Иллюзии управленца. Об «уникальном креативном сотруднике» и «волшебной таблетке»: Аркадий Цукер «История о гардеобщице» и критическое мышление

Недавно в Минске прошёл исследовательский проект «Пространство для талантов». Организаторы хотели выяснить, какой видят свою будущую работу в целом и офисное пространство в частности дети, рожденные в 2000-ых. Спойлер: их видение отличается от привычного нам уклада.

Итогом проекта стала встреча «100 вопросов взрослому», на которой любознательные дети спрашивали успешных взрослых о бизнесе, целях, страхах, искусственном интеллекте и НЛП. Одним из героев встречи стал Аркадий Цукер, бизнес-консультант, маркетолог, управляющий партнер Центра стратегического консалтинга. Приводим некоторые мысли Аркадия о реверсивном образовании, замене работы образом жизни и офисе, которого нет.

У того, что я называю нахальством, есть более красивое определение

Образование, в котором молодые люди учат старших, ЮНЕСКО называет «реверсивным образованием». Не старшие передают свой опыт младшим, а молодые люди, с менее закостенелым взглядом, учат чему-то полезному старшее поколение.

Это глобальный тренд, он касается и нас с вами. Мы учим наших родителей работать в интернете, пользоваться мобильными телефонами, скайпом, соцсетями. А нас учат наши дети.

И я сделал для себя открытие. Вдруг я понял, что достиг возраста своих преподавателей и своих первых клиентов. И, соответственно, я готов стать учеником. Моя преподавательская деятельность завершена. Я готов сесть за парту. Я из стартапера стал старпёром.

Этот проект - хороший вызов для нас, взрослых. Сможем ли мы не проверять, насколько правильно и хорошо вы придумали новый офис? Не смотреть на то, все ли принципы дизайна и планирования пространства вы учли? Важно другое: сможем ли мы после ваших роликов, рассказов и вопросов сказать «мы законстенели в своём представлении офиса и бизнеса».

Офис, которого нет

Я учился, когда смотрел ролики о том, как вы представляете себе свою будущую работу и офис. Это было сложно, было ощущение, что я очень «тугой» ученик и много чего не понимаю. А не понимаю потому что мои старые представления ломались, крошились и изменялись. Прощаться с ними было сложно.

Главный вывод, который я сделал, потряс и ошеломил. И мне понадобилось очень много мужества и честности, чтобы сформулировать его. Вывод звучит так:

Что такое современный офис? Это офис, которого НЕТ.

Офис, как отдельное место, куда я хожу работать, отвлекаясь от своей жизни, а потом снова возвращаюсь в жизнь, скоро исчезнет. Специального места, где я должен зарабатывать, чтобы потом жить, не будет.

Сейчас у людей есть загвоздка: я так устаю зарабатывать, что потом некогда жить. После работы я не живу, а отдыхаю от зарабатывания.

И в этом смысле моё поколение имело только две надежды на жизнь: в отпуске и на пенсии. Если доживём.

Классической риторики об эффективном рабочем месте в ваших роликах я не увидел. Ничего вроде «на рабочем месте должно быть только то, что нужно для работы », «стол должен быть удобным, чтобы спина не уставала и производительность не снижалась ». Вместо этого было совсем другое.

«Я стану программистом, поэтому буду работать из бассейна / гуляя в лесу»

«Мой офис будет состоять из двух частей: в одной я буду развлекаться с друзьями, а в другой заниматься спортом»

«А наш офис будет трёхэтажным. На первом будет место для перекусов и общения. На втором этаже у нас будут игровые автоматы. А на третьем - место для релаксации и наблюдения за звёздами».

Возникает вопрос: где же и когда работать?!

Работа от слова «раб» исчезает

Что я должен сказать с позиции учителя вам, как ученикам? «Молодое поколение, вы не понимаете суть работы! Вы слишком заигрались!». Но я увидел, что в вашем понимании работа как таковая растворяется. С позиции вашего ученика я сделал несколько выводов.

1. Новое понимание работы

Она становится непосредственно жизнью, в которой я решаю важные, актуальные, интересные для себя задачи. Работа перестаёт быть местом, где я зарабатываю деньги для жизни. Я так живу.

Поэтому люди готовы работать только так, как им интересно. Понятие подневольного труда исчезает, вместо него появляется осмысленная жизнь, решение задач. Работа от слова «раб» уходит. Объявляется конкурс на то, как будет называться новый другой процесс этого осмысленного делания. Может быть мы вернёмся к слову «дело». Или к слову «судьба», где есть «суть» бытия. В любом случае, если исчезнет офис, как место, где нужно работать, «работа» заменится «осмысленным делом».

2. Новый формат дисциплины

В контексте осмысленного дела работа перестаёт быть штукой, к которой меня нужно принуждать, мотивировать. Ни в одном из ваших рассказов про работу будущего нет кабинета руководителя. Нет начальника как института дисциплины, который тебя заставляет работать и контролирует.

Очевидно, что дисциплина будет другой, каждый станет дисциплинировать сам себя. Ты можешь сколько угодно гулять по лесу, но ты держишь в уме задачу, которую нужно решить.

3. Только творчество

Никто не планирует заниматься рутиной. Вы не пишете «я буду работать на конвейере и каждые 10 секунд выставлять деталь». Все говорят о творчестве, разработках, придумывании, handmade. Мы входим в эпоху созидания. В ней на каждом рабочем или «деловом» месте будет важно созидать что-то осмысленное.

4. Работа и жизнь на природе

Многие пишут, что хотят работать в парке, на природе. Или офис должен быть в лесу, или лес в офисе. Что будет с сегодняшними городами, которые закапываются в бетон? Да конец им приходит. И такое заявление о новом типе офисного пространства ведёт нас к коренной трансформации городских ландшафтов. Там нет бизнес-центров с 15 этажами бетона. Там есть трёхэтажные дома с окнами в сад.

5. Работа в сочетании со здоровьем, общением и спортом

Мы хотим работать не отдельно от жизни, а в сочетании с ней. Работа становится формой отдыха. Не «работа, а потом отдых», а «отдых как основа жизни».

Пора вернуть отдыху его первоначальное значение. Что такое отдых? «От» + «дыхания». Отдых - это всё, что в нашей жизни идёт от нашего дыхания. Мы живём от дыхания, отдыхая.

Вопросы - ответы

О деньгах на первый бизнес

Консалтинг - это наглый бизнес, где деньги не нужны. Там нужен другой капитал - голова. Поскольку я не ходил в школу, а с шестого класса занимался по гарвардским учебникам, а доказательства теорем узнал из диссертаций по ним, то что-то в голове слегка осело.

Но деньги нужны были на книжки, и я работал почтальоном и грузчиком. Эти профессии я выбрал потому, что хотел тренироваться. Разным хватом носил большие стопки газет, чтобы тренировать разные группы мышц. И я был счастлив от того что другие ходят в качалки и платят, а тут платят мне за то, что я тренируюсь.

О мечте

Главная моя мечта - создать университет мышления. Это будет университет нового поколения, в нём будут учить не знаниям, не компетенциям, а мышлению. Такому мышлению, которое за пару часов поможет освоить любую технологию, любой предмет. И я строю такой университет.

Об НЛП

Каждый из нас встречает ровно те инструменты, которые нам нужны в данный момент. Вопрос в том, замечаем ли мы их, как качественно осваиваем, и насколько этично ими пользуемся. НЛП можно использовать во благо, и через него же можно развязать ядерную войну. Любое средство, к сожалению, может работать на любую цель. То, будет ли это средство белым или чёрным, зависит от каждого из нас. И в этом красота божественного замысла.

О том, что делать гуманитариям в IT -сфере

IT-сфера - это главная гуманитарная наука. Я закончил философский факультет: философия вообще никак не применима ни к бизнесу, ни к IT, ни к здоровью. Но почему-то я во всех этих сферах зарабатываю. IT нуждается в языках, в правильном понимании истории, в правильном понимании наук жизни, в знании психологии. Покажите мне хотя бы одну гуманитарную дисциплину, которая вообще не востребована в IT.

О страхах и ошибках

Помните, что мы на Земле. Мы не ангелы, и наша жизнь не малина. Она состоит из проблем, ошибок, страхов. Важно, как мы к этому относимся. Если мы смотрим на это как на горе, повод для депрессии, начинаются проблемы. Относитесь к проблемам как к норме, как к тому, через что нужно пройти и выйти с достоинством.

Есть хорошая фраза: «преврати рок в урок».

Стань рядом со страхом и пойми, чему ты учишься у него. Стань рядом с болезнью и пойми, чему ты учишься у неё. Когда рок превращается в урок, страх становится абсолютно нормальным событием, которое ты преодолеваешь, как дорогу со сложным движением.

Проект «Пространство для талантов» провели три беларусские компании - студия архитектуры и интерьера Nota Bene, Группа СКВИРЕЛ, «А-100 Девелопмент».

Гостями встречи «100 вопросов взрослому» стали также Дмитрий Лазарь , основатель Группы СКВИРЕЛ; Юрий Зиссер

Российский бизнес-тренер на недавнем семинаре рассказал историю о том, как девушка-гардеробщица якобы удвоила выручку ресторана, в котором работала. А всё благодаря смекалочке. История стала вирусной, однако другие рестораторы нашли в ней кучу нестыковок и назвали фейком.

Вирусную историю о смышлёной гардеробщице поведал на своём семинаре бизнес-тренер, консультант по стратегическому маркетингу Аркадий Цукер.

Если вкратце, в истории рассказывается, как в неком ресторане 20-летняя гардеробщица предложила директору стратегию, как увеличить продажи и сделать счастливыми клиентов.

Я гардеробщица. Для посетителя я никто, ноль, можно сказать, или просто функция «принять-отдать вещь». При мне они говорят без утайки, обсуждая проблемы кухни и качества обслуживания персонала, официантов и сервис. Всё, одним словом. Я знаю, почему они уходят и не возвращаются.

Девушка якобы попросила пару десятков мягких игрушек. А потом выдавала номерки с этими игрушками богатым с виду клиентам. И в итоге официанты обслуживали их максимально расторопно, в первую очередь, а также делали для них всякие сюрпризы вроде бесплатного Hennessy. В итоге клиенты (которые порой в) были довольны и возвращались снова.

Кроме того, когда богатых клиентов не было, гардеробщица давала VIP-номерки народу попроще, в том числе и студентам. И когда тем приносили в подарок Hennessy, сарафанное радио разносило новость о невероятной щедрости заведения и зал тут же заполнялся. Потом стали делать подарки владельцам BMW, вынося им тортики с логотипом марки.

В итоге выручка ресторана увеличилась в два с половиной раза, умной гардеробщице зарплату тоже подняли (но не сильно, якобы сама отказалась, чтобы «не развращаться»), однако в трудовой книжке ей записали должность «полевой директор по маркетингу».

В целом же речь о том, что не нужно думать, будто у молодёжи нет хороших идей и что владельцам бизнеса не стоит к ним прислушиваться. Вот полная версия истории, которая началась с того, что бизнес-тренер Цукер подслушал идею гардеробщицы, сидя у владельца ресторана в шкафу.

История стала крайне популярной. Её начали пересказывать на различных сайтах по маркетингу, бессчётное количество раз шерить в фейсбуке и всячески восторгаться гениальной гардеробщицей. Но тут всё испортилспециалист по ресторанному пиару Олег Назаров, который разгромил историю на своей странице в фейсбуке и, не стесняясь в выражениях, по пунктам объяснил, почему это байка. Причём придуманная человеком, оторванным от ресторанного бизнеса.

Олег Назаров

Вот уже вторую неделю друзья мне шлют видео новосибирского маркетолога Цукера о том, как гардеробщица якобы увеличила выручку некого ресторана в 2,5 раза. Вот это, мол, да! В твою копилку…

В этой сказке (маркетинговым словом «кейс» назвать её язык не поворачивается) умилительно ВСЁ. Чувствуется, что сочинил её человек, не знакомый с работой ресторана ВООБЩЕ. Ну хотя бы:

- «Они все в джинсах и рубашках»… Во-первых, что за чушь? Не надо по себе судить; кто-то и в костюмах ходит. А во-вторых, любой мало-мальски опытный официант, глянув на гостя, на его ботинки, часы и манеру общаться, с точностью 80 процентов определит, кто перед ним.

Hennessy в виде комплимента - это ж какие расходы? Явно, не собственные маркетолога…

Хорошо, ВИПам Hennessy, а студентам что? Тут Цукер, видно, ещё не придумал… Хорошо, если официант в компот не писает. А потом - это что, нормально - одних гостей обслуживать лучше, а на других ху.. класть? А если сегодня он студент, а завтра разбогател? Но пришёл в той же рубашке?

При чём тут «много с BMW»? Гардеробщица номерки выдает или заодно парковщицей подрабатывает?

Гардеробщица 5 лет «управляет залом». А что делают управляющий и менеджеры? Их что, уволили? Или это мелочи, автор байки ещё не решил, куда их деть? Сценаристы в сериалах обычно убивают ненужных персонажей в автокатастрофах, или те мрут от скоротечного рака.

Человек в ресторане отказывается от повышения зарплаты… Друзья, где вы такое видели? Тем более, судя по рассказу, девушка юная, 21 года, то есть относится к поколению Y, про которое адаптатор теории поколений для России Евгения Шамис пишет, что «для них на первый план выходит немедленное вознаграждение».

КОРОЧЕ. Перед вами, друзья-рестораторы, обычная байка, которой украшают свои выступления маркетологи, желающие поймать себе новых клиентов. Все признаки такой байки налицо. Не названа конкретная компания (один ресторан, некая группа компаний, и так далее, чтобы невозможно было проверить). Чудесное исцеление (выручка увеличилась в 2,5 раза). Яркая эмоция (всё это практически бесплатно!!!)… Сразу понимаешь, что перед тобой маг, колдун, чародей, который и твои проблемы решит с той же лёгкостью, достаточно ему щёлкнуть пальцами и сказать «крэкс-пэкс-фэкс»…
Помните, как Чумак по телевизору кремы заряжал? Та же история. Кашпировщина на марше.

Впрочем, своё разоблачение Назаров закончил рекламой, пригласив рестораторов на свой семинар, где обещал рассказать о «настоящих кейсах».

Затем к игре подключилось издание «Деловой квартал» , которое спросило и у других рестораторов, насколько история про гардеробщицу может быть достоверной. К байке его представители тоже отнеслись скептически.

С первых слов этой истории понятно, что это полный абсурд. Там масса несоответствий: и Hennessy-то раздают, и студенты вместе с богатыми людьми ходят в одно заведение. Забавно, что наличие автомобиля BMW у гостей считается каким-то пределом богатства. Собрана чушь! Профессионалам и тем, кто хотя бы немного разбирается в общепите, это сразу ясно, тем более, бизнес-тренер, озвучивший эту историю, весьма сомнителен. Я не знаю, кто ходит на его выступления. Лично я бы не доверял ни одному его слову. - Олег Ананьев, генеральный директор компании «Ресторан»

История о гардеробщице-маркетологе появилась и на Pikabu, где вообще была рассказана от первого лица, якобы пользователю её поведал друг-ресторатор. Хотя там сразу была признана «котоламповой», то есть сомнительной. Особенно пользователей смутил коньяк Hennessy в подарок, который стоит от двух с половиной тысяч рублей за самый дешёвый сорт.

- Это какой средний чек должен быть, чтобы при постоянной раздаче Hennessy и тортиков поднять прибыль в 2,5 раза?

Это какая котолампа должна быть?

Прожектор этой истории, мне кажется, может досветить до Плутона.

Развернуть


Позднее нашлись скептики и в фейсбуке. Некоторые пользователи высказались, что бизнес-тренеры на своих семинарах ещё и не такое расскажут.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Цукера Аркадия

Аркадий Цукер – российский бизнес-тренер, маркетолог, бизнесмен.

Детство и юность

Аркадий родился в Новокузнецке 7 мая 1975 года. При рождении врачи поставили мальчику неутешительный диагноз – тяжелая форма детского церебрального паралича. Медики уверенно заявили родителям Аркаши, что их ребенок никогда не сможет вести жизнь обычного человека, не сможет научиться нормального говорить и ходить. Однако отец Цукера не согласился с мнением докторов. Он сказал, что у него просто не может родиться больной ребенок. И поскольку Аркаша – его сын, значит, он определенно здоров. А все плохое, что с ним сейчас происходит, – это всего-навсего временные трудности.

Благодаря особу взгляду отца Аркадия на жизнь и те неприятные сюрпризы, которые она иной раз преподносит, Цукер стал тем, кем он стал. С раннего детства он чувствовал себя совершенно здоровым. Каждое его утро начиналось с того, что он будил бабушку и просил делать с ним зарядку. Зарядки длились по несколько часов. Для маленького мальчика это было большим испытанием.

Отец Аркадия учил сына делать все самостоятельно. Например, когда они собирались идти в гости, он не помогал мальчику завязать шнурки, а требовал, чтобы тот делал это сам. Да, поначалу на это уходило шесть часов. Да, в гости они так и не попадали. Но шнурки в итоге были завязаны. Еще пример: когда папа забирал Аркашу из детского сада, он не помогал ему одеваться, а предоставлял сыну возможность сделать это самому. Из сада отец и сын выходили уже глубоко за полночь. Но зато пуговка на брючках Аркаши была застегнута его собственными руками.

В школе Аркадию жилось далеко не сладко. Озлобленные на весь мир подростки (такой уж возраст, что поделать!) издевались над ним. Его вешали в раздевалке за пиджак и оставляли так на несколько часов. Или клали на пороге школы и в прямом смысле этого слова вытирали о него ноги. На протяжении нескольких лет Аркадий молча терпел обиды и унижения. А потом об этом узнал отец. Он сказал сыну, что нормальные люди должны давать сдачу и уметь стоять за себя. И Аркадий дал. И постоял. Только не их методами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Среднюю школу Аркадий окончил экстерном. Был пионером, занимался филателией. В юности его повторно парализовало, врачи уверяли – не пойдет, не заговорит. Временные трудности, отвечал Аркадий, наученный своим отцом видеть в будущем только хорошее.

Образование

Высшее образование Цукер получил в Томском государственном университете, на факультете философии. Позднее прошел программу переподготовки по специальности «Методолог-консультант по вопросам управленческой деятельности» на кафедре методологии Российской академии менеджмента и агробизнеса, а также курс повышения квалификации по программе «Специфика игротехнической и тренинговой деятельности».

Карьера

Какими же методами, о которых мы упоминали выше, Аркадий Цукер постоял за себя и дал обидчикам сдачи? Очень простыми. Он стал успешным и уважаемым человеком. В возрасте 17 лет у него уже была своя компания, в которой работали его же преподаватели. А два десятка лет спустя он уже мог похвастаться высокой и ответственной должностью генерального директора Центра стратегического консалтинга.

Аркадий Цукер стал профессиональным тренером-консультантом еще в 1993 году. За годы упорной работы он создал более семи сотен различных консалтинговых проектов в разных областях – медиа, образование, муниципальное управление, туристический бизнес, общественное питание, строительство, ритейл и т.д. При этом Цукер занимался и наукой. Он – автор более сотни научных работ (шесть из которых – это монографии), касающихся инновационного маркетинга, менеджмента и образования. Кроме того, Аркадий регулярно проводил маркетинговые исследования.

Также Цукер участвовал в разработке и реализации программ повышения квалификации по специальности «Менеджмент» в разных учебных заведениях – в Российской академии менеджмента и агробизнеса, Российской академии государственной службы, Томском государственном университете, Томском педагогическом университете, Новосибирском государственном университете, Омском институте повышения квалификации, Новокузнецком институте повышения квалификации и прочих. Из числа его авторских образовательных и маркетинговых проектов можно выделить программы «Социальный и некоммерческий маркетинг», «Рынок образования как рынок шансов и времени», «Инновационный маркетинг в инновационной экономике», «Философские основы управления современным бизнесом», «Неклассическая философия продаж», «Повышение эффективности розничных и корпоративных продаж», «Технология эффективного медиапланирования», «Как удержать покупателя: новые способы работы с постоянными клиентами», «Целеполагание как технология и искусство», «Антикризисное проектирование» и другие. География проектов Аркадия Цукера невероятно обширна. Она включает в себе Россию, Германию и Соединенные Штаты Америки.

Метод временных трудностей

Известным широкой публике Аркадия Цукера сделал его авторский метод (основанный на жизненной философии отца) «Живое мышление» или «Метод временных трудностей». Он состоит из трех шагов.

Шаг 1. Отмените невозможное.

Найдите проблему или категорию мышления, которая мешает вашему светлому будущему, и признайте ее недействительной. Для Аркадия Цукера это была категория инвалидности.

Шаг 2. Откройте будущее.

Шаг 3. Измените точку обзора.

Научитесь относится к тому, что с вами сейчас происходит, как к временным трудностям на пути к реализации открывающей категории.

Аркадий говорил о ценностях и конфликте разных поколений и о том, как бизнесу из этого извлечь выгоду. Вот яркие тезисы его выступления, которые заставляют задуматься о том, что многие проблемы в бизнесе и в жизни обусловленны нашими «поколенческими» шаблонами поведения.

В портфолио Аркадия Цукера более 700 консалтинговых проектов в различных сферах в России и за рубежом (до 40 комплексных маркетинговых проектов в год), около 120 научных работ по вопросам инновационного маркетинга, менеджмента и образования, опыт преподавания в Бостоне (США), совместные проекты с Гарвардским университетом.

О паттернах мышления

Нет чистых игреков и иксов. Есть два паттерна (модели, шаблоны), формируется третий: мы условно называем их X, Y и Z. Это паттерны мышления в чистом виде, которыми можем пользоваться. Примерно так же, как сегодня кто-то говорит на русском, кто-то только по-английски, кто-то с акцентом, кто-то на обоих языках и т.д. Поэтому есть возможность каждому использовать разные модели культуры.

У меня на работе есть сотрудница - ей 73 года. Жду ее на совещании. Жду час. Звоню.

Ну где вы?

Я в маникюрном салоне.

Ну как почему? Потому что ногти у меня уже высохли, а мозг еще нет.

Это икс? Нет, это игрек - в 73 года!

Уникальная культурная особенность ситуации, в которой мы живем, в следующем - впервые, с точки зрения поколений, в культуре «висит» несколько паттернов. И каждое новое поколение, в связи с бешеным техническим прогрессом, порождает совершенно другой тип мышления. И каждое предыдущее может оставаться в своем, а может осваивать следующие и следующие.

Поэтому мы должны говорить не о том, какие они другие, а о том, что есть сегодня для иксов процессы игрекации, зеттеризации и т.д. Потому что мы все пробуем на себе способы мышления других поколений.

Что говорят о поколении игрек

Часто говорят, что это дети миллениума, вошедшие в новое тысячелетие с цифровыми технологиями, «адовы дети». Знаете почему? Некоторые ученые сопоставили характеристики Антихриста в Библии и Интернет и увидели, что по всем признакам нет никаких отличий. Вездесущ, невидим, присутствует в каждой молекуле воздуха, материализуется в любой точке пространства, полон греха. Ничего не напоминает?

Игреков еще называют поколением ЯЯЯ, потому что это первое поколение, которое живет не одной личностью, а несколькими. И это нормально.

Фраза «Давайте развивать гармонично развитую личность», канула в Лету, потому что нужно развивать одновременно личность офлайн и множество личностей онлайн.

И о каждой из них надо заботиться, каждая из них имеет свой характер, свой интерфейс, своих врагов, своих друзей. Мы живем в эпоху дифференциации личного сознания. И это не шизофрения. Это другая культура. Другой способ мышления.

Это поколение называют и поколением джамперов - впервые, в отличие от других поколений ему не нужно выстраивать единую и непротиворечивую линию своей судьбы. Можно прыгать, можно пробовать все, можно жить в разных местах, ездить на разных машинах, работать на разных работах. Но при этом иметь одну линию отношений.

Очень интересный момент, что поколение игреков более верное. Это у нас, иксов, все так напортачено в личной жизни, что Боже ты мой!

Чего не понимают иксы и игреки

Еще лет пять назад я не думал, что 20 лет занимаясь прорывными стратегическими решениями для бизнеса, когда-нибудь буду выходить на сцену и рассуждать про поколения. И мне будут говорить «Не, про стратегии не надо, давай про поколения».

Знаете с чего началась эта история? Сначала мы стали ловить среди заказов наших клиентов моменты поколенческого непонимания.

Как с ними работать? Они (игреки) хотят сразу много денег, ничего не умея. Если рисовать им большие перспективы, они говорят - ой, мне скучно, пожалуй, я пойду…

Как им продавать? Мы думаем, что мы - мастера ресторации, торговли, услуг, медицины. А они приходят и говорят - у вас тут фуфло какое-то, а не заведение. И у нас не покупают. Но они же растут, их становится больше. Так что? Так и не будут покупать?

Как в них инвестировать? Они приходят и говорят - у нас гениальная идея. Какая? Начинают объяснять, сыпать какими-то буквами - «эштмл, еклмн». Как понять, что в это надо вкладываться?

Дальше пошел другой тип вопросов. Молодые стали мне говорить: «Аркадий, а как нам с вами работать? Вам же, иксам, старперам (по разному нас называли, я все время путаю эти слова и говорю, что они стартаперы, а мы старперы) ничего кроме денег не надо. У вас ничего святого, вы только о деньгах и думаете. У вас вообще ценностей нет».

У нас ценностей нет? Я думал, это у них ценностей нет!

И дальше больше: «А как вам продавать? Вы же вообще нормальные вещи не цените. Вам все нужно завернуть в какой-то статус. В какие-то властные фигуры. Вам нужно доказать, что это премиально-премиально. Что это кумир носит. Что этот фантик видели возле дома правительства, поэтому покупайте эти конфеты…».

«Ну что вы за примитивные люди, старперы» - говорили мне молодые. И вот тут я стал осознавать, что разница в мышлении и правда существует, и что проблема на самом деле гораздо серьезнее, чем проблема отцов и детей.

Приведу пример. Давно веду тренинги, работал с разными аудиториями и в силу гордыни был уверен, что могу «взять» любой зал. И несмотря на мой монотонный голос, могу быть всем интересен.

И тут я прихожу в университет, читаю лекцию - мне свистят: «Вы лох». Я думал меня приветствуют - нет, свистят.

