Конспект НОД «Буква Ш, звук » (для детей подготовительной группы).

Ирина Марикуц
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш»

План - конспект

занятия по обучению грамоте .

Подготовительная группа .

Тема :

Звук и буква “Ш” .

Цель : Закрепление правильного произношения звука “ш” в слогах , словах, фразах, связной речи.

Программное содержание :

Формирование фонематического восприятия.

Закрепление навыков звукового анализа слова , подбора слов к схемам, определения места звука в слове .

Закрепление понятий : звук , буква , слово, предложение.

Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов .

Совершенствование навыков чтения слов и предложений.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Воспитание интереса к родному языку, к нормам литературного произношения, воспитание языкового чутья.

Оборудование :

схемы, буквы , наборное полотно, таблица, карандаши, картинки, чистый лист.

Ход занятия:

1. Дети стоят в кругу. Начинается занятие с игры «Цепочка слов» .Дети подбирают слова на последний звук заданного слова .

2. Сели за столы.

«Какая буква лишняя »

Возьмите листочки и напишите в ряд буквы , с которых начинаются эти слова (Картинки :ключ, морковь, игла, замок, душ, рыба)

Назовите буквы , которые вы написали.

Как считаете, какая буква лишняя и почему .

Чем отличаются гласные от согласных?

3. Знакомство со звуком «ш»

Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш

Что вы слышите?

Какой звук слышится в шуме листьев?

С чем еще можно сравнить звук «ш»

4. Артикуляция звука .

Произнесли звук тихо , громче, снова тихо.

Как высчитаете, звук «ш» гласный или согласный и почему?

Какие бывают согласные звуки ? (твердые, мягкие)

-Звук «ш» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук , который бывает только твердый?

Определить звук «ш» глухой или звонкий?

Вывод : Звук «ш» - согласный, твердый, глухой, шипящий.

Поиграем язычком. Ша-ша-ша-ай да каша хороша.

Шу-шу-шу-шубу я уже ношу.

Закрепление.

Найдите картинку, в которой есть звук «ш» и расскажите все о нем.

5. Знакомство с буквой .

Чем отличается звук от буквы ? Звук «ш» обозначается буквой «ша» . Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш» .

Физминутка «Кузнечики» .

6. Звуковой анализ слова «шапка» .

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях.

Сколько звуков ?

Сколько согласных?

Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете? Произнесите слово так, чтобы был слышен ударный звук .

7. «Буквы заблудились »

Что можно составить из букв ? (слово)

Давайте из этих букв составим слово . А Р Ш Ф.

8. Составление предложений.

А что можно составить из слов?

Давайте составим предложение по схеме, но чтобы в этом предложении было слово «шарф» .

А теперь вы запишите схему к моему предложению. «Девочка Саша любит кашу» .

Один ребенок работает у доски, все проверяют.

9. Знакомство с правилом. Звук «ш» всегда остается твердым. Мы видим при чтении и пишем букву «и» , а произносим звук «ы» . Давайте попробуем почитать слова с этим сочетанием.

А какое еще словосочетание пишется через «и» ? (жи)

Чтение слов.

Вставьте вместо точек букву «ша» и прочтите слова.

10. Игра «Что лишнее» ?

(Ветка, лиса, роза, лейка) . (Шнурок,штора, сани, шторм) .

11. Игра «Найди вторую половину слова»

Найдите вторую половину слова и соедините их линиями.

12. Чтение текста.

Один, два ребенка читают, остальные пересказывают.

Итог занятия .

С какой буквой познакомились ? Что узнали о звуке «ш» ? Какое правило запомнили?

Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.

Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.

Буква «Ш»

Веселые стихи

Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу!
Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё .

Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

Шиповник шипы свои выставил

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

С. Мосияш

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Шиш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Кошка на окошке

Штанишки шьет.

А мышка в сапожках

Избушку метет.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

– Эй, кто шарфик потерял?

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть…

В. Степанов

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Что у нас в лесу на букву Ш ?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно

Шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш ?

Шум и шорох возле шалаша.

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

3. В шалаше шесть шалунов.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

7. Сшила Саша Саньке шапку.

8. Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Шла, куда сама не зная,

Шла машина… заводная.

10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

Чистоговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.

О т в е т: шарф.

Игра «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Волшебная цепочка»

1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».

(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)

2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.

(Шить, шутки.)

3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?

(Шах – шаг – маг – мат.)

Игра «Анаграммы».

Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).

Слова-невидимки

В Ш – – – – – сели моряки,

– – – ш – – к чаю береги.

– – – – ш у берега реки,

Забралась – – ш – – в куль муки.

Опасен – – – ш – – для цыплят,

Ш – – – – – дороже, чем шпагат.

О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

Игра «Дополните слово»

Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).

Хвостоглав

(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)

– – шок – – – –

О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.

Игра «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).

Игра «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т: Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

Игра «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т: шмель.

Кроссворды

1. «Гори-верти»

По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:

– Я быстро таю за щекой.

– Я спорю с бурною рекой.

– Мал воробей, и все же я

Гораздо меньше воробья.

О т в е т: шоколад, плотина, колибри

2. Все слова с буквой «Ш»

Загадки

На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

Работник садовый –

Порядок медовый.

(Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

На бильярде стальные они,

На нитках – резиновые,

На шкафу – деревянные,

На ёлке – стеклянные.

(Шары.)

Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.

(Шар.)

Кругленький, летает,

А куда – не знает.

(Шарик.) Г. Виеру

Сначала пряталась в траве,

Теперь сидит на голове.

(Шапка.)

У меня нос колкий, как у иголки,

Но не шью я, а дырявлю только.

(Шило.)

Открываются ворота:

Гости новые пришли.

Начинается работа –

Принимаю корабли,

Чтобы к рекам шли иным

По ступенькам водяным.

(Шлюз.)

Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.

^

Тема № 30. Звук и буква Ш


1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»:

Дом - мак - кот...

Задание 2. Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:

Широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

Горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

Ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш…

Ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

Ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

Задание 7. Договорить последний звук в слове ([Ш]):

Каранда..., малы..., ланды..., камы...

Задание 8. Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:

ША: -ры, -кал, -лун...; ШИ: -на, - ло...; ШУ: -ба, -ра...;

ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.

Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ...,

Гарик - ...

Задание 11. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

Ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове».

Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

Шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание 13. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (^ Шапка )

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш )

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш )

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - теплый душ.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

Задание 16. Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).

Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.

Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.

Задание 17. Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками.

^ О. Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

Задание 18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:

Шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:

Мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.

Чтение предложений, нахождение предлога:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за шкафом.
^

Тема №31. Звук и буква Ж


Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

2. Научить правильно произносить звук [Ж].

3. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

5. Развивать слухо-речевую память ребенка.

6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

7. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи:

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

Задание 2. Знакомство со звуком [Ж].

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

Губки округлены и слегка вытянуты вперед;

Широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

Теплая воздушная струя идет по центру язычка;

Горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

Ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

Жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...

Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?

Эта..., гара..., чи..., черте..., мор...

Задание 7. Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).

Флаг - флажок, берег - ..., друг - ..., рог - ..., пирог - ..., круг - ..., утюг - ...

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.

Будто крохотный звонок. (Жаворонок )

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (^ Желудь )

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук )

Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот )

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук - жук, баба - ..., мир - ..., мало - ..., пакет - ..., билет - ..., пучок - ..., Веня - ...

Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

Жук [ж у к], жаба [ж а б а].

Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.

Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:

ЖА: -ра, -кет...; ЖУ: -равль, -ки...; ЖИ: -раф, -вот...

Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:

ЖИ: но-..., лы-...; ЖА: лы-..., ко- ...

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.

Задание 15. Выучить чистоговорки:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):

Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку. Девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.

В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?

Задание 17. Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.

Задание 18. Знакомство с буквой Ж.

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

О. Гофман

На что еще похожа буква Ж?

Сравнивание букв К и Ж:

Это - Ж ,

А это - К ,

Целый жук и полжука.

^ А. Шибаев

Игры с буквами.

Задание 19. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:

Жук, жуки, кожа, жаба, жабы.

Чтение, списывание предложений:

Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.

Дарья Асигритова

Цель:

знакомство с буквой Ш.

Задачи:

1. Познакомить детей с буквой Ш.

2. Формировать умение произносить слова с заданным звуком,

умение выделять нужный звук в словах.

3. Формировать умение устанавливать классификационные

отношения между понятиями.

4. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию

рассказа.

5. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

6. Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить

ударение.

7. Развивать речь, фонематический слух, логическое мышление,

память, внимание, восприятие, мелкую моторику руки, умение

разгадывать загадки.

8. Расширять и активизировать словарный запас детей.

9. Воспитывать аккуратность, культуру общения.

Материал

Демонстрационный:

доска, мел, звуковые фишки, иллюстрация «На что похожа буква Ш», картинка с изображением шишек и буквы Ш, рассказ «Кошка и мышка».

Раздаточный:

картинки с изображением одежды, два обруча (синий, зеленый, тетради с вклеенной иллюстрацией шляпы и буквы Ш для раскрашивания и с образцом буквы Ш для прописывания, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы

(Дети сидят на ковре)

Отгадайте загадку:

На высоких стройных ёлках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клёст

Ими лакомиться.

Прост мой вопрос для вас, детишки:

Что ж едят они все?

Ребята, что такое шишки?

(Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками)

3. Основная часть занятия

а)Звуковой анализ слова «шишки»

(Дети сели за столы)

Ребята, сколько звуков в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 5 звуков)

Давайте разберем слово «шишки»

Сколько слогов в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 2 слога)

Как определили?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове 2 гласных звука, значит и 2 слога)

Разделите слово «шишки» на слоги.

Назовите 1-ый слог.

Из скольки звуков состоит 1-ый слог?

(1-ый слог состоит из 3-х звуков)

Назовите 2-ой слог.

Из скольки звуков состоит 2-ой слог?

(2-ой слог состоит из 2-х звуков)

Определите ударный и безударный звуки в слове «шишки».

(В слове «шишки» ударным является 1-ый гласный звук [и], а безударным – 2-ой гласный звук [и])

Как определили?

(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)

Поставьте ударение.


Назовите твердые согласные звуки в слове «шишки».

б)Фонематическая зарядка.

(Дети сели на ковер)

Как шипит змея?

Как шипит гусь?

в)На что похожа буква Ш.

Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стишок:

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Повторите какой буквой обозначается звук [ш]?

(Буквой Ш)

г)Знакомство с буквой Ш.

(Дети сели за столы)

Ребята, посмотрите иллюстрацию и скажите какая буква Ш?

Из скольки элементов состоит данная буква?

Что изображено на иллюстрации?

Как вы думаете почему?

(Потому что начинаются на букву Ш [ш])

Рассмотрите еще раз иллюстрацию и скажите какие шишки на ней изображены?

д)Игра «Кто внимательный?»

(Дети сидят на ковре)

Рассмотрите картинки.

Перечислите, что изображено на каждой из предложенных картинок?

(Штаны, рубашка, шуба, шорты, шапка, шляпа)

Найдите и назовите одинаковый звук в словах.

е)Игра с мячом «Назовите слова со звуком [ш]»

(Дети встали в круг на ковре)

Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мне мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].

Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?

Какой вывод мы можем с вами сделать, какой это звук?

(всегда твердый)

Верно. Запомните, ребята, звук [ш] – всегда твердый.

ж)Подготовка руки к письму.

(Дети сидят за столом)

Пальчиковая гимнастика.


з) Работа в тетрадях .

Раскрашивание буквы Ш

Откройте тетради и рассмотрите иллюстрацию.

Что на ней изображено?

(Буква Ш и шляпа)

Подумайте почему на картинке изображена шляпа?

(Потому что начинается на букву Ш [ш])

Что такое шляпа?

(Головной убор)

Совершенно верно. Ребята, а каким цветом мы выделяем твердые согласные звуки?

Ваша задача, раскрасить букву Ш на первом плане, а шляпу на втором.

Каким цветом раскрасите букву Ш?

А шляпу?

Давайте вспомним правила раскрашивания.

(Не давить на карандаш, не выходить за пределы рисунка, раскрашивать без пробелов)

Сядьте удобно, спинки выпрямите. Приступайте к работе.

и)Упражнение «Классификация предметов»

(Дети сидят на ковре)

Итак, рассмотрите еще раз картинки и разделите их на две группы.

В синий обруч - разместите картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположите картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объясните свой выбор.


Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?

(В синий обруч отнесли теплую одежду, в зеленый обруч отнесли легкую одежду)

А можно ли их объединить в одну группу, т. е. назвать их одним словом?

(Можно. Это одежда)

к)Прописывание буквы Ш

(Дети сидят за столом)

Откройте тетради. Посмотрите на образец и обратите внимание как правильно пишется буква Ш.

Почему она записана синим цветом?

(Потому что звук [ш] всегда твердый согласный, а твердые согласные нужно выделять синим цветом)

Верно. Допишите не достающий элемент у буквы Ш изображенной в тетради и пропишите ее до конца строки через клетку.

л)Чтение рассказа «Кошка и мышка»

(Дети сидят на ковре)

Послушайте внимательно рассказ:

«Ушли все из дома. Осталась одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала» .

О ком говорится в рассказе?

(О кошке и мышке)

Куда села кошка?

(На окошко)

От куда вышла мышка?

(Из норки)

Куда пошла мышка?

(На кухню)

Что нашла мышка?

(Крошки от пышки)

В какой момент почуяла кошка мышку?

(Когда мышка толкнула крышку, которой была накрыта кружка)

Что случилось с мышкой?

(Мышка убежала от кошки)

Ребята, назовите слова со звуком [ш], которые

встретились вам в рассказе.

(Кошка, мышка, окошко, крошки, пышка, крышка и т. д.)

4. Итог занятия.

С какой буквой познакомились?

(С буквой Ш)

Что мы узнали о звуке [ш]?

(Что звук [ш] всегда твердый)

Цель занятия:

  • формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ш в слогах, словах, и предложениях.

Образовательные:

  • закрепление у детей правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
  • научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
  • закреплять у детей умение употреблять предлоги;
  • совершенствовать навыки чтения;

Развивающие:

  • развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;
  • упражнять детей в делении слов на слоги;
  • развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
  • развивать дыхание и голос;
  • упражнять в звуковом анализе слов;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • формирование положительной установки на образовательную деятельность.

Оборудование: ТСО, презентация, элементы буквы [Ш] из бархатной бумаги, макеты кочек разных цветов и написанными на них слогами, макет паровозика с вагонами, предметные картинки, макеты ключей, игрушка – змейка, конверт с письмом, цветные фишки для выкладывания схем.

Предварительная работа.

Просмотр мультипликационного фильма “Приключения Незнайки”.

1. Организационный момент.

Выделение четвёртого лишнего:

Логопед. – Отгадайте, какое слово лишнее.

Шуба, кепка, платок, колпак.

Кактус, фиалка, шмель, роза.

Волк, шапка, лиса, белка.

2. Объявление темы.

Стук в дверь, заходит почтальон, подает письмо.

Логопед. - Ребята, нам прислали письмо, давайте прочитаем.

Логопед читает.

Дорогие ребята!

Пишу вам я, известный сказочный герой пунтик, живу я в одной очень хорошей книжке, Приключения Незнайки.

Со мной приключилась беда, злой волшебник Звуколов похитил звук из моего имени и спрятал у себя в замке за семью замками.

Я прошу Вас, помогите!

Логопед. - Ребята, а кто знает, какой сказочный герой прислал нам это письмо?

Ответ детей. - Шпунтик.

Логопед. - Ну, а кто догадался, какой звук похитил Звуколов?

Дети. -Зв. [Ш].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

Логопед. - Правильно ребята, Звуколов похитил звук [Ш]. А давайте мы с вами вспомним, какой это звук. Дайте характеристику звуку [Ш].

Дети: Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем синим цветом.

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

Звук [Ш] живёт в букве Ша.

4. Связь звука и буквы.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (наглядно показывает)

Конструирование буквы Ш из элементов, и при помощи рук.

Логопед. - Молодцы. Ну что, постараемся помочь Шпунтику освободить звук [Ш]?

Дети. Да.

Логопед. -Тогда отправляемся в путь.

5. Развитие артикуляционной моторики, дыхания.

Логопед. Ребята, куда мы с вами попали?

Дети. – В лес.

Логопед. – Ой, смотрите, на полянке дикие звери.

Белочка грызет орешки (упр. “Орешки”) , лисичка украла сметану, поела, облизывает губки (упр. “Оближи губки”) , зайчик грызет морковку (имитация жевания) , волк злой и голодный рычит(р-р-р-р-р), хомячок набивает зернышки за щёки (надуть правую щеку, затем левую, потом обе щёки), Медведь есть мед, вкусно (упр. Вкусное варенье).

Логопед. А вы чувствуете, какой здесь свежий воздух? Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, а выдохните через ротик.

Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот 3 раза.

– Ой, мне кажется, что мы заблудились. Давайте мы с вами крикнем АУУУУУУ, сначала три раза тихо, если нас не услышат, крикнем три раза громко.

Логопед. – Ребята, посмотрите кто к нам приполз, это же змейка, она нам и покажет дорогу, но она очень любит звук [Ш] и просит вас поиграть с ней. Змейка будет произносить слоги и слова, а вы хлопните, если услышите звук [Ш].

6. Развитие фонематического слуха.

С, М, Ш, З, Ч, Ш, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.

В слогах. Са, на, ша, шу, ту, му, шу.

В словах. Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.

Ну что ж, порадовали змейку, выполнили ее задание. Давайте мы тоже превратимся в змеек и отправимся в путь.

Дети идут змейкой и произносят звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

7. Автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях.

Логопед. - Всё ребята, змейка нас больше не сможет проводить, ей пора домой к своим деткам. Давайте скажем спасибо.

Логопед. - Посмотрите, пассажиры стоят и не могут понять, в какой вагон им сесть, давайте поможем им.

Предметные картинки со звуком [Ш]. Дети делят слова на слоги. В вагон с одним окошком садятся пассажиры, в названии которых один слог, в вагон с двумя окошками садятся пассажиры, в названии которых, два слога и т.д.

Мышь, лягушка, Золушка, мишка, девушка, кошка, лошадка, черепашка, шмель, петушок.

Логопед. - Молодцы! Ну а теперь садимся и мы в поезд, отправляемся дальше.

Дети имитируют езду на поезде, произнося, Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Логопед. - Дальше ребята мы не проедем на поезде, ведь впереди болото. Чтобы не провалиться в него, нам нужны надёжные кочки, вот они. Но, ребята, кочки эти заколдованы, и пока что в них нет силы, а чтобы их расколдовать, нужно прочитать слоги, которые в них записаны, и составить из этих слогов слова.

Будьте внимательны, слоги соединяются в слова по цветам кочек.

Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. Ну что болото мы преодолели.

Логопед. Смотрите ребята, путь нам преградила баба яга. Она просит вас о помощи. Её друзья разбежались по лесной полянке, а бабушка старенькая, плохо видит. Она просит вас подсказать, где их искать.

Дети. - Кошка сидит на крыше.

Шмель летает над ромашкой.

Лягушка сидит под избушкой.

Петушок стоит под деревом.

Мышонок спрятался за пнём.

Кукушка сидит на дереве.

Логопед. Ну вот и всё, помогли мы бабе - яге найти друзей.

Логопед. -Вот мы и дошли. Ребята, посмотрите какой красивый замок!

8. Звуковой анализ слова Шпунтик, выкладывание звуковой схемы.

Логопед. - Вспомните, звук [Ш], спрятан за семью замками, а чтобы замки открылись, Звуколов нам придумал задание, выложить схему слова Шпунтик, за каждый правильно отгаданный звук мы с вами получим ключ. Будьте внимательны.

Дети выкладывают схему слова.

Логопед. - Посмотрите дверь открылась, и кто нас встречает? Буква [Ш].

Стук в дверь, заходит Шпунтик.

Шпунтик. - Спасибо большое ребята, ведь если бы не вы, то не знаю, что со мной могло случиться.

Логопед. - Как вы думаете ребята, если бы навсегда исчез из речи звук [Ш], что было бы?

Ответы детей.

Шпунтик. – Ну всё, мне пора домой, мои друзья, наверное заждались меня. До свидания.

Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним, какой звук мы вернули Шпунтику?

Звук [Ш].

Дайте характеристику этому звуку.

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?