25 ноября святой даниил. Именины Даниила по церковному календарю — день ангела

Считается одним из древнейших у христиан. День ангела должен отмечать каждый его носитель. Памятная дата бывает несколько раз в году. Не обязательно праздновать все подряд. Достаточно подобрать для именин одну, самую ближнюю к дню своего рождения. Церковный календарь такую возможность предоставляет.

  • 02.01. – св. Сербский
  • 01.03. – м. Даниил
  • 31.03. – преп. Даниил
  • 20.04. – преп. Даниил Переяславский
  • 05.06. – преп. Даниил
  • 23.07. – муч. Даниил Никопольский
  • 12.09.. – свят. Даниил Сербский
  • 25.09. – преп. Даниил
  • 04.10. – преп. Даниил Шужгорский
  • 11.12. – преп.муч. Даниил
  • 12.12. преп. Даниил
  • 24.12. – преп. Даниил Столпник
  • 30.12. – пророк Даниил

Даниил имеет древнееврейское происхождение. Точный перевод значения слова: «Бог мой судья». Иногда объясняется как “суд Божий”. На Руси, особенно среди купечества и простолюдинов, была в ходу форма – Данила (Данилка).

Церковное написание встречается еще в преданиях. Так звали мудреца, пророка, жизнь, страдания, которого показаны в древней «Книге пророка Даниила».

Характеристика человека с именем Данила

Основные черты

Будучи ребенком спокоен, не доставляет хлопот. Свое умение держаться невозмутимым, уравновешенным проносит через долгие годы. Сорваться может только столкнувшись с откровенной ложью. Быстро подавляет гнев, но прощения обманщик уже не дождется. Детские увлечения могут перерастать в профессию. Работник из него получается добросовестный, чувствующий ответственность. В коллективе всегда считаются с его мнением.

Семья, отношения

В браке счастлив не всегда. Случаются скоропалительные браки. Сильно любит своих малышей, но не слишком усердствует в воспитании, отдавая лидерство супруге. Часто женится многократно. При повторных браках не стремится к новым детям. Поддерживает и помогает своим. Решает все сам, пребывая какое-то время в одиночестве.

Судьба

Даниил – человек, которого не сломит ни одна буря. Обладает решительностью, хотя долго все обдумывает. Умеет проложить путь в новое для других. Хранит память о предках. Всегда имеет уютный дом.

Истории святых с именем Даниил

Даниил Московский

Дни памяти:

  • 17.03. – день смерти.
  • 12.09. – обретение мощей

Будущий святой родился в семье кн. Невского. Из числа сыновей был младшим. Назван в честь св. Даниила Столпника. Всю жизнь почитал его, говорил, чувствует святое покровительство. Имел собственную печать с ликом мученика. Возвел во имя его монастырь. С уходом отца в мир иной, сыновья стали править каждый в своем княжестве.

Даниле отошли Московские земли, самые захудалые на тот период. Новый правитель старался, и владения стали приумножаться. Мудрый князь умел договариваться мирно, избегал кровопролития, войн. Несмотря на это, пришлось и ему успешно повоевать с монголо-татарами.

Московский Даниил будучи у власти укрепил Москву, возводил монастыри, считается основателем Рюриковичей. Незадолго до кончины постригся в монахи.

  • Скончался — 17.03. (новый стиль) 1303 г.
  • Канонизирован – в 1791 г. как св. благоверный кн. Даниил Московский.

Похоронен в Даниловском монастыре, где настоятель Патриарх московский и Всея Руси. Действует.

Даниил Сербский

День памяти:

Будучи знатного рода, богатым по рождению, входил в окружение короля Сербии Стефана. Ушел из дворца, оставил в миру все, постригся в монастыре г. Кончула.

С годами стал игуменом Хилендарского монастыря. Вместе с монахами претерпевал голод в военное время, осаду, нападения врагов. С наступлением мирного времени отказался от игуменства, жил в келье св. Саввы. Помог погасить междоусобицу, в результате стал епископом. Пребывал настоятелем монастыря св. Стефана, а затем получил чин архиепископа.

Даниил Никопольский

День памяти:

В г. Никополе при императоре Ликинии христиане повсеместно преследовались. Их пытали, уничтожали, требовали отречения. По государскому повелению всех, кто не желает вновь стать язычником, терзали до смерти. Многие скрывались, но 45 граждан во главе с Даниилом, Маврикием, Александром, Леонтием заявили правителю о своей вере открыто, явившись к нему лично.

За нежелание исповедников отступиться от христианства их убили, предав живыми огню. Обугленные кости утопили в реке. Святые останки были обнаружены, а в честь 45 никопольских мучеников воздвигнут храм.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня".
Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.
Как будете готовы - тяните карту:

17 марта, дата смерти святого, православный мир воздает дань памяти благоверному князю Даниилу Московскому, основателю Москвы и хранителю русских земель.

12 сентября в храмах отмечается, как дата обретения мощей праведного сына Руси. Правитель, в котором полностью воплотился замысел Божий, стал родоначальником Рюриковичей по московской ветке, от него произошли знаменитые дворяне и цари.

Детские годы и отрочество

8 января 1261 года в семье великого князя Александра Невского родился четвертый и последний сын, которого назвали в честь святого Даниилом.

Отец мальчика, сын Ярослава Великого, Александр Невский был женат на дочери полоцкого правителя Брячислава. После рождения последнего сына через год при таинственных обстоятельствах умирает Александр Невский, а вскоре земной мир покидает и мать молодого дворянина.

Даниил, младший сын Александра Невского — первый удельный князь Московский

Мальчиком опекаются старшие братья, которые отдали сироту на воспитание в монастырь. В исторических записях ничего не сказано о том, как прошли первые 20 лет будущего основателя Москвы, но историки утверждают, что за это время юноша получил самое лучшее воспитание и образование, соответствующее его княжескому титулу.

Кроткий и терпеливый молодой дворянин, помогающий в монастыре бедным и сиротам, без ропота принял в свои владения бедное, мало кому известное княжество, не имеющее до того времени над собой правителя, владение Москва.

Получивший образование в ведении дел, молодой князь по-хозяйски взялся за дело, ликвидировав остатки владения наместников в виде недоимок, приписок, казнокрадства. Даниил с любовью относился к своему княжьему уделу, он привел в порядок все, пригодное для ведения торговых дел, сельского хозяйства и охоты. Первой постройкой нового хозяина стал монастырь, укреплением стен которого князь руководил самостоятельно.

На заметку! Со времен правления Даниила украшением Москвы стала Красная площадь, в то время центр с торговыми рядами, а ныне символ столицы России.

Миролюбивая политика праведника Божьего

Незадолго от начала правления молодого государя небольшого княжества маленький и незавидный удел превратился в первопрестольную столицу, и Даниил получил имя великого князя Московского.

То было время монголо-татарского ига, постоянных нашествий варваров и обложения неподъемным налогом. При набегах татаро-монголов уничтожались целые селения, людей истребляли от детей до стариков, а мужчин уводили в рабство, но это не мешало дворянам раздирать владения, ведя междоусобные войны.

Миролюбивая политика князя способствовала прекращению и избеганию кровопролитий, даже предательский урок брата не сумел поколебать любви правителя к народу.

Старший брат Андрей пошел на мировую с главой татарской орды Дюденем, открыл для его опустошительных набегов ворота многих русских городов. Пепелища остались вместо Мурома, Суздаля, Твери, Можайска, которые пытались оказать сопротивление кочевникам.

Житийная икона святого князя Даниила Московского

Молодой Даниил сам открыл ворота Москвы перед татаро-монголами, предотвратив кровопролитие, а после ухода орды раздал пострадавшим москвичам свое богатство.

Божий помазанник не стал мстить старшему брату за предательство, но жизнь поставила перед ним еще одно испытание. Проходит всего 2 года и свирепый Андрей выступает против младшего брата, назначив битву около селения Юрьево Полчища.

9 дней русские воины разных княжеств стояли лицом к лицу, миролюбивые воззвания московского правителя возымели действие, битва закончилась, не начинаясь. Русская кровь не была пролита благодаря любви Христа, живущей в сердце святого правителя.

Важно! 1301 год стал годом перелома в отношениях дворян, которые на общем съезде услышали Московского князя и решили объединиться, прекратив вражду между собой.

Перед этим москвичи отбили атаку дворянина Константина при содействии татар, варваров уничтожили, а рязанского бунтовщика привели к Даниилу.

Первая победа показала русскому народу, что татар можно побеждать, в то же время молодой правитель дал христианскому миру пример милосердия и бескорыстия, не умертвив, а воздав честь плененному рязанскому дворянину. Милосердный победитель не стал завоевывать чужих земель, за доброе христианское сердце Господь постоянно даровал святому мужу Свое благословение.

Так было положено начало конца торжества монголо-татарской орды, которую окончательно победил внук князя Дмитрий Донской в битве на Куликовом поле в 1380 году.

Объединение Руси

1302 год, умирает правитель Переяславля-Залесского, оставляет дяде Даниилу свое княжество в наследство, княжество Москвы превращается в самый крупный и мощный удел, что положило начало единой мощной державе. Переяслав был намного больше Москвы в то время, но князь не стал переносить столицу из Москвы. Вокруг его княжества началось объединение земель Руси.

Наполненный верой и благочестием сын Александра Невского способствовал строительству православных церквей по всей русской земле, так возникли:

  • кремлевский храм Спас-на-Бору;
  • храм преподобного Даниила Столпника, позже превращенный в мужской монастырь;
  • Богоявленский монастырь;
  • Петропавловский храм.

Жители Москвы и Переславля любили своего правителя за кроткий, боголюбивый нрав, милосердие.

Монашество и последние дни

В возрасте 41 года великий правитель Московский отошел от дел, принял схимнический сан и полностью посвятил себя служению Богу.

Святой благоверный князь Даниил Московский

В марте 1303 года схимник Даниил покинул этот мир, завещав похоронить его на кладбище около простых монахов.

Сын Иван Калита через несколько лет распорядился перенести Даниилов монастырь в кремлевский храм Спас-нА-Бору, оставив около праха отца церковь Даниила Столпника.

Прошло 2 столетия, кладбище было заброшено, и никто уже не мог вспомнить, где была могила великого основателя Москвы.

Чудеса, дарованные через поклонение мощам святого

Прошло время, и на престол Руси взошел Иоанн Третий. Одному из его соратников во сне явился незнакомый муж Божий, представился, как основатель столицы и оставил послание своему потомку, велев передать, несмотря на то, что царь ищет земные утешения и забыл его, Господь же всегда с ним.

Это послание коснулось сердца Иоанна ІІІ, он вспомнил все рассказы о праведности Даниила и выдал указ о проведении соборных панихид и храмовых служб в память о выдающемся предке.

Второй раз великий основатель столицы заявил о себе сыну Иоанна ІІІ Великому князю Василию, который пребывал неподалеку основанной прадедом церкви. Его соратник, дворянин Шуйский, после прогулки, встал на камень, чтобы вскочить на лошадь, но услышал, что это надгробная плита великого Даниила Московского. Шуйский не поверил сказанному. В тот же миг его конь встал на дыбы, перекинулся на спину и сдох, придавив своим весом всадника.

Святой князь Даниил Московский. Явление юноше

Заказав молебен по великому святому, Шуйский искренне раскаялся в непослушании и небрежном отношении к месту захоронения праведника, и после богослужения был исцелен.

Недаром говорят, что Бог любит Троицу. Иоанн Грозный является потомком Даниила Московского в 9-м поколении. Третий раз дал знать о себе великий праведник во время правления Иоанна Грозного.

Купеческий сын был настолько плох, что отец решил на лодке отвести в московский монастырь. Проплывая мимо Даниловой церкви, купец остановился и на руках отнес сына на могилу праведного покровителя Москвы. Трудно передать силу молитвы отчаявшегося отца, у которого оставалась одна надежда на Бога через покровительство праведного и верного Даниила. Слезы застилали глаза отца так, что он не сразу заметил, что сын смотрит на него открытыми глазами, он обрел исцеление.

Сила нетленных мощей

На протяжении 350 лет святой князь Московский не раз указывал место своего захоронения, являясь людям в разное время. Царь Иоанн Грозный принял решение о восстановлении Даниловой обители на старом месте.

30 августа в 1652 году священный собор, возглавляемый патриархом Никоном, присутствовали при вскрытии могилы праведника и стали свидетелями дивного явления - мощи святого оказались нетленными и множество народа, присутствующего на панихиде, получили в тот день исцеления. Церковь присоединила благоверного князя к лику святых праведников.

Благодаря любви Творца к Своему посланнику, несмотря на разорения и перенесенные бедствия, Данилова обитель выстояла после гонений 1930 года и была восстановлена по указу Патриарха Пимена в 1983 году.

Святой праведник по-прежнему служит людям в обители, обустроенной 7 столетий тому назад.

Данилов монастырь в Москве

После смерти праведника паломники стали отмечать, что их прошения и молитвы сбываются, особенно если просить защиты от:

  • ссор;
  • набегов врагов;
  • враждебно настроенных соседей и родственников.
Важно! Именно к иконе Даниила Московского идут русские люди просить о защите Отечества и дарования ему мира и благополучия.

В монастырских книгах Данилова монастыря Москвы хранится множество благодарственных записей. Люди воздают хвалу святому за чудеса исцеления от онкологии, рождение ребенка наперекор вердикту врачей, получение жилья и справедливое решение суда.

Инженерные войска армии России считают преподобного Даниила своим покровителем на Небесах.

Даниил Московский

Святые покровители носящих имя Даниил

Святой благоверный князь Даниил Московский
Православной Церковью установлено два дня празднования: день памяти святого благоверного князя Даниила Московского – 4/17 марта и 30 августа/12 сентября – день обретения его святых мощей.
Святой благоверный князь Даниил Московский - сын Александра Невского . К святому князю Даниилу обращаются за помощью в благословении Божием над домом, в жилищных проблемах, молятся об обретении своего жилища. Также святой благоверный князь Даниил Московский ныне небесный покровитель Инженерных войск Российской армии.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Даниила Московского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой пророк Даниил
Святой пророк Даниил - великий библейский пророк, автор книги, вошедшей в состав Ветхого Завета. Книга пророка Даниила включает в себя 14 глав, которые можно разделить на две части: историческую и пророческую. Во второй части изложены бывшие ему видения и откровения о судьбе мира. Книга пророка Даниила цитируется в Новом Завете: на нее ссылаются в своих беседах Спаситель и Его апостолы. В народной традиции святому молятся об объяснении непонятных и беспокоящих снов.
Даниил Египтянин, Кесарийский (Палестинский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 16 февраля/1 марта.

Их было пятеро. Братья-христиане, назвавшие себя именами библейских пророков: Илия, Иеремий, Исая, Самуил и Даниил, возвращались из Малой Азии в Египет. Их путь пролегал через город Кесарию. В это время там творились страшные дела. Христиан жестоко преследовали. В темнице уже два года томились Памфил, создавший библиотеку христианских книг, пожилой дьякон Валент и Павел.

Не успели пятеро египтян войти в город, как их тут же схватили. На допросе они признались, что исповедуют христианство. На вопрос о своем происхождении ответили, что они из Иерусалима. В третьем веке Иерусалима не было, он был разрушен в первом веке, и новый город носил уже другое название. Даниил и его братья говорили о небесном Иерусалиме. Ничего не понимая, правитель Фирмилиан хотел пытками выведать у них, где же находится этот город. Но все было бесполезно, тогда он велел казнить Даниила, его спутников и заключенных, которые сидели в тюрьме. Вслед за ними убиты были еще четыре человека. Тела 12 мучеников лежали 4 дня не тронутые, а на пятый день язычники разрешили христианам похоронить их.

святой пророк Даниил .

Даниил (в сxиме Стефан) Нивертский, Египетский, преподобный, исповедник


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 17/30 декабря.
Даниил Нивертский жил в X веке. Испанский вельможа, он занимал высокое положение в обществе. Начальствовал на острове Ниверта. Но мирская слава не привлекала его, а скорее даже тяготила. Его душа была направлена к Богу. Святой Даниил отправился в Рим и принял там иночество. Совершая паломническое путешествие по святым местам: Константинополь, Иерусалим, принял там схиму с именем Стефан. В Египте, завоеванном сарацинами, святой Даниил попал в плен, где его принуждали принять ислам. Святой Даниил Нивертский мученически погиб за отказ поменять веру.

Иконописная мастерская «Твоя икона». Россия. XXI век

Даниил Никопольский (Армянский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 июля.

Святой Даниил был одним из 45 мучеников, пострадавших за веру в городе Никополе.
В начале IV века там правил император Лукиний. Он был непримиримым преследователем христиан. Издав приказ убить каждого, кто откажется поклониться языческим богам, он потребовал его исполнения. Игемон Лисий был одним из тех, кто должен был его выполнять. Насколько же он был потрясен, когда христиане сами пришли к нему. Это был святой Даниил и еще 44 человека. Лисий предложил им принести жертву языческим богам и обещал после этого отпустить. Но мученики не отреклись от Христа, даже после того, как были избиты и брошены в темницу. Там святой Даниил молился и вместе со всеми пел псалмы. Однажды он увидел Ангела, который сообщил, что подвиг их скоро будет завершен. На следующий день, претерпев жестокие истязания, святой Даниил Никопольский принял мученическую смерть.

На именных иконах, как правило, изображается святой пророк Даниил .

Даниил Переяславский, архимандрит
Святой Даниил Переяславский родился около 1460 года в Переславле-Залесском. В миру звался Димитрий. Рос кротким, разумным ребенком, любил читать духовные книги и посещать богослужение в храме. Образование юноша получил в монастыре, в котором игуменом был его родственник, чтимый старец Иона. Там Димитрий окончательно решил избрать путь монашеского служения и стремления к христианскому совершенству. В семнадцать лет он с братом Герасимом тайно от родителей ушел из Переяславля в Боровский Пафнутиев монастырь и там принял постриг с именем Даниил.

Под руководством старца Левкия Даниил Переяславский быстро научился строгостям монашеской жизни, смиренномудрию и послушанию. Иноки уважали его за добродетели, твердую веру, неустанный труд и пожелали видеть Даниила своим игуменом. Но опасаясь соблазна власти, подвижник ушел из Боровской обители и после странствования по многим монастырям возвратился в родной Переяславль, поселившись в Горицком монастыре. Сначала Даниил служил просфорником, но вскоре за строгую, богоугодную жизнь и усердие в служении его назначили духовником братии. Не только монахи, но и многие миряне обращались к нему за мудрыми наставлениями.

Всем сердцем следуя завету любви к ближнему, преподобный Даниил всегда принимал странников и взял на себя заботу о захоронении бедных, безродных и бездомных. Он погребал их на горе в братской могиле - скудельнице и поминал в молитвах. Даниил часто слышал рассказы о том, что люди видят исходящий от этого места свет и слышат колокольный звон. И он решил построить возле скудельницы церковь всех святых. В подтверждение благости этого замысла, быстро нашлись необходимые средства для построения храма, и великий князь Василий дал преподобному Даниилу грамоту на устроение церкви в нужном месте. Однако, многие горожане и крестьяне высказали пожелание о том, чтобы при скудельнице была создана не одна церковь, а святая обитель. Так возник Троицкий монастырь. Даниил Переяславский стал его настоятелем в сане архимандрита.

Известно, что преподобный Даниил прославился как прозорливец и чудотворец. Братия видели его ходящим по воде. Он не раз чудесным образом он спасал страждущих от голода и болезней. Даже упоминание его имени в молитве давало верующим людям защиту от разбойников. В монастыре сохранился колодец, выкопанный Даниилом Переяславским. От воды из этого колодца богомольцы неоднократно получали исцеление своих недугов.

Перед смертью святой подвижник принял схиму и скончался 7 апреля 1540 года в возрасте 81 года. От его мощей также было явлено много чудес.

Даниил II Сербский, архиепископ

Даниил Столпник, преподобный
Святой Даниил Столпник жил в V веке в Сирии недалеко от города Самосаты. Его мать после долгих лет бесплодия дала обет, что если ребенок родится, его жизнь будет посвящена Богу. Когда у нее родился мальчик, она до 5 лет не называла его по имени, потом привела ребенка в ближайший монастырь и попросила дать имя. Игумен наугад открыл книгу на словах пророка Даниила и окрестил мальчика именно так. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но им отказали. В 12 лет Даниил самовольно ушел в монастырь. Родители, узнав об этом, уговорили игумена постричь сына в монахи.

До 42 лет Даниил подвизался в монастыре. Примером для подражания в духовной жизни для него стал Симеон Столпник, и он тоже решил принять подвиг столпничества. Преподобный Даниил ушел из монастыря во Фракийскую пустыню и поселился там на построенном столпе. Однажды ночью подвижник едва не умер от холода. Узнавший об этом император повелел построить подвижнику столп из двух колонн, соединенных железными скрепами, на вершине которых был воздвигнут небольшой домик. С благословения патриарха Константинопольского Геннадия преподобный Симеон был рукоположен во священники. К нему стали часто приводить больных и увечных с надеждой на исцеление. Молитвы Симеона Столпника были усердны, советы просты, проповеди всем понятны. Многим несчастным он помог обрести свой жизненный путь.

За 33 года столпничества святой Даниил только раз спустился на землю, когда император Василиск, свергший предшественника Зенона, стал покровительствовать еретикам. С трудом спустившегося Даниила толпа несла на высоко поднятом кресле как духовного лидера народного восстания, и император поспешил признать свои ошибки.

Преподобный Даниил Столпник прожил до 80-ти лет и мирно скончался в 490 году.

Даниил Шужгорский, преподобный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 21 сентября/4 октября.

Князь Даниил родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря) .

Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными.

И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было.
Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу.

Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль.

Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила – выразил то в словах – «Бог не в силе, а в правде «.

Святые благоверные князья отец и сын — Александр Невский и Даниил Московский

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. При­няв схи­му, св. бла­го­вер­ный князь на 42 го­ду жиз­ни мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 4 мар­та 1303 го­да.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам.

Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Митрополит Московский Платон († 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих, и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту.

Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил бо’льшую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному «Калитой».

Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова). Слово в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского

Ныне особенно радуется обитель Даниловская, которая была создана святым великим князем Даниилом и в которой покоятся его святые мощи, но не менее радуется и наша обитель Богоявленская, ибо она является родною сестрою обители Даниловской, так как и она была создана святым благоверным князем Даниилом; а вместе с ними ликуют и все благочестивые люди, празднуя память своего святого, и, припадая к раке его святых мощей, получают от нее благодатные исцеления и, обозревая его житие, черпают из него уроки жизни.

В самом деле, часто люди говорят: «Мы светские, а как трудно в миру спастись, гораздо труднее, чем в монастыре, где все приготовлено ко спасению». О, поверьте, все дело спасения не в обстановке, а в душе человека, стремящегося ко спасению.

Пример этого показывает нам великий князь Даниил. Не он ли был высокогоположения? Не он ли имел все, чтобы наслаждаться жизнию? Но, находясь в мирском обществе, он не соприкасался с ним; находясь среди мирских людей, он был собеседником Ангелов, как это пелось в песнопениях, составленных на день его памяти. Словом сказать, здесь, на земле, он приготовлял себя к вечности. По происхождению принадлежал к благочестивой семье, ведь и отец его Александр Невский был благочестивым князем, он восприял с ранних лет семя благочестия, и это семя возросло и принесло плод. В особенности всех поражало его смирение, незлобие, кротость.

Вы знаете, в то время Русь находилась под тяжелым игом татарским, а среди князей не было мира: они часто враждовали между собою; призывали себе в помощь иногда татар; страдала Русская земля и от татар, и от междоусобиц. В это-то время князь Даниил и явился миротворцем. Он всю свою жизнь употреблял на то, чтобы мирить князей, чтобы отвращать нападения татар, чтобы среди русских людей было спокойствие и мир; его вера и благочестие поражали всех; в самом деле, не в пиршествах и веселии, а в молитве, усердной молитве и посте он находил себе утешение, его радостью было, чтобы множество церквей возрастало, чтобы благочестие распространялось, его счастие состояло в том, что он созидал обители; сию обитель Богоявленскую он основал, а затем и другую, Даниловскую; и вот в конце жизни Господь удостоил его постричься в схиму и быть погребенным в основанной им обители Даниловской.

Затем, через много лет после его кончины, Данилов монастырь, пришедший в ветхость, снова был украшен благолепно, а затем, в царствование Царя Алексея Михайловича, по особому указанию Божию, святые мощи его были обретены нетленными. И вот он нас учит в жизни идти христианским путем, невзирая ни на что: ни на скорби, ни на вражду, ни на искушения. Правда, время, в которое мы живем, очень смут-ное, опасное; но нам не грозит такая опасность, какая была в те времена, вести христианскую жизнь, посещать храмы Божие нам никто не возбраняет.

Итак, будем усердно молиться святому благоверному князю Даниилу, чтобы он помог нам идти путем смирения, терпения, кротости, чистоты и пламенной веры.

Благоверный князь Даниил Московский: «Не забыл меня Бог». Роман Савчук

Родоначальник московских князей и царей святой благоверный князь Даниил Александрович жил в сложное время. Получив скромный Московский удел, он вынужден был участвовать в борьбе своих братьев за великое княжение. В те времена военное мастерство князя и его дружины вместе с политической хитростью, казалось, были единственным условием выживания. Только так и можно было противостоять коварству братьев и свирепости врагов. Однако святой князь Даниил сумел найти оружие, силе которого не смогла противостоять даже самая твердая историческая логика. Ведь этот тихий правитель скромного второстепенного удела должен был остаться навсегда малоизвестным князем, владение которого рано или поздно было бы разделено сильными соседями. Но вышло по-другому: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф. 21: 42)…

Есть в истории христианства, в истории Руси моменты, о которых хотелось бы помнить всегда – и в оценках происходящего в мире, и в отношении жизни конкретного человека. Ведь некогда, 2000 лет назад, скромные рыбаки из небольшой римской провинции противостали всей Вселенной. Их последователи 300 лет уничтожались, их не понимали, гнали, однако терпением и кротостью они в конечном итоге победили вопреки всякой логике.

То же самое мы видим и в жизни благоверного князя Даниила Московского. В 1282 году он вместе с братом Андреем и другими князьями выступил против другого брата – Димитрия. Однако при первой встрече у града Дмитрова благодаря стараниям святого был заключен мир и кровь не лилась.

Когда в 1293 году брат святого Даниила, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Святой вынес врагу ключи от города, чтобы избежать кровопролития, и вместе со своим народом переживал ужасы варварского нападения.

В 1300 году, когда святой Даниил разбил коварного рязанского князя с татарскими пособниками, он не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

В 1302 году переяславский князь Иоанн Димитриевич передал свое княжество благоверному князю Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Однако святой князь остался верен скромной по тогдашним меркам Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль…

Митрополит Московский Платон в составленном им Житии святого князя так пишет о великом деле этого подвижника благочестия: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю». И здесь припоминается сюжет из Ветхого Завета. Илия, великий пророк, в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. Пророку был дан такой ответ: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь » (3 Цар. 19: 11–12).

И действительно, величие дела, совершенного кротким и тихим нравом благоверного князя, убеждает в том, что не в силе Бог, а в правде. Святой и сам после своей смерти засвидетельствовал о том, что победил мир любовью Христовою. Ведь много лет спустя, во времена великого князя Иоанна III (1462–1505), преподобный Даниил явился юноше из окружения великого князя и сказал: «Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». И в этих словах, вопреки логике любых событий, политической конъюнктуре и исторической перспективе, начерталось победоносное знамение благоверного князя: «Не забыл меня Бог»…

Жизнь и подвиг святого благоверного князя Даниила Московского являют нам пример настоящего христианского мужества, достойного памяти не только властителей, политиков, но и самых обычных христиан. Это было мужество – любить вопреки всему, оставаться верным евангельским заповедям, когда логика событий, происходящих вокруг, отрицает это. История снова и снова оправдывает истину о том, что самым твердым основанием всякого дела является камень любви Христовой, ведь «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5). Помолимся усердно почитаемому нами родному нашему, святому благоверному князю Московскому Даниилу.

ДАНИИЛУ МОСКОВСКОМУ
Тропарь, глас 4

Княжения твоего славу отложив, / озаряемый Божественною благодатию, / Богомудре княже Данииле, / весь разум в сердце от суетнаго мира сего / к Зиждителю неуклонно возложил еси / и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, / целомудрием же и равноангельным твоим житием / течение добре совершая, / веру соблюл еси непорочну, / тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, / яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; / сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. / Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, / моли спасти отечество твое / и мирней быти державе нашей.

Иной тропарь, глас 3

Явился еси стране нашей, / яко звезда пресветлая, / благоверный княже Данииле, / лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, / людем православным поборник еси, / пленным свободитель и нищим защититель, / моли Христа Бога / державе Российстей даровати мир / и спасти души наша.

Кондак, глас 4

Избранный Богом от чресл родительских / и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна / и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием, / верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле, / ихже образом своим наставляя / и поучая заповедем Господним выну, / путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя, / Небеснаго Царства достигл еси, / идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Иной кондак, глас 6

Еже по образу соблюд непреложно, / и яже в мире тленная оставив, / со ангельскими лики предстоиши Христу, / преподобне княже Данииле, / никакоже забывая чад твоих, / но милостивно посещая и глаголя им: / аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание

Ублажаем тя, / благоверный княже Данииле, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши о нас / Христа Бога нашего.

Молитва

О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

С вятой благоверный князь Московский Даниил был младшим сыном святого благоверного великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского (+1263; память 23 ноября и 30 августа) и первенцем его второй супруги праведной княгини Вассы.

Родился святой Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, получив при крещении имя в честь преподобного Даниила Столпника, память которого совершается 11 декабря. Впоследствии этот факт получил своеобразную символическую интерпретацию. Дело в том, что 11 декабря - самый короткий (7 часов 1 минута) для Москвы световой день, после которого ночь становится короче, а день прибывает. Это обстоятельство воспринималось как предзнаменование того, что со дней благоверного князя Даниила Москва и Русь начнут возвышаться.

О годах, проведенных Даниилом в отеческом доме, летописи сообщают немного. Известно только, что воспитан он был в благочестии и страхе Божием. В двухлетнем возрасте святой Даниил лишился отца, и уже десятилетним отроком вступил в княжение: по жребию между сыновьями святого Александра Невского ему досталось Московское княжество, в то время маленькое и незначительное.

Святой князь Даниил возобновил разрушенную ханом Батыем (в 1238 г.) деревянную крепостную стену, которой был обнесен Боровицкий холм, тем самым продолжив формирование московского Кремля. Здесь же, на месте, где некогда жил отшельник Вукол, святой князь Даниил воздвиг деревянный храм в честь Преображения Господня - Спас на Бору (в 1330 г. заменен каменным).

За Москвой-рекой, на ее пологом берегу, в 5-ти верстах от Кремля, святой князь Даниил основал (не позднее 1282 г.) первый в Москве мужской монастырь и в нем - деревянную церковь во имя своего Небесного покровителя преподобного Даниила Столпника. Летописи сообщают, что Данилов монастырь содержался при жизни благоверного князя на его собственные средства. Для помощи в ведении монастырского хозяйства князь разместил вокруг несколько крестьянских домов, которые послужили началом Даниловской слободе, старейшему из московских районов.

В 1300 году по повелению благоверного князя Даниила на крутом берегу Москвы-реки (на Крутицах), также в 5-ти верстах от Кремля, был основан храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который освятил епископ из Греции Варлаам, странствовавший тогда по России со святыми мощами. Он поселился в архиерейском доме, устроенном князем рядом с храмом, и потому стал называться епископом Крутицким (не по епархии, которой не имел, а по названию местности).

Все эти замечательные начинания свидетельствуют об особой роли благоверного князя Даниила в возвышении Москвы. С 1147 по 1272 год шесть князей русских, сменяя друг друга, владели Московским княжеством, но лишь с начала правления святого Даниила начинается возвышение стольного града Москвы.

Среди дошедших до нас свидетельств об основополагающей роли князя Даниила как инициатора расширения и укрепления столичного града особо выделяются слова автора его Жития митрополита Платона (1737-1812): «сей-то первоначальный основатель [святой благоверный князь Даниил] положил начало нынешнему величию [Москвы], проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Данииловичу, прозванному Калитой, который, будучи истинным подражателем добродетелей своего знаменитого, но кроткого и любезного родителя, возвел уже сей град на высшую ступень славы и могущества».

В период княжения святого Даниила Московского попущением Божиим Россия вынуждена была признавать над собой власть Золотой Орды. Многие русские князья, пребывавшие в междоусобной вражде, прибегали к помощи ордынских ханов. Благоверный же князь Даниил в течение всего своего 30-летнего правления воздерживался от участия в междоусобных распрях. Своим благочестием, стремлением к миру, кротостью и милосердием, заботой о пользе своих подданных он снискал уважение не только у соседей, в том числе у старших братьев, но и у ордынских ханов.

Если и приходилось князю Даниилу браться за оружие, то лишь для усмирения вражды и установления мира. Когда рязанский князь Константин Романович призвал в помощь одного из татарских ханов и готовился напасть на московские земли, князь Даниил выступил в поход на Рязань.

Разбив татарский отряд (это была первая победа над татарами), он воздержался от захвата рязанского княжества, хотя это и было обычным явлением в те времена. Привезенного в Москву князя рязанского Константина Романовича святой Даниил содержал с подобающей честью до тех пор, пока раскаяние пленника не привело к заключению мира.

Во время страшного татарского набега на Москву благоверный князь Даниил, памятуя о том, к чему обязывало его звание, не покинул своего города, хотя и имел возможность укрыться у своего любимого племянника - переяславского князя Иоанна.

Сердца своих воинственно настроенных братьев святой Даниил Московский смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывами к миру и оставлению вражды, делами своими воплощая Евангельские слова: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Лк. 6, 27).

Эти высокие его качества побудили общий совет князей великорусских в 1296 году передать власть и достоинство великого князя всея Руси и знаки этого достоинства (крест с частицей Животворящего Древа, шапку, скипетр, державу, золотую цепь, порфиру и виссон) святому князю Даниилу Московскому.

В 1302 году бездетный князь Переяславля-Залесского Иоанн завещал свое княжество во владение московскому князю Даниилу, которого очень любил за доброту. Брат благоверного князя Даниила, властолюбивый князь Андрей Александрович, претендуя как старший в роде на Переяславль, послал туда своих наместников. Встреченные возмущением переяславцев, они вынуждены были удалиться.

Присоединение переяславской земли, Коломны и Можайска способствовало дальнейшему укреплению Московского княжества.

4 марта 1303 года, около 42 лет от роду, святой князь Даниил преставился ко Господу. Перед смертью он принял схиму. Согласно завещанию, святой Даниил был погребен сыновьями в Даниловом монастыре, на кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители. Благоверный князь Даниил оставил пятерых сыновей: Георгия (впоследствии князя Переяславского), Бориса (князя Костромского), Александра (князя Вологодского), Афанасия (князя Новгородского) и Иоанна (великого князя Московского, прозванного Калитой).

В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его младший сын - князь Иоанн Калита (1325-1340), унаследовавший Москву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским, (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Крутицах, а монастырь получил наименование Ново-Спасского.)

Между тем древние постройки самого Данилова монастыря постепенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель.

«Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Иоанна III святой Даниил явился одному придворному юноше, проезжавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну - се убо сам всячески себя утешаеши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках.

При Василии Иоанновиче (сыне Иоанна III) проходил мимо монастырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупредил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить панихиду о благоверном князе Данииле.

При Иоанне Грозном умирающий сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550- 1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Соборов взамен ветхой деревянной.

30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, по откровению явившегося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Никоном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благоверного князя оказались нетленными. Впоследствии они были положены в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений.

Тогда же благоверный Даниил был причислен к лику святых, чтимых Русской Церковью.