Эта тема заставила меня ввинтиться в глубокий кризис, потому что я начал думать:

Так, товарищ Цукер, а вот то, что ты делаешь (а ты занимаешься 20 лет инструментами мышления) - это всего лишь продукт для твоего поколения? И ты, вместе с этим поколением, отработаешь и уйдешь на пенсию? Не волнуйся, тебе хватит. Или все-таки заявка на то, что ты делаешь, что-то такое серьезное? Надпоколенческое?

Тогда я сказал себе - это вызов, и я должен найти способ быть интересным молодой аудитории. И, если я найду и зафиксирую, почему я интересен, значит я понял эту разницу мышления. Я пришел через год на эту же лекцию - меня освистали снова. Я понял, что не догнал. Потом я пришел еще раз. И только на четвертый раз мне сказали: ты – крут!

Почему иксы и игреки кардинально отличаются

Чтобы понять разницу паттернов мышлений поколений иксов и игреков (в модели чистых паттернов мышления), нужно проанализировать наше (иксовое) детство и подростковые годы, и детство, и подростковую юность наших детей (игреков), и потом внуков (зетов). Я выделил несколько моментов.

Опыт материального благополучия. Истоки первой линии демаркации (разграничения) в мышлении уходит в опыт материального благополучия.

Мы с вами родились в стране с гарантией материального благополучия, в стране, строящей коммунизм, в стране с очень понятной задачей, что делать: закончить школу и ВУЗ, хорошо работать - и у тебя точно появится квартира, машина и т.д. И вдруг в один момент это рухнуло. Иксы в детстве и юности (в конце 80-х, начале 90-х) пережили крушение материальных гарантий, а родители не смогли им ничего передать - растерялись, начали выживать.

Икс - это человек, который пережил момент, когда пол ушел из-под ног, и гарантированная система материального благополучия исчезла. При таком опыте главной жизненной задачей становится задача материального состояния. Надо состояться! Заработать капитал, заработать собственные основания уверенности в жизни. Поэтому иксы - это поколение работоголиков.

Кто-то зарабатывает на отпуск, кто-то на коттедж, кто-то на остров. Но какого бы масштаба фигура икс ни была, она всегда работает, работает много, не может позволить себе отдыхать, и у нее никогда нет денег.

Сколько бы денег ни было - их мало. Это дефицит, который нужно восполнять. И в этом смысле зарабатывание состояния является ключевой ценностью иксового поколения. Показательный пример - встреча одноклассников. Первый вопрос - «Ну ты как? Квартира, машина есть?». Это всегда отчеты о том, насколько мы состоялись. Я как-то «прикололся» и на вопрос «Ты как?» ответил: «Да нормально, дочитываю Шопенгауэра, думаю о проблеме власти и воли». В ответ услышал: «Цукер, ты идиот? Я тебя спрашиваю - ты как?». «Ну машина, работа…» - «А, тогда все нормально…».

А на каких ценностях выросли игреки, наши дети, не пережившие материальную катастрофу?

Когда мы говорим иксы и игреки, то это звучит формально, словно они друг другу чужие. Стоп, это же наши дети. И это мы для них организовали детство, которое их таких спроецировало. Обеспеченное детство.

Детство в кружавчиках, немецких колясках, дорогих игрушках, в отдыхе за границей с 2−3 лет, в центрах развития, танцах, английских языках и прочее.

Игрек не переживал катастрофу материального обрушения. Поэтому, с точки зрения игрека, деньги всегда есть. Соответственно, зарабатывать их не надо.

То, что деньги есть, это нормально. Это гигиенический естественный компонент среды. Вот смотрите. Мы с вами, живя в городах, не заботимся о наличии воды. Потому что она всегда есть, и это нормально. А в 19 веке и в деревнях вода - ограниченный ресурс. А в Хиросиме и Нагасаки старшее поколение до сих пор носит с собой противогазы, потому что «воздух может кончиться».

Мы переживаем о том, что может кончиться. Игреки о деньгах не переживают, потому что деньги всегда есть. И самое интересное, что они у них действительно случаются. И часто больше чем у нас.

Просто потому что у них это не проблемная история.

Общение со сверстниками

У иксов (а мы выросли во дворах) было постоянное общение с постоянной компанией. Ключевое здесь - постоянная компания. Что дает общение с постоянной компанией? Два момента: самооценку - я понимаю кто я, меня ценят другие, и мне этого достаточно, и умение дружить - я знаю, что я не один и в любой момент построю любые отношения.

У икса материальный дефицит денег, но избыток естественной среды отношений - поэтому он мог спокойно работать, пренебрегать отношениями, жертвовать домашними, строить разные семьи.

Я, как икс, знаю, что могу с любым человеком попить чай (и не только) и мы будем друзьями. Потому что я умею дружить, у меня дружилка работает с детства.

А у игреков не было постоянного общения. Что помнят они с детства? Максимум - руку, которая перетаскивает его с одного развивающего центра в другой (няни, мамы, водители), иногда в машине дают бутерброд между центрами.

У игреков другое отношение к друзьям:

О, у меня друг.

А как зовут?

А я не спросил.

Друг - это не тот, чье имя надо знать. Друг - это тот, с кем 5 минут было интересно. В мышлении этого поколения нет паттернов длинных, устойчивых отношений, за редким исключением. С одной стороны, он расслаблен по поводу материального благополучия, с другой - он один, у него нет уверенности, что в любой момент ему могут прийти на помощь. Игрек изначально одинок.

Отношение к цифровым технологиям.

У нас в детстве их не было, поэтому у нас отношение внешнее, как к инструментам. Игреки, и тем более зетты, выросли в этой среде, в которой цифровые технологии - это естественная ее часть.

В итоге, что получается:

Формула иксов - нет материального благополучия в детстве и опыта цифровых технологий, но есть опыт дружбы и общения. В связи с этим базовые ценности - выживание, развитие, надежда на себя. Главная задача - повышение материальной устойчивости и признание офлайн, потому что я там живу

Формула игреков - материальное благополучие и жизнь в цифровых технологиях, но при этом одиночество. Ценности - самореализация, быстрый результат, удовольствие. Главная жизненная задача - получение признания онлайн.

Иксы зарабатывают деньги, а игреки лайки, потому что лайки для них являются такой же валютой признания, как рубли для нас с вами - валютой материальной капитализации.

Один предприниматель говорит: «Я не понимаю своего ребенка. Почему он каждые 5 минут смотрит, сколько у него лайков в телефоне?». Я ему говорю: «Подожди. Когда ты открываешь новую торговую точку, сколько раз звонишь, чтобы узнать про выручку?». В чем разница? С точки зрения психологических моментов абсолютно одинаковая история.

Иксы на основе денег становятся признанными, игреки на основе признания могут зарабатывать.

В этом кардинальное отличие наших паттернов.

Чем выделяется поколение зет

Чтобы понять жизненные задачи поколения зет, нужно ввести еще один параметр. С точки зрения предыдущих трех, они полностью похожи на игреков - у них есть материальное благополучие и абсолютное цифровое понимание, но нет нецифрового общения. Но что об опыте управления своей жизнью?

Как отличить зет от игрека:

Игрек всегда говорит - мне скучно, развлеките меня, а что мы сейчас будем делать? Не важно, кому говорит - маме, начальнику отдела. Ему надо ставить задачи. Потому что он вырос в среде, где ему было некогда ставить собственные задачи и цели. Мы ему все организовывали

Зеты знают, что делать. Они не только знают, что им делать - они еще знают, что вам делать. Их не «свернуть», не обмануть.

В третьем паттерне мышления на формулу игреков нанизываются иксовые управления проектами и своей жизнью.

Зеты взяли все лучшее от иксов и игреков. Они вырастут и наймут нас всех на работу.

Как бизнесу мотивировать разные поколения

Как я уже сказал выше, два паттерна конфликтуют между собой с точки зрения мотивации в бизнесе: иксам важна материальная капитализация, игрекам - символическая капитализация, создание своего имени.

Если хотите вовлечь игрека в бизнес, вы должны мотивировать не заработками - это им неинтересно, а значимым сильным, масштабным проектом, который позволит им увеличить капитал собственного имени.

Деятельность иксов начинается с проекта и цели. Что такое цель с точки зрения поколенческого мышления? Это счастье, унесенное в будущее.

Мы, иксы, добровольно отказываемся от счастья сейчас, и говорим, что достигнем цели, но потом. Сейчас ради этой цели мы будем спать на клавиатурах, работать по 18 часов, терять семьи, жертвовать собой, чтобы потом, на пенсии… достичь цели.

Это психология иксов. Но что часто происходит? В определенный момент времени они выгорают. Устают от бесконечной гонки, начинают понимать ее бессмыслицу. Начинают ходить к психотерапевтам. На йогу. Или на телесные тренинги. И им там говорят - вам надо научиться жить здесь и сейчас. И вот выходят они с этих тренингов и как будто впервые видят - небо такое голубое, трава такая зеленая… И это состояние длится... минут пять, пока не дошли до машины: ключи в зажигание, щелкаешь - и понеслась «иксовая» жизнь «натюрель». Что сегодня? Какие планы? Какие задачи? Какое отставание от графика?

Игрекам по этому поводу к психологам ходить не надо. Они стараются жить здесь и теперь. И стараются не допустить в свою жизнь макропроекты, которые превращают наше настоящее в жертву.

Недавно наткнулась на видео с новосибирского TEDx. Оно называлось «Сила ума», спикер - Аркадий Цукер, директор Центра Стратегического Консалтинга.

Я бы вряд ли открыла это видео, но сработали две штуки. Во-первых, его репостнул авторитетный человек с комментарием: «Посмотрите, если считаете, что у вас есть проблемы». Во-вторых, в прошлом году я тоже выступала на TEDx и мне захотелось почувствовать эту атмосферу.

Выступление Аркадия начиналось так: «Часто, когда я презентую клиентам стратегические решения, мне говорят фразу «Это невозможно». И сегодня я хочу вам рассказать, почему я уверен, что всё возможно…»

И он рассказал историю, которая меня потрясла, и поделился методом, который помогает сделать невозможное возможным. Он называется Живое мышление , или “метод временных трудностей” .

Аркадий родился с тяжелой формой ДЦП. Врачи утверждали, что он всю жизнь будет плохо говорить, плохо передвигаться и никогда не сможет жить жизнью «нормального» человека.

«Но в дело вмешался мой отец. Он сказал: «У меня не может родиться больного ребёнка. Просто не может. И, поскольку это мой ребёнок, он здоров. А всё, что с ним происходит - временные трудности.

И очень важно, что раньше, чем я научился говорить, я понимал, что здоров. Утро начиналось с того, что я будил бабушку, и мы делали многочасовую зарядку, потому что все нормальные дети - и я знал это - делают зарядку.

Собираемся в гости. Отец говорит: «Аркаша сегодня завязывает шнурки сам, вот этими руками». Все ждут. Часов через шесть ботинки завязаны, ведь все здоровые дети завязывают ботинки сами. Но гости уже разошлись, так что мы раздеваемся и ложимся спать.

Однажды отец приходит за мной в детский сад и говорит: «Сегодня Аркадий одевается сам». Глубоко за полночь мы выходим из сада, но чудо случилось, и одна-единственная пуговичка на брючках застегнулась. Всего за девять часов».

Метод Живого Мышления от Аркадия Цукера

В школе над Аркадием «ставили эксперименты»: его могли повесить в раздевалке за пиджак, и он висел несколько часов. Или, например, его могли положить перед входом в школу и всем классом вытереть ноги. И это было каждый день на протяжении нескольких лет. Когда отец узнал об этом, он сказал: «Нормальные люди должны давать сдачу. Нормальные пацаны могут постоять за себя». И через несколько лет он дал этой компании сдачу.

«Потом была учеба экстерном, Пионерский штаб, клуб филателистов и…повторная парализация. Врачи говорили: «Вряд ли заговорит, вряд ли пойдет». Но я-то знал, что это всего лишь «временные трудности», - говорит Аркадий.

В 17 лет он создал свою компанию, нанял туда своих же преподавателей. И сейчас - спустя более 20 лет - он директор Центра Стратегического Консалтинга.

Его отец, сам того не зная, подарил ему метод, который он называет «Живое мышление, или метод временных трудностей».

И он состоит из 3-х частей:

1. Отмените невозможное.

Найдите ту преграду или проблему, которая мешает вашему светлому будущему. Ту категорию мышления, которая «закрывает» ваше будущее. Для Аркадия это была категория «инвалидности».

А теперь признайте ее недействительной. Отмените ее. Прочувствуйте одну вещь, о которой говорил Мохаммед Али: «Невозможное - это не факт. Это только мнение».

2. Откройте будущее.

Найдите то, что открывает ваше будущее. Для Аркадия это была категория здорового человека. Поверьте, что открывающая категория - это и есть и ваше будущее.

4. Измените точку обзора.

И самое главное. А теперь научитесь относиться к тому, что с вами происходит, как к Временным Трудностям на пути к реализации открывающей категории.

Может каждый!

Знаете, за последние годы я слышала сотни историй. Может быть, тысячи. И многие из них доказывали, что невозможное - возможно. Каждая по-своему.

Это были истории разных людей: читателей книги «100 способов изменить жизнь», случайных знакомых, предпринимателей, у которых я брала интервью.

И все они знали, что невозможное - «это не факт, это мнение».

Мой друг Марсель победил рак на четвертой стадии. Знакомая Света уволилась с нелюбимой работы и открыла творческую студию. Геннадий покорил Эверест. Руслан ушел с поста топ-менеджера и написал книжку для детей. Александр 20 лет собирался начать танцевать, но думал, что «уже поздно». И вот, наконец, в 52 года он записался на аргентинское танго и выступил на милонге.

Совладелец крупного ресторанного холдинга Алексей Васильчук в интервью признался, что слышал фразу «Это невозможно» раз 500. И каждый раз он и его команда доказывали обратное. В последний раз им сказали «Это невозможно», когда они решили построить каток на 86 этаже. Каток прекрасно работает.

Директор компании SPLAT Евгений Дёмин уже 16 лет слышит, что российской компании невозможно конкурировать с большими брендами на международном рынке. Сейчас SPLAT экспортирует свою продукцию уже в 56 стран.

…В 2014 году, когда я только создала группу «Вконтакте» и начала туда писать, мне говорили, что выделиться, выстрелить, стать писателем «невозможно».

Но 5 месяцев назад в МИФе вышла моя книга, мы распродаем второй тираж. А пару недель назад «100 способов» начали продавать на болгарском языке. Так что меня теперь можно смело назвать международным автором.

Ну что, «эксперты», кричащие «Это невозможно!», где вы теперь?

…В конце выступления Аркадий рассказал, что было для него самым сложным все это время: «Когда у меня уже была компания, я был на четвертом курсе университета, то я продолжал ходить с палочкой. И я понял, что уже могу ходить без нее. В один прекрасный день я оставил палку дома и пошел на маршрутку. Что я увидел? Меня оттолкнули, я не смог войти ни в первую маршрутку, ни во вторую, упал в лужу. Как вы думаете, что я сделал

Вернулся, почистился и…взял палку. И еще несколько месяцев, презирая себя, ходил с ней. Знаете почему? Потому что сильно удобно. Когда идешь с палочкой, все такие «Вам помочь? Вам понести?». Так клево, так хорошо себя чувствуешь.

И я злился на себя, потому что мне так нравилось ходить с палкой и мне казалось, что я ее никогда не брошу.

Но однажды я ее все-таки бросил. И это было самое сложное в жизни.

В этом оказался ответ на вопрос, почему одни считают что-то невозможным, а другие - нет. Весь ответ - в палке.

Поэтому очень важно бросить палку тогда, когда ты считаешь, что ее можно бросить. И даже тогда, когда ты знаешь, что не можешь ее бросить ».

Говорят, реальность сильнее веры. Это не так.

Я видела, как люди «плавили» реальность десятки раз.

Я видела, как мир менял свои правила.

Так что невозможное - это не на всю жизнь.

Невозможное - это всего лишь временные трудности.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet