Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Цели: дать понятие о категории наклонения глагола, о трёх наклонениях глагола; показать особенности изъявительного на клонения; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: знание понятия наклонение глаго ш грамматических признаков глаголов в изъявительном наклот нии; умения распознавать глаголы в изъявительном наклонении объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитичг ской деятельности.
Предметные: Научиться определять наклонение глагола, конструировать синтаксические единицы с глаголами изъявительного наклонения
Метапредметные:
К : использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наклонения глагол
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Оборудование: учебник, презентация
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Ход урока
1.Организационный момент (Проверка готовности к уроку)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
2.Проверка домашнего задания
(Упр. 536)
3.Актуализация знаний
Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы. Укажите грамматические признаки глагола, разряды местоимений. Проясните иронический смысл пословицы.
Себя не похвалишь - никто не похвалит.
4.Самоопределение к деятельности
-Прочитайте предложения.
Я бы съел чего-нибудь вкусненького.
Сходи за хлебом.
Я съел мороженое
Петя читает интересную книгу.
Сегодня мы пойдём в цирк.
Попробуйте объяснить, в чём разница между этими предложениями. (В первом предложении выражено пожелание, во втором - просьба, в третьем, четвёртом и пятом - реальное действие.)
А что указывает на это? (Форма глаголов.) Глагол обладает ещё одной категорией, которая носит интересное название - наклонение. Наклонение - это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.
В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия? (В форме прошедшего, настоящего и будущего времени.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями изъявительного наклонения глаголов, научиться распознавать такие глаголы и определять их морфологические признаки.)
5.Этап объяснения нового материала.
Работа по теме урока
Чтение теоретического материала и правила (с. 114).
Упр. 538 - коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
6.Физкультминутка.
7.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1.Упр. 538,539
2.Работа по учебнику
(Упр. 541 - выразительное чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий.)
3.Словарная работа
8.Подведение итогов урока
-Какие действия обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
9.Домашнее задание: § 91, упр. 540, 542 (составить план изложения).
Конспект урока «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение». Цели урока: - дать понятие о новом морфологическом признаке глагола – наклонение. Подробно изучить изъявительное наклонение глагола, вспомнить день космонавтики; - развить память, мышление, правильную и богатую речь; - воспитать интерес к русскому языку, патриотизм.Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение.
Синтаксическая пятиминутка.
- По цели высказывания
По интонации
По наличию второстепенных членов предложения.
- По цели высказывания
По интонации
Союзное или бессоюзное
Сложносочиненное или сложноподчиненное (если союзное).
2. Словарная работа.
Рач и тельный, -ая, -ое; -лен, -льна. Старательный, усердный в исполнении чего-н., разумно бережливый. Рачительный хозяин. Космодр о м, -а, м . Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов. Конв е йер, -а, м. Машина для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых или штучных грузов. Работать на конвейере. 3.Перфокарты (правописание личных окончаний глагола). - Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием ?- Если у глаголов безударное личное окончание, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Все глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др. относятся к I спряжению.
Ко ВТОРОМУ же спряженью
Отнесём мы без сомненья,
ВСЕ глаголы, что на –ИТЬ,
ИСКЛЮЧАЯ: брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, дышать, держать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
1. Мы пожале..м, он опечата..т, они выслуша..т, они помысл..т. 2. Ты наступ..шь, они осво..т, вы загруз..те, они провер..т. 3. Мы надува..м, они деликатнича..т, они прояв..т,они демонстриру..т. 4. Он повисн..т, она надав..т, вы раст я н..те, он гипнотизиру..т. 5. Ты рассуд..шь, она надпор..т, он дегустиру..т, она забинту..т. 6. Оно посвет..т, вы лопн..те, вы подн и м..те, он удерж..т. 7. Они аресту..т, он извергн..т, он замаскиру..т, ты изголода..шься. 8. Они налад..т, вы вылез..те, он вылака..т, они баламут..т.Изучение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Наклонение глагола.
Изъяснительное Повелительное
Условное
- Из. п . обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, они изменяются по временам. Ус.н . обозначают действие, которые осуществляться при определенных условиях. Пов.н. обозначают действия, которые кто-то просит, требует, советует выполнить.V . Закрепление изученного материала.
1. Определение наклонений.
Космонавт вернулся домой. (и) Я бы построил приют для животных. (у) Закройте двери! (п) Боремся за победу. (и) Я бы полетел в космос.(у) Прочитай повесть А.Толстого «Аэлита». (п) Планетолог изучает венерианскую атмосферу. (и) Я бы назвал звезду в честь своей мамы. (у) Берегите планету! (п)Работа с учебником.
А) Чтение правила.
- Откройте двести первую страницу, параграф 83, прочитайте правила.Б) Выполнение упражнений.
Упр. 482. Помогала – несов.вид., прош.вр.; помогает – наст.вр.,изъявит.накл. Ела – несов.в.,прош.вр.; ест – наст.в.,изъяв.накл. Пила – несов.в.,прош.в., будет пить – будущ.в.,изъяв.накл. Встала – сов.в.,прош.в., встанет – будущ.в.,изъяв.накл. Упр.484. Если ты делаешь что - то (неопр.мест.) добросовес т но (совесть) усердно, честно (честь), мы можем сказать: «Ты потрудился на славу». Если же ты относишься к делу спустя рукава (фразеологизм), мы скажем (сказать – I спр.): «Ты плохо работаешь». Слово трудиться уместно (место) употреблять, когда речь идет о человеке, работающим хорошо, в полную силу.3. Диалектные особенности употребления глаголов изъявительного наклонения.
