Базилика Сан Джованни ин Латерано, Рим, Италия: описание, фото, где находится на карте, как добраться.

Спросите первого встречного: как называется кафедральный собор Рима. Большинство, думаю, не задумываясь, назовет собор святого Петра - уж давно папский Рим ассоциируется с Ватиканом и собором, построенным над гробницей святого Петра. И это будет как раз тот случай, когда большинство будет неправо: издавна кафедральным собором Рима была Латеранская базилика. Со средних веков и вплоть до объединения Италии папы короновались тиарой именно в Латеране. Да и поныне каждого входящего в Латеран поражает спокойная и величественная надпись:

"Священная Латеранская церковь - мать и глава церквей каждого города и (всего) мира".

Пересказать историю храма с полуторатысячелетней историей - задача невозможная в рамках ЖЖ, мы же тут не монографии пишем и читаем. А потому буду краток по возможности. Собор стоит на месте садов, некогда принадлежавших семейству Латеранов. Нерон конфисковал сады, Марк Аврелий построил здесь дворец, Септимий Север - казарму, потом земли вновь отошли Латеранам, затем вновь оказались во владении императора Максимиана. В 307 году Константин женился на Фаусте, дочери Максимимана и сестре еще одного императора Максенция (о печальном конце всех троих я некогда ), и получил за ней землю в приданое. После внезапного уверования Константин подарил Латеран Римской церкви (папой тогда был Мильтиад), а к 324 году здесь уже была устроена кафедральная базилика, которую папа Сильвестр посвятил Спасителю.

От первой базилики сохранилось очень мало археологических свидетельств, но зато много письменных. Известно, что это была пятинефная базилика с перголой (что-то вроде кивория) над алтарем, конфессией (паломнической часовней под алтарем - очень частая вещь в Риме), небольшим трансептом и семью пристроенным ораториями. Liber Pontificalis (летопись римских пап) подробно рассказывает, кто из пап что пристраивал или перестраивал в соборе. Именно в Латеране в 897 году произошел знаменитый Трупный синод - суд над облаченным в папские ризы трупом Формоза; покойного папу обвинили в незаконном занятии кафедры, низложили, сорвали одежды, отрубили пальцы и бросили тело в Тибр. В том же году Латеранская базилика была разрушена землетрясением, что хронисты однозначно связывают с произошедшим здесь жутким судилищем.

Вторая базилика была освящена Сергием III - очень неоднозначным, мягко говоря, папой времен порнократии. Он же освятил собор в честь Спасителя и святого Иоанна Крестителя. Двумя столетиями позже папа Луций II добавил к названию собора посвящение еще и апостолу Иоанну Богослову. Именно эту, вторую, Латеранскую базилику поддерживал в папском сне святой Франциск Ассизский (мы видели эту сцену неоднократно); правда, по доминиканской версии храму не дал упасть св. Доминик .

В 1292 году при папе Николае IV апсиду собора украсила частично сохранившаяся мозаика работы фра Джакомо да Туррита и Джакомо да Камерино. В конце XIII века стены собора были расписаны Джотто (от его работ осталась одна-единственная фреска). В 1300 году Латеран стал центром первого в истории Юбилейного года, провозглашенного Бонифацием VIII (те, кто внимательно читал предыдущий пост, без труда вспомнят, куда Данте поместил этого славного понтифика. Через два года после смерти Бонифация VIII папство уехало в Авиньон, и оставшийся без присмотра комплекс собора и Патриархии (папской резиденции) сгорел 6 мая 1308 года.

Третью Латеранскую базилику папы строили издалека, находясь в Авиньоне. К былому пяфтинефному собору был пристроен квадропортик (сейчас такой можно перед базиликой святого Павла "за стенами"), расписанный великолепными фресками. Правда, в 1349 году храм был поврежден землетрясением, в 1360 - пожаром, так что от квадропортика остались лишь письменные воспоминания. Зато на средства французского короля Карла V Мудрого, все еще державшего пап в Авиньоне, был сооружен грандиозный (и сохранившийся до наших дней) киворий над папским алтарем. Вернувшиеся в 1377 году Рим папы предпочли жить в укрепленном и находившемся на отшибе Ватикане, так что конец Авиньонского пленения не поспособствовал возрождению былого величия Латерана. Во время Великой западной схизмы базилика была серьезно повреждена, так что первому после схизмы папе Мартину V пришлось вновь восстанавливать одряхлевший кафедральный собор. В частности, фрески в Латеране были написаны Джентиле да Фабриано. Наконец при папе Сиксте V был устроен второй (южный) фасад с лоджией благословений.

Нынешняя Латеранская базилика - четвертая по счету . Ее начал строить при папе Иннокентии X прославленный Борромини. Собственно именем архитектора можно и ограничиться: Борромини построил совершенно новый барочный собор "по мотивам" старого, так что любителям барокко нынешний Латеран очень нравится, ну а все остальные скрежещут зубами, обвиняя Борромини в "порче" исторического наследия. Как бы то ни было, иного Латерана у меня для вас нет, и мы будем смотреть именно эту барочную постройку, пытаясь вычленить в ней следы прежних веков. Строительство Латеранского собора растянулось до 1735 года, когда при Клименте XII был завершен главный западный фасад. Боюсь, что имена понтификов мало что говорят неискушенному читателю, а потому намекну лишь, что при Иннокентии X приобрела нынешний вид пьяцца Навона, а при Клименте XII был сооружен фонтан Треви. Так что степень "барочности" Латерана можно уже представить.

Я же обещал краткий рассказ? По-моему, рассказать еще короче было бы невозможно)))
Ну а теперь начнем.
Известный всем южный боковой фасад с лоджией благословения:


В дореформенном римском обряде количество публичных папских благословений было четко регламентировано. В частности в Великий четверг папа служил мессу in coena Domini в Латеранском соборе, после чего благословлял народ. Вот для этого благословения Доменико Фонтана при Сиксте V и соорудил этот фасад с лоджией. Сикст V за свои пять лет вообще много чего изменил в Риме, в частности именно при нем главные базилики Рима были соединены прямыми широкими улицами. Вот нынешняя виа Мерулана, стартующая от фасада Санта-Мария-Маджоре и "утыкающаяся" в наш южный фасад Латерана, и есть одна из тех широких улиц Сикста V. На площади есть еще египетский обелиск , но у меня все как-то не получается его нормально сфотографировать, вечно солнце в объектив попадает.

Главный западный фасад базилики построен только в 1735 году архитектором Алессандро Галилеи при Клименте XII. Фамилия этого архитектора сейчас не на слуху, а меж тем он выиграл конкурс у таких гигантов, как Ванвителли, Фуга и Сальви (автор фонтана Треви).


Сейчас это слабо ощущается, но собор стоит на холме (на это намекает лестница), плюс перед ним находится просторная площадь, так что латеранский фасад виден издалека, и его по незнанию часто путают с фасадом св. Петра. Но собор св. Петра находится на отшибе, так что его как раз далеко не отовсюду видеть можно)))

Фасад, хоть и выполнен в XVIII веке, но прекрасно гармонирует с базиликой. В частности, фасад показывает, что базилика - пятинефная! Изнутри, находясь в соборе, пять нефов трудно почувствовать, так как при перестройке XVII века Борромини "закатал" колонны, отделяющие главный неф от боковых, в пилоны. На фоне этих мощных пилонов колонны, отделяющие боковые нефы друг от друга, "теряются". Я очень долго полагал, что Латеранская базилика трехнефная, и самые боковые нефы давно уже порублены на капеллы (сравните с базиликой св. Павла за стенами, где все нефы отделены колоннами, в результате ощущаешь себя в лесу колонн).

Но, впрочем, я поторопился. Главный неф со статуями апостолов мы поглядим в следующий раз, а пока прольем слезу над надгробиями известных пап. Вообще-то в Латеранском соборе их похоронено было много, но большинство надгробий не сохранились из-за неоднократных перестроек. Итак переходим в ближний правый неф и за одним из пилонов обнаружим монумент в честь папы Сильвестра II (999-1003):

Этот монумент, как следует из надписи, установлен венграми в память о том, именно Сильвестр даровал корону святому Стефану (Иштвану) - основателю Венгерского королевства. Вообще-то отправка короны предводителю варваров была случайным эпизодом в жизни Сильвестра. Герберт д"Орийак (имя папы в миру) был образованнейшим человеком, но учился он у проклятых чурок испанских сарацин, что вызывало у современников подозрения в чернокнижии и колдовстве. К тому же его правление выпало на 1000 год, в который ожидался конец света.

Посмертная репутация Сильвестра II была еще хуже. Утверждали, что его кости начинали шевелиться в гробу, а надгробие покрывалось росой при приближении смерти каждого последующего понтифика. Шутки шутками, но при последней реконструкции собора в XVII веке гробницу Сильвестра II вскрыли и обнаружили там нетленное тело в полном облачении, и тело это на глазах пораженных зрителей рассыпалось в прах.

Ну Иннокентия III -то (1198-1216) знают все? Величайший папа средневековья, котором принесли оммаж короли Англии, Португалии и Арагона, опекун малолетнего Фридриха II, организатор Четвертого крестового похода (тогда крестоносцы вместо Иерусалима взяли Константинополь) и Четвертого Латеранского собора (в котором вместе с папой участвовали четыре латинских восточных патриарха, из которых три на самом деле занимали свои кафедры, - величайший политический успех).


Иннокентий III умер в Перудже и был изначально погребен в тамошнем соборе. Его останки были перенесены в Латеран при Льве XIII.

Александра III (1159-1182), к сожалению, помнят не все, а это был еще один мощный папа. Уже при его избрании против него имперской партией был выдвинут антипапа. В дальнейшем Фридрих Барбаросса выставлял против Александра трех антипап подряд. В ответ папа сколотил против императора Ломбардскую лигу из итальянских городов. Противостояние империи и папы, Фридриха Барбароссы и Александра III закончилось в 1176 году при Леньяно, где итальянцы разбили императора. В следующем 1177 году Фридрих униженно просил прощения у папы на встрече в Венеции. По легенде Фридрих был согласен склонить только одно колено - перед святым Петром, но Александр был непреклонен: оба колена - перед Петром и папой. Александр III несколько раз бежал из Рима и возвращался сюда, умер он вне города, а его гроб римляне встречали плевками и камнями. Тем не менее, Александр III почивает в Латеране, а нынешнее надгробие воздвигнуто вдохновителем последней реконструкции собора Александром VII - он уважал своего великого тезку и предшественника.

Почитайте в русской Вики - это я ее писал)))

Еще один славный папа, похороненный в Латеране, - Лев XIII (1878-1903). Хоть весь понтификат Лев XIII и не покидал телом Ватиканского дворца, своим разумом он сделал очень много для выхода Церкви из гетто, в которое она себя сама упорно загоняла, начиная с эпохи Просвещения. Самая известная его энциклика - Rerum novarum, заложившая начало христианской демократии. Ну и так, по мелочи: примирение Церкви с Третьей республикой и Германской империей (уж про Культуркампф-то все слыхали?). Из, как мне кажется, неприятных казусов стоит упомянуть его буллу Apostolicae Curae, в которой папа начисто отказался признавать апостольское преемство англиканского духовенства (есть удобночитаемый английский текст). Очень интересный и многосторонний папа)))

Не все обращают внимание на памятник еще одному папе, этот монумент находится в одной из капелл справа от пресвитерия. А меж тем Бонифаций IX (1389-1404) был весьма интересным правителем

Я как-то не смог найти информации, где Бонифаций IX похоронен. Итальянская Вики называет собор св. Петра, в других источниках нет вообще никакой информации. Так что осторожности ради я и называю эту готическую статую лишь памятником, а не надгробием понтифика.
Бонифаций IX был папой времен Великой западной схизмы, из римской линии, разумеется. Он вошел в историю тем, что умудрился за свой недлинный понтификат провести аж два юбилейных года (1390 и 1400). Я, будучи вольным католиком, весьма скептически отношусь к Юбилейным годам как к средству изъятия денег у простодушных верующих путем наглого и циничного обмана. И в этом смысле Бонифаций превзошел в наглости и цинизме: два юбилея с разницей в десять лет (пацан пришел к успеху) !

Коль уж речь зашла о Юбилейных годах, напомню, что первый такой год (1300) был провозглашен Бонифацием VIII именно в Латеране. Каким-то чудом из всех фресок Джотто, некогда украшавших собор, сохранилась именно та, на которой Ильич объявляет советскую власть папа провозглашает начало Юбилейного года:

С Джотто в Латеране получилось нехорошо, а потому последнюю фреску холят и лелеют - она защищена стеклом.
В этом раз получилось очень пространное повествование с малым количествои иллюстраций. В продолжениях соотношение текста и картинок будет обратным. А продолжение неминуемо следует...

Кафедральный собор в , столице , где расположены папский трон и кафедра римского епископа. Эта базилика носит статус «церкви всех церквей». Она почитаема больше всех остальных храмов в мире, превосходя даже Собор Святого Петра в Ватикане. Базилика Сан Джованни ин Латерано входит в по версии нашего сайта.

Она была основана в эпоху правления Константина Великого как Собор Спасителя. После принятия христианства император подарил латеранскую церковь епископу Рима, а папа Сильевстр I осветил ее в IV веке в честь Христа, выбрав И. Предтечу, как небесного покровителя. Спустя 200 лет покровителем церкви был назван И. Богослов. Несмотря на любые перемены, происходившие в храме, главным праздником в нем был и оставается день Преображения Господня, описанного в Евангелиях.

Эту базилику считали своим дворцом многие Папы римские. До разграбления Рима вандалами в V веке, храм был до отказа заполнен драгоценными дарами великих императоров. Здесь хранилась «Святая лестница», привезенная матерью Константина I из Иерусалима. В этом храме проходило пять Вселенских Соборов. В нем хранилось семь серебряных алтарей и столько же позолоченных подсвечников с ликами святых.

К сожалению, базилика не раз подвергалась пожарам и разрушениям. Поэтому ее не раз перестраивали, что отразилось на смешении архитектурно-художественных стилей. В XVI веке были установлены гигантские статуи апостолов. В середине XVII века появились элементы барочной архитектуры. Нынешний фасад в стиле классицизма и с гигантскими скульптурами на портике появился в XVIII веке.

В интерьере собора особого внимания заслуживает древняя мозаика с изображением Христа, алтарь Святых Даров, реликварий Св. Варвары, ну и, конечно же, Святая лестница, на которой всем верующим отпускаются грехи. Фасад базилики считается чуть ли не самым красивым в Риме. Его можно видеть почти с каждого римского холма. Ближайшее к достопримечательности метро - San Giovanni. Собор открыт ежедневно, кроме воскресенья, с 10 часов утра.

Фото достопримечательности: Базилика Сан Джованни ин Латерано

Кафедральный храм Святого Иоанна Крестителя или, как его называют, Базилика Сан-Джованни на Латеранском холме (оригинальное название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) находится в Риме, где расположилась кафедра римского епископа и трон римского папы.

Этот собор носит самый высокий титул - «Великая базилика». Она же превосходит все остальные церкви, включая даже крупнейшую историческую христианскую церковь в мире - собор святого Петра, о чем гласит надпись над входом «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Ранее на месте собора располагалось знаменитое поместье семьи Латеранов. Правитель Константин I после посвящения в христианство преподнес в дар Латеранское поместье епископу Рима Сильвесру I, который в 324 году освятил заново возведенную церковь во имя Христа Спасителя, а ее ангелом хранителем стал проповедник Иоанн Предтеча. Через 2 века ангелом хранителем был объявлен апостол Иоанн Богослов.

За время существования храма в первую тысячу лет Латеранский дворец был домом для всех римских пап, где осуществлялось собрание епископата христианской Церкви в ее вселенской полноте. Императоры одаривали храм драгоценностями и дорогими подаркам, за что церковь получила прозвание «золотая базилика». К сожалению, в V веке Рим был захвачен вандалами, и все ценности в храме были разграблены.

Главной особенностью собора во все века считалась «Святая лестница», которая по легенде была доставлена святой Еленой из дворца римского префекта Понтия Пилата в Иерусалиме. По ней Иисус Христос поднимался на суд. В особом сооружении, табернакле XVI века, в сакральных вместилищах из серебра хранятся бюсты апостолов, имена которых знает каждый из нас - Петр и Павел. Здесь же можно видеть сохранившуюся часть одежды, по преданию принадлежавшую Деве Марии, и кусочек пропитанной уксусом губки, которым напоили Христа при распятии. Пока в беспокойном Риме между аристократами проходили конфликты, папы находились в Авиньоне, а базилика подвергалась пожарам, после чего она пришла в негодность. После возвращения пап в Рим, церковь снесли, и епископы переместились в Ватикан. По велению папы Сикста V снесли и старую базилику, а взамен построили храм еще больший. Был он богато украшен. Такие архитекторы, как Доменико Фонтане, а также известный всему миру Франческо Борромини стали основными создателями строения, которым довелось оставить огромный след в постройке храма. В 1735 году Алессандро Галилеи осуществил строительство пристройки в виде огромного фасада, вид которого больше подошел бы дворцу, нежели храму. Само же строительство на этом закончилось.

В собор можно попасть через 5 дверей, одна из которых юбилейная. Её открывают в Святой год, в течение которого отпускались все грехи. Итальянский художник и иконописец Джотто написал фреску для собора, на которой изображен папа Бонифаций VIII, провозглашающий юбилейный 1300 год. Неподалеку от собора расположились несколько исторических объектов. Среди которых раннехристианская крестильня 440 года, долгое время остававшаяся единственной в Риме, а также несколько построек в готическом стиле XII века. Перед храмом установлен гранитный обелиск, привезенный из египетской деревни Карнак. Гигантские статуи апостолов охраняют стены базилики. Здесь же захоронены папы - Мартин V, Лев XIII, Александр III, Климент XII, Сергий IV и Иннокентий III.

Часы работы: 7:00-18:30.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Basilica di San Giovanni in Laterano
  • Адрес : Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, Roma, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 41.885877 , 12.505652
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/sights/1882_4.jpg

Оценить!

Собор Святого Иоанна Латеранского, или Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, является самым важным храмом в мировой католической Епархии, поскольку является местом нахождения кафедры римского епископа и Папского трона.

Кафедральный собор был заложен императором Константином в 324 году, когда он принял христианскую веру. ”Базилика Спасителя” - так называли вначале этот храм.


Современный вид Собора восходит к XVII веку, над его фасадом трудился архитектор Алессандро Галилеи в 1735 году. На балюстраде помещены 15 статуй, изображающих Христа, святого Иоанна Крестителя и Святых. В портике можно видеть древнюю статую императора Константина, она была найдена на Императорских термах в Квиринале. Из портика пять дверей ведут в храм, последняя дверь справа – Святая дверь. Ее открывают только в Юбилейные годы.

Собор длинной в 130 метров состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами IV века. Их мастерски поместил в виде пилястров архитектор Боромини, между ними в нишах расположены статуи святых из белого мрамора. Сочетание зеленого цвета мраморных колонн, белого цвета скульптур и серого - постаментов создают мягкий цветовой контраст с мозаичным полом школы Космати.

В глубине центрального нефа находится внушительная скиния (хранилище реликвий), украшенная двенадцатью прекрасными фресками. На верху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора – две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы Апостолов Петра и Павла. Считается, что они были перенесены сюда во время французской оккупации в XVIII веке и спрятаны в крипте.

Под скинией находится Место исповедания – Конфессия, а сверху находится папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа Римский. Предполагается также, что здесь хранятся и другие важные реликвии. В Соборе можно видеть прекрасные фрески Джиотто и древнюю мозаику, изображающую Искупителя (IV век).

Собор Св. Иоанна в Латерано находится на площади, где стоит здание Святой Лестницы. Эту лестницу привезла в Рим императрица Елена, мать императора Константина. По преданию, это та самая лестница, по которой Иисус поднялся в дом Пилата. По ее 28 ступеням можно подниматься только на коленях. На вершине лестницы находится папская капелла старого Патриархата. Она называется Святая Святых.

Собор очень красив, но осмотрев его, не забудьте свернуть в дверь слева, она ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал его архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме

Это не только самая первая церковь в Риме, но и одна из древнейших христианских церквей. В католической иерархии эта церковь стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора св. Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: “Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава”

Базилика Сан-Джованни ин Латерано была основана в эпоху императора Константина. Это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера.


Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску.

Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви.


В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам.


В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.


Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.


В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов.

Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание “золотой базилики”; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке.


Главной реликвией храма во все времена считались “Святая лестница” — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию.

Среди реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии. Также в соборе в табернакле XVI века над папским алтарем за ажурной решёткой в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.


Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини.

Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад, более подобающий дворцу, чем храму.


Как уже говорилось выше, в собор ведут пять дверей и крайняя правая — “юбилейная” то есть открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.

Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. Это произошло под влиянием восточного культа бога Митры. Лишь в V в. ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов.

Величественный интерьер церкви Святого Иоанна Крестителя представляет в плане латинский крест с пятью нефами.


Роскошный потолок предположительно был расписан Пирро Лигорио.


Вдоль стен идут статуи Пророков, Святых и Апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке.


Статуи святых Петра и Павла

Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце готического собора — табернакль, выполненный Джованни ди Стефано.


В папском алтаре хранится драгоценная реликвия — грубая деревянная доска, служившая Св.Петру для совершения обряда богослужения в катакомбах. На фото - орган базилики Сан-Джованниин Латерано

Контраст между размерами человека и всей структуры оттеняется гигантскими статуями, выполненными в масштабе центрального нефа.


Дворик Сан-Джованни ин Латерано. Аццкие колонны приделали во время Возрождения — судя по всему, качественную дурь уважали и тогда…


Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.


На площади перед базиликой возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима. Обелиск был установлен в 1449 году, еще до нашей эры фараонами Тутмосом третьим и его сыном Тутмосом четвертым.

Мраморный узорчатый пол в базилике считается одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семьи Космати, называвших себя римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями. Он во многом определил неповторимый облик Вечного города. Стиль этот заключается в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Белые, розовые, синие, зеленые и черные плитки тщательно подгоняли друг к другу. Складывался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различной длины и ширины.


Центральный фасад базилики Сан-Джовани ин Латерано называют самым красивым в Риме. Силуэт собора виден с любой римской возвышенности.