Грибоедов Александр Сергеевич – биография. Литературно-исторические заметки юного техника

Биография и эпизоды жизни Александра Грибоедова. Когда родился и умер Александр Грибоедов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты драматурга, изображения и видео.

Годы жизни Александра Грибоедова:

родился 4 января 1795, умер 30 января 1829

Эпитафия

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Надпись, сделанная женой А. Грибоедова на его надгробном памятнике

Биография

Александр Сергеевич Грибоедов оставил след в русской литературе как автор одного произведения — знаменитой пьесы «Горе от ума». Всё, написанное им до этой вещи, было ещё по-юношески незрело, а написанное после — автор не успел довести до конца. Между тем Грибоедов был человеком блестящего ума и разносторонних талантов: он сочинял музыку, прекрасно играл на фортепьяно, писал критические статьи и очерки, выдвинулся на дипломатической службе. Возможно, не оборвись его жизнь так трагически, сегодня потомкам досталось бы гораздо более обширное наследие Грибоедова.

Грибоедов родился в Москве, в богатой семье и с самого детства отличался живым и острым умом и способностями к обучению. В возрасте 6 лет Грибоедов свободно говорил на трёх иностранных языках, позднее выучил ещё три.


После окончания университета Грибоедов какое-то время отдал военной службе, но вскоре оставил её ради писательских упражнений, столичной жизни и, впоследствии, дипломатической карьеры. Грибоедов был отправлен на восток, затем на Кавказ, выучил ещё четыре языка и продолжал работать над переводами, стихотворениями и вещами в прозе.

Там же, в Тифлисе, Грибоедов женился на красивой и знатной девушке, княжне Нине Чавчавадзе. Увы, молодым удалось прожить вместе лишь несколько месяцев.

Смерть Грибоедова в расцвете сил стала внезапной и трагичной. Толпа религиозных фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране и убила всех, кто там находился. Тело Грибоедова было так изувечено, что опознать его удалось только по следу от дуэльной раны на руке.

Грибоедов был похоронен в Тифлисе, близ церкви Св. Давида на склоне горы Мтацминда. К столетней годовщине его гибели в 1929 г. на месте погребения драматурга и его жены был открыт пантеон, где упокоились останки многих выдающихся общественных деятелей Грузии.

Линия жизни

4 января 1795 г. Дата рождения Александра Сергеевича Грибоедова.
1803 г. Поступление в Московский университетский благородный пансион.
1805 г. Работа над первыми стихотворениями.
1806 г. Поступление на словесное отделение Московского университета.
1808 г. Получение звания кандидата словесных наук, продолжение обучения на нравственно-политическом, а затем на физико-математическом отделениях.
1812 г. Вступление в добровольческий Московский гусарский полк графа Салтыкова.
1814 г. Первые литературные опыты (статьи, очерки, переводы) во время службы в звании корнета.
1815 г. Переезд в Петербург. Публикация комедии «Молодые супруги».
1816 г. Уход с военной службы. Вступление в масонскую ложу. Появление замысла комедии в стихах «Горе от ума».
1817 г. Поступление на дипломатическую службу (губернский секретарь, впоследствии — переводчик Коллегии иностранных дел).
1818 г. Назначение на должность секретаря в Тегеране (в Персии).
1821 г. Перевод в Грузию.
1822 г. Назначение на должность секретаря при генерале Ермолове, командующем русской армией в Тифлисе.
1823 г. Возвращение на родину, жизнь в Петербурге и Москве.
1824 г. Завершение комедии «Горе от ума».
1825 г. Возвращение на Кавказ.
1826 г. Арест по подозрению в принадлежности к декабристам, следствие в Петербурге, освобождение и возвращение в Тифлис.
1828 г. Назначение министром-резидентом в Иране, женитьба на княжне Нине Чавчавадзе.
30 января 1829 г. Дата смерти Александра Грибоедова.
18 июня 1829 г. Похороны Грибоедова в Тифлисе, близ церкви Св. Давида.

Памятные места

1. Дом № 17 по Новинскому бульвару в Москве, где родился и вырос Грибоедов (реплика оригинального здания).
2. Московский университет, где учился Грибоедов.
3. Дом № 104 (доходный дом Вальха) по наб. канала Грибоедова (ранее — Екатерининского канала) в Петербурге, где драматург жил в 1816-1818 гг.
4. Дом № 25 на пр. Кирова (бывшая гостиница «Афинская») в Симферополе, где Грибоедов жил в 1825 г.
5. Дом № 22 по ул. Чубинашвили в Тбилиси (ранее — Тифлис), ныне дом-музей Ильи Чавчавадзе, где состоялось венчание его внучки Нины с Грибоедовым.
6. Пантеон Мтацминда в Тбилиси, где похоронен Грибоедов.

Эпизоды жизни

В 1817 г. произошла знаменитая четверная дуэль с участием Грибоедова, причиной которой послужила знаменитая балерина Истомина. Грибоедов и его противник Якубович стрелялись годом позже первой пары дуэлянтов, и в этой дуэли Грибоедов получил ранение в руку.

Знаменитый ми-минорный вальс, написанный Грибоедовым, считается первым русским вальсом, партитура которого сохранилась до нашего времени.

К моменту свадьбы с Грибоедовым Нине Чавчавадзе было всего 15 лет, но после смерти супруга она сохранила ему верность и носила траур по нему до собственной кончины в возрасте 45 лет, отвергая все ухаживания. Верность погибшему мужу снискала его вдове уважение и славу среди тифлиссцев.

Заветы

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете».

«Счастливые часов не наблюдают».

«Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь».


Два вальса А. Грибоедова

Соболезнования

«Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил свое отечество, как Грибоедов любил Россию».
Фаддей Булгарин, писатель и критик

«Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалится его лестью; никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать — никогда».
Александр Бестужев, писатель и критик

«В Грибоедове есть что-то дикое, de farouche, de sauvage, в самолюбии: оно, при малейшем раздражении, становится на дыбы, но он умен, пламенен, с ним всегда весело»
Пётр Вяземский, поэт и критик

Русский драматург, дипломат и композитор Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года (по другим сведениям — 1790 года) в Москве. Он принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование.

В 1803 году Александр Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году — в Московский университет. В 1808 году, окончив словесное отделение со званием кандидата, продолжал заниматься на этико-политическом отделении.

Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк.

В начале 1816 года, выйдя в отставку, поселился в Петербурге и поступил на службу в коллегию иностранных дел.

Ведя светский образ жизни, вращался в театрально-литературных кругах Петербурга. Написал комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817) в соавторстве с драматургами Александром Шаховским и Николаем Хмельницким, "Студент" (1817) совместно с поэтом и драматургом Павлом Катениным.

В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русской миссии в Персию (ныне Иран). Не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли камер-юнкера Александра Завадского с офицером Василием Шереметевым, закончившейся гибелью последнего.

С 1822 года Грибоедов в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) занимал должность секретаря по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе генерале Алексее Ермолове.

В Тифлисе были написаны первый и второй акты известной комедии Грибоедова "Горе от ума". Третий и четвертый акты были написаны весной-летом 1823 года в отпуске в Москве и в имении его близкого друга отставного полковника Степана Бегичева под Тулой. К осени 1824 года комедия была завершена, и Грибоедов отправился в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 году Фаддеем Булгариным в альманахе "Русская Талия". Грибоедовское творение распространилось среди читающей публики в рукописных списках и стало событием русской культуры.

Грибоедов также сочинял музыкальные пьесы, среди которых популярны два вальса для фортепиано. Он играл на фортепиано, органе, флейте.

Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. В начале 1826 года он был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825 года. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но, в конце концов, он был оправдан и освобожден.

По возвращении на Кавказ осенью 1826 года он принял участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны (1826-1828). Привезя в Петербург документы Туркманчайского мирного договора с Персией в марте 1828 года, Грибоедов был награжден и получил назначение полномочным министром (послом) в Персию.

По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе, где в августе 1828 года женился на 16-летней Нине Чавчавадзе — дочери грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе.

В Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом.

Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.

11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был убит.

Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, — всего 37 человек.

Прах Грибоедова был в Тифлис и предан земле на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы с надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Сын Грибоедова, окрещенный Александром, умер, не прожив и суток. Нина Грибоедова больше не вышла замуж и не снимала траурных одежд, за что ее называли Черной розой Тифлиса. В 1857 году она умерла от холеры, отказавшись покидать заболевших родных. Похоронена рядом с единственным мужем.

За смерть российского посла Персия заплатила богатыми дарами, в числе их был знаменитый алмаз "Шах", который хранится в коллекции Алмазного фонда России.

Комедия в стихах Грибоедова "Горе от ума" была поставлена в Москве в 1831 году, издана в 1833 году. Ее образы стали нарицательными, отдельные стихи — поговорками и крылатыми словами.

Именем Грибоедова в Петербурге были названы канал и сад. В 1959 году на Пионерской площади был установлен памятник писателю.

В 1959 году памятник Александру Грибоедову был установлен и в Москве в начале Чистопрудного бульвара.

В 1995 году в Смоленской области открыт Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" — родовая усадьба Грибоедовых, с которой связаны детство и ранняя юность драматурга.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Сергеевич Грибоедов, биография которого будет представлена в этой статье, был очень одарённым и Он освоил четыре профессии: драматурга, музыканта, поэта и дипломата. Наиболее известен по легендарной пьесе в стихах «Горе от ума». Является потомком древнего дворянского рода.

Детство и учёба

Образованием мальчика занималась мама. Она была чванливой и гордой представительницей высшего сословия, но при этом ума и практичности ей хватало с лихвой. Настасья Фёдоровна прекрасно понимала, что высокое положение в обществе и продвижение по службе могут дать не только связи и происхождение, но и уровень образования человека. Поэтому в семье Грибоедовых оно было в приоритете. Мама наняла для Александра лучших французских гувернёров, а иногда приглашала для уроков профессоров. Ещё в детские годы содержатся в этой статье) прочёл столько книг, сколько обычный человек не осиливает за всю жизнь.

В 1803 году мальчика отдали в Благородный пансион, а три года спустя он поступил в Московский университет. До 1812 года Александр закончил словесное и юридическое отделения. Доучиться на физико-математическом факультете ему не позволила начавшаяся война.

Ещё в университете все окружающие признавали будущего драматурга самым образованным человеком. Он прекрасно знал всю мировую классику, читал и свободно общался на нескольких языках, сочинял музыку и виртуозно играл на фортепиано.

Военная служба

Биография Грибоедова, краткое содержание которой известно всем поклонникам его творчества, ознаменовалась в 1812 году важным событием. Для защиты Отечества Александр добровольно записался в гусарский полк. Но пока происходило его формирование, армию Наполеона отбросили далеко от Москвы. А вскоре она и вовсе вернулась в Европу.

Несмотря на это, Александр Сергеевич всё же решил остаться в армии. Его полк перевели в самые глухие области Белоруссии. Эти годы почти выпали из жизни писателя. В будущем он будет о них сожалеть. С другой стороны, многие его сослуживцы стали прототипами героев комедии «Горе от ума». В 1815 году писатель понимает, что больше не может существовать в армейской среде, и планирует завершить службу.

Жизнь в Петербурге

Биография Грибоедова, краткое содержание которой знали современники драматурга, круто изменилась с переездом в Петербург в 1816 году. Здесь он сблизился с передовыми людьми того времени и проникся их идеями. Александр Сергеевич обрёл тогда много новых друзей, ставших в будущем организаторами тайных сообществ. В светских салонах писатель блистал циничностью и холодным остроумием. Его тянуло к театральным подмосткам. В тот период он много писал и переводил для театра комедии. Также благодаря нужным знакомствам Грибоедов смог устроиться в Размеренную жизнь писателя нарушило участие в дуэли, закончившейся смертью оппонента. Связи матери позволили ему уехать с дипломатической миссией подальше от столицы.

Служба на Кавказе и в Персии

В 1819 году Александр Сергеевич Грибоедов, биография которого насыщена интересными событиями, прибыл на службу в Тегеран. Там он получил много новых впечатлений, встретился с местными князьями, придворными, бродячими поэтами и простыми людьми. Служба была несложной, и у Грибоедова оставалось достаточно времени для самообразования и литературного творчества. Он много читал, оттачивал знание арабского и персидского языков. Также на радость драматурга его комедия «Горе от ума» писалась здесь легко и плодотворно.

В тот период автор совершил просто героический поступок - вывез из страны русских пленных. Отвагу Грибоедова отметил генерал Ермолов, который решил, что такой человек не должен прозябать в Персии. Благодаря его стараниям Александра Сергеевича перевели на Кавказ (в Тифлис). Здесь писатель полностью закончил и отредактировал два акта произведения «Горе от ума».

Возвращение в Петербург и арест

В 1823 году творческая биография Грибоедова, краткое содержание которой хорошо известно школьникам старших классов, ознаменовалась завершением главного труда всей его жизни - пьесы «Горе от ума». Но в попытках её публикации и театральной постановки он встретил категорическое противодействие. С огромным трудом писатель договорился с альманахом «Русская талия» о печати нескольких отрывков. Также распространением книги занимались декабристы, считавшие её собственным «печатным манифестом».

В «Горе от ума» воедино сплелись классицизм и новаторство, широкое развитие характеров и точное следование канонам построения комедии. Значительным украшением произведения является использование афористичного и точного языка. Многие строки сочинения очень быстро разошлись на цитаты.

Поворот судьбы

Кто знает, как бы сложилась биография Грибоедова, краткое содержание которой было описано выше, если бы не поездка на Кавказ в 1825 году. Скорее всего, писатель взял бы отставку и с головой ушёл в литературную деятельность. Но мать Александра Сергеевича взяла с него клятву о продолжении карьеры дипломата.

Во время русско-персидской войны драматург участвовал в нескольких сражениях, но гораздо большего успеха он добился как дипломат. Грибоедов «выторговал» для России очень выгодный мирный договор и приехал с документами в Петербург. Александр Сергеевич надеялся остаться дома и закончить произведения «Грузинская ночь», «1812 год» и «Родомист и Зенобия». Но царь решил иначе, и писателю пришлось вернуться в Персию.

Трагический финал

В середине 1828 года Грибоедов с большим нежеланием покинул Петербург. Всеми силами он оттягивал свой отъезд, словно чувствовал близкую кончину. Если бы не эта поездка, то биография и могли бы продолжиться на радость поклонников писателя.

Последним лучиком счастья в жизни Александра Сергеевича была горячая любовь к Нине - дочери его друга А. Г. Чавчавадзе. Проезжая через Тифлис, он на ней женился, а потом направился в Тегеран, чтобы всё приготовить для приезда супруги.

Что касается дальнейших событий, то существует несколько версий того, как погиб Грибоедов. Биография, смерть - все это интересует почитателей таланта Александра Сергеевича. Мы перечислим три самые распространённые версии:

  1. Грибоедов был убит мусульманскими фанатиками при попытке вывоза женщин-армянок из гарема шаха. Всю русскую миссию разгромили.
  2. Сотрудники миссии вместе с писателем выказали неуважение к персидским законам и шаху. А прошедший слух о попытке вывоза женщин из гарема стал последней каплей, переполнившей чашу терпения шаха. Поэтому он приказал убить обнаглевших чужаков.
  3. На русскую миссию напали религиозные фанатики, натравленные английскими дипломатами.

На этом заканчивается краткая биография Александра Сергеевича Грибоедова, погибшего 30 января 1829 года. В заключение приведём несколько фактов о драматурге.

Жизнь замечательного человека

  • Грибоедов прекрасно знал турецкий, персидский, французский, арабский, латинский, английский, греческий, итальянский и немецкий языки.
  • Писатель входил в крупную масонскую ложу в Петербурге.
  • Находясь на Кавказе, Александр Сергеевич использовал своё положение и связи для облегчения жизни декабристов. Он даже смог вывезти несколько человек из Сибири.

Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве в 1795 году. Он происходил из богатой дворянской семьи, принадлежавшей к тому высшему московскому обществу, которое он впоследствии описал в своей комедии «Горе от ума» (см. её полный текст и краткое содержание на нашем сайте). Воспитание и образование он получил прекрасные, сперва дома, с различными учителями и гувернерами, затем в Благородном пансионе. Грибоедов свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно играл на фортепьяно и иногда увлекался музыкальными импровизациями; с детства в нем видна была талантливая, одаренная натура. Пятнадцати лет он поступил в Московский университет, где он оставался 2 года. Здесь сложились и определились его литературные взгляды и вкусы; на Грибоедова оказал большое влияние профессор эстетики Буле, сторонник классической теории искусств, с которым он много и часто беседовал.

Портрет Александра Сергеевича Грибоедова. Художник И. Крамской, 1875

Грибоедов вышел из университета в 1812 году, в самый разгар Отечественной войны ; он сразу определился волонтером на военную службу, но ему не удалось участвовать в военных действиях; полк его больше трех лет пробыл в Белоруссии, переходя из одного местечка в другое. Впоследствии Грибоедов с горечью вспоминал эти годы военной службы, проведенные им большей частью в карточной игре, в кутежах и развлечениях, отвлекавших его от всякой культурной работы. Веселый, пылкий, страстный Грибоедов, тогда еще очень юный, легко увлекался примером окружавшей его офицерской среды, становясь часто центром разных шалостей и выходок. Рассказывают, например, что однажды он на пари въехал на бал к одному богатому белорусскому помещику верхом на лошади.

В 1816 году Грибоедов вышел в отставку и определился на службу в Коллегию иностранных дел. Живя в Петербурге, он увлекался театром и познакомился с литераторами Шаховским, Хмельницким, Катениным , произведения которых ставились тогда на сцене. Через Шаховского Грибоедов познакомился с членами литературного общества «Беседа любителей русского слова » и всей душой примкнул к классическому течению. (См. Этапы творчества Грибоедова .) В первой своей комедии – «Студент» – Грибоедов осмеивает , задевает Жуковского и даже, как ни странно, Батюшкова . Но в этой же комедии довольно серьезно затронут и вопрос крепостного права, изображено тяжелое положение крепостного крестьянина, с которого барин требует непосильного оброка.

Вместе с Шаховским и Хмельницким Грибоедов написал очень забавную комедию, «Своя семья, или замужняя невеста», которую до сих пор иногда ставят на сцене; комедия эта всегда пользуется успехом благодаря живым, забавным картинам и очень легкому языку.

Одна из пьес Грибоедова, «Молодые супруги» (переделка с французского), была поставлена на сцене уже в 1815 году.

