Непостоянен день солнце снег и дождь вперемешку. Непостоянный месяц

Кл. рук . Сегодня мы с вами окунемся в старину, а именно – к старинным названиям месяцев

года. Как известно, у нас четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Начнем наше путешествие в старину с зимних месяцев.

Страница 1. « Зима».

Уч.1. Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мерзлого окна,

Дыханьем Дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая береза. (С. Дрожжина «Зима»)

Кл. рук. Декабрь год кончает – зиму начинает. Древнерусское название месяца – лютень, а в народе – студенец. Так прозвали декабрь за лютую морозную пору, за длительную стужу. Вот как говорили об этом месяце в народе:

Леденье пришло,

Зиму в дом привело,

В сани коней запрягло,

В путь-дорожку вывело,

Снег заледенело,

Лед на речке вымело,

Ребят в санки усадило,

С горки покатило.

После Спиридона (25 декабря Спиридон-солнцеворот), хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Говорят в народе, будто с этого дня солнце наряжается в праздничный сарафан, садится в телегу и едет в теплые страны. А еще декабрь называют воротами зимы.

Уч. 2. Январь – году начало, зимы середина. В народе называли январь просинцем за то, что мелкие речки, ручейки иногда промерзают до дна и вода, выступая на поверхность, « лед впросинь красит».

Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается в небе. « В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес,» – так говаривали в народе. А еще январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

Уч.3. В старину февраль называли по-разному – ветродуй, вьюговей, бокогрей, сечень.


Пришел месяц – бокогрей,

Бок коровке обогрел,

И коровке, и быку,

И седому старику,

Мороз Морозычу.

Ты, Морозко, не серчай,

Из деревни убегай….

Также говорили, что в феврале два друга – мороз и вьюга. 15 февраля – Зимобор, или Сретенье, ведь в середине февраля « весна встречается с зимой, ровно кафтан с шубой».

Кл. рук. А теперь разгадайте загадки про зиму.

– Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес. (Мороз).

– На всех садится,

Никого не боится. (Снег).

– Лечу, кручу,

На весь мир ворчу. (Метель).

– Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга).

– И не снег, и не лед,

А среборм деревья уберет. (Иней).

– Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес! (Морозный узор).

Страница 2. « Весна».

Уч. 4. Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай.

Март – первый весенний месяц. Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. « Февраль силен метелью, а март – капелью, »– гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц в народе называют капельником, а день со звонкими капелями – солнечником. В марте появляются первые проталины, отсюда и другое название – протальник, февралю - бокогрею младший брат.

Кл. рук. Сказка « Март, Апрель, Май»

Встретились однажды Март и Апрель.

– Как поживаешь, Апрель? – спросил Март. – Почему не заходишь в гости7

– Да не знаю, как к тебе добраться, – отвечал Апрель. – Пора бы ручьям звенеть, а у тебя еще сугробы в лесу, дороги замело снегом.

– Приезжай ко мне, – сказал Март, – тебе помогу добраться.

Поехал Апрель в санях в гости к Марту.

Увидел Март, что Апрель едет в санях, теплым ветром подул на дорогу, растопил сугробы в лесу.

Ни проехать, ни пройти!

Вернулся Апрель назад.

Повстречались Март с Апрелем на другой день.

– Почему не заходишь в гости? – спрашивает Март. – Приезжай я тебя не обижу.

Снова собрался Апрель в гости к марту. Поехал к нему на телеге.

Увидел Март, что Апрель на телеге едет, подул холодным ветром – нанес сугробы в лесу. Замело дороги.

Ни проехать, ни пройти!

Вернулся Апрель огорченный.

Встретил он своего другого соседа – Мая.

– Что ты такой печальный? – спрашивает Май.

Рассказал ему Апрель, как Март его обманывал: позвал в гости, а проехать не дал.

– Эх ты, кому поверил! – говорит Май. – Марту! Он всегда такой обманщик. В следующий раз, как пригласит он тебя в гости, возьми и телегу, и сани, и лодку прихвати!

На другой год опять встретились Март и Апрель. Позвал Март Апреля в гости. Поехал Апрель к нему на телеге, а на телегу поставил сани, в сани лодку положил. Увидел Март, что Апрель едет на телеге, и подул холодным ветром, взломал лед на реках. Пересел Апрель в лодку и дальше поплыл. Приплыл Апрель к Марту.

– Как же ты до меня добрался? – удивился Март.

– Да по-всякому, - отвечал Апрель.


– Кто ж тебя научил? – спросил Март. – Неужто ты сам догадался?

– Нет, - говорит Апрель, - это мне Май подсказал. Я же не знал, что ты такой обманщик.

С той поры невзлюбил Март Мая, злится на него: то листочки ночью на деревьях подморозит, то градом цветы в садах побьет. Да все напрасно! Маю Март не страшен.

Уч.5. Следующий весенний месяц – апрель. В этом месяце солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен апрель-обманщик: на дню семь непогод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями. К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда еще одно имя апрелю – водолей . Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться, перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов. Начинается сокодвижение у берез, пробуждающихся в апреле. отсюда еще одно название апреля – березень. Апрель – месяц первого вылета пчел на подснежники и ивы. Под лучами яркого солнца начинает таять сугроб. Доберется весенняя вода до земли, и подснежники пробудятся от зимнего сна. А цветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем.

Уч.6. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места своих гнездовий. Желтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дарман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон-травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черемухи и рябины, - все это дало еще одно название маю – травень-цветень. Звонок, весел май, но не устойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается. У весны, по месяцесловам, три долга, три завета: тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется, снег согнать, землю разбудить – апрель поля парит, живой водой отпаивает, долг зелень привести достается маю – он лес наряжает, лето в гости ожидает.

Кл. рук . А теперь – загадки о весне.

– Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. (Весна).

– К маме-речке бегу,

И молчать я не могу.

Я ее сын родной,

А родился я весной. (Ручей).

– Рук нет, а строить умеет. (Птица).

– На откосе, на лугу, босиком по снегу,

Первые цветочки – желтые глазочки. (Мать-и-мачеха).

Страница 3. « Лето».

Уч. 7 . Июнь – румянец года. Заря вечерняя гаснет, чтобы час-полтора спустя разгореться – теперь зарей утренней. В июне солнце высоко, ас утра до вечера далеко. В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут, и соловьи поют. А когда заканчивалась работа и в поле, и трава для косьбы еще не поспевала, отмечалась « зеленая» или «русалочья», неделя гулянья с завещанными древностью обрядами, равные по размаху широкой масленице. Березе именины, дереву на Руси любимому. « Березонька скрипела, всем девушкам кликала, звала, говорила им, наказывала, велела в луга идти, обещала сама согнуться, сама в веночки завиться».

Во лесу, во лесочке,

Росла трава-мурава.

До пояса доросла,

Березку вила.

Мы веночки плели,

Березоньку завивали,

Лето встречали,

Кукушечку выкликали:

Ку-ку, ку-ку!

Избу украшали березовой листвой, Ветки втыкались за наличники окон, в косяки дверей. Крестьяне свивали ветки двух рядом растущих берез – делали для русалок качели. Девушки выходили на берег, бросали русалкам зеленые венки, гадали о будущем. « Русалочью» неделю полагалось чтить, у тех, кто не делал этого, русалки портили домашний скот, птицу, напускали на посевы ветры и ливни, так что ссориться с ними не стоило. И имена им придумывали все красивые, ласковые: русалка, купалка, берегиня, лесунка. Деревенские старухи до сих пор говорят: гребень на берегу не подбирай – русалка станет за ним ходить, пока тебя не погубит.

Уч.8. Июль – грозник. Липы, вчера зеленые, сегодня в кружеве душистом, мед сочат, от пчел гудят. Сушь, липкая истома. Вдруг ни с того ни с сего вздыбится туча. Сморгнет синим веком – заблещет молния, пророкочет, приближаясь гром. День-другой миновал, и после ливня просохли на дорогах лужи, поменялась влажная свежесть с прежней жарой. Укрепился июль, возле ручья княжица – красная смородина обвесилась ягодами, на соснах юные побеги стройны, будто свечи. Цветы, везде цветы: колокольчиками, шарами, зонтиками, одиночку и пестрыми грудами. По устным календарям, июль – «макушка лета». Май ему – дедушка, июнь – батюшка. Липец он – по липам в цвету, сенозорник – месяц сенокоса, страдник – время разгара полевых работ. Начало июля связано с «ярилиными игрищами». « Ярилу целый год ждут» - не с пуста сказывалось. Ярила, по преданиям старины, добрый молодец, на белом коне разъезжает по Руси великой: на русых кудрях венок , во левой руке пучок ржи, в правой – палица. Взмахнет Ярила рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей – громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, шелкова трава стелется с цветами. Ступенька по ступеньке выше поднимается лето. 6 июля – Агафена-купальница: начало купаний и сбор лекарственных трав и кореньев, за собою ведет былями-небылями прославленного Ивана Купалу. Купала знаменует торжество плодоносных сил природы, благостное ее могущество, заявляющее о себе хлебным колосом, завязью яблок в садах, травой луговой, лесной ягодой, грибами. Не счесть поверий, сказочных легенд, сопутствующих Купале. В ночь на Ивана Купалу, когда протомится солнце и роса упадет на землю, соберутся в путь травознаи – за целебными кореньями и волшебными травами. На Купалу показывается людям разрыв-трава, что помогает открывать клады. В тихих заводях распускается белая кувшинка. Ее берут в дальние дороги с собой, чтобы оберегала от бед и напастей. Но больше всего лоди хотят найти жар-цвет папоротника. Без огня купаленка не обходилась, костры раскладывали по берегам рек, озер, купались в воде и в росе, гадали, прыгали через огонь.

Уч.9. Август – густарь, страды государь. На зимний стол август готовит разносолы. Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

В августе крестьянки расстилали лен на солнышке – отбеливали его. За это месяц получил имя ленороста. Август-ленорост припасет зиме холст. Август вплетает березам в листву первые золотые пряди, раскидывает по полям белесые облака утренних и вечерних туманов, проливает первые затяжные дожди. Но август щедро распахивает свои кладовые, приглашая в лес за грибами и ягодами.

Кл. рук . Пришло время для загадок о лете.

– Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать, ни войти. (Радуга).

– Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса)

– Эй, звоночки,

Синий цвет,

С язычком,

А звону нет. (Колокольчик).

– Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик).

– По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки,

Золото-сережки.

С расплетенною косой,

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит,

Заплетать их не велит. (Береза).

Страница 4. « Осень»

Уч.10 . Осенью погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет. В старину сентябрь именовался как руен – за желтый цвет, господствующий в лесах, ревуном был наречен – за вереную непогоду, ославлен хмурнем – дни коротки, плотно небо тучи кроют, еще одно древнерусское имя сентября – вересень – месяц первых инеев. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд. Сентябрь еще называют месяцем синиц. В это время они особенно активны: собравшись в стаи, поют, свистят, перекликаются, заглядывают во все щели и трещинки, доставая оттуда личинки насекомых, жучков-короедов. Кочуя по лесу, синицы все чаще приближаются к человеческому жилью. « Сентябрь птиц в дорогу торопит,» - гласит пословица. Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а улетать надо – путь предстоит неблизкий. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камни, корневища, пни, выбираются оттуда все реже, чтобы с наступлением холодов заснуть на всю зиму.

Уч.11 . Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени. В октябре на одном часу и дождь и снег. Разбойный ветер кусты за вихри берет. В лесу гул, стон, валится сухостой. Таков октябрь: когда чем землю кроет – когда листком, когда снежком. А вот имена, которые дал октябрю русский народ: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, хлебник, потому что закрома полны, убраны все поля. В октябре меняет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний, голубовато-серый. Ежа можно увидеть на поляне – наколов на иголки листья, он несет их себе в норку.

Уч.12. Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда. « Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка,» - говорит пословица. В народе зовут его полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому как в ноябре покрываются льдом реки и озера. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У него изо льда корона, из инея перстенечек, снегом нанизан поясочек.

В конце месяца на Руси начинались зимние катания на санях.

Кл. рук . И напоследок – загадки про осень.

– В красном платьице девица,

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла.

И на красные узоры

Перый снег ложится. (Рябина).

– Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – почернеет. (Лист).

– Не зверь, а воет. (Ветер).

– Шел долговяз, да в земле увяз. (Дождь).

Конспект урок по окружающему миру для 2 класса на тему «В гости к Весне!»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Личностные результаты:

Понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Межпредметные результаты:

Умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,

Высказывать и аргументировать своё мнение.

Умеют работать в парах и в группах.

Отделять значимую информацию от второстепенной.

Давать оценку своей работе и работе товарища.

Предметные результаты:

Ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, назввания раннецветущих растений.

Учатся наблюдать за изменениями в природе.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Необычный, потому что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать мы будем сегодня под девизом: «Успех дарит радость».

Проверим, все ли готово у нас для успешной работы?

А чтобы наша работа на уроке была успешной, вспомним правила:

Писать - грамотно.

Слушать – внимательно.

Спрашивать – по существу.

Уважать других!

Работайте дружно и помогайте друг другу!

2. Актуализация знаний детей.

Учитель: На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”

Учитель : Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация .

Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. Сегодня на уроке я вас приглашаю в гости…

Отгадайте к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла…

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

Значит к нам пришла…

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет,-

Значит к нам пришла … (весна)

3. Сообщение темы урока.

Кто же мне может сказать, какая тема нашего урока.

Итак, мы идём в гости к весне. Точнее она идет к нам. Вы любите ходить в гости?

Как вы думаете, а чем мы будем заниматься в гостях у весны? Ваши предположения (будем играть, узнавать что-то новое, поделимся своими знаниями, выполнять разные задания). Давайте определим цель нашего урока: повторить и привести в систему знания о весне, которые мы получили раннее и на прошлом уроке во время экскурсии. А именно, ответить на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему?

Зря время терять не будем, а отправимся в гости и проверим ваши предположения.

Вы пойдёте в гости одни или со мной?

Представьте, что мы идём, дверь – что нужно сделать? (постучаться – постучались) . Дальше покажем себя вежливыми – поздороваться.

Здравствуй, матушка весна всем красна! (хором).

Весна – прекрасное время года! Это пробуждение! Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда ждут ее с нетерпением. Ведь это тепло пригреваемого солнышка, прекрасное настроение, ощущение чего-то особенного, может быть даже волшебного.

Весну в своих произведениях воспевают по-своему художники, композиторы, поэты.

А знаете ли вы, какой голос у весны? Сейчас я включу музыку польского композитора Фредерика Шопена «Весенний вальс». Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст вам настроение того, что происходит сейчас в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, или на речку, или на поляну. (Звучит музыка Фридерик Францишек Шопен « Весенний вальс»)

А вот так изобразил весну художник Василий Николаевич Бакшеев - большой мастер пейзажа. Самое главное в его картине - это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием.

Вот как представляет нам весну поэт И. С. Никитин

Полно, степь моя, спать беспробудно:

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал - и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою,

Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

( у детей есть распечатка этого стихотворения)

Кто больше найдёт признаков весны, которые назвал автор в своём стихотворении?

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Весенние изменения в неживой природе.

Перечислите названия весенних месяцев по порядку.

Отгадайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком месяце идёт речь, и какие признаки этого месяца вы услышали?

(Читает учитель)

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Слово март - не русское. Оно пришло к нам из Византии. Первый месяц весны назван так по имени бога войны Марса. Наши предки называли этот месяц «протальником» из-за быстрого таяния снега и проталин. В марте сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и «капельником. А как ещё называют март догадайтесь сами и закрасьте красным карандашом. (У детей на партах лежат карточки: весна света, весна воды и весна зелени) Первая победа солнца - весна света. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели.

21 марта «день с ночью мерится» (весеннее равноденствие)

ПОЧЕМУ НАЧАЛО ВЕСНЫ – март месяц НАЗЫВАЮТ ВЕСНА СВЕТА?

А теперь "вопросы от марта":

а) Что происходит с температурой воздуха с наступлением весны? (повышается)

б) Что означает "температура повышается"? (становится тепло)

в) Почему температура повышается? ( солнце на небе становится выше).

г) Влияет ли это на изменение продолжительности дня и ночи? Как? (день становится длиннее)

Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже новое наступление.

Загадка (читает учитель)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл апрель? (Апрель)

Скажите, а апрель – это какая весна? (закрашивают) Вторая победа солнца - весна воды.

Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда ещё одно название апрелю – водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листвы и цветов. За непостоянство погоды, её изменчивый характер «капризник», «обманщик».

Природа весной пробуждается. Была весна солнца, воды. А какая третья победа весны?

Загадка

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…(май)

Наши предки называли май «травником», «птичьим пересвистом», май – конец весны, преддверие лета - весна зелени. В мае ветер поёт, а земля надевает свой лучший наряд. Земля покрывается зелёным ковром. Май – цветень. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.

Жёлтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черёмух и рябин, - всё это дало ещё одно название маю – травень-цветень.

Звонок, весел май, но и неустойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.

Спасибо, месяцам за их интересный рассказ.

Физкультминутка

Игра «Топаем-хлопаем»

Я называю признаки весны. Если вы согласны – хлопаете, если не согласны – топаете.

Весной день становится длиннее

Ворона – перелетная птица

Птицы улетают на юг

Таяние снега, льда

Небо голубое, высокое

Зацветают растения

С деревьев опадают листья

Появляются насекомые

Ребята, одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

Какой весенний месяц самый холодный? А самый теплый? Почему?

Изменилась ли продолжительность дня?

Теперь словами нарисуем небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

А что происходит со снегом? Что происходит с почвой весной? Почему?

Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Выступление Исаковой Ж.)

4. Изменения в живой природе.

Но не только в неживой природе с наступлением весны происходят изменения. Весна вносит изменения и в жизнь животных.

Фёдоров М.(«Животные весной»).

Оттаявщая почва, даёт сигнал представителям царства растений. Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

А Настя нам расскажет об весенних изменениях в жизни растений.

Закрепление изученного.

    Работа на карточках.

Распределить на группы

капель

оттепель

оттаивание почвы

таяние снега

первые грозы

прилёт птиц

появление подснежников

цветение растений

появление насекомых

линька животных

    Работа в группах

Правила работы в группах:

Умей слушать товарища

Работай тихо, чтобы не мешать другим

Закончив свое дело, помоги другу

Рабочее место содержи в порядке

Перед вами рассказ о весне. Но там есть опечатки: ваша задача вместе их отыскать и исправить.

Весной солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся короче.
Повсюду снег, замерзают бурные звонкие ручьи.
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. У деревьев начинается листопад. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Улетают в тёплые края на родину перелетные птицы. Ложатся в спячку некоторые звери. У них начинается линька.
Весной у людей много работы. Заготавливают на зиму сено домашним животным. В огородах сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук. В садах убирают урожай яблонь, груш.

    Найди лишнее слово. Объяснить свой выбор:
    1.март, апрель, май, ноябрь:
    2.мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
    3.медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;
    4.бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
    5.трактор, лопата, грабли, вилы.

Подведение итогов.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? По своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

Солнце выше, чем зимой -

Дни стали длиннее.

Потепление –

Небо голубое, высокое

Облака белые, лёгкие

Таяние снега, льда

Ледоход

Половодье

Осадки: снег, дождь

Первая гроза

Оттаивание почвы

Вывод:

От того, что солнце встает высоко над горизонтом, изменяется жизнь живой природы. Идёт весна!

Рефлексия

Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Весне.

Оно вам понравилось?

Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы! Похлопайте себе!

АПРЕЛЬ

Непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку. С ка­ждым днем все меньше снега. Зато куда ни ступишь, куда ни по­смотришь - везде вода. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.

Первая улыбка весны - мать-и-мачеха. На вырубках сморчки появились. Начинается сокодвижение у берез, пробуждающихся в апреле. Не случайно древнерусское название месяца - БЕРЕЗЕНЬ, да СНЕГОГОН.
ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ

Апрель - пора большой воды.

С апреля земля преет - ветром и теплом веет.

Три дождя в апреле да один в мае тысячи дождей стоят.

Мокрый апрель - хорошая пашня.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Апрель - лес звенит от птичьих хоров.

В апреле мокро - грибное лето, гроза - к теплому лету и к уро­жаю орехов.

Из берез течет много сока - к дождливому лету.

Мокрый апрель - хорошая пашня, славный сенокос.

Сухой апрель предвещает для пашни и сенокоса недоброе.

Рожь говорит: «Сей меня в золу да в пору», а овес говорит: «Топчи меня в грязь, тогда буду я князь».
^ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Апрель с водою, а май с травою.

Апрель теплый, май холодный - год хлебородный.

Посеешь в пору - соберешь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Весенний дождик лишним не бывает.
ЗАГАДКИ

Яростно река ревет и разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель.)

Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня...

(весна).

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой - улей - пчела первый мед принесла.

Кто знает, когда это бывает?

(Весной.)

Без рук, без топоренка построена избенка.

(Птичье гнездо.)

Шагает красавица, легко земли касается.

Идет на поле, на реку и по снежку и по цветку.

(Весна.)

Рук нет, а строить умеет.

(Птица.)

Она приходит с ласкою и со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

(Весна.)
Кто входит в окно и не ломает его?

(Солнечные лучи.)

Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный зайчик .)

К маме-речке бегу и молчать не могу,

Я ее сын родной, а родился - весной.

(Ручеек.)

Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном,

Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки.

(Скворечник.)

Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,

Лепит домик под окном из травы и глины.

(Ласточка. )

Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.

(Воробей.)

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети:

Где болит? Тук-тук!

А, нашел! Тут, тут!

(Дятел.)

Крылатые кошки в лесу объявились!

Заохали мышки и в норки забились.

Мы вовсе не кошки, честное слово:

Но нас берегитесь! - воскликнули...

(совы).
СТИХИ

Апрель-снегогон

В землю прель, в землю прель

Загоняет апрель.

Он с ручьем в борозде,

Сам по пояс в воде.

И глядит молодцом,

Заливаясь скворцом.

Просыпайся, дружок,

Побежим на лужок!

^ М. Сухорукова
Апрель

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

С. Маршак
Апрель

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

Крапивы немного домой притащи,

Пусть бабушка сварит зеленые щи.

^ В. Берестов
Подснежники

На лесной полянке

Море из цветов.

Расцвели подснежники

После зимних снов.

Рядом с перелескою

Сонник, горицвет.

Стародумка, ростики-

Красочный букет.

На лесной полянке

Море из цветов!

Украшают землю

После зимних снов.

^ Л. Герасимова
Шумит на речке ледоход

Шумит на речке ледоход,

В саду хлопочет садовод,

Забавно чибисы кричат,

Ворона кормит воронят.

Резвится теплый ветерок,

Проснулся первый мотылек,

И песня зяблика слышна –

Пришла весна! Пришла весна!

^ В. Алферов
Разговор с весной

Ну, Весна, как дела?

У меня уборка.

Для чего тебе метла?

Снег мести с пригорка.

Для чего тебе ручьи?

Мусор смыть с дорожек!

Для чего тебе лучи?

Для уборки тоже.

Все промою, просушу –

Вас на праздник приглашу!

^ О. Высотская

Весна

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

^ И. Токмакова
Весной

То снег валил, то ветры выли.

И вдруг тепло, поют скворцы.

И почки клювики раскрыли

От удивленья, как птенцы.

^ A. Береснев
Апрель

Голубее небо стало,

Зеленей в лесу трава.

Голубей домашних стая

В небе вяжет кружева.

B. Нестерепко
Возвращаются певцы

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке,

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков
Весной

Наточив поострее мечи,

Опустились на речку лучи.

И когда разрезали лед,

На реке начался ледоход.

^ А. Бересте
Солнечный апрель

Без шапки на улицу вышел

В пальто нараспашку апрель

И солнечным зайчиком выжег

Из тонкой сосульки капель.

Взял ветку на вербной опушке,

Макнул ее в солнечный круг

И принялся сыпать веснушки

На юные лица подруг.

Великое, вечное чудо –

Пора пробужденья земли!

Скажите мне только: откуда

В ней столько добра и любви?

Откуда такое волненье?

Чьей силой оно рождено?

Как жаль, что весной обновленья

Лишь людям одним не дано...

Но все же весной мы моложе –

Нас тянет в тот сквер за ручьем,

Где юность прошла, как прохожий,

Которому все нипочем.

Да нет, не прошла она - здесь же

Гуляет веселой толпой,

И громко скворцы, как и прежде,

Поют: «Возвратились домой!».

Погрелся апрель, нагулялся

И звонко, как новый трамвай,

По рельсам блестящим помчался

В грохочущий грозами май.

^ М. Палиевский

Утро

Солнце на небе всходило,

Солнце филина будило:

Просыпайся, встань, мой друг,

Пляшет вся земля вокруг.

Пляшет белка, пляшет ежик,

Пляшут все, кто только может.

Хорошо в лесу весной –

Встань скорей! Спляши со мной!

^ Р. Скучайте
Весна-красна

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.

Ф. Лев
Одуванчик

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик - первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

^ Е. Серова
Домик для синицы

К садоводу дяде Грише

Угодил птенец на крышу.

Беспокоится синица:

Может крошка простудиться.

Тащит внучек рукавичку –

Домик птичке-невеличке.

«Не годится рукавичка», -

Говорит ему синичка.

Внук тогда принес лукошко,

Положил травы немножко.

«И лукошко не годится», -

Объясняет мать-синица.

Внук задумался... Потом

Из дощечек сделал дом –

Недоступный для врагов,

Птичьих недругов - котов.

Поселились птицы в доме,

Мать-синица дочку кормит.

Носит гусениц, жучков,

Короедов-червячков.

Дядя Гриша-садовод

Без забот теперь живет:

Охраняют птицы сад

И внучонка веселят.

^ М, Семенова

Весело аукнула

Из лесу весна.

Ей Медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали Зайки к ней,

Подлетел к ней Грач;

Покатился Ежик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась Белочка,

Глянув из дупла, -

Дождалась пушистая

Света и тепла.

Гордо приосанился

Просветлевший бор;

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес,

И Мороз за елками,

Заворчав, исчез.

^ Л. Аграчева
Ледоход

Ледоход! Ледоход!

Раскололся зимний лед!

Может, это ледокол

По Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы

Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют –

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

^ С. Баруздин
Мы построили скворечню

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том,

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Кормит матушка скворчат.

Целый день птенцы кричат: -

Мы хотим добавку –

Муху и козявку.

Е. Тараховская
Медуница и первоцвет

Расцветает медуница-

У цветов она царица!

Рядом с нею первоцвет

В золотистый фрак одет.

Л. Герасимова

Класс: 2

Цели: систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним.

Оборудование: учебник и тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, автор А. Плешаков; проектор, экран.

1. Организация класса.

2. Сообщение темы урока. Введение в тему.

Учитель: Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна.)

Назовите по порядку весенние месяцы.

Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте.

(Выходят заранее подготовленные дети и рассказывают о весенних месяцах)

Слайд 3.

Март. Первый весенний месяц. Но весна неторопливо разворачивает своё шествие. «Февраль силён метелью, а март – капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником, а день со звонкими капелями – солнечником.

В марте появляются первые проталины, отсюда и другое его название – протальник, февралю – бокогрею младший брат.

1 марта праздновали встречу весны. Собиралась весна давно, с января – просинца, с февраля – бокогрея, так приди же, приди…Дети пели:

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март –
Солнцу рад?
Апрель, апрель –
Откроет дверь.
Май, май –
Сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем…

Мало того, бывало, лето «вызывали»:

Лето, лето, вылазь из подклета,
А ты, зима, иди туда –
С сугробами высокими,
С сосульками морозными,
С санями, с подсанками!

Дети окликали весну, забравшись куда ни есть повыше – на изгороди, кровли сараев, погребов.

Весна – красна!
Что принесла?
Тёплое солнышко,
Красное летечко…

Март – проба голосов птиц – зимовщиков: овсянок, пищух, поползней. Сейчас и ворону влечёт на веснянки, обласкало бы теплом, горбится, шею тянет и хрипит, нежно прикаркивает. Войдёт в раж серая, глаза закатит и клювом водит, кокетничает, невесть что воображает про себя…

Капель, мокрые дороги. В деревне с крыш капель – ручейками, в лесу – росинками. С ветки на ветку пробрызнет, с иголки на иголку капнет и застынет в тени сосулькой.

Слайд 4.

Апрель – водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда ещё одно название апрелю – водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зе6лёных трав, листвы и цветов. Начинается сокодвижение у берёз, пробуждающихся в апреле. Отсюда ещё одно название апреля – березень.

7 апреля: «Весна зиму поборола» - вестью благой одаряли устные календари. Весело, в играх, в хороводах, проходили народные гулянья третьей встречи весны.

Широко, особенно по городам, соблюдался обычай «отпущенья птиц на волю». Покупали пташек дети и взрослые и тут же на рынке растворяли клетки.

Синички – сестрички, тётки – чечётки,
Красногрудые снегирюшки,
Щеголятки – молодцы,
Воры – воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Апрель – первый месяц весеннего тепла, первый вылет пчёл на подснежники и ивы.

Слайд 5.

Май – цветень. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.

Жёлтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черёмух и рябин, - всё это дало ещё одно название маю – травень-цветень.

Звонок, весел май, но и неустойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается. Ай-ай, месяц май – и тёпел, да холоден. Бывает май – под кустом рай, а то май – коню сена дай, а сам на печь полезай.

3. Изменения в неживой природе.

Слайды 6 – 9.

Учитель.

Спасибо, месяцы, за ваш интересный рассказ. По своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

4. Изменения в живой природе. Растения.

Учитель. Оттаявщая почва даёт сигнал представителям царства растений. Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

Ранней весной первыми зацветают деревья: ива, ольха, орешник, верба и другие. Им нужно отцвести до появления листьев, т. к. растения эти ветроопыляемые.

Затем начинают цвести первоцветы. В наших лесах к ним относятся мать–и- мачеха, первоцвет, ветреница, медуница, хохлатка, печёночница благородная, гусиный лук и другие. Некоторые из них нуждаются в охране. Заглянем на лесные полянки и полюбуемся первыми весенними цветами, а ребята расскажут о них.

(Сообщения детей о первоцветах).

Слайд 10.

Мать-и-мачеха. У неё два лица – весеннее и летнее. Весеннее лицо – жёлтые соцветия на коротких стебельках. Она показывает их миру очень рано, в середине апреля, жёлтые огоньки. Словно предупреждают, как жёлтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зелёный свет – зазеленеют луга, парки, леса, сады…Листья – её второе лицо, летнее. Появляются они в конце мая – начале июня, когда цветение заканчивается. Листья крупные и необычные: сверху они зелёные, гладкие, жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким войлоком волосков и как будто тёплые. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Слайд 11.

Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. А если попадётся целая полянка, поросшая медуницей, то просто в глазах зарябит. Эта пестрота нужна для того, чтобы издалека привлекать насекомых-опылителей. Самые желанные гости – шмели.

Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану! Собирать её в Московской области запрещено.

Слайд 12.

Хохлатка. Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу – под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы – собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь – растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.

Слайд 13.

Ветреница. Когда цветёт хохлатка, ветреницы почти не видно. Но проходит немного времени – и лес преображается. Теперь под ногами уже незаметна серая прошлогодняя листва: жёлто-зелёный ковёр ветреницы скрывает её. Рассмотрите ветреницу. Растение состоит как бы из трёх этажей. Первый этаж не видно: он подземный. Это корневище. От него отрастает вверх стебелёк, на котором, образуя второй этаж, сидят три сильно изрезанных листа, тоже распластанных горизонтально. Выше опять стебелёк, а на нём третий этаж – один или два цветка. Они жёлтые, как у лютика. Вот почему ветреницу этого вида называют лютиковой. Название растения происходит от латинского «анемос», что означает ветер.

Слайд 14.

Гусиный лук. Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Откуда только сила берётся в его маленьком худеньком тельце? Откуда берётся смелость?

Слайд 15.

Первоцвет. Золотые ключи весны… Золотые ключики… Так называют первоцвет в народе. Цветки первоцвета и вправду похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а сделанных из чистого золота. И сложили люди легенду о том, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето, к долгому-долгому теплу.

Слайд 16.

Пролеска. В лесу ещё лежат сугробы, а по лесным опушкам и перелескам снег почти растаял. Из-под снега показалась сухая прошлогодняя трава. И в этой траве загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки. Это зацвели подснежники-пролески. Наклонись к цветкам, осторожно разбери вокруг них сухую траву и увидишь зелёные листья. А назвали пролеску так за то, что поселилась она на лесных опушках и в небольших светлых лесках – перелесках, где весной снег тает прежде всего.

Закрепление.

С. 37 №4 в тетради.

Животные и птицы.

Зимующие птицы почувствовали приближение весны. Звонко запели синицы, весело зачирикали воробьи. Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Встречайте!

(Сообщения детей о перелётных птицах).

Слайд 17.

Грач . В народе говорят: «Увидел грача – весну встречай».И действительно, грачи появляются в наших краях одними из первых, в марте, когда кругом лежит снег. Ростом грач примерно с ворону, но весь чёрный, с красивым металлическим блеском. Основание клюва у взрослых грачей беловатое. Селятся грачи колониями по нескольку десятков птиц на опушках лесов или в городских парках. Питаются грачи в основном насекомыми и их личинками, но весной поедают и семена зерновых и овощей, осенью ест кукурузу и подсолнечник, кабачки и тыквы, клубни картофеля. Но пользы птица приносит больше, уничтожая огромное количество насекомых-вредителей.

Слайд 18.

Скворец . О скворцах говорят: на крыльях весну принесли. И действительно, вот в конце марта – начале апреля скворцы появились, и смотришь: ручьи побежали, зацвела мать-и-мачеха, вылетели первые бабочки… Самцы скворцов прилетают первыми, находят подходящие скворечники и начинают петь, чтобы привлечь самок и предупредить соседей – место занято. Скворцы – певцы-пародисты. Они запоминают и умеют копировать голоса многих птиц: дрозда, иволги, зяблика, галки и многих других. Говорят, они и по кошачьи умеют «разговаривать».

Слайд 19.

Жаворонок. Рано весной, едва зачернеют в полях первые проталины, появляются у нас жаворонки. Прилетают они одновременно со скворцами и даже,бывает, чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки поют на лету. Обычного жаворонка называют полевым. Поля, а также пастбища и луга – вот его дом. С первых дней весны и до середины лета слышны здесь его песни. Иван Сергеевич Соколов-Микитов говорил: «Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробуждающейся земли похожа эта радостная песня».

Слайд 20.

Зяблик. В первых числах апреля вслед за скворцами и жаворонками прилетает к нам из тёплых стран зяблик. Это одна из многочисленных птиц наших лесов и парков. Хорошо заметный отличительный признак зяблика – белые полоски на крыльях. Самец разноцветный: лоб чёрный, затылок серовато-синий, спина коричневая, надхвостье зелёное, грудь красно-бурая. Самка окрашена скромнее – в сероватые тона. Полоски на крыльях тоже есть, но не такие яркие.

Слайд21.

Певчий дрозд . Приди, кум! Приди, кум! Чай пить! Чай пить! С сахаром... Такими словами обычно передают песню дрозда. Действительно, что-то похожее в ней услышать можно. Но никакими словами не выразить красоту этой песни. Писатель Соколов-Микитов назвал её «лучшей музыкой весны в пробуждающемся от зимней спячки лесу». Не случайно дрозда ещё зовут лесным соловьём. Прилетают к нам певчие дрозды в середине апреля. Ростом он примерно со скворца, спинка тёмная, грудь светлая, покрыта коричневыми крапинками.

Слайд 22.

Соловей . Птица-невидимка. Спроси любого своего знакомого, слышал ли он песню соловья. Наверняка получишь ответ: да, слышал. А спроси, видел ли певца? Вряд ли. Хотя соловей не редкая, и не заморская птица. Он селится обычно рядом с людьми – в садах и парках. Не видим мы его потому, что среди бела дня не обращаем внимания на маленькую, чуть крупнее воробья, серо-бурую птичку, которая пропорхнёт где-нибудь в кустах и быстро исчезнет. Самые первые соловьиные трели раздаются у нас примерно 10 мая, через несколько дней после возвращения птиц из тёплых краёв. В это время деревья уже одеты молодой листвой. В народе говорят: соловей прилетает тогда, когда сможет напиться росы или дождевой воды с берёзового листа.

Слайды 23 – 27.

Учитель. Это лишь малая часть птиц, прилетающих к нам весной. Узнаёте? (Кукушка, утка, цапля, ласточка, трясогузка). Все птицы весной заняты строительством гнёзд, а затем высиживанием птенцов. Поэтому весной в лесу необходимо вести себя тихо, осторожно.

Слайд 28.

Говоря о приходе весны, нельзя не вспомнить о бабочках. Когда ещё лежит снег и реки закованы в лёд, а деревья ещё дремлют – появляются бабочки-крапивницы . Те самые крапивницы, которые известны всем и которых ребята часто называют шоколадницами. Действительно, рисунок у них на крыльях шоколадных тонов. Мы соскучились по бабочкам и не можем равнодушно пройти мимо, увидев в парке или на лесной опушке это порхающее чудо. Улыбнёмся, задышим веселее и зашагаем легче: весна пришла, новая весна!

Слайд 29.

Примерно в то же время начинает летать бабочка-лимонница . Она действительно лимонного цвета да по одной аккуратной оранжевой точке имеет на каждом крыле. У этой бабочки есть и другое название – крушинница. (Гусеницы её кормятся листьями одного из наших кустарников – крушины).

Слайд 30 – 31.

Рано весной появляются траурница и дневной павлиний глаз . Обе бабочки очень красивы и своё название получили за рисунок на крыльях. У траурницы крылья тёмно-шоколадного цвета, почти чёрные, бархатистые, а по краям беловатая кайма. У дневного павлиньего глаза четыре сиреневых пятна на крыльях по одному на каждом. И вправду похожи на павлиньи глаза, те самые, что у него на перьях.

Слайд 32.

Очень красив адмирал . Украшена бабочка красными полосками, напоминающими ленты адмиральского мундира. Эти бабочки не попали пока в Красную книгу. Они ещё встречаются, хотя в последние годы и их стало меньше. Поэтому бабочек надо беречь!

Слайды 33 - 36.

Кроме бабочек просыпаются другие многочисленные насекомые. Все они вам знакомы: шмели, пчёлы, божьи коровки и т. д.

Закрепление .

В тетради №5 с. 38.

Народные приметы.

  • Чайки прилетели – лёд пойдёт, а журавль тепло принесёт.
  • Стаи грачей кричат, взлетают и садятся в гнёзда перед переменой погоды.
  • Ласточки прилетели – будет гром скоро, опускаются на лету и задевают землю крыльями – к тихой погоде. Если в середине марта тепло – к тёплому лету.
  • Если у берёзы много берёзового сока – к дождливому лету.

Итог.

Наше путешествие в гости к весне заканчивается. Но весна в самом разгаре, поэтому вы продолжаете наблюдать за всем, что происходит в природе. Прочитайте стихи о весне. Выполните рис. «Красота весны».

Презентация (в архиве с аудиофайлами).

Наталья Сердюкова
Урок окружающего мира «Апрель-водолей»

МОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н. И. Черных»

Урок окружающего мира

«Апрель – водолей »

(1 класс)

Составила :

Учитель начальных классов

Сердюкова Н. Ф.

Педагогическая цель : привести в систему знания детей об изменениях в природе весной.

Тип урока : решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные) :

Обучающийся научится : объяснять изменения в природе весной; получит возможность научиться : соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные ) :

Личностные : У обучающегося будут сформированы : положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования : представления о ценности и уникальности природного мира , природоохране, здоровьесберегающем поведении

Регулятивные : Обучающийся научится : принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; получит возможность научиться : осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; в сотрудничестве с учителем и товарищами находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные : Обучающийся научится : осуществлять поиск нужной информации в учебнике и пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные : Обучающийся научится : договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : формулировать своё мнение и позицию; строить понятные для окружающих высказывания .

Формы и методы обучения : фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы :

Оливер Клэр. Детская энциклопедия Земли.

М.:Эксмо, 2010.

Сороцкая, О. Н. Учебно – наглядное пособие. –М.: Просвещение,1990.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки с изображением животных, растений, насекомых, птиц; экземпляры коллекции насекомых; звукозапись - журчание ручья, голоса птиц.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать –

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

(проверка готовности к уроку )

II. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите, перед вами две картины. Скажите, какое время года на них изображено?

В чём сходство (различие) картин?

(И. Левитан «Март» , А. Комаров «Наводнение» )

Как вы думаете, почему на второй картине художник изобразил очень много воды?

Когда в природе такое случается?

Загадка :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся.

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?. (Апрель )

Что же происходит в природе с приходом весны?

(личные наблюдения детей)

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Ученик читает стихотворение :

Что весной творится!

Прилетают птицы!

Тает снег, и тает лёд!

И на речках – ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле,

Ливень льёт, как из ведра!

Гром гремит : «Весна! Ура!

Погремлю – ка вволю я!»

Что значит «ливень льёт, как из ведра» ?

2. Учитель :

В апреле бывает разное : солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен апрель . Зато куда ни глянь, ни посмотри – везде…

(детям предлагается послушать, представить, почувствовать то, что они услышат)

Звучит звукозапись шума ручья

Что вы слышали? Видели? Чувствовали?

3. В народе апрель называют по – разному :

«березень» - древнерусское название месяца. В апреле у берёз начинается сокодвижение.

Как вы понимаете слово – сокодвижение?

(При затруднении обращаемся к «Толковому словарю» )

«водолей» - льёт воду

Поясните, в каком значении употреблено выражение «льёт воду» ?

Как вы думаете, почему в апреле так много воды ?

Где воды бывает особенно много?

4. «Путешествие» на реку.

Я предлагаю вам заглянуть на реку и посмотреть, что же там происходит?

(сюжетная картина «На реке» ; ответы детей)

Ученица читает стихотворение :

Лёд идёт, лёд идёт!

Вереницей длиной

Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины…

Как называется природное явление, когда лёд идёт* по реке?

(поясняем смысл выражения «лёд идёт*)

Чтение отрывка учеником :

Шли первые дни апреля . Однажды утром неожиданно для всех на реке начался ледоход. Лёд тронулся. Сердито толкая друг друга, как – то неторопливо и нехотя плыли по реке льдины. Самые ленивые теснились у берега, трещали, ломались, будто ворчали : «Куда все спешат, ещё успеем, успеем…» Через три дня река очистилась ото льда.

Что значит «река очистилась ото льда» ?

Куда же подевался лёд?

Продолжите предложение :

Когда лёд растает, воды…

Работа по картине А. Комарова «Новоднение» . Рассказ об изменениях в жизни животных.

Рассматривание репродукции картины

Обмен впечатлениями об увиденном

Какое время года изобразил художник на картине? Как вы догадались?

Как называют природное явление, когда река выходит из берегов*?

(при затруднении обращаемся к «Толковому словарю» ; поскольку дети только учатся работать со справочной литературой, делаю пометки в словаре и прошу зачитать)

«Половодье» * - весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.

«наводнение» * - затопление суши водой, выступившей из берегов.

«паводок» * - поднятие уровня воды в реках в результате ливня или таянии снега.

Учитель :

Весна приносит животным не только радость, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял лёд. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка. Вот и герой картины – заяц забрался на ветку старого дерева. Ему страшно. Прижавшись спиной к стволу дерева, он внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадёт, зайцу грозит смерть.

Как вы думаете, зачем художник нарисовал эту картину?

О чём он хотел нам рассказать?

А может ли человек помочь животным?

(ответы детей, вспоминаем стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» )

Как же чувствуют себя другие звери в это непростое для них время?

5. Работа в группах. (Детям предлагается разделиться на две группы и выбрать животного, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для описание животного, образа его жизни, влияние неживой природы на изменения в жизни.)

1 группа : рассказ о лисе. Защита.

Дополнение : В семье лисицы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Они ещё совсем беспомощные и слабые, но уже через месяц, когда они немного подрастут и окрепнут, мама – лиса начнёт выводить их из норы. Она уходит за добычей и оставляет малышей одних.

2 группа : рассказ о медведе. Защита.

Дополнение : Ещё в феврале у медведицы родились медвежата. Их может быть двое. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло и уютно. И мама рядом, Как только пригреет весеннее солнышко, и побегут ручьи, вся медвежья семья выходит из своего убежища. Мама – медведица воспитывает малышей, приучает их к воде и обучает первым навыкам охоты.

Оценка работы групп.

Учитель :

Голодно животным весной. Лиса вынуждена выйти на охоту, чтобы прокормить себя и своё потомство. Лёгкая добыча – мыши.

Что же лиса делает? (ответы детей)

(мышкует*, толкование слова)

А где же взять еды медведю? (ответы детей)

Он разоряет муравейник. Достаёт лапой муравьёв и их личинок и слизывает языком. Личинки- богатая пища, поэтому медведь быстро утоляет голод.

6. ФИЗМИНУТКА.

7. Игра «Исключи лишнего» . Рассказ об изменениях в жизни растений.

На партах каждой группы лежат картинки с изображением :

Ландыш, одуванчик, стрекоза, подснежник

Медуница, божья коровка, калужница, подснежник

(Дети, советуясь, убирают лишний предмет и обосновывают свой ответ)

Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?

РАСТЕНИЯ

Учитель :

В народе говорят : «Апрель воду подбирает , цветы раскрывает»

8. Работа в группах. (Детям предлагается выбрать растение, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для рассказа)

1 группа : рассказ о подснежнике. Защита.

2 группа : рассказ о мать – и – мачехе. Защита.

Оценка работы группы.

Как вы думаете, для чего природа дарит людям цветы?

(повторяем правила экологического поведения)

9. Рассказ о жизни насекомых.

Учитель : Когда на обогретом солнышком пригорке распускаются первоцветы, вот тут – то и начинается работа? Для кого?

Загадка :

Домовитая хозяйка

Пролетая над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Что значит выражение «домовитая хозяйка» *, «похлопочет» *?

Рассказ учеников о жужелице, крапивнице.

(детям предлагается рассмотреть насекомых из коллекции)

В невысокой траве весной легко найти жужелицу – крупного жука «металлической» блестящей окраски. Лучше всего искать его вечером, так как этот жук любит охотиться, когда стемнеет. Да, да, охотиться! Жужелица – хищник, но её можно не бояться, потому что ест она только гусениц и слизняков.

Бабочка – крапивница зимовала под крышей старого сарая. Только пригрело весеннее солнышко, она покинула своё жилище.

Игра «Аукцион» .

Назвать как можно больше насекомых, которых можно встретить весной.

Учитель : Много насекомых - это пиршество для… Кого?

10. Рассказ о жизни птиц. Рассказ ученика из личных наблюдений. (часть проекта)

Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места. Потом началось выселение воробьёв. Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, сухую траву, перья, пух, солому и даже тряпочки.

Какие птицы уже прилетели?

Как люди встречают птиц?

Почему человек должен помогать им?

(демонстрация фотографий акции «Скворечник» )

IV. Рефлексия. Итог урока .