Гераклит. жизнь, учение, биография гераклита

Знаете ли вы, что, говоря: "Все течет, все изменяется", вы цитируете древнегреческого философа Гераклита? Его имя известно во всем мире, а такие светила, как Ницше, Кант, Шопенгауэр, с гордостью называли себя последователями великого философа.

Древняя Греция дала миру много достойных людей. Из античности берет свое начало философия. Одним из основателей этой науки был Гераклит. Кратко о философе вы сможете узнать из нашей статьи, что поможет не только значительно расширить ваш кругозор, но и расскажет о зарождении многих наук и доктрин.

Кто такой Гераклит? Чем он известен

Древняя Греция, или, как поэтично ее называли в древние века, Эллада, стала колыбелью многих наук.

Одним из известнейших философов античности был Гераклит. Философия как наука обязана ему формированием многих понятий и основных тезисов. Многие века Гераклита считают автором крылатой фразы "все течет, все изменяется". Концепции древнегреческого мудреца до сих пор являются предметом изучения многих представителей науки.

Известен Гераклит был благодаря введению в систему философии понятия "логос" и развития первоначальной диалектики. Диалектика Гераклита стала основой учения многих философов после него, например, Платон в своем монументальном труде "Государство" в одной из глав ведет условный диалог с Гераклитом.

С тезисами мудреца можно соглашаться или не соглашаться, но равнодушными они не оставляют как людей науки, так и случайного читателя.

Кратко о жизненном пути философа

Достоверных ведомостей о жизненном пути философа очень мало. Известно, что жил он в в 544-483 годах до нашей эры. Он происходил из древнего рода. Обладающий аристократическими благородными корнями, Гераклит в зрелом возрасте отрекся от всех возможных привилегии и предпочел обществу жизнь в горах.

Вопросы, которые изучал, - онтология, этика и политология. В отличие от многих философов своего времени, он не примыкал ни к одной из существующих школ и направлений. В своем учении был "сам по себе". Милетская школа, которую философ критиковал, хоть и не имела воздействие на его взгляды, но оставила свой отпечаток на мировоззрении. Детальнее об этом - в следующих разделах статьи. Не имел он и фактических учеников, но мудрейшие мыслители от античности и до наших дней вплетают в свои идеи его тезисы и взгляды.

Расцвет деятельности Гераклита пришелся на период 69-й олимпиады. Но его учение было несвоевременным и не находило отклика. Возможно, поэтому, по некоторым данным историков, Гераклит уходит из Эфеса в горы, чтобы наедине с собой развивать свои идеи и зарождающиеся гениальные новаторские понятия. Те краткие сведения о мудреце, что сохранились до наших дней, описывают его как человека закрытого, с острым умом и критическим отношением ко всему увиденному и услышанному. были как стрелы, что попадают точно в цель. А целью его критики могли быть как его односельчане, так и местная власть и люди, стоящие у ее руля. Философ не боялся порицания или наказания, он был прямым, как меч, и не делал исключений. Возможно, в уже зрелом возрасте его сознание достигло пика, и ему стало не под силу находиться в окружении, которое было совершенно далеким от его взглядов и познаний, и не понимало его. Философа называли «темным», и существует две версии, почему. Первая - прозвище возникло от того, что мысли мудреца были непонятны его современникам, она называли их запутанными и «темными» соответственно. Вторая теория исходит из мировоззрения и настроений философа. Зная то, что недоступно для понимания других, Гераклит был закрытым и постоянно находился в меланхолическом или саркастическом расположении духа.

О гибели мудреца существует много мифов, ни один из них как не подтвержден, так и не опровергнут. По одному из существующих мнений, философа разорвали бродячие собаки, по другим данным, мудрец умер от водянки, по третьим - он пришел в поселок, велел себя обмазать навозом и умер. Он был слишком необычным для своего времени. Так же, как люди не понимали его при жизни, он остался для них тайной после своей загадочной гибели. Лишь спустя многие столетия мысли Гераклита нашли своих почитателей.

Труды Гераклита

Считается, что трудов у великого мудреца было немало, но до наших дней смог дойти только один - состоящая из частей "О боге", "О природе" и "О государстве". Книга сохранилась не целиком, а отдельными частями и отрывками, тем не менее она смогла донести учение Гераклита.

Здесь же он обосновывает свое понятие «логос», о котором мы поговорим ниже.

Из-за фрагментарности книги многие идеи и концепции остались вне поля зрения Однако те крупицы, которые мы имеем возможность изучить и осознать, несут великую мудрость философа, его тезисы, которые не утрачивают ни своей ценности, ни актуальности.

Основы философии Гераклита

Античные мудрецы дали миру любовь к мудрости и стояли у истоков зарождения многих наук. Таким был и Гераклит. Философия как наука обязана ему своим развитием и зарождением.

Основные тезисы философа:

1. Огонь как первоисточник всего. Неизвестно, шла ли речь об огне в фактическом смысле или же в переносном (огонь, как энергия), но именно его считал Гераклит первоосновой творения мира.

2. Мир и космос периодически сгорают от могущественного пожара, чтобы восстановиться вновь.

3. Понятие течения и круговорота. Суть во фразе: "Все течет, все изменяется". Этот тезис Гераклита гениально прост, но никому до него не была открыта суть переменчивости, течения жизни и времени.

4. Закон противоположностей. Здесь речь идет о разности понятий. В качестве примера великий философ приводит море, которое дает жизнь морским обитателям, но часто несет гибель людям. В некотором роде теория относительности Эйнштейна обязана своему появлению на свет этой гениальной идее-прародительнице, дошедшей до нас благодаря великому философу.

К сожалению, из-за того, что единственное учение Гераклита дошло до нас лишь отрывками, его доктрины очень сложно трактовать, они кажутся совершенно неполными, фрагментарными. Из-за этого они постоянно подвергаются критике. Например, Гегель считал их несостоятельными. Мы же в полной мере не имеем возможности оценить и воспринять их. Остается додумывать и заполнять недостающие фрагменты совершенно интуитивно, опираясь на предчувствие и традиции и взгляды, властвующие в античной Греции времен великого философа. Хоть он и отрицал влияние школ и мыслителей, существовавших до него, но невозможно не заметить некоторое сходство, например с тем же Пифагором.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Это школа, основана Фалесом в колонии Греции в Азии, в городе Милете. Ее особенность в том, что она была первой философской школой античного мира. Создана в первой половине VI века. Основным предметом изучения школы была натурфилософия (изучение естественной физической проблематики и сути). По мнению многих науковедов, именно с этой школы начали свой путь не только в Греции, но и во всем мире астрономия и математика, биология и география, физика и химия. Одним из главных принципов школы было положение "ничто не возникает из ничего". То есть у каждого возникшего существа или явления есть первопричина. Часто этой причине давалось божественное начало, но такое определение не останавливало философов в их поисках, а помогало идти дальше.

Как мы говорили выше, Гераклит не был представителем ни одной из существующих школ. Но с Милетской школой, чьи взгляды он критиковал и не воспринимал, философ вступал в полемику, что нашло отражение в его трудах.

Еще одна особенность школы - в том, что она воспринимала мир живым цельным существом. Не было различия между живым и мертвым, для науки было интересно все. По некоторым данным, именно благодаря милетской школе зародился и был впервые произнесен термин «философия». Любовь к науке, к знаниям была основным стимулом к развитию для представителей этого общества. Школа Гераклита, как ее иногда неверно называют, развивалась параллельно с ним самым. Хоть великий мудрец и отрицал эту связь, она довольно очевидна.

Понятие диалектики

Термин "диалектика" пришел к нам, как и многие другие, из античности. Он дословно обозначает «вести диалог, спорить».

Существует много определений этого понятия, но мы остановимся лишь на том, в русле которого работал Гераклит.

Для великого философа понятие диалектики заключалось в учении о вечном становлении и вместе с этим переменчивости бытия. Идея Гераклита о вечном течении кажется нам слишком простой, но во времена ее зарождения она была серьезнейшим прорывом в философии в частности и в науке в общем.

Здесь, конечно, чувствуются взгляды Милетской школы и ее представителей. Развиваясь свободно от Гераклита, в совершенно разных плоскостях, они все же пересекались в своих выводах, хоть и были самостоятельными и полученными в результате сугубо личных наблюдений и умозаключений.

Кроме понятия диалектики, современная наука обязана античному философу еще одним бессмертным понятием и концепцией, выросшей на его основе. Это логос Гераклита - великая идея об огне как первооснове всего.

Концепцию логоса мудрец античности представлял так: существует мир и существует огонь (собственно логос). Мир начался с него, в огне его ждет и конец. В Космосе постоянно происходят пожары, из которых рождаются новые миры. Ничего ли не напоминает это суждение? Возможно, намного быстрее других на этот вопрос дали бы ответ люди, имеющие познания в астрономии. Вспомните о зарождении (и гибели, в принципе, тоже) звезд в космическом пространстве. После взрыва и высвобождения его накопленной, а потом мгновенно отданной энергии рождается новая молодая звезда. Возможно, нам, знающим это из школьного курса астрономии или физики, эти сведения не покажутся чем-то сверхъестественным. Но вернемся во времена античности. До нашей эры явно не преподавали в школе астрономию, чтобы, узнав о процессе рождения звезд, греческий философ мог составить свою концепцию. Если же такие знания не объясняются наукой, то с помощью чего мог получить их Гераклит? Философия никогда не отрицала понятия интуитивности, пресловутого шестого чувства, - дара или наказания для избранных представителей рода человеческого.

Великий мудрец смог осознать и воспринять то, что будет открыто лишь через тысячи лет после его смерти. Разве это не говорит о его высочайшей мудрости и провидении?

Последователи философа

По некоторым данным, у философа все же был ученик - Кратил. Возможно, с его легкой руки и желания восстановить труды своего наставника мы получили некоторую рассеянность истинных мыслей Гераклита. Кратил был прилежным учеником, он перенимал концепции учителя. Позже он станет в некоторой степени наставником Платона, который будет вести с ним условные вымышленные монологи в своем монументальном «Государстве». Философ Гераклит был настолько великим, что вдохновлял своих последователей многие века после своей гибели.

Платон тоже пойдет по пути диалектики. На ее основе будут построены практически все его труды. Применение диалектики сделает их довольно доступными и понятными.

Так как Кратил был вдохновителем Платона, великого автора "мифа о пещере" можно условно тоже отнести к последователям Гераклита.

Позже Сократ и Аристотель, взяв за основу диалектику Гераклита, создавали свои, новые, достаточно сильные концепции. Но, несмотря на всю их самостоятельность, отрицать влияние античного мудреца на них совершенно неразумно.

Из наших практически современников последователями Гераклита были Гегель и Хайдеггер. Достаточно сильное влияние умозаключений греческого мудреца испытывал и Ницше. Многие из глав "Заратустры" отмечены этим влиянием. Немецкий философ со всемирно известным именем и много размышлял о самом понятии и сути времени и его течении. Аксиома о том, что все изменяется, была взята им как должное и развита во многих трудах.

Отрицание и критика идей Гераклита

В 470 годах до н. э. при дворе Гиерона обитал комик Эпихарм. Во многих своих произведениях он высмеивал теории Гераклита. "Если человек взял в долг, то может не отдавать, ведь он уже изменился, это совершенно другой человек, так почему он должен отдавать долги за кого-то", - лишь одни из примеров. Их было немало, и сейчас уже трудно судить, о чем идет речь: об обычном развлечении при дворе, основанном на насмешках над трудами Гераклита, или же об осмыслении и критике его концепции придворным комиком? И почему мишенью комических сценок стал именно Гераклит? Взгляды Эпихарма на его труды были довольно язвительными и ироничными. Но даже за такой ширмой не скрылось восхищение мудростью великого античного философа.

Те же Гегель и Хайдеггер, используя в своих многих трактатах суждения Гераклита, обвиняли его в несовершенстве взглядов, парадоксальности и хаотичности мыслей. Тем не менее, видимо, от понимания философов ускользал тот факт, что труды сохранены не полностью, а то, что есть, дополнено и переписано наследниками трудом и учениками, которым не под силу было понять своего учителя полностью, что вынуждало их заполнять пробелы своими собственными мыслями, а иногда и домыслами.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Хоть Гераклит о отрицал влияние других отдельных личностей и школ, но, несомненно, его взгляды не возникли из ниоткуда.

Многие исследователи утверждают, что философ был хорошо знаком с трудами Пифагора и Диогена. Многое из написанного им перекликается с понятиями, введенными в обиход науки этими древними мудрецами.

Слова Гераклита повторяются и цитируются даже сегодня.

Вот наиболее известные тезисы мудреца, которые, пройдя через тысячелетия, не утратили своей ценности.

  • Глаза - свидетели более точные, нежели уши. Краткая мудрость, в которой заключается истинное восприятие человека. Не зная анатомии человека (как мы помним из разделов статьи выше, школа натурфилософии только ознаменовала начало развития данной отрасли науки), не владея научными знаниями об органах чувств, философ тонко и точно отметил приоритеты в восприятии информации. Вспомним поговорку о том, что лучше один раз увидеть, чем раз услышать. Сейчас подобную можно встретить практически у каждого народа, но во время жизни философа она была достойным открытием.
  • Когда все загаданные желания человека сбываются, это делает его хуже. Это действительно так. Если человеку некуда стремиться, он не развивается, а деградирует. Если у некоего индивидуума есть все желаемое, он теряет способность сочувствовать тем, кому повезло меньше; перестает ценить имеющееся, принимает его за данность. Через тысячи лет этот тезис по-своему истолкует британский писатель ирландского происхождения Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, боги исполняют наши молитвы», - скажет он в своем гениальном романе «Портрет Дориана Грея». А Уайльд никогда и не отрицал, что черпал свои познания о мире из источника античности.
  • Знание многого не учит уму. Некоторые исследователи считают, что эта фраза была сказана в укор и отрицание той самой Милетской школе. Однако документального подтверждения этого факта нет, впрочем, как и многих других эпизодов. Диалектика Гераклита в этом тезисе расцвела яркими красками и показала многогранность мышления великого мудреца.
  • Суть мудрости в том, чтобы не только произносить истину, но и, внимая законам природы, следовать ей. Здесь мы не будем углубляться в рассуждения о сути этого умозаключения античного философа. Каждый может воспринять его по-своему, но суть от этого только обогатится смыслом.
  • Один для меня - десять тысяч, если он - наилучший. В этом тезисе - объяснение того, почему при жизни греческий философ не желал обучать учеников. Возможно, в свое время он так и не нашел достойных.
  • Рок - это последовательность и порядок причин, при котором одна причина порождает другую. И так до бесконечности.
  • Знание и понимание самого мудрого мудреца - всего лишь мнение.
  • Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает. Про них можно сказать, что, присутствуя, они отсутствуют. В этом высказывании Гераклит выразил всю горечь от непонимания, с которым ему пришлось столкнуться. Он слишком опережал свое время, чтобы иметь шансы на понимание.
  • С гневом очень трудно бороться. Можно жизнью заплатить за все, что он потребует. Но еще более трудно победить желание наслаждения в себе. Оно сильнее гнева.

В заключение

Есть личности, которые настолько не укладываются в рамки своего времени, что быть понятыми современниками им просто не суждено. Такой личностью был древнегреческий мудрец Гераклит. Философия, какой она есть сегодня, не была бы такой без его тезисов и трудов, теорий и концепций.

Великий философ большинство своей жизни провел в горах, наедине с природой и своими мыслями. Людям, называвшим его «темным», не суждено было понять всю глубину мудрости этого удивительного человека.

Его афоризмы до сих пор цитируются на десятках языков, а работы вдохновляют все новых и новых учеников. Многие философы нашего времени берут за основу труды великого грека-отшельника. И, хотя его работы дошли к нам лишь в виде кратких незавершенных отрывков, это ни в коем случае не уменьшает их ценности.

Стоит познакомиться с теориями и концепциями великого мудреца не только для общего развития, но и для ознакомления с античным миром.

Годы жизни: около 540 г. до н.э. – 483 г. до н.э.

Греческий философ, создатель исторической диалектики (учении о вечном становлении и изменчивости бытия). О жизни Гераклита мы знаем преимущественно со слов его биографа Диогена. А о философии - со слов филолога Германа Дильса, который пересказал единственную книгу Гераклита «О природе», которая включает 125 высказываний на разные темы. Оригинал книги утерян.

Гераклит родился в Эфесе, греческом городе, который находился на территории современной Турции. Он был наследником правящей семьи Андрокла и в детстве ничем не отличался от других детей: проводил много времени на улице, играл с друзьями. Скорее всего, много учился, как и все потомки знатных семейств. Но мальчик вырос, и все изменилось.

Гераклит превратился в недовольного жизнью юношу, которого не прельщала ни власть, ни общественная деятельность. Да и простое общение с людьми тяготило. Он отказался от титула в пользу брата и удалился в храм Артемиды, где предавался размышлениям в аскетических условиях, питаясь травами. Почему он так поступил? Некоторые историки утверждают, что это был акт протеста: он ненавидел демократию, считая ее несправедливой формой правления. В ранних трудах Диоген писал, что отказ Гераклита от власти - это жест великодушия, а в более поздних - что это проявление высокомерия. Так или иначе, Гераклит стал отшельником, у него не было ни жены, ни детей. Первое время он выходил, чтобы перекинуться с дворовыми мальчишками в кости, но все больше погружался в мизантропию и в итоге возненавидел весь мир.

Гераклит на картине нидерланского художника Морельсе

Гераклит считал всех необразованными глупцами, которым никакое образование не поможет. «Многознание уму не научает», - с презрением заявлял он людям. Те платили ему взаимностью: Гераклита били палками на конкурсах поэтов. У него не было ни учителей, ни учеников.

Философское учение Гераклита было противоречивым и мрачным, как и его жизнь. Выступая перед людьми, он плакал. Современники так и звали его: Гераклит Темный или Гераклит Мрачный. Он воспевал войну и смерть: «Война - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными». Гераклита часто противопоставляют другому мудрецу - позитивному Демокриту, который любил посмеяться во время выступлений.

Он не принимал участия в законотворчестве и полемиках, потому что считал, что у власти недостойные люди. Он полагал, что у власти должны стоять аристократы. Демократию называл властью толпы, которая похожа на скот, набивающий брюхо.

Гераклита иногда называют философом-поэтом - его мысли метафоричны, в них много загадок. О сложном он писал просто, но понять истинный смысл высказываний могли немногие. Сократ признавался, что смог разгадать лишь некоторые идеи Гераклита, и восхищался ими.

Гераклит ввел в философию понятие «логос» - смысл и закономерности бытия. По мнению философа, всемирная гармония - это космический логос, который со временем остается неизменным. Однако люди не в состоянии это осознать. Они считают, что их логос важнее всеобщего.

Мрачный философ утверждал, что мир постоянно меняется и трансформируется, и называл этот процесс мировым течением. У каждой материи и субстанции есть противоположность. Например, душа человека состоит из двух компонентов: благородного (огня) и неблагородного (воды). Гераклит впервые ввел понятие атома. По мнению философа, из атомов состоит как тело, так и душа человека.

Смерть Гераклита так же мрачна, непонятна и загадочна, как его жизнь и философия. По одной из версий, он заболел водянкой, лечить болезнь решил навозом, но средство не помогло. Так его и нашли мертвым в куче экскрементов. По другой версии, никакой водянки не было, а философа задрали дикие собаки.

Гераклит Эфесский (около 500 г. до н. Э.) Был известен своим современникам как «темный» философ, так называемый, потому что его труды были так трудно понять. Казалось, что он придерживается общего понимания природы жизни и цели человеческой жизни в презрении (поскольку, по сути, он, казалось, держал больше всего, если не всех, людей, с которыми он контактировал). Гераклит сравнил понимание большинства людей с что у тех, кто спит. Для Гераклита только философ, тот, кто преследовал Истину, был полностью бодр и полностью жив, и он, казалось, считал себя единственным философом своего времени.

ПРОВАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Его писания, которые так запутали многих, кажутся целенаправленными, чтобы заставить читателя к самостоятельной мысли и реализации (подобно Дзен Коанам на востоке) вместо того, чтобы предоставлять им больше тех же самых «идей» жизни Гераклита презирал. Вызвав довольно прямолинейный подход своих предшественников, таких как Анаксимандр, Анаксимен и Ксенофан, он последовательно настаивал на решительном обфускации его смысла. Хотя это, как правило, понимается как попытка просветить своих читателей, его можно легко интерпретировать как просто отражение его индивидуального характера, о чем сообщают древние писатели, что он принес свою собственную смерть, обратившись к врачам в том же преднамеренно запутанном манера.

ЖИЗНЬ FLUX
Следуя традициям более ранних досократических философов, Гераклит подробно изложил физическую теорию материи и физического мира по линии Фалеса, Анаксимандера и Анаксимена, но еще больше принял идеи в своем знаменитом утверждении, что «Жизнь - это поток» (Panta Rhei по-гречески, то есть все или все меняется). Если понимать, что изменение является единственной константой в жизни, тогда легче понять, что Гераклит говорит в своих «неясных» писаниях, когда он утверждает такие вещи, как «Путь вверх и путь вниз один и тот же. Живые и мертвые, бодрствующие и спящие, молодые и старые, одинаковы ». Эти вещи« одинаковы »в том, что все они подвержены изменениям, происходят из одного изменения, чтобы исчезнуть в другое, и все, постоянно, находится в движении и в этом отношении то же самое.

Гераклит был известен среди своих современников за его нескрываемое презрение ко всем им и, в равной степени, тем, кто их превзошел. Среди более чем 100 фрагментов у нас есть его работа, которая утверждает: «Знание многих вещей не научит человека иметь разум, иначе он научил бы Гесиода и Пифагора или, опять же, Ксенофана и Гекатея» (DK 22B40) , Комментируя это, профессор Дж. М. Робинсон пишет: «Знать много вещей - знать причины грома, молнии и землетрясения - это хорошо, но лучше понять одно, что лежит в основе всех этих, - мысль, которая управляет всеми вещами через все это. Это мудрость »(Робинсон, 88). Основополагающая форма жизни, понимаемая «мудростью» Гераклита, состоит в том, что человеческое состояние в основном характеризуется борьбой, сближением и отталкиванием противоположных сил. В то время как люди жалуются на эту борьбу, приравнивая ее к страданиям, Гераклит заметил, что этот же процесс информировал и о естественном мире: «Все происходит через оппозицию, и все происходит как река» (DK 22A1). Поэтому нет причин бояться или пытаться избежать раздоров, потому что конфликт является основной движущей силой в жизни.

МИРНЫЙ ЗАКАЗ HERACLITUS - LOGOS
Это сражение сил, которое Гераклит характеризует как огонь, легко наблюдаем по своей природе, и все же люди сопротивляются естественному движению жизни и пытаются цепляться за то, что известно и что считается безопасным. Герацит утверждал, что это «цепляние» неестественно и заставляет людей страдать. Он пишет: «Этот мировой порядок, один и тот же для всех, ни один бог не был создан, ни какой-либо человек, но он всегда был и остается и будет и будет всегда живым огнем, разжиганием по мере и выходом по мере» (DK22B30). Мировой порядок - это постоянное изменение, и сопротивление этому изменению является своего рода смертью в том, что человек отказывается участвовать в том, что определяет жизнь. Хотя кажется, что он никогда не признается в этом, Гераклит, похоже, разработал концепции Ксенофана относительно единственного, вечного «Бога», который стоит за всем и кто все в движении; он назвал эту силу Логосом.

На греческом языке Логос означает «слово», но также означает «говорить» и может также ссылаться на «передачу мысли», а Логос Гераклита может наиболее точно соответствовать последнему значению. Логос постоянно «передает мысль» людям, но сообщение упускается из-за последовательного отказа людей признать естественный порядок в своей собственной жизни. Гераклит пишет:

Хотя логотипы, как я уже сказал, люди всегда не понимают этого, как прежде, чем они услышат это, и когда они услышат это впервые. Ибо, хотя все вещи возникают в соответствии с этими логотипами, они кажутся людьми без опыта, хотя на самом деле у них есть опыт как слов, так и поступков, как я изложил, различая каждую вещь в соответствии с ее природой и заявляя, что это. Но другие люди так же не знают, что они делают, когда бодрствуют, как они есть, когда они спят. (DK 22B1)

Логос - это рациональная, естественная, универсальная «мысль», через которую возникла Вселенная и которой она поддерживается.

В этом отношении убеждения Гераклита соответствуют идеям младшего философа Парменида, утверждавшего, что все существо было Единым, было одного и того же точного вещества и никогда не могло быть создано или уничтожено. Логос Гераклита будет соответствовать Пармениду «Один» с тем отличием, которое Логос сообщает обо всем, но это не сами вещи. Парменид не согласился с утверждением Гераклита, что все это была борьба и вечное столкновение сил, настаивая на том, что все такие наблюдения основаны на ложной сенсорной интерпретации. Гераклит, однако, утверждал, что аргумент Парменида был ошибочным в том, что операция Логоса - это просто естественный порядок жизни, и понимание этого не зависит от чувств, а от разума. Он пишет: «Они не понимают, как, хотя [Логос] не согласен с самим собой, он согласуется с самим собой. Это гармония противоположной напряженности, как в носовой части и лире» (DK22B51), и, далее, В оппозиции есть соглашение, между непохожими, самая прекрасная гармония »(DK22B8) и« Скрытая гармония сильнее, чем кажущаяся »(DK22B54). Эта «скрытая гармония» - это основной «материал» существования, который, будучи должным образом воспринятым, делает жизнь разумной и содержательной. Более поздний философ Zeno of Citium разработал бы эту идею в школу мысли, известную как стоическая философия, которая в дальнейшем будет развиваться стоическим философом Эпиктетом, среди прочих, стать доминирующим штаммом философской мысли в Риме.

СМЕРТЬ
Диогенис Лаэртиус (около 200 г. н. Э.), В 8-й книге его знаменитых жизней и мнений выдающихся философов рассказывает о смерти Гераклита и о том, как он соответствовал его жизни:

Когда кто-то попросил Гераклита привести некоторые правила, он не проявил интереса, потому что правительство города было уже плохим. Вместо этого он отправился в храм Артемиды и сыграл в кости с детьми. Наконец он стал мизантропом, ушел из мира и жил в горах, питающихся травами и растениями. Однако, упав таким образом на водянку, он спустился в город и спросил врачей в загадку, могут ли они сделать засуху из дождливой погоды. Когда они не поняли, он зарылся в корову, ожидая, что водянка упадет в жару навоза; но даже в этом случае он ничего не сделал, и закончил свою жизнь в возрасте шестидесяти лет.

«Поражение» Гераклита, страдающего от этого, сегодня будет называться «отеком» отек мягких тканей из-за скопления жидкости под кожей. Это было типично для Гераклита, чтобы он поставил свою проблему врачам в загадку, поскольку казалось, что он всегда испытывал других, полагая, что он обладал сверхсредним интеллектом. Когда они не поняли его просьбу о том, что они «вызывают засуху из дождливой погоды», чтобы означать, что он страдал от водянки, он также, как правило, решил, что лучше знает, как вылечить себя.

Ученые записывают свою смерть примерно в 475 году до нашей эры. Помимо школы стоиков, мысль Гераклита сильно повлияла на других, которые пришли за ним, и его загадки часто цитируются и упоминаются в «Диалогах Платона», а позднее - в работах Аристотеля. Он последовательно упоминается как один из самых ярких, если не трудно, досократических философов, и его важность в синтезе человеческого опыта с природным миром продолжает признаваться и сегодня.

Примечание: цитаты из «DK» относятся к каталогу «Дильс-Кранц» фрагментов досократических философов, который используется в «Анцилле» Кэтлин Фримана для досократических философов.

Гераклит Эфесский, сын Блосона, эфесец, «акме» (расцвет – возраст около 40 лет) которого приходится на 69-ю Олимпиаду (504– 501 гг. до н. э.) родился, видимо, ок. 544 г., год смерти неизвестен. Еще в древности он был прозван «Темным» за трудность его слога и «Плачущим», ибо «каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех» (Л. LXII; ДК 68 А 21). Ему принадлежало сочинение, носившее название «Музы», или «Правило негрешимое уставу жить», или «Указатель нравам», или «Единый порядок строю всего». Традиционное название – «О природе». Скорее всего, однако, книга вообще не имела названия. По Диогену Лаэрцию (IX, 5), сочинение Гераклита Эфесского делилось на три рассуждения: о Вселенной, о государстве и о божестве. Сохранилось (по Дильсу – Кранцу) 145 фрагментов сочинения (после фрагмента 126 – сомнительные), однако ныне считается, что «свыше 35 должны быть полностью или частично исключены или как позднейшие фальсификации, или как слабые парафразы подлинных фрагментов» .

Фрагменты Гераклита производят двойственное впечатление. Если одни из них, оправдывая славу своего «темного» автора, действительно сложны для понимания в силу своей афористической, часто подобной высказываниям оракула форме, то другие кристально ясны и понятны. Трудности интерпретации фрагментов, связанные с плохой их сохранностью, рождаются также влиянием доксографической традиции, особенно стоической интерпретации, «вписанной» иной раз в сами фрагменты или в их непосредственный контекст. Немалые сложности порождены диалектическим складом мышления Гераклита Эфесского, во всяком явлении усматривающего его самоотрицание, его противоположность. Отсюда прежде всего формально-логические сложности.

Учение Гераклита

Реконструкция учения Гераклита Эфесского требует аналитического расчленения корпуса его фрагментов на тематически определенные группы с последующим синтезом их в целостное воззрение. Эти основные группы – высказывания об огне как первоначале, о логосе, или законе, о противоположностях (диалектика), о душе, о богах («теология»), о нравах и о государстве.

В качестве исходного пункта учения Гераклита о космосе может быть с полным правом принят фрагмент ДК 22 В 30: «Этот космос, один и тот же для всего [сущего], не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Это явственно выраженная основная позиция ионийской философии: космос представляет собою видоизменения единого первоначала, закономерно переходящего, изменяясь, в различные формы. Первоначало Гераклита Эфесского – «вечно живой огонь», изменения которого аналогичны товарному обмену: «все обменивается на огонь и огонь на все, как на золото товары и товары на золото» (В 90). Этот социоморфный оборот, хотя и напоминает о мифологических источниках философии, в данном случае практически лишен мифологических соответствий, представляя лишь аналогию природного и социального процессов.

В учении Гераклита довольно четко намечена идея мирового кругооборота. Бесконечный во времени процесс делится на периоды (циклы) мировыми пожарами, в результате которых мир погибает в огне, а затем рождается из него заново. Длина периода – 10800 лет (А 13). Если во времени «мерами загорающийся и мерами потухающий» космос бесконечен, то в пространстве он, видимо, ограничен (см. А 5).

Логос Гераклита

Внутренняя закономерность мирового процесса выражается у Гераклита Эфесского и другим, более специальным понятием – «логос». «Хотя этот логос существует вечно, недоступен он пониманию людей ни прежде, чем они его услышат, ни когда услышат впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, так же, как они забывают то, что происходит с ними во сне» (В 1). Уверенный, что он познал истину, Гераклит выражает недовольство людьми, не способными воспринять его учение. Смысл же учения состоит в том, что все в мире совершается согласно определенному закону – логосу, и сам этот логос «говорит» человеку, раскрываясь в словах и делах, в чувственно воспринимаемых и раскрываемых разумом явлениях. Что же до людей, то с этим законом, «с которым они имеют самое постоянное общение, они враждуют, и то, с чем ежедневно встречаются, кажется им чуждым» (В 72. Возможно, что связь с логосом, установленная цитирующим Гераклита Эфесского Марком Аврелием , понимающим его стоицистски , как управляющее начало, имела у эфесца какой-то иной смысл).

Гераклит. Картина Х. Тербрюггена, 1628

Многозначность у Гераклита слова «логос» – а оно обозначает и слово, и речь, и рассказ, и повествование, и довод, и учение, и счет, и исчисление, и соотношение, пропорцию и т. д. – не позволяет однозначно передать его каким-то одним словом русского языка. Ближе всего будет здесь, пожалуй, значение «закон» – всеобщая смысловая связь сущего. Не случайно логос как закон бытия ставится в отношение с социальной сферой: «Желающим говорить разумно следует укрепить себя этим общим (логосом. – А. Б. ), подобно тому, как город [укрепляется] законом, и намного крепче. Ибо все человеческие законы питаются одним божественным, который простирает свою власть насколько пожелает, всему довлеет и над всем одерживает верх... Поэтому необходимо следовать общему. Но хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы они имели собственное понимание» (В 114, В 2). Показательна параллель Гераклита: «огонь – золото (деньги)» и «логос – закон города». Она явно говорит о родстве огня и логоса как различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону существующего, логос – структурную и устойчивую; огонь – обмен, или размен, логос – пропорция этого обмена, хотя не выраженная количественно.

Итак, Гераклитов логос – разумная необходимость сущего, слитая с самим понятием сущего = огня. И в то же время это судьба, но существенно преобразованная. Для мифологического сознания судьба выступала как слепая иррациональная сила. Это мог быть рок (фатум), но мог быть и случай, персонифицированный в образе богини Тюхе (римская Фортуна). Логос Гераклита Эфесского разумен, это «разумное слово» природы, говорящей с человеком, хотя и не всякому доступное. Что же «говорит» она? «Не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все – едино» (В 50). Единство же многообразной природы обнаруживается не сразу, ибо «природа любит скрываться» (В 123). И все же это единство налицо. Правда, этой мысли как будто противоречат два фрагмента.

Первый из них гласит: «Aion – играющее дитя, расставляющее шашки: царство ребенка» (В 52). Но что означает здесь многозначное слово aion? Вряд ли это «вечность» большинства русских переводов, текст Гераклита Эфесского слишком для этого архаичен. Может быть, это «время» (time), как переводит Бёрнет? Сомнительно, тогда здесь напрашивался бы «хронос», и тогда фрагмент звучал бы как полемика против тезиса Анаксимандра о временной упорядоченности возникновения и уничтожения. Lebenszeit (жизнь, время жизни, век), как переводит Дильс? Ближе к делу, но тогда фрагмент становится загадочным, даже бессмысленным. Видимо, речь идет все же не о жизни космоса, а о жизни и судьбе отдельного человека: «удел [человека] – играющее дитя, [жизнь его] – царство ребенка», так можно было бы вольно передать этот фрагмент, выражающий достаточно известную мысль о том, что «судьба играет человеком» и «что наша жизнь? – игра!». Как будто бы признание отсутствия мировой закономерности – логоса?

Фрагмент 124 гласит: «Нелепостью оказалось бы, если бы все небо и каждая из его частей были упорядочены и сообразны разуму по виду, и по силам, и по круговым движениям, а в началах не было бы ничего подобного, но, как говорит Гераклит, "прекраснейший космос [был бы] как куча мусору, рассыпанного наудачу"». Слова, выделенные кавычками, принадлежат Гераклиту и вписаны в текст Теофраста . Трудно найти однозначное и для всех приемлемое толкование этого текста, тем более что сам фрагмент Гераклита никак невписывается в контекст Теофраста. Однако думается, что перед нами противопоставление Гераклитом Эфесским универсального логоса, мирового закона, присущего «любящей скрываться» природе, и того видимого миропорядка, который подобен, по сравнению с ним, куче мусора. Однако отсюда следует, что Гераклит более отчетливо, чем милетцы , осознал и выделил два плана сущего: непосредственное, наличное существование вещей и его внутреннюю природу – логос. Их соотношение выражается через понятие гармонии, даже двух гармоний: «скрытой» и «явной». Причем «скрытая гармония сильнее явной» (В 54). Но гармония – всегда гармония противоположностей.

Диалектика Гераклита

И здесь мы переходим в сферу диалектики.

Уже по тому, что самая обширная группа фрагментов Гераклита Эфесского посвящена противоположностям, основе диалектики, можно судить о центральном положении этой проблемы в учении эфесца. Единство и «борьба» противоположностей – так можно абстрактно выразить диалектическую структуру и динамику сущего. Единство у Гераклита всегда есть диалектическое единство различного и противоположного. Об этом говорится в псевдоаристотелевском трактате «О мире»: образуя созвучие не из подобного, а из противоположностей, природа сочетает мужское и женское, первичную общественную связь образуя через соединение противоположностей; искусство, подражая природе, создает изображения, смешивая краски, а музыкальную гармонию создает из смешения голосов. «То же высказано у Гераклита Темного: „Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего одно, и из одного все"» (В 10). Та же мысль выражена в В 51, где гармония иллюстрируется многозначным образом лука и лиры, и в В 8, который признается ныне парафразой В 51, но содержит важное дополнение – «... все происходит через борьбу».

Древним, да и многим современным интерпретаторам философии Гераклита Эфесского часто представляется загадочным его диалектическое утверждение о тождестве противоположностей. Однако многие из его примеров совершенно ясны. «Добро и зло [одно и то же]. В самом деле, врачи, говорит Гераклит, всячески режущие и жгущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни» (В 58). Или: «Путь вверх и путь вниз один и тот же» (В 60); «Ослы золоту предпочли бы солому» (В 9). Не менее ясен пример бесстыдных фаллических гимнов Дионису, которые священны для поклоняющихся этому богу, или то, что «прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом» (В 82). Все эти изречения выражают необычайную диалектическую гибкость мышления Гераклита Эфесского, текучесть, многосторонность и многосмысленность его понятий, или, вернее, словесно оформленных представлений и образов. Во всяком явлении он ищет противоположное ему, как бы рассекая всякое целое на составляющие его противоположности. А за рассечением, анализом следует (по главному правилу диалектики) синтез – борьба, «война» как источник и смысл любого процесса: «Война есть отец всего и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными» (В 53).

Видимо, мысль эта была уже высказана милетцами. Можно думать, что такова была идея Анаксимандра , – но у него борьба противоположностей представлялась несправедливостью, за которую виновники «несут наказание и получают возмездие». Гераклит же пишет: «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости» (В 80), чуть ли не цитируя, в последних словах, книгу Анаксимандpa . Смысл этого чрезвычайно важного положения о всеобщности диалектической борьбы противоположностей состоит в три, что борьба составляет побудительную силу, причину и «виновницу» (aitia означает и то, и другое) всякого изменения.,

Об этом говорят, в частности, фрагмент В 88: «В нас одно и то же живое и мертвое, бодрствующее и спящее, юное и старое. Ибо это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это». Так подходит Гераклит Эфесский к мысли об универсальности изменения. Мысль эта была воспринята древностью как кредо Гераклита, и с нею вошел в историю образ «текучего», диалектического, мыслителя. «Panta rhei» – «все течет» – хотя этой фразы нет среди подлинных фрагментов эфесца, ее издавна приписывают ему. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (В 91) – так звучат его собственные слова. Но отсюда вовсе не следует, что Гераклит – апологет изменчивости как таковой. Он диалектик: в изменчивости и текучести он видит устойчивое, в обмене – пропорцию, в относительном – абсолютное. Конечно, эти фразы – перевод учения Гераклита на современный философский язык. Собственный же язык Гераклита Эфесского не допускал еще сколько-нибудь четкого абстрактного выражения этих мыслей, ибо он оперировал многозначными словами, гибкими представлениями, богатыми, но сложными и смутными символическими образами, смысл которых зачастую утерян.

Прежде всего, Гераклит Эфесский еще не знает термина «противоположности», – его ввел Аристотель. Гераклит же пользуется такими словами, как diapherpmenon, diapheronton – «расходящееся» (В 51, В 8) или to antizoyn – «враждующее, стремящееся в разные стороны». Это описательные, а не концептуальные выражения. Столь же описательны и образны выражения таких понятий, как движение (поток, течение), изменение (обмен, размен, поворот). Даже «логос» – наиболее оформленное из понятий гераклитовой философии – это не только закон, но и огонь, и разум, и единое... Поэтому диалектическое учение Гераклита Эфесского предстает перед нами не как абстрактная теория, а как интуитивно усмотренная картина, мира, где совпадают конкретно-чувственные, «живые» противоположности. Это явная реминисценция мифологического мышления, постоянно оперирующего противоположностями. Но в то же время – картина рационализированная, продуманная, зачастую четко и ясно обрисованная. В ней, как увидим ниже, уже сняты те социо- и антропоморфные образы божественных существ, которые составляют необходимую принадлежность мифа. Вместе с тем диалектика Гераклита Эфесского как учение о противоположностях «в самой сущности предметов» подготовила классическую греческую философию с ее не стихийной уже, а сознательной диалектикой.

Учение Гераклита о познании

Философия неизбежно поднимает проблемы человеческого сознания и познания. Подобно милетцам, Гераклит Эфесский связывает их с деятельностью «души», а последнюю – с некоторой природной стихией. А именно: «души испаряются из влаги» (В 12). Душа так вписывается в круговорот веществ: «Душам смерть стать влагой, воде же смерть стать землею; из земли же рождается вода, а из воды – душа» (В 36). Добавим к этому фрагмент В 76 (1), где говорится, что «огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля – воды [смертью]». Отсюда сразу становится ясно, что душа по своей природе есть у Гераклита воздух или тонкое и подвижное испарение. В зависимости от того, насколько удалилась она от влаги; душа приобретает особые качества – «сухое сияние – душа мудрейшая и наилучшая» (В 118), тогда как пьяный «шатается и не замечает, куда он идет, ибо душа его влажна» (В 117). Есть основания поэтому думать, что по своей «воздушной» природе душа человека и животных родственна космическому воздуху, который оказывается в этой связи «разумным и мыслящим», «божественным» разумом. Втягивая его в себя, мы становимся разумными. Во сне же, когда человеческий ум отделяется от окружающего, мы забываемся; проснувшись, душа вновь обретает разум, подобно тому, как угли накаляются и светятся, приближаясь к огню, а удаляясь от него – потухают (см.: Секст. Против ученых, VII, 126–131).

Последний образ, связывающий душу уже не с влагой и испарением ее, воздухом, как будто противоречит сказанному. Однако, видимо, тут не что иное, как еще одна сторона понимания Гераклитом Эфесским «души» – ее сопоставление с огнем как первоначалом, – не тем наблюдаемым и чувственно воспринимаемым огнем, о котором шла речь во фрагменте В 76 (1), но огнем как философским, «метафизическим», говоря языком позднейшей философии, первоначалом. Это, конечно, не более чем зародыш противопоставления философского знания как «метафизики» (того, что «за физикой») самой «физике», но отметить его есть смысл . Душа же в этом аспекте есть видоизменение единой и живой «природы вещей» и познает ее лишь приобщаясь к ней, к ее логосу, и в той мере, в какой произошло это приобщение.

Уверяя общество в формировании мира без причастности богов или людей, древнегреческий философ Гераклит Эфесский говорил: «Характер человека создает судьбу». Кратко о его биографии: диалектик Гераклит являлся и является одним из знаменитых мудрецов древней Греции (544–483 годов до нашей эры). Мыслитель происходил из аристократичной царской династии города Эфеса. В свое время, отказавшись от трона из-за меланхоличного темперамента, проживал изгоем, в построенной горной хижине. Там он посвятил себя размышлениям и сторонился светских выходов и общения.

Отрывочно сохранившимся базисным писанием был трактат «О природе», признанный глубокомысленным и нелегким всеобщему пониманию, по этой причине автор обрел прозвище «темный». Также его прозвали «плачущим», потому что он не мог смотреть без слез на суетливость людей. Ученый относился к ионийской школе, и его философия основана на вечном существовании мира в виде «живого огня», циклично воспламеняющегося и угасающего.

Мудрец брал за главную мысль, представление о понятии сути развития мира, путем интуиции. Первопричина мироздания – вековое и безграничное действие, в то время как, существующая материальность объектов – последующая причина мироздания. Философия Гераклита включала обоснованные им понятия об общности движений и развитий. Он считал, что предметы и явления не существуют без движения: «Все движется, и ничто не покоится. Все течет – все изменяется». Колыбель движения – есть борьба противоположностей.

Принципы и основные идеи философии

Гераклит в своих работах, описал основные понятия и принципы, которые включает в себя философия. В сохранившихся письменах, которых немного, говорится:

  1. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания;
  2. Космос и окружающий мир – циклично уничтожаются всемогущим пожаром, дабы заново возродиться;
  3. Круговорот событий в природе связан с неустойчивостью хода жизни и времени;
  4. Правило антиномичности или противоположностей. Вода – дарует водным существам, но случается так, что отбирает жизни у людей (цунами, наводнения и другие бедствия, связанные с водой). На данном тезисе основана теория относительности Эйнштейна.

Учения Гераклита дошли до нашего времени неполными и фрагментарными отрывками, а доктрины поддаются сложной трактовке и подвергаются критике. Мы не имеем средств, для полномерной оценки и восприятия учений мудреца, потому ссылаемся на интуицию и традиции Древней Греции того времени, домысливая и дополняя, отсутствующие части знания.

Античный мудрец, отрицая воздействие на него школ и других мудрецов, существовавших ранее до его появления, все же имеет некие сходства с Пифагором. По утверждению Гераклита, мировым фундаментом служит огонь. Природная сила бесконечности – Огонь и его «детище» – Космос. Космос и Вселенная не были кем-то созданы, а существовали всегда и вовеки будут «разгораться» и «потухать». Испытывая полосу изменений, сначала огонь представлялся водой – семенем мироздания, затем, вода преобразовалась в землю. Потом земля в воздух, создав окружающий мир. Видоизменяя все вокруг, огонь производит и уничтожает, образуя Вселенский круговорот изменений.

Кажущееся человеку постоянство и неподвижность – иллюзорны, из-за обмана чувств, так как Вселенная непостоянна, наполнена ежеминутными изменениями и различными качествами (пленительное и безобразное, зло и добро, влажное и сухое, живое и мертвое). Исходя из этого напрашивается вывод, что движение – сосуществование противоположностей и их борьба: «Все происходит через борьбу и необходимость».

Положение, с которым связаны изменения – является законом тяжести. Вечное изменение веществ, управляется Вселенским правилом – Логосом или неизменной судьбой. Логос – есть вековая мудрость упорядочивания тока перемен в вековое сопротивление начал и разрушений. Древнегреческий мудрец знал, что главная его задача – «видеть» инертные конфигурации бытия и путем внутренней глубинной интуиции, пробираться в естество мирового движения. Первичные орудия – непрекращающиеся движения мироздания, вторичные – участвующие в мироздании объекты материального мира.

Философские знания, стоящие вначале идейного течения, дали современную западную «основу жизни». Душа человека включает в себя теплый и сухой пар. Душа – чистое изображение Божественного огня, питающаяся его теплом. Теплоту душа впитывает с помощью органов чувств и дыхания. Одаренная великой мудростью и безукоризненными свойствами душа, являет собой сухой пар. Сырой и влажный пар, исходит от слабой и неразумной души, потерявшей мудрые свойства. Умирая, человеческая душа покидает тело: чистая душа становится высшим существом в загробном мире, а душа неблагоразумная следует верованиям о загробном царстве Аида.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Изучающиеся мудрецом вопросы были – онтология, этика и политология. Раскритикованная им Милетская школа, не воздействовала полностью на его точку зрения, оставив только оттиск в его миропонимании. Основанная Фалесом в Греческой колонии в Азиатском городе Милете, она являлась первоначальной в античности. Созданная вначале 6 века до нашей эры, включала основной предмет натурфилософию – науку о естестве физического положения вещей. Многие науковеды полагают, что термин «философия», астрономия, математика, биология, география, физика и химия начинали путь с Милетской школы. Предрасположенность к знаниям стала весомым побуждением к развитию последователей данного общества. Гераклит же подвергал критике воззрения школы, так как она понимала мир единым целым существом. Он вступал в дебаты и отражал это в своих трудах.

Понятие диалектики

Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из-за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого. Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Великий мудрец понимал диалектику как вековое становление и непостоянство бытия. Беспрерывная связь существования всего в мире – это столкновение и тяга противоположностей. Мир – беспрерывен и бесконечен, имеет границы, темп и ритм, вечно изменяется и сталкивается стихиями: воды и огня, воздуха и земли; ночь сменяется днем, жизнь – смертью, зло – добром.

Идея о вековом движении для нынешнего общества не является особенной, но в момент появления, она считалась весомым умозаключением в научном прорыве. Образы древнегреческого мудреца отвечали понятием Ионийской школы, считавшей, что окружающий мир состоит из четырех стихий, во главе которых огонь. Именно в этом умозаключении о диалектике заключен взгляд последователей Милетской школы.

Последователи философа

Последователем древнегреческого мудреца был афинянин – Кратил, учившийся еще и у софиста Протагора, а позже ставший уважаемым учителем Платона. Являясь старательным воспитанником, Кратил взял концепции своего учителя и приумножил его знания. Затем ученик Кратила Платон избрал путь диалектики, построив на ней все свои труды. Аристотель и , позаимствовали диалектику мудреца, создав великие положения.

Нашими современниками, следовавшими учениям мудреца древней Греции, являлись , Хайдеггер и Ницше. Их аксиомы о всеобщем изменении брались за первооснову писаний и развивались, привнося новые знания в современный мир. Таким образом благодаря знаниям, которые заложил Гераклит, развивалась философия. Многие ученые и мыслители, взяли его принципы за основу.

Отрицание и критика идеологии Гераклита

Придворный Гиерона I, Эпихар в 470 году до нашей эры был комиком, высмеивающим, в собственных творениях, суждения Гераклита. «Человек, взявший в долг, не обязан отдавать его обратно, ведь он изменился и стал другим человеком, так почему же он все равно должен отдавать долги?», – высмеивал Эпихар. Таких «весельчаков» существовало немало, потому тяжело судить, было ли это обычными развлечениями при дворе или же открытой критикой соображений мудреца. Эпихар был язвительным и ироничным по отношению к мнению греческого мудреца. Гегель и Хайдеггер, так же критиковали суждения мудреца в несовершенстве точек зрения, беспорядочности и противоречивости соображений.

Критикуя и высмеивая мудреца, мало кто задумывался и понимал, что убереженные писания, дошедшие до нашего времени, фактически, дополнялись и переписывались последователями мудреца, заполняя пробелы собственными суждениями и не до конца понимавшими учителя. Его учение о диалектике, полагалось на двусторонние явления: непостоянство и неизменность и неадекватно воспринялось современниками, подвергаясь разной критике. Ученик Кратил требовал игнорирование принципа устойчивости, но мудрецы Элеаты: Ксенофан, Парменид и Зенон концентрировали собственный интерес на устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличенной роли изменений.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями в период 69-х олимпийских игр, но на тот момент его знания не были актуальны. Нахождение в окружении непонимания, отдаленном от его мнений и познаний, подвигло мудреца на отшельничество. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, в одиночестве развивая гениальные передовые соображения.

Трактаты о жизни философа, дошедшие до нас, изображают человека скрытного, остроумного на суждения и критичного ко всем и ко всему, целью которых были односельчане и правящая власть. Греческий мудрец не боялся быть наказанным или осужденным, его прямота «рубила с плеча» как кинжал, без исключения. Непривычный и экстраординарный для своего времени человек, оставшийся непонятым при жизни и оставивший загадку о своей гибели, все же нашел круг читателей, спустя столетия.

Анализируя вопрос о соответствии разумности и познания, полагал, что мудрость расходится с всезнанием или эрудицией: «Всезнание уму не научит, природа любит таиться», – говорил он. Один из первых, различил познание чувственности и рациональности, за что признан родоначальником гносеологии. Познание вступает в силу с чувствами, но чувства не дают глубокой характеристики познанию, познаваемому следует обрабатываться умом.

  • Общественные и правовые суждения мудреца основаны на почтении закону. «Народу необходимо сражаться за права, как за городскую стену, а преступления следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Отрицая влияние сторонних личностей и школ на собственные знания, воззрения мудрецы не могли возникнуть из ниоткуда. Нынешние исследователи предполагают, что он хорошо знал труды Пифагора и Диогена, так как написанные им трактаты отражают понятия, введенные в науку данными древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита, цитируются и по сей день. Вот наиболее известные и ценные умозаключения мудреца:
  • «Глаза – есть точные свидетели, нежели уши». Достойное открытие и мудрость с заключением истинного восприятия человеком сути вещей. Вспоминается поговорка – «Лучше один раз увидеть, чем раз услышать»;
  • «Сбывшиеся желания человека – делают его хуже». Не стремящийся ни к чему человек, деградирует без развития. Имея все желаемое, индивид теряет способность к сочувствию неимущим, переставая ценить имеющееся у него, принимая все за данность. Спустя тысячу лет, данное умозаключение возьмет за основу собственной трактовки британский писатель Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», – выскажется он в собственном романе «Портрет Дориана Грея»;
  • «Знание многого не учит уму». Суть мудрости заключается в следовании природе;
  • «Рок – это последовательность первопричин, порождающая одну причину за другой и до бесконечности»;
  • «Знание и понимание самого мудрого мудреца – всего лишь его собственное мнение»;
  • «Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает». Данное умозаключение выражает всю полноту горечи от непонимания его окружающими;
  • «С гневом очень трудно бороться». Заплатив существованием за все, что он потребует.

Благодаря любознательности ума приверженцев древних наук, нам передался базис, на котором мы строим современную науку.