Готовый репортаж. Что такое репортаж

Данияр Сабитов

Репортаж - это сложный жанр. Студенты спрашивают - как его писать? Что в нем должно быть? Скажем, с информационной заметкой все понятно. Там должны быть ответы на вопросы «что?», «где?» и «когда?». С некрологом тоже вроде все просто - пиши об умершем, да и все. С репортажем много сложнее. Мы попытаемся на конкретном примере выявить характерные черты и непременные условия репортажа. Для примера возьмем фрагмент из работы Марины Ахмедовой «Пельмень патриотизма ». Ниже будет идти журналистский текст с параллельным комментарием.

Пельмень патриотизма
Пять дней работы «под прикрытием» в столовой металлургического комбината

На Нижнетагильском металлургическом комбинате работают 15 500 человек - каждый двадцатый житель города. Наш корреспондент неделю провела на заводской фабрике-кухне, где на себе испытала тяготы физического труда, выучила правила нижнетагильской взаимовыручки и поняла, как устроен настоящий рабочий.

Репортаж может писаться под прикрытием и без оного. Все зависит от журналиста - насколько он храбр и какие цели ставит. Если журналист пишет репортаж в качестве сотрудника редакции, к нему будет совершенно иное отношение героев истории. Потеряется естественность. Кто-то застесняется и не расскажет историю, которая могла бы стать украшением репортажа. А кто-то наоборот может начать «позировать». Но такая необходимость все-таки есть, если условия не позволяет журналисту примерить чужую маску. Скажем, если вы пишете репортаж о жизни проституток.А вот репортаж «под прикрытием», когда с вами не считаются как с представителем СМИ и считают за своего, всегда смотрится выигрышнее. В этом случае у журналиста больше шансов увидеть настоящую жизнь своих персонажей, о которых он будет писать. Более того, читатель будет больше доверять написанному, так как все изложенное - проверено корреспондентом на своей шкуре. Вспоминается Дюма-отец, который, как говорят, не писал ничего такого, чего не попробовал бы сам.

День первый

В белой куртке, брюках, тапочках и колпаке я, сложив на животе руки, застываю перед заведующей столовой Татьяной Николаевной. Она меряет меня взглядом, вздыхает и выталкивает себя из-за стола.
- Ирина Владимировна! - раскатисто начинает она еще в коридоре. - А Ирина Владимировна!
Из помещения показывается женщина в синей кепке.
- Девушку зовут Марина, - гаркает Татьяна Николаевна. - Берите, учите и обучайте!
Ирина Владимировна принимает меня с непроницаемым лицом и ведет по коридору. Ее спина очень прямая. Мы заходим в помещение с блестящими металлическими мойками, где пахнет рыбьей кровью и льдом.

Здесь нужно отметить два момента. Первый - это прорисовка характеров персонажей. Для реалистичности журналист должен парой мазков нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда - неважно. Здесь перед нами Татьяна Николаевна, которая разговаривает «раскатисто», она «гаркает» (это слово применительно к ней встретится еще несколько раз по тексту), она «выталикивает себя из-за стола», видимо это грузная женщина. А вот у Ирины Владимировны «непроницаемое лицо».

Второй момент связан с особенностью жанра. Репортаж отличается от любого другого типа статьи тем, что он создает наиболее сильный эффект присутствия. Это во многом достигается описанием деталей. В частности, «помещение пахнет рыбьей кровью и льдом». Любопытно, что журналистка использует именно эти детали - например я не знаю, как пахнет лед и рыбья кровь.

Есть, пить на рабочем месте запрещено, - произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. - Появляться в неопрятной спецодежде тоже. Вот тут, - показывает она на вход в темную тесную подсобку, - наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.
Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.
- Давайте, покажите ей, как с пилой работать, - Ирина Владимировна уходит.
- Ну, вот так берешь ножку, - одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. - Вот так вот ее сюда подносишь, - подносит к пиле. - И все. - Пила вгрызается в курицу, отрывая от нее желтую култышку.
- Так же порезаться можно… - прячу я руки под фартук.
- Можно, - соглашается она и отворачивается к лотку.

Репортаж - это всегда погружение в условно-неизвестную среду. Всем интересно, чем занимаются другие. Возможно никто из читателей этого репа не был в пельменном цеху и не знает, как там что устроено. Репортаж же позволяет виртуально побывать там. И наш проводник - журналистка. Здесь происходит удивительное превращение - происходит сращение журналиста и читателя. Объясню: журналистка впервые в незнакомой обстановке и в этом она похожа на читателя, который смотрит на происходящее ее глазами. Это означает, что журналист должен смотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами читателя. А значит, Марина Ахмедова в репортаже должна реагировать не так, как Марина Ахмедова, а как отреагировало бы большинство читателей. Возможно журналистка не испугалась пилы, однако она описывает свой испуг, так как предполагаемая реакция среднестатистического человека.

Вот это сращивание имеет долгосрочное значение. Журналист и читатель становятся на время погружения в репортаж одним целым и это дает корреспонденту управлять мнением и настроением читателя. Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет - проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный. Впоследствии я разовью эту тему.

Беру ножку двумя руками, подношу к пиле. И так ножка за ножкой. Иногда смотрю на круглые стенные часы. Пять часов до обеда.
- Девочки, пельмени! Пельмени! - зовет Ирина Владимировна, хлопая в ладоши.
Пять женщин окружают большой стол. Мучные руки одновременно тянутся к лоткам, берут пельмени и защипывают их края. Готовые каждая раскладывает на лотке перед собой.

А вы всегда молча работаете, да? - интересуюсь я у женщин.
- А разговаривать некогда, - отвечает одна, не сбавляя темпа.
- А вас как зовут? - спрашиваю блондинку.
- Алена, - с ужимкой отвечает она.
- А вас?
- Галина Сергеевна, - говорит рослая женщина.
- А меня Марина, - торжественно сообщаю я.
Женщины молчат.

Большинство репортажей на «Русском репортере» построены на диалогах. Их как минимум, много. Это видно невооруженным взглядом и это тоже отличительная черта репортажа как жанра.

Гм… - прочищаю я горло. - Вы, наверное, совершенно открытый человек, - обращаюсь к женщине напротив. Она поднимает на меня встревоженные глаза. - Смотрите, какая у ваших пельменей большая дырка получается, - продолжаю я, и все тянут головы к ее пельменям.
- А это можно! - защищается она. - Это допустимый размер дырочки, нам по технологии разрешается!
- А вот у вас, Алена, - продолжаю я, обращаясь к блондинке, - продолговатые открытые дырочки, вы аккуратная, вы - человек в себе и… - мне хочется сказать «закомплексованная», но подбираю другое слово, - вы стеснительная, - заканчиваю я, и Алена выдает смешок.
- В точку! В точку! - кричат женщины, отрываясь от работы.
- А у вас, - я обращаюсь к молодой женщине с большими коровьими глазами, - наверное, маленькие дети, потому что все ваши пельмени похожи на соски!
- Ха-ха-ха! - хохочут женщины, толкая ее локтями. - У нее маленький ребенок, и она второго хочет.
- Да, мы второго планируем, - ее щеки розовеют.

Выше я отметил, что журналист попадает в условно-неизвестную среду. Это означает, что ситуация может быть всем знакомой. Тогда у журналиста два варианта - либо рассказывать о том, чего нет в будничной практике. Скажем, все лепили пельмени, однако у нас дома нет пилы, которая отрезала бы култыжки. Это занимательный факт и журналистка непреминула о нем рассказать. А затем начинается описание всем известного процесса. И тут у журналиста второй вариант - показать всем знакомый процесс (явление) с новой стороны, зачастую оригинальной и неожиданной (иногда юмористической). Так, в этом репортаже журналиста делает целый психоаналитический анализ того, как работницы лепят пельмени.

А ну, про меня че скажешь? - обращается ко мне Галина Сергеевна, и мы с ней обмениваемся серьезными взглядами.

Еще раз - прописывание характеров. Здесь у нас формируется мнение о Галине Сергеевне благодаря использованию в ее речи «че».

А вы не так открыты, - без смеха говорю я. - Смотрите, вы сильно давите на края пельменя. У вас дырочки-то практически нет - она короткая и залепленная. Вас, наверное, кто-то когда-то обидел…
- А про себя че скажешь? - спрашивает она.

Ее молчание в тесной комнатке набухает, как гелиевый шарик, готовый в любой момент лопнуть. Я беру с подноса трубочку, сую в ее широкое жерло насадки. Давлю. Татьяна Николаевна усмехается, глядя на меня так, как может слон смотреть на маленькую собачку.
Я беру свой пельмень. Моя дырочка долгая. Прежде чем защипнуть его края, я безжалостно давлю пальцем на его брюхо посередине, протыкая почти до спинки. Но дырочка моя, которая от этого могла бы быть большой и круглой, просто становится глубокой, а так я залепляю ее полностью. В моем пельмене почти нет просвета.
- Недобрая, да? - спрашивает Галина.
- Ну, вы добрее меня, - смеюсь я.
- Ой, а ведь и я недобрая, - качает головой Галина Сергеевна.

В репортаже существуют три непременных составляющих: герой (герои), журналист и обстановка. И эти три элемента в ходе репортажа взаимодействуют.-отношения обстановки на героя (скажем, как она влияет, как создает привычки, формирует характер и модель поведения)-отношение героя к обстановке-отношения героев-отношение журналиста к обстановке (постоянное удивление, удивление, сменяемое пониманием, удивление, сменяемое отрицанием)-отношение журналиста к герою-отношение героя к журналисту.

По большому счету задача журналиста не рассказать, как лепят пельмени. Если бы этим занимались роботы, то интересного репортажа не получилось бы. Самое главное - показать истории людей, их жизни, раскрыть характеры и взгляды на жизнь, на общество, на себя, в конце концов. Однако еще один важный момент заключается в том, что и сам журналист начинает раскрываться. Он попадает в новые условия, проходит через трудности или сквозь истории своих героев и переосмысливает свои взгляды, свою жизнь. Здесь есть элемент честности и этики в отношении к героям репортажа. Ведь Марина Ахмедова точно указывает название предприятия, на котором она работала и имена сослуживиц. А это означает, что рассказывает многомиллионной аудитории о каких-то сторонах их жизни. В какой-то мере интимных сторонах. И было бы нечестно ничего не рассказать о себе. Дескать, я о вас правду-матку напишу, но и себя не пожалею. Но это вопросы этики и чувства такта конкретного журналиста.Важно другое - напомню, что по большому счету это не журналист раскрывается. Помните - произошло сращивание журналиста и читателя. А это значит, что у журналиста появляется возможность «раскрывая себя», формировать взгляды читателя. Это очень важно.

Женщины снова хохочут.

Та-а-ак! - раздается над моим ухом, и пельмень подскакивает у меня в пальцах. Поворачиваю голову и утыкаюсь взглядом в необъятную грудь Татьяны Николаевны. Она, сопя, смотрит в мой лоток. Там пельменей меньше, чем у остальных. - Ты мне тут не языком, а руками работай! - гаркает она. - Разболталась! Работай!

Опять - детали, характеры. И юмор - юмор частый спутник репортажа.

Татьяна Николаевна выходит в коридор, и оттуда раздаются ее раскатистые гарканья.
- Не обращай внимания, - толкает меня локтем Галина Сергеевна. - Она у нас справедливая. У нас коллектив-то неплохой в принципе. А тех, кто нехорошие, мы сразу под себя перестраиваем.
- А нехорошие - это какие?
- Те, которые курят. У них коэффициент участия в труде меньше. И зарплата, значит, меньше должна быть. Это несправедливо, что ты ходишь покурить, а мы за тебя работу делаем.
- А если я просто медленней работаю?
- А скорость с опытом приходит. Мы тебя всему научим. Ну а че… - она наклоняется к моему лотку. - Добротные у тебя такие пельмени получились. Хорошие… А металлург у нас ой пельмени как любит…
- А что он еще любит?
- Трубочки заварные любит.
- Обедать! Девочки, обедать! - зовет Ирина Владимировна из коридора.
Обеденный зал - просторное помещение с блестящими столиками и стульями. Широкие окна, завешенные тускло-белым тюлем, пропускают свет индустриального полдня, который, лишь преломившись у ярко-оранжевой стены, веселеет и бликует на огромных кастрюлях и лотках, стоящих на длинной конвейерной стойке. На тюлевых з­анавесках сидят большие бабочки с крылышками из цветного капрона.
- Девочки, вы сегодня такие красивые, как Белоснежки, - говорит женщина, разливающая по тарелкам суп.

Прекрасный фрагмент. Он позволяет отметить сразу несколько аспектов. Во-первых, репортаж всеми силами стремится быть похожим на художественный рассказ. Но если рассказ - это вымысел, то репортаж основан на реальных событиях. Также от художественной формы репортажу достались изобразительно-выразительные средства. Это тоже особенность жанра. Скажем, выше у нас уже встречалось сравнение «молчание набухает, как гелиевый шарик, готовый в любой момент лопнуть». А фрагмент, который мы разбираем вообще можно анализировать с точки зрения литературы. Прекрасный эпитет (или метафора? Начинаю в них путаться) «индустриальный полдень». Прекрасная антитеза - свет сначала «индустриальный» и пробивается через «тускло-белый тюль», а потом вдруг резкая перемена - этот свет преломляется у «ярко-оранжевой стены» и «веселеет».

Это описание позволяет журналистке не только сменить мизансцену (из цеха действие переместилось в столовую), но и эмоцию, тональность. Это уже не чужая земля, где пахнет кровью рыб и льдом, а место, где красивые Белоснежки будут кушать в теплой столовой, где свет веселеет, а на занавесках сидят бабочки. С точки зрения композиции это позволяет журналистке и полностью сменить тему разговора. Закончился один смысловой блок и начался новый.

Поставив на поднос тарелку гречки, капустный салат и два компота, сажусь за один столик с Галиной Сергеевной и Аленой. В противоположном конце зала, где на стене фотообои, изображающие металлургический комбинат, обедает Татьяна Николаевна. Она сидит за столиком одна. Ее стакан с компотом прихлопнут пышным коржиком. Едим молча и быстро.
- Ты работать у нас будешь? - шепотом спрашивает Галина Сергеевна, я утвердительно киваю головой. - Да ладно! - говорит она. - Зачем это тебе?
- А что, я не похожа на человека, который хочет работать? - с упреком спрашиваю я, ставя на поднос пустые стаканы.
- Тебе честно сказать? - усмехается Галина Сергеевна. - Ну, не очень…
«Надо придумать легенду», - решаю я про себя.

UPD: Марина Ахмедова (в т.ч.) отвечает на вопросы Colta.ru Тема - журналистское расследование

17.07.2015

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» - это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

Основная задача репортера - дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия» . А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени . Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» - коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» - если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид - это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

Татьяна Ковган

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от , тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод . То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны ), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

  1. Заголовок
  2. Лид (введение )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий . То есть вы делаете это от первого лица (я, мы ). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие . То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво ».

Подмечайте яркие детали . Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности .

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты . Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора ). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу ). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения ), то это уже будет реконструкция события , а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму . Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.


Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый ».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики ). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или . Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия ). Вот ссылка на полный текст .


Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид ), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.


Пример текста репортажа

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.


Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото ). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

Если вы хотите стать журналистом и мечтаете рассказать о нашумевшем событии, вам поможет обращение к известному и любимому многими жанру. Как написать хороший репортаж правильно и быстро? Стоит ли составлять примерный план? На эти и многие другие вопросы отвечает данная статья.

Текст такого рода сложен для новичков, однако серьёзная подготовка и грамотный подбор материала помогут вам в создании успешного и информативного сообщения о произошедшем. Специфика жанра проявляется в особенностях изложения: рассказ не может быть сухим и отстраненным. В нём всегда присутствует мнение журналиста, его отношение к проблеме или событию. Хорошему репортеру важно побывать на месте происшествия и проанализировать ситуацию.

    Отличительные особенности жанра:
  • хронологический порядок освещения действий;
  • описательность и наглядность;
  • своевременность сообщения;
  • соответствие фактам и предельная точность;
  • отсутствие вымысла;
  • отражение активной позиции журналиста

Почему репортаж остается таким популярным

  • возможность полного и всестороннего анализа, которого нет на телевидении и в радиовещании;
  • сравнительная независимость печатных изданий и блогов, которая позволяет освещать любые темы и высказывать разнообразные мнения.

Текст должен быть достоверным и вызывать интерес и переживание у читателей. Для того чтобы создать яркое и запоминающееся сообщение, следует придерживаться нескольких принципов:

  • Настоящий профессионал сделает все, чтобы оказаться на месте события;
  • Погрузившись в ситуацию, не забывайте о внимании к деталям и любопытным мелочам;
  • Опрос присутствующих поможет вам сравнить мнения людей, которые вы можете использовать при написании текста;
  • Важно не только то, что произошло, но и то, что предшествовало событию. Соберите факты и проанализируйте их, восстановив причинно-следственную связь;
  • Делайте записи и пометки, фотографируйте очевидцев и участников происшествия
    Выделяют несколько видов репортажа
  • тематический – такой текст может готовиться долго из-за объёма информации, используемой в качестве источника;
  • событийный – пишется в короткие сроки и рассказывает о криминальных, светских, производственных и спортивных новостях;
  • проблемный – подчинен определённой ситуации, которая тщательно анализируется журналистом.

Существует несколько правил, которые помогут вам добиться успеха в нелёгком деле создания репортажа.

Подготовка к написанию

Примеры, которые помогут вам понять, как написать репортаж, можно брать из статей или газет, тематических блогов. Попробуйте конспектировать журналистов центральных телеканалов, составьте список шаблонных фраз и отредактируйте услышанное. Участвуйте в конкурсах и мастер-классах, учитесь и совершенствуйтесь каждый день;
Найдите тему, которая будет вам интересна. Не думайте, что успеха может добиться лишь тот, кто освещает популярные события, известных людей или злободневные проблемы. Большинство интересных историй окружает нас каждый день, и только тот, кто готов прислушиваться к посторонним людям и внимательно следить за происходящим, может найти материал для увлекательной статьи, которая будет прочитана миллионами.

    Часто начинающие журналисты останавливают свой выбор на
  • каком-либо драматическом событии, которое затрагивает сразу несколько актуальных для общества проблем;
  • истории о медийных личностях;
  • новостях из политики и экономики, которые интересуют каждого;
  • неожиданностях и занимательных эпизодах из повседневной жизни.

Выбирая персонажа репортажа, проведите тщательный отбор. Своеобразный кастинг поможет вам определиться с особенностями повествования и даст идеи, которые облегчат дальнейшую работу. Ваш герой должен вдохновлять и вызывать симпатию. Не стоит выбирать личность, окруженную дурной славой. История о ней будет однобокой и предсказуемой, а ваше отношение помешает создать объективное описание.

Человек, которого вы опрашиваете, должен свободно и ясно излагать свои мысли. Репортеру нужно тактично побудить его рассказать о причинах освещаемого события. Мнение автора не должно смешиваться с высказываниями героя. Вы рассказываете историю, сила воздействия которой зависит от подхода к материалу и начальной отстранённости автора. Свое отношение можно высказать в финале: так читатель получит не только яркое описание ситуации, но и эмоциональный отклик журналист.

Структура текста

Если вы не знаете, как написать репортаж и боитесь отойти от привычного канона, создайте план, который будет напоминать вам о порядке действий:
Не забывайте об интриге, содержащейся в метком и броском заголовке;
После напишите вступление, которое подготовит читателей к основному блоку информации;
Далее приступайте к описанию событий;
В финале дайте оценку действиям персонажей и расскажите о собственном отношении к возникшей ситуации;
Как оформить репортаж? Если вы хотите, чтобы текст был разбавлен изображениями, добавьте фотографии очевидцев или места происшествия.

Помните о важных приёмах, отсутствие которых в статье нежелательно:
Не делайте свой текст нагромождением подробностей. Используйте детали, которые помогут вам оживить сюжет;
Умело подобранные диалоги превращают сухое изложение фактов в захватывающую историю;
Не бойтесь добавить действия: статика вызывает скуку и не способна привлечь читателя.

Репортаж как жанр отличается определённой стилистикой

Используйте глаголы, которые точно передадут ваше видение ситуации;
Постарайтесь избегать резких оценок, если вы не можете их аргументировать. Будьте осторожны с прилагательными, при помощи которых вы описываете событие и персонажей;
Вставляйте меньше цитат. Старайтесь пересказывать реплики очевидцев. Диалог, появившийся в тексте, должен точно и выразительно характеризовать ситуацию;
Используйте оригинальные сравнения;
Создайте статью, которая будет держать читателя в напряжении от начала и до конца.

Ошибки, возникающие при написании репортажа

Подмена понятий и работа со смежным жанром. Молодой журналист может написать короткую зарисовку с места событий или взять небольшое интервью, однако этого материала будет недостаточно;
Рассказ о собственном отношении к проблеме вместо описания ситуации;
Интерес к негативным сюжетам и грязному реализму

Эта простая инструкция поможет вам написать хороший репортаж!

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • особенности репортажного письма;
  • принципы сбора информации при подготовке репортажа;
  • разновидности репортажных текстов;
  • возможности использования репортажных элементов в текстах других жанров; уметь
  • описывать происходящее в рспортажном стиле;
  • методически грамотно наблюдать за происходящим при подготовке репортажа;
  • выявлять характерные детали, раскрывающие особенности персонажей и атмосферу происходящего;
  • выстраивать репортаж с учетом требований к текстам этого жанра; владеть
  • навыками подготовки репортажей по стандартам ведущих российских изданий;
  • навыками быстрого написания репортажных заголовков и лидов.

Репортажный способ письма

Репортаж как жанр и как метод. Репортаж как жанр - это наглядное описание происходящего, чтобы читатель имел возможность пережить случившееся, почувствовать то, что чувствовал журналист на месте события. Такая передача ощущений называется «эффект присутствия». Репортаж расширяет эмоциональный опыт аудитории, позволяет читателю ощутить себя на месте других людей в их жизненных ситуациях.

Подготовка репортажа предусматривает наблюдение за происходящим. Если журналист будет писать репортаж с чужих слов, текст получится либо недостаточно эмоциональным (с чужих слов удается передавать факты, но не ощущения), либо недостаточно достоверным (журналист начнет додумывать и, неизбежно, будет ошибаться либо врать).

Репортаж фокусируется на описании процесса, на рассказе о том, КАК что-то происходило. Это в репортаже главное. Для сообщения о том, ЧТО произошло, лучше подходит новость. На уровне фактов любой, даже объемный репортаж (15-20 тыс. знаков), можно пересказать в нескольких предложениях. Но репортажи читают ради описания действия, ради того, что американский медиатренер Р. П. Кларк (R. Р. Clark ) называет «кино в сознании читателя» . Сюжет любого фильма тоже можно пересказать в нескольких предложениях, но люди предпочитают посмотреть полуторачасовой фильм.

Для репортажа обязательно эмоциональное отношение автора к происходящему. Именно эмоциональное восприятие события определяет то, что журналист отберет из увиденного для показа читателю - как в репортаже, представленном ниже, где журналистка поработала в одной из сетевых кофеен, чтобы рассказать, что происходит «по ту сторону прилавка».

Репортаж

Идем на кухню. Мне казалось, что в кофейне, где подают «горячие блюда собственного приготовления», кухня должна быть масштабной. Но за барной стойкой - помещение размером с кухню в хрущевке.

Давай сюда вон гот ложк и тот уилк. Зови меня тетей Мариной, - говорит чернобровая повариха лет тридцати пяти с непроизносимым восточным именем.

Вместо посудомоечной машины - тетя Соня с другим непроизносимым именем. Чистые бокалы стоят на грязной клеенке. 11о тараканов на кухне вроде бы нет. Плиты тоже нет. Только холодильники и микроволновка.

  • - Все готовится в цеху, мы только разогреваем.
  • - А крем-суп с грибами? Мой любимый?
  • - Ты думаешь там есть грибы? И сливки? - хохочет Света. - Там порошок с кипятком. Ладно, слушай: руки мыть нужно каждый час. Кран закрываем только локтем. Моем руки тщательно, горячей водой с мылом, трем между пальцами.
  • - А где здесь мыло?
  • - Мило тебе еще? Нету мила, в туалете мило! - огрызается тетя Соня .

Обратите внимание и на «эффект присутствия» - ощущение себя там, на кухне этой кофейни, во время чтения текста, и на эмоцию, которую испытывает автор, на подкрепление которой «работает» текст - смесь удивления и разочарования. Когда журналистка приходила в эту кофейню как посетитель, она совершенно иначе представляла себе устройство этого заведения. И в репортаже собрано именно то из увиденного и услышанного, что передаст читателю эмоцию автора.

Репортажные элементы могут присутствовать и в текстах других жанров. Это позволяет сделать материал наглядным и легким для восприятия. Факты, цифры и логические цепочки воспринимаются гораздо труднее, нежели «кино в сознании читателя». Поэтому репортаж как метод сбора и подачи информации может использоваться для того, чтобы излагать любой материал в репортажном ключе. Например, возможно в авторскую колонку включать репортажные сцены, обосновывающие точку зрения автора, а в расследование - репортажпое описание того, как автор собирал информацию. Поэтому владение навыками репортажного письма - один из критериев профессионализма журналиста.

Как сделать текст наглядным. Ниже представлены приемы репортаж- ного письма. Соблюдение этих приемов позволит запустить то самое «кино в сознании читателя». Главное правило - контролировать себя, особенно на первых порах, потому что «кино» в голове автора не обязательно автоматически запустит «кино» в голове читателя.

Типичная ошибка начинающих журналистов - думать о процессе, но сообщать факт. Для журналиста, наблюдавшего за событием, сообщение о факте автоматически включает «кино», которое журналист наблюдал. Читатель же рядом с журналистом не был и ничего не наблюдал. И для читателя сообщение о факте будет просто информированием о том, что что-то произошло. Как именно оно происходило, читатель не узнает.

Итак, рассмотрим приемы наглядного письма.

Первый прием касается использования существительных. Нужно использовать те слова, которые обозначают предметы, а не процессы или термины. Иногда этот прием называют «тележка» и объясняют так: существительные делятся на те, чье значение можно положить в тележку, и на те, чье значение в тележку не положишь. Например, книгу, ручку и компьютер в тележку положить можно. Можно положить также мост и небоскреб, если тележка очень большая. Когда журналист пишет эти слова, читатель «видит» описываемое. Но прогресс, революцию и парадигму в тележку не положишь. И при упоминании этих слов картинка в голове читателя не возникнет.

Американский вариант данного приема Р. П. Кларк называет «лестница абстракции» (the ladder of abstraction)K Суть приема - расположение всех слов вдоль лестницы, внизу которой - слова наиболее конкретные (например, «лестница»), а вверху - слова наиболее абстрактные (например, «абстракция»). Соответственно для наглядного письма нужно придерживаться низа «лестницы абстракции». Если же абстрактных слов избежать не удается, их нужно тут же перевести в конкретные. Например, как здесь: «Достижения науки проникли во все сферы нашей жизни. Это и мобильный телефон, и автоматическая стиральная машина, и томограф».

Второй прием заключается в том, чтобы предпочитать единичное общему. Например, доберман Граф со сломанным левым ухом - конкретная собака, которую можно представить достаточно четко. Доберман - это более общее слово, и каждый читатель представит своего добермана, хотя эти доберманы будут более или менее похожими друг на друга. Если вместо «доберман» написать «собака», разброс представлений читателей будет еще большим. Кто-то представит маленькую и лохматую собаку, кто-то - большую и гладкошерстную и т.д. А если написать «животное», тут и вовсе каждый представит что-то свое, далекое от того, что видел автор. Хотя формально это будет одно и то же - доберман Граф - это и просто доберман, и собака, и животное. Этот прием Р. П. Кларк называет «ищи конкретное

Третий прием - передача в тексте конкретных слов, которые произнесли персонажи, и конкретных действий, которые они совершили. Например, описать ссору соседей по лестничной клетке можно следующим образом.

Вариант 1

Иван Иванович открывает дверь своей квартиры № 50, делает два шага и утыкается в груду картонных коробок. Одна из коробок падает и ударяет мужчину по ноге чуть ниже колена. «Ох,... твою мать!», - вскрикивает он. Поворачивается и звонит в квартиру №51, нажимая на треснутую кнопку с торчащим из-под нее проводом. «Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!», - кричит Иван Иванович и трижды бьет кулаком в соседскую дверь. «Завтра уберем. Сегодня некогда», - раздается женский голос из-за двери. «Я все это сегодня вынесу на улицу и сожгу! Чуть ногу не сломал!», - грозит мужчина и пинает коробку ногой. «Смотреть под ноги надо. А выбросишь - я тебе дверь сожгу», - отвечает соседка.

Вариант 2

Соседи по лестничной клетке поругались из-за расставленных на проходе коробок, одна из которых упала и травмировала жильца квартиры № 50. Он пригрозил сжечь коробки, на что в ответ также получил угрозы.

В первом варианте происходящее воспринимается гораздо нагляднее, чем во втором. Это достигается за счет описания конкретных действий (делает два шага, бьет ногой в дверь и т.д.) и цитирования («Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!»). Второй вариант просто сообщает факты: соседи поругались, обменялись угрозами. Но как именно соседи ругались и угрожали друг другу, читатель представить не может, и поэтому кино в сознании читателя не запускается.

Четвертый прием заключается в работе с планами подобно тому, как с планами работают операторы на телевидении и в кино. Вы, наверное, замечали, что происходящее на экране то приближается, то удаляется. Например, улица, люди, мужчина, рука опускается в карман и достает пистолет, другая сторона улицы, прохожие, выстрел, один из прохожих падает, на груди растекается красное пятно. Или актовый зал, сидят люди, один из сидящих пристально смотрит вдаль, на сцене стоят несколько человек, один из них читает по листу речь, лист закручивается, и докладчик пальцем отгибает его обратно.

Такое восприятие окружающего мира характерно для человеческого глаза. Оказавшись в незнакомом месте, мы вначале оглядываем окружающее пространство, затем пристально рассматриваем что-то, что нас заинтересовало, после чего снова оглядываем происходящее в целом и снова к чему-то присматриваемся.

Пишущий журналист также должен это учитывать и при наблюдении за происходящим, и при подготовке текста. Показ происходящего должен соответствовать его естественному осмотру на месте события. Чередование приближений и удалений должно быть осмысленным, подчеркивающим интерес к тому, что автор пристально рассматривает.

По поводу количества планов единства среди журналистов нет. Распространена система из пяти планов, представленная в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Планы в репортаже

Снимающие журналисты обычно добавляют еще планы, например, поколенный (от головы до колен) или молочный (от головы до груди). Но пишущий журналист может ограничиться пятью планами, перечисленными выше.

Вот как работает с планами известный журналист Валерий Панюшкин.

за активистом Front AIDS , снимавшим акцию на любительское видео. Пытался отобрать камеру и кричал: “Отдай, наркоман проклятый!”

(От самого общего плана к среднему.)

Рукой в наручнике Александр Румянцев прижимал к уху мобильный телефон и разговаривал с радио “Эхо Москвы”.

(От самого крупного плана к крупному.)

Ведущая новостей, видимо, спросила его, не потому ли медлят милиционеры, что боятся заразиться.

Не надо называть ВИЧ заразой,- сказал прикованный Румянцев,- лучше говорить “инфекция”.

Милиция не ехала примерно полчаса, прикованные кричали: “Фашизм не пройдет!” и “Тюремный срок - не смертный приговор!” - и приплясывали оттого, что замерзли» .

(Самый общий и общий планы.)

Обратите внимание на то, что переходы между планами могут происходить внутри одного предложения, и на то, что последовательность переходов может быть любой. Следовательно, не обязательно двигаться от самого общего к самому крупному плану через общий, средний и крупный. Можно сразу прыгнуть в средний или крупный, а затем приблизиться до самого крупного. То же самое - при смене планов в обратном направлении. От самого крупного или крупного можно сразу же перейти к общему или самому общему.

Типичные ошибки начинающих журналистов - нехватка самых общих планов либо крупных и самых крупных. В первом случае нет понимания, как все происходит в целом. Во втором - картинка получается нечеткой, читатель не может увидеть происходящее в деталях, как будто автор страдает близорукостью и забыл очки.

Пятый прием - это подключение по возможности всех органов чувств. Напомню, что у человека их пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, т.е. мы можем видеть, слышать, нюхать, трогать руками и облизывать. Это не означает, что нужно все подряд щупать и тащить себе в рот. Главное - не ограничиваться только визуальным описанием происходящего. Если имеется какой-то звуковой фон (разговор за стеной, музыка, работающий агрегат и др.), надо об этом упомянуть. Если журналист чувствует запах, и этот запах похож па какой-то из известных, об этом также надо сообщить читателю, и тогда восприятие станет гораздо ярче. Тем более что запахи запоминаются очень хорошо.

Шестой прием заключается в использовании характерных деталей. Характерные детали - это предметы обстановки, а также слова и действия людей, раскрывающие какие-либо значимые характеристики происходящего. Вот как описывает работу журналиста с характерными деталями Р. П. Кларк.

«Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Когда мы говорим “я вижу”, мы чаще всего имеем в виду “Я осознаю”. Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи. Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери - так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил - это результат его любопытства, а не его воображения» .

Умение фиксировать и передавать характерные детали - показатель профессионального уровня журналиста. В идеале репортаж должен изобиловать характерными деталями, так как они позволяют и быстро погрузить читателя в происходящее, и отпечатываются в памяти.

Итак, репортажный способ письма - это показ происходящего от сцены к сцене с передачей диалогов между участниками, со сменой планов, с характерными деталями, с подключением всех органов чувств и с использованием тех существительных, которые обозначают знакомые читателю предметы. За счет этого создается «эффект присутствия», и читатель может ощутить себя на месте события, увидеть и пережить то, что увидел журналист.

Этот параграф был посвящен тому, как писать репортаж или репортаж- ную вставку в текст другого жанра. В следующем параграфе мы разберем, что следует описывать в репортажном ключе, и какие темы наиболее подходят для того, чтобы подавать их именно в жанре «репортаж».

  • Clark R. Р. Writing Tool #28: Writing Cinematically // Povnteronline . URL:http://web.archive.org/weh/20060705003111/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=72080 (дата обращения: 12.01.2016).
  • Донская А., Делер А. Операция «Тайный гость» // ЭкспертопНпе . URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/14/operatsiya-tajnyij-gost/ (дата обращения: 12.01.2016).
  • Clark R. Р. Writing Tool #13: Show and Tell // Poynteronline . URL: http://web. archive. org/web/20060705002509/http://www. poynter.org/content/content_view.asp?id=65978 (дата обращения: 16.12.2016).
  • 2 Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific. Always get the name of thedog// Poynteronline . URL: http://web.archive.Org/web/20060705003335/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=64349 (дата обращения: 16.12.2016).
  • Behnam К. Rampaging rooster attacks girl // St. Petersburg time online . URL: http://www.sptimes.com/2002/10/04/NorthPinellas/Rampaging_rooster_att.shtml (дата обращения:16.12.2016).
  • Панюшкин В. Цепная акция // Коммерсант. 2005. 16 февр.
  • Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific.