Даже в школе у детей есть перемены. Поэтому старайтесь каждые пол часа устраивать малышу веселые пятиминутки. Потанцуйте или попрыгайте с ребенком, сделайте небольшую зарядку, расскажите смешную историю. Веселые переменки не только позволяют отдохнуть ребенку, но и поднимают настроение, настраивая на то, что уроки можно учить с удовольствием.
  12. «Нет!» крикам . Нередко родители, контролируя выполнение домашних заданий своего чада, срываются на ребенке – кричат, обзывают или читают длинные нравоучения. Чаще всего это происходит, когда ребенок начинает баловаться, отвлекаться, не понимать, казалось бы, элементарных вещей или искать любые причины, чтобы не сидеть за партой. Разумеется, это вызывает досаду. Однако намного эффективнее взять себя в руки и спокойно объяснить малышу, что подобное поведение привет к тому, что вы поссоритесь с ним, перестанете совместно учить уроки и сильно огорчитесь.
  13. Хвалите ребенка . Ничто так не мотивирует на подвиги, как своевременная похвала. Не скупитесь на хорошие слова в адрес своего ребенка. Наверняка, тот или иной малыш более способен в какой-то области: кто-то прекрасно схватывает иностранные языки, кто-то за три минуты может выучить длинное стихотворение, а кто-то с легкостью решает сложнейшие математические примеры. Подчеркивайте успехи своего чада, говорите о вашей вере в его способности и о том, как вы радуетесь его достижениям в школе. Похвала способна творить удивительные вещи.

Помните, что привить способность ребенку учить уроки быстро и с удовольствием –важная обязанность родителя. Как правило, дети, так и не ставшие самостоятельными в школе, вырастают безответственными, безынициативными и инертно плывущими по жизни. Напротив, дети, которым с малых лет привили интерес к учебе, обучили быть ответственными и самостоятельными, с легкостью справляются с учебой не только в школе, но и в высших учебных заведениях, а также в процессе получения опыта настоящей работы во взрослой жизни.

Школьная жизнь идет своим чередом: дети пишут первые контрольные, родительские чаты кипят. И многие благие намерения мам накануне учебного года - не собирать ребенку портфель, не отчитывать за плохие оценки - разбиваются в условиях постоянного , который приносит в семью школа. Но если и считают, что со школой что-то не так, психолог Михаил Лабковский убежден: бог с ней, со школой, - это не самое главное в жизни.

Теперь дозвольте пару слов без протокола.
Чему нас учат, так сказать, семья и школа? -
Что жизнь сама таких, как мы, накажет строго.
Тут мы согласны, - скажи, Серега!
Владимир Высоцкий

Первое и самое главное: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать "как там, в школе?" не надо. Вы и отношения портите, и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?

У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он ничего не делает: от двух до четырех часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки... И получают детские неврозы и все, что к ним прилагается.

В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.

Школьные оценки против отношений ребенка с родителями

Российские родители ориентированы на оценки в школе. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все "наши" родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: "Как он себя чувствовал? Он волновался?". И это правильно.

Трудно сказать, у кого больше психологических проблем - у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и "высиживают" свои пятерки, - тревожные дети с пониженной самооценкой.

Если ваш ребенок не может самостоятельно делать уроки, у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как "лень", в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И вместо того, чтобы тратить вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.

И бывают родители, цель которых - тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет, не так и важно - главное, чтобы не срывался с поводка.

Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?

Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком...

Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, "поступить сына в институт", но уже не восстановить отношений.

Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если и сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой - закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью... Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа.

Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя - свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем. Именно эти навыки позволяют уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок - это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят "Мой хороший, не расстраивайся", то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

Вы постареете - как они жить-то будут?

Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (некоторые репетиторов нанимают уже в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками - проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее - не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д.

В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что "у всех дети как дети", и про то, какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: "Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь". Можно еще выдать телефон Nokia старого образца. Без всякого интернета.

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать - вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

Во всем мире учиться в университеты поступают только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

Если ребенка постоянно опекают, он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.

Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что, выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать "навести порядок" можно, только если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

Воспитывать - не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает - существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми - у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют - они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

Ребенок должен ощущать, что родители - это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

Начался учебный год и тот период, когда родители каждый вечер часами просиживают с ребёнком, выполняя с ним домашние задания. Родители полностью включаются в этот процесс: они узнают, что задано ребёнку, вместе готовят презентацию, и мастерят поделки, когда он уже спит.

Школа - зона ответственности ребенка

Родители уже давно окончили школу, теперь учатся дети. Школа - это зона их ответственности. В каком бы классе ни учился ребёнок, начало учебного года - это период, когда необходимо перестать воспринимать его как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу. Конечно, в первое время возможны и замечания, и двойки. Но рано или поздно ребёнок поймет, что учится он сам, а не мама или бабушка.

Учёба - не вся жизнь. Берегите здоровье и нервы

Сколько семейных драм происходит из-за учёбы! Но школа - это всего лишь один из этапов жизни. И она не должна становиться между родителями и детьми. Если же все 11 лет стоять над ребёнком, то этим ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться и нарушить с ними отношения.

Вы растите безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает всё по указке, которой легко манипулировать. Такой ребёнок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность, в том числе и за невыученный урок. Не делать за него домашние задания - не значит полностью самоустраниться. Можно и нужно проверить выполненное, помочь разобраться в сложном вопросе.

Лучше в детстве научиться распределять время и нагрузку

У современных детей часто складываются сложные отношения со временем: они его «не чувствуют», ведь расписание составлено учителями и родителями. Взрослые же и следят, чтобы оно выполнялось. В итоге ребёнок не учится правильно распределять время. Чтобы он этому научился, нужны не «надзирающие» родители, а стол, стул и будильник. На домашнее задание по каждому предмету отводится не более получаса. Не успел - всё равно переходит к следующему заданию. Так школьник постепенно научится распределять время. Если же эта проблема возникает у всего класса, значит, нужно обратиться к педагогу, либо к директору - чтобы они пересмотрели нагрузку.

Вы сэкономите время для себя

Когда ребёнок самостоятельно делает уроки, у родителей больше свободного времени. Со временем при правильной организации домашней работы освободятся вечера и у школьника. Появится время на прогулки. А вопрос: «Ты сделал уроки?» останется в прошлом. Всё же важны не оценки, а знания. Оценки зачастую бывают субъективными. Можно ходить с ребёнком в музеи, на выставки, покупать настольные игры - это покажет, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитает желание узнавать новое.