Как развить речь и научиться говорить красиво. Как развить дикцию и четкость речи упражнения

Инструкция

Начните тренировку на развитие речи с выполнения артикуляционных упражнений. Тренировка речевого аппарата поможет вам добиться четкости произношения. Если вы будете говорить быстро, но глотать при этом половину , то вас никто не . Вы же, скорее всего, хотите добиться не только высокой скорости, но и качества речи. Следовательно, пренебрегать упражнениями по артикуляции не стоит.

Встаньте или сядьте перед зеркалом, плечи расправьте и опустите вниз, спина прямая. Вытяните губы вперед трубочкой и растяните их в широкой, открытой улыбке. Выполните упражнение 10 раз в среднем темпе и 10 раз в быстром.

На вдохе надуйте щеки, как воздушный шарик. На выдохе резко сдуйте их, выдыхая через рот и вытягивая вперед губы. Повторите 8 раз.

После тренировки артикуляционного аппарата переходите к произношению скороговорок. Выбирайте скороговорки с таким сочетанием звуков, которые даются вам труднее всего. Сначала произносите их , четко проговаривая каждый слог. Когда выучите скороговорку наизусть и освоите , повышайте скорость проговаривания. Заучите наизусть несколько стихов и читайте их быстро и с выражением.

Пополняйте свой словарный запас и общий уровень знаний. Чем большим арсеналом слов вы будете владеть, тем легче вам будет подбирать нужные для быстрой речи. А кладезь знаний позволит вам говорить свободно и уверенно. Каждый день тренируйтесь перед зеркалом, произнося речь на заданную тему. Запишите речь на диктофон и оцените скорость и качество произношения. Отметьте допущенные ошибки и постарайтесь их исправить в следующий раз. При регулярных занятиях вы обязательно добьетесь успеха.

Нарушения речи и дефекты дикции встречаются у подавляющего большинства детей. Вовремя исправленный прикус, а иногда и подрезание уздечки, занятия с логопедом творят чудеса. Однако не всем удается в юном возрасте избавиться от речевых проблем. Неудивительно, что многие взрослые, недовольные своим выговором, обращаются к услугам специалистов. Профессионал сразу скажет, как скоро можно человеку надеяться на улучшение развития речи, поскольку некоторые недостатки устраняются сложнее. Тем не менее, развить речь можно в любом возрасте, если запастись терпением и усидчивостью.

Инструкция

Если вы занимаетесь с логопедом, он, скорее всего, сам определит для вас оптимальные способы развития речи. Однако есть и несколько универсальных , которые подходят всем, кто улучшить свое произношение. Например, правильное речевое дыхание. Чтобы его разработать, нужно ежедневно выполнять несколько простых упражнений. Произносите на выдохе распевно звуки а, о, у, и, ы, пробуйте их различные сочетания, например, ау, ои и так далее. Чередуйте произношение звуков с короткими вдохами. Так же, на выдохе, считайте вслух до десяти, стараясь, чтобы звуки не прерывались.

Учите скороговорки. Произносите их каждый день перед зеркалом, следя, чтобы ваша артикуляция была четкой. Начните медленно, шепотом, акцентируя каждый рычащий, шипящий звук. С каждым разом читайте скороговорки все быстрее и громче, но делайте это, не «зажевывая» и не «проглатывая» звуки. Скороговорки могут быть любыми, в том числе и теми, что знакомы вам : «Шла Саша по шоссе», «Три корабля лавировали, лавировали». Но все же, подбирая их, старайтесь чаще произносить те, в которых есть проблемные для вас звуки.

Один из развитой речи – правильное интонирование. То есть расстановка ударений в словах, паузы, громкости во время рассказа. Интонационной выразительности речи взрослый может научиться . Для этого пишите на листочке простые предложения или детские , например: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу…». Читайте их вслух, с различной интонацией, каждый раз меняя ударения в предложении так, чтобы менялся и . Делайте логические паузы. Приучайте себя не выпаливать весь текст одним махом.

Развитие мелкой моторики - важная составляющая общего детского развития. Благодаря увеличению ловкости пальчиков ребенка происходит правильное формирование речевого аппарата, малыш быстрее начинает говорить, легче усваивает знания и овладевает ручными умениями. Какие способы помогают быстро и незаметно развивать мелкую моторику?

Полезные игры

Большинство малышей - большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.

Рисование и лепка

Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.

Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Игрушки со шнурками и пуговицами

Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама - немного свободного времени.

Природный материал

Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

Когда ребенку исполняется два года, процесс активного речевого развития убыстряется. Но у каждого малыша это происходит по-разному. Одни дети сразу говорят связными небольшими предложениями, другие произносят лишь отдельные слова. В любом случае родителям следует помогать ребенку в дальнейшем формировании правильной речи.

Особенности произношения некоторых звуков детьми двух лет

К двухлетнему возрасту ребенок зачастую не способен произносить все звуки. Возрастной нормой в два года считается четкое произношение гласных «а», «у», «и», «о». А вот звуки «ы»,«э» дети часто заменяют звуком «и». Что касается согласных, то большинство из них еще очень труднопроизносимы для малышей. Поэтому некоторые твердые согласные они заменяют на мягкие, которые более просты в произношении. Это касается и переднеязычных звуков «г», «д», «с», «з». Тогда вместо «дай» говорят «дяй» и т.д. В речи могут отсутствовать шипящие звуки и звуки «л», «рь», «р».

Большинство детей в два года должны уметь правильно произносить следующие звуки: «п», «пь», «б», «бь», «м»,«мь», «ф», «п», «пь», «в», «вь», «т», «ть», «д», «дь», «н», «нь», «сь», «ль», «к», «кь», «г», «гь», «х», «хь». Не стоит в панике бежать к логопеду, если ребенок с трудом осваивает свистящие и шипящие, а так же «р», «рь», «л». Он может заменять их более простыми или вовсе пропускать.

Какие занятия полезны для развития детской речи в 2 года

Стоит начать с совместного рассматривания картинок. Можно попросить ребенка назвать изображенные предметы. Нужно как можно чаще обсуждать с ним все, что находится вокруг. На прогулке можно показывать ему окружающие предметы или явления. А в дальнейшем просить ребенка назвать их самостоятельно. Таким образом будет пополняться пассивный словарный запас. Ребенок начнет различать предлоги (у, за, в, около и т.д.), наречия (далеко, близко, высоко, низко и т.п.), местоимения (там, тут).

Обязательно нужно читать ребенку книги. Это одно из первых правил успешного развития речи. После прочтения книги обсудите прочитанное. Ребенку полезно самому восстановить по памяти сюжет. Для этого родителям нужно задавать уточняющие вопросы. Самые простые сказки («Теремок», «Репка») можно еще и разыгрывать: открывать и закрывать дверь воображаемого домика, подражать звукам сказочных персонажей.

Стихи, песенки и считалки полезно заучивать не только для развития памяти. Это положительно влияет и на развитие речи. Необходимо как можно чаще стимулировать самостоятельный детский монолог. Пусть малыш сам отвечает на вопрос «какой?», описывая вещи или явления. Полезно уделять внимание подробному описанию окружающих предметов. Например, цветок состоит из стебля, листьев, лепестков. Лепестки различаются по цвету и форме и т.д. За счет этого ребенок быстро пополнит лексикон.

Помогут развить речь двухлетнего ребенка пазлы. Он может попытаться описать получившуюся картинку. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики. А она положительно влияет на развитие речи. Поэтому польза от двойная.

Можно заняться артикуляционной гимнастикой. Это облегчит дальнейшее произношение многих звуков. Двух минут в день достаточно, чтобы вместе с малышом перед зеркалом складывать губы трубочкой. Эти и другие занятия, а также усилия родителей помогут сделать речь ребенка правильной и грамотной.

Развитие техники быстрого чтения позволяет улучшить внимание, память, воображение. А также активизировать творческие способности и мышление. Для достижения хороших результатов необходимо выполнять несколько упражнений, описанных ниже.

Инструкция

Сожмите плотнее зубы и повторяйте про себя: «Один, два, три...». И так далее, не проговаривайте слова шепотом. Избавьтесь от артикуляции при чтении текста (мысленное слов или проговаривание их шепотом). В этом вам поможет упражнение «Выстукивание ритма». Когда вы читаете какой-либо текст «про себя», выстукивайте ритм рукой, но он не должен соответствовать обычной ритмике речи. Это может быть двухтактное постукивание с ударными элементами в 1 такте и двумя во 2, причем первый элемент каждого такта выстукивайте со значительным усилением. Достаточно будет двадцати академических с выстукиванием ритма, чтобы была «запрограммирована» новая мозга, обеспечивающая обработку информации, которая поступает в мозг по зрительному каналу.

При чтении водите глазами по странице не слева направо, а сверху вниз. Охватывайте одним взглядом не одно или два слова, а группу. Не останавливайтесь и не возвращайтесь взглядом к прочитанным кускам текста.

Тренируйте периферическое , при этом стараясь охватить взглядом как можно больше слов. Для развития периферического зрения используют таблицы Шульте. Каждая представляет собой разделенный на 25 ячеек квадрат величиной 20 х 20 с числами от 1 до 25, которые вписаны в ячейки в произвольном порядке. Расположение цифр не должно повторяться.
Для тренировки нужно использовать 8 таблиц. Перед началом зафиксируйте взгляд в центре, вы должны видеть таблицу целиком. Далее ищите взглядом цифры по

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Никто, думаю, не станет спорить с тем, что умение красиво говорить - ценнейшее человеческое качество.

Человек, владеющий грамотной речью, производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он более успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.

Правильная речь имеет почти магическое действие. Ее хочется слушать и слушать; а от иной - закрыть уши и бежать подальше.

Владение искусством красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается все реже.

Люди, мыслящие шедеврально, порой не умеют столь же ярко выразить себя на словах. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.

А ведь за безыскусной речью таких людей порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность. Но чтобы распознать это, требуется время. А время - это то, чего нам постоянно не достает.

Отсюда только один путь - свою речь нужно и можно тренировать. Ведь умение красиво говорить - это не природный дар, а благоприобретенный навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью, необычайно пригодится как в работе, так и в повседневной личной жизни.

Следование некоторым правилам может существенно повысить качество речи.

Во-первых, больше читайте. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеально подойдет наша отечественная классика, которую мы все штудировали в школьные годы (или не штудировали, что печально). Читайте или перечитывайте классиков! Причем вслух, не торопясь. Такое чтение даст колоссальный эффект. Оно приучит вас к правильному построению слов в предложении, увеличит словарный запас.

В-третьих, следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.

В-четвертых, используйте в разговорной речи, беседе сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает ее более интересной. И конечно, беспроигрышный вариант - юмор. Уместная самоирония, шутки придадут блеск вашей речи. Ведь слова - это только средства для передачи информации, а то, как вы их составите, произнесете - либо западет в душу, либо нет.

В-пятых, говорите, тренируйте речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если же его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всех нравится, и старайтесь подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, копируя также его голосовые интонации. Это не просто, но спустя некоторое время вы непременно увидите прогресс. Кроме выработки мелодичной речи, вы пополните свой лексикон.

Есть еще одно забавное, и только поначалу сложное упражнение. Выберите какой-нибудь простой предмет из домашнего обихода, например, торшер или домашние тапочки. Определите себе лимит времени, в котором будете рассказывать об этом предмете красивым литературным языком. Сначала будет сложно целых 5 минут говорить о каком-то банальном торшере. Но с каждой тренировкой будет проще. Увеличивая лимит времени, и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В итоге же вы целый час сможете увлеченно рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторившись. Этим лучше заниматься в группе или с домашними, превратив тренировку в своеобразную игру. Поочередно каждый становится и исполнителем, и слушателем.

Вы не заметите, как влюбитесь в слова: вы почувствуете свою власть над ними, они придадут вам уверенности, и будут служить вам.

Пополняя словарный запас, черпайте информацию отовсюду - из книг, статей, фильмов. Запоминайте яркие фразы, словосочетания, интересные речевые обороты. Записывайте их в блокнот, используйте в повседневной речи.

Узнавайте значение незнакомых слов, обращая внимание на правильное ударение, тренируйте их произношение.

Неправильное произношение и неуместное употребление слов может сделать вашу речь смешной, вмиг обесценив ее. Составляйте сами новые фразы и предложения. Избегайте словарных клише, используйте речевую образность.

В идеале, после нескольких месяцев систематических (!) тренировок, у вас сформируется мелодичная, запоминающаяся и яркая речь. Вы легко простыми предложениями сможете объяснить суть сложных вещей. Ваша речь будет походить на журчание ручейка. Она будет литься легко и свободно. Отныне такая речь всегда и везде будет с вами.

Отличное владение своим родным языком придаст вам уверенности в себе. Более того, изменит качество вашей жизни, - вы без труда и страха сможете общаться с людьми. Вы будете всегда на высоте!

Желаю вам процветания.

Голос, дикция и речь – важные составляющие для любого успешного публичного выступления. Многие люди имеют невнятную речь, тихий голос и хромающую дикцию. Причин этого бесчисленное множество. Ниже мы рассмотрим самые основные причины таких «болезней», а так же рассмотрим способы, которые помогут Вам развить голос, развить дикцию и речь самостоятельно. Если Вас эта тема интересует, просьба читать эту статью внимательно и выполнять все упражнения, изложенные в ней.

Я знаю только несколько причин тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи – это неуверенностьв себе, низкая самооценка и закомплексованность. Есть и генетические причины, но их касаться мы не будем. Почему я считаю, что главными причинами всего этого является неуверенность в себе, застенчивость и закомплексованность? А как Вы считаете, уверенные в себе люди, с высокой самооценкой имеют тихий голос? Разве они говорят тихо? У них невнятная речь? В большинстве случаев, такие люди не имеют проблем с речью. Посмотрите на политиков, актеров, певцов. Все они уверенные в себе люди, постоянно выступают перед публикой. Поэтому и речь у них развита, и голос громкий и с дикцией нет никаких проблем.

Теперь возьмем застенчивого человека. Во время общения этот застенчивый человек испытывает неуверенность в себе, он считает, что с ним что-то не так (комплексы), охватывает чувство страха и, как следствие, его голос тих, речь неразборчивая, и его просто невозможно слушать. Поэтому, если Вы хотите развить голос, если Вы хотите развить дикцию, если Вы хотите развить речь, Вам необходимо провести огромную работу над собой. Без труда и голос не станет громким. Теперь мы перейдем к упражнениям, которые помогут Вам добиться того, чего Вы хотите. Начнем всё по порядку.

Итак, как мы уже выяснили, развитие голоса является важной задачей для людей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

1) Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.

2) Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5-10 минут.

3) Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.

4) С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» - произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.

5) Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

Как развить дикцию?

Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Дикция очень важна для актеров, певцов, политиков, преподавателей.

Для развития дикции подойдут скороговорки. Их Вы с легкостью можете найти в интернете. Вот Вам видео для примера!

Для того, чтобы начать развивать дикцию, сначала необходимо размять язык, губы, мышцы лица и артикуляционный аппарат.

1) Начнем с языка. Высунете язык вперед как можно дальше, затем засуньте его назад (только не проглотите его). Начните форсировать языком вперед, а затем назад. Продолжительность упражнения – 5-7 минут.

2) Укалывание щек языком. Начните колоть поочередно свои щеки языком. Сначала уколите левую щеку, потом правую. На выполнение потратьте 7-12 минут. Это отличное упражнение для тренировки языка.

3) Хорошее упражнение на язык – это «Чистка зубов». Вы начинаете по кругу вращать язык. Рот при этом должен быть закрыт. Сделайте 20-30 вращений почасовой и против часовой.

4) Затем, высунете язык и начните крутить его по кругу. Сделайте 10-15 кругов почасовой стрелке, затем против часовой. После этого утритесь (витерите слюни с губ).

5) С губами почти то же самое. Упражнение называется «Трубочка - улыбка». Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делайте это упражнение минимум 7 минут.

6) Далее, вытяните губы в трубочку и начните поднимать пяточек сначала вверх, затем вниз. Потом начните выполнять то же самое, только налево, направо. Потом начните крутить пятачок по кругу, почасовой и против часовой.

7) Следующее упражнение – «Пузырь». Вы надумаете щеки и начинаете крутить этот пузырь по кругу.

8) Начните покусывать верхнюю губу своими зубками. Делайте это аккуратно, не откусите себе. Затем начните покусывать нижнюю губу. После этого начните верхней губой обтирать верхние зубы. Старайтесь обтирать так, чтобы нижняя губа не двигалась. Это сложно, но возможно. Делайте это упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Затем начните обтирать нижние зубы нижней губой, верхняя губа тоже не должна двигаться.

9) После выполнения этой разминки, встаньте около окна и произнесите следующую фразу: «На улице хорошая погода, а у меня красивая, четкая, внятная речь». Произнесите эту фразу громко, четко и внятно. На улице Вас должны услышать.

10) Для разминки лицевых мышц, начните мять лицо как попало. Корчите рожи, выпучивайте глаза. Со стороны выглядит не красиво, зато смешно и очень эффективно.

11) Чтобы произношения слов были отчетливыми, необходимо проговаривать окончания. Многие люди проглатывают окончания, особенно «ть». Начните проговаривать следующий ряд:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

ЖДРИ - ЖДРЭ - ЖДРА - ЖДРО - ЖДРУ - ЖДРЫ

Этот ряд развивает Вашу дикцию. Не забывайте про скороговорки.

Как развить речь?

Для развития речи Вам потребуется дисциплина, осознанный контроль и постоянство. Хорошая речь в наше время встречается все реже и реже. Одного человека можно слушать часами, а от другого хочется сбежать. От качества Вашей речи зависит Ваша профессиональная и личная жизнь. Половина успеха зависит от умения общаться, а чтобы уметь общаться, нужна не только эрудированность, но и развитая речь.

1) Для развития речи, первое, что я Вам советую, это читать газеты, журналы, книги. И читать нужно вслух. Во время чтения, старайтесь форсировать интонациями, не допускайте монотонности. Так же, меняйте скорость и громкость чтения. Проговаривайте все окончания, соблюдайте знаки препинания. Чтение вслух – это основное упражнения для развития речи.

3) В-третьих, как и при чтении вслух, следите за темпом речи. Обогатите её интонациями. Выделяйте паузами важные моменты разговора. Пауза должна быть уместной и не затянутой.

4) Четвертое, пополняйте свой словарный запас. Сделать это можно при просмотре фильмов, тренингов, чтении книг. Если Вы по телевизору услышали выступление президента, или другого политика, почему бы Вам не попробовать сказать то же самое у себя дома. Представьте, что Вы выступаете перед публикой в роли президента. Скажите своему воображаемому народу о политической и экономической обстановке в нашей стране. Это очень увлекательное занятие для развития речи и пополнения словарного запаса.

Тренирую голос, дикцию и речь по вышеизложенной методике, Ваша речь через три месяца преобразится до неузнаваемости. Поэтому не удивляйтесь, если знакомые начнут говорить Вам, что в Вас что-то изменилось. А изменился голос, дикция и речь. Практикуйтесь каждый день и тогда Ваши усилия повлекут за собой награду.

В статье рассказывается, что такое дикция и как ее улучшить.

В современном мире людям с хорошей, выразительной дикцией достаточно легко освоиться в большинстве сферах нашей динамично развивающейся жизни. Прекрасные ораторы нужны не только на сцене, но и в бизнесе, и на телевидении, и в политике.



Стив Джобс — прекрасный оратор

Что такое дикция?

Дикцией принято называть четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

Дикция показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы.

ВАЖНО: Человеку с выразительной дикцией гораздо проще заинтересовать и увлечь публику. Такому человеку гораздо проще выступать на публике.



Работа над дикцией и произношением

Для того, чтобы избавиться от резкого «г», свистящего «с», шепелявого «ш», для того, чтобы улучшить произношение слов и слогов, для того, чтобы дикция стала более выразительной, придется немного поработать.

Для чистого звучания речи существует огромное количество упражнений, которые уже на протяжении длительного времени помогают людям стать интересными, увлекательными ораторами. Некоторые из упражнений были известны уже в Древней Греции.



Как улучшить дикцию взрослому, подростку?

Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения. Это:

  • Дыхание и осанка

Не многие знают то, насколько сильно зависит красиво поставленная речь от дыхания и осанки. В связи с этим даже существуют специальные упражнения:

  1. Следует стать прямо, ноги на ширине плеч, руки следует расположить на поясе. После этого необходимо приоткрыть рот, и, якобы преодолевая сопротивление, сделать медленный выдох. После тренировки следует усложнить упражнение прочтением на выдохе нескольких строк любимого стихотворения.
  2. Следует вернуться в исходное положение, а затем медленно наклоняясь вперед сделать вдох. Спину следует держать ровной, а на выдохе начать подниматься и продолжительно тянуть «гм-м-м».
  3. Для упражнения на осанку следует запастись книгой. Книгу необходимо расположить на голове, и медленно ходить с ней так, чтобы она не падала. Затем следует добавить жестикуляцию, приседания, более динамичную ходьбу.


Осанка — первый шаг на пути к красивой речи
  • Артикуляция. Более подробно можно прочитать в разделе ниже
  • Произношение согласных и гласных звуков. Примеры по правильному произношению звуков можно посмотреть в следующих видео:

Видео: Фонетика. Постановка согласных и гласных звуков. Доцент Битехтина Н.Б.

Видео: Постановка свистящих звуков у взрослых

Видео: Коррекция звукопроизношения у взрослых

  • Интонация

Самое лучшее упражнение для развития интонации — это читать по ролям.

Видео: Интонация (тренинг)

  • Скороговорки. Большой список скороговорок можно найти в разделе ниже
  • Актерские методы. Для тренировки дикции с помощью актерских методов, следует взять в рот грецкие орехи, или карандаш, а затем начать медленно, разборчиво произносить скороговорки или читать текст


Упражнения для дикции и артикуляции

Выразительная дикция нуждается в ежедневных тренировках мышц речевого аппарата. Для развития и укрепления мышц рта, челюсти, губ и языка следует заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

Можно выбрать некоторые из нижеприведенных упражнений по артикуляционной гимнастике, хотя для достижения лучшего и быстрого эффекта, лучше выполнять все упражнения по очереди:

  • Стоя, держа руки на груди, следует наклониться немного вперед и как можно более низким голосом на выдохе произнести протяжно гласные буквы, к примеру, «а», «о», «и»
  • Следует широко открыть рот и подвигать нижней челюстью в разные стороны, в том числе и вперед-назад
  • Следует закрыть рот, напрячь кончик языка, а затем поочередно дотронуться им к щекам. Такое упражнение можно проделать и открыв рот
  • Следует очень широко улыбнуться, а затем кончиком языка поочередно дотрагиваться к уголкам рта. Важно, чтобы челюсть оставалась неподвижной, а язык не касался губ
  • Следует широко улыбнуться, приоткрыв рот, а затем пересчитать зубы в верхнем и нижнем ряду, дотрагиваясь к ним кончиком языка. Челюсть в этом упражнении должна быть неподвижной
  • Следует сомкнуть зубы и широко улыбнуться. Важно, чтобы во время улыбки были видны зубы в два ряда
  • Следует сомкнуть зубы, а затем губы сложить в трубочку, вытянув их в перед и при этом потянуть звук «у»
  • Следует открыть широко рот и как можно дальше вытянуть острый язык


  • Следует открыть рот и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык
  • Следует открыть рот, а затем кончиком языка облизать поочередно верхнюю и нижнюю губу, не двигая при этом челюстью

ВАЖНО: Все упражнения из артикуляционной гимнастики стоит проделывать около десяти секунд. После непродолжительного перерыва каждое упражнений следует повторять еще по несколько раз.



Упражнения для дикции и голоса

Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию, сам тембр голоса.

Для этого существуют некоторые упражнения:

  • Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
  • Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо
  • Следует не сбивая дыхания, выдерживая все паузы, выразительно читать тексты, стихотворения, прыгая на скакалке или бегая трусцой.
  • Следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.


  • Следует, издавая разные звуки, бить себя в грудь.
  • Следует во время зевания продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать. Это также поможет расслабить и опустить гортань.
  • Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м»
  • Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.

ВАЖНО: Если описанные упражнения повторять 10-15 минут ежедневно, то можно быстро заметить произошедшие изменения в голосе.

Видео: Лучшее упражнение для голоса на развитие дикции

Надо ли для развития дикции читать вслух?

Чтение вслух может стать важным, замыкающим упражнением для работы над совершенствованием дикции. Читая вслух, проще понять, где и какие имеются проблемы, над чем еще стоит поработать.

Если при очередном прочтении вслух будут учитываться все предыдущие ошибки, то можно заметить, что каждый раз речь будет звучать все чище и чище.

ВАЖНО: Для чтения вслух лучше выбирать белые стихи, многостопные стихи, сложные для восприятия отрывки текстов.



Чтение вслух — упражнение для дикции

Скороговорки для развития дикции

А мне не до недомогания.
Архип осип, Осип охрип.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,
Брит Игнат брат,
Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.



Скороговорки — упражнения для дикции

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала
Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня,
Конб копытом коваля,
Коваль кнутом коня.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Вы малину мыли-ли?
Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,
Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;
Санки хлоп, Санька - вбок,
Сонька - скок, Сеньку с ног.



Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята — здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал,
Фёдор фокусничал,
Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Хохотушка буква Х
Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался,
Похвалялся-хвастался, да и выхвалился,
Да и выхвастался.

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситца
Мучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.
Едет гусь на палочке.
Уточка — на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
А мальчик на собачке.

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;
Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Видео: Как работать со скороговорками Дикция и Артикуляция // 24 УРОК ВОКАЛА

Занимайтесь, тренируйте свою дикцию, и тогда в ораторском мастерстве вам не будет равных.