Наступила осень возле дождливая зайчик прыгает. Анализ стихотворения Александра Блока «Зайчик

«Зайчик» Александр Блок

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Блока «Зайчик»

Главный персонаж стихотворения - антропоморфный образ «маленького зайчика». Рассказчик сосредоточен на ощущениях и мыслях своего героя.

Теплой летней порой, минувшей безвозвратно, зайчик был вполне доволен своей судьбой. Ситуация былого комфорта передана с помощью одной детали: взгляд зверька «тешили белые цветочки». С приходом осени условия существования изменились. Сырость - главная особенность пейзажной зарисовки, характеризующей настоящий момент. «Мокрый» эффект достигается аккумулированием лексики с соответствующими значениями: «сырой», «расплакались», «дождливая», «мокрых», «посуше», «по воде ступать». Подчеркиваются неприятные тактильные ощущения, вызванные контактом с влажной поверхностью. С темой осени также связаны мотивы похолодания и недостатка пищи.

Рассказчик упоминает об опасениях и желаниях персонажа. В первом случае поэт прибегает к известному фольклорному сюжету о страхе зайцев перед «волком серым». На протяжении всего стихотворного текста поддерживается антитеза, частями которой выступают летний комфорт и осенний дискомфорт: зверек мечтает о теплой и сухой поре года, оставшейся в прошлом.

Лирический повествователь не скрывает сочувственного отношения к персонажу. Авторская модальность выражается не только напрямую, при помощи лексики. Вся образная структура стихотворения призвана изобразить кроткую и безобидную фигурку главного героя, больше похожую на мягкую игрушку, чем на реальное млекопитающее. Симпатия и сострадание к безобидному зверьку, который робко жалуется на жизненные трудности, передаются и маленькому читателю.

Характерные приметы «детского» стиля - четкий ритмический рисунок и изобилие уменьшительно-ласкательных форм существительных: «ложбинка», «цветочки», «листочки», «капустка».

Автобиографичность «заячьей темы» связывается не только с детскими годами поэта. Факт, извлеченный исследователями из переписки Блока, свидетельствует: его супруга носила шутливое домашнее прозвище «заяц». В подобном контексте появляется интересная возможность двойного прочтения незамысловатого текста, второй план которого адресован единственному читателю - Любови Дмитриевне, супруге автора.

Бабье лето

Наступило бабье лето -
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти - мы.
Д. Кедрин

"Все дождь и дождь..."

Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыш потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь... Во мгле туманной
Чуть видным стал печальный лес,
Бушует ветер неустанный,
И редко теплый луч желанный
Бросает солнышко с небес.
Все дождь и дождь... Увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы...
Еще неделька - и морозы
К нам грозно с севера придут.
М. Чехов

Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.
Воет, воет
За окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.
Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.
Руки тянутся к теплу,
Стекла запотели.
На стене
И на полу
Заплясали тени.
Собирайтесь у меня
Слушать сказку
У огня!
Я. Аким

Зайчик

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать...

Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!
А. Блок

С. Лосева

Капризуля осень
С мокрыми глазами
По дорожкам ходит
В жёлтенькой панаме.
-Что ты, Осень, бродишь
грустно по дорожкам
И украдкой смотришь
В жёлтые окошки?
- Солнышко так рано
От меня уходит,
Видно в гости к деткам
Вечером заходит.

Осень на дворе

Уж лето осыпается,
Уж осень на дворе.
Уж стаи птиц скликаются
За лесом на заре.
Наплакалась, намучалась
Осенняя пора.
И плакаться соскучилась,
Уходит со двора.
Настали дни холодные,
Повсюду снег и лед.
Пути застыли водные,
И лишь метель поет.
Сугробы треплет белые,
Как кровлей шелестит.
За сучья онемелые
Зацепится, свистит.
Кричит, как ведьма шалая,
И стонет тишина.
Моя избушка малая
В лесу одна, одна.
К. Бальмонт

Золотые паруса

Превращаются леса
В расписные паруса.
Снова осень, снова листья
Без начала, без конца
За рекой и у крыльца.

Вот они плывут куда-то -
То назад, а то вперёд.
От рассвета до заката
Ветер их на части рвёт.

Целый день дожди косые
Тянут нити сквозь леса,
Словно чинят расписные,
Золотые паруса...

Осень в лесу

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
- Стыну... -
И дрожит от холода.

А береза рада
Желтому наряду:
- Ну и платье!
Что за прелесть! -
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И березка шепчет:
- Зябну!.. -

Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно И шумит он:
- Мерзну! Мерзну! -
Обмануло золото -
Не спасло от холода.
А. Гонтарь

Когда ветки плачут

Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,
И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она - светлее.
Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
«Осень!
Осень!
Осень!»
Но приходит время
Падать листьям желтым,
Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут...
И. Цекович

Зарумянились клен и рябина

Зарумянились клен и рябина,
Ярче золота кудри берез,
И безропотно ждет георгина,
Что спалит ее первый мороз.

Только тополь да ива родная
Все сдаваться еще не хотят
И, последние дни доживая,
Сохраняют зеленый наряд.

И, пока не навеяло снега
Ледяное дыханье зимы,
Нас томит непонятная нега,
И печально любуемся мы.

Но промчалося лето с весною.
Вот и осени дни сочтены…
Ах, уж скоро мы с этой красою
Распростимся до новой весны!
К. Романов

Опять пришла пора дождей

Опять пришла пора дождей,
Листвы, летящей в воду,
Когда спокойней, но острей
Мы чувствуем природу.

И сожаленья нет во мне,
Что лето миновало,
Оно расплавилось в огне
И чем-то прошлым стало.

Во мне осеннею порой
Спокойно зреют чувства,
И это ближе к грани той,
Где властвует искусство.

И этот моросящий дождь,
И лес в рассвете раннем
На полотно легли, как дрожь
Пред вечным увяданьем.

В.Гончаров

Осенние задания

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода,
Сверкают паутинки.

Звенят звонки:
- Внимание! Внимание!
Прослушайте
Осенние задания!
- Алло, медведь!
Вы слышите?
- Да, да!
- Уже не за горами
Холода!

Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей -
От верхних
И до нижних этажей:
- Проверьте поскорей
Свои кладовки -
Хватает ли припасов;
Для зимовки?

Звенят звонки У старого болота:
- У цапель все готово
Для отлета?
- К отлету все готово!
- В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!
- Алло, зайчата! -
Слышится из трубки. -
Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена:
- Алло, скажите,
Кто у телефона?
- Алло, у телефона
Муравьи.
- Закройте
Муравейники свои.
- Скажите, это речка?
- Речка, речка!
- А почему для раков
Нет местечка?
И речка отвечает:
- Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Алло, ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки -
На окнах, на балконах,
На опушке! Ведь птицы -
Наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!
В. Орлов

«Посмотри, как день прекрасен...»

Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.
И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины
В ожидании гостей -
Красногрудых снегирей...
А на взгорке, в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих,
Величавые дубы
С грустью смотрят на грибы -
Старые и малые
Сыроежки алые
И пурпурный мухомор
Посреди кротовых нор...
День меж тем к концу подходит,
В красный терем спать уходит
Солнце красное с небес...
Гаснут листья.
Меркнет лес.
И. Мазнин

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Александра Блока "Зайчик"

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

Заканчивается стихотворение жалостливыми мыслями зайчика, только было бы посуше и потеплее. Ему холодно, мокро, ступать по воде. Строки оставляют смешанные эмоции. Вызывают улыбку и легкую грусть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .