Соборы и храмы рима. Как выглядели храмы Древнего Рима дохристианской эпохи? Церковь Санта Констанца

Если Вы едете в Рим, Вы наверняка готовитесь к встрече с древней историей и с прекрасным искусством. Ведь в Риме перед изумленными путешественниками оживает история становления всей европейской цивилизации. Причем многочисленные архитектурные, скульптурные и художественные шедевры совсем не обязательно «прячутся» в или дворцах. Произведения искусства и можно найти почти в любой части города, практически в любом его переулке! А особыми «хранителями» культурных и исторических сокровищ Вечного города являются соборы и церкви Рима. В них можно найти все – и богатейшую историю, и выразительную архитектуру, и уникальные живописные полотна и скульптурные шедевры, и, конечно, бесценные христианские реликвии. Предлагаем вместе с нами заглянуть в наиболее известные и интересные базилики и церкви Рима и узнать, какие богатства они хранят.

Главные соборы Рима

Католическая церковь выделяет среди множества римских церквей несколько наиболее значимых. Это так называемые «папские базилики» (Basilica Papale), которые имеют особый статус в католическом мире и подчиняются непосредственно Папе Римскому. Официально они являются частью Ватикана, где бы ни располагались территориально. Давайте «заглянем» в некоторые из них – наиболее известные и интересные для туристов.

Собор святого Петра (Basilica di San Pietro)

Собор святого Петра в Ватикане – крупнейший христианский собор в Риме и один из крупнейших во всём мире. Но славен он не только своими грандиозными размерами. Архитектурная гармония и роскошь убранства храма поражают воображение. И это неудивительно, ведь над строительством и украшением собора работали такие мастера как Микеланджело (автор знаменитого купола собора), Бернини (создатель удивительной колоннады на площади), Рафаэль, Браманте и множество других выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев.

Собор святого Петра – это сердце Ватикана. А сердцем самого собора является гробница святого апостола Петра. Именно над ней расположен главный алтарь базилики, именно из-за нее и ради нее еще в IV веке на этом месте был выстроен храм. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество других реликвий и, конечно, уникальных произведений искусства.

Собор святого Петра настолько велик, что по преданию, в нем как-то «потерялось» целое войско солдат – говорят, опоздавший на службу командир их просто не заметил. Что же говорить о туристах, которым так непросто разобраться во всем многообразии интересных артефактов собора! Для того, чтобы не «потеряться» в культурном и историческом богатстве этого храма, изучайте его с нашим аудиогидом! Мы создали увлекательную аудиоэкскурсию « », чтобы собор святого Петра раскрылся для Вас, приоткрыл некоторые свои тайны, истории и легенды. Скачайте путеводитель Travelry с аудиогидом, чтобы не пропустить самые яркие шедевры и самые важные реликвии собора святого Петра.

Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта – 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября – 7.00-19.00.

Читайте также:

Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Базилика Сан Джованни ин Латерано, или Латеранская базилика святого Иоанна – один из первых христианских храмов Вечного города. Этот величественный собор был заложен ещё в IV веке, при императоре Константине Великом. Также его называют «архибазиликой», то есть главной базиликой. Да-да, именно этот собор Рима по своему официальному статусу является главным в католическом мире, даже более важным, чем собор святого Петра в Ватикане! Ведь именно здесь, в Латерано, когда-то находилась резиденция римских пап. И вплоть до 1870 года в этом кафедральном соборе происходило возведение в папский сан.

Интерьер этой грандиозной базилики впечатляет своим величием и торжественностью. Внимательный путешественник найдет в нем много интересного, особенно если с ним . Мозаичный пол, прекрасные статуи апостолов, мозаика XIII века за центральным алтарем, орган XVI века, великолепные реликварии…. В храме хранятся важные святыни – главы святых апостолов Петра и Павла, а также часть стола, за которым Христос с апостолами вкушали Трапезу на Тайной вечере.

Адрес: Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4
Режим работы: 7.00 – 18.30 (без обеда).

Узнайте о Латеранской базилике много интересных фактов и историй с аудиоэкскурсией « », которая доступна в нашем путеводителе по Риму для iPhone.

Базилика Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore)

Существует красивое предание о строительстве базилики Санта Мария Маджоре. В этом фрагменте нашей идет речь как раз о нем:

Построенная еще в IV веке, Санта Мария Маджоре – не только одна из древнейших, но и четвертая по величине церковь Рима. Однако, несмотря на свое величие, собор хранит в себе очень трогательные реликвии. Среди них – фрагменты деревянных яслей, в которых, по преданию, лежал младенец Иисус. Другой святыней храма является древний чудотворный образ Богородицы. Считается, что он написан еще святым евангелистом Лукой. Икону называют «Спасение римского народа», что связано с одним из многочисленных чудес – спасением Рима от эпидемии чумы, которое произошло в VI веке по молитвам к Богородице.

Особого внимания в соборе заслуживают старинные мозаики V века, роскошное оформление боковых капелл (особенно капеллы Боргезе), старинный мозаичный пол, величественный кессонный потолок XV века и много других удивительных и прекрасных деталей, из которых складывается величественный облик храма.

Над собором возвышается 75-метровая колокольня в романском стиле, которая считается самой высокой в Риме.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42
Режим работы: 7.00 – 18.45 (без обеда).

Если Вы собираетесь посетить церковь Санта Мария Маджоре и путешествуете по Риму с iPhone, рекомендуем скачать аудиоэкскурсию « », в которой этому собору посвящен подробный и интересный рассказ.

Базилика св. Павла «За стенами» (San Paolo fuori le mura)

Одна из главных папских базилик Рима. Базилика основана еще при императоре Константине в IV веке на месте упокоения святого апостола Павла. Именно эта важнейшая христианская реликвия по сей день привлекает сюда множество паломников. Во внутреннем дворике храма (созданном еще в XIII веке) хранится и множество других святынь. А роскошный интерьер базилики впечатляет обилием прекрасных произведений искусства.

Адрес : Piazzale di San Paolo, 1
Режим работы: 7.00-18.30.

Секреты древности: старинные фрески, византийские мозаики и античные артефакты

Церковь Санта Мария ин Трастевере (Basilica di Santa Maria in Trastevere)

Одна из старейших римских церквей, построена еще в III веке, еще до официального принятия христианства! Эта церковь считается первым официальным христианским храмом Рима. Свой барочный фасад базилика приобрела уже в начале XVII века. Однако, несмотря на ряд перестроек, в церкви хорошо сохранились элементы средневекового убранства. В частности, прекрасные мозаики XII века, украшающие фасад церкви, а также фрески Пьетро Каваллини внутри.

Адрес: Piazza di Santa Maria in Trastevere
Режим работы: 7.30 – 21.00, в августе 8.00-12.00 и 16.00-21.00.

Церковь Сан Клементе (Basilica di San Clemente )

Церковь Сан-Клементе также является одной из древнейших в Риме. Осматривая эту церковь, можно изучать различные эпохи, погружаясь вглубь веков. Дело в том, что под основным зданием XI-XII века (которое само по себе заслуживает внимания) сохранилась более древняя церковь, построенная еще в 385 году. А еще ниже, под раннехристианской базиликой, можно увидеть кусочек античности! На самом нижнем уровне сохранились руины языческого храма, датируемого III веком, и руины античного города I века – то, что осталось после великого пожара 64 года, приписываемого Нерону. Там же до сих течет подземная река – часть древнеримского акведука.

Чтобы спустить на нижние уровни, необходимо приобрести билет.
Адрес: Via Labicana, 95
Режим работы: будние дни 9.00-12.30 и 15.00-18.00; воскресные и праздничные дни 12.00 – 18.00.

Церковь святой Пуденцианы (Chiesa di S anta Pudenziana al Viminale)

Среди старейших церквей Рима также выделяется церковь святой Пуденцианы. Она построена на месте, где когда-то стоял дом римского сенатора Пуда, отца святой Пуденцианы. Остатки древнего дома I века, принадлежавшего Пуду (Palazzo di San Pudente), находятся под церковью. Именно в этом доме собиралась первая христианская община Рима. Сенатор Пуд принимал в своем доме апостолов Петра и Павла, а также и других верующих. Древнее предание называет его «другом апостолов». Впоследствии сам Пуд был причислен к лику 70 святых апостолов. А церковь посвящена одной из его дочерей – святой Пуденциане.

Во втором веке на месте дома Пуда соорудили термы. А в конце IV века, после принятия христианства, здесь появилась одна из первых римских церквей. Церковь неоднократно перестраивалась в течение веков. В церкви примечательна древняя мозаика над главным престолом в полукуполе – она датируется концом IV – началом V века и считается одной из древнейших в Риме. Кроме того, обращают на себя внимание старинные картины и фрески.

Сейчас церковь Санта Пуденциана является национальной церковью филиппинской общины в Риме.

Адрес: Via Urbana, 160
Режим работы: 8.30 – 12.00 и 15.00 – 18.00 (перерыв с 12 до 15.00)

Церковь святой Пракседы (Santa Prassede all’Esquilino)

Церковь построена в IX веке папой Пасхалием и посвящена сестре Пуденцианы, другой дочери Пуда святой Пракседе. По преданию, вместе со своей сестрой Пуденцианой святая Пракседа укрывала в своем доме гонимых христиан (они жили во времена жестоких гонений, в I веке), заботилась о них, хоронила мучеников. В подземной крипте церкви покоятся мощи святых сестер.

В этом храме нельзя пройти мимