Латеранская базилика Сан Джованни в Риме: Первый собор Святого Престола.

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

Столица Италии богата всевозможными архитектурными изваяниями, среди которых особое место занимает архитектура религиозных сооружений. Церквей в Риме настолько много, что далеко не каждый урожденный римлянин сможет назвать хотя бы примерное их количество. Одним из самых монументальных и прекрасных соборов города, да и наверное всей Италии, по праву считается латеранская базилика Сан Джованни, ставшая первой из четырех папских базилик и одной из важнейших христианских церквей Европы.

История базилики Сан Джованни ин Латерано

История знаменитого собора уходит далеко вглубь столетий. В конце III века на этом месте располагалось роскошное поместье знатного римского рода Латерано, которое во времена правления Нерона было конфисковано в пользу Римской Империи и перешло в собственность императора. Позже владения были переданы Константину Великому в качестве приданого его второй жены Фаусты, дочери императора Максимиана.

Константин Великий, будучи первым римским императором, принявшим крещение и отличавшимся особым благочестивым отношением к христианству, подарил роскошный Латеранский дворец, находящийся на холме Целий, главе римской Церкви.

Первую базилику, построенную на этом месте, освятил Папа Римский Сильвестр I в начале IV века, и уже с первых лет своего существования она смогла сыграть важную роль в становлении и развитии христианства. Базилика Сан Джованни ин Латерано хранит в себе множество ценнейших реликвий, среди которых Святая лестница, привезенная из Иерусалима, по которой когда-то поднимался Иисус, ведомый на суд, небольшая часть Ризы Пресвятой Богородицы, а также мощи святых Петра и Павла.

На протяжении десяти столетий латеранская базилика оставалась главенствующим собором христианского мира, а роскошный Латеранский дворец - официальной резиденцией Пап Римских. В XIV веке, во времена продолжительного Авиньонского пленения Пап, собор несколько раз был подвержен пожарам и со временем пришел в запустение. С возвратом главы католической Церкви в Рим, по настоянию Папы Сикста V, старую базилику было решено снести, а на ее месте возвести новый собор, значительно превосходящий прежний не только по своим размерам, но и по красоте.

Архитектура и внутреннее убранство латеранской базилики

Здание, которое мы можем увидеть сегодня на Целии, представляет собой смешение архитектурных стилей разных периодов. Латеранская базилика многократно перестраивалась, меняя свой внешний вид. Серьезное влияние на формирование облика одного из самых знаменитых соборов Европы оказали такие мастера как Доменико Фонтана, принимавший непосредственное участие в крупнейшей реконструкции собора во второй половине XVI века, Франческо Барромини, добавивший в архитектуру здания элементы стиля барокко, а также Алессандро Галилеи, благодаря которому появился роскошный фасад и, венчающие его, грандиозные скульптуры религиозной тематики.

Внутреннее убранство базилики поражает своим великолепием и роскошью. В центральном нефе по обе стороны можно увидеть грандиозные по своим размерам и исполнению монументальные статуи апостолов, над которыми работали знаменитые итальянские скульпторы конца XVII века.

Над главным алтарем возвышается киворий, датированный XIV веком, хранящий одну из важнейших святынь базилики Сан Джованни ин Латерано - реликварий, где помещены мощи Святых апостолов Петра и Павла.

Кроме этого, особую ценность представляет собой апсида центрального нефа, расположенная непосредственно за главным алтарем. Свод украшен потрясающей мозаикой, выполненной во второй трети XIII века в византийском стиле. В верхней части на голубом фоне можно увидеть изображение Иисуса Христа в окружении ангелов, а ниже - фигуры апостолов Петра и Павла, Франциска Ассизского, Пресвятой Богородицы, а также других библейских персонажей. Здесь же находится кафедра Папы Римского.

Кафедральный храм Святого Иоанна Крестителя или, как его называют, Базилика Сан-Джованни на Латеранском холме (оригинальное название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) находится в Риме, где расположилась кафедра римского епископа и трон римского папы.

Этот собор носит самый высокий титул - «Великая базилика». Она же превосходит все остальные церкви, включая даже крупнейшую историческую христианскую церковь в мире - собор святого Петра, о чем гласит надпись над входом «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Ранее на месте собора располагалось знаменитое поместье семьи Латеранов. Правитель Константин I после посвящения в христианство преподнес в дар Латеранское поместье епископу Рима Сильвесру I, который в 324 году освятил заново возведенную церковь во имя Христа Спасителя, а ее ангелом хранителем стал проповедник Иоанн Предтеча. Через 2 века ангелом хранителем был объявлен апостол Иоанн Богослов.

За время существования храма в первую тысячу лет Латеранский дворец был домом для всех римских пап, где осуществлялось собрание епископата христианской Церкви в ее вселенской полноте. Императоры одаривали храм драгоценностями и дорогими подаркам, за что церковь получила прозвание «золотая базилика». К сожалению, в V веке Рим был захвачен вандалами, и все ценности в храме были разграблены.

Главной особенностью собора во все века считалась «Святая лестница», которая по легенде была доставлена святой Еленой из дворца римского префекта Понтия Пилата в Иерусалиме. По ней Иисус Христос поднимался на суд. В особом сооружении, табернакле XVI века, в сакральных вместилищах из серебра хранятся бюсты апостолов, имена которых знает каждый из нас - Петр и Павел. Здесь же можно видеть сохранившуюся часть одежды, по преданию принадлежавшую Деве Марии, и кусочек пропитанной уксусом губки, которым напоили Христа при распятии. Пока в беспокойном Риме между аристократами проходили конфликты, папы находились в Авиньоне, а базилика подвергалась пожарам, после чего она пришла в негодность. После возвращения пап в Рим, церковь снесли, и епископы переместились в Ватикан. По велению папы Сикста V снесли и старую базилику, а взамен построили храм еще больший. Был он богато украшен. Такие архитекторы, как Доменико Фонтане, а также известный всему миру Франческо Борромини стали основными создателями строения, которым довелось оставить огромный след в постройке храма. В 1735 году Алессандро Галилеи осуществил строительство пристройки в виде огромного фасада, вид которого больше подошел бы дворцу, нежели храму. Само же строительство на этом закончилось.

В собор можно попасть через 5 дверей, одна из которых юбилейная. Её открывают в Святой год, в течение которого отпускались все грехи. Итальянский художник и иконописец Джотто написал фреску для собора, на которой изображен папа Бонифаций VIII, провозглашающий юбилейный 1300 год. Неподалеку от собора расположились несколько исторических объектов. Среди которых раннехристианская крестильня 440 года, долгое время остававшаяся единственной в Риме, а также несколько построек в готическом стиле XII века. Перед храмом установлен гранитный обелиск, привезенный из египетской деревни Карнак. Гигантские статуи апостолов охраняют стены базилики. Здесь же захоронены папы - Мартин V, Лев XIII, Александр III, Климент XII, Сергий IV и Иннокентий III.

Часы работы: 7:00-18:30.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Basilica di San Giovanni in Laterano
  • Адрес : Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, Roma, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 41.885877 , 12.505652
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/sights/1882_4.jpg

Оценить!

Сан-Джованни ин Латерано (итал. San Giovanni in Laterano) - кафедральный собор, место нахождения римской епископской кафедры и папского трона. В католической иерархии Сан-Джованни ин Латерано носит титул «Великая базилика» и стоит выше всех остальных храмов мира, в том числе и Собора святого Петра, о чём свидетельствует надпись на фасаде: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». Полное название достопримечательности звучит «Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме».

содержание:
Практическая информация:

Древнеримский храм

Предшественником собора Сан-Джованни ин Латерано был древнеримский христианский храм, воздвигнутый в начале IV века рядом с Латеранским дворцом, который в это же время становится официальной резиденцией римских епископов (в последствии сан римского епископа перерос в титул Папы Римского). В 324 году храм была освящён в честь Христа Спасителя. Благодаря важному соседству с резиденцией римских епископов (а позднее - Римских Пап) вскоре он получает статус главного христианского сооружения в Риме. Покровителями храма в разное время были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, однако официально он назван в честь Иоанна Крестителя («Иоанн» на итальянском - Джованни).

В стенах храма и дворца состоялось пять вселенских соборов. На протяжении многих веков у алтаря Сан-Джованни ин Латерано принимали посвящения все понтифики Рима. Такое исключительное положение храм и дворец занимали до 1309 года, когда папская резиденция была перенесена в Авиньон. Это был период упадка папской власти, потери былого влияния на политическую жизнь Европы. Во время вынужденного пребывания понтификов в Авиньоне, храм постепенно приходил в упадок и даже несколько раз подвергался пожарам. Поэтому, когда в 1377 году папский престол вернулся в Рим, новой резиденцией был выбран Ватикан.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Постройка собора Сан-Джованни ин Латерано

Только в 1650 году началось полномасштабное восстановление храма и его перестройка в величественный кафедральный собор. Руководить строительными работами было поручено архитектору Франческо Борромини, а после его смерти в 1667 году к затянувшемуся проекту обновления некогда великой христианской достопримечательности привлекли целый ряд величайших мастеров своего времени. Общими усилиями постройку собора завершили в 1735 году, когда закончили возведение нового монументального фасада.

Архитектура Сан-Джованни ин Латерано

Прекрасный и колоссальный по размерам фасад, который в архитектурном стиле больше напоминает дворцовый, нежели церковный, является работой флорентийского архитектора Алессандро Галилеи. Парадным входом служат пять порталов, над которыми устроены лоджии. Крайний портал справа известен как «святые врата» и открывается только в «юбилейные» годы.

Фасад собора выступает вперёд на несколько метров, однако украшенный балюстрадой, он является единым целым со всем сооружением. Колонны, расположенные на уровне первого и второго этажа, венчаются карнизом с треугольным портиком. Надпись на фронтоне гласит: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». На карнизе установлены 11 статуй, изображающие Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и других апостолов.

Фасаду северного трансепта, обрамлённого двумя средневековыми башнями эпохи Пия IV, предшествует большая терраса с лоджией, разработанная Доменико Фонтана. На потолке лоджии по воле Сикста V выполнены фрески изображающие ангелов и святых. В нижней правой части под окнами, находятся ниши закрытые воротами, где расположена бронзовая статуя Генриха IV из Франции.

Внутреннее пространство

В главный неф пятинефного собора можно попасть через нартекс, где установлена статуя императора Константина I, перенесённая из его терм на Квиринале. Для двери центрального прохода было использовано античное бронзовое полотно дверей Курии Юлия, реконструированное Борромини. Пол в соборе является одной из ярчайших работ мозаистов семьи Космати. Авторство великолепно оформленного потолка принадлежит Флавинио Буланже и Вико ди Рафаэлю.

Главный алтарь расположен в центре собора и является папским, поскольку служить за ним может только действующий понтифик. Над алтарём находится прекрасный табернакль, украшенный резными узорчатыми решётками. Здесь в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В северном трансепте собора установлен орган, изготовленный в XVI веке. Напротив, в южной трансепте, находится алтарь с киворием в стиле барокко, украшенный драгоценными камнями. Над киворием расположен реликварий, где хранится часть столешницы от стола, на котором Иисус Христос принял последний ужин на Тайной Вечере. Другими важнейшими христианскими реликвиями, хранящимися в соборе, являются часть Ризы Богоматери (святое одеяние принадлежавшее Деве Марии) и фрагмент губки, которая использовалась, чтобы смочить губы распятому Иисусу Христу.

Обновлённая в XIX веке апсида собора украшена лепниной, фресками и великолепной мозаикой работы Якопо Торрити и Якопо да Камерино. В центре мозаики изображён Крест Христов и голубь Святого Духа. Вокруг расположены фигуры апостолов и Дева Мария. В нижней части апсиды находятся папские часы работы XIX века, которые оформлены мраморными барельефами.







Латеранские апостолы

Одной из главных достопримечательностей Сан-Джованни ин Латерано являются скульптуры 12 апостолов, установленные в нишах центрального нефа. Ниши были спроектированы ещё в середине XVII века Франческо Борромини, однако вплотную реализацией его творческих планов занялись уже в начале XVIII века Папа Климент XI и кардинал Бенедетто Памфили. Для этого они привлекли 10 состоятельных меценатов из числа богатейших граждан Рима, настойчиво попросив каждого из них профинансировать создание одной из скульптур. Сам же Папа оплатил статую апостола Петра, а кардинал Памфили - апостола Иоанна Богослова.

Эскизы будущих скульптур выполнил Карло Маратта, любимый художник Климента XI. Воплощать эскизы папского мастера было поручено 7 скульпторам, однако один из них - Пьер Ле Гро Младший - отказался работать по заранее подготовленному эскизу. Статуи Фомы и Варфоломея он выполнил полностью самостоятельно.


Кафедральный собор Сан-Джованни-ин-Латерано – место нахождения трона папы и римской епископской кафедры. Этот древнейший сохранившийся к нашему времени христианский храм занимает самое важное место в католической епархии мира. О его высоком положении свидетельствует фраза на фасаде: «Святейшая Латеранская церковь всех церквей города и мира мать и глава».

История Латеранской базилики

Полное название базилики - «Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме». Ее предшественником был древнеримский храм, воздвигнутый по императорскому указу Константина в IV веке. Соседом храма был Латеранский дворец, служивший резиденцией римских епископов. Благодаря их влиянию базилика быстро получила статус самого главного христианского сооружения Рима.


С момента основания Латеранский собор не раз попадал в руки вандалов, пережил страшные землетрясения, пожары, войны. Однако каждый раз он восстанавливался руками неравнодушных людей, становился величественней и лучше. В его истории выделяют такие моменты:

До разграбления в V веке здесь прошли пять знаменитых вселенских соборов, именуемых Латеранскими. В это время он был убран дорогими подарками императоров и имел славу «золотой базилики».
1215-1231 год – появление монастырского двора .
До 1309 года храм – место постоянного пребывания папы. Во время потери влияния понтификов на жизнь Европы и их пребывания в Авиньоне он пришел в упадок.
При правлении Сикста V (1521-1590) храм был снесен с целью возведения нового, богато украшенного здания.
В XVI веке вклад в строительство базилики внес Доменико Фонтане. Он установил в неглубоких нишах большие статуи апостолов .

Иаков Заведеев

Петр

Симон Кананит

Фома



Андрей

Фаддей


Матфей

1650 год – полномасштабное восстановление базилики под руководством архитектора Франческо Борромини.
1735 год – окончание возведения монументального фасада , над которым работал Алессандро Галилеи.

Изначально собор строился в честь Христа Спасителя. В 909 году папа Сергий III принял решение посвятить его Иоанну Крестителю, но в 1144 году папа Луций II перекрестил храм в честь апостола Иоанна Богослова. История здания тесно переплетена с судьбой религиозной Италии. В 774 году здесь крестили Карла Великого, в 1929 году подписали Латеранское соглашение, по которому был определен статус Ватикана и обозначены привилегии Католической церкви в Итальянском королевстве.

Латеранская базилика – гармоничное смешение архитектурных стилей

Латеранская базилика Франческо Борромини и Алессандро Галилеи – величественное сооружение, которое относят к монументальному коринфскому ордеру. С ней соседствует монастырь XIII века


и баптистерий San Giovanni , где проходит обряд крещения младенцев, и где согласно легенде был крещен император Константин.


Здание базилики выполнено в стиле барокко. Слегка выдающийся вперед портик восточного фасада имеет два этажа, датируется XVIII веком. В притворе слева расположена статуя Константина Великого , найденная в руинах терм Диоклетиана.


На северном фасаде базилики, выполненном Доменико Фонтана, расположена двойная лоджия с расписным потолком, изображающим ангелов и почитаемых святых.


Ее восточный фасад с колоннами имеет строгие классические формы. Он увенчан пятнадцатью статуями из травертина, каждая из которых достигает высоты 7 метров. Центральная фигура композиции - Иисус в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. По бокам расположились Учители Церкви.


Внутреннее убранство базилики

В собор святого Иоанна Латеранского ведут 5 врат с лоджиями над ними. Вход справа (Порта Санта) открывается по большим праздникам в Святой год. Бронзовые центральные врата из курии Юлия сохранились от первой базилики 324 года, в свое время были реконструированы Борромини.


Они ведут в главный неф, который ослепляет белизной стен, стройных колонн и мраморных статуй. Контраст им составляют массивные золотые своды работы Джакомо Делла Порта и мозаичные полы школы мастеров Космати .


Убранство базилики поражает величием. В плане она представляет христианский крест с 5-ю нефами. Разницу между ее размерами и человеком оттеняют гигантские статуи апостолов и пророков в масштабе центрального нефа. В его глубине находится хранилище реликвий, украшенное изящными фресками. Под скинией расположена Конфессия (место для исповеданий), а сверху – алтарь, на котором имеет право вести богослужения только папа.


Во время реконструкции архитекторы сумели сохранить античную структуру базилики, и многие ее элементы относят к ранним историческим периодам. В храме можно увидеть гранитные колонны (IV век) у алтаря Святого Причастия, 24 колонны в нефе – фланговые статуи фигур апостолов. В северном трансепте расположен величественный орган XVI века. Колокольни храма датируются XII веком.


Интересные факты

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано хранит удивительные артефакты. Среди них:

Мощи святых Петра и Павла в реликвариях.
Часть ризы Пресвятой Богородицы. Фреска Джиотто с изображением папы Бонифация VIII, который объявляет Юбилейным 1300 год.
4 колонны из храма Соломона, расположенного в Иерусалиме.
Мозаика IV века, изображающая Искупителя.
Частицу кедрового стола, за которым проходила новозаветная Тайная Вечеря (находится в районе Алтаря Святого причастия).
Часть губки, с которой по преданию пил Христос перед распятием.
Усыпальницы 6 пап: Сергия IV, Александра III, Климента XII, Иннокентия III, Мартина V, и Льва XIII.
Особо почитаемая святыня (лестница со следами крови Иисуса, по которой он восходил на суд к Пилату) находится в древней капелле Святая Святых. Она напротив собора.


Как проехать к собору?

Латеранская базилика расположена в юго-восточной части Рима. Расписание работы и месс можно посмотреть на ее официальном сайте . Добраться до храма можно двумя путями:

Пешим шагом от Колизея по улице Via di San Giovanni in Laterano. Маршрут занимает 15 минут.
На метро ехать по линии А до станции San Giovanni. После выхода на поверхность видна древняя окружная стена. За ней находится базилика.

Латеранский собор безупречно красив. Его посещение – важная часть экскурса Риму. Трепетная встреча с прошлым продемонстрирует возможности итальянских мастеров, позволит ощутить силу и энергетику одного из самых почитаемых мест мира.

Латеранский собор онлайн .

Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только...на любой бюджет!

Спросите первого встречного: как называется кафедральный собор Рима. Большинство, думаю, не задумываясь, назовет собор святого Петра - уж давно папский Рим ассоциируется с Ватиканом и собором, построенным над гробницей святого Петра. И это будет как раз тот случай, когда большинство будет неправо: издавна кафедральным собором Рима была Латеранская базилика. Со средних веков и вплоть до объединения Италии папы короновались тиарой именно в Латеране. Да и поныне каждого входящего в Латеран поражает спокойная и величественная надпись:

"Священная Латеранская церковь - мать и глава церквей каждого города и (всего) мира".

Пересказать историю храма с полуторатысячелетней историей - задача невозможная в рамках ЖЖ, мы же тут не монографии пишем и читаем. А потому буду краток по возможности. Собор стоит на месте садов, некогда принадлежавших семейству Латеранов. Нерон конфисковал сады, Марк Аврелий построил здесь дворец, Септимий Север - казарму, потом земли вновь отошли Латеранам, затем вновь оказались во владении императора Максимиана. В 307 году Константин женился на Фаусте, дочери Максимимана и сестре еще одного императора Максенция (о печальном конце всех троих я некогда ), и получил за ней землю в приданое. После внезапного уверования Константин подарил Латеран Римской церкви (папой тогда был Мильтиад), а к 324 году здесь уже была устроена кафедральная базилика, которую папа Сильвестр посвятил Спасителю.

От первой базилики сохранилось очень мало археологических свидетельств, но зато много письменных. Известно, что это была пятинефная базилика с перголой (что-то вроде кивория) над алтарем, конфессией (паломнической часовней под алтарем - очень частая вещь в Риме), небольшим трансептом и семью пристроенным ораториями. Liber Pontificalis (летопись римских пап) подробно рассказывает, кто из пап что пристраивал или перестраивал в соборе. Именно в Латеране в 897 году произошел знаменитый Трупный синод - суд над облаченным в папские ризы трупом Формоза; покойного папу обвинили в незаконном занятии кафедры, низложили, сорвали одежды, отрубили пальцы и бросили тело в Тибр. В том же году Латеранская базилика была разрушена землетрясением, что хронисты однозначно связывают с произошедшим здесь жутким судилищем.

Вторая базилика была освящена Сергием III - очень неоднозначным, мягко говоря, папой времен порнократии. Он же освятил собор в честь Спасителя и святого Иоанна Крестителя. Двумя столетиями позже папа Луций II добавил к названию собора посвящение еще и апостолу Иоанну Богослову. Именно эту, вторую, Латеранскую базилику поддерживал в папском сне святой Франциск Ассизский (мы видели эту сцену неоднократно); правда, по доминиканской версии храму не дал упасть св. Доминик .

В 1292 году при папе Николае IV апсиду собора украсила частично сохранившаяся мозаика работы фра Джакомо да Туррита и Джакомо да Камерино. В конце XIII века стены собора были расписаны Джотто (от его работ осталась одна-единственная фреска). В 1300 году Латеран стал центром первого в истории Юбилейного года, провозглашенного Бонифацием VIII (те, кто внимательно читал предыдущий пост, без труда вспомнят, куда Данте поместил этого славного понтифика. Через два года после смерти Бонифация VIII папство уехало в Авиньон, и оставшийся без присмотра комплекс собора и Патриархии (папской резиденции) сгорел 6 мая 1308 года.

Третью Латеранскую базилику папы строили издалека, находясь в Авиньоне. К былому пяфтинефному собору был пристроен квадропортик (сейчас такой можно перед базиликой святого Павла "за стенами"), расписанный великолепными фресками. Правда, в 1349 году храм был поврежден землетрясением, в 1360 - пожаром, так что от квадропортика остались лишь письменные воспоминания. Зато на средства французского короля Карла V Мудрого, все еще державшего пап в Авиньоне, был сооружен грандиозный (и сохранившийся до наших дней) киворий над папским алтарем. Вернувшиеся в 1377 году Рим папы предпочли жить в укрепленном и находившемся на отшибе Ватикане, так что конец Авиньонского пленения не поспособствовал возрождению былого величия Латерана. Во время Великой западной схизмы базилика была серьезно повреждена, так что первому после схизмы папе Мартину V пришлось вновь восстанавливать одряхлевший кафедральный собор. В частности, фрески в Латеране были написаны Джентиле да Фабриано. Наконец при папе Сиксте V был устроен второй (южный) фасад с лоджией благословений.

Нынешняя Латеранская базилика - четвертая по счету . Ее начал строить при папе Иннокентии X прославленный Борромини. Собственно именем архитектора можно и ограничиться: Борромини построил совершенно новый барочный собор "по мотивам" старого, так что любителям барокко нынешний Латеран очень нравится, ну а все остальные скрежещут зубами, обвиняя Борромини в "порче" исторического наследия. Как бы то ни было, иного Латерана у меня для вас нет, и мы будем смотреть именно эту барочную постройку, пытаясь вычленить в ней следы прежних веков. Строительство Латеранского собора растянулось до 1735 года, когда при Клименте XII был завершен главный западный фасад. Боюсь, что имена понтификов мало что говорят неискушенному читателю, а потому намекну лишь, что при Иннокентии X приобрела нынешний вид пьяцца Навона, а при Клименте XII был сооружен фонтан Треви. Так что степень "барочности" Латерана можно уже представить.

Я же обещал краткий рассказ? По-моему, рассказать еще короче было бы невозможно)))
Ну а теперь начнем.
Известный всем южный боковой фасад с лоджией благословения:


В дореформенном римском обряде количество публичных папских благословений было четко регламентировано. В частности в Великий четверг папа служил мессу in coena Domini в Латеранском соборе, после чего благословлял народ. Вот для этого благословения Доменико Фонтана при Сиксте V и соорудил этот фасад с лоджией. Сикст V за свои пять лет вообще много чего изменил в Риме, в частности именно при нем главные базилики Рима были соединены прямыми широкими улицами. Вот нынешняя виа Мерулана, стартующая от фасада Санта-Мария-Маджоре и "утыкающаяся" в наш южный фасад Латерана, и есть одна из тех широких улиц Сикста V. На площади есть еще египетский обелиск , но у меня все как-то не получается его нормально сфотографировать, вечно солнце в объектив попадает.

Главный западный фасад базилики построен только в 1735 году архитектором Алессандро Галилеи при Клименте XII. Фамилия этого архитектора сейчас не на слуху, а меж тем он выиграл конкурс у таких гигантов, как Ванвителли, Фуга и Сальви (автор фонтана Треви).


Сейчас это слабо ощущается, но собор стоит на холме (на это намекает лестница), плюс перед ним находится просторная площадь, так что латеранский фасад виден издалека, и его по незнанию часто путают с фасадом св. Петра. Но собор св. Петра находится на отшибе, так что его как раз далеко не отовсюду видеть можно)))

Фасад, хоть и выполнен в XVIII веке, но прекрасно гармонирует с базиликой. В частности, фасад показывает, что базилика - пятинефная! Изнутри, находясь в соборе, пять нефов трудно почувствовать, так как при перестройке XVII века Борромини "закатал" колонны, отделяющие главный неф от боковых, в пилоны. На фоне этих мощных пилонов колонны, отделяющие боковые нефы друг от друга, "теряются". Я очень долго полагал, что Латеранская базилика трехнефная, и самые боковые нефы давно уже порублены на капеллы (сравните с базиликой св. Павла за стенами, где все нефы отделены колоннами, в результате ощущаешь себя в лесу колонн).

Но, впрочем, я поторопился. Главный неф со статуями апостолов мы поглядим в следующий раз, а пока прольем слезу над надгробиями известных пап. Вообще-то в Латеранском соборе их похоронено было много, но большинство надгробий не сохранились из-за неоднократных перестроек. Итак переходим в ближний правый неф и за одним из пилонов обнаружим монумент в честь папы Сильвестра II (999-1003):

Этот монумент, как следует из надписи, установлен венграми в память о том, именно Сильвестр даровал корону святому Стефану (Иштвану) - основателю Венгерского королевства. Вообще-то отправка короны предводителю варваров была случайным эпизодом в жизни Сильвестра. Герберт д"Орийак (имя папы в миру) был образованнейшим человеком, но учился он у проклятых чурок испанских сарацин, что вызывало у современников подозрения в чернокнижии и колдовстве. К тому же его правление выпало на 1000 год, в который ожидался конец света.

Посмертная репутация Сильвестра II была еще хуже. Утверждали, что его кости начинали шевелиться в гробу, а надгробие покрывалось росой при приближении смерти каждого последующего понтифика. Шутки шутками, но при последней реконструкции собора в XVII веке гробницу Сильвестра II вскрыли и обнаружили там нетленное тело в полном облачении, и тело это на глазах пораженных зрителей рассыпалось в прах.

Ну Иннокентия III -то (1198-1216) знают все? Величайший папа средневековья, котором принесли оммаж короли Англии, Португалии и Арагона, опекун малолетнего Фридриха II, организатор Четвертого крестового похода (тогда крестоносцы вместо Иерусалима взяли Константинополь) и Четвертого Латеранского собора (в котором вместе с папой участвовали четыре латинских восточных патриарха, из которых три на самом деле занимали свои кафедры, - величайший политический успех).


Иннокентий III умер в Перудже и был изначально погребен в тамошнем соборе. Его останки были перенесены в Латеран при Льве XIII.

Александра III (1159-1182), к сожалению, помнят не все, а это был еще один мощный папа. Уже при его избрании против него имперской партией был выдвинут антипапа. В дальнейшем Фридрих Барбаросса выставлял против Александра трех антипап подряд. В ответ папа сколотил против императора Ломбардскую лигу из итальянских городов. Противостояние империи и папы, Фридриха Барбароссы и Александра III закончилось в 1176 году при Леньяно, где итальянцы разбили императора. В следующем 1177 году Фридрих униженно просил прощения у папы на встрече в Венеции. По легенде Фридрих был согласен склонить только одно колено - перед святым Петром, но Александр был непреклонен: оба колена - перед Петром и папой. Александр III несколько раз бежал из Рима и возвращался сюда, умер он вне города, а его гроб римляне встречали плевками и камнями. Тем не менее, Александр III почивает в Латеране, а нынешнее надгробие воздвигнуто вдохновителем последней реконструкции собора Александром VII - он уважал своего великого тезку и предшественника.

Почитайте в русской Вики - это я ее писал)))

Еще один славный папа, похороненный в Латеране, - Лев XIII (1878-1903). Хоть весь понтификат Лев XIII и не покидал телом Ватиканского дворца, своим разумом он сделал очень много для выхода Церкви из гетто, в которое она себя сама упорно загоняла, начиная с эпохи Просвещения. Самая известная его энциклика - Rerum novarum, заложившая начало христианской демократии. Ну и так, по мелочи: примирение Церкви с Третьей республикой и Германской империей (уж про Культуркампф-то все слыхали?). Из, как мне кажется, неприятных казусов стоит упомянуть его буллу Apostolicae Curae, в которой папа начисто отказался признавать апостольское преемство англиканского духовенства (есть удобночитаемый английский текст). Очень интересный и многосторонний папа)))

Не все обращают внимание на памятник еще одному папе, этот монумент находится в одной из капелл справа от пресвитерия. А меж тем Бонифаций IX (1389-1404) был весьма интересным правителем

Я как-то не смог найти информации, где Бонифаций IX похоронен. Итальянская Вики называет собор св. Петра, в других источниках нет вообще никакой информации. Так что осторожности ради я и называю эту готическую статую лишь памятником, а не надгробием понтифика.
Бонифаций IX был папой времен Великой западной схизмы, из римской линии, разумеется. Он вошел в историю тем, что умудрился за свой недлинный понтификат провести аж два юбилейных года (1390 и 1400). Я, будучи вольным католиком, весьма скептически отношусь к Юбилейным годам как к средству изъятия денег у простодушных верующих путем наглого и циничного обмана. И в этом смысле Бонифаций превзошел в наглости и цинизме: два юбилея с разницей в десять лет (пацан пришел к успеху) !

Коль уж речь зашла о Юбилейных годах, напомню, что первый такой год (1300) был провозглашен Бонифацием VIII именно в Латеране. Каким-то чудом из всех фресок Джотто, некогда украшавших собор, сохранилась именно та, на которой Ильич объявляет советскую власть папа провозглашает начало Юбилейного года:

С Джотто в Латеране получилось нехорошо, а потому последнюю фреску холят и лелеют - она защищена стеклом.
В этом раз получилось очень пространное повествование с малым количествои иллюстраций. В продолжениях соотношение текста и картинок будет обратным. А продолжение неминуемо следует...