- На Кубани часто неправильно употребляют глаголы в изъяснительном наклонении, например: 1. Смягчение окончаний и неправильное спряжение у глаголов 3-го лица мн.ч. : Ходють (ходят), носють (носят), поють (поют), и т.д. 2.Отсечение окончаний у глаголов 3 – го лица ед.ч.: Нэсэ (несёт), танцуэ (танцует) и т.д. 3.Неправильное употребление окончания инфинитива: Буду танцевати (танцевать), буду ходити (ходить) и т.д.Итог урока.
Совершенно верно, 12апреля советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Поздравляю вас с этим днем. В газете «Комсомольская правда» было написано: «Капитан первого звездолета – наш, советский!». Помните, ребята, что именно русский человек первый покорил космос.
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.
Учитель русского языка и литературы: Гайфулина Розалия Русламовна
Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.
Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в изъявительном наклонении.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие о наклонениях глагола;
проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в изъявительном наклонении;
учить различать наклонения глагола;
развивать умение употреблять глаголы в речи.
Воспитательные:
воспитывать культуру речи;
поддерживать интерес к урокам русского языка;
воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
Развивающие:
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
обогащать словарный запас школьников.
Используемые технологии:
технологии развития критического мышления;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
ИКТ.
Формы организации класса: фронтальная и групповая работа.
Оборудование:
учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
раздаточный материал (текст для анализа; предложения для проверочной работы);
контрольные листы.
Ход урока
:
1.Этап целеполагания.
2.Этап актуализации знаний.
Прием "Мэнэдж мэт" (Ученики сидят за столами в группе по 4 человека). На экран проецируется вопрос, ученики делятся мнениями со своими партнерами.)
Задание: Вспомнить морфологические признаки глагола.
Вопросы и предполагаемые ответы
1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
3. Сколько существует глагольных времён? (три)
4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)
5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)
6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Прием "Модель Фрейер" . Техника объясняется учителем. В центре понятие - ГЛАГОЛ. Команда фиксирует определение, характеристики, примеры и противоположные примеры. Один ученик представляет выполненную командой работу.
3.Этап проблематизации
Ученики получают карточки с текстом (пословицы). Задание: выписать глаголы и распределить на группы.
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Кто нужды не видал, и счастья не знает.
Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
Не спеши языком, спеши делом.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Эвристическая беседа.
По какому признаку вы распределили глаголы? (глаголы 1 группы обозначают приказ, совет, просьбу, 2 группы - возможность действия, 3 группы - глаголы, которые могут изменяться по временам).
Помимо тех признаков, которые вы перечислили в начале урока, у глаголов есть еще признак НАКЛОНЕНИЕ.
Существует 3 наклонения глагола.
(Проецируется схема с наклонениями глаголов, термины)
Давайте прочитаем правило, что обозначают глаголы условного наклонения? Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
А сегодня мы с вами подробнее изучим изъявительное наклонение. Как вы поняли, что обозначают эти глаголы? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)
4. Организационно-деятельностный блок
Выполнение упр. 538. Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".
поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?
-СИД- или -СЕД-?
Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно
по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.
На экран проецируются следующие предложения, ученики их выписывают, вставляя буквы и выделяя орфограммы.
1.Как-то в лесу мы ночку по С...Д ели
и от страха чуть не по С...Д ели.
2. Под обстрелом по С...Д ели.
Было страшно – по С...Д ели.
3. Мы на грядках по С...Д ели –
родители увидели, чуть не по С...Д ели.
4. Бабушка немножко с внуком по С...Д ела,
но за это время чуть не по С...Д ела.
5. На фильме ужасов по С...Д ел.
За полтора часа я чуть не по С...Д ел.
Ученики по плечу называют друг другу ответы. Далее учитель одного ученика из каждой команды просит назвать ответ.
6. Рефлексивно-оценочный блок
Работа в группах. 1 группа составляет текст из 5-7 предложений на тему "Какие книги вы прочитали?" (использование в тексте глаголов прошедшего времени), 2 группа - "Как проходит мой выходной?" (использование в тексте глаголов настоящего времени), 3 группа - "Как я буду проводить это лето?" (использование в тексте глаголов будущего времени). На экране проецируются таблицы "Глагол", "Личные окончания глаголов".
Дополнительные задания. Опрос.
Что нового узнали о глаголе?
Что такое наклонение?
Какие наклонения есть у глагола?
Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
7. Домашнее задание.
Упр.539.
Изъявительное наклонение глагола
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности.
В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, т.е. могут стоять в настоящем, будущем или прошедшем времени.
Сравни три предложения:
1) Летом я много плаваю в море.
2) Летом я много плавал в море.
3) Летом я буду много плавать в море.
Глагол плавать в этих предложениях стоит в формах настоящего (1 предложение), прошедшего (2предложение) и будущего (3 предложение) времени. Но во всех трех предложениях речь идет о реальном действии, которое уже произошло, произойдет или происходит сейчас. В зависимости от времени глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по лицам (настоящее и будущее время) и родам (прошедшее время).
Рассмотри таблицу. В ней показано, как изменяются глаголы по временам,родам и лицам в изъявительном наклонении.