Юрий Стоянов: «Городок» — энциклопедия жизни большой страны. Юрия Стоянов — биография и личная жизнь актера В моем перевоплощении в женщин не было трансвестизма

Этого актёра только ближе к 40 годам узнали и полюбили зрители. Лишь в это же время он встретил свою настоящую любовь. Сейчас Юрий Стоянов многими признан как лучший в России комедийный актёр. Но он никак не может «наиграться» и осваивает новые, не только смешные роли.

В чём секрет успеха Стоянова? Какую роль в поворотах его судьбы сыграли Одесса, родители, великий актёр Павел Луспекаев и артисты-современники — Виктор Сухоруков и Илья Олейников? Подробности — далее.

1957 год. 10 июля в семье строгой учительницы литературы, украинского языка и врача-гинеколога, болгарина по национальности, рождается мальчик Юра. Родители молодые, проходят практику после окончания вузов в селе Бородино Тарутинского района, под Одессой. Рождаться на свет сыну гинеколога было не так уж сложно и непредсказуемо. Папа сам принимал роды. Позже супруги переехали в легендарный город – столицу юмора, и Юра навсегда пропитался «фирменной» одесской самоиронией.

Неуспокоенный характер и взгляды на жизнь достались Стоянову от отца, а интересная внешность и стройная фигура – от матери. Это позже, уже взрослым актёром, он переболел желтухой и резко располнел. А в юности был гармонично сложен.

Юрий был единственным сыном и жил в атмосфере любви и понимания. Однако мечты о профессии актёра у Юры появились рано и совершенно самостоятельно. Как шутит сам актёр, он знал наизусть названия всех книг отца по гинекологии, хранившихся в доме (их было 1200!). Хотя ещё ничего в самой гинекологии не понимал. Но знал всегда, что его призвание — артист, даже если эта профессия не вызовет понимания у родителей.

Отступать некуда – впереди Москва

Стоянов Юрий был уверен, что если и становиться актёром, то только в Москве. С выбором места обучения у него тоже не было вопросов – ГИТИС! Будучи уже взрослым, он признавался, что просто не знал других вариантов. В расшифровке ГИТИСа значилось слово «институт», и это было ценно для него как одессита.

«Щепка», к примеру, имела статус училища, а МХАТ и вовсе школы. Юрий опасался, что его поднимут на смех на родине, узнав, что он не в вуз поступил, а обратно в школу. Он так и представлял своих знакомых, как они в недоумении спрашивают: «Шо, у нас в Одессе своих ПТУ нету?»

О том, что оказался в ГИТИСе, Стоянов никогда не жалел. Его курс был очень сильным: талантливые студенты и сильный педагогический состав. Самая молодая актриса – ставшая популярной потом Татьяна Догилева. А самый взрослый сокурсник – Виктор Сухоруков, в будущем культовый актёр 90-х, исполнитель одной из центральных ролей в фильме «Брат-2».

С Виктором Стоянов прожил в одной комнате общаги весь период обучения в вузе. Именно от него он узнал азы профессии и первые уроки жизни.

«Второй Луспекаев»

С Сухоруковым у актёра ещё не раз пересекались пути. Сразу после института их обоих пригласили в ленинградские театры на конкретные роли в спектаклях. Стоянов оказался в театре, признанным лучшим в стране, – Большом драматическом (БДТ). Им руководил Георгий Товстоногов, считавшийся среди коллег гением.

Много надежд артист связывал с поступлением в труппу. Но его путь к успеху был трудным, полным призрачных надежд получить хоть когда-нибудь заметную роль в театре.

Наиболее значимые роди в БДТ были сыграны им в 3 спектаклях.

  1. «Смерть Тарелкина».
  2. «Пиквикский клуб».
  3. «Амадеус».

Но основное время, 17 лет, он играл роли без слов. Этому предшествовал случай, которому Стоянов придаёт особое значение.

Товстоногов однажды произнёс роковую фразу: «Стоянов – это второй Павел Луспекаев». Сравнение это Юрий воспринял двояко: был польщён и смущён одновременно, понимал, что от него ожидают чего-то особенного, но развернуться не дают.

Сам он восхищался актёрской органикой и человеческой энергетикой Луспекаева, считал его уникальным и неповторимым артистом. Поэтому считал, что быть вторым таким же невозможно!

Товстоногов начал «мариновать» молодого актёра, не предлагая ему условий для самореализации. О Георгии Александровиче говорили, что он часто выдерживал своих актёров, как дорогое вино. Подолгу не давал им главные и даже второстепенные роли, чтобы они потеряли спесь и страстно захотели сыграть уже что-то стоящее. Но только обычно он ставил подобные эксперименты над человеком в течение трёх-четырёх лет. А со Стояновым перестарался…

Юрий получал роли лишь в массовках. Если «везло», то в эпизодах без слов или безымянную роль музыканта. Весь театр знал его как «парня с гитарой». Это постоянное музицирование имело практическую пользу: за время работы в театре Юрий виртуозно овладел инструментом.

Но однажды после очередного предложения выйти на сцену в новом спектакле с он развернулся и ушёл из театра. Начался период разочарования и неопределённости дальнейшего пути. Он совпал с большими политическими переменами в стране, а, как следствие, в жизни всех россиян.

«Городок»: всенародная слава и любовь

На волне больших перемен Стоянов оказался на телевидении, где открыл авторскую программу, совершенно перевернувшую российский мир юмора. Передача состояла из маленьких мизансцен на двоих актёров. Они задумывались как мини-спектакли, но тут же превращались в анекдоты и расходились по всей стране.

Однако каждый выпуск «Городка» заканчивался вовсе не весёлой одноимённой песней — хитом 90-х. Анжелика Варум пела её с неприкрытой тоской в голосе, и в тексте звучала ностальгия по детству и юности. Зачем «жителям» «Городка» понадобилась такая лирика? У Стоянова своё понимание юмора, не отделимого от юмора России. По его мнению, это юмор людей, преодолевающих боль и большие беды. В этом преодолении — вся история России.

Идея создания передачи принадлежала Олейникову. Он понял, что со Стояновым может горы свернуть и дал своему новому другу то, чего у того не было давно или даже никогда: уверенность в себе и своих творческих способностях, обожание своей работы и возможность прилично зарабатывать на жизнь семьи.