В 1819 году Грибоедов был назначен секретарем при русском посольстве в Персии, и должен был ехать в персидский город Тебриз. Ему хотелось всецело посвятить себя литературе, но мать его требовала, чтобы он служил. Своей служебной деятельности Грибоедов отдался всей душой и скоро обратил на себя внимание своими выдающимися дипломатическими способностями. Несмотря на службу, Грибоедов находил время для серьезных занятий. В Тебризе, который он остроумно называл своим «дипломатическим монастырем», он серьезно изучил персидский и арабский языки, персидскую литературу, историю. Там же он работал над своей знаменитой комедией «Горе от ума», которую задумал чуть ли не с пятнадцати лет. В Тебризе закончены были 1-ое и 2-ое действия.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

По делам службы Грибоедов несколько раз ездил из Тебриза в Тифлис (Тбилиси). Известный генерал А. П. Ермолов , главнокомандующий на Кавказе, обратил внимание на блестящие способности молодого человека, и, по его просьбе, Грибоедов был назначен к нему секретарем по иностранной части. В Тифлисе он оставался до 1823 года. Несмотря на успех по службе и сердечное отношение Ермолова, Грибоедова неудержимо тянуло в Россию. Наконец он получил отпуск и около года провел то в Москве, то в Петербурге, то в имении своего друга Бегичева в Тульской губернии.

Приехав в Москву после долгого отсутствия, окунувшись, как его герой Чацкий , в водоворот московского общества, Грибоедов под свежим впечатлением закончил в имении Бегичева «Горе от ума».

Редко, какое литературное произведение, не будучи напечатанным, распространилось и стало известно с такой быстротой, как «Горе от ума». Друзья переписывали его и передавали рукописи друг другу. Многие заучивали наизусть отрывки и целые сцены комедии. «Горе от ума» сразу вызвало в обществе бурный восторг – и такое же бурное негодование; негодовали все те, кто чувствовали себя задетыми, осмеянными в комедии. Враги Грибоедова кричали, что комедия его – злой пасквиль на Москву; они сделали все, что могли, чтобы не допустить печатания «Горе от ума», не допустить постановки на сцене. И действительно, «Горе от ума» было издано уже только после смерти Грибоедова, а постановку своей действительно замечательной комедии он видел только раз в любительском исполнении офицеров в Эривани (Ереване), в 1827 году.

Несмотря на горячее желание Грибоедова подать в отставку, он должен был, по настоянию своей матери, вернуться вновь на службу на Кавказ.

После вступления на престол государя Николая I в 1826 году, Грибоедов был неожиданно арестован и привезен в Петербург; он был обвинен в участии в заговоре декабристов , но очень скоро оправдался и был отпущен. До сих пор не установлено, состоял ли он действительно членом «Северного общества ». В «Горе от ума» Грибоедов высказал свое отрицательное отношение к тайным обществам (Репетилов); но известно, что он действительно был близок и переписывался с некоторыми из декабристов (Кюхельбекером , Бестужевым, кн. Одоевским), – поэтами и литераторами.

В 1826-27 годах Грибоедов принимал деятельное участие в войне против Персии , служил при генерале Паскевиче , который заменил на Кавказе Ермолова. Много раз Грибоедов проявлял на войне блестящую храбрость, самообладание. Заключение Туркманчайского мирного договора, по которому Россия получила Эриванскую область и большую контрибуцию, было делом рук Грибоедова, который вел дипломатические переговоры. Паскевич, ценя его заслуги, хотел, чтобы он лично доложил Государю о заключенном мире. Николай I принял его очень милостиво, наградил и вскоре назначил посланником в Персию.

Дипломатическая карьера Грибоедова была блестяща; ему было всего 33 года, когда он был назначен на ответственный пост посланника. Но эта честь и отличия не радовали его. Никогда еще ему не было так тяжело покидать Россию. Тяжелые, смутные предчувствия не давали ему покоя. Прощаясь с друзьями, он чувствовал, что никогда больше их не увидит.

По дороге в Персию Грибоедов остановился в Тифлисе и здесь провел несколько месяцев. Грибоедов любил одну молодую девушку, княжну Нину Чавчавадзе, которую он раньше видел еще девочкой. Встретившись с Ниной вновь, Грибоедов сделал ей предложение и, получив согласие, в скором времени женился. Счастье молодых супругов продолжалось очень недолго! Грибоедов должен был ехать в Персию, на место своего назначения. Он не хотел брать с собой молодую жену, так как атмосфера в Персии после недавней войны была очень натянутой; жена проводила Грибоедова до Тебриза, откуда он один отправился в Тегеран, надеясь через некоторое время выписать супругу туда. Но больше им не суждено было встретиться на этом свете...

Персы были крайне раздражены против Грибоедова, который заключил такой невыгодный для них мир. Есть основания предполагать, что и английская дипломатия поддерживала это раздражение персов против России. Грибоедов, как представитель России, занял сразу очень твердую и решительную позицию; он сделал все, что мог, для освобождения множества русских пленных, томившихся в персидском плену, а также взял под свою защиту христиан, которых преследовали магометане. Раздражение персов разжигали фанатичные муллы. Узнав, что в доме посольства скрываются христиане, бежавшие от преследования персов, возбужденная толпа народа окружила посольство, требуя их выдачи.

Грибоедов отказался выдать скрывавшихся под его защитой христиан. Огромная толпа персов начала штурмовать дом. Грибоедов сам с саблей в руках стал во главе защищавших посольство казаков и был убит в этой неравной битве, – персов было раз в десять больше русских, которые были все перебиты рассвирепевшей толпой. Изо всего русского посольства спасся один человек, который и рассказал о твердом, смелом поведении Грибоедова и его геройской смерти. Только на третий день пришли войска; мятеж был усмирен. Мстительная толпа персов изуродовала тело Грибоедова, волоча его по улицам города; его узнали лишь по сведенному пальцу руки, которая была за несколько лет до этого прострелена пулей на дуэли.

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич родился - драматург, дипломат.

Происходил из старинного дворянского рода.

Александр Сергеевич с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал также латинский и греческий языки и впоследствии пер­сидский, арабский и турецкий. Отлично играл на фортепьяно и написал несколь­ко музыкальных композиций. Воспитате­лями его были библиотекарь Москов­ского университета Петрозилиус, потом Б. И. Ион, питомец Геттингенского университета; в дальнейшем образование шло под руковод­ством философа, филолога и искусство­веда И. Т. Буле.

Летние каникулы юноша проводил у богатого дяди - А. Ф. Грибоедова в Смоленской губернии. В Москве Грибоедовы были связаны родст­вом с Одоевскими, Паскевичами, Римскими-Корсаковыми, Нарышкиными и знакомы с огромным кругом столичного барст­ва.

Около 1803 Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион.

В 1806 был принят в Московский университет, занимался по программам трех факультетов (сло­весного, юридического и физико-математического) и в 1812 был «готов к испытанию для поступления в чин доктора» (прав).

В Благородном пансионе и в университете Александр Сергеевич мог общаться со многими будущи­ми декабристами: И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым , Никитой и Артамоном Муравьевыми, В. Ф. Раевским , С. П. Тру­бецким, А. И. Якубовичем и другими.

В начав­шуюся Отечественную войну патриотизм увлек поэта на военную службу. Грибоедов доб­ровольцем зачислился корнетом в Мос­ковский гусарский полк. Однако полк всю осень и декабрь 1812 простоял в Ка­занской губернии.

В декабре 1812 полк был присо­единен к Иркутскому гусарскому полку под командой генерала Кологривова. Вско­ре Грибоедов стал адъютантом самого Кологри­вова и принимал участие в комплектова­нии кавалерийских резервов в Белоруссии, о чем напечатал статью в «Вестнике Европы» (1814). В Белоруссии он подру­жился с С. Н. Бегичевым. Не побывав ни в одном сражении, по окончании войны Грибоедов подал прощение об отставке «для опре­деления к статским делам».

В 1817 был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге; познакомился с Пушкиным и Кюхельбе­кером .

В Петербурге Грибоедов вошел в обществен­ные, литературные и театральные круги. Он общается с членами нарождавшихся тайных организаций, участвует в двух масонских ложах, знакомится со многими литераторами. Грибоедов А. С. выступает и в журналистике (эпиграммой «От Апол­лона» и антикритикой на Н. И. Гнедича в защиту Катенина), и в драматичес­кой литературе -

«Молодые супруги» (1815),

«Своя семья» (1817; в сотрудничест­ве с Шаховским и Хмельницким),

«При­творная неверность» (1818),

«Проба интер­медии» (1818).

В костромском имении матери Грибоедова нача­лись волнения крепостных, вызванные не­посильными налогами. Волнения превра­тились в целое восстание, продолжавшее­ся несколько лет. В конце концов, Нас­тасья Федоровна вынуждена была продать крепостных в другие руки, что сильно подорвало материальное положение семьи. Это вынудило Александра Сергеевича искать постоянной служ­бы.

В начале 1818 в министерстве иностран­ных дел организовывалось русское пред­ставительство при персидском дворе; поверенным при шахе был назначен С. И. Мазарович, секретарем при нем - Грибоедов А.С.

В августе 1818 Александр Сергеевич покинул Петербург. В Тифлисе он сблизился с «проконсулом Кавказа» А. П. Ермоловым. Герой Отече­ственной войны 1812, человек большой культуры и личного обаяния, Ермолов сильно повлиял на «молодого человека» (как он сам называл Грибоедова) в вопросах общей политики и международных отношений. В частности, сильным было это влия­ние на взгляды и действия Грибоедова в Грузии и Персии.

В Грузии Александр Сергеевич очень скоро вошел в дру­жеские отношения с местной передовой национальной интеллигенцией. Объедине­нию русской и грузинской интеллигенции служил дом П. Н. Ахвердовой. Она была воспитательницей Нины Чавчавадзе, на которой Грибоедов женился (1828). Александр Сергеевич вошел в близ­кое общение с грузинскими поэтами - своим будущим тестем А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Г. Орбелиани.

В феврале 1819 русская дипломатическая миссия прибыла в Тавриз, резиденцию наследника престола Аббаса-Мирзы, была принята в Тегеране шахом и потом вер­нулась в Тавриз. По Гюлистанскому трактату, русская миссия имела право требовать возвращения русских солдат - пленных и дезертиров, служивших в пер­сидских войсках. Грибоедов разыскал до 70 таких солдат и привел этот отряд осенью 1819 в Тифлис. Ермолов представил его к на­граде.

С ноября 1821 по февраль 1823 Грибоедов служил в Тифлисе при Ермолове секретарем по иностранной части, разъезжал часто с ним по Кавказу. В Тифлисе он общался с Кюхельбекером, который приехал туда в декабре 1821 и прожил до мая 1822. В то время Грибоедов уже работал над «Горем от ума» и читал другу комедию, сцену за сценой, как они создавались. После отъез­да Кюхельбекера в Россию он сильно затосковал по родине и через Ермолова исходатайствовал себе отпуск в Москву и Петербург. В конце марта 1823 он был уже в Москве. Здесь он прочел Бегичеву первых два акта «Горя от ума» (в ранней редакции). Вторые два действия комедии были написаны летом 1823 в тульском имении Бегичева.

В сентябре Грибоедов возвратился в Москву. Здесь он продолжал работать над текстом комедии, читал ее в литературных кругах. Вместе с П. А. Вяземским он написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» , с музыкой А. Н. Верстовского.

В июне 1824 Александр Сергеевич переехал в Петер­бург, опасаясь, очевидно, что московская цензура не разрешит печатание комедии «Горе от ума», сатирически изображающей московское барское общество.

Грибоедов читал свою комедию в театральных и литературных кругах Петербурга. Но провести пьесу на сцену не удалось, несмотря на влиятельные связи и хлопо­ты. В печать же цензура пропустила только отрывки: 7 -10 явление первого действия и третий акт с большими сокращениями. Появление отрывков в альманахе Булгарина «Русская Талия на 1825 год» вызвало целый поток критических ста­тей в петербургских и московских жур­налах, в том числе декабриста А. А. Бестужева .

«Горе от ума» быстро распространилось в бесцензурных полных списках. Но угрю­мое настроение не покидало поэта. Он пытался поехать за границу. Такие по­пытки он делал и ранее, не удалось это и в 1825. Тогда Грибоедов отправился в Киев и Крым, чтобы оттуда вернуться на Кавказ.

В мае 1825 Грибоедов прибыл в Киев, где изучал древ­ности. Встречался с членами тайного декаб­ристского общества: князем Трубецким, Бестуже­вым-Рюминым, Сергеем, Матвеем и Артамоном Муравьевыми. Среди них возникла мысль привлечь Грибоедова к тайному обществу, но вопрос о формальной принадлежности Грибоедова к организации декабристов остается неясным. Александр Сергеевич разделял скептицизм Ермоло­ва в отношении революционного военного восстания.

Вернувшись на Кавказ в конце сен­тября, в укреплении Каменный Мост, на реке Малке, Грибоедов написал стихотворение «Хищники на Чегеме» , навеянное недав­ним нападением горцев на станицу Сол­датская. К концу января 1826 в крепость Грозную собрались Ермолов, Вельяминов, Грибоедов, Мазарович. Здесь Грибоедов был арестован, 11 февраля 1826 он уже сидел на гауптвахте Главного штаба в Петербурге. В След­ственной комиссии и в письме к ца­рю он решительно отрицал свою принад­лежность к тайному обществу. Такое отрицание было смелым тактическим при­емом.

Александр Сергеевич Грибоедов сочувствовал идеям декабристов, их протесту против самодержавия и крепост­ного права. Вместе с тем он скептически смотрел на осуществимость конспиратив­ного движения и видел в декабризме не­мало слабых сторон. Александр Сергеевич не разделял радикальных социально-политических мне­ний, какие формировались в Южном об­ществе и в Обществе соединенных славян. Он ближе был к умеренному Северному обществу, а в нем - скорее ближе к центру, чем к левому или правому кры­лу. Возможно, что имело место заступ­ничество И. Ф. Паскевича, члена След­ственной комиссии, как и расчет Нико­лая I сохранить на Востоке выдающегося дипломата. Комиссия постановила освободить его, Грибоедов получил «очистительный аттестат» и прогонные деньги и был произведен в надворные советники.

Июнь и июль Грибоедов прожил в Петербурге. Это было для него тяжелое время. Радость освобождения меркла при мысли о каз­ненных или сосланных в Сибирь друзьях. К концу июля он приехал в Москву, куда собрался весь двор и войска к коро­нации нового императора; здесь же был и Паскевич. Неожиданно сюда пришло известие, что персияне нарушили мир и напали на русский пограничный пост. Николай I был этим разгневан, винил Ермолова в бездействии и командиро­вал на Кавказ Паскевича с большими полномочиями. Ермолов подал в отстав­ку, а Грибоедова перевели на службу к Паскевичу. К служебным неприятностям при­соединилось еще физическое недомога­ние - стали часто повторяться приступы лихорадки и нервные припадки. Еще тя­желее было политическое и моральное по­ложение Грибоедова Паскевич был крупным пред­ставителем дворянско-крепостнической реакции. Он сурово обращался с декабри­стами, сосланными на Кавказ, а Александр Сергеевич стре­мился облегчить их участь, в частности он хлопотал об А. И. Одоевском , А. А. Добринском, братьях Бестужевых.

Паскевич поручил Грибоедову заграничные сно­шения с Турцией и Персией. Он вел огромную переписку Паскевича, участво­вал в обсуждении военных действий, терпел все лишения походной жизни, принял на себя дипломатические пере­говоры с Персией в Дей-Каргане и Туркманчае. После побед Паскевича, взятия Эривана и оккупации Тавриза был за­ключен Туркманчайский мирный договор, выгодный для России.

Паскевич командировал Грибоедова для пред­ставления Туркманчайского трактата ца­рю в Петербург. 15 марта 1828 Александр Сергеевич был принят царем; Паскевич получил титул графа Эриванского и миллион рублей награды, а Грибоедову - чин статского советника и четыре тысячи червонцев. В Петербурге он прожил три месяца, собирался выйти в отставку. Но в Персии не оставалось русского опытного дипломатического представителя. Выбора не было: ехать должен был Грибоедов. Он был назначен министром-рези­дентом при шахе. Вместе с юной женой Грибоедов прибыл в Тавриз. В Персии у него было два трудных поручения: взыскивать контри­буцию за прошлую войну и разыскивать и отправлять в Россию русских поддан­ных, попавших в руки персиян или, нередко, бежавших от крепостной не­воли или жестокой солдатчины. То и дру­гое вызывало озлобление в персидском народе. Чтобы уладить дела, он выехал в Тегеран к шаху, оставив жену в Тавризе. В Тегеране обострились споры из-за контрибуции и из-за пленных. Грибоедов дал приют в миссии бывшему русскому под­данному, евнуху шахского гарема, и двум армянкам из гарема зятя шаха Алаяр-хана. Вспыхнул бунт. В деле сказались интриги английских дипломатов. По Туркманчайскому и Адрианопольскому мирным договорам, Россия усилила свое влияние, политическое и экономическое, на Востоке, подрывая тем самым влияние Англии. При попустительстве персидских властей русская миссия, во главе с Грибоедовым, была истреблена 30 янв. 1829 (кроме сек­ретаря посольства Мальцева). Тело Грибоедова было доставлено из Тегерана в Тифлис и погребено на горе святого Давида. Жена Грибоедова поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя лю­бовь моя?»

Творчество Александра Сергеевича Грибоедова органически связано с политическим движением в стране после Отечественной войны 1812. Он печатался в течение 14 лет, но его литературное наследие невелико. В нем совершенно нет эпической прозы и почти отсутствует лирика. Больше всего у Грибоедова драматических произведений, но большинство из них, за исключением знаменитой комедии, не­высокого достоинства. Ранние пьесы инте­ресны только потому, что в них постепенно вырабатывался язык и стих. По форме они совершенно ординарны, как десятки тогдашних пьес в жанре легкой комедии и водевиля. По содержанию гораздо зна­чительнее пьесы, написанные после «Горя от ума»:

«1812 год» ,

«Грузинская ночь» ,

«Радомист и Зенобия» , но они дошли до нас только в планах да в отрывках, но которым трудно судить о, целом; достоин­ство стиха здесь сильно понижается, и сценарии их слишком сложны и обшир­ны, чтобы вместиться в рамки стройной сценической пьесы.

В наброске пьесы «1812 год» (название условное) слышатся отклики пережитого автором патриотиче­ского подъема в Отечественную войну. В пьесе затронута тема крепостного пра­ва - в связи с характеристикой роли народа и дворянства в войне.

В трагедии «Грузинская ночь» Грибоедов снова ставит проблему крепостного права. Гру­зинский князь в обмен на коня отдает другому князю отрока-крепостного, сына своей кормилицы, теперь няни его дочери. Кормилица упрекает князя в бесчеловеч­ном поступке, но ее сын остается в рабст­ве; тогда кормилица замышляет месть - и на этом строится развитие драмы.

Еще значительнее незаконченный текст историко-политической драмы «Радомист и Зенобия» (из истории древней Грузии и Иверии). В споре деспота Иверии Радомиста с послом Рима Касперием послед­ний кичится свободой отечества - восхва­ляет римскую доблесть и патриотизм, а восточный властелин похваляется слепой преданностью своих подданных и возра­жает, что Рим стал «самовластной импе­рией». В дальнейшем предполагалось изо­бразить придворных. В плане трагедии имеются явные намеки на декабристское время: всевластие временщика Арфаксада (Аракчеев), готовность к цареубийству Ашода (Якубович), вражда к иноземцам (немцеедство) и так далее. Если бы эта социаль­но-историческая трагедия была закончена, она стала бы документом декабристской художественной литературы. Но пьеса ос­тавлена Грибоедовым в отрывках.

В историю литературы Александр Сергеевич вошел как автор «Горя от ума». Над пьесой он рабо­тал несколько лет. Она была закончена в деревне Бегичева в 1823. Перед отъездом в Петербург Грибоедов подарил Бегичеву рукопись комедии, которая хранится те­перь в Государственной исторической библиотеке в Москве (Музейный автограф). В Петер­бурге он вновь совершенствовал пьесу, например вставил сцену заигрывания Молчалина с Лизой в четвертом акте. Исправ­ленный список был подарен им в 1824 А. А. Жандру («Жандровская рукопись», хранится там же).

В 1825 отрывки комедии были перепечатаны в «Русской Талии» Булгарина («первопечатный текст»).

В 1828 Грибоедов поручил Булгарину для печата­ния список «Горя от ума», вновь пере­смотренный («Булгаринский список», хра­нится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Эти четыре текста и образуют цепь до­шедших до нас авторизованных текстов.

Между тем для всех поколений чита­телей и критиков была очевидна тес­ная связь «Горя от ума» с декабризмом. Эта связь определялась не принадлежностью Грибоедова к тайным организациям, а глу­боким кровным родством его с социальной средой, что непосредственно и проявилось в идеологии и патетике пьесы. Идеологи­чески и в художественном творчестве Грибоедов шел в первом ряду дворянских револю­ционеров; недаром декабристы с таким энтузиазмом приняли «Горе от ума»; пока цензура запрещала печатать полный текст комедии, декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую дик­товку и распространяли. Известно, что ко­медия «Горе от ума» была напечатана в двух разных подпольных изданиях, вышедших, очевидно, из полковых типографий. Но списки распространялись не только в пе­редовой дворянской среде, но и в широ­ких кругах демократической разночин­ской интеллигенции. Легенда о 40 тысячах списков должна быть отвергнута, но мы вправе говорить о многих сотнях руко­писных экземпляров.

Комедия преисполнена отголосков тог­дашней общественной жизни: ученый ко­митет, карбонарии, толки о камерах, то есть палатах депутатов, о суде присяжных, о Байроне и многих других. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права.

Реакционное значение скалозубовщины - аракчеевщины обостряло политиче­скую сатиру на характерные особенности военно-феодальной монархии, которая сложилась в те времена. С горячим со­чувствием отзывается Грибоедов о новых людях, друзьях Чацкого. Созданием образа Репетилова он сатирически откликнулся на расплодившийся вокруг декабризма мелкий либерализм. Идеологически «Горе от ума» кровно роднится с гражданской поэзией тех времен. Чита­тели-современники воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет-сатиру. Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в пер­вом ряду художественных достижений раннего критического реализма. Это подкрепляется анализом пьесы. Реалисти­чен ее язык. Выработка литературного языка была огромной проблемой для пи­сателей декабристской эпохи. Грибоедов А.С. после­довательно истреблял элементы книжности и заменял их элементами речи живой, раз­говорной. В комедии встречаются старин­ные, слова и речения но употреблены они художественно целесообразно. Речь отдельных персонажей мастерски индивидуализирована. Речь Скалозуба склады­вается из отрывочных слов, коротких фраз, пересыпана профессиональными военными словечками. Молчалин избегает грубых, простонародных выражений. Он немногословен: не смеет своего суждения иметь. Замечательно выдержана речь Хлестовой. Это язык знатной московской барыни, умной и бывалой, но малокуль­турной, матери-командирши в богатых барских гостиных. Роль Лизы задумана и композиционно организована Грибоедовым как традиционная роль конфидентки в лю­бовной интриге барышни, тем не менее в речи Лизы немало элементов живого просторечья. Фамусовская Москва гово­рит бытовым языком, московским наречи­ем. Порой бывает трудно отличить речь барыни от речи горничной. Речь изо­билует реалиями, она элементарна, образ­на, тяготеет к повседневности. Иные за­дачи должна была разрешать речь Чац­кого и речь Софьи. Язык этих персонажей призван выразить сложную гамму чувств: любовь, ревность, душевную боль, граж­данскую скорбь, иронию, сарказм и так далее. В языке Софьи проступают всего явствен­нее понятия психологические, этические. Многочисленны они и в речах Чацкого: «когда все мягко так и нежно, и незрело», «лицо святейшей богомолки», «ум с сердцем не в ладу», «смятенье», «жар к ис­кусствам творческим, высоким и прекрас­ным», «слабодушие, рассудка нищету», «жалчайшее созданье», «та страсть, то чув­ство, пылкость та», «где прелесть этих встреч, участье в ком живое?», «что хуже в них - душа или язык?».

Но существенной особенностью речей Чацкого является их социально-политичес­кая идейность и патетика. В речах Чац­кого свой особый словарь: «участье», «ге­ний», «безлюдье», «чужевластье», «слабо­душие», «биенье», «пылкость», «уничиженье»; свой строй эпитетов: «неподражае­мый», «разгневанный», «бессловесный», «подлейший», «алчущий», «творческий», «рабский», «величавый»; свой синтаксис - с развитыми формами предложения, про­стого и сложного, с тяготением к периоди­ческому построению.

Явственно стремление художника выде­лить двух героев не только в образности, но и по языку, иному, чем бытовая речь других персонажей,- языку, богатому инверсиями, анафорами, градациями, ан­титезами, патетикой.

Язык Чацкого и Софьи обработан дра­матургом тоже реалистически. Лирический стиль давался труднее бытового. Тем не менее, и здесь огромны достижения автора в словесном выражении сложной психологии. Заслугой драматур­га-реалиста было воссоздание речи дво­рянской интеллигенции декабристской по­ры. Как и в речах Софьи, Фамусова и Хлестовой, в речи Чацкого найдутся сло­ва и речения из простонародной и живой дворянской, московской, речи: «окромя», «пуще», «ни на волос», «не вспомнюсь» и др. Но ошибочно было бы включать речь Чацкого в речь московского фамусовского общества. Современники с наи­большей остротой воспринимали публици­стичность речей Чацкого, роднящую их с языком петербургской, декабристски ори­ентированной литературы. Популярным словом в декабристской патриотической лексике было слово «отечество» и словосо­четания, с ним связанные. У Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы...» Декабри­сты во славу вольности писали оды. У Грибоедова - «Вольнее всякий дышит». Даже у Фаму­сова: «Он вольность хочет проповедать». Слово «свобода» и производные от него нашли отклик в монологе Чацкого: «К свободной жизни их вражда неприми­рима». В декабристской лексике было распространено слово «раб» в значении политически угнетенного или развращен­ного человека и производные от него; у Чацкого: «в раболепстве самом пылком». В Музейном автографе комедии Загорецкий говорит: «Я сам ужасный либерал и рабства не терплю до смерти». Характерно употребление слова «народ»: «Чтоб умный, бодрый наш народ». Знамениты слова Чацкого: «нечистый этот дух пустого, раб­ского, слепого подражанья».

Огромно значение «Горя от ума» в об­новлении стихотворного языка, в культуре комедийного диалога, в обогаще­нии литературной речи живым просторе­чием.

Анализ художественной формы «Горя от ума» подтверждает отход Грибоедо­ва как от традиций классицизма, так и от новейшей легкой комедии и распро­страненной тогда романтической драмы. Стремление писать «свободно и свободно» приводило его к реализму, к самобытно­сти. Реалистической формы требовала са­ма русская жизнь. В печати критики разделились на два лагеря. Реакционеры стремились опорочить художественные до­стоинства комедии, уронить Чацкого. На сторону «Горя от ума» встала вся прогрес­сивная критика. Всех ярче и глубже на­писал о «Горе от ума» А. А. Бестужев в декабристском альманахе «Полярная звезда».

Проблема национального будущего, проблема социально-исторического опти­мизма в «Горе от ума» была близка де­кабристам. Борьба между Фамусовым - Скалозубом и Чацким кончается в пьесе как будто неблагополучно для Чацкого: он бежит из Москвы. Некоторые литературоведы спешили приписать Чацкому «раз­очарование в человечестве», «безысходный пессимизм». Но Герцен думал иначе: Чац­кий, «если уцелел 14 декабря, то, навер­ное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом». Внутреннее бессилие фамусовского обще­ства и внутренняя сила Чацкого по­нятны читателю и зрителю. Автор ве­рит в эту силу и в ее конечную победу над внешним гнетом. Он сочувствует сво­ему герою в его борьбе за «свободную жизнь». Оптимизм его был близок де­кабристам. Реалистический метод у писателей-де­кабристов только намечался. Грибоедов А.С. пошел дальше. «Горе от ума» целиком отвечало задачам сатирического изображения. И оно же одновременно с «Онегиным» по­ставило проблему реалистического изображения современной жизни.

Гонча­ров в «Мильоне терзаний» убедительно показал, что в «Горе от ума» - две драмы, общественная и психологическая. Обще­ственная драма и драма психологическая уравновешены в «Горе от ума» и компози­ционно, и по содержанию. Не внешняя любовная интрига, типичная для старой легкой комедии, а именно драма любви - вот огромное завоевание драматургии Грибоедова. В горячих похвалах Софьи Молчалину он мастерски раскрывает то развращающее влияние косной социальной среды, под которое подпадает и эта сильная девушка. Реалистично, психологически убедительно изображает Александр Сергеевич в четвертом действии душевную катастрофу Софьи. По сущест­ву, «Горе от ума» не комедия, а драма, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. Побе­да реализма у Грибоедова была и победой гума­низма. Воинствующий гуманизм наиболее ярко сказался в монологах Чацкого. Это - гуманизм декабристский. Граждан­ская патетика Чацкого действовала на последующее поколение читателей, напр. на молодого Добролюбова.

«Грибоедовская Москва» не является только широкой рамой для психологиче­ской драмы Чацкого - Софьи. Наоборот, интимная драма личности осмысляется как результат драмы общественной, со­циальной. Первое название драмы было еще значительнее: «Горе уму». Сопостав­ление Чацкого и барской Москвы - это не только контраст данного индивидуального характера и окружающей среды. Это - столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического мира с новы­ми людьми. Драматург создает наряду с индивидуальными образами еще один образ - коллективный, образ барского общества. Грибоедов гениально изобразил быт фамусовской Москвы. Но в «Горе от ума» воссоздана еще иная Москва - социальная, барская, крепостническая, воинствую­щая, нимало не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житей­скими Идеалами, искалечила Софью Пав­ловну. Ее отец - яркий представитель Москвы. На балу у Фамусова столк­новение двух общественных групп изо­бражено Грибоедовым с замечательной реалисти­ческой силой. В гостиной собирается как бы летучий митинг - целый суд над Чац­ким и его единомышленниками. Это - кульминация социальной драмы.

Высокое идейное и моральное значение «Горя от ума» по достоинству оценил В. И. Ленин. В его сочинениях находим многие десятки цитат и ссылок на « Горе от ума». Острая и афористичная речь Грибоедова перешла в пословицы и поговорки.

В истории русского театра «Горе от ума» занимает важное место. С 1830-х годов и до наших дней комедия не сходит со сцены столичных и периферийных театров. «Горе от ума» иллюстрировали Павел Соколов (1850), М. Башилов (1862), Д. Н. Кардовский (1913, 1915), Н. Кузьмин (1958) и многие другие художники.

Умер - , Тегеран.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.