Ваш ангел хранитель и икона заступница по дате рождения. Именины

Многие мировые религии придают большое значение дате рождения, ведь именно этот день влияет на дальнейшую судьбу человека и определяет его небесного покровителя. Каждому пришедшему в этот мир в момент Крещения дается Ангел-Хранитель, который сопровождает его по жизни, оберегая от несчастий и направляя на истинный путь. Образом небесного покровителя является икона-заступница, к которой необходимо обращаться в молитве за помощью и поддержкой. Такая икона обладает великой силой, способна привлечь счастье, любовь и благополучие, а также уберечь от бед и невзгод.

Рожденные в период с 22 декабря по 21 января

Ваша заступница – икона Божьей Матери «Державная». Эта могущественная святыня не раз помогала верующим справиться с проблемами и сотворила много чудес, слава о которых передается из поколения в поколение.Перед этой иконой молятся о здравии родных и близких, о спасении от нашествий и войн, о скором обретении любви и душевного спокойствия, а также просят помощи в финансовых и сердечных делах. Вашим небесным покровителем является преподобный старец Серафим Саровский.

Рожденные в период с 22 января по 21 февраля

Вашей защитницей и помощницей является икона Божьей Матери«Владимирская». Это один из самых почитаемых на Руси образов Богородицы,известный своей чудотворной силой. Икона исцеляет от телесных и душевных недугов, способствует крепкому счастливому браку, наставляет на путь истинный,дает силы в сложные периоды жизни. Неоднократно спасала русские земли от нашествия врагов. А вашими небесными заступниками являются святые подвижники Афанасий и Кирилл.

Рожденные в период с 22 февраля по 21 марта

Ваша покровительница – икона Иверской Божьей Матери(«Вратарница»). Она защищает жилище от злых людей, пожаров, потопов и ограблений,избавляет от физических и душевных страданий, благоприятствует в решении финансовых проблем. Ваши небесные защитники – святые Алексий и Милентий Антиохский.

Рожденные в период с 22 марта по 21 апреля

Просите защиты и заступничества у образа Казанской Божьей Матери. Эта икона обязательно должна быть в любом доме, так как является мощным оберегом для семейного счастья. Этот чудотворный образ ставят у детской кроватки, а также благославляют им молодоженов на долгую и счастливую жизнь.Очень хорошо, если бракосочетание совпадает с днем почитания этой иконы. А вашими Ангелом – хранителем является святой Георгий Исповедник.

Рожденные в период с 22 апреля по 21 мая

Обращайтесь в молитвах к иконе Божьей Матери «Споручница грешных». Она выступает как поручительница между кающимися прихожанами и Господом Иисусом Христом и олицетворяет безграничную любовь Богородицы к грешному роду человеческому. Этот образ поможет укрепиться в святой вере,преодолеть душевное уныние и физические недуги, оградит от совершения неблаговидных поступков. Ваш небесный покровитель – святой апостол Иоанн Богослов.

Рожденные в период с 22 мая по 21 июня

У вас целых две иконы-заступницы – образ Богородицы«Взыскание погибших» и «Неопалимая купина». Молитесь им о здравии родных и близких, особенно детей, об избавлении от пагубных привычек, греховных помыслов и дьявольских искушений. Ваш небесный хранитель - святой Алексей Московский.

Рожденные в период с 22 июня по 21 июля

Вашей заступницей и помощницей является икона Божьей матери«Всех скорбящих радость». Этот образ дарует заступничество и помощь в житейских делах, поддерживает в тяжелые моменты скорби, болезни и немощи, помогает страждущим и неимущим. Ваш небесный заступник – святой Кирилл.

Рожденные в период с 22 июля по 21 августа

Вам покровительствует икона «Покров Пресвятой Богородицы».Один из самых почитаемых образов Божьей Матери на Руси, который способен защитить от бед и недугов, благоприятствует обретению любви и семейного счастья, исцеляет от телесных и душевных недугов, избавляет от недостойных помыслов и деяний. Вашими небесными защитниками являются святые Николай Угодник и Илья-Пророк.

Рожденные в период с 22 августа по 21 сентября

Ваша помощница и защитница – икона Божьей Матери «Страстная».Она убережет жилище от пожаров и стихийных бедствий, избавит от телесных недугов и душевных переживаний, прогонит мрачные греховные мысли, подарит надежду и веру, укрепит силу духа. Ваши небесные покровители – святые Александр, Иоанн и Павел.

Рожденные в период с 22 сентября по 21 октября

Ваши покровители и заступники – икона Почаевской Божьей Матери и образ «Воздвижение Креста Господня». Одни из самых почитаемых чудотворных православных святынь, помогают исцелить тяжелые недуги, избавляют от бесплодия, уберегут от предательства, зависти и измен, даруют покой и достаток в семье, защитят жилище от воров и злых людей. Ваш Ангел-Хранитель и небесный помощник - святой Сергий Радонежский.

Рожденные в период с 22 октября по 21 ноября

Вас оберегает икона Божьей Матери «Скоропослушница» - одна из древнейших среди православных святынь. Помогает в скором и благополучном родоразрешении, способна уберечь ребенка от болезней и несчастных случаев,дарует духовное прозрение и ясность помыслов, наставляет на путь истинный и подсказывает правильное решение в трудных жизненных ситуациях. Ваш небесный защитник - святой апостол Павел.

Рожденные в период с 22 ноября по 21 декабря

Просите заступничества у икон Божьей Матери «Тихвинская» и«Знамение». Эти чудодейственные образы способны избавить от бесплодия и неизлечимых недугов, а также облегчают течение беременности и процесс родов.Помогают наладить отношения в семье, оберегают жилище от воров и преступников,защищают от сплетен, интриг и козней недоброжелателей. Вашей небесной покровительницей является святая Варвара.

Важно отметить, что чудотворная сила икон напрямую зависит от несокрушимой веры молящегося, искренности и чистоты его помыслов,направленных к Господу.

На Руси очень давно сложилось так, что большинству людей дают имена в честь святых. По этой причине создаются , на которых помещается лик святого. Для каждого верующего такие образы всегда были очень важными и сильно ценились. Иконы являлись покровителями людей на протяжении всей их жизни. Помощник небесный поможет и направит, оградит от бед и несчастий, подскажет верную дорогу, предотвратит возможную беду, а если она послана человеку для духовной пользы, поможет пережить ее. Родители заказывали иконы своим детям как ростовые, крёстные приобретали их своим крестникам.

Образ святого стал ассоциироваться с Ангелом Хранителем, ведь такие иконки вешали над яслями младенца. Когда ребёнок вырастал, они занимали своё положенное место в домашнем иконостасе. Сейчас именины называют Днём Ангела.

При крещении святой отец называет имя святого, которым наречён человек. Если крещение было очень давно, и нет свидетелей, которые могут сказать, в честь какого святого назван человек, то тезоименитым покровителем считается святой, рождение которого самое близкое к дате рождения человека. Считается, что по тому, как назвали сложится дальнейшая жизнь. Ведь молясь своему покровителю, человек хочет подражать ему в поступках и мыслях.

Как выбрать именную икону

Женские имена в святцах не так уж и распространены. Именно поэтому, можно приобретать икону Великомученицы Варвары, святой мученицы Татьяны или другой покровительницы небесной. Если девушку зовут Анна, то продавцы обычно предлагают с образом матери Пресвятой Богородицы, Праведной Анны, но кроме нее существует ещё 32 святые, которые были названы таким именем.

Такая же ситуация получается и со многими мужскими именами. Если просмотреть летописи, то Иоанном, Василием, Николаем нарекались очень многие святые. Иоаннов более сорока. Но почему - то людям предлагают в основном образ святого Иоанна Крестителя или же апостола Иоанна Богослова.

Сейчас распространено мнение, что для редких мужских, именной будет являться икона Сорока Мучеников Севастийских. Из существующих на сегодня, только имена Леонтий, Илья, Александр, Ираклий, Кирилл, Афанасий, Валерий и Николай имеют среди святых, изображённых на этой иконе, своих покровителей. Сегодня уже не нарекают детей так, как были названы другие святые, принявшие смерть в Севастийском озере.

Совсем не имеет значения, изображён святой в полный рост, или поясно. Рядом с ним может быть надпись «Ангел Хранитель». Также, очень часто рядом со святыми изображают Христа Спасителя или Пресвятую Богородицу. Икона, которая написана по росту человека в данный период его жизни, стала называться мерной. Обычно их делают для новорожденных детей.

Именная икона являются всегда очень ценным подарком. Ведь это не просто картинка, а облик, который приближает человека к святому, своему покровителю, призывающему милость Божию по его молитвам. Чтобы сделать приятное близкому человеку, можно дарить не только иконки с изображенем святых, но и или тарелки с рисунками на религиозную тематику.

Икона — это окно в Высший мир. Она является одним из основных средств общения с Господом.

Всем православным известно, что в зависимости от даты рождения у каждого христианина существует икона, которая уберегает от несчастья. Зная, какой святой покровительствует именно вам, можно выбрать свою икону и обращаться к ней в молитве за помощью и поддержкой.

Начинать день с - давняя традиция всех православных семей. Молитвенное правило каждое утро помогает настроиться на благоприятные события и избежать несчастий и бед в течение дня. Одной из самых сильных считается молитва Оптинских старцев.

Святые покровители по дате рождения

Каждому человеку соответствует своя икона: ее выбор зависит от определенного периода времени, в который попадает ваша дата рождения. Такая икона обладает большей силой и может уберечь от большой беды, а также привлечь в вашу жизнь радость, счастье и благополучие.

К примеру, рожденным в период с 20 декабря по 22 января покровительствует икона Девы Марии «Нечаянная радость». Святым наставником и защитником для людей, родившихся в это время, является преподобный старец Серафим Саровский.

Православные, родившиеся в период с 22 января по 20 февраля, находятся под защитой иконы «Владимирская Божья Матерь», а молитвы святому Афанасию помогут снискать покровительство и помощь этого подвижника.

Тем, кто родился с 21 февраля по 20 марта, хорошей защитой будет икона «Иверская». Иверской Божьей Матери можно молиться о сохранении семьи и избавлении от детских болезней. Святым покровителем для рожденных в это время является святой Алексий.

Родившимся с 21 марта по 20 апреля покровительствует Казанская Божья Матерь: эта икона должна обязательно быть в доме, так как она сама по себе является мощной защитой для всей семьи. Также можно обращаться в молитве к святому покровителю Георгию Исповеднику, укрепляющему в вере и наставляющему на верный путь.

Рожденным в период с 21 апреля по 20 мая следует молиться иконе Богоматери «Сподручница грешных». Молитвы перед этой иконой помогут найти верный путь и укрепиться в православной вере. Святым покровителем является апостол Иоанн.

Тем, кто родился с 21 мая по 22 июня, прекрасной защитой станет образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина». За помощью и поддержкой рожденным в это время можно обращаться к святому Алексею.

Православным христианам, родившимся в период с 23 июня по 22 июля, помощью, поддержкой и опорой станет икона Девы Марии «Всех скорбящих радость». Святой Кирилл является покровителем рожденных в это время.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Именная икона - это икона, на которой изображен святой, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда почитались на Руси - каждый верующий имел икону с изображением своего святого-покровителя. Такую икону родители обязательно помещали над кроваткой крещенного новорожденного младенца, потому что понимали, насколько важно с первых дней окружить ребенка возвышенными, чистыми образами святых, и тем более, святого-покровителя - заступника крещенного человека перед Богом на всю жизнь.

О глубоком почитании святого- покровителя в прежние времена свидетельствует и то, что православные родители часто запоминали не день рождения ребенка, а ближайший к нему день празднования святого, в честь которого крестили младенца(он мог и совпадать с днем рождения ребенка).Поэтому, когда речь заходила о дате рождения ребенка, часто можно было слышать: он родился на Михайлов день, она родилась на Анастасию-узорешительницу. Этот день родители и считали днем рождения своего чада.

Когда ребенок вырастал и становился взрослым человеком, он хранил дорогую сердцу именную икону в Красном углу, молился своему святому-покровителю о помощи в труде, в семейных делах, в печалях. Молитвами просящего перед образом, по ходатайству святого-покровителя перед Престолом Божиим, укреплялась надежда в решении жизненных проблем.

Теперь часто бывает, что взрослый человек не знает, в честь какого святого его крестили в детстве - ведь святых с одинаковым именем может быть даже до 40.В таком случае святым, в честь которого человек будет праздновать свои именины, является тот, чье празднование будет ближайшим после дня рождения человека. Эту информацию можно найти в церковном календаре.

В наше время возрождается почитание своих святых-покровителей. Теперь, как и прежде, православные стремятся иметь именную икону. Для ее приобретения можно зайти в церковную лавку, где продаются именные иконы полиграфического исполнения или написанные художниками-иконописцами. Однако в церковных лавках часто имеются в наличии образы только известных святых, а более редкого, нужного человеку образа, нет. Или иногда не устраивает стиль написания образа. В этом случае лучше заказать икону в иконописной мастерской.

Обычно именную икону пишут на доске 6х7,4х8(такой образ удобно взять с собой в дорогу),11х13,14х18,17х21,24х30.Даже заказывают именную икону размером 30х40,40х50 и более. Иконная доска может быть изготовлена с ковчегом и без ковчега. По желанию заказчика на именной иконе художник-иконописец может изобразить поясной или ростовой образ святого. Святой может быть написан в полповорота, обращаясь с молитвой к благословляющей деснице Спасителя, которая изображается либо в правом, либо в левом верхнем углу иконы. Одежды святого, в рамках канона, могут быть более богатыми, нарядными, или менее богатыми, аскетичными.

По желанию заказчика икону можно украсить гравированным орнаментом и эмалями.

Именную икону можно заказать не только для себя, но и в подарок верующему человеку - на именины, на день рождения, на Пасху, на Рождество или другие торжества.