223 фз название. Консалтинговая группа анси

На данный момент, существуют два Федеральных закона о закупках. Это Федеральный закон 44 и Федеральный закон 223. Отличительной чертой ФЗ-223 является влияние только на одну из сторон сделки - на заказчика. Согласно этому закону, заказчик должен разработать, в соответствии с законодательными нормами, а затем утвердить положение о закупках.

Федеральный закон 223 был принят 18 июля в 2011 году. Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регулирует процесс и порядок закупок между юридическими лицами. Данный закон распространяется только на юридических лиц на территории РФ.

К этому списку относятся:

  • государственные компании и организации;
  • представители естественных монополий;
  • юридические автономные учреждения;
  • электросетевые компании, организации, занимающиеся газоснабжением, тепло и водоснабжением, а также другие коммерческие организации;
  • автономные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Основные положения 223 Федерального закона включают:

  • оформленный план, размещенный на портале госзакупок;
  • документация, относящаяся к приобретению товаров, должна быть доступна в ЕИС;
  • в случае электронного аукциона на закупку, заказчик должен выбирать поставщика, основываясь только на положениях о приобретении. Данные положения составляются, базируясь на 223-ФЗ.

Если заказчик столкнулся с недобросовестным поставщиком, который не выполнил требования о поставке товаров, то его можно занести в реестр. Ресстр недостойных поставщиков также основывается на 223 Федеральном законе.

Последние изменения 223-ФЗ «О закупках»

Изменения последней редакции 223-ФЗ «О закупках», коснулись порядка формирования отчетов. Также появилась СМП - программа партнерства при закупках. Нормирование приобретаемых товаров для заказчиков производится теперь самими заказчиками. Отдельным юридическим лицам разрешается самостоятельно выбирать электронную площадку для сделок.

В новой редакции, изменениям подверглись следующие статьи:

Статья 1.

Данная статья описывает цели регулирования 223 ФЗ, а также отношения им регулируемые. Изменения коснулись пятого пункта, из которого убрали местоимение «ими», относящееся к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Также, пункт 5 часть вторая первой статьи, был дополнен подпунктом об отсутствии привлечения средств бюджетной системы РФ, для государственных и мунипальных унитарных аптечных организаций.

Статья 2.

В этой статье описывается правовая основа приобретения товаров, а также, кем утверждается положение о закупке. Это могут быть органы высшего управления государственной корпорации, руководители унитарного предприятия, совет директоров, наблюдательный совет.

Статья 3.

Статья 3 223-ФЗ указывает принципы, которыми должен руководствоваться заказчик при скупке товаров.

В этот перечень входит:

  • информационная открытость;
  • равноправие между участниками сделки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и т. д.

Также, в статье уточняется, что сделку можно обжаловать в антимонопольном органе. Сделать это может любая сторона сделки.

Статья 4.

В статье описывается информация, которая должна содержаться в документации при оформлении купленных товаров.

К примеру, в извещении о закупке, согласно закону, должны быть указаны:

  • способ приобретения товаров или услуг;
  • идентификационные и контактные данные заказчика;
  • предмет сделки;
  • место и дата сделки и т. д.

Также, в документации о закупке должны быть сведения, базирующиеся на положении о закупке:

  • требования заказчика к качеству предмета закупки. Соблюдение его размера, упаковки, функциональных характеристик;
  • требования к содержанию и оформлению заявки о скупке;
  • порядок формирования цены договора;
  • форма и сроки оплаты товара и т. д.

Статья 5.

В пятой статьей 223 Федерального закона описывается реестр недобросовестных поставщиков. Согласно закону, статья указывает, что ведение данного реестра контролируется федеральным органом исполнительной власти. В реестр попадают поставщики, которые уклонились от заключения договора, или те, с кем договор был расторгнут в судебном порядке, из-за нарушения условий. Перечень сведений, включаемый в реестр, устанавливается Правительством РФ. Сведения хранятся в реестре два года с момента внесения, они должны быть доступны для ознакомления, без взимания платы.

Руководители многих бюджетных организаций предпочли бы осуществлять закупки по 223-ФЗ, а не выполнять многочисленные требования 44-ФЗ. Для работы по 223-ФЗ необходимо соблюдение ряда условий. Рассмотрим подробнее, какие условия необходимо соблюсти, чтобы можно было осуществлять закупки по более «мягкому» закону.

Кто может работать по 223-ФЗ?

Среди прочего списка организаций, которые могут закупаться в соответствии с 223-ФЗ, закон выделяет бюджетные и автономные учреждения .

Какие средства можно тратить на закупку?

Согласно 223-ФЗ, бюджетные учреждения могут расходовать на закупку товаров, услуг или работ лишь денежные средства, полученные из определенного вида источника:

1. Гранты, которые бесплатно предоставлены:

  • физическими и юридическими лицами (в том числе и иностранными);
  • международными организациями;
  • из бюджета (на конкурсной основе).

2. Средства, полученные от предпринимательской деятельности в рамках уставных целей (например, средства от предоставления платных образовательных услуг).

Кроме того, можно работать по данному закону и в случае, когда бюджетное учреждение, как исполнитель по контракту, привлекает иных лиц для исполнения своих обязанностей по контракту.

Автономные учреждения могут расходовать бюджетные субсидии по 223-ФЗ за исключением средств, которые выделены для капитальных вложений в объекты капитального строительства, принадлежащие государству или муниципалитету, а также для покупки недвижимости в собственность государства или муниципалитета. В указанном случае необходимо работать по 44-ФЗ.

Какие документы нужны?

Главным условием для работы по 223-ФЗ для бюджетных учреждений является наличие утвержденного Положения о закупках. Типовое положение разработано и утверждено Минобрнауки 17.01.2014. Данное положение регламентирует деятельность по закупке учреждений и должно содержать:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договора;
  • иные положения, которые связаны с обеспечением закупок.

Данный документ должен быть утвержден в бюджетном учреждении его учредителем, а в автономном учреждении - наблюдательным советом. Положение о закупках должно быть размещено в ЕИС, но пока она не заработала - такой документ необходимо размещать на сайте госзакупок: http://www.zakupki.gov.ru/223 .

Бюджетные учреждения для того, чтобы начать работать по 223-ФЗ, должны были разместить утвержденное положение о закупках до 01.04.2014 года. Те учреждения, которые не успели этого сделать, вынуждены будут до конца 2014 года расходовать все средства с учетом требований 44-ФЗ. Следует учесть, что положение должно быть размещено на сайте в течение 15 дней с момента утверждения.

Кроме того, необходимо оформить план закупок , который также должен быть размещен на сайте госзакупок. Форма такого плана утверждена Правительством РФ в Постановление от 17.09.2012 г. № 932.

Для работы по 223-ФЗ потребуется:

  • получить усиленную электронную подпись;
  • зарегистрировать личный кабинет на сайте госзакупок: http://www.zakupki.gov.ru/223 ;
  • разместить на сайте положение о закупках и план закупок;
  • размещать заказы по правилам, которые установлены в утвержденном положении о закупках.

Более подробно с шагами, которые необходимо предпринять для регистрации на сайте, можно ознакомиться в дорожной карте, размещенной на сайте госзакупок.

Как автоматизировать работу по 223-ФЗ?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы "Эконом-Эксперт". Скачать программу можно


Федеральный Закон «223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года.

Различные субъекты регулирования начинают работать по этому закону в различные сроки. В зависимости от этого разделим их на группы:

1 группа - работает по этому закону с 2012 года:

  1. Государственные компании и корпорации.
  2. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выручка от которых составляет более 10 процентов от общего объема выручки.
  3. Автономные учреждения.

2 группа - работает по этому закону с 2013 года:

  1. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выручка от которых составляет менее 10 процентов от общего объема выручки.
  2. Дочки и внучки 1 группы.

3 группа - работает по этому закону с 2014 года:

  1. МУП. (Все МУП, осуществляющие регулируемые виды деятельности, применяют 223-ФЗ с 2012 или с 2013 года в зависимости от объема выручки.)
  2. Автономные учреждения муниципального уровня.
  3. Дочки и внучки 3 группы.

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки, производимые компанией, начиная от 1 копейки.

Исключения составляют:

  • Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей
  • Приобретение биржевых товаров на товарной бирже
  • Закупки в соответствии с 94-ФЗ
  • Закупки в области международного военно-технического сотрудничества
  • Международные договоры РФ
  • Обязательный аудит (согласно Закону об аудиторской деятельности №307-ФЗ обязательный аудит проводится в порядке, предусмотренном Федеральным Законом №94-ФЗ)* примечание - с 1.01.2014 в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ.
  • Договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности
  • Осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками

Мена

В соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Соответственно, по договору мены заказчик, руководствующийся 223-ФЗ, приобретает товар, который он принимает в обмен на передачу своего товара.

Таким образом, заключение договора мены в целях 223-ФЗ является закупкой, и на него распространяются все требования этого закона.

Пример нарушения 223-ФЗ о закупках

«Настоящее Положение регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг (далее - Продукция) стоимостью свыше 100 000, 00 рублей (включая НДС).

При этом здесь и далее под закупками продукции (товаров, работ, услуг) понимается заключение любых возмездных гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами, а также объединениями этих лиц, в которых Общество выступает в качестве плательщика денежных средств другой стороне по такому договору.»

Суть нарушения - 223-ФЗ регламентирует не только закупки свыше 100 000 рублей , но и все прочие закупки независимо от цены договора.

Если заказчик попадает под 223-ФЗ, но не разместил на ООС , то при закупках он должен применять Закон 94-ФЗ (часть 4 ст. 8 Закона 223-ФЗ)*

*примечание - с 1.01.2014 в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ. Иначе, заключенный договор может быть признан недействительным.

Положение о закупке должно содержать:

  • Способы закупки (как минимум, конкурс или аукцион, согласно законодательству)
  • Порядок подготовки и проведения закупок
  • Порядок заключения и исполнения договоров
  • Иные положения

Заказчик в обязательном порядке размещает свое Положение о закупке на официальном сайте zakupki.gov.ru. Нельзя прописать в Положении о закупке, что официальным сайтом является сайт организации, и, основываясь на этом, размещать Положение о закупке и другие документы, связанные с закупочной деятельностью, исключительно на собственном «официальном» сайте организации. На нем можно только дублировать информацию, которая размещается на сайте zakupki.gov.ru.

Утверждение положения о закупках

Каким образом заказчики работают с официальным сайтом (ООС).

Положение о закупке в электронном виде на ООС. Также формируется документ со сведениями:

Наименование Положения о закупке.

Полное и сокращенное наименование заказчика.

ИНН, ОГРН.

Даты утверждения и вступления в силу Положения о закупке.

Наименование органа, утвердившего Положение о закупке.

Изменение Положения:

Производится с одновременным размещением на ООС новой редакции Положения и, кроме этого, необходимо разместить документ, содержащий перечень внесенных изменений.

Сохраняются и доступны для свободного ознакомления все предыдущие редакции измененных документов.

Для регистрации на сайте zakupki.gov.ru нужно:

1. Получить в аккредитованном удостоверяющем центре.

Для работающих по 223-ФЗ казначейство бесплатные подписи не выдает. ЭЦП нужно купить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Это должна быть усиленная ЭЦП. Получать ее необходимо на руководителя организации в первую очередь. Затем можно, при необходимости, получить ЭЦП на других сотрудников.

2. Зарегистрироваться в ЕСИА - Единой системе идентификации и аутентификации (www.gosuslugi.ru). Сначала регистрируется руководитель как физлицо. Затем заводит там карточку организации.

3. Зарегистрироваться на сайте zakupki.gov.ru.

На сайте ООС есть дорожная карта, где содержатся инструкции относительно порядка регистрации на этом сайте.

Заказчик обязан размещать на официальном сайте:

1. Документы, регламентирующие деятельность заказчика:

Положение о закупке (в течение 15 дней после утверждения).

Изменения в положение, только для тех организаций, которые вправе их вносить (в течение 15 дней после утверждения).

2. . Общее правило - план формируется не менее, чем на один год. Планы закупок высокотехнологичной, инновационной продукции и лекарственных средств формируются на 5 лет. Изменения в план можно вносить согласно условиям, прописанным в Положении о закупке.

3. Документы закупки.

Извещение о закупке.

Документация.

Проект договора.

Изменения.

Протоколы.

4. Изменения в договоры (существенные условия договора, в течение 10 дней со дня внесения изменений).

5. Отчеты:

Ежемесячный, не позднее 10 числа месяца.

- «1-закупки» в Росстат (Приказы 525 и 473).

Если закупки не проводились в течение месяца, то публикуем нулевой отчет.

Документация о закупках

Заказчик не обязан предоставлять документацию в бумажной форме, а имеет право предложить поставщикам только в электронной форме. При этом заказчик вправе установить, что за предоставление документации на бумажном носителе взимается плата. В этом случае, необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

На основании п. 10, ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

Заказчик вправе не размещать на официальном сайте:

  • Закупки стоимостью до 100 000 рублей (если годовая выручка менее 5 млрд. рублей)/500 000 рублей (если годовая выручка более 5 млрд. рублей).
  • Закупки, составляющие государственную тайну. В случае, если возможно опубликовать закупку, не раскрывая государственную тайну, то это делать нужно.
  • Закупки, определенные решением Правительства РФ.

Отнесение заказчиком информации к коммерческой тайне не является основанием для ее неразмещения на официальном сайте.

Форма плана закупок

Постановление Правительства №932 от 17.09.12 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

План закупки составляется на год и должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.

В план не включаются:

Закупки, составляющие государстенную тайну.

Закупки, определенные решением Правительства РФ.

В план можно не включать:

Закупки, стоимостью до 100 000/500 000 рублей.

Ежемесячный отчет (ч. 19 ст.4 Закона 223-ФЗ)


Ценовой порог в 100 000 (500 000) рублей - это порог для размещения информации о закупке на ООС или неразмещения.

Закупки до 100 000 (500 000) рублей:

  • Можно не включать в план.
  • Можно не публиковать на ООС извещение.
  • Нужно включать в ежемесячный отчет.
  • Нужно включать в отчет Росстат.
  • Порядок их расчета, одноименность, периоды - все это определяется в положении.

Заказчикам, у которых есть собственность в г. Москве, рекомендуется посмотреть ПП №441 , которое устанавливает дополнительные требования к Положению о закупках и накладывает дополнительные ограничения.

Рамочный договор

Заключать рамочный договор можно. При этом в договоре должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) согласно п.3 ч.9 ст.4 Закона №223-ФЗ и указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

Пример заключения обычного, нерамочного договора на ГСМ. В таком договоре необходимо указатьцену за единицу товара, точный срок действия договора и обязательно прописать, что поставка по этому договору осуществляется только по заявке заказчика, в противном случае, заказчик вправе не принимать товар и не оплачивать его. Таким образом, в случае, если в течение срока действия договора, заказчику понадобится меньший объем товара, чем предполагалось при заключении договора, то никаких проблем с поставщиком не возникает, по причине прописанных в договоре условий. Если же понадобится больший объем товара, то необходимо заключать дополнительное соглашение или новый договор с поставщиком.

В случае, когда договор пролонгируется без увеличения объема закупаемых товаров, работ, услуг, то необходимо просто разместить информацию на ООС об изменении сроков исполнения договора. Если же договор пролонгируется с увеличением объема закупаемых товаров, работ, услуг, то это считается новой закупкой.

Определение способа и формы закупки

Алгоритм выбора способа закупки:

  1. Определить, можно ли закупать у единственного поставщика. Если нет, то:
  2. Определить ОКДП (это нужно для последующего определения формы закупки - в электронном виде или в бумажном виде).
  3. Проверить наличие ОКДП в 616-ПП (определить форму закупки как электронную в случае, если этот ОКДП указан в перечне ПП-616).

Определить способ в соответствии с Положением о закупке.

Способы закупки:

  1. Прямая закупка (закупка у единственного поставщика).
  2. Аукцион (извещение о проведении аукциона публикуется не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, ч.2ст.3 223-ФЗ).
  3. Конкурс (извещение о проведении конкурса публикуется не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, ч.2ст.3 223-ФЗ).
  4. Запрос котировок (запрос цен) (срок приема заявок обычно составляет от 5 до 7 дней).
  5. Запрос предложений (срок приема заявок обычно составляет от 5 до 15 дней).
  6. Иные.

Договор обязательно заключается с победителем аукциона или конкурса. По остальным способам закупки договор заключается в зависимости от того, что определено для таких случаев Положением о закупке.

Любой способ закупки может быть проведен в электронной форме.

Торги

Аукцион - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля - наиболее высокую цену договора.

Конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации.

Электронные закупки

Электронная форма закупки и электронный аукцион - понятия не тождественные.

Закупки в электронной форме

Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г.№616г. Москвы «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Несколько примеров из этого перечня:

  • Бумага
  • Полиграфия
  • Канцелярия
  • Медицинская аппаратура
  • Автомобили
  • Техобслуживание и ремонт оргтехники
  • Уборка

Например, если нужно провести техобслуживание автомобиля, не всегда удобно проводить электроный аукцион, но можно провести в электронной форме запросом предложений. Проведение любых закупок в электронной форме намного менее трудоемко, чем в бумажной форме.

Есть ряд исключений. Например, когда необходимо закупить услуги технического обслуживания автомобиля, которые содержатся в перечне ПП№616, возможно все же осуществить закупку не в электронной форме при наличии следующих обстоятельств:

  1. Когда закупка не подлежит размещению на ООС(когда закупка относится к государственной тайне или относительно этой закупки принято решение Правительства РФ).
  2. Когда закупка производится в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
  3. Когда закупка производится у единственного поставщика.

Вероятно у многих заказчиков в Положении о закупке написано, что у единственного поставщика производится закупка товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб. (500 000 руб.). Если это написано в Положении о закупке, то на законных основаниях заказчик может не проводить такие закупки в электронной форме.

При проведении закупки в электронной форме нельзя требовать от участника копию заявки на бумажном носителе. Согласно заключению ФАС, это является избыточным требованием.

Работа Заказчика на ЭТП по 223-ФЗ

Электронная площадка OTC-tender

  • Организация системы гарантий на стадии проведения закупки, обеспечение заключения и исполнения контрактов
  • Выгодные цены, высокая конкуренция в закупках по всем товарным категориям, для стандартизированной продукции количество участников - до 25, уровень экономии - до 50% от начальной цены
  • Снижение трудозатрат на осуществление закупочной деятельности
  • Помощь квалифицированных сотрудников по оптимизации закупочной деятельности и проведению закупочных процедур
  • Статистические и аналитические материалы по итогам проведенных процедур
  • Способы закупок: аукционы, редукционы, запросы цен/предложений, конкурентные переговоры (открытые, закрытые и пр.)

Проведение он-лайн переговоров и веб-конференций через ЭТП

  • Планирование и согласование времени виртуальной встречи
  • Приглашение участников
  • Видео и аудио конференции, чат
  • Возможность обмена документами
  • «Виртуальная доска»
  • Разделение рабочего стола
  • Видео-запись, протоколирование проведенных переговоров

Вся работа на OTC-tender бесплатна для заказчиков.

Стоимость услуг

Плата за подключение = 0 руб.

Абонентская плата = 0 руб.

Стоимость услуг для Заказчика = 0 руб.

Стоимость услуг для Участникаот 1000 до 3000 руб.

Реестр недобросовестных поставщиков

Существует Постановление № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В случае уклонения от заключения договора поставщик может попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Их на сегодняшний день 2 - по закону 223-ФЗ и по закону 94-ФЗ. Это решение выносится компетентными органами в присутствии заказчика, поставщика и при наличии достаточных доказательств.

Обжалование

Поставщик может обжаловать действия заказчика в таких случаях:

Полезно знать всем заказчикам и поставщикам Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012)«О защите конкуренции», особенно стоит обратить внимание на ст. 17, 17.1, а также на ст. 18.1 «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Что можно обжаловать по ст. 18.1 Закона 135-ФЗ:

  • Можно обжаловать действия заказчика, оператора ЭП, конкурсной или аукционной комиссии
  • Жалобу могут подавать только лица, подавшие заявки на участие
  • Срок для подачи жалобы - не позднее 10 дней со дня размещения результатов торгов на официальном сайте
  • Срок рассмотрения жалобы - 7 дней
  • На период рассмотрения жалобы торги приостанавливаются
  • Заказчик не вправе заключить договор до принятия решения по жалобе
  • Договор, заключенный с нарушением указанного требования, является ничтожным
  • Решение можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев.

Вопросы слушателей

Вопрос: Нужно ли в ежемесячном отчете учитывать договор дарения?
Ответ: Нет, не нужно. Закон 223-ФЗ вопросы, связанные с договорами дарения, не регламентирует.

Вопрос: Включаются ли в ежемесячный отчет закупки до 100 000 руб.?
Ответ: В отчет включаются все закупки, в том числе до 100 000 рублей. То же самое относится к отчету Росстата.

Вопрос: Если закупка произведена по чеку без договора, как быть?
Ответ: Каждый чек является договором, мы считаем количество чеков и включаем их в общее количество договоров. Так же поступаем в случае, если оплачивается счет без договора. Каждый оплаченный счет является договором. В том случае, если товар получен, а оплата этого товара планируется через год, то моментом совершения сделки считается момент получения товара покупателем. Эти сделки в отчетах также учитываются.

Вопрос: Отчет Росстата отправляется в Росстат, но его на ООС не нужно публиковать, верно?
Ответ: Да, совершенно верно.

Вопрос: Билет на один проезд в автобусе является одним договором, верно?
Ответ: Да, верно.

Вопрос: Когда дополнительное соглашение не является новой закупкой?
Ответ: В случае, если в договоре изначально было прописано, что возможно увеличение объема закупки на определенный процент от общей суммы договора.

Вопрос: Если договор был заключен до вступления Закона № 223-ФЗ в силу?
Ответ: Федеральный Закон №223-ФЗ на такой договор не распространяется, поскольку этот закон обратной силы не имеет. Это справедливо только если договор не рамочный, если в нем определены все существенные условия, в том числе определено количество закупаемых товаров, работ, услуг.

Вопрос: Сведения о закупке до 100 000 рублей можно не размещать на ООС. А ежемесячные отчеты также являются сведениями о закупке?
Ответ: Нет.

Вопрос: Если не публиковать отчеты, какие могут быть штрафы?
Ответ: Когда законодательно будут установлены штрафы, они обратной силы иметь не будут. Все, что нарушается до вступления в силу документов, определяющих штрафы, не будет подлежать штрафованию.

Вопрос: Почему нельзя дробить закупку?
Ответ: Потому что это может быть признано контролирующими органами фиктивной закупкой, прикрывающей большую закупку. Также может быть выдвинуто обвинение в неэффективном расходовании средств.

Вопрос: Заключили договор на 700 000 рублей. Затем заключили допсоглашение на 56 000 руб. Нужно ли размещать информацию на официальном сайте?
Ответ: Да, нужно разместить информацию на ООС об изменении договора. Если он уже есть в реестре договоров, то вносятся изменения. Если этого договора еще нет в реестре договоров, то его необходимо внести туда.

Вопрос: Как быть с монополистами при размещении плана?
Ответ: Заключать договор, в котором изначально прописан объем, выраженный, например, через начальную цену. При этом начальную цену заказчик не обязан обосновывать, если иное не указано в Положении о закупках. И, более того, он не обязан ее указывать, поскольку в законе сказано, что должны быть указаны сведения о начальной максимальной цене, а сведениями может также являться информация, что начальная цена не установлена. Т.е., если заказчик не может посчитать начальную максимальную цену, он вправе ее не указывать. Но в плане закупок все равно нужно ее предусматривать.

Вопрос: Нужно ли включать в ежемесячный отчет авансовые отчеты сотрудников?
Ответ: Да, если сотрудник что-то приобрел и предоставил авансовый отчет, он учитывается.

Вопрос: Как закупать воду?
Ответ: Воду нужно закупать в электронной форме, например, запросом цен или аукционом.

Вопрос: Подача заявок на электронную почту считается электронной формой?
Ответ: Подача заявок на электронную почту также является электронной формой, если при этом есть требование по подписанию заявки электронной подписью. Если это просто письмо на электронную почту, то это не электронная форма.

Вопрос: Занимаетесь ли вы банковскими гарантиями?
Ответ: Занимаемся. Электронная площадка OTC-tender их выдает.

Вопрос: Как можно получить гарантию, что поставщик проверен? Были ли у этого поставщика нарекания?
Ответ: Существует рейтинг поставщиков. Когда поставщик подает заявку заказчику, то заказчик видит, какой рейтинг (положительный ил отрицательный) имеет этот поставщик. На основании этого рейтинга официальные решения заказчик принимать не вправе. Но когда заказчик видит отрицательный рейтинг поставщика, это дает дополнительный стимул к более тщательной проверке такого поставщика и того предложения, которое он делает. Площадка OTC-tender, кроме того, самостоятельно проверяет рейтинг поставщиков при аккредитации на площадке в двух реестрах (по 223-ФЗ и по 94-ФЗ).

Вопрос: Можно ли пользоваться разными площадками?
Ответ: В случае с поставщиками, в их интересах быть зарегистрированными на всех площадках, чтобы не упустить заказы. Что касается заказчиков, они тоже могут проводить закупки на разных площадках. Но при этом заказчики не могут размещать одну и ту же закупку на разных площадках. В результате таких действий невозможно будет по результатам проведения закупки составить протокол.

Вопрос: Можно ли указывать производителя товара и отклонять заявки, не соответствующие эту требованию при проведении котировок?
Ответ: Во-первых, заказчик не обязан в техническом задании указывать «или эквивалент» при требующегося описании товара. Можно указать товарный знак продукта, который необходимо закупить. В некоторых случаях антимонопольная служба может признать это ограничением конкуренции. Например, в случае, если требующийся товар производится только одним предприятием или существует только один дилер этого товара. Тогда лучше всего оформить эту закупку как закупку у единственного поставщика. Иначе это будет считаться ограничением конкуренции. В случае, когда товар определенной торговой марки могут предложить несколько поставщиков, то все будет в порядке, закон о защите конкуренции не нарушается.

В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.

223-фз о закупках, в отличие от 44-ФЗ, дает юридическим лицам определенную свободу в условиях проведения тендеров и выборе вариантов закупок. Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.

Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями .

Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

Структура федерального закона № 223

Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:

  1. Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
  2. Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
  3. В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
  4. Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
  5. Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
  6. Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
  7. Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
  8. Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
  9. Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
  10. Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
  11. Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
  12. Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
  13. Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
  14. Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
  15. Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
  16. Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.

Закон 223-фз: кого это касается

Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:

Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.

Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.

Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.

Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.

Размер гарантированных средств по 223-фз

Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.

В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.

Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.

Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.

Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ

Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:

  1. Оформление цифровой подписи.
  2. Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
  3. Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
  4. Составление положений о закупках.
  5. Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
  6. Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
  7. Предоставление документации всем задействованным сторонам.
  8. Проведение конкурса.
  9. Заключение контракта с победителем.

Внешний вид личного кабинета на сайте zakupki.gov.ru показан на рисунке ниже:

Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз

Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
  • предполагаемые порядки проведения торгов;
  • способы отбора актуальных поставщиков;
  • предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
  • порядок подписания контракта между сторонами;
  • особенности приема и оплаты предоставленных работ;
  • возможные штрафные санкции;
  • способы разрешения спорных ситуаций.

Исключения

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

Сроки по 223-фз

Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:

Вид документации Срок подачи Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса. 4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19

Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Более полный перечень ключевых изменений 2018 года можно узнать, изучив 223-фз с последними изменениями который доступен по ссылке:

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.

Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:

  • Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
  • Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
  • Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.

Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html .

Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.

Информация, содержащаяся в реестре

После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:

  • Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
  • Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
  • Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
  • Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.

Таким образом можно сделать вывод, что исполнение договора по 223-фз – это необходимость. При грубых нарушениях условий контракта организация или физическое лицо рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков и надолго покинуть рынок государственных закупок.

Выход из реестра

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

Итоги

Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах.

Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.

44 ФЗ, 223 ФЗ — два закона, которые регулируют большую часть госзакупок. 01.07.2018 вступили в силу сразу несколько Постановлений Правительства, которые сильно изменили не только сами законы по закупкам, но и различия между ними. Эта статья будет полезна тем, кто только разбирается в процессе госзакупок и пытается понять, чем же госзакупки по 44-ФЗ отличаются от запросов по 223-ФЗ.

Что регулируют

Для начала разберем, для кого написаны оба закона. Так сказать, правила госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников.

Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».

223-ФЗ, в свою очередь, содержит нормы для госкорпораций, естественных монополий и т. д. Если раньше он носил рамочный характер, то теперь его новая редакция уточняет многие моменты, которые нельзя игнорировать.

Давайте теперь ответим на вопрос: 44 и 223 ФЗ — в чем разница?

Таблица отличий

В нескольких словах изложить содержание двух федеральных законов — сложная задача. Но мы попытаемся. Вы уже знаете, в каких случаях используются оба Федеральных закона. Теперь рассмотрим, в чем же принципиальная разница между 223 ФЗ и 44 ФЗ, отличия таблица разделяет по этапам проведения процедуры. Так сказать, сравниваем поэтапно.

Закон № 44

Закон № 223

Кто может быть заказчиком

Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения.

Бюджетные учреждения.

Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.

Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %.

Естественные монополии.

Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:

  • за счет грантов;
  • как субподряд;
  • за счет собственных доходов.

Унитарные предприятия, если тратят собственные средства.

Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.

Кто может участвовать

Юридические лица (не офшоры).

Физические лица.

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками.

Юридические лица.

Физические лица.

Индивидуальные предприниматели.

Кому предоставляются преимущества

Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.

СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков.

Субъектам малого и среднего предпринимательства — объем установлен в ПП от № 1352 от 11.12.2014.

Виды тендеров

  • открытый;
  • открытый в электронной форме;
  • с ограниченным участием;
  • с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный;
  • двухэтапный в электронной форме.

Электронный аукцион.

Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме.

Запрос котировок.

Запрос котировок в электронной форме.

Запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика.

Площадки (в т. ч. специализированные для закрытых процедур), которые отвечают требованиям, утв. ПП № 656 от 08.06.2018. Список площадок утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018. Среди них: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом». Дополнительно в этот список включили «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Заказчики размещают запросы на аналогичных 44-ФЗ площадках.

Сроки для участия
Установлены в законе.

Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок.

Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении.

Подпись для электронных документов
Усиленная квалифицированная подпись (статья 4 44-ФЗ). Используется на 8 федеральных площадках. Усиленная квалифицированная подпись (ч.5 ст. 3.3 223 ФЗ). Используется на 8 федеральных площадках + коммерческих (около 170).
Подробности пакета нужно уточнять в удостоверяющем центре при получении.
Обеспечение заявок и контракта

Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб.

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 96, где это его право. Способ обеспечения: банковская гарантия или деньги.

Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.

Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении.

Борьба с демпингом
Участник подтверждает добросовестность либо предоставляет увеличенное обеспечение контракта (ст. 37). Заказчик может установить соответствующие требования в Положении.
Обоснование НМЦК
Требуется для каждой процедуры (ст. 22).

Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении.

Если заказчик вовремя не опубликует Положение в ЕИС, то обосновывать НМЦК он должен будет в соответствии с правилами 44-ФЗ (ст. 22).

Отчеты в ЕИС

О закупках у СМП И СОНКО.

Обоснование закупки у единственного поставщика.

Об исполнении контрактов (отдельного этапа).

Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.

О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.

Годовые отчеты о закупках:

  • инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ежемесячные отчеты
Изменения и расторжение контракта

Менять существенные условия нельзя. Исключение — по соглашению сторон в определенных законом случаях (ч. 1 ст. 95).

Расторжение происходит:

  1. По соглашению сторон.
  2. По решению суда.
  3. При одностороннем отказе одной из сторон.

Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда.

Жалобы по 44 ФЗ, по 223 ФЗ

ФАС России.

Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.

Контрольный орган в сфере гособоронзаказа.

Срок рассмотрения — 5 рабочих дней.

Порядок обжалования участником торгов установлен в ст. 18.1 № 135-ФЗ. Обжалуют:

  • действия (бездействие) заказчика;
  • нарушения со стороны оператора ЭТП;
  • неразмещение информации о торгах в ЕИС;
  • предъявление к участникам требований, не предусмотренных документацией.