В «Городке» на счету у Юрия Стоянова около 500 выпусков и огромное количество образов. О таком разнообразии в театре и мечтать было бы невозможно. Среди них около 3 000 женских! И здесь, в своей передаче, Юрий был ещё и режиссёром. После успеха «Городка» актёра стали приглашать в кино и телефильмы. И не только на комедийные образы.

Первым фильмом, где Юрий Стоянов снялся в серьёзной роли, стал «Ландыш серебристый». за ним последовали роли в кинолентах: «Заяц над бездной», «12» и в сериале «Белая гвардия». Особенно высоко кинокритики оценивают глубокое исполнение ролей Стояновым в фильмах «12» и «Человек у окна».

Спустя 15 лет после разрыва с БДТ Юрий Стоянов появляется и на сцене театра – МХТ. Он сыграл в пьесе с символическим названием «Перезагрузка», созданной современным автором Ильёй Илькиным. Зритель видит необычную историю про то, как в теле мальчика возрождается 50-летний человек, отягощённый воспоминаниями своей прежней жизни. Режиссёр спектакля Игорь Коняев утверждает, что без Стоянова эта постановка не получилась бы.

Личная жизнь артиста

Первая семья появилась у Стоянова ещё в студенческие годы, вопреки совету отца жениться не раньше 27 лет. Жена Ольга родила ему двух сыновей. Но прожив 5 лет вместе, они расстались. Потом была жена Марина – жизнерадостная и самодостаточная женщина. Рожать детей она боялась, семейным очагом заниматься не слишком хотела. Отношения дали трещину.

Но всё-таки Юрий Стоянов нашёл свою счастливую судьбу в лице Елены. Вместе они уже 12 лет. На момент встречи с Юрой у неё было две дочери. Она развелась, вышла замуж за Стоянова и родила ещё дочь. Юрий сегодня воспитывает её и двух падчериц, поддерживает отношения с одним из сыновей. Второй принял сторону матери и отдалился от отца.

Интересные факты из жизни Юрия Стоянова

  1. Юрий родился в один день с Ильёй Олейниковым – 10 июня, но с разницей в 10 лет.
  2. Идея сделать «Городок» родилась после того, как Стоянов и Олейников вместе с ещё одним приятелем-актёром после очередного праздника сняли юмористические сценки в домашней обстановке. Это были бесшабашные шутки «без купюр». Олейников, пересмотрев видео на трезвую голову, констатировал Стоянову: «А мы пара!» – и предложил сделать совместный творческий проект.
  3. Стоянов однажды уговорил Олейникова сбрить усы, чтобы тот, как и он сам, мог играть роли женщин в «Городке». Но ужаснулся несуразному виду своего друга и махнул рукой на эту затею.
  4. После увольнения из театра Стоянов каждый день приезжал к проходной театра на новой иномарке, взятой у друга из автосалона. Делал вид, что это его транспорт и как бы спрашивал совета, стоит ли её покупать. «Это были понты. Одесса прорезалась», – иронично признавался актёр.

С 2001 года Юрий Стоянов официально народный артист Российской Федерации. Но по-настоящему народным он стал ещё тогда, когда стали безумно популярны его первые выпуски «Городка».

Другие награды:

  • телевизионные премии «Тэффи» за телепередачу «Городок»;
  • приз XIХ государственного фестиваля «Виват кино России!» (2011) за лучшую мужскую роль («Человек у окна»);
  • Российская Национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (СПб, 2013).

Юрий Стоянов сейчас. Новости об артисте

В настоящее время Юрий Стоянов востребованный актёр театра МХТ им. А. П. Чехова. Зрители ходят «на Стоянова», и в зале нет свободных мест.

9 сентября 2018 года на малой сцене, в камерной обстановке, состоится показ спектакля «Игра в городки». Это история, во многом автобиографическая, была написана Ю. Стояновым и И. Олейниковым совместно.

До последнего дня жизни выдающегося артиста Илья Олейникова компаньоны были вместе, не остановили ни одной съёмки передачи. Их наблюдения за жизнью, личные переживания вылились в постановку на сцене, в которой теперь участвует один Юрий. Но его лучший друг незримо присутствует рядом с ним.

В роли Кочкарёва Стоянов выйдет на сцену МХТ 20 сентября 2018 года. Постановка с успехом идёт с 2010 года. Одной из партнёрш Юрия является популярная российская актриса Ирина Пегова.

Заключение

Юрий Стоянов, несмотря на уникальный комедийный дар, в жизни человек ранимый и ироничный. Когда его спрашивают, какие люди больше всего повлияли на его судьбу, он называет 5 людей: свою маму, Виктора Сухорукова, Павла Луспекаева, Илью Олейникова и третью жену Лену. О влиянии близких и любимых людей можно догадаться. А вот о влиянии любимого актёра Павла Луспекаева Юрий говорит с особым чувством.

Нелюбитель «сытого юмора», Стоянов до сих пор ощущает в своей душе те самые свои голодные, во всех смыслах, 17 лет в роли «второго Луспекаева». Может, поэтому теперь он Стоянов, и только Стоянов. № 1, единственный и неповторимый.

На гастролях известный артист рассказал, отчего не хочет возрождения популярной передачи, а также признался, какие у него недостатки и почему ему противопоказаны комплименты

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Изменить размер текста: A A

14 февраля Юрий Стоянов доказал воронежским зрителям, что он мужчина в полном расцвете сил! Известный артист под аккомпанемент оркестра ВКЗ прочитал детворе и родителям сказку Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Получился театр одного актера! Артист-фантазер для пущей убедительности попросил организаторов представления «добыть» ему настоящую собаку, чтобы Малыш в финале не остался без подарка!

Зрители были в восторге от перевоплощения актера во всех персонажей одновременно. Не хватило только фрекен Бок! Уверены, и этот образ получился бы у Стоянова на ура. Хотя он и признался, что не очень любил играть женщин в «Городке»…

Юрий Николаевич, вы покорили детей и взрослых чтением сказок. А еще вы много озвучиваете мультфильмов. Что значит для вас эта часть карьеры?

Баловство. Но баловство в высоком смысле слова. Это то, что доставляет удовольствие, потому что ты чувствуешь себя ребенком, ты представляешь, как ребенок должен это слышать. И понимаешь ту меру хулиганства, которую в это можно вложить. Мне интересно было повторить подвиг Олега Анофриева , но он, вероятно, неповторим - я, к сожалению, озвучиваю намного меньше, чем мог бы. К сожалению, сейчас часто у продюсеров такой ход - приглашать на озвучание не профессиональных артистов, а медийных лиц, к примеру, КВНщиков, мол, увидят их фамилии на афишах и пойдут в кинотеатр. Это сомнительный маркетинг, потому что первичен все-таки голос и актерская работа. Это с Голливуда копируют, хоть бы придумали что-нибудь свое. А там приглашают выдающихся артистов, и ни у кого не написано, что они были КВНщиками. Бандерас точно не играл в Испании в КВН, хотя человек с большим чувством юмора. Я приветствую КВНовских авторов - без них не было бы сегодняшнего юмора, сейчас это основа всего, что пишется в ситкомах. А вот насчет актерских возможностей этих ребят я бы сильно поспорил.

- В каких проектах вас можно увидеть в ближайшее время?

Лежит замечательный сериал на первом канале «Бабье лето», я там в роли абсолютно спившегося поэта-барда , дошедшего до деклассированной стадии. Я такого раньше не играл. На НТВ заканчивается монтаж необычного фильма моего друга Тиграна Кеосаяна - сильная, странная история «Актриса», тоже не играл такого никогда. Еще на НТВ один сериал, где я играю начальника уголовного розыска, период 50-60-х.

В МОЕМ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ В ЖЕНЩИН НЕ БЫЛО ТРАНСВЕСТИЗМА

Широкая известность к вам пришла после передачи «Городок», но в результате вы не можете избавиться от ярлыка телекомика.

Являюсь ли я заложником этого амплуа? Да, безусловно. Но я благодарен этой программе: она изменила всю мою жизнь, благодаря ней меня узнал и полюбил зритель. А сегодняшний юмор: вы посмотрите «Городок» 1994-1995 годов – на шаг не двинулись вперед. В юморе реальный шаг – «Камеди клаб» и все, что из него выросло. Он реально другой, этого нельзя отрицать. Но мне приятно видеть, как сегодня из «Городка» столько берут. Чем меня можно удивить? Съемкой скрытой камерой? Я снялся в сотне эпизодов скрытой камерой, и того уровня скрытой камеры не снимают в мире по сей день. Вы меня хотите удивить музыкальными номерами, выходом на эстраду, чем? В «Городке» было столько рубрик, сколько не было ни в одной программе. Мы все это прошли. Да, я комедийный актер. А потому что мы будем бороться с имиджем? Есть умные люди, которые редко, когда это очень нужно, приглашают меня. Я отношусь к этому с терпением и пониманием. И благодарен и тому зрителю, который считает меня комедийным актером, и тому, который догадывается, что я умею что-то еще.

- Сейчас можно возродить «Городок»?

Да типун вам на язык. «Городок» возродить невозможно, потому что эта передача в сознании нескольких поколений людей является программой одной пары - Илья Олейников и Юрий Стоянов. Поэтому, даже если получится хорошо, они будут считать себя обманутыми, будет предан какой-то большой кусок их жизни. Я не думаю, что они порадуются, если название будет «Городок», но с другим, даже очень талантливым артистом вместо Олейникова. Другая юмористическая передача с моим участием возможна ли? Возможна. Как и другой фильм, как и другой сериал.

- В «Городке» вы сыграли сотни дамских образов...

Я не любил играть женщин. Это вынужденная история: когда в передаче два мужчины, кто-то вынужден играть женщин, иначе вы лишаете проект огромного пласта юмора, связанного с отношениями. Я к этому относился как части моей работы - просто еще одна роль. Другое дело, что я это делал хорошо. Потому что в этом не было никакого трансвестизма, наслаждения переодеванием. И вы никогда не оценивали меня как ряженого мужика, вы воспринимали меня как женщину. Смешную, некрасивую, полноватую, но женщину. Почему? Потому что проводником к этому восприятию был мой партнер. Он ко мне в кадре относился как к женщине - и вы также перенимали его отношение ко мне. Илья говорил: «Не могу представить на твоем месте артистку, она сыграет хуже!». Вот это комплимент! Или я слышал от кого-то: «Ой, вы что ли знаете мою тещу, вы же ее сыграли!». Или «нашу начальницу», «крупную чиновницу». А я не имел конкретно их в виду, просто точно играл конкретные черты женщин.

- А что не нравилось в перевоплощении в женщин?

Не нравилось, что тяжело со временем стало что-то придумывать. Когда число женщин стало зашкаливать, мне не хотелось повторяться, не хотелось, чтобы это стало общим местом моей биографии, мол, Стоянов – это артист, который играл женщин. А нравились мне абсолютно профессиональные вещи. Не могу сказать, конечно, что надевание колготок приносит мне наслаждение. Я не могу себе представить, как вы зимой в них ходите! Наслаждения большого нет, когда лифчик надевают. Но это часть профессии. А кому-то нос клеят два часа. Я лучше лифчик надену, чем буду нос наклеивать - терпеть не могу этого.

- Какие качества вы любите в женщинах? Чувство юмора, вы же одессит?

Чувство юмора важно, как в любом человеке. Потому что юмор – это свидетельство ума, парадоксального мышления. Я не люблю хохмачей, которые из разряда лопни, но пошути, иначе день прошел зря. Я люблю, когда чувство юмора естественно проявляется, и когда этим чувством юмора тебя удивляют. Например, вы не заметили в этом смешное, а она заметила - вот это да. Какие качества нравятся в женщинах? Если бы я сказал ум, я бы соврал. Но если бы я не сказал ум, я бы тоже соврал. Если бы я сказал только внешность, я бы соврал. Но если бы я не сказал только внешность, я бы тоже соврал.

- Вы хотели бы, чтобы дочь пошла по вашим стопам?

Как я могу желать своему ребенку такой судьбы? Я сам хоть как-то «проклюнулся» к 40 годам. Хорошо, хоть женщина не обязана кормить семью. Знаете, как это унизительно, когда твое дело тебя не кормит? Это противоестественно. Профессия должна кормить, ты должен ею зарабатывать деньги. Как я могу ей пожелать такой зависимой работы? Все время зависеть от кого-то, от чего-то, когда ничего кроме желаний и трудолюбия не можешь предъявить. Я ей не желаю такой судьбы. Но если, не дай бог, она бы ее выбрала, я бы не мешал.

ВСЕ САМОЕ ГЛУПОЕ И БЕЗДАРНОЕ В СВОЕЙ ЖИЗНИ Я СДЕЛАЛ ОТ КОМПЛИМЕНТОВ

Ваша мама однажды в интервью сказала, что вы очень ранимый человек и вас нужно хвалить. Как относитесь к критике?

Мама так говорит, а я всегда говорю, что все самое глупое и бездарное в своей жизни я сделал от комплиментов. А все самое продуктивное – наоборот. Вопрос в том, как критика подается. На самом деле мне комплименты противопоказаны - как сахар диабетику. Но при этом, если они сделаны приватно, не публично, если я понимаю, что увидели то, что я хотел, что это адекватно моим намерениям, тогда я бесконечно счастливый человек. Такого рода комплименты мне важны. А критика современная… какая? Телевизионная отсутствует. Все заменил интернет. Это не критика – бла-бла-бла. «Ходила в театр. Оказывается, Джульетта не умирает!». Замечательно, что человек открывает для себя Шекспира . Через 600 лет после написания пьесы. Я в какой-то мере человек интернет-зависимый, не могу без него прожить. Но в этой помойке я не участвую – меня нет в соцсетях. Откроешь поисковики – такое количество ошибок, безграмотности, что я не могу читать!

- А у вас есть недостатки?

- «Сколько же в тебе изъянов, расскажи же нам Стоянов?». Их там много. На ум приходят одни плюсы. Может быть, я излишне подвижен, в отличие от других, быстро переключаюсь.

- Слышала, у вас пунктик насчет обуви...

Это бзик. Я прошел по заснеженному Воронежу , а ботинки у меня чистые. В гостиницах для меня главное место - где стоит автомат по чистке обуви! Это у меня от отца. Я не выношу грязную обувь. И неопрятность в одежде. А еще мой тренер по фехтованию Аркадий Львович в тяжелое советское время, когда из средств гигиены было только мыло, заставлял нас принимать душ до тренировки и после. От него мы узнали, что такое детская присыпка. Он заставлял нас засыпаться этой присыпкой вместо дезодоранта. Тогда их не было. А когда появились первые дезодоранты, он за свои деньги покупал их и приносил нам. Это был болгарский «Орфей», такой одеколон, разбавленный водой, который сжигал подмышки. Те спортивные потные детство и юность приучили к тому, что в этом смысле ты должен быть безукоризненным.

Я небольшой поклонник католических праздников, не понимаю их. От того, что в Риме одно время были проблемы с рождаемостью и предпринимали усилия, чтобы спасти империю, это не значит, что сегодня в Воронеже я должен вырезать из бумаги дурацкое сердечко и дарить жене. Если людям нравиться еще раз в году кроме 8 марта проявить свои чувства, то есть два раза в год, мы это только приветствуем. А любовь... Боюсь, пошло получится. Искренность на заказ бывает очень пошлой… Так вот я над этим вопросом думаю всю жизнь, а до меня думало еще несколько поколений. Ответа пока не нашел. Но знаю, это что-то, без чего нельзя жить.

На Малой сцене МХТ имени Чехова появилась «Игра в «Городки», поставленная по одноименной книге Юрия Стоянова. Воспоминания народного артиста о всенародно любимой юмористической телепрограмме выпустило в прошлом году издательство «Эксмо». На одном из вечеров мхатовцы прочитали несколько глав - успех оказался огромным. Тогда решили подготовить спектакль, в котором заняты только мужчины - все знаменитые и популярные, среди них и сам автор. Они меняются текстами, одни фрагменты исчезают, другие появляются, мелькают новые герои, звучат истории, не вошедшие в издание, - каждый показ становится неповторимым. «Культура» расспросила Юрия Стоянова о премьере, исполнителях и о том, как рождались его писательские труды.

культура: «Игра в «Городки» - Ваша вторая книга, о дебютной, признаюсь, я и не знала.
Стоянов: Первая называлась «До встречи в «Городке», мы писали ее вместе с Илюшей Олейниковым. Каждый, независимо от другого, вспоминал важное о себе, что происходило до того, как мы пересеклись. Это был томик-перевертыш с символическими макетом и версткой. От одной обложки - его история, от второго корешка - моя. Они соединялись посередине - фотографиями. Отдельными и общими.

Мы решили сделать книжку, когда у нас появилась небольшая пауза. Но и в помине не было желания осчастливить мир повествованием об уникальной судьбе артиста. Бог нас миловал, и звездная болезнь прошла стороной. Во-первых, мы хорошо помаялись до того, как стали узнаваемыми. Во-вторых, возраст уже был не тот, чтобы медные трубы нанесли непоправимый урон характеру.

культура: То есть голова не закружилась, но захотелось продолжить мемуары?
Стоянов: Ту книгу считаю действительно биографической, вторую - нет. Хотя, конечно, я рассказываю о том, что знаю и что случалось со мной. Но, по сути, это делает любой пишущий человек. Да и роли артиста, даже если он играет Гамлета или что-нибудь из Мольера или Островского, все равно в огромной степени основаны на его личном жизненном опыте.

Все-таки «Игра в «Городки» выдержана в жанре рассказа, и у нее есть «референсы» - писатели, которым я не подражаю, но точно знаю: если бы не любил Марка Твена, Чехова и Довлатова, то эта книга никогда бы не появилась. В нее я включил фрагменты из первой - для хронологического соответствия жизни, чтобы сохранить временную последовательность. Но чем дальше от начала удалялся, тем больше появлялись просто новеллы, навеянные реальными случаями.

культура: Мемуаров сейчас множество, и большинство из них наговариваются на диктофон, а потом литературный помощник превращает их в текст.
Стоянов: Ни та, ни другая книга - не надиктованы. Они написаны, первая - рукой, вторая - при поддержке гаджетов; планшет или ноутбук всегда таскаю с собой. Работал во время коротких отпусков, в основном в Финляндии, которую обожаю. Соблазнов крайне мало: озеро, лес, лодка и тишина. Там я писал эти коротенькие актерские рассказы подолгу - часов по 8–10 в день.

культура: Их не назовешь актерскими байками.
Стоянов: Такое определение меня бы оскорбило. Позволю себе смелое высказывание: думаю, что «Игра в «Городки» больше литература, чем первая книжка. Она и писалась иначе. У «До встречи» был уникальный литредактор Светлана Дружинина - представитель вымирающей профессии. Ее вклад - огромный, она работала с человеком, который никогда ничего не писал. Во всяком случае, с целью опубликовать это.

культура: Вы имеете в виду себя или Илью тоже?
Стоянов: Она была нашей общей поддержкой. «Игра» написана без помощи - и в этом принципиальное отличие. То есть замечательный редактор у меня был - мы работали на удаленном доступе. По скайпу я высылал текст, он ставил пару запятых и комментировал: «Я так смеялся, так смеялся, все замечательно...» или «Я так плакал, так плакал, очень хорошо...» Мне эта форма работы тоже понравилась.

культура: Книга получилась ироничной, какой-то невероятно чистой и легкой, даже в печальных эпизодах.
Стоянов: Мама моя, прочитав, вздохнула: «Что ж ты так и не научился себя любить?» Один замечательный сценарист сказал: «Отчего вы все время стесняетесь? Почему не напишете о том, что сыграли, об отношении к вам в мире, а не только в родной стране, как создали совершенно уникальный продукт, которого не было, нет и уже не будет на телевидении?» Но тогда это был бы не я.

культура: Все-таки Вы пишете о том, что происходило на самом деле. Привирали или правда и только правда?
Стоянов: Это не документальная проза. То, что касается непосредственно меня, моих родственников, - правда почти абсолютная. Я бы сказал - моя правда или мое отношение к ней. Когда проходит время, то какие-то факты становятся более выпуклыми. Может и немного занести, но только в сторону любви к человеку, но не ненависти. Могу сделать героя лучше, смешнее, обаятельнее или несчастнее, но не хуже. Принцип домысла - только такой. А поскольку, надеюсь, это какая-никакая, а литература, то я имею право, особенно в диалогах, подчинять речь актерским законам, чтобы почувствовал читатель характер персонажа.

культура: Книга быстро исчезла с полок книжных магазинов. Ощущаете себя популярным писателем?
Стоянов: Очень не люблю формулировок. Да и не писатель я, а пишущий артист. Это все-таки разное. Мне важно не только то, как рассказы читаются, но и как они звучат.

культура: Действительно, их хочется произносить вслух.
Стоянов: Этого я и добивался. Вот и получились рассказы для сцены.

культура: Вы остроумно исполняли их на бенефисных встречах с публикой, потом - вместе с актерами на мхатовском вечере и вот теперь подготовили репертуарный спектакль для Малой сцены МХТ имени Чехова...
Стоянов: Когда мы начали инсценировать книгу, то получилось, что практически ничего не надо придумывать - литературный прием автоматически становился сценическим ходом. Я имею в виду перепады эмоций, сломы настроений. После дозы смеха обязательно присутствует достаточно грустный финал. На сцене это делается элементарно - не только абзацем звучащего текста, но печальной мелодией, соответствующей в моем понимании данному фрагменту. Она как бы вытекает из повествования. Это может быть Брамс или Бриттен, моя музыка или знакомый мотив из программы «Городок», а то и просто народная песня, русская или украинская.

Сложилась очень легкая история. Пришел художник, мы с ним быстро решили: раз восемь рассказов, то пусть будет и восемь торшеров. Придумали подзаголовок - «Говорят и показывают мужчины». Восемь артистов, все мои друзья, которых я очень люблю: Станислав Любшин, Авангард Леонтьев, Коля Чиндяйкин, Стас Дужников, Валерий Трошин, Юрий Кравец, Игорь Золотовицкий. Все феноменально работают. Могу о каждом написать.

Кажется, мы добились того, что в спектакле нет и намека на творческий вечер автора или бенефис актера. Даже с перебором. Зрители спрашивают, почему Любшин говорит «дорогой Юра», ведь он должен сказать «дорогой Слава». То есть они решили, что каждый из нас - автор своего рассказа. Вот этого я и хотел. Просто счастлив, что есть люди, которые так и не поняли, что они слушали рассказы, написанные мною. Значит, «Городок» и все, что со мной в нем произошло, - не только факты моей биографии, а энциклопедия жизни большой страны на конкретном историческом отрезке. Его вместе со мной во многом очень похоже прожили артисты, читатели, зрители.

культура: На сайте Художественного театра режиссер спектакля не обозначен принципиально?
Стоянов: В программке спектакля написали, что Юрий Стоянов. Но какая режиссура нужна, чтобы произнести фразу: «Давно это было, Майкл Джексон еще был черным, а моя зарплата белой»?

культура: В литературе своих кумиров Вы назвали, а есть ли тип театрального действа, на который ориентировались, создавая вечер литературных миниатюр?
Стоянов: Сравнил бы это - и только потому, что Вы просите, - со способом существования на сцене Ираклия Андроникова. Пример дальний и нескромный, но его рассказы слушаешь и не понимаешь - это правда или вымысел, исследование нравов или лукавый анекдот. Все жанры смешаны, поданы личностью, украшены обаянием. Если кто-нибудь назовет наш спектакль «литературно-драматической композицией», то мне покажется, что я попал в страшный сон. Я бы назвал то, что получилось, невероятно смешной историей, в финале которой кто-то обязательно заплачет.

культура: Как строится спектакль?
Стоянов: Для меня принципиально, чтобы мы все читали текст по бумаге. Конечно, временами отрываясь от нее и играя. Опыт показывает: либо надо знать назубок, либо читать. Нельзя быть чуть-чуть беременным. Нас всех «убил» на показе Станислав Любшин. Выходит он, самый старший из нас, и выдает наизусть. Единственный. Мы на него все накинулись: «Дядя Слава, ты что нас подставляешь?» Он отвечает: «Учите, детки, учите, хорошая литература, я легко запомнил...» Мы меняем рассказы, меняемся ими, добавляем те, которых нет в книге. Такой читает Авангард Леонтьев - «Не может быть» о моей поездке в сегодняшнюю Одессу.

культура: Вы же оттуда родом и рассказывали нашим читателям, что счастливы повторять биографию Жванецкого: одессита, влюбленного в родной город, работавшего в Петербурге и живущего в Москве.
Стоянов: Потому сам я не могу читать о своем визите в любимый город. Как-то Гарик не смог прийти, и я решил попробовать, но не осилил: ком в горле давит, не могу и все, грустно очень. Повернулся и протянул листы партнеру - дочитай, мол. Такое тоже может случаться на этом спектакле.

культура: Вы начинали в БДТ у Товстоногова, а как попали в МХТ к Табакову?
Стоянов: Я бы не пошел ни в один другой театр. Мне сейчас понятно, что я - человек, тяжело адаптирующийся в любом коллективе. Мне было хорошо только в том месте и том мире, которые мы создали вместе с Ильей. Мы с ним были отравлены независимостью, опьянены ею. И для меня входить в обстоятельства чудовищного рабского подчинения кому-то - некомфортно. Моя жизнь мужчины, занимающегося женским, невероятно зависимым делом, в обстоятельствах театра была неуспешна и непродуктивна. Память об этом навсегда у меня в порах. Поэтому в эту воду входить второй раз не хочется.

культура: И все-таки Вы заняты в спектаклях МХТ.
Стоянов: Сейчас уже никто не считает меня приходящим, связанным с театром только договором. У меня два названия, скоро появится третье - недавно попал в новую постановку к Игорю Золотовицкому. Занят бываю во всех спецпроектах - песенных, поэтических, юбилейных. Понимаете, какая странная штука: могу работать только тогда, когда меня любят и мне ничего не нужно доказывать. Тогда я свободен и выдаю нужный результат. А сдавать экзамены ненавижу и не буду. Никогда. Хватит, все уже сдал. В Художественном - демократичная атмосфера, славная труппа, мне со всеми очень комфортно, и со стариками, и с молодыми, и с моим поколением. В Художественном мне клево.

культура: Как развивались отношения с Олегом Павловичем?
Стоянов: Наш роман длинный, из многих эпизодов. Олег Павлович неоднократно приглашал меня для всяких разговоров. Каждый раз я его подводил или находил повод, чтобы подвести. Он хотел, чтобы я работал в театре и был репертуарным артистом. А я уклонялся, ссылаясь на разные причины. Иногда спрашивал при встрече: «Ну что, Юрий Николаевич, вы уже удовлетворили свои материальные запросы?» Поступало от Табакова и предложение играть все его роли. Пришлось сказать, что я доедаю только 1 января и только оливье. Потом он спросил: «А что ты играл, сынок, в БДТ?» Я перечислил. Он удивился: «Я же видел «На всякого мудреца довольно простоты», но тебя не помню. Странно... - и после большой паузы продолжил: - Обычно хороших артистов я всегда запоминаю». Тут уже спросил я: «А вы сейчас какого артиста пригласили свои роли играть?» В ответ прозвучало: «Уже очень хорошего». Да и прав Олег Павлович. Был бы я тогда хорошим, не искал бы себя на стороне. Никогда.

Фото на анонсе: Виталий Белоусов/РИА Новости

Среди юмористов отдельное место занимает такой замечательный актер, как Юрий Стоянов. Биография, личная жизнь и творчество артиста интересуют многих поклонников его таланта. Наибольшую известность он получил как создатель и исполнитель одной из двух главных ролей в передаче «Городок». Но на счету Юрия также множество замечательных работ в театре и в кино.

Детство и родители актера

Юрий Стоянов появился на свет 10 июля 1957 года в селе Бородино Одесской области. Родители будущего актера не имели никакого отношения к искусству: отец работал врачом-гинекологом, а мать - завучем в школе.

Планы на будущее сына у них были вполне определенные - отец хотел, чтобы наследник пошел по его стопам. А мать Юры, узнав, что уже со второго класса он начал подтрунивать над учителями, пародируя их повадки, пригрозила выбросить его из окна, если он не прекратит. На что Юрий заявил: «Не надо меня выкидывать, мамочка, ты еще будешь мной гордиться» .

Учеба и первые шаги в профессии

Юра влюбился в театр еще в младших классах. Тогда он начал участвовать во всех школьных постановках, занимался в поэтической студии и в музыкальной школе по классу гитары. Родители отдали сына на сабельное фехтование, чтобы он сбросил лишний вес. Юрий не только подтянул фигуру, но и получил звание мастера спорта.

В подростковом возрасте Юра поступил в драматический кружок при Одесской киностудии и тогда осознал, что его настоящее призвание - это актерство. С тех пор юноша начал активно готовиться к поступлению во ВГИК. Мечта сбылась с небольшими вариациями - талантливого парня зачислили на актерский факультет ГИТИСа. Соседом по комнате у Стоянова был знаменитый впоследствии Виктор Сухоруков.

Несмотря на все старания, во время учебы Юрий не смог выделиться среди остальных студентов. Сам молодой человек оценивал себя адекватно и понимал, что он не блещет особым талантом, но упорно шел к своей мечте. За год до получения диплома Стоянова распределили в Большой Драматический Театр имени Товстоногова. Там актер проработал 17 лет, но большими ролями похвастаться не мог. Всего один раз он получил главную роль в постановке «Амадеус» .

Профессиональная деятельность

Заметная актерская карьера началась у Юрия Стоянова в 1990 году, когда состоялась их историческая встреча с Ильей Олейниковым. Артисты познакомились на съемках юмористического фильма «Анекдоты». Они много работали совместно до «Городка»:

  • вели небольшое шоу «Кергуду»;
  • были авторами рубрики в комической передаче «Адамово яблоко».

«Городок» - путь к славе

Через три года Стоянов и Олейников решили создать собственную юмористическую передачу, которую назвали «Городок». Актеры тогда и не подозревали, что это станет новой вехой на пути к славе. Трудно найти человека, который не видел бы этот проект. Передача превратила актеров в настоящих любимцев публики.

Творческий тандем оказался невероятно удачным - за 19 лет было выпущено в эфир 250 выпусков юмористического шоу. Актеры вдвоем играли все роли в мини-спектаклях. Стоянову доставались все женские персонажи, так как Олейников носил пышные усы и на даму походить не мог при всем желании.

Передача четырежды была удостоена престижной премии «ТЭФИ» как лучшее телевизионно-развлекательное шоу. Городок также стал первой передачей, которую увидели жители стран Европейского Союза.

«Городок» выходил в эфир каждые выходные вплоть до смерти Ильи Олейникова в 2012 году. Юрий Стоянов тяжело переживал смерть своего друга.

Фильмография актера

Передача «Городок» сделала Стоянова знаменитым и ему, наконец, начали предлагать роли в кинофильмах. Одной из заметных стала роль в картине «Ландыш серебристый», где Стоянов сыграл вместе с Александром Цекало и Олесей Железняк.

В кинофильме «12» Никиты Михалкова Юрию досталась драматическая роль. Ему пришлось играть в компании таких корифеев, как Маковецкий, Гармаш, Ефремов, Михалков. После этого Стоянову чаще стали предлагать роли, но большинство из них по-прежнему были комедийными. Он сыграл в фильмах:

  • «Человек у окна»;
  • «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…»;
  • «Можете звать меня папой» и других.

Стоянова, как мастера перевоплощений, пригласили стать членом жюри в пародийном шоу «Один в один». Сам он продолжает изображать известных личностей. Например, во время Новогоднего шоу-2015 Стоянов выступил в образе Элтона Джона, а затем спародировал западных политиков Трампа и Меркель.

Личная жизнь

Юрий Стоянов о личной жизни рассказывает неохотно, но известно, что впервые юноша влюбился еще на первом курсе ГИТИСа. Его избранницей стала Татьяна Догилева. У Юрия и Татьяны был бурный роман, но через некоторое время пара рассталась. Первой женой Стоянова стала Ольга Синельченко, выпускница театроведческого факультета ГИТИСа. В 1978 году молодые люди сыграли в Одессе скромную студенческую свадьбу.

В этом же году на свет появился первенец, которого назвали Николаем. Второй сын Алексей родился через два года. Когда младшему ребенку исполнилось пять лет, родители разошлись. Ольга с двумя сыновьями уехала из Питера в Москву и начала новую жизнь. Она снова вышла замуж и сейчас живет во Франции. Женщина даже сменила фамилию и отчество своим сыновьям, чтобы ничего не напоминало ей о прежнем браке. На вопросы журналистов Ольга отвечает, что «не знает, кто такой Юрий Стоянов».

Дети Юрия Стоянова поддержали мать в ее решении и не поддерживают никаких отношений с отцом. Оба они носят фамилию и отчество своего отчима Максима Юрьевича Хлопова. Старший сын Николай является успешным бизнес-консультантом и часто дает интервью в различных СМИ. Многие даже не догадываются, что он сын известного актера. Второй сын Алексей, которому сейчас 36 лет, окончил факультет журналистики МГУ, сейчас организует экстремальные походы в горы в Сочи.

Со второй женой Мариной Стояновой актер прожил восемь лет. Многие считают, что этот брак разрушился из-за того, что Марина так и не родила ребенка. Поговаривали, что девушка еще в юности дала зарок не иметь детей. Во втором браке с Владимиром Ереминым женщина так и не забеременела.

Расставание во втором браке было таким болезненным , что Стоянов дал себе слово больше никогда не влюбляться. Но жизнь диктует свои правила, и актер вскоре встретил свою нынешнюю жену Елену.

Нынешняя семья

Сейчас Юрий Стоянов о семье говорит только с восторженными интонациями . По его словам, сейчас он безумно счастлив. Со своей третьей супругой Еленой он живет почти 20 лет. Они вместе воспитывают двух дочерей от первого брака женщины. А в 2003 году родилась общая дочь - Екатерина Юрьевна Стоянова.

Сейчас известному актеру и юмористу 60 лет , но он ведет очень активный образ жизни. Ведь человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Его любимым увлечением является рыбалка. Юрий выезжает на природу надолго, захватывая большое количество снаряжения. Это времяпрепровождение дает ему отдохнуть от шума мегаполиса и зарядиться энергией для творчества. Стоянов по-прежнему любим зрителями, и это дает ему силы и вдохновение для работы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Четыре года назад популярная телепередача «Городок» закрылась. Потому что ушел из жизни один из ее создателей – Илья Олейников. Юрий Стоянов, второй участник «Городка», потерял лучшего друга и партнера. Должно было пройти время, чтобы боль утихла, и можно было говорить не только о том, как создавалась уникальная передача, но и о планах на будущее. В которых, конечно же, должно быть и то, о чем мечтали друзья. «Мы не были гениальными актерами, но мы были гениальной парой», — так говорит Юрий Стоянов о творческом союзе с Ильей Олейниковым.
Об актерской профессии, создании передачи «Городок», книге, написанной в память о друге, мужской дружбе и чувстве юмора он рассказывает предельно откровенно.

Создатели «Городка» пользовались огромным успехом у телезрителей и зрителей

В «Городке»

— К нашей передаче с самого начала зрители относились как к хенд-мейду, как к старой рамочке для фотографий, которая передается из поколения в поколение. Эта вещь дорога, потому что она сделана руками, а не станком и не конвейером. «Городок» был адресован людям, которые считали эту передачу не только частью биографии большой страны, но и маленькой энциклопедией их жизни. Скажу честно, «Городок» — это абсолютно антипродюсерский проект. В этом смысле это действительно русско-народная передача: денег не заработаешь, а времени угробишь невероятное количество. Мы первыми в России стали снимать скрытой камерой сюжеты для рубрики «Приколы нашего городка». Это потом уже к нам присоединилось больше количество телевизионных гастарбайтеров, которые делали вид, что они снимают скрытой камерой. После окончания театрального института я 12 лет лежал на диване. В театре у меня не было ролей 18 лет. Но я говорил себе, начиная с 1978 года: «Юра, твое время еще не пришло! Поменяется страна — и твоя жизнь изменится». Так и случилось. Непростая творческая судьба была и у Илюши. Я так говорю: мы любили кино больше, чем оно нас.

В начале актерской карьеры артист Юрий Стоянов годами ждал ролей

Я, например, начал сниматься только в 38 лет. И именно «Городок» помог нам состояться как артистам. С самого начала мы относились к этому делу, как к увлекательной игре. Игра – это принципиальное слово. Она сделала двух людей счастливыми. Мы не зарабатывали больших денег, но первыми доказали, что телевидение не должно служить средством раскрутки артиста, которого покажут несколько раз, а потом он будет ездить по стране и зарабатывать деньги. Для нас телевидение было способом самореализации. Мы относились к нему как к искусству. «Городок» — это наш способ создать кино посредством телевидения. Мы были очень искренними. И счастливыми. А потом нам за это стали даже платить — ведь все-таки наша программа на телевидении выходила… Было время, когда стоимость нашей программы превышала стоимость программы «Вести». Это был наш способ заработка. И это было наше дело…

О чувстве юмора

— Чувство юмора необходимо. Например, в такой ситуации: я иду по Нью-Йорку — а я часто там бываю с концертами, еще люблю и мюзиклы, стараюсь не пропускать их — так вот, прямо на Бродвее меня берет под руку пожилой человек. Могу соврать, но думаю, ему лет 90 точно было. И говорит: «Я же вырос на вашей передаче!» Вообще, чувство юмора — свойство ума. Отсутствие чувства юмора говорит об отсутствии ума. Конечно, юмор тоже бывает разный. Как его отличить от пошлости? У меня есть для этого своя формулировка. Например, есть шутка, и внутри этой шутки есть простое слово, которое обозначает пятую точку на теле человека. Шутка смешно звучит. Убираем это слово — и шутка пропадает. То есть, шутки не было. Или убираем это слово, а шутка остается — значит, шутка была. Вообще, как сказал Чарли Чаплин — и это мое любимое изречение классика: «Жизнь — это трагедия, когда ее видишь крупным планом. И комедия, когда смотришь на нее издали». Но если мне предлагают сценарий, на котором написано: «Кинокомедия», — я его даже не читаю. «Осенний марафон» — это же кинокомедия. И это хорошее кино. А юмор – он внутри этого фильма.

О профессии

С коллегой по юмористическому цеху Геннадием Хазановым

— Как-то я зашел в книжный магазин и оказался у прилавка с актерскими мемуарами. Они повергли меня в уныние – так много их было! Полистал некоторые из них… И у меня сложилось впечатление, что я — представитель самой сложной, тяжелой и мужественной профессии. Стоишь и думаешь: кто же эту книгу написал? Летчик-космонавт, разведчик-нелегал, кардиохирург? Я не считаю нашу профессию самой тяжелой — я считаю, что она самая счастливая. Она продлевает жизнь, дает возможность прожить сотни других жизней, в одной из которых можно сесть в тюрьму, в другой — дать по морде начальнику, пристать к секретарше, закрутить роман, быть повешенным, неоднократно расстрелянным, ходить в атаки, не испытывая страха и без угрозы для жизни. Можно сыграть тысячи мужчин и даже женщин, оставаясь самим собой. И главное – тебе за это ничего не будет! Разве это не счастливейшая профессия? Мне чужда позиция, когда говорят: «На самом деле я глубокий драматический актер, просто вынужден кривляться». Я не хочу обманывать зрителя. Я знаю по своему опыту и опыту своих коллег, что больше всего артист ценит такую зрительскую реакцию, как смех. И ничего так тяжело не дается, как смех в зрительном зале — если ты, конечно, вызываешь его верхней половиной туловища. Ничто так не ценится, как те редкие минуты, когда артисту удалось вызвать этот смех. Поэтому мои коллеги — они бы поняли, о чем я говорю сейчас…

«Мы были гениальной парой» — так говорит о творческом союзе с Ильей Олейниковым Юрий Стоянов

В своем роде это история нашего знакомства и дружбы. Наших редких, но бурных по форме конфликтов. Это и история ухода моего партнера – хронологически, как все это было в жизни… Уход Илюши происходил быстро и абсолютно неожиданно. И на фоне нашего «Городка», на фоне съемок юмористической передачи. Она снималась до последнего дня жизни моего друга. В последний день он попал в реанимацию… То есть, онкологический больной работал до последнего дня своей жизни, смеша людей. Он делал это между сеансами химеотерапии…

Друг и партнер

— Я никогда раньше не рассказывал об этом. Потому что для этого должно было пройти вот это время. Минимум четыре года… Не всем нравилось, что я называл моего Илюшу Олейникова партнером. А для меня это слово означает больше, чем друг. И у нас было что-то большее, чем дружба: мы делали общее дело. И как-то однажды, уже в самом конце, мы вдруг поняли, что за 20 лет совместной работы мы ни разу не заговорили о деньгах. Мы были внутри одного дела, но вопрос денег никогда не обсуждали. То есть, это партнерство принесло нам больше, чем просто дружбу. При этом именно Илья — тот человек, который научил меня зарабатывать деньги. У нас был интересный тандем: я был главным на площадке, а он был главным в жизни. Поэтому мой авторитет был безусловный внутри профессии и программы «Городок», а его – внутри нашей жизни. Мы могли ругаться, спорить, находить какие-то общие решения. Но разрешения на то, что можно делать, а что нельзя, мы друг у друга никогда не просили. Илюша прикрывал меня в самых интимных обстоятельствах моей жизни. Но если я с кем-то расставался — это не означало, что теперь он должен избегать этого человека…

Мне кажется, после его ухода я не сделал ничего такого, за что мне было бы стыдно перед моим партнером. Я стараюсь делать все, чтобы его помнили. У нас нет такого тренда: память. У нас память – это бизнес. И большинство актеров забывают через десять лет после их ухода. Надо сделать так, чтобы Илюшу помнили. И я это делаю. И скоро вернусь на телевидение. Подробностей пока сообщить не могу, но надеюсь, это будет то, что так ждет наш зритель…

Фотографии Вадима Тараканова

Юрий Стоянов: «Я скоро вернусь на телевидение…» опубликовано: Октябрь 26th, 2018 авторство: Мадам Зелинская