Когда маленький ребенок начинает ходить. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас Когда ребенок должен пойти самостоятельно норма

До года малыш делает огромный скачок в своем развитии. Родители внимательно следят за всеми этапами взросления крохи. Особенно их волнует, когда ребенок начнет ходить, потому, что это психологически важный момент перехода из младенчества в период раннего детства.

Когда ждать первые шаги

Во сколько месяцев дети начинают ходить зависит от многих индивидуальных факторов. Усредненная норма – около года. Но некоторые дети идут раньше, некоторые чуть позже. И тот, и другой вариант считается нормальным. Однако врачи особо не приветствуют раннее хождение до 10 месяцев. Они считают его не показателем раннего развития, а фактором риска возникновения проблем ортопедического характера. Кости еще недостаточно крепкие и могут деформироваться под собственным весом малыша.

Ходьба с опорой

Первые шаги ребенка родители видят еще задолго до года. Как только маленькие ручки достаточно укрепятся и малыш сможет подтягиваться ими за край кровати или манежа, он будет пытаться перебирать ножками. Обычно это происходит после 6 месяцев, когда кроха научится сидеть.

Долго ходить малыш еще не может, но эти первые неуверенные шаги с опорой очень важны для развития умения ходить самостоятельно. Так ребенок понимает, что с высота своего роста увидеть больше возможностей для познания окружающего мира. Постепенно укрепляются мышцы ног.

Второй этап обучения ходьбе начинается с овладением ползанием. Ползание требует координации движения рук и ног. Оно развивает нужные мышцы. Кроме того, ползком малыш может добраться до опоры – стенки или дивана. Тренировочные пробежки вдоль дивана или другой опоры помогают ему научиться владеть своим телом, разобраться, как нужно переставлять ножки.

Важно знать! В этот период родителям нужно удержаться от форсирования событий. До 10 месяцев ходить самостоятельно опасно так как кости еще недостаточно окрепли. Займитесь лучше умственным развитием ребенка, учите новые слова или собирайте пирамидку.

Почему одни дети идут раньше, а другие позже

Иногда родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:

  • Генетические предпосылки. Скорость созревания опорно-двигательного аппарата и мозговых двигательных центров наследственно обусловлены.
  • Особенностей конституции. Обычно, чем малыш упитаннее, тем он дольше раскачивается с ходьбой.
  • Мальчики более осторожны и осмотрительны, поэтому они начинают ходить несколько позже девочек.
  • Темперамент ребенка. Флегматики познают мир через созерцание, а холерикам нужно движение.
  • Характер малыша. Тревожные, мнительные детки дольше будут опасаться самостоятельной ходьбы из-за боязни упасть.

Особенности ходьбы грудничков и правила безопасности

Первые шаги детей отличаются от ходьбы взрослого человека. Они еще неуверенные и недостаточно скоординированы. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы в зоне потенциального падения ребенка не было острых, опасных и плохо стоящих тяжелых предметов.

  1. Тяжелая поступь без переката со стопы на носок.
  2. Частые падения из-за того, что центр тяжести при ходьбе ребенок определяет постепенно.
  3. Параллельная постановка стоп.

Природа защищает деток от первых падений. В этом возрасте кости эластичны и риск переломов минимальный, но он имеется. Малыш пока не умеет выставлять ручки или ножки при падении. Он падает плашмя, что не может быть полезным для головы.

Если ребенок очень активный и просто не может усидеть на месте, пытается ходить и много падает, посадите его в ходунки. Ходунки обезопасят от падений, уберегут малыша от лишних нагрузок на кости и помогут развиться нужным мышцам на ногах. Ходунки разрешаются с 9-10 месяцев. В 10-11 месяцев можно и нужно водить ребенка за ручку.

Самостоятельно ходить малыш начнет после того, как освоит хождение с опорой. Это может быть и ходьба за ручку или передвижение по дивану, держась за стенку. Сначала ребенок передвигается на маленькие расстояния: от кресла к дивану, от стенки к стенке. Потом набирается смелости и идет сам.

Психологическая поддержка малыша при обучении ходьбе

Период обучения самостоятельной ходьбе совпадает с активным развитием речи. В 8 месяцев кроха начинает произносить разрозненные слоги, а к 10 месяцам – общается при помощи первых слов: дай, на, мама, папа. Но пассивная речь у грудничка развита намного лучше активной. Он хорошо понимает что ему говорят. Улавливает кроха и тон разговора взрослых.

Важно положительно комментировать усилия ребенка. Для развития речи необходимо называть действия малыша: идет, стоит, держится ручками. Подбадривание при помощи уверенного и спокойного тона покажет ребенку, что он действует правильно, взрослый рядом, а он в безопасности, несмотря на новый непривычный вид деятельности. Не нужно родителям показывать свой испуг и при падении крохи.

Навыки и умения ребенка непосредственно связаны с его возрастом.

Ходить, ползать, говорить волнует всех родителей.

Ведь нужно знать, на какой возраст ориентироваться.

Обычно ходить самостоятельно дети начинают в возрасте одного года.

Но что делать родителям, если ребенку уже 1,2 года, а он не ходит сам?

Когда нужно беспокоиться и как помочь малышу освоить навык?

Во сколько ребенок начинает делать первые шаги, зависит от его индивидуальных особенностей.

Некоторые дети более активные и подвижные начинают вставать месяцев в 5-6, а в 7 месяцев делают первые шаги по кроватке, держась за бортик, а чуть позже уже ходят самостоятельно.

Другие же и в 13-15 месяцев не решаются ходить без поддержки.

Чаще всего навыком самостоятельного хождения малыши овладевают в возрасте от 9 до 16 месяцев. Во многом это зависит от темперамента малыша, его конституции, особенностей развития.

Недоношенный ребенок начинает, как правило, ходить несколько позже сверстников.

Девочки по статистике делают первые шаги раньше, чем мальчики.


Мнение эксперта

Полякова Людмила Игоревна – медицинский работник

Помощник врача акушера-гинеколога, мама двоих детей

Бывает, что ребенок уже сделал первые неуверенные шаги, но потом перестал ходить снова. Значит пока не пришло его время. Необходимо предоставить малышу возможность для обретения устойчивого навыка, заинтересовать его, помочь укрепить мышцы тела.

Активно ползающие дети часто не спешат ходить, ведь они могут перемещаться и на четвереньках. Торопить кроху не нужно. Ползание полезно для здоровья и поможет ребенку подготовить организм к прямохождению. Дайте малышу еще немного времени.

Настал долгожданный момент и ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги. Походка малыша сильно отличается от взрослого.

Он широко расставляет ножки, ставит стопы параллельно друг другу.

При ходьбе стопа ребенка не перекатывается с пятки на носок, а становится сразу полностью, поэтому малыш «топает».

Центр тяжести у малыша смещен, поэтому его положение при ходьбе пока не устойчиво, он часто падает. Со временем ребенок научится ходить правильно и уверенно.

Если малыш начал ходить рано – надо ли радоваться?

Родители, ребенок которых пошел до 9 месяцев часто очень гордятся, что их малыш опередил сверстников. Так ли это хорошо на самом деле?

Если подвижный и активный ребенок без какой-либо помощи встал и начал ходить в 7-8 месяцев, то значит он уже к этому готов. Но не стоит позволять ему длительно находится в таком положении.

Настолько раннее хождение может негативно отразиться на неокрепшем позвоночнике и костях ног малыша, вызвать их искривление.

Тем более не должно быть действий со стороны родителей, направленных на то, чтобы ребенок так рано пошел. Гимнастика, массаж, упражнения с ребенком важны, но должны соответствовать возрасту ребенка.

Лучше направить старания малыша на овладение ползаньем, оно на этом этапе более полезно для здоровья.

Обычно малыш начинает ходить после того, как научился хорошо ползать, и если развитие этого навыка запаздывает, скорее всего, ваш ребенок пойдет немного позже. Хотите узнать, на четвереньках? Читайте наш новый материал.

Если малыш начал ходить поздно

Если ребенок не начал ходить до года, то родители начинают переживать по этому поводу.

Тем не менее, врачи говорят, что если до 1,3 года кроха не может ходить самостоятельно, но встает, ползает, ходит с поддержкой, то волноваться не стоит.

Если ребенок начал ходить поздно, то это не значит, что он отстает в развитии, и что он и заговорит позже других, и дальше будет отставать во всем. У него собственный темп развития и эти навыки не связаны.

Возможно, заговорит он раньше других детей.

Если процесс освоения самостоятельного хождения затянулся намного дольше нормы, то стоит проконсультироваться со специалистом.

Помощь родителей – упражнения и массаж

Как же могут помочь родители своему ребенку в обучении хождению? Прежде всего, создать условия для овладения навыком:


Основные движения при массаже поглаживание, растирание, легкое разминание мышц, постукивание и снова поглаживание. Направление движений – снизу вверх.

Подробнее о гимнастике для укрепления спинки и ножек в нашем видео :

Выбираем первую обувь

Обычно первые шаги малыш делает дома босиком или в носочках. Тем не менее, ему обязательно понадобится обувь.

От ее удобства зависит, сможет ли ребенок в ней ходить. Ведь неудобная обувь будет стеснять ножку малыша, делать ее тяжелой.

Поэтому при выборе первой обуви необходимо учитывать такие моменты :

  • Обувь должна быть из натуральных дышащих материалов;
  • Подошва должна быть гибкая и как можно тоньше;
  • Нога должна хорошо фиксироваться: твердый задник, хорошие застежки;
  • Хорошо, если у обуви есть супинатор и небольшой каблучок.
  • Обувь должна легко одеваться, ведь малыш еще не может сам всовывать ногу. И конечно быть по .

Запаздывание навыка

Ребенку больше года и он должен начать ходить, а не ходит, хотя все его сверстники уже овладели этим умением. Почему же у ребенка запаздывает развитие этого навыка? Причин отставания от нормы может быть несколько:


В этой ситуации понадобится обследование и лечение специалистов.
Если у родителей есть сомнения по поводу здоровья ребенка, то стоит проконсультироваться с врачом.

Больше советов для родителей вы найдете в этом видео:

Когда стоит волноваться

Если не встает и не ходит даже с поддержкой, или ему уже 1,5 года, а он не ходит самостоятельно, то стоит проконсультироваться с врачом по этому поводу.

Если малыш встает и передвигается, держась за опору, его ничего не беспокоит, он весел и полон сил, то просто еще не пришло его время.

Если малыш ходит на цыпочках

Иногда возникают ситуации, что ребенок начинает ходить на цыпочках. Он не ставит стопу полностью, а ходит на носочках. Причины такого поведения могут быть различными:

  • Чаще всего это может быть связано с повышенным тонусом ног.
  • Считается, что подобное состояние связано с гипоксией плода во время беременности и родов. Исправляется проблема обычно самостоятельно.

    Когда ребенок много двигается, ползает, залезает и слезает с дивана, кровати, кресла, встает, ходит, то его мышцы укрепляются и повышенный тонус уходит. В некоторых случаях помогает массаж и гимнастика;

  • малыш может, чтобы привлечь внимание, стать выше .
  • Нужно корректировать такую ходьбу, поправляя ребенка;

    Ходил ли ваш малыш на цыпочках?

    Да Нет

  • Иногда ребенок ходит на носочках, если учился ходить в ходунках .
  • В них малыш больше стоит на носочках, чем на всей стопе;

  • Это может быть связано с заболеваниями нервной системы или опорно-двигательного аппарата , но тогда у ребенка будут и другие нарушения, которые нельзя не заметить.

Педиатр обязательно обратит на них внимание при осмотре ребенка.

В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

И еще немного о ходунках, они пользуется большим спросом у многих родителей, но все чаще педиатры выступают против этого устройства, утверждая, что оно может препятствовать формированию навыка правильной ходьбы.

Комаровский о ходьбе и ходунках

Посмотрите видео о том, что думает о ходунках доктор Комаровский.

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи – важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”. Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: “кот” или “мяу”. У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово “кот”, но в памяти эта информация останется.

Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.

В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций – но пока с его язычка слетают лишь непонятные “птичьи” звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:

  • часто общаться;
  • эмоционально хвалить за маленькие успехи;
  • играть в развивающие игры по возрасту.

Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: “киса, мяу”. Даете ему игрушку и говорите: “миша, мишка”. И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.

Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:

  • Оленька умывается;
  • Саша кушает кашку;
  • дай ручку маме.

Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.

Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

Развивающие игры

Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:

  • где мама?
  • повторение за ребенком слогов;
  • изучение новых предметов пальчиками;
  • пение песенок малышу.

Игра “Где мама?” научает ребенка осознанно произносить слово “мама”. Спросите малютку: “Где мама?” и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: “Вот мама!”. Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово “мама” с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.

Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:

  • круглые;
  • квадратные;
  • гладкие;
  • из ткани;
  • шуршащие.

Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

Первое слово

Когда ребенок должен начать говорить, во сколько лет? Обычно, двуслоговые слова (папа, баба, мама, дядя) дети осознанно произносят в возрасте 12-13 месяцев. Этапы становления речи можно охарактеризовать так:

  • гуление: гу-агу;
  • лепет: да-да-да, на-на-на;
  • осмысленные двуслоговые слова: мама, баба, папа, дай.

На втором году жизни словарный запас малютки значительно увеличивается, и он пытается изъясняться в доступной для несовершенного речевого аппарата форме. Например, вместо “молоко” скажет “ко”, а вместо “коко” – “км-км”. Свою речь малыш сопровождает показом.

Например, он может сказать “дай км-км” и показать пальчиком на отварное яичко. Если малыш что-то требует, показывает пальчиком и кричит “дай”, но выразить в речи не может,- обязательно дайте этот предмет и уточните его название. Постепенно словарный запас будет пополняться.

На третьем году жизни происходит разительная перемена в развитии речи малыша:

  • ребенок уже научился составлять из слов предложения;
  • кроха понимает вопросы “почему?”, “кто это?” и другие;
  • он использует в разговоре разные части речи;
  • понимает разницу между множественным числом и единственным.

Молчание малыша

Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:

  • с малышом мало общались;
  • физиологические особенности строения речевого аппарата;
  • последствия родовой травмы;
  • наследственные особенности;
  • заболевание неврологического/психического характера.

Не стоит бить тревогу, если ребеночек все понимает и выполняет просьбы родителей осмысленно, но при этом молчит. Такой особенностью отличаются мальчики. В 3-4 года ребенок заговорит обязательно.

Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное “созревание” речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос “Где мама?”;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии. Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление.

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру. Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся.


Наверное, каждая мама хорошо знает, как должен развиваться грудной ребенок, во сколько месяцев держать головку, а во сколько самостоятельно сидеть. Ситуация меняется, когда ребенок достигает возраста 1 года. Лишь немногие родители могут ответить на вопрос, типа «Когда ребенок должен научиться кататься на велосипеде или завязывать шнурки?» В этой статье мы постарались ответить на наиболее распространенные родительские вопросы.

Необходимо помнить, что каждого ребенка индивидуально и навыки вашего малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу, поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается. Но если помимо того, что ребенок «отстает» по нескольким пунктам, у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание врача.

В возрасте 1 года (12-14 месяцев) ребенок обычно:
· Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
· Хорошо стоит.
· Кладет предмет в коробку.
· Ставит друг на друга два кубика.
· Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, «Дай!»).
· Кроме «ма-ма» и «па-па» говорит еще от 1 до 6 слов.
· Много лепечет.

Учеба: Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка. Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с помощью картинок, стихов и игрушек.

В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
· Хорошо ходит и бегает.
· Любит карабкаться по лестнице.
· Пьет из чашки.
· Пробует самостоятельно есть ложкой.
· Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
· Понимает несколько простых фраз.
· Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
· Чиркает карандашами.
· Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
· Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
· Отдает предпочтение любимым игрушкам.
· Говорит по крайней мере 15 слов.

Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы с речью.

Первые обязанности: В этом возрасте начните приучать ребенка к - убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать , вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).

Первое посещение зубного врача: Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами – пятна на зубах или неправильный прикус.

Первый велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.

В 2 года ребенок:
· Хорошо бегает и прыгает.
· Строит башню из 4-6 кубиков.
· Кидает и пинает ногой мячик.
· «Кормит» с ложечки куклу.
· Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
· Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
· Показывает на себе нос, рот и глаза.
· Разглядывает картинки в книге.
· Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
· Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
· В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
· Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.

Первое «творчество»: К двум годам у ребенка существенно улучшается координация «глаза-руки». Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать («калякать»), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки из простых паззлов и кубиков.

«Взрослая» кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.

Первый четвероногий друг: Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или , лучше подождать, пока ребенок не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года.

В 3 года ребенок:
· Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
· Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
· Ездит на трехколесном велосипеде.
· Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
· Строит фразы из 4-5 слов.
· Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т.д.)
· Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
· Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
· Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
· Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
· Играет и/или общается с другими детьми.
· Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.

В 4 года ребенок:

· Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим «специалистом» в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого «живчика». Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка «растает» и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка – если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
· Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
· В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра «в доктора».

Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке, конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка (например, умение писать) займет гораздо больше времени.

Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.

Первые навыки переворотов и первый шаг – эти изменения, безусловно, радуют маму и заставляют гордиться своим малышом. И хорошо, если она поддерживает, но не подталкивает его к ним. Часто в погоне за более способными сверстниками женщины летят стремглав и приобретают для своих детей каталки, вожжи, ходунки и прочие приспособления, заставляя тех учиться ходить быстрее. Нужно ли это делать и можно ли этим навредить? Читайте сегодня о том, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

Проанализировав анатомические особенности детей разного возраста, а также опыт предыдущих поколений, медики разработали нормативы по части ползания, сидения и хождения для крох разного возраста. Причем некоторые из них пошли дальше, заявив, что ребенок должен начать ходить в 11 – 12 месяцев, чтобы к году, когда он, наконец, попадет на прием к ортопеду, смог там красиво «дефилировать» по коридору.

К сожалению, на эти заявления большинство мам и ориентируется, забывая о том, что каждый ребенок – индивидуальность. Обычно малыши пробуют делать первые шаги в возрасте около 12 месяцев, но ведь им предшествует умение самостоятельно вставать и стоять. А потом нужно еще научиться ходить за ручку или за две, а то и вовсе держась за окружающие предметы...

Из этого можно сделать вывод, что нормы очень размыты и охватывают промежуток между 9 месяцами и полутора годами. На них и следует ориентироваться.

Что влияет на сроки начала хождения

Тот факт, во сколько дети начинают ходить сами, зависит от:

Первые предпосылки к хождению отмечаются уже в 8-месячном возрасте. В это время кроха пытается вставать на ножки сначала с поддержкой, а затем без. Теперь его задача – обрести чувство равновесия и уверенность в себе.

Как помочь начать ходить

Помочь ребенку самостоятельно научиться ходить быстрее можно. Тем более что в этом случае от Вас требуется всего ничего:

  • Обеспечить пространство. Хорошо, если у мамы один ребенок. Она время ему уделит, с ним поиграет, за ним всегда присмотрит. Если детей больше, наблюдается злоупотребление манежем. Проще посадить в него малыша и в этот момент приготовить обед, не переживая, что мелкая игрушка старшего окажется во рту или в носу. А ведь дети «из манежа» потом позже начнут ходить, что и неудивительно. Если места нет, то где тренироваться?
  • . Правильное воздействие на мышцы – это всегда хорошо. Их не зря рекомендуют делать грудничкам и детям постарше курсами. Как раз ближе к году – последний из них. Причем его можно попытаться сделать и самостоятельно. Важно лишь поглаживать, растирать и постукивать мышцы голени, а также саму стопу. Одним словом, задействовать то, что понадобится крохе при хождении. Суть массажа в этом возрасте – в укреплении и расслаблении.
  • Гимнастика. «В здоровом теле – здоровый дух» — уверены мамы, которые ежедневно находят время для занятий со своим крохой, и правильно делают. Упражнения просты: сгибание и разгибание ножек, приседания, потягушки (можно с маминой помощью), наконец, перекатывания на фитболе. Интересно, что это помогает не только быстрее научиться ходить, но и наладить контакт, приятно провести время.
  • Правильно подобранная обувь. Посмотрите, как передвигается малыш, который только начал ходить. Стопы он ставит параллельно друг другу, а шаги будто «печатает», ведь еще не умеет перекатываться с пятки на носок. Добавьте сюда неумение держать центр тяжести, и Вы поймете, как сильно ему надо помочь. Верный способ – подобрать обувь на тонкой и гибкой подошве с твердым задником.

Обратите внимание! Если и подошва будет твердой, кроха станет еще чаще спотыкаться. От заваливания назад его спасет маленький устойчивый каблук. Также должен присутствовать гибкий супинатор – он способствует правильному формированию стопы, правда, не все медики с этим согласны.

Для облегчения ходьбы боковые и верхние части должны быть достаточно мягкими, чтобы на сгибе образовывались складки. По возможности лучше выбирать модели из натуральной замши или кожи – материалы позволят ножке дышать.

Как все происходит

Важно четко понимать, что обучение хождению – это кропотливый труд. Первый этап на пути к успеху – это умение стоять у опоры. Как правило, дети приобретают его в 8 месяцев. В 9 они уже стоят, держась за опору одной ручкой. Дальше – больше. В 10 месяцев кроха пытается оторвать одну ручку, чтобы дотянуться ею до следующей опоры.

В возрасте 11 месяцев многие родители «не чувствуют» к вечеру спины из-за постоянного хождения с малышом «за обе ручки». Тогда же он учится отрываться от опор, чтобы самостоятельно стоять без поддержки. Следующий этап – первые шаги.

Чтобы приблизить его, можно пойти на хитрость. Расставьте по периметру комнаты стульчики, и малыш будет передвигаться, держась за них. Правда, есть дети, которые идут, придерживаясь за стену, было бы желание. Его, кстати, тоже можно вызвать. Достаточно «случайно» положить любимую игрушку подальше, но недалеко от опоры, и исчезнуть из поля зрения крохи. Скорее всего, он за ней потянется.

Когда малыш пошел, тоже рано радоваться. Ему еще долго нужно тренироваться, чтобы отточить свои умения. А оттачивать он их будет при падении. Здесь очень важно не только помогать, но и правильно реагировать. Ваша задача в этот период – быть начеку, а также убрать острые предметы, чтобы исключить риск серьезных травм.

Хуже всего, когда малыш падает плашмя, вперед или назад. Неумение выставлять ручки способно сыграть с ним злую шутку: затылок и лицо могут быть разбиты в кровь. Психологи и мамы на форумах рекомендуют дать ему возможность научиться их выставлять. Как? Не бежать сломя голову, когда кроха упал. Не кричать, спрашивая, ударился ли он, не паниковать: часто дети плачут, так как пугаются реакции родителей.

Лучше ласково и спокойно подбодрить, подождав, пока карапуз самостоятельно поднимется. И не нужно бояться падений: косточки у деток пока эластичны, а риск переломов – минимален. Но сильно расслабляться из-за этого также нельзя. Если кроха больно ударится, возможно, на время вовсе откажется от изучения мира таким способом. Бывали прецеденты. Чтобы их избежать, можно стараться учиться ходить там, где падать мягко.

Стоит ли использовать ходунки, вожжи, каталку

Производители детских товаров для детей неугомонны: ежедневно они придумывают самые разные приспособления для наших детей, уверяя, что эффективность их использования подкрепляет статистика. Верить им или нет, личное дело каждого, но помните о том, что:


Когда вожжи убрали, падения не прекратились. Однако, как показала практика, малышка не научилась, падая, выставлять ручки вперед. В итоге, она летела лицом вниз, разбивая его в кровь. Больше довольных не было. Мучились около полугода, пока естественный, казалось бы, навык, не восстановился.

Еще часто используют каталки. Забавные игрушки, которые заставляют ребенка ходить, держась за них. В принципе, в них нет ничего опасного, если используются они, когда малыш научится сам передвигаться. В любом случае, как уже было сказано, использовать что-то или нет – дело каждого. Главное, выбирая, давать дозировано, ведь все полезно в меру.

Когда беспокоиться

Самое раннее, когда малыши умеют ходить – 9 – 10 месяцев. Некоторые пытаются и раньше, но поощрять это не стоит. В это время мышцы еще не окрепли, нагрузка на позвоночник колоссальная. У крупных деток такие попытки могут закончиться искривлением голени, неправильной постановкой стоп.

Врачи говорят, что до 1,5 лет беспокоиться не следует. К этому моменту и недоношенные дети, страдающие обычно избыточной подвижностью суставов и неразвитостью мышечных волокон осваивают нужный навык. Позже нужно идти к специалистам. Правда, если предпосылок к хождению нет, не стоит затягивать. Чем раньше будет обнаружена проблема, если она есть, тем легче ее будет корректировать.

Каждый ребенок по-своему прекрасен. И даже если Ваш по-прежнему не хочет ходить, не стоит его сбрасывать со счетов, это тоже достойный соперник: «сидячие» дети быстрее учатся выражать эмоции словами, следовательно, раньше могут заговорить.