Личность как субъект и объект социальной жизни. Личность как объект и субъект психологического познания

Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. - Питер - 1997., С. 24. большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

* В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка-чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбина-ции дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изуче-ния индивидуальных различий.

* В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетиче-ской структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное не-посредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность -- абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

* В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лич-ности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся об-стоятельства окружающей среды.

* В большинстве определений личность представлена теми характеристика-ми, которые “отвечают” за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружа-ющей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения лично-сти у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич-ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна-чимые для людей поступки.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, на-ряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “инди-вид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова упот-ребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхожде-ние с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единич-ный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, пот-ребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае упот-ребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологи-ческих факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-ис-торической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “инди-вид” используют и понятие личность. Индивид в данном случае рас-сматривается как отправной момент для формирования личности от ис-ходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А.Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 2000, С. 67..

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, от-личающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъ-екта деятельности, познания и творчества. Психология изучает лич-ность в качестве устойчивой целостности психических процессов. свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не-разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.:Центр, 1997 с.72..

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего харак-теризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная незави-симость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю Там же. - с.74..

В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, ко-торый как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?

Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его “при-рода” не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по своему.

Итак, понятие “личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность -- целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

В социологии личность определяется как:

Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Понятие “личность” показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.

1.2.Особенности взаимоотношения личности и общества

Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность есть индивидуальный сгусток (узел, связь, структура, тождество или какая-нибудь единичная закономерность) природных, общественных или исторических отношений.

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности “не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество”.

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.

В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека.

Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости...

Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психологический стержень человека. “Только в характере индивид приобретает свою постоянную определенность” - Гегель.

Особым компонентом личности является ее нравственность Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого человека проявляется уже на биологическом уровне. Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним дух миром. В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями среды в которой она выращивается.

Индивидуальность не есть абсолют. Она изменняется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества человека есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.

Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и общество- часть природы. Тезис “общество – часть природы” отражает тот факт, что: человек, а следовательно и общество происходит из природы; человек – существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие “природа” используется как не весь реальный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое, принципиальное, особое явление с присутствующими только ему социальными качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которого обусловлено включённостью человека в систему общественных отношений. Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек – существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.

Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д. Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального обучения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.

Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества

В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

Немаловажную роль в процессе социализации играет свобода воли, свобода выбора.

Академия социального управления

ЛЕКЦИЯ

По дисциплине: «Социология»

Тема 5.

Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.

Москва - 2013

Тема 5. Социология личности. Социальная детерминация поведения личности

Основные вопросы темы:

1. Личность как объект социологии.

2. Механизмы социальной детерминации поведения личности.

3. Социальные факторы развития личностного и человеческого потенциала.

4. Инновационная (новаторская) личность.

В данной теме рассматриваются социологические аспекты изучения личности, понятийный аппарат социологии личности, концепции личности в современной социологии, механизмы регуляции и саморегуляции социального поведения, факторы развития личностного и человеческого потенциала.

Личность как объект социологии

Человек является объектом изучения многих гуманитарных и социальных наук. Каждая из них имеет свой предмет исследования и выявляет интересующие эту науку существенные черты, свойства, качества человека, закономерности его бытия. В контексте классической, неклассической и постнеклассической парадигм в науке подходы к изучению человека эволюционировали от представлений человека в начале XVIII века в качестве жестко детерминированной машины до современных информационных, синергетических и хаотических моделей личности, раскрывающих нелинейность, многофакторность, неустойчивость, бифуркационность, фрактальную структуру поведения человека. Из совокупности таких представлений складывается современное «человекознание», центральное место в котором занимают теории личности, разрабатываемые в рамках психологии и социологии. Одна из работ, дающая достаточно полное представление о теориях личности, представлена на рисунке.

Кэлвин С. Холл , Гарднер Линдсей - Теории личности.

Социология личности – область изучения личности как социально-типичного выражения системы общественных отношений и социально-типичного субъекта этих отношений. Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.



На социологию личности заметное влияние оказывают философские концепции человека и психологические теории личности. Однако если в философии больше используют понятие «человек», обозначающее принадлежность к человеческому роду, в психологии обращают внимание прежде всего на индивидуальные психические качества конкретных людей, то в социологии усилия сосредоточиваются на изучении социальных качеств, которые формируются и проявляются у людей в процессе общежития и взаимодействия с другими людьми. Социологию интересует, прежде всего, человек как элемент социальной системы, как субъект социального действия и взаимодействия с другими людьми, хотя ясно, что в социальных качествах субъекта проявляются и общие родовые, и конкретные индивидуальные качества людей. В социологии личность рассматривается в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи человека с социальными институтами, со всеми социальными структурами, с обществом в целом.

Из многочисленных определений личности воспользуемся определением В.А. Ядова: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания себя как субъекта деятельности и члена социума.

В социологии сложилось большое разнообразие методических подходов к исследованию качеств личности. Бихевиористский (поведенческий) подход исходит из того, что наука должна описывать только непосредственно наблюдаемые проявления качеств человека при его поведении. Личность при этом характеризуется совокупностью реакций (ответов) на некоторые стимулы (вопросы). В ролевой теории личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. В теории зеркального «Я» личность понимается как результат социального взаимодействия, в ходе которого человек смотрит на себя как на объект глазами других людей. В функциональных теориях личность трактуется как субъект действия и характеризуется совокупностью качеств, которые проявляются в действиях людей. Такой методический подход чаще всего используется в теориях социального управления.

Любой руководитель сталкивается с вопросами изучения и оценки качеств личности. В связи с этим важное значение имеет понимание различных подходов психологов и социологов к раскрытию структуры качеств личности. Остановимся на наиболее важных теориях личности.

Одна из первых классических теорий личности была разработанаЗ. Фрейдом.

Зи́гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud - Зигмунд Фройд , полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд ; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор,Чехия) - 23 сентября 1939, Лондон) - австрийский психолог.

До конца девятнадцатого века изучение личности связывалось прежде всего с анализом сознания человека как основной детерминанты его поведения. Фрейд уподобил психику айсбергу, где малая видимая на поверхности часть представляет область сознательного, в то время как гораздо большая невидимая часть является областью бессознательного.

Более сорока лет Фрейд исследовал роль бессознательного в поведении человека и дал свое толкование структуры личности индивида, выделяя в ней три компонента: «Оно» («Ид»), «Я» («Эго»), «Сверх-Я» («Суперэго»).

«Оно» (Ид) - это наиболее архаичная часть личности, которая включает в себя всё генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. «Это темная, недоступная часть нашей личности ; то немногое, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Я. Мы приближаемся к пониманию Оно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия». «Оно» изначально иррационально: для процессов в «Оно» не существует логических законов мышления, «Оно» ничего не знает ни об обществе, ни о морали: «Оно» не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами». Вместе с тем «Оно», которое содержит инстинкты, служит источником энергии для всей личности.

Другой компонент личности - «Я» (Эго) - следует принципу реальности, осознает окружающий мир. Посредством своей деятельности «Я» способно учитывать социокультурные ценности общества, использовать их в своих интересах. Более того, «Я» в процессе развития обретает способность контролировать требования «Оно», определяя возможности реализации потребностей во избежание ущерба для личности в целом. Говоря о взаимодействии «Я» и «Оно», Фрейд метафорически сравнивает их с отношением наездника и лошади: животное дает энергию для движения, и наездник обладает преимуществом в определении цели и направления движения; но часто возникает ситуация, когда складываются далеко не идеальные взаимоотношения и тогда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается.

Третий компонент личности - «Сверх-Я» (Суперэго) - развивается в раннем детстве из системы запретов и приказаний. Основой формирования «Сверх-Я» является идентификация, т.е. уподобление собственного «Я» чужому «Я» (Фрейд полагал, что ребенок прежде всего идентифицирует себя с отцом, тем самым в его совести содержатся наставления и запреты, воплощенные в отцовском «Сверх-Я»). На «Сверх-Я» ребенка влияют также заместители родителей - воспитатели, учителя, идеальные примеры.

На основе такого представления структуры личности Фрейд раскрывает динамику и механизмы развития личности как сложной энергетической системы. При этом основную роль в детерминации поведения играет сексуальная энергия («либидо»).

Ещё одна из наиболее известных теорий личности принадлежит Карлу Юнгу.

Карл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии.

Карл Юнг сначала поддерживал взгляды З. Фрейда и сотрудничал с ним, а с 1914 года произошел разрыв отношений в силу расхождения их теоретических взглядов. Индивидуальная личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Человек в настоящем виде сформирован кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Наиболее важные структурные элементы личности : эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное, архетипы, самость.

Эго – это сознательный ум, который строится из сознательных воспоминаний, мыслей и чувств. Личное бессознательное состоит из слабых и вытесненных из сознания переживаний. Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков, в том числе дочеловеческих и животных предков и определяющих предрасположенности человека. Основным структурным компонентом коллективного бессознательного выступают архетипы. Архетипы – это мыслительные формы, содержащие значительный эмоциональный элемент и являющиеся «осадком» переживаний, повторяющихся на протяжении многих поколений. Самость – это центр личности, вокруг которого группируются и интегрируются все остальные компоненты личности.

Юнг рассматривает личность как частично закрытую энергетическую систему. Решающую роль в динамике личности играет распределение психической энергии. Динамика личности подчиняется двум основным принципам: принципу эквивалентности и принципу энтропии , которые являются психологическими аналогами первого и второго законов термодинамики. Настоящее личности определяется не только прошлым, но и будущим. Явления телепатии, ясновидения и другие паранормальные явления Юнг объяснял синхронией событий, происходящих одновременно, но не выступающих в отношениях причины и следствия.

Важная теория личности с точки зрения понимания механизмов самоуправления разработана Эриком Берном .

Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne , наст. имя: Леонард Бернстайн , 10 мая 1910 - 15 июля 1970) - американский психолог и психиатр.

Человек по Э.Берну – это живая энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он все время пытается прийти в состояние покоя. Вышедшая из равновесия энергия (напряжение) проявляется в человеке физически и психически. Психически напряжение проявляется в чувстве беспокойства и удрученности. Это чувство происходит из потребности каким-нибудь способом восстановить равновесие и снять напряжение.

В каждый момент, если не возникает каких-либо помех, человек склонен вести себя так, чтобы по возможности снять сильнейшее из своих напряжений, удовлетворив самое заветное из своих желаний. Каждое удовлетворенное желание приближает его к цели – к ощущению покоя и безопасности, или к свободе от беспокойства. Беспокойство – это признак напряжения; оно убывает, когда восстанавливается энергетическое равновесие.

Никто никогда не достигает цели вполне, потому что все время возникают новые желания, и слишком много желаний жаждет удовлетворения в одно и то же время, так что удовлетворение какого-нибудь из них зачастую усиливает напряжение других.

Два самых мощных стремления человека – это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, великодушие и щедрость, пылкое произведение потомства и радостное творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, Э.Берн называет либидо . Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев и жуткие наслаждения жестокостью и распадом живой плоти. Напряжение, дающее силу этим чувствам, Э.Берн называет мортидо. Наиболее концентрированно это напряжение выражается в борьбе за существование; при надлежащем применении оно помогает индивиду спастись от внутренних и внешних опасностей. На обычном языке либидо – это энергия воли к жизни, сохраняющей род; мортидо – энергия воли к смерти, сохраняющей индивида, если объектом ее является подлинный враг. Эти два стремления часто вступают в конфликт друг с другом, толкая человека к противоположным поступкам по отношению к людям и окружающей среде.

Природа и другие люди не только препятствуют человеку, мешая ему удовлетворить тут же на месте его желания, но также постоянно угрожают его жизни. Всевозможные энергетические системы вокруг него: бурные моря, ревущие столбы воздуха, именуемые ветром, потрясающие землю вулканы, готовые к прыжку звери и, наконец, другие человеческие существа – все они также ищут пути уменьшить свои напряжения, как только эти напряжения возникают.

Очевидно, чтобы удовлетворить свои желания, не навлекая на себя неприятностей, человек должен научиться управлять тремя группами сил: самим собою, другими людьми и природой. Мы имеем в себе нечто, позволяющее нам справляться с этой трехликой действительностью, которую приходится удерживать в столь чувствительном равновесии. Эта система называется Эго ; она производит правильные наблюдения и составляет правильные суждения о внутренних напряжениях индивида и о напряжениях окружающих его энергетических систем; она руководит индивидом в соответствии с этими данными, наилучшим образом способствуя его благу. С помощью этой системы индивид откладывает, когда это выгодно, удовлетворение своих желаний, пытаясь перестроить окружающий мир таким образом, чтобы эта цель оказалась достижимой впоследствии. По мере того как личность знакомится с действительностью, энергия Эго служит для управления первичной энергией.

Первичная энергия человека обозначается термином Ид . В Ид заключены инстинкты и напряжения «неоконченных дел», никогда не доходившие до сознания или вытолкнутые из сознания, происходящие от либидо и моридо, от любви и ненависти. Как бы ни был искусен человек в обращении с людьми и окружающими предметами, он не найдет покоя, если не научится так же хорошо справляться со своим Ид. В конечном счете наше счастье зависит не от способности очаровывать женщин или добывать деньги, - пишет Берн, - но от способности утвердить мир в собственной психике . Проблема человеческого Эго в этом трудном мире – найти путь наименьшего внутреннего и внешнего сопротивления для безопасного удовлетворения созидательных и уничтожительных стремлений.

Еще одна подсистема, участвующая в управлении и принятии решений, Э. Берном названа Суперэго. Она состоит из норм, идеалов и образов того, чем человек хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества. Здесь же сознательный образ того, что хорошо и что плохо, полученный главным образом от его религиозных наставников, школьных учителей и других авторитетов; эти авторитеты и формируют то, что обычно называется совестью. Нормы Суперэго формируются в процессе жизни и, как отмечает Э.Берн, «начинают с того, что побуждают индивида не пачкать пеленки, и приводят в конечном счете к идеалам Объединенных наций».

В целом механизм самоуправления личности может быть представлен следующей схемой (рис. 1.),

Рис. 1. Механизм самоуправления личности (по Э.Берну)

Наблюдение за пациентами привело Э.Берна к открытию, что в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго . Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент. Три состояния Эго , в которых может находиться любой человек, носят названия Родитель, Взрослый и Ребенок . Независимо от возраста, каждый человек, за исключением младенцев, может существовать в одном из трех состояний Эго.

Родительское состояние Эго по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях – карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.

Взрослое состояние Эго - это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Мы видим Взрослого, когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет. Взрослый – это тот, кто работает. На работе лучше всего находиться во взрослом состоянии Эго. На вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно.

Состояние Эго, именуемое Ребенком , – это часть личности, сохранившаяся от подлинного детства. Дети могут быть капризными или милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми, и каждый человек, независимо от его хронологического возраста, может иметь те же мысли и чувства и вести себя так же, как некогда в детстве. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). Детскому состоянию Эго свойственны спонтанность, интуиция и творчество.

Перечисленные три состояния, по Берну, составляют структуру личности.

Психологические теории структуры личности дополняются исследованиями социальных психологов и социологов – представителей интеракционизма. Примером могут служить исследования Джорджа Герберта Мида.

МИД , ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ (Mead, George Herbert МИД , ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ (Mead, George Herbert ) (1863-1931) - американский философ, социолог и социальный психолог, заложивший основы символического интеракционизма

Мид Джордж Герберт (англ. George Herbert Mead ) (1863-1931) - американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма.

Джордж Герберт Мид утверждает, что формирование структуры личности осуществляется через процесс развития самости - способности людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Самость формируется только на основе социального опыта и поддерживается благодаря социальным контактам, прежде всего языковой коммуникации. Говоря о сути формирования самости, социолог отмечает: «Мы постоянно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем в других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение». По Миду, личность индивида имеет двойственную природу : самость = «I» + «Me». При этом социолог различает два аспекта формирования самости. Первый - «I» - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя, внутренний стержень личности, с позиций которого в конечном счете формируются социальные требования. Второй аспект - «Me» - обобщенные представления других, которые усваиваются индивидом, совокупность установок других, которые, будучи усвоенными, образуют личностные ценностные ориентации. Благодаря внутреннему взаимодействию «I» и «Ме» люди становятся личностями, которые осведомлены, что ожидается от них в конкретных социальных и культурных условиях и действуют соответственно - ставят цели для себя, планируют будущее и просчитывают последствия от возможных альтернативных вариантов своего поведения.

Среди отечественныхпсихологов, занимающихся исследованиями в области психологии управления, сложилось по­нимание социально - психологической структуры личности с выделением в личности четырех блоков. Первый блок включает в себя психические процессы : ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание. Второй блок представлен психическими свойствами : темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера личности (чувства, эмоции, воля). Третий блок - психические состояния (подъем, упадок, депрессия, напряженность, стресс, возбуждение), а четвертый - психические образования (знания, умения, навыки, опыт, мастерство, профессионализм). Некоторые исследователи акцентируют внимание на таких свойствах личности как направленность, характер, темперамент и способности . Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности об­щую систему, характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, инте­ресов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств; способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмо­циональных свойств и, наконец, характер - как синтез отноше­ний и способов поведения.

Социологи при исследовании структуры качеств личности как элемента социальной общности чаще всего используют три понятия: индивид; социальный тип; индивидуальность.


Рис.2 . Структура качеств личности при её взаимодействии с социальной средой

Индивид – отдельно взятый человек как представитель человеческого рода, общества, класса, социальной группы, социальной общности. Социальный тип – обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств людей, входящих в какую-либо социальную общность (социальную среду). Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости личности, то специфическое, что отличает одного человека от другого.

Взаимосвязь между понятиями состоит в том, что каждый индивид несет в себе в определенной мере типичные качества и свойства тех социальных общностей, в которые он входит, и в то же время остается неповторимой личностью, т.е. индивидуальностью. Эту двойственность каждого из нас Э.Дюркгейм выразил так: «В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и отличающие нас, тогда как состояния, охватываемые вторым, - общи для всей группы. Первое представляет и формирует только нашу индивидуальную личность; второе представляет коллективный тип и, следовательно, общество, без которого он не существовал бы. Когда наше поведение определяется каким-то элементом последнего, мы действуем не из нашего личного интереса, а преследуем коллективные цели. Но эти два сознания, хотя и различны, связаны между собой, так как в итоге составляют одно целое; оба они имеют один и тот же органический субстрат».

В отличие от психологов социологи рассматривают личность прежде всего как объект и субъект социальных отношений (см. рис. 3.).

Рис. 3. Личность как объект и субъект социальных отношений

В структуре личности классическая социология заостряет свое внимание преимущественно на устойчивых, типичных качествах личности в различных социальных общностях, выявляя и исследуя различные типы личности. Так, американский социолог Р. Линтон выделил нормативный и модальный типы личности. Нормативный тип личности представляет такую совокупность социальных качеств, которая наилучшим образом отвечает основным ценностям культуры общества. Модальный тип – это статистически доминирующий тип личности. Величина отклонения между двумя этими типами выступает показателем состояния и движения общества.

При исследовании проблем перехода личности из одной культуры в другую Р. Парком был выделен маргинальный человек как тип личности, находящейся на стыке культур. Маргинальность сопряжена с дуальностью и определенной размытостью этнического самосознания и возникает прежде всего при миграционных процессах, при резких переходах общества в ходе модернизации и т.д. В личном плане маргинальность вызывает психическое напряжение и может привести к различным формам девиантного поведения.

На основе типологии личности по признаку конформности Э.Фромм выделил тип авторитарной личности как основу тоталитарных режимов. Этот тип личности характеризуется такими чертами как консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, нетерпимость к представителям других этнических групп, стереотипность мышления, конформизм и т.д.

Одномерный человек – тип личности, характерный для индустриальной цивилизации. По мнению Г.Маркузе , ему присущи некритическое отношение к существующим порядкам, к поведенческим стереотипам, отсутствие индивидуальности. Свое положение он воспринимает как единственно возможное и не пытается его изменить.

Подобных модальных типов личности разработано много: массовый человек; человек толпы; человек организации и т.д. Все они раскрывают механизм стереотипизации человека в определенных условиях и чаще всего несут негативную характеристику общества. Множество нормативных типов личности раскрывают совокупность требований или желательных качеств человека при выполнении ими определенных функций в конкретных социальных организациях (личность предпринимателя, личность руководителя, личность педагога, личность государственного служащего и т.д.). В первые годы после Октябрьской революции в ходу была любопытная аббревиатура – УСКОМЧЕЛ (усовершенствованный коммунистический человек). Это тоже нормативный тип личности, переросший затем в понятия «социалистическая личность», «советский человек».

Перечисленные понятия и характеристики личности используются при исследовании проблем формирования личности и развития её качеств в неразрывной связи с функционированием и развитием той или иной общности (организации), при изучении процессов социализации личности.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, элементов культуры, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования и выполнения социальных ролей индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек приобретает способность к социальной жизни. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие – на отдельных стадиях жизни. По разным основаниям выделяются различные виды социализации – семейная социализация, профессиональная социализация, политическая социализация, социально-бытовая социализация и другие.

Обычно исследователи условно выделяют две последовательные фазы социализации личности: социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация - это приспособление к ролевым функциям, социальным нормам, социально-экономическим условиям, к среде жизнедеятельности. Интериоризация – это фаза включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, в устойчивую структуру личности. Однако реальный процесс социализации носит нелинейный характер, он противоречив, конфликтен и проходит через множество кризисных ситуаций, неустойчивостей.

Начало профессиональной социализации совпадает с периодом жизни человека, который можно назвать переходом в мир взрослых. Это период социализации, который характеризуется внутренним конфликтом телесно-эмоциональной сферы и духовной, сознательной сферы, развитием в сознании подростка критического, рефлексирующего, полного сомнений мышления.

Процесс социальной адаптации есть результат взаимодействия индивида с кардинально изменяющейся социальной средой. Успешность данного процесса в значительной мере определяется добровольностью или вынужденностью адаптации. Добровольная социальная адаптация сопровождается непротиворечивым усвоением новых ценностей и способов поведения, которые воспринимаются индивидом без особого психологического напряжения. Вынужденная социальная адаптация может привести к протестным реакциям, к отклонениям индивидуального поведения от норм и разного рода социальным деформациям.

Таким образом, социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами. Специфика социализации личности в условиях той или иной организации обусловлена особенностями конкретной организации. Особый статус личности, специфика социальной организации, особенности профессиональной деятельности могут порождать различные проблемы социализации, которые решаются средствами социального управления.

2. Механизмы социальной детерминации поведения личности

Детерминация (от лат. determinatio – ограничение, определение) применительно к поведению людей означает ограничение возможных способов действий, обусловливание определенных из них, придание определенности поведению. Одна из проблем социологии личности связана с вопросом – чем обусловлено то или иное поведение человека?

Сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его связей и отношений с окружающей средой определяют многообразие подходов в науке, философии и других формах постижения мира к пониманию детерминации поведения личности. Например, существуют различия между «западным» и «восточным» способами объяснения детерминации поведения: преобладание в одном случае преимущественно рациональных и индивидуальных факторов, а в другом – эмоциональных и коллективных факторов.

При ответе на поставленный вопрос необходимо прежде всего отметить, что нельзя отрывать духовные и природные факторы формирования личности, индивидуальную жизнь человека от объективного мира природы, социальных связей, исторических и культурных условий. Вот как, например, выглядит солнечный протуберанец в период повышенной солнечной активности (см. рис. 4).

Рис. 4. Солнечный протуберанец в сравнении с нашей планетой

Может ли поведение людей оставаться вне влияния подобных мощных природных воздействий? Анализируя влияние солнечной активности на поведение человека, А.Л. Чижевский писал: «Анализируя наши настроения, надо признать, что мы вибрируем в унисон с тем огромным количеством различных колебаний, которые обусловлены непрерывной динамичностью физико-химических процессов внешней среды. В таком свете наш организм представляется нам как своего рода частица-клетка огромного земного организма. И подобно тому как клетка живого организма подчиняется целому организму, так и целый организм – будь то растение, животное или человек – подчинен общей и совокупной жизни земного шара со всеми его ритмами, колебаниями и возмущениями» .

Поведение личности детерминируется и общими социальными условиями бытия людей. В данном случае личность выступает как объект социальных отношений в обществе. Наиболее важные компоненты социальных условий представлены на рис. 5.

Рис. 5. Социальные условия поведения личности

Перечисленные социальные условия микросреды и макросреды активно влияют на поведение личности.

Однако не следует преувеличивать внешней обусловленности поведения личности. Для З. Фрейда , например, ключевым является представление о том, что не только внешние факты правят поведением людей, но и внутренние силы . Эти внутренние силы могут олицетворять собой как сознательное, так и бессознательное. В этом заключено принципиальное новаторство ученого, который упраздняет отождествление душевной жизни человека только с разумом, с сознательным. Отсюда вытекают два основных постулата психоанализа. «Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни». Фрейд первый, кто эмпирически изучил бессознательные влечения и обосновал бессознательную мотивацию поступков. Второй постулат касается того, что страсти и вожделения человека способны к сублимации, т.е. отклонению от своих сексуальных целей и направлению на цели социальные. «Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что...сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать».

Внутренние факторы характеризуют поведение личности как субъекта социальных отношений. Наиболее важные из них представлены на рис. 6.

Рис. 6. Внутренние факторы поведения личности как субъекта социальных отношений

Итак, социальные действия индивидов могут быть детерминированы как внешними, так и внутренними факторами, отношения между которыми весьма динамичны. Какие из них доминируют?

П.А. Сорокин , анализируя детерминацию поведения интегрированных социокультурных систем, включая в них и личность, пришел к следующим выводам:

1) Любая функциональная или логическая система, будучи неким единством, имеет в процессе своего функционирования и изменения определенную степень автономии и внутренней саморегуляции, обладает определенной степенью независимости от внешних условий или иммунитетом к ним. В одних случаях эта свобода может быть большей, в других – меньшей, но в той или иной степени она свойственна любой системе, претендующей на интеграцию.

Понятие «личность» полнее раскрывается через соотношения с понятиями «человек, «индивид», «индивидуальность».

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность живого существа к высшей ступени развития природы – к человеческому роду. В данном понятии утверждается генетическая предопределенность развития человеческих признаков и качеств. Человек выступает как деятель, творец и созидатель. Он – продукт онтогенетического развития и носитель видовых черт. Как своеобразное живое существо он подчиняется основным физиологическим и биологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид – совокупность специфических свойств человека, единичный представитель человеческой общности. Его характеризуют целостность и своеобразие психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающей средой. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивиды отличаются морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз) и психологическими свойствами.

Индивидуальность – это единство неповторимых свойств конкретного человека. Его отличают: тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, и жизненный опыт. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность человека.

«Индивидуальность» определяет доминирующую особенность человека, его непохожесть на окружающих людей, независимость и самостоятельность. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Личность – устойчивая система социально значимых приобретенных качеств. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, социальной группы, занимающийся деятельностью и наделенный индивидуально-психологическими особенностями. В отличие от индивида личность характеризуется самобытностью, активностью и творчеством, степенью осознанности своих отношений к действительности и самосознанием.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" (96, т. 2, с. 71) соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение . Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура . Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного "Я". Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие "Я", осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Социологический аспект западных теорий личности: теория «Зеркального Я», психодинамическая теория личности, индивидуальная теория личности, теория социальных ролей, универсумная концепция личности.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, как человек осознает себя как "Я"? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запу-танного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка в конечном счете ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный "Я"-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оценены и вознаграждаемы, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открытия. Наиболее образно понятие зеркального "Я" можно проиллюстрировать словами Уильяма Теккерея из его произведения "Ярмарка тщеславия. Роман без героя": "Мир -это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном".

Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения. Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, члены этой группы с вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий безусловно положительно скажется на вашем самомнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального "Я". Я знаю, например, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ребенок, первые артистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей.

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Таким образом, зеркальное "Я", формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экспериментов, из которых следует, что существует весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностями выгодных для них мнений окружающих и, во-вторых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают.

Определив возможность формирования личности, "Я"-образа на основании зеркального "Я", Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого". Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру (185, с. 140-141).

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения, можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", индивид формирует свою концепцию "Я". Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности (185, с. 187-192).

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого" (163, с. 75).

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного "Я" и степень социализации личности, - это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы будем пони-мать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах "обобщенного другого". Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.

Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики утверждают, что определенные инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известны, например, случаи травматического значения маленького эпизода, когда у девочки в 5 лет чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Если объектом социально-антропологического познания является личность, понимаемая как общность, то предметом этого познания выступают различные свойства этой общности, а также различные отношения личности, изучаемые как длительно, лонгитюдинально, так и «срезовым», ситуативным образом. В ходе таких исследований личность развивается, приобретая новые свойства и отношения.

Объектами в процессе изучения личности являются также индивидуальные различия людей, объединение которых в целостную структуру представляет важнейшую задачу как в теории, так и в практике социально-психологического познания человека. Говоря о личностных свойствах человека, необходимо каким-либо образом определить границы проявления этих свойств. Очевидно, их верхними границами должны быть основные макрохарактеристики человека как личности. Только в этом случае все личностные свойства могут быть упорядочены в их представлении по четырем основным группам:

  • 1) индивидные свойства;
  • 2) индивидуальные свойства;
  • 3) объектные свойства;
  • 4) субъектные свойства.

Эти группы можно также рассматривать как некоторые виды или классы личностных свойств человека.

Однако в истории психологии более известны подходы другого рода, когда, например, всевозможные характеристики поведения человека систематизируются «не сверху», от каких-либо теоретических представлений, а «снизу», путем эмпирического обобщения этих характеристик. Так, анализ английской лексики, проведенный Г. Оллпортом и X. Одбертом, позволил выделить 4500 определений поведения человека. Эти определения были поняты как некоторый потенциал личности, проанализированный с помощью факторного анализа Р. Кет- теллом. В результате список возможных свойств личности уменьшился до 171 понятия, а затем - до 35 групп или «кластеров свойств». Таким образом, были получены основания для проведения специальных исследований, обработка результатов которых привела к выделению всего 16факторов, необходимых для оценки индивидуальных различий в поведении людей.

Но методы факторного анализа являются лишь инструментом в изучении личностных свойств и не предопределяют того, какой вообще должна быть структура развивающейся личности. Кроме того, социализация человека осуществляется всегда в конкретных социально-исторических ситуациях, которые также могут играть важную роль в решении вопросов о структурообразующих элементах содержания личностного развития. Конечно, структура личности должна быть относительно независима от социальных процессов, что практически воплощается в способности человека выполнять различные социальные роли так, чтобы это не затрагивало сущность его отношений к миру и к самому себе.

При этом в диаде «личность-среда» не должно быть абсолютизировано ни постоянство личности, ни влияние среды. Структура личности должна пониматься как активно-реактивная в ее глубинной основе. По Дж. Келли, этот подход может быть определен как конструктивный альтернативизм. Правда, понимание этого альтернативизма состоит не буквально в бесконечном и мучительном выборе человеком то личностных, то «средовых» вариантов его поведения, а в «избранности» этого поведения. Эта избранность определяется как мера сочетания индивидуально и социально приемлемого способа поведения в конкретных ситуациях. Если эта мера относительно устойчива, то можно перейти к понятию индивидуально-типологической определенности поведения человека, к понятию типа. Типы поведения должны быть основными компонентами структуры личности, а значит, одновременно и макрохарактеристиками развивающейся личности. В этом случае совмещаются понятия «тип» и «макрохарактеристика» и личность может быть рассмотрена как развивающаяся при минимизации количества понятий, используемых для анализа процесса социализации человека.