Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Герб и флаг Карелии. Презентация по окружающему миру на тему "республика карелия"

16 февраля учащиеся 2-го класса Ломоносовской гимназии встретились с Ксенией Михайловой, автором серии книг «Ребятам о Карелии». Встречу организовала Городская детская библиотека имени В. М. Данилова (ул. Лизы Чайкиной,9).

Ксения Михайлова рассказала ребятам о книгах, которые она написала в соавторстве со своей бабушкой Лидией Ивановной Шитиковой. Эти книги призваны помочь в изучении Карелии самым маленьким школьникам. Главными героями книг стали Лосенок Хирви и сова Мудра. С большим интересом ребята слушали выступление автора, которое она назвала «Тайны и загадки Карельской природы».

О том, что в шотландском озере водится Лох-несское чудовище, слышали многие, но никто не знает, кого можно встретить в глубинах Ладожского озера. Огромного размера щука, тоже в темноте может показаться чудовищем. Или кто же все-таки водится в карельских лесах: снежный человек или леший? А может быть это бурый медведь? Ведь его тоже называют хозяином леса. А еще Ксения Александровна рассказала о белых китах, которые водятся в белом море и называются белухами. Необычен и микромир карельской природы. Удивительным образом муравьи, которые никогда не спят, обеспечивают себе пропитание. Они создают свои пастбища, на которых пасутся тоже насекомые - тля. Ну и конечно если уж и говорить о загадках Карелии, то, как же не вспомнить неопознанные летающие объекты (НЛО), которые многократно видели жители посёлка Ведлозеро. И необычные камни горы Воттоваары - самой загадочной горы Карелии.



Коррекционно – образовательные цели:

  • Закрепить и систематизировать полученные знания о родном крае, Карелии.
  • Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы используя разные типы предложений.
  • Активация и актуализация словаря по теме «Карелия»
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствовать умение составлять рассказ по предложенной схеме.

Коррекционно - развивающие цели:

  • Развитие связной речи, общих речевых навыков.
  • Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания
  • Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные цели

  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание чувства любви, уважения к родной республике, к её природе и народным традициям.

Оборудование: Магнитная доска; картинки, фотографии с видами Карелии; опорные картинки (рисунки) для составления описательного рассказа,

Предварительная работа:

Рассматривание карты Карелии, журналов, книг, иллюстраций, фотографий с изображением городов и достопримечательностей Карелии, карельской природы, карельских народных костюмов. Рассматривание гербариев, коллекции камней. Просмотр видеороликов о природе и достопримечательностях Карелии. Рисование «Любимые уголки Карелии». Лепка «Птицы и животные Карелии». Чтение карельских сказок, стихов о Карелии, отгадывание загадок. Экскурсия в карельскую горницу в детском саду. Беседы: о городах, о природе, её богатстве и разнообразии, «Почему я люблю Карелию».

Ход занятия:

  1. 1. Организационный момент. Воспитатель приглашает детей в круг, организует приветствие: Дети подают друг – другу руки

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю-

Всех я вас приветствую!

2 .Звучит песня в исполнении Ирины Аникиной – «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, КАРЕЛИЯ!»

(Появляется карельская кукла Айно)

- Айно хочет узнать, что вы знаете о своей Родине.

- Скажите, что такое Родина. (Это место где мы родились и живём).

- Ребята, как называется наш край. (Карелия).

- Да красив и богат наш край!

- Айно предлагает рассказать. Почему вы любите свой край – Карелию. Составьте предложения со словами – потому что. Помните о правильном произношении звуков, старайтесь говорить красиво.

1-й ребёнок. Я люблю Карелию, потому что я здесь родился.

2-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас красивая природа

3-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много озёр и рек, есть водопады

4-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что в лесу много ягод и грибов

5-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много скал и камней

6-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много красивых городов…..

Очень хорошо!

А. давайте вспомним стихи о Карелии, и расскажем их Айно.

1-й ребёнок. Люблю тебя Карелия

Твои озёра ясные

И водопады грозные

И тихие луга

Люблю тебя Карелия!

Твои леса прекрасные

И вечера морозные

И белые снега! (А. Иванов)

2-й ребёнок. Меж сосен высоких камни лежат

А меж тех камней водопады шумят

Встречает Карелия свежим дождём

Болотным дыханьем бескрайних лесов.

3 -й ребёнок. Нет лесам карельским края.

Сосны – чуть пониже туч!

По стволам смола стекает,

И с утра на них играет

Золотой зайчонок – луч.

4 -й ребёнок. Словно в синем море волны,

Лес шумит, прохлады полный.

В зелень яркую одетый,

Он хорош в разгаре лета,

Но прекрасен и зимой под пушистой бахромой

(Ю. Никонова «Карельский лес»)

Замечательно хорошие стихи про Карелию знаете! Молодцы, много знаете о Карелии.

3. Айно предлагает вам отправится на лесную полянку.

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ноги выше поднимаем,

Ноги выше поднимаем так!

Если камень – перепрыгнем!

Вот болото впереди

Ты по кочкам поскачи!

По тропинке шли, шли

И к озеру пришли!

А потом назад вернулись,

И друг другу улыбнулись,

Вместе все покружились, на полянке очутились! вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Приставляем руку ко лбу. Смотрим.

Скачем с продвижением вперёд на 2 ногах.

Шагаем на месте, разводим руки в стороны

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

Руки ввёрх!

Вот и пришли мы на полянку, давайте сядем на брёвнышки (скамейки).

Айно предлагает составить рассказ о Карелии, а схемы – картинки помогут вам в этом. (Составление описательного рассказа по картинкам – схемам)

Давайте посмотрим на первую картинку, о чём она говорит? (Мы живём в Карелии. Наша республика находится на севере нашей страны)

- О чём говорит вторая картинка? (Красив и богат наш край. У нас голубые озёра, быстрые реки, хвойные леса, огромные болота, серые скалы)

Третья картинка на рассказывает о…(А сколько ягод дарит нам родной край! На болотах растёт сладкая жёлтая морошка, красная кислая клюква. В лесах полно черники, голубики, брусники, малины).

Четвёртая картинка подскажет … (В глухих лесах прячется дичь: глухари, тетерева, рябчики, куропатки. Весной на озёра прилетают чайки, утки, лебеди, гуси).

О чём говорит пятая картинка? (В реках и озёрах много рыбы: судаки, налимы, сиги, окуни, ряпушка, лещи, плотва).

О чём говорит шестая картинка? (В лесах растут грибы: крепкие грузди, рыжие волнушки, красноголовики и белые грибы)

О чём говорит седьмая картинка? (В лесах водятся белки, зайцы, хищные волки и медведи. Краса наших лесов – лоси и северные олени. У озёр и рек живут бобры. А в белом море водятся тюлени.)

Заканчиваем рассказ мы словами.... (Мы гордимся красотой и богатством родного края!)

4. Пауза для подготовки к рассказыванию.

А теперь вы ещё раз внимательно посмотрите на картинки, подумайте и будем рассказывать, что мы знаем о родном крае!

5. Рассказывание детьми по частям.(каждый по одной картинке )

Айно благодарит детей за интересный рассказ о родном крае!

Посмотрите, какие высокие сосны вокруг (динамическая пауза)

6 . Рассказывание по опорным картинкам одним или двумя детьми. Предлагаю оценить работу товарищей, чей рассказ понравился больше и почему. (Этот этап может быть перенесён на вечерний период времени)

7 .Занятие заканчиваем чтением стихотворения Б. Шмидт. (http://stihi-o.ru/2013/11/stihi-o-karelii.html)

Лес да перелески,
Звезды словно зерна...
Край ты мой карельский,
Северный, озерный Край мой белоснежный...
Ветер ветру вторит
Песни Заонежья,
Сказки Беломорья.
Белая береза
Смотрит с косогора
Край мой светозарный,
Край ты мой озерный.
Ветви сосен машут,
Свет-заря алеет.
Не сыскать мне краше,
Не найти милее.






Книг о Карелии выпускалось достаточно много. В советское время они исчислялись десятками, был определенный период, когда их было очень мало. В последние годы мы снова можем радоваться изданиям, посвященным Карелии, ее истории, традициям, праздникам, костюмам, малым, коренным народам Севера.

Что предлагают сейчас книжные магазины и сувенирные лавки гостям города и ее жителям?

Цикл статей хотелось бы начать с недавно изданных книг знаменитого в Карелии автора, педагога, — Лидии Ивановны Шитиковой . Она Более тридцати лет преподавала на факультете педагогики и методики начального обучения КГПУ и в 1990 году вышла ее книга «Край, в котором ты живешь», давшая название школьному курсу краеведения. Доработанное и обновленное переиздание этой книги небольшим тиражом в 1000 экземпляров вышло в 2008 году в издательстве «Версо», в ноябре этого же года вышло третье издание книги в издательстве «Карелия».

Лидия Ивановна в последние годы тяжело болела и работать над переизданиями книги «Край, в котором ты живешь» и учебниками по краеведению ей помогала ее внучка — Ксения Михайлова . Во время совместной работы и появилась идея серии книжек для младших школьников, которая получила то же самое название, что и самая популярная и востребованная книжка Лидии Ивановны — «Край, в котором ты живешь». Собирала, компоновала и набирала материал уже внучка Лидии Ивановны, так как самого автора не стало летом 2008 года. Ксения рассказывает, что бабушка оставила ей в наследство идею серии и пухлые папки с материалами. Результатом этой работы стала вышедшая в 2009 году, в издательстве «Версо», первая из серии книга — «Тайны и загадки Карелии». По словам самой Ксении:

«Это художественная книга для семейного чтения, которая поможет самым маленьким в изучении Карелии, там есть очаровательные герои — лосенок и сова, которые познают наш край, спорят, советуются...»

Лосенок Хирви и сова Мудра на протяжении практически всей задуманной серии, кроме книг, посвященных Великой Отечественной войне и Знаменитым людям Карелии будут знакомить ребят с родным краем. Образы лосенка и совы были воплощены художником Анастасией Трифановой . Она мастерски проиллюстрировала первую книжку из серии и будет работать над последующими.

Почему же именно тайны и загадки Карелии? Карелия — край загадок, камней, воды и лесов. Каменные лабиринты на островах Белого моря, карельские «карсикко», сейды, петроглифы, таинственная северная страна Гиперборея, верования древних, обереги и амулеты, издревле защищавшие жителей Карелии. Обо всем этом сможет почитать ребенок, недавно ставший школьником. Надо сказать, что об этом ни одна книжка еще младшим школьникам не рассказывала, тем более изданная в формате А4 и так разнообразно иллюстрированная. В конце каждой главы предлагаются вопросы для размышления и несколько фактов из уст совы Мудры или лосенка Хирви, которые также можно обсудить с ребенком. На последних страницах расположились несколько листов с заданими, где можно раскрасить картинки, решить кроссворд или в игровой форме вспомнить все то, что было прочитано.

В скором времени выходят еще книги из серии, получившей новое название «Ребятам о Карелии», книжка о природе Карелии и о войне на территории Карелии.

Экало Мария, статья проиллюстрирована работами Анастасии Трифановой для книги «Тайны и загадки Карелии»

Цель проекта: продолжить работу по изучению родного края. Задачи проекта: Задачи проекта: Сформировать у учащихся представления о символике, географическом положении, климате республики Карелия. Сформировать у учащихся представления о символике, географическом положении, климате республики Карелия. Познакомить детей с достопримечательностями республики: первым Российским курортом «Марциальные воды», музеем – заповедником «Кивач», краеведческим музеем. Познакомить детей с достопримечательностями республики: первым Российским курортом «Марциальные воды», музеем – заповедником «Кивач», краеведческим музеем. 3.Развивать познавательные способности каждого ребенка в процессе исследовательской деятельности по данному проекту. 3.Развивать познавательные способности каждого ребенка в процессе исследовательской деятельности по данному проекту. 4.Формировать гражданское мировоззрение учащихся. 4.Формировать гражданское мировоззрение учащихся. 5.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, достопримечательностям республики Карелия. 5.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, достопримечательностям республики Карелия.


Карелия. А Вы в Карелии бывали? Где травы стелются ковром, И где озер синеют дали, А Вы в Карелии бывали? Где травы стелются ковром, И где озер синеют дали, Переливаясь серебром. Где волны Ладоги бескрайней На берег россыпью летят. Про неразгаданные тайны Нам водопады говорят… Переливаясь серебром. Где волны Ладоги бескрайней На берег россыпью летят. Про неразгаданные тайны Нам водопады говорят…


Слово к ученику Карелия…Это и шелестящий зеленой листвой лес, и залитые солнцем поляны с душистой земляникой, и прохлада голубых озер, и седые скалы, и небо с плывущими по нему белыми облаками… Сколько стихов и песен сложено о Карелии! Красота нашего края вдохновляет художников, писателей, композиторов на создание прекрасных произведений… Мы должны знать историю своего края, приумножать славные традиции республики, оберегать ее историческое наследие. Важно сохранять экологию и все, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной. Итак, приглашаем тебя в это увлекательное путешествие!


Символика Республики Карелия Флаг Республики Карелия Флаг Республики Карелия Описание: Описание: Флаг Республики Карелия создан на основе позднего варианта флага Карело-Финской ССР. Флаг Карелии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос - красной, синей и зеленой. Красный цвет в нем символизирует пролитую кровь (в позднем варианте флага Карело-Финской ССР красный цвет означал принадлежность к СССР). Синий - карельские реки и озера. Зеленый - леса Карелии. Флаг Республики Карелия создан на основе позднего варианта флага Карело-Финской ССР. Флаг Карелии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос - красной, синей и зеленой. Красный цвет в нем символизирует пролитую кровь (в позднем варианте флага Карело-Финской ССР красный цвет означал принадлежность к СССР). Синий - карельские реки и озера. Зеленый - леса Карелии.


Герб Республики Карелия Описание: Описание: Герб Республики Карелия представляет собой прямоугольный закругленный в нижней трети, трижды пересеченный в равных долях цветами государственного флага Республики Карелия щит с изображенным на нем профилем стоящего медведя черного цвета. Золотое обрамление щита переходит в стилизованное изображение ели с левой стороны и сосны - с правой. Вверху щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета. Герб Республики Карелия представляет собой прямоугольный закругленный в нижней трети, трижды пересеченный в равных долях цветами государственного флага Республики Карелия щит с изображенным на нем профилем стоящего медведя черного цвета. Золотое обрамление щита переходит в стилизованное изображение ели с левой стороны и сосны - с правой. Вверху щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета.


ГИМН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ Композитор: А.Белобородов. Композитор: А.Белобородов. Авторы текста: Армас Мишин и Иван Костин Авторы текста: Армас Мишин и Иван Костин Край родной Карелия! Древняя мудрая земля. Братских племен одна семья, Карелия! Звените, озера, и пой, тайга! Родная земля, ты мне дорога. Высоко на сопках твоих стою И песню во славу тебе пою. Край родной Карелия! Ты мне навек судьбой дана. Здравствуй в веках, моя страна, Карелия! Герои былин средь лесов и гор Живут на земле нашей до сих пор. Лейся, песня! Кантеле, звонче пой Во имя карельской земли святой! Край родной Карелия! Рун и былин напев живой. Вижу рассвет лучистый твой, Карелия! Вижу рассвет лучезарный твой, Карелия! Край родной Карелия! Древняя мудрая земля. Братских племен одна семья, Карелия! Звените, озера, и пой, тайга! Родная земля, ты мне дорога. Высоко на сопках твоих стою И песню во славу тебе пою. Край родной Карелия! Ты мне навек судьбой дана. Здравствуй в веках, моя страна, Карелия! Герои былин средь лесов и гор Живут на земле нашей до сих пор. Лейся, песня! Кантеле, звонче пой Во имя карельской земли святой! Край родной Карелия! Рун и былин напев живой. Вижу рассвет лучистый твой, Карелия! Вижу рассвет лучезарный твой, Карелия!


Республика Карелия субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа. Столица республики город Петрозаводск Площадь Карелии – км². Республика расположена в северо- западной части России, находится между двумя морями: Белым и Балтийским. Граничит с Мурманской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской областями, а также с Финляндией. Основной рельеф республики холмистая равнина, переходящая на западе в Западно-Карельскую возвышенность. Климат мягкий с обилием осадков, меняется на территории Карелии от морского к континентальному.





















Путешествие по Карелии

25.05.2016 3Б Класс

учитель: Козырева Елена Владимировна

Цель: расширить представление о родном крае.

Задачи:

Сформировать способности ребенка открывать для себя красоту родного края.

Развить нравственные, эстетических и гуманные чувства ребенка к сохранению природы родного края.

Расширить знания детей о природе и культуре родного края.

Развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей.

Оборудование: ИКТ, цветные полоски

Орг. момент

Определение темы классного часа.

Учитель: Наш классный час посвящён Карелии, краю, где мы родились. Закрепим и получим новые знания о родном крае,

Актуализация знаний

Учитель: В этом году нашему городу Костомукша выпала честь провести праздник «День республике Карелии», который будет проходить 11 июня, посвящённый юбилею Карелии. Карелия, отметит свой 100 летний юбилей в 2020 году.

И мы то же присоединимся к этим мероприятиям. И поговорим о Карелии. Это тот край, где мы с вами родились и живём. А о свой край нужно знать.

Учитель: Сейчас мы отправимся в путешествие по Карелии. Путешествие наше будет проходить по следующим направлениям: Символы, Загадки, Воды, Танцы, Острова, Инструмент, Сказки.

1.Символы

Флаг Карелии(дети из полос цветной бумаги выбрать цвет флага),

И.Г. Шаудвитене Водопад Кивач

Карельские сказки Москва «Детская литература» 1989

Русский детский фольклор Карелии