История русской журналистики 20 века махонина. История русской журналистики начала XX века

Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ века. Учебно-методический комплект (Учебное пособие, Хрестоматия). - М.: Флинта: Наука, 2004. - 368 с.

Аннотация: Предлагаемый учебный комплект включает пособие, в котором впервые систематизированно рассматривается история русской журналистики начала XX века. При описании прессы этого периода, отдельных журналов и газет, типологических групп изданий автор использовал исследования историков русской журналистики, материалы периодической печати начала 1900-х годов, а также дневники, мемуары и воспоминания общественных деятелей, писателей и журналистов. Учебное пособие дополнено хрестоматией, где представлены наиболее интересные публикации изучаемого периода.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, для всех, кто интересуется необычайно драматичной историей прессы начала XX в.

Предисловие

Время и пресса (1890-е-1918 гг.)

Немного статистики

Правительство и печать

Направление и тип периодического издания

Газета и журнал в системе прессы начала ХХ в.

Газетное дело и газетные люди

Типы русских газет

Качественные газеты России

Информационные газеты «Новое время» и «Русское слово»

Массовые и бульварные газеты «Московский листок», «Россия», «Газеты-Копейки»

Русские издатели начала ХХ в.

Журналы "обычного русского типа"

Эволюция толстого журнала

«Вестник Европы»

«Русское богатство»

«Мир божий»

«Журнал для всех»

«Современный мир»

«Русская мысль»

«Современник» и «Летопись»

Тонкий еженедельник и его роль в журналистике начала XX в.

Журналы русского модернизма

«Мир искусства»

«Новый путь»

«Золотое руно» и «Аполлон»

Театральные журналы

Заключение

Контрольные вопросы

Литература

Предисловие к хрестоматии

В.В. Розанов. Почему мы отказываемся от «наследства 60-70-х годов»?

В.В. Розанов. В чем главный недостаток «наследства 60-70-х годов»?

В.М. Доршевич. Репортер

Н.А. Бердяев. Борьба за идеализм

А.В. Амфитеатров. Господа Обмановы

А.В. Амфитеатров. Горестные заметы

Д.С. Мережковский. Грядущий хам

В.Г. Короленко. Хроника внутренней жизни

А.С. Суворин. Маленькие письма

А.В. Пешехонов. Русская политическая газета

А.И. Богданович. Критические заметки

К.К. Арсеньев. Внутреннее обозрение

С.Н. Кривенко. Газетное дело и газетные люди

П.Б. Струве. Великая Россия

A.M. Горький. Две души

Л.Н. Андреев. Горе побежденным!

А.Т. Аверченко. Мое самоопределение

Предисловие

Настоящее пособие посвящается истории русской журналистики начала XX в. Это период с 1900 по 1918 г.

До сих пор в рамках указанного времени обстоятельно изучалась преимущественно социал-демократическая, большевистская печать: «Искра», «Социал-демократ», «Новая жизнь», «Правда» и др. Основная масса периодических изданий общедемократического, либерально-буржуазного и монархического характера не исследовалась, хотя на рубеже веков издавалось несколько тысяч газет и журналов. Известное высказывание В.И. Ленина о том, что после 1895 г. в истории освободительного движения демократизм русской интеллигенции уступил место пролетарскому демократизму привело к однобокому, тенденциозному изучению истории русской журналистики 1900-1917 гг.

Несколько оживилось внимание ко всему богатому спектру печати начала XX в. в 1980-е годы в связи с повышением интереса историков, филологов к гражданской истории и культуре России предреволюционных десятилетий, появились работы представителей смежных с историей русской журналистики дисциплин: истории России, истории литературы, театроведения.

Предлагаемое учебное пособие впервые систематизированно излагает историю русской журналистики в предоктябрьский период. В его основу положен курс лекций «История русской журналистики начала XX в.», который читается на факультете журналистики МГУ с 1992 г. Курс создавался в соответствии с программой по истории русской журналистики XVIII -XX вв. и опирается на материал, излагаемый в лекциях по истории русской журналистики XVIII н XIX вв., а также и в лекциях по истории России.

Способ изложения материала в данном пособии несколько отличается от принятого в предыдущих курсах. В учебниках по истории журналистики XVIII -XIX вв. конкретный материал чаще всего сгруппирован по историческому принципу: он либо распределен по Десятилетиям, либо сконцентрирован вокруг важнейших исторических событий. В этой книге историческая панорама охватывает короткий период - всего около 20 лет. Они наполнены войнами и революциями, события сменяют друг друга в невероятно быстром темпе. Поэтому рассказ о связи журналистики с историческими реалиями начала XX в. вынесен в отдельный раздел «Время и пресса», а анализ отдельных периодических органов, учитывая их чрезвычайное обилие, включен в раздел о типологических группах изданий, существовавших в это время в русской прессе.

Одна из основных задач учебного пособия - показать количественное богатство, типологическое разнообразие журналистики предреволюционного времени. Если для XIX в. самыми распространенными типами изданий были толстый ежемесячный журнал и большая качественная газета, получившая распространение в 80-е годы, то для журналистики начала XX в. характерно развитие многочисленных типов изданий, имевших в то же время и разнообразные подтипы. Кроме традиционных толстых ежемесячников, преимущественную роль начинают играть еженедельники самых разных видов - для семейного чтения, научно-популярные, для самообразования, сатирические, женские, детские. Широкое распространение получают на рубеже веков и в первые годы XX в. массовые и бульварные газеты. Появляются журналы-манифесты, развиваются разные типы отраслевой прессы, и самое главное - в 1905 г. впервые формируется легальная многопартийная пресса.

Раскрытие своеобразия различных типов изданий дает возможность попять систему печати, внутреннюю структуру отдельного органа периодики, охарактеризовать каждый не только как место публикации тех или иных статей, по и показать, как сам тип влияет на характер публикации, ее стиль, систему доказательств и прочее.

В разделах, посвященных различным типам изданий, в качестве примера приведены самые яркие, в наибольшей степени соответствующие данному типу, влиятельные и известные органы прессы. Их перечень может быть продолжен, типологические группы дополнены другими газетами и журналами подобного типа. Таким образом, учебное пособие носит открытый характер, предполагает расширение количества рассматриваемых изданий, позволяет классифицировать новые периодические органы, попавшие в поле зрения исследователя, преподавателя или учащегося.

При описании того или иного органа периодики основное внимание уделяется истории его создания, а также тем журналистам или общественным деятелям, которые принимали в нем активное участие. К сожалению, многие талантливые журналисты, публицисты, издатели начала XX в. оказались несправедливо забытыми.

Имена некоторых из них читатель найдет на страницах данного пособия (А.И. Богданович, Л.З. Слонимский и др.).

Готовя книгу, автор опирался на те публикации газет и журналов 1900-1917 гг., которые посвящены теоретическим проблемам развития русской журналистики и тоже незаслуженно забыты в последующие десятилетия, на дневники, мемуары и воспоминания, большая часть которых вышла в свет еще в 20-х годах. Их список постоянно пополняется в последние годы.

Использованы в работе и последние исследования таких спорных фигур русской журналистики начала XX в., как А.С. Суворин и И.Д. Сытин1 и др.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, а также для всех интересующихся историей прессы начала истекшего века.

В конце книги дан список литературы, знакомство с которой поможет глубже понять отдельные вопросы или темы курса, выполнить письменные работы по данному периоду.

Б.И. Есин, зав. кафедрой истории

русской журналистики и литературы

факультета журналистики МГУ

Религиозный

Цивилизационная

За основу берется не формация, а смена цивилизации и их существование.

Рассматривает исторический процесс, через призму деятельности Бога.

Историки :

Татищев – первым пытался раскрыть выше сказанное.

Карамзин

Соловьев

Клучевски

Восточные Славяне.

С 9 века была основана Киевская Русь. Крупнейшее гос-во Древней Европы.

Народности:

Скифы, Аланы (потомки Скифов),Эски, Анты, Манси, Угры

Этногенез – процесс формирования народностей.

Славяне(4-6век):

Западные Славяне, Южные Славяне, Восточные Славяне

Вятичи жили на территории Москвы. Поляни жили на Днепре. Киявичи.

Два центра селение славян, это Киев (тянулся к Византии), Новгород (1859г. Тянулись к Ганзе).

Византия оказала большое культурное влияние на Славян (но иногда воевали).

Образование Древнерусского гос-ва в конце 9 века.

882г. – завоевание Киева Олегом.

Теории возникновения:

1)Норманнское происхождение, согласно которому славянские племена привезли Варяги.

2) Древнеславянская или антинорманская.

Теории происхождения названия:

Южная теория – Русь, это название пошло от реки Россь.

Северная теория – название Русь принесли Варяги.

Три периода Древнерусского гос-ва:

1) Начальный период (середина 9, конец 10 века)

2) Рассвет Древнерусского гос-ва (князь Владимир, Ярослав Мудрый, конец 10 века первая половина 11 века)

3) Упадок, распад Древнерусского гос-ва (второй половине 11 века, первой половине 12 века)

Предпосылки образования:

1) Развитие производительной силы (земледельцы могут обработать железо)

2) Формирование соседской общины (она идет на смену трудовой общине)

3) Развитие торговли и международных связей

4) Рост социального и имущественного неравенства

5) Существование военной опасности

Особенности :

1) Значимое влияние Византии

2) С момента формирования, гос-во имело политический характер

3) Влияние религии (принятие христианства)

1) Славянские вожди приняли христианство при осаде Константинополя

2) 300 славянский семей крестят Кирилл и Мифодий

3) Ольга принимает христианство

Церковь – как социальный институт (просвещение, здравоохранение, культура). Возникают монастыри, которые несут культуру. Во главе церкви стоял Архиепископ (первый был в Новгороде).

Основа армии – дружина. Существовало ополчение.

Вотчина :

2) Боярские вотчины

3) Церковные вотчины

(Передавались по наследству)



Вывод:

Русь представляла монархию. Большинство было общинниками, но развивались ранние феодальные отношения.

История курса

Учебные пособия

Милые факты по делу и не очень

Направление и типология: что есть что

История периода: царская семья

На следующий же день после прихода к власти большевиков были закрыты все ведущие газеты, в одном только Петербурге закрылось сразу 26 газет. Но некоторые газеты и журналы просуществовали до августа 1918 г. Окончательно вся русская дореволюнная журналистика была ликвидирована в августе 1918 года, поэтому мы говорим, что русская журналистика существовала 215 лет. Начиная с 1703 г. (2 или 3 января - «Петровские ведомости») и по 1918 г. Последний период длиной в 25-27 лет выделен в отдельный курс, его не изучали в советские годы (зачем изучать какие-то буржуазные органы печати).

В 1913 году, по подсчетам Главного управления по делам печати, выходило 2900 с чем-то изданий. Учитывая, что со статистикой в XX веке было плохо, восстановить точную цифру не представляется возможным. Но пусть даже 2000 изданий - было абсолютно невозможно безнаказанно их выбросить, когда их читали каждый день, на них воспитывали общество, когда там работали совершенно блестящие журналисты.

Еще 5 лет назад на вопрос «Какие газеты выходили в XX веке?» студенты всегда отвечали: «Искра». Это совершенно неверно, потому что у «Искры» был тираж 6 тыс. экземпляров, она выходила сначала в Лейпциге, потом в Швейцарии, потом в Лондоне - ее привозили нелегально. Запаковывали в водонепроницаемые бочки, которые сбрасывали с парохода в Балтийском море, ею обертывали тех, кто едет из-за границы. Представляете распространение такой газеты? Газеты же, приходившие каждый день своим читателям на дом, издававшиеся большими тиражами от 100 до 700 тысяч экземпляров, были выброшены на помойку истории.

Писать о журналистике первых декад XX века начали в 1970-е годы. Филологи, историки и литературоведы опережали в этом отношении идеологически ориентированный факультет журналистики. Литературоведы в 1970-е гг. начали всерьез заниматься Серебряным веком - обойти вниманием журналистику было уже невозможно.

По замечанию К.М. Михайловского, «Вся история новейшей русской литературы может быть сведена к истории русской журналистики », - потому что своеобразие России таково, что все новые произведения на протяжени всего XIX века впервые печатались в журналах, а то и в газетах. В 1802 г. Н.М. Карамзин в своем только что созданном журнале «Вестник Европы» писал: «У нас в год выходит едва ли десяток книг и тысячи журналов ». Так продолжалось на протяжении всего XX века. Книг выходило мало, достать их, особенно в далекой провинции, было трудно, и со всеми литературными новинками читатели знакомились благодаря прессе.

Изучая Серебряный век, филологи попутно выпустили фундаментальную работу «История русской литературы XX века» в 3 томах, и осталось очень много материала по журналистике. На их основе они в 1981-1984 гг. выпустили 4 тома, два из которых называлиь «Литературный процесс и русская журналистика», а два назывались «Русская литература и русская журналистика». Они открыли журфаку возможность работать с историей русской журналистики периода Серебряного века, чем факультет не преминул воспользоваться.

НО с XIX века сохранилась традиция оценивать периодическое издание по направлению. Современники, как мы помним, делили издания на оппозиционные, революционно-демократические, либеральные, проправительственные, консервативные и т.д. Это то, на чем споткнулись филологи, потому что два тома были разделены по годам и направлениям. Первые два тома - это социал-демократическая печать, но соцдем печати в это время было очень мало. И тогда филологи придумали термин «общедемократические издания ». Все остальное (следующие два тома) называлось «буржуазно-либеральные и модернистские издания ». А вообще суть в том, что с 1992 года существует этот курс.

Учебные пособия

1. Махонина С.Я. История русской журналистики XX века. 2002 г.

а) Учебное пособие http://evartist.narod.ru/text1/84.htm

б) Учебно-методический комплект (пособие + хрестоматия)

http://journ.chuvsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=238:-2002-223-&catid=72:2010-03-10-02-08-02&Itemid=107

2. Б.И. Есин, С.Я. Махонина. Избранные страницы журналистики начала XX века. 2001 г. (тоже хрестоматия) http://media.utmn.ru/library.php?book=1415

* Рефераты не требуются. Но те, кто хочет и может написать хороший реферат, имеют возможность получить зачет автоматом. Темы в начале следующей лекции.

Г-жа Махонина признается, что испытывает нездоровое влечение к Алексею Сергеевичу Суворину . Его всегда безосновательно обвиняют в прислужничестве и прочих грехах. В 1895 году Суворин писал о конкурсах красоты, первый из которых проводился Дворянским собранием. В жюри были известные художники, что очень оскорбляло Суворина: представьте себе, что нашего первого художника, Репина, пригласят на конкурс красоты. А в чём, собственно, будут приходить на конкурс эти дамы? - и т.д. Тот же Суворин сказал, что XX век «будет веком женским». Правильно сказал.

Мы знакомы с изданиями, которые были на виду, с более мелкими - нет. Например, на рубеже веков издавалось 100 штук кинематографичсеких журналов, о которых никто не знал и не помнил, пока однокурсник С.Я. Махониной не написал диссертацию на эту тему. Издавались также спортивные журналы, журналы о защите животных. Все это представляетсобой обширное поле для открытий, возможность проанализировать никем не прочитанные издания, о которых есть только общее представление.

Типология и направление

Огульное отправление всех изданий в буржуазно-либеральный лагерь оказалось абсолютно неправильным, когда началось изучение отдельных изданий. Буржуазное издание существует на частные средства, но дело в том, что вообще вся русская пресса издавалась на деньги предпринимателей. Даже «Искра » - первая большевистская социал-демократическая газета - издавалась на деньги Потресова и владедицы складов Калмыковой. По способу издания - тоже частная газета, ведь не было еще ни партии, ни партийных средств. Что касается содержания, с либералами большевики и демократы всегда ожесточенно воевали.

Точно определить направления изданий трудно. Журналисты конца XIX - начала XX века и сами отказались от партийности, от «направленства» - стало ясно, что это сужает программу изданий, особенно журналов. В русской журналистике заговорили об общественном мнении. В 1902-1903 гг., празднуя 200-летие русской журналистики, поставили вопрос об ее роли, предназначении. Многие были твердо убеждены, что журналистика призвана осуществлять политическое давление на правительство. В конце концов, «Русские ведомости» смягчили формулировку до «осуществлять общественный контроль». О том, что пресса должна формировать и отражать общественное мнение, заговорил еще в 1870-е годы либерал Борис Чичерин. Но это представление продавливалось в сознание русских журналистов с большим трудом.

Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

С. Я. Махонина
История русской журналистики начала XX века

Предисловие

Настоящее пособие посвящается истории русской журналистики начала XX в. Это период с 1900 по 1918 г.

До сих пор в рамках указанного времени обстоятельно изучалась преимущественно социал-демократическая, большевистская печать: «Искра», «Социал-демократ», «Новая жизнь», «Правда» и др. Основная масса периодических изданий общедемократического, либерально-буржуазного и монархического характера не исследовалась, хотя на рубеже веков издавалось несколько тысяч газет и журналов. Известное высказывание В. И. Ленина о том, что после 1895 г. в истории освободительного движения демократизм русской интеллигенции уступил место пролетарскому демократизму привело к однобокому, тенденциозному изучению истории русской журналистики 1900–1917 гг.

Несколько оживилось внимание ко всему богатому спектру печати начала XX в. в 1980-е годы в связи с повышением интереса историков, филологов к гражданской истории и культуре России предреволюционных десятилетий, появились работы представителей смежных с историей русской журналистики дисциплин: истории России, истории литературы, театроведения.

Предлагаемое учебное пособие впервые систематизирована излагает историю русской журналистики в предоктябрьский период. В его основу положен курс лекций «История русской журналистики начала XX в.», который читается на факультете журналистики МГУ с 1992 г. Курс создавался в соответствии с программой по истории русской журналистики XVIII–XX вв. и опирается на материал, излагаемый в лекциях по истории русской журналистики XVIII и XIX вв., а также и в лекциях по истории России.

Способ изложения материала в данном пособии несколько отличается от принятого в предыдущих курсах. В учебниках по истории журналистики XVIII–XIX вв. конкретный материал чаще всего сгруппирован по историческому принципу: он либо распределен по десятилетиям, либо сконцентрирован вокруг важнейших исторических событий. В этой книге историческая панорама охватывает короткий период – всего около 20 лет. Они наполнены войнами и революциями, события сменяют друг друга в невероятно быстром темпе. Поэтому рассказ о связи журналистики с историческими реалиями начала XX в. вынесен в отдельный раздел «Время и пресса», а анализ отдельных периодических органов, учитывая их чрезвычайное обилие, включен в раздел о типологических группах изданий, существовавших в это время в русской прессе.

Одна из основных задач учебного пособия – показать количественное богатство, типологическое разнообразие журналистики предреволюционного времени. Если для XIX в. самыми распространенными типами изданий были толстый ежемесячный журнал и большая качественная газета, получившая распространение в 80-е годы, то для журналистики начала XX в. характерно развитие многочисленных типов изданий, имевших в то же время и разнообразные подтипы. Кроме традиционных толстых ежемесячников, преимущественную роль начинают играть еженедельники самых разных видов – для семейного чтения, научно-популярные, для самообразования, сатирические, женские, детские. Широкое распространение получают на рубеже веков и в первые годы XX в. массовые и бульварные газеты. Появляются журналы-манифесты, развиваются разные типы отраслевой прессы, и самое главное – в 1905 г. впервые формируется легальная многопартийная пресса.

Раскрытие своеобразия различных типов изданий дает возможность понять систему печати, внутреннюю структуру отдельного органа периодики, охарактеризовать каждый не только как место публикации тех или иных статей, но и показать, как сам тип влияет на характер публикации, ее стиль, систему доказательств и прочее.

В разделах, посвященных различным типам изданий, в качестве примера приведены самые яркие, в наибольшей степени соответствующие данному типу, влиятельные и известные органы прессы. Их перечень может быть продолжен, типологические группы дополнены другими газетами и журналами подобного типа. Таким образом, учебное пособие носит открытый характер, предполагает расширение количества рассматриваемых изданий, позволяет классифицировать новые периодические органы, попавшие в поле зрения исследователя, преподавателя или учащегося.

При описании того или иного органа периодики основное внимание уделяется истории его создания, а также тем журналистам или общественным деятелям, которые принимали в нем активное участие. К сожалению, многие талантливые журналисты, публицисты, издатели начала XX в. оказались несправедливо забытыми. Имена некоторых из них читатель найдет на страницах данного пособия (А. И. Богданович, Л. З. Слонимский и др.).

Готовя книгу, автор опирался на те публикации газет и журналов 1900–1917 гг., которые посвящены теоретическим проблемам развития русской журналистики и тоже незаслуженно забыты в последующие десятилетия, на дневники, мемуары и воспоминания, большая часть которых вышла в свет еще в 20-х годах. Их список постоянно пополняется в последние годы.

Использованы в работе и последние исследования таких спорных фигур русской журналистики начала XX в., как А. С. Суворин и И. Д. Сытин1
См.: Динерштейн Е. А. A. C. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М. 1998.

И др.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, а также для всех интересующихся историей прессы начала истекшего века.

В конце книги дан список литературы, знакомство с которой поможет глубже понять отдельные вопросы или темы курса, выполнить письменные работы по данному периоду.

Б.И. Есин, зав. кафедрой истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ

ВРЕМЯ И ПРЕССА (1890-е-1918 гг.)

«Путь среди революций», по справедливому замечанию «трагического тенора эпохи» А. Блока, прошла Россия за первые 17 лет XX в. Вместе со страной этот путь преодолела и русская журналистика.

Революция 1905–1907 гг. потрясла основы самодержавного государства. Впервые за всю историю России в Манифесте 17 октября 1905 г. были провозглашены демократические свободы, в том числе свобода слова, разрешена организация легальных партий. Во время противостояния правительства и восставших журналистика, также впервые за 200-летнюю историю своего существования, осознала себя в качестве третьей силы, выполняющей свои специфические задачи: информировать население о происходящих событиях, отражать настроения общества, а не только участвовать в революции на стороне одной из борющихся сил.

«Медовым месяцем свободы печати» называли современники короткий период между 17 октября, когда был принят Манифест, до 24 ноября 1905 г., когда появились «Временные правила о печати», регулировавшие положение прессы рамками закона.

За неполных два десятка лет русские газеты и журналы пережили революцию 1905 г., годы реакции, когда административные кары, приостановки и аресты сыпались, как из рога изобилия, общественный подъем 1910–1912 гг., начавшуюся в 1914 г. Первую мировую войну, Февральскую революцию 1917 г., положившую конец самодержавию в России, и, наконец, большевистский переворот 25 октября 1917 г., после которого в течение года были закрыты практически все старые русские периодические издания.

Развитие марксизма. «Легальный марксизм».

Религиозный ренессанс рубежа XIX и XX вв.

Журналистика в 90-е годы XIX в.

П.Б. Струве, H. A. Бердяев, С. Н. Булгаков. Пересмотр идеи марксизма.

Самый шумный скандал в журналистике начала XX в.

Русско-японская война и начало первой русской революции.

Революция и журналистика.

Легальная пресса и восставшие рабочие.

Политические партии и печать в 1905–1907 гг.

Переоценка революционных событий. Сборник «Вехи».

Первая мировая война и печать.

Последний год истории дооктябрьской журналистики.

Хронологические рамки периода истории русской журналистики, носящего название начала XX века, – 1900–1918 гг. Но практически все работы об историческом и культурном развитии России этого времени уделяют значительное внимание процессам, происходящим в стране в 90-е годы XIX в. Капитальные многотомные труды Института мировой литературы АН, посвященные «серебряному веку», начинаются с рассмотрения литературного процесса 90-х годов. Две книги, объединенные общим названием «Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX в.», имеют подзаголовок: 1890–1904.

Действительно, предпосылки многих событий начала XX в. вызревают в 1890-х, когда кризис народнических идей вызвал пересмотр старых представлений во многих областях политической, духовной и культурной жизни, когда начался общественный подъем, приведший к революции 1905–1907 гг. Все это не могло не влиять на журналистику начала XX в. Поэтому при анализе прессы этого времени особое внимание необходимо уделить характеристике процессов, начавшихся в 90-е годы XIX в.

Последняя дата – 1918 г. – определяется тем, что именно в этот год были закрыты практически все основные общественно-политические органы периодики дореволюционной России, и система журналистики самодержавного государства перестала существовать.

В 1890-е годы страна вступила на капиталистический путь развития и быстро шла по этому пути, догоняя Западную Европу. Противоречия между новым способом производства и устаревшими формами управления усложняли социальные проблемы, порождали все более резкие столкновения внутри страны. Усилившееся во второй половине 90-х годов рабочее стачечное движение создавало почву для распространения революционных идей, идеологии марксизма, для создания социал-демократического движения. Идеология народничества, привлекавшая в прежние десятилетия умы передовой русской интеллигенции, себя исчерпала, политический террор не принес ожидаемых результатов. После убийства Александра II в 1881 г. лучшие представители «Народной воли» погибли, революционное движение народников было обескровлено. Позднее народничество так и не смогло вернуть себе былое влияние в обществе. В поисках нового мировоззрения часть русской интеллигенции обратились к учению К. Маркса, которое было известно в России с 1870-х годов. В 90-е годы труды К. Маркса изучали в рабочих кружках, его идеи положили в основу своей деятельности соратники Г. В. Плеханова и В. И. Ленина, возглавившие лагерь «революционных марксистов».

Обратили внимание на учение К. Маркса и наиболее прогрессивные представители русской интеллигенции, которые видели, что вопреки утверждениям народников о самобытном пути России, о возможности миновать капиталистический этап развития, Россия уже вступила на этот путь. В трудах К. Маркса об экономических формациях они пытались увидеть картину будущего страны, но прийти к этому будущему хотели не революционным, а иным путем. Этих людей тогда называли «легальными марксистами». Среди них были экономисты, философы, публицисты, снискавшие впоследствии мировую известность, такие, как П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский и др. Все они активно сотрудничали в российской журналистике. Особенно активно работал П. Б. Струве, не только как публицист, но и как издатель и редактор.

П. Б. СТРУВЕ (1870–1944) – политический деятель, экономист, философ и публицист в 90-е годы редактировал журналы «Новое слово» и «Начало», которые вошли в историю прессы как издания «легального марксизма», активно сотрудничал в журналах «Жизнь» и «Мир божий». В 1902 г. П. Б. Струве создал заграничный журнал «Освобождение», вокруг которого объединились будущие конституционные демократы (кадеты), в декабре 1905-го выпустил новый для России тип политического еженедельника «Полярная звезда», с 1908-го стоял во главе солидного толстого ежемесячника «Русская мысль», издавать который продолжал в эмиграции до 1924 г. Во время Гражданской войны являлся членом Особого совещания при генерале А. И. Деникине, издавал одну из газет Белой армии. В эмиграции выпускал известный журнал «Возрождение». Струве, Бердяев и Булгаков прошли сложный путь осознания смысла происходящих в России революционных событий: от признания революционного пути как возможного, к созданию новой национальной идеи – необходимости поддержки правительства активными силами русской интеллигенции, к неприятию Октября 1917 г. Все эти мыслители, по мнению многих современных исследователей, полнее других олицетворявшие духовный ренессанс начала XX в., активно участвовали в деятельности русской прессы и всегда оказывали большое влияние на развитие общественной мысли.

На авансцене политической борьбы 1890-х годов выступали «революционные» и «легальные» марксисты, и в это же время появились еще немногочисленные представители русской философии, культуры и литературы, которые, пытаясь найти пути обновления и оздоровления жизни, обратились к духовному миру человека, к нравственным основам бытия. В начале 90-х годов возросло внимание интеллигенции к религиозным проблемам. Атеизм и материализм просветителей 60–70-х годов, имена которых были святы для оппозиционно настроенных молодых людей рубежа веков, подверглись пересмотру в первую очередь.

Одним из первых, кто начал разговор о необходимости переосмысления наследства шестидесятников, был философ, писатель и публицист В. В. Розанов.

В. В. РОЗАНОВ (1856–1919) публиковался в русских газетах и журналах самого разного толка. По данным «Словаря псевдонимов» И. Ф. Масанова, он печатался под 47-ю псевдонимами, самый известный среди них – В. Варварин. «Сотрудничал я, – вспоминал В. В. Розанов, – в очень многих газетах и журналах, – всегда без малейшего внимания к тому, какого они направления и кто их издает. Всегда относились ко мне очень хорошо. Только консерваторы не платили гонорара или задерживали его на долгие месяцы… Сотрудничая, я чуть-чуть приноравливал свои статьи к журналу, единственно, чтобы „проходили“ они, но существенно никогда не подавался в себе. Но от этого я любил одновременно во многих органах сотрудничать. Мне ужасно надо было, существенно надо протиснуть „часть души“ в журналах радикальных: и в консервативнейший свой период, когда, оказывается, все либералы были возмущены мною, я попросил у Михайловского участия в „Русском богатстве“. Я бы им написал действительно отличнейшие статьи о бюрократии и пролетариях (сам пролетарий, я их всегда любил). Михайловский отказал, сославшись: „Читатели бы очень удивились, увидев меня вместе с вами в журнале“. Мне же из этого ничего не приходило в голову. Материально я чрезвычайно обязан Суворину: ни разу он не навязал мне ни одной мысли, ни разу не внушил ни одной статьи, не делал и попытки к этому шагу…».2
Розанов В. В. Сочинения. М., 1990. С. 14.

В. В. Розанов одним из первых в русской журналистике нарушил принцип, строго соблюдавшийся в XIX в., – писатель или публицист сотрудничал в одном, близком ему по направлению органе прессы, переход в другой журнал или иную газету означал смену идейной ориентации автора. В XX в. этот принцип потерял свою актуальность и повсеместность.

В июле 1891 г. В. В. Розанов написал для газеты «Московские ведомости», имевшей в это время репутацию самого реакционного органа России, четыре воскресных фельетона, которые он называл «важнейшими» и «принципиальными». Первые два, опубликованные 7 и 14 июля, назывались: «Почему мы отказываемся от „наследства 60–70-х годов“?» и «В чем главный недостаток „наследства 60–70-х годов“?» В этих статьях Розанов утверждал, что поколение 60-х годов растеряло вечные идеалы, которые «с отдельными поколениями не исчезают». Что же это за идеалы?

«В сфере умственной – любить одну истину – это не есть ли идеал? В сфере нравственной – относиться ко всем равно, ни в каком человеке не переставать видеть человека – не есть ли для нас долг? И если мы видели, что опять и опять человек рассматривается только как средство, если мы с отвращением заметили, что таким же средством становится и сама истина, могли ли мы не отвратиться от поколения, которое все это сделало».3
Там же. С. 131, 144.

По мнению Розанова, основная ошибка «отцов» в том, что они хотели строить и перестраивать жизнь человеческую «по грубым потребностям человека». Они потеряли «живую человеческую душу», «мир поэзии, религии и нравственности остался навсегда закрытым» для людей 60–70-х годов. Именно этот мир надлежало открыть «детям» – поколению рубежа веков.

Большой общественный резонанс статьи Розанова вызвали позже, в самом конце XIX в. С философом яростно спорили Н. К. Михайловский и В. В. Ленин, написавший статью «От какого наследства мы отказываемся?». Но розановские идеи оказались созвучны поиску смысла жизни, предпринятому тогда немногочисленными философами, писателями, создателями нового для России литературного движения – модернизма.

В. С. Соловьев, позже Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и другие представители русского религиозного ренессанса создавали свои религиозно-философские концепции, пытались найти новые пути совершенствования мира и человека.

В 1892 г. заявили о себе русские символисты. Д. С. Мережковский в манифесте «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» обосновал философские и эстетические принципы нового искусства, чуть позже В. Я. Брюсов в сборниках «Русские символисты» продемонстрировал поэтические образцы творчества поэтов-символистов.

В начале XX в. модернизм в литературе, живописи, архитектуре, театре занял прочное место, оказал большое влияние на уникальную творческую и духовную атмосферу этого периода, который получил название «серебряного века» русской культуры.

Для развития русской журналистики 90-е годы XIX в. тоже период знаменательный. Ведущую роль в системе прессы начинают играть газеты, количество которых стремительно растет. Если рубеж XVIII–XIX вв. пережили только две газеты, то в 1891 г. издавалось 70 ежедневных и 226 не ежедневных газет. К 1912 г. ежедневных стало 417, из них 10 выходили два раза в день. В прессе заговорили о смерти толстого ежемесячного журнала, основного для журналистики XIX в. типа издания, господствовавшего на протяжении почти ста лет.

Но толстый журнал не умер: вынужденный уйти с первых позиций в системе печати, он сохранил свое влияние на читателей. Кроме уже существовавших журналов, в 90-е годы появляются новые, которым суждено было сыграть значительную роль в XX в., в том числе «Мир божий», вышедший к 1904 г. на первое место среди толстых изданий по тиражу.

Резкая поляризация взглядов и политических симпатий, характерная для первых лет XX в., предшествовавших первой русской революции, ярко отражалась в журналистике. Для читателей русские газеты и журналы этого времени отличались друг от друга, в первую очередь, своим направлением или системой взглядов, пропагандируемых на их страницах. Определенность и однородность направления, как и в прежние десятилетия, являлись основной характеристикой издания.

Периодические издания 90-х годов по своим направлениям распределялись следующим образом. На крайнем правом фланге стояли газета «Московские ведомости» («хранительница дворянских интересов», по определению журнала «Вестник Европы»), и после смерти своего издателя М. Н. Каткова сохранившая репутацию консервативного, охранительного органа, и газета князя В. П. Мещерского «Гражданин», который хотел во что бы то ни стало, если не быть, то слыть органом дворянства, привилегированным истолкователем «идеалов преданий и заветов». Эти газеты не имели никакой популярности ни среди интеллигенции, ни среди дворянства. В январе 1902 г. во время празднования 30-летия со дня основания «Гражданина» появились два письма от представителей русского дворянства, широко цитировавшихся в прессе. В одном из них говорилось: «Негодование и протест вызывала не только в передовых его (дворянства) представителях, но и в громадном его большинстве ваша проповедь узкосословных тенденций, ваша апология дореформенных порядков в виде розги и административного произвола, ваша защита не духовных интересов дворянства, как вы ошибочно полагаете, а низменных побуждений кастового эгоизма».4
См.: Вестник Европы. 1902. № 2. С. 804, 874–875.

В той или иной степени поддерживали идеи монархии и порядка газеты «Свет», «Новое время», журнал «Русский вестник». Умеренно оппозиционная пресса была представлена журналами «Вестник Европы», «Русская мысль», газетой «Биржевые ведомости». Самым популярным оппозиционным изданием была московская газета «Русские ведомости» – «орган русской интеллигенции», по мнению современников. Заметным оппозиционным изданием на рубеже веков стал московский «Курьер» – одна из первых городских демократических газет. В «Курьере» сотрудничали известные русские журналисты и писатели: Л. Андреев, А. Серафимович, B. Гольцев, Н. Ашешов и др.5
См.: Родионова Т. С. Московская газета «Курьер». М., 1999.

Самым левым, «анархическим» изданием рубежа веков председатель Кабинета министров в 1905 г. С. Ю. Витте считал журнал «Русское богатство», в котором сотрудничали видные деятели позднего народничества во главе с Н. К. Михайловским.

Издания «легальных марксистов», журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь», очень быстро были закрыты правительством. Только «Мир божий», в котором печатались последователи марксизма в его легальном варианте – П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков и другие, издавался достаточно долго, до 1906 г.

В 1900 г. социал-демократами и эсерами были предприняты успешные действия по созданию политических партий. Запрещенные в России партии возникали нелегально за границей. Первыми политическую работу по созданию своих организаций начали самые крайние левые группы – «революционные марксисты» и социал-революционеры (эсеры). И те и другие организацию своих партий начали с постановки нелегальных заграничных печатных органов. «Строительными лесами» социал-демократической партии считал В. И. Ленин газету «Искра», которая начала выходить в Лейпциге в 1900 г., затем типография была перенесена в Мюнхен, Лондон, Женеву. «Искра» выполнила свою задачу, и в 1903 г. со второй попытки, была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

С конца 1900 г. начали выпускать свое печатное издание эсеры, сначала в России, а с 1902 г. в Женеве. Центральный орган партии «Революционная Россия» был, по определению лидера эсеров В. Чернова, «ни газета, ни журнал».

С 1902 г. под руководством П. Б. Струве начинает издаваться журнал «Освобождение», сначала в Штутгарте, потом в Париже. Вокруг него группируются те силы русской интеллигенции, которые в 1905–1906 гг. оформятся в партию кадетов (конституционных демократов).6
Об «Освобождении» см.: Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905 1907 гг. М., 1985.

В России рубеж веков ознаменовался переориентацией взглядов известных мыслителей. В 1901 г. в журнале «Мир божий», известном как один из органов «легальных марксистов», с рядом статей выступил Н. А. Бердяев. Уже в первой, имевшей название «Борьба за идеализм», он заявил об отказе от марксизма и о переходе на позиции идеалистической философии.

Н. А. БЕРДЯЕВ (1874–1948) – религиозный философ, публицист, по мнению современных западных исследователей, являлся мыслителем, полнее других олицетворявшим идеи русского духовного ренессанса начала XX в. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков, первыми начавшие переоценку марксистских взглядов, подчеркивали в своих статьях, появившихся в самом начале столетия, что в вопросе о социально-экономическом развитии России они продолжают оставаться на марксистской точке зрения, но хотят дополнить экономическое учение К. Маркса, где практически игнорируются интересы отдельной личности, проблемами этики. По словам С. Н. Булгакова, кризис, переживаемый марксизмом (имелась в виду критика учения К. Маркса, усилившаяся в западной науке), имеет не экономический, не политический, а моральный характер. Основную мысль русских критиков марксизма Л. З. Слонимский – автор журнала «Вестник Европы», известный своими выступлениями против идей К. Маркса и их последователей, сформулировал так: «Нужно человеком быть и свое право на образ и подобие Божества нельзя уступить ни за какие блага мира, ни за счастье и довольство свое или хотя бы всего мира, ни за власть и успех в жизни».7
Вестник и библиотека для самообразования. 1903. № 43. С. 1906.

Считая, что марксизм воодушевляет своих сторонников верой в близкий и закономерный приход иного, совершенного общества и поэтому он силен не научными, а утопическими взглядами, Бердяев и Булгаков предлагали марксистам заменить их веру другой – христианской, или мистико-идеалистической. Таким образом, разными путями представители русской философской и творческой мысли приходили к идее христианства, обновленного, оплодотворенного современной философской мыслью.

В 1901 г. по инициативе петербургских литераторов-символистов Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, философа В. В. Розанова, издателя «Журнала для всех» В. С. Миролюбова, редактора «Мира искусства» художника А. Бенуа и других в Петербурге начинаются заседания религиозно-философских собраний, в которых принимают участие и наиболее прогрессивные представители православной церкви: преподаватели Петербургской духовной академии А. Карташев и В. Успенский, чиновник Святейшего синода В. Тернавцев, редактор журнала «Миссионерское обозрение» В. Скворцов и др. На заседаниях, отчеты о которых печатались в 1903 г. в журнале «Новый путь», обсуждались проблемы свободы совести и веротерпимости, общественной роли церкви и ее взаимоотношений с государством, религиозные основы брака, семьи и так далее. Разрешенные сначала К. Победоносцевым, в 1904 г. собрания были запрещены, так как не все то, о чем там говорилось, соответствовало догматам ортодоксальной церкви. Они еще раз ненадолго возобновились, но гораздо позже.

В 1902 г. вышел из печати сборник философских статей, где были опубликованы работы Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка – известных в России философов-идеалистов и др. Несмотря на сугубо научный характер и название «Проблемы идеализма» сборник вызвал большой общественный резонанс. Именно в статьях этой книги произошла окончательная переоценка и марксизма и материализма, на ее страницах Н. А. Бердяев обосновал «этический принцип личности как самоцели и абсолютной ценности». «Нравственность, – писали авторы сборника во введении – есть безусловное признание в каждом человеке его духовного „я“ и безусловное уважение к его правам».8
Проблемы идеализма. СПб. Без года. С. 3.

13 января 1902 г. разразился один из самых шумных скандалов в русской журналистике. В этот день газета «Россия», известная публике благодаря знаменитым фельетонам В. М. Дорошевича и A. В. Амфитеатрова, опубликовала фельетон последнего «Господа Обмановы», содержавший незавуалированные намеки на царствующий дом. Впоследствии свидетели рассказывали, что первым прочитал фельетон духовник царя Янышев и поспешил с докладом к Николаю II. В господах Обмановых, в их сыне Нике-Милуше (это прозвище надолго осталось за российским императором) царь безошибочно узнал отца, деда и себя самого. Газета была приостановлена и больше не возобновилась. А. В. Амфитеатров, как выяснилось позднее, был отправлен в Минусинск, да так поспешно, что вынужден был уехать в осеннем пальто, потому что шуба была заложена.9
См.: Суворин А. С. Дневник. М., 2000. С. 425.

Все более или менее причастные к журналистике долго гадали, на что надеялся Амфитеатров, публикуя «Господ Обмановых», и читали ли фельетон перед публикацией редактор Г. П. Сазонов и B. М. Дорошевич. Возможно, Амфитеатров надеялся, что царь промолчит, чтобы не раздувать скандала. Так или иначе, фельетон стал основной сенсацией на долгое время.

При всей неясности мотивов Амфитеатрова, сделавшего подобный выпад против царствующей династии, само появление такого фельетона – факт очень симптоматичный для России начала 900-х годов, когда в преддверии первой русской революции в обществе резко усилились антисамодержавные настроения.

В 1903 г. отмечалось 200-летие русской журналистики. Почти все газеты и журналы публиковали статьи о ведущих органах прессы, начиная с «Ведомостей», учрежденных Петром I и появившихся в начале 1703 г. К юбилею был подготовлен «Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати в 1703–1903 гг.», но в основном празднование вылилось в разговор о бесправном, угнетенном положении прессы в России. Много писали о цензурных запретах, административных преследованиях, полном отсутствии права на свободное слово.

Результатом этого обсуждения проблем свободы печати явилась вышедшая в 1905 г. книга сотрудников газеты «Русские ведомости» Вл. Розенберга и В. Якушина «Русская печать и цензура в прошлом и настоящем».

В 1904 г. началась русско-японская война. Она была крайне непопулярна в России, виновниками считались придворные круги, у которых были разногласия с Японией из-за лесных концессий на Дальнем Востоке. Поражение в войне, растущее недовольство политикой правительства накалили общественную атмосферу, заставили самодержавие пойти на некоторые послабления режима.

В августе 1904 г. министром внутренних дел стал П. Д. Святополк-Мирский, который провозгласил «эпоху доверия» правительства обществу, слегка ослабил цензуру, разрешил съезды земских деятелей и т. д. Осенью началась, по выражению А. С. Суворина, «правительственная весна», давшая возможность открыто обсуждать такие проблемы, о которых раньше запрещалось даже упоминать.

9 января 1905 г. разразилась первая русская революция. Расстрел мирной демонстрации, которую священник Григорий Гапон вел к Зимнему дворцу с петициями и просьбами к царю, потряс всю Россию. Правда, в истории расстрела есть непонятные моменты: судя по дневникам Николая II, царя не было в этот момент не только во дворце, но и вообще в Петербурге. Знал ли об этом Гапон? Наверное знал, не мог не знать. В трудах историков последних лет появился тезис о том, что события 9 января – провокация, направленная не только против рабочих, но и против Николая II.

О готовящемся расстреле некоторые общественные деятели знали еще накануне. 8 января в редакции одной из самых влиятельных газет Петербурга «Наши дни» собрались писатели, адвокаты, ученые, журналисты. Было решено послать к Святополк-Мирскому депутацию. В нее вошли А. М. Горький, член редколлегии журнала «Русское богатство» Н. Ф. Анненский, активные сотрудники этого журнала А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, политический обозреватель «Вестника Европы» К. К. Арсеньев, редактор газеты «Право» И. В. Гессен, известные историки Н. И. Кареев, В. И. Семевский и др. Пытаясь остановить расстрел, участники депутации разговаривали с С. Ю. Витте, но никаких результатов этот разговор не дал. После Кровавого воскресенья все члены депутации были арестованы, А. М. Горький на целый месяц был отправлен в Петропавловскую крепость.

Журналистика в годы первой русской революции прошла очень своеобразный, сложный путь: за короткое время она пережила и «медовый месяц свободы», по выражению современников, и ожесточенный административный нажим со стороны власти, и попытки восставших рабочих взять ее под свой контроль. Журналистике пришлось самоопределиться, осознать собственную, только прессе присущую роль в период общественных бурь и катаклизмов.

Настоящее пособие посвящается истории русской журналистики начала XX в. Это период с 1900 по 1918 г.

До сих пор в рамках указанного времени обстоятельно изучалась преимущественно социал-демократическая, большевистская печать: «Искра», «Социал-демократ», «Новая жизнь», «Правда» и др. Основная масса периодических изданий общедемократического, либерально-буржуазного и монархического характера не исследовалась, хотя на рубеже веков издавалось несколько тысяч газет и журналов. Известное высказывание В. И. Ленина о том, что после 1895 г. в истории освободительного движения демократизм русской интеллигенции уступил место пролетарскому демократизму привело к однобокому, тенденциозному изучению истории русской журналистики 1900–1917 гг.

Несколько оживилось внимание ко всему богатому спектру печати начала XX в. в 1980-е годы в связи с повышением интереса историков, филологов к гражданской истории и культуре России предреволюционных десятилетий, появились работы представителей смежных с историей русской журналистики дисциплин: истории России, истории литературы, театроведения.

Предлагаемое учебное пособие впервые систематизирована излагает историю русской журналистики в предоктябрьский период. В его основу положен курс лекций «История русской журналистики начала XX в.», который читается на факультете журналистики МГУ с 1992 г. Курс создавался в соответствии с программой по истории русской журналистики XVIII–XX вв. и опирается на материал, излагаемый в лекциях по истории русской журналистики XVIII и XIX вв., а также и в лекциях по истории России.

Способ изложения материала в данном пособии несколько отличается от принятого в предыдущих курсах. В учебниках по истории журналистики XVIII–XIX вв. конкретный материал чаще всего сгруппирован по историческому принципу: он либо распределен по десятилетиям, либо сконцентрирован вокруг важнейших исторических событий. В этой книге историческая панорама охватывает короткий период – всего около 20 лет. Они наполнены войнами и революциями, события сменяют друг друга в невероятно быстром темпе. Поэтому рассказ о связи журналистики с историческими реалиями начала XX в. вынесен в отдельный раздел «Время и пресса», а анализ отдельных периодических органов, учитывая их чрезвычайное обилие, включен в раздел о типологических группах изданий, существовавших в это время в русской прессе.

Одна из основных задач учебного пособия – показать количественное богатство, типологическое разнообразие журналистики предреволюционного времени. Если для XIX в. самыми распространенными типами изданий были толстый ежемесячный журнал и большая качественная газета, получившая распространение в 80-е годы, то для журналистики начала XX в. характерно развитие многочисленных типов изданий, имевших в то же время и разнообразные подтипы. Кроме традиционных толстых ежемесячников, преимущественную роль начинают играть еженедельники самых разных видов – для семейного чтения, научно-популярные, для самообразования, сатирические, женские, детские. Широкое распространение получают на рубеже веков и в первые годы XX в. массовые и бульварные газеты. Появляются журналы-манифесты, развиваются разные типы отраслевой прессы, и самое главное – в 1905 г. впервые формируется легальная многопартийная пресса.

Раскрытие своеобразия различных типов изданий дает возможность понять систему печати, внутреннюю структуру отдельного органа периодики, охарактеризовать каждый не только как место публикации тех или иных статей, но и показать, как сам тип влияет на характер публикации, ее стиль, систему доказательств и прочее.

В разделах, посвященных различным типам изданий, в качестве примера приведены самые яркие, в наибольшей степени соответствующие данному типу, влиятельные и известные органы прессы. Их перечень может быть продолжен, типологические группы дополнены другими газетами и журналами подобного типа. Таким образом, учебное пособие носит открытый характер, предполагает расширение количества рассматриваемых изданий, позволяет классифицировать новые периодические органы, попавшие в поле зрения исследователя, преподавателя или учащегося.

При описании того или иного органа периодики основное внимание уделяется истории его создания, а также тем журналистам или общественным деятелям, которые принимали в нем активное участие. К сожалению, многие талантливые журналисты, публицисты, издатели начала XX в. оказались несправедливо забытыми. Имена некоторых из них читатель найдет на страницах данного пособия (А. И. Богданович, Л. З. Слонимский и др.).

Готовя книгу, автор опирался на те публикации газет и журналов 1900–1917 гг., которые посвящены теоретическим проблемам развития русской журналистики и тоже незаслуженно забыты в последующие десятилетия, на дневники, мемуары и воспоминания, большая часть которых вышла в свет еще в 20-х годах. Их список постоянно пополняется в последние годы.

Использованы в работе и последние исследования таких спорных фигур русской журналистики начала XX в., как А. С. Суворин и И. Д. Сытин и др.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, а также для всех интересующихся историей прессы начала истекшего века.

В конце книги дан список литературы, знакомство с которой поможет глубже понять отдельные вопросы или темы курса, выполнить письменные работы по данному периоду.

Б.И. Есин, зав. кафедрой истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ

ВРЕМЯ И ПРЕССА (1890-е-1918 гг.)

«Путь среди революций», по справедливому замечанию «трагического тенора эпохи» А. Блока, прошла Россия за первые 17 лет XX в. Вместе со страной этот путь преодолела и русская журналистика.

Революция 1905–1907 гг. потрясла основы самодержавного государства. Впервые за всю историю России в Манифесте 17 октября 1905 г. были провозглашены демократические свободы, в том числе свобода слова, разрешена организация легальных партий. Во время противостояния правительства и восставших журналистика, также впервые за 200-летнюю историю своего существования, осознала себя в качестве третьей силы, выполняющей свои специфические задачи: информировать население о происходящих событиях, отражать настроения общества, а не только участвовать в революции на стороне одной из борющихся сил.

«Медовым месяцем свободы печати» называли современники короткий период между 17 октября, когда был принят Манифест, до 24 ноября 1905 г., когда появились «Временные правила о печати», регулировавшие положение прессы рамками закона.

За неполных два десятка лет русские газеты и журналы пережили революцию 1905 г., годы реакции, когда административные кары, приостановки и аресты сыпались, как из рога изобилия, общественный подъем 1910–1912 гг., начавшуюся в 1914 г. Первую мировую войну, Февральскую революцию 1917 г., положившую конец самодержавию в России, и, наконец, большевистский переворот 25 октября 1917 г., после которого в течение года были закрыты практически все старые русские периодические издания.

Развитие марксизма. «Легальный марксизм».

Религиозный ренессанс рубежа XIX и XX вв.

Журналистика в 90-е годы XIX в.

П.Б. Струве, H. A. Бердяев, С. Н. Булгаков. Пересмотр идеи марксизма.

Самый шумный скандал в журналистике начала XX в.

Русско-японская война и начало первой русской революции.

Революция и журналистика.

Легальная пресса и восставшие рабочие.

Политические партии и печать в 1905–1907 гг.

Переоценка революционных событий. Сборник «Вехи».

Первая мировая война и печать.

Последний год истории дооктябрьской журналистики.

Предисловие

Настоящее пособие посвящается истории русской журналистики начала XX в. Это период с 1900 по 1918 г.
До сих пор в рамках указанного времени обстоятельно изучалась преимущественно социал-демократическая, большевистская печать: «Искра», «Социал-демократ», «Новая жизнь», «Правда» и др. Основная масса периодических изданий общедемократического, либерально-буржуазного и монархического характера не исследовалась, хотя на рубеже веков издавалось несколько тысяч газет и журналов. Известное высказывание В. И. Ленина о том, что после 1895 г. в истории освободительного движения демократизм русской интеллигенции уступил место пролетарскому демократизму привело к однобокому, тенденциозному изучению истории русской журналистики 1900–1917 гг.
Несколько оживилось внимание ко всему богатому спектру печати начала XX в. в 1980-е годы в связи с повышением интереса историков, филологов к гражданской истории и культуре России предреволюционных десятилетий, появились работы представителей смежных с историей русской журналистики дисциплин: истории России, истории литературы, театроведения.
Предлагаемое учебное пособие впервые систематизирована излагает историю русской журналистики в предоктябрьский период. В его основу положен курс лекций «История русской журналистики начала XX в.», который читается на факультете журналистики МГУ с 1992 г. Курс создавался в соответствии с программой по истории русской журналистики XVIII–XX вв. и опирается на материал, излагаемый в лекциях по истории русской журналистики XVIII и XIX вв., а также и в лекциях по истории России.
Способ изложения материала в данном пособии несколько отличается от принятого в предыдущих курсах. В учебниках по истории журналистики XVIII–XIX вв. конкретный материал чаще всего сгруппирован по историческому принципу: он либо распределен по десятилетиям, либо сконцентрирован вокруг важнейших исторических событий. В этой книге историческая панорама охватывает короткий период – всего около 20 лет. Они наполнены войнами и революциями, события сменяют друг друга в невероятно быстром темпе. Поэтому рассказ о связи журналистики с историческими реалиями начала XX в. вынесен в отдельный раздел «Время и пресса», а анализ отдельных периодических органов, учитывая их чрезвычайное обилие, включен в раздел о типологических группах изданий, существовавших в это время в русской прессе.
Одна из основных задач учебного пособия – показать количественное богатство, типологическое разнообразие журналистики предреволюционного времени. Если для XIX в. самыми распространенными типами изданий были толстый ежемесячный журнал и большая качественная газета, получившая распространение в 80-е годы, то для журналистики начала XX в. характерно развитие многочисленных типов изданий, имевших в то же время и разнообразные подтипы. Кроме традиционных толстых ежемесячников, преимущественную роль начинают играть еженедельники самых разных видов – для семейного чтения, научно-популярные, для самообразования, сатирические, женские, детские. Широкое распространение получают на рубеже веков и в первые годы XX в. массовые и бульварные газеты. Появляются журналы-манифесты, развиваются разные типы отраслевой прессы, и самое главное – в 1905 г. впервые формируется легальная многопартийная пресса.
Раскрытие своеобразия различных типов изданий дает возможность понять систему печати, внутреннюю структуру отдельного органа периодики, охарактеризовать каждый не только как место публикации тех или иных статей, но и показать, как сам тип влияет на характер публикации, ее стиль, систему доказательств и прочее.
В разделах, посвященных различным типам изданий, в качестве примера приведены самые яркие, в наибольшей степени соответствующие данному типу, влиятельные и известные органы прессы. Их перечень может быть продолжен, типологические группы дополнены другими газетами и журналами подобного типа. Таким образом, учебное пособие носит открытый характер, предполагает расширение количества рассматриваемых изданий, позволяет классифицировать новые периодические органы, попавшие в поле зрения исследователя, преподавателя или учащегося.
При описании того или иного органа периодики основное внимание уделяется истории его создания, а также тем журналистам или общественным деятелям, которые принимали в нем активное участие. К сожалению, многие талантливые журналисты, публицисты, издатели начала XX в. оказались несправедливо забытыми. Имена некоторых из них читатель найдет на страницах данного пособия (А. И. Богданович, Л. З. Слонимский и др.).
Готовя книгу, автор опирался на те публикации газет и журналов 1900–1917 гг., которые посвящены теоретическим проблемам развития русской журналистики и тоже незаслуженно забыты в последующие десятилетия, на дневники, мемуары и воспоминания, большая часть которых вышла в свет еще в 20-х годах. Их список постоянно пополняется в последние годы.
Использованы в работе и последние исследования таких спорных фигур русской журналистики начала XX в., как А. С. Суворин и И. Д. Сытин и др.
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, а также для всех интересующихся историей прессы начала истекшего века.
В конце книги дан список литературы, знакомство с которой поможет глубже понять отдельные вопросы или темы курса, выполнить письменные работы по данному периоду.
Б.И. Есин, зав. кафедрой истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ

ВРЕМЯ И ПРЕССА (1890-е-1918 гг.)

«Путь среди революций», по справедливому замечанию «трагического тенора эпохи» А. Блока, прошла Россия за первые 17 лет XX в. Вместе со страной этот путь преодолела и русская журналистика.
Революция 1905–1907 гг. потрясла основы самодержавного государства. Впервые за всю историю России в Манифесте 17 октября 1905 г. были провозглашены демократические свободы, в том числе свобода слова, разрешена организация легальных партий. Во время противостояния правительства и восставших журналистика, также впервые за 200-летнюю историю своего существования, осознала себя в качестве третьей силы, выполняющей свои специфические задачи: информировать население о происходящих событиях, отражать настроения общества, а не только участвовать в революции на стороне одной из борющихся сил.
«Медовым месяцем свободы печати» называли современники короткий период между 17 октября, когда был принят Манифест, до 24 ноября 1905 г., когда появились «Временные правила о печати», регулировавшие положение прессы рамками закона.
За неполных два десятка лет русские газеты и журналы пережили революцию 1905 г., годы реакции, когда административные кары, приостановки и аресты сыпались, как из рога изобилия, общественный подъем 1910–1912 гг., начавшуюся в 1914 г. Первую мировую войну, Февральскую революцию 1917 г., положившую конец самодержавию в России, и, наконец, большевистский переворот 25 октября 1917 г., после которого в течение года были закрыты практически все старые русские периодические издания.
Развитие марксизма. «Легальный марксизм».
Религиозный ренессанс рубежа XIX и XX вв.
Журналистика в 90-е годы XIX в.
П.Б. Струве, H. A. Бердяев, С. Н. Булгаков. Пересмотр идеи марксизма.
Самый шумный скандал в журналистике начала XX в.
Русско-японская война и начало первой русской революции.
Революция и журналистика.
Манифест 17 октября 1905 г.
Легальная пресса и восставшие рабочие.
Политические партии и печать в 1905–1907 гг.
Переворот 3 июня 1907 г. и пресса.
Переоценка революционных событий. Сборник «Вехи».
Первая мировая война и печать.
Последний год истории дооктябрьской журналистики.
Хронологические рамки периода истории русской журналистики, носящего название начала XX века, – 1900–1918 гг. Но практически все работы об историческом и культурном развитии России этого времени уделяют значительное внимание процессам, происходящим в стране в 90-е годы XIX в. Капитальные многотомные труды Института мировой литературы АН, посвященные «серебряному веку», начинаются с рассмотрения литературного процесса 90-х годов. Две книги, объединенные общим названием «Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX в.», имеют подзаголовок: 1890–1904.
Действительно, предпосылки многих событий начала XX в. вызревают в 1890-х, когда кризис народнических идей вызвал пересмотр старых представлений во многих областях политической, духовной и культурной жизни, когда начался общественный подъем, приведший к революции 1905–1907 гг. Все это не могло не влиять на журналистику начала XX в. Поэтому при анализе прессы этого времени особое внимание необходимо уделить характеристике процессов, начавшихся в 90-е годы XIX в.
Последняя дата – 1918 г. – определяется тем, что именно в этот год были закрыты практически все основные общественно-политические органы периодики дореволюционной России, и система журналистики самодержавного государства перестала существовать.
В 1890-е годы страна вступила на капиталистический путь развития и быстро шла по этому пути, догоняя Западную Европу. Противоречия между новым способом производства и устаревшими формами управления усложняли социальные проблемы, порождали все более резкие столкновения внутри страны. Усилившееся во второй половине 90-х годов рабочее стачечное движение создавало почву для распространения революционных идей, идеологии марксизма, для создания социал-демократического движения. Идеология народничества, привлекавшая в прежние десятилетия умы передовой русской интеллигенции, себя исчерпала, политический террор не принес ожидаемых результатов. После убийства Александра II в 1881 г. лучшие представители «Народной воли» погибли, революционное движение народников было обескровлено. Позднее народничество так и не смогло вернуть себе былое влияние в обществе. В поисках нового мировоззрения часть русской интеллигенции обратились к учению К. Маркса, которое было известно в России с 1870-х годов. В 90-е годы труды К. Маркса изучали в рабочих кружках, его идеи положили в основу своей деятельности соратники Г. В. Плеханова и В. И. Ленина, возглавившие лагерь «революционных марксистов».
Обратили внимание на учение К. Маркса и наиболее прогрессивные представители русской интеллигенции, которые видели, что вопреки утверждениям народников о самобытном пути России, о возможности миновать капиталистический этап развития, Россия уже вступила на этот путь. В трудах К. Маркса об экономических формациях они пытались увидеть картину будущего страны, но прийти к этому будущему хотели не революционным, а иным путем. Этих людей тогда называли «легальными марксистами». Среди них были экономисты, философы, публицисты, снискавшие впоследствии мировую известность, такие, как П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский и др. Все они активно сотрудничали в российской журналистике. Особенно активно работал П. Б. Струве, не только как публицист, но и как издатель и редактор.
П. Б. СТРУВЕ (1870–1944) – политический деятель, экономист, философ и публицист в 90-е годы редактировал журналы «Новое слово» и «Начало», которые вошли в историю прессы как издания «легального марксизма», активно сотрудничал в журналах «Жизнь» и «Мир божий». В 1902 г. П. Б. Струве создал заграничный журнал «Освобождение», вокруг которого объединились будущие конституционные демократы (кадеты), в декабре 1905-го выпустил новый для России тип политического еженедельника «Полярная звезда», с 1908-го стоял во главе солидного толстого ежемесячника «Русская мысль», издавать который продолжал в эмиграции до 1924 г. Во время Гражданской войны являлся членом Особого совещания при генерале А. И. Деникине, издавал одну из газет Белой армии. В эмиграции выпускал известный журнал «Возрождение». Струве, Бердяев и Булгаков прошли сложный путь осознания смысла происходящих в России революционных событий: от признания революционного пути как возможного, к созданию новой национальной идеи – необходимости поддержки правительства активными силами русской интеллигенции, к неприятию Октября 1917 г. Все эти мыслители, по мнению многих современных исследователей, полнее других олицетворявшие духовный ренессанс начала XX в., активно участвовали в деятельности русской прессы и всегда оказывали большое влияние на развитие общественной мысли.
На авансцене политической борьбы 1890-х годов выступали «революционные» и «легальные» марксисты, и в это же время появились еще немногочисленные представители русской философии, культуры и литературы, которые, пытаясь найти пути обновления и оздоровления жизни, обратились к духовному миру человека, к нравственным основам бытия. В начале 90-х годов возросло внимание интеллигенции к религиозным проблемам. Атеизм и материализм просветителей 60–70-х годов, имена которых были святы для оппозиционно настроенных молодых людей рубежа веков, подверглись пересмотру в первую очередь.
Одним из первых, кто начал разговор о необходимости переосмысления наследства шестидесятников, был философ, писатель и публицист В. В. Розанов.
В. В. РОЗАНОВ (1856–1919) публиковался в русских газетах и журналах самого разного толка. По данным «Словаря псевдонимов» И. Ф. Масанова, он печатался под 47-ю псевдонимами, самый известный среди них – В. Варварин. «Сотрудничал я, – вспоминал В. В. Розанов, – в очень многих газетах и журналах, – всегда без малейшего внимания к тому, какого они направления и кто их издает. Всегда относились ко мне очень хорошо. Только консерваторы не платили гонорара или задерживали его на долгие месяцы… Сотрудничая, я чуть-чуть приноравливал свои статьи к журналу, единственно, чтобы „проходили“ они, но существенно никогда не подавался в себе. Но от этого я любил одновременно во многих органах сотрудничать. Мне ужасно надо было, существенно надо протиснуть „часть души“ в журналах радикальных: и в консервативнейший свой период, когда, оказывается, все либералы были возмущены мною, я попросил у Михайловского участия в „Русском богатстве“. Я бы им написал действительно отличнейшие статьи о бюрократии и пролетариях (сам пролетарий, я их всегда любил). Михайловский отказал, сославшись: „Читатели бы очень удивились, увидев меня вместе с вами в журнале“. Мне же из этого ничего не приходило в голову. Материально я чрезвычайно обязан Суворину: ни разу он не навязал мне ни одной мысли, ни разу не внушил ни одной статьи, не делал и попытки к этому шагу…».
В. В. Розанов одним из первых в русской журналистике нарушил принцип, строго соблюдавшийся в XIX в., – писатель или публицист сотрудничал в одном, близком ему по направлению органе прессы, переход в другой журнал или иную газету означал смену идейной ориентации автора. В XX в. этот принцип потерял свою актуальность и повсеместность.
В июле 1891 г. В. В. Розанов написал для газеты «Московские ведомости», имевшей в это время репутацию самого реакционного органа России, четыре воскресных фельетона, которые он называл «важнейшими» и «принципиальными». Первые два, опубликованные 7 и 14 июля, назывались: «Почему мы отказываемся от „наследства 60–70-х годов“?» и «В чем главный недостаток „наследства 60–70-х годов“?» В этих статьях Розанов утверждал, что поколение 60-х годов растеряло вечные идеалы, которые «с отдельными поколениями не исчезают». Что же это за идеалы?
«В сфере умственной – любить одну истину – это не есть ли идеал? В сфере нравственной – относиться ко всем равно, ни в каком человеке не переставать видеть человека – не есть ли для нас долг? И если мы видели, что опять и опять человек рассматривается только как средство, если мы с отвращением заметили, что таким же средством становится и сама истина, могли ли мы не отвратиться от поколения, которое все это сделало».
По мнению Розанова, основная ошибка «отцов» в том, что они хотели строить и перестраивать жизнь человеческую «по грубым потребностям человека». Они потеряли «живую человеческую душу», «мир поэзии, религии и нравственности остался навсегда закрытым» для людей 60–70-х годов. Именно этот мир надлежало открыть «детям» – поколению рубежа веков.
Большой общественный резонанс статьи Розанова вызвали позже, в самом конце XIX в. С философом яростно спорили Н. К. Михайловский и В. В. Ленин, написавший статью «От какого наследства мы отказываемся?». Но розановские идеи оказались созвучны поиску смысла жизни, предпринятому тогда немногочисленными философами, писателями, создателями нового для России литературного движения – модернизма.
В. С. Соловьев, позже Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и другие представители русского религиозного ренессанса создавали свои религиозно-философские концепции, пытались найти новые пути совершенствования мира и человека.
В 1892 г. заявили о себе русские символисты. Д. С. Мережковский в манифесте «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» обосновал философские и эстетические принципы нового искусства, чуть позже В. Я. Брюсов в сборниках «Русские символисты» продемонстрировал поэтические образцы творчества поэтов-символистов.
В начале XX в. модернизм в литературе, живописи, архитектуре, театре занял прочное место, оказал большое влияние на уникальную творческую и духовную атмосферу этого периода, который получил название «серебряного века» русской культуры.
Для развития русской журналистики 90-е годы XIX в. тоже период знаменательный. Ведущую роль в системе прессы начинают играть газеты, количество которых стремительно растет. Если рубеж XVIII–XIX вв. пережили только две газеты, то в 1891 г. издавалось 70 ежедневных и 226 не ежедневных газет. К 1912 г. ежедневных стало 417, из них 10 выходили два раза в день. В прессе заговорили о смерти толстого ежемесячного журнала, основного для журналистики XIX в. типа издания, господствовавшего на протяжении почти ста лет.
Но толстый журнал не умер: вынужденный уйти с первых позиций в системе печати, он сохранил свое влияние на читателей. Кроме уже существовавших журналов, в 90-е годы появляются новые, которым суждено было сыграть значительную роль в XX в., в том числе «Мир божий», вышедший к 1904 г. на первое место среди толстых изданий по тиражу.
Резкая поляризация взглядов и политических симпатий, характерная для первых лет XX в., предшествовавших первой русской революции, ярко отражалась в журналистике. Для читателей русские газеты и журналы этого времени отличались друг от друга, в первую очередь, своим направлением или системой взглядов, пропагандируемых на их страницах. Определенность и однородность направления, как и в прежние десятилетия, являлись основной характеристикой издания.
Периодические издания 90-х годов по своим направлениям распределялись следующим образом. На крайнем правом фланге стояли газета «Московские ведомости» («хранительница дворянских интересов», по определению журнала «Вестник Европы»), и после смерти своего издателя М. Н. Каткова сохранившая репутацию консервативного, охранительного органа, и газета князя В. П. Мещерского «Гражданин», который хотел во что бы то ни стало, если не быть, то слыть органом дворянства, привилегированным истолкователем «идеалов преданий и заветов». Эти газеты не имели никакой популярности ни среди интеллигенции, ни среди дворянства. В январе 1902 г. во время празднования 30-летия со дня основания «Гражданина» появились два письма от представителей русского дворянства, широко цитировавшихся в прессе. В одном из них говорилось: «Негодование и протест вызывала не только в передовых его (дворянства) представителях, но и в громадном его большинстве ваша проповедь узкосословных тенденций, ваша апология дореформенных порядков в виде розги и административного произвола, ваша защита не духовных интересов дворянства, как вы ошибочно полагаете, а низменных побуждений кастового эгоизма».
В той или иной степени поддерживали идеи монархии и порядка газеты «Свет», «Новое время», журнал «Русский вестник». Умеренно оппозиционная пресса была представлена журналами «Вестник Европы», «Русская мысль», газетой «Биржевые ведомости». Самым популярным оппозиционным изданием была московская газета «Русские ведомости» – «орган русской интеллигенции», по мнению современников. Заметным оппозиционным изданием на рубеже веков стал московский «Курьер» – одна из первых городских демократических газет. В «Курьере» сотрудничали известные русские журналисты и писатели: Л. Андреев, А. Серафимович, B. Гольцев, Н. Ашешов и др.
Самым левым, «анархическим» изданием рубежа веков председатель Кабинета министров в 1905 г. С. Ю. Витте считал журнал «Русское богатство», в котором сотрудничали видные деятели позднего народничества во главе с Н. К. Михайловским.
Издания «легальных марксистов», журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь», очень быстро были закрыты правительством. Только «Мир божий», в котором печатались последователи марксизма в его легальном варианте – П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков и другие, издавался достаточно долго, до 1906 г.
В 1900 г. социал-демократами и эсерами были предприняты успешные действия по созданию политических партий. Запрещенные в России партии возникали нелегально за границей. Первыми политическую работу по созданию своих организаций начали самые крайние левые группы – «революционные марксисты» и социал-революционеры (эсеры). И те и другие организацию своих партий начали с постановки нелегальных заграничных печатных органов. «Строительными лесами» социал-демократической партии считал В. И. Ленин газету «Искра», которая начала выходить в Лейпциге в 1900 г., затем типография была перенесена в Мюнхен, Лондон, Женеву. «Искра» выполнила свою задачу, и в 1903 г. со второй попытки, была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).
С конца 1900 г. начали выпускать свое печатное издание эсеры, сначала в России, а с 1902 г. в Женеве. Центральный орган партии «Революционная Россия» был, по определению лидера эсеров В. Чернова, «ни газета, ни журнал».
С 1902 г. под руководством П. Б. Струве начинает издаваться журнал «Освобождение», сначала в Штутгарте, потом в Париже. Вокруг него группируются те силы русской интеллигенции, которые в 1905–1906 гг. оформятся в партию кадетов (конституционных демократов).
В России рубеж веков ознаменовался переориентацией взглядов известных мыслителей. В 1901 г. в журнале «Мир божий», известном как один из органов «легальных марксистов», с рядом статей выступил Н. А. Бердяев. Уже в первой, имевшей название «Борьба за идеализм», он заявил об отказе от марксизма и о переходе на позиции идеалистической философии.
Н. А. БЕРДЯЕВ (1874–1948) – религиозный философ, публицист, по мнению современных западных исследователей, являлся мыслителем, полнее других олицетворявшим идеи русского духовного ренессанса начала XX в. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков, первыми начавшие переоценку марксистских взглядов, подчеркивали в своих статьях, появившихся в самом начале столетия, что в вопросе о социально-экономическом развитии России они продолжают оставаться на марксистской точке зрения, но хотят дополнить экономическое учение К. Маркса, где практически игнорируются интересы отдельной личности, проблемами этики. По словам С. Н. Булгакова, кризис, переживаемый марксизмом (имелась в виду критика учения К. Маркса, усилившаяся в западной науке), имеет не экономический, не политический, а моральный характер. Основную мысль русских критиков марксизма Л. З. Слонимский – автор журнала «Вестник Европы», известный своими выступлениями против идей К. Маркса и их последователей, сформулировал так: «Нужно человеком быть и свое право на образ и подобие Божества нельзя уступить ни за какие блага мира, ни за счастье и довольство свое или хотя бы всего мира, ни за власть и успех в жизни».
Считая, что марксизм воодушевляет своих сторонников верой в близкий и закономерный приход иного, совершенного общества и поэтому он силен не научными, а утопическими взглядами, Бердяев и Булгаков предлагали марксистам заменить их веру другой – христианской, или мистико-идеалистической. Таким образом, разными путями представители русской философской и творческой мысли приходили к идее христианства, обновленного, оплодотворенного современной философской мыслью.
В 1901 г. по инициативе петербургских литераторов-символистов Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, философа В. В. Розанова, издателя «Журнала для всех» В. С. Миролюбова, редактора «Мира искусства» художника А. Бенуа и других в Петербурге начинаются заседания религиозно-философских собраний, в которых принимают участие и наиболее прогрессивные представители православной церкви: преподаватели Петербургской духовной академии А. Карташев и В. Успенский, чиновник Святейшего синода В. Тернавцев, редактор журнала «Миссионерское обозрение» В. Скворцов и др. На заседаниях, отчеты о которых печатались в 1903 г. в журнале «Новый путь», обсуждались проблемы свободы совести и веротерпимости, общественной роли церкви и ее взаимоотношений с государством, религиозные основы брака, семьи и так далее. Разрешенные сначала К. Победоносцевым, в 1904 г. собрания были запрещены, так как не все то, о чем там говорилось, соответствовало догматам ортодоксальной церкви. Они еще раз ненадолго возобновились, но гораздо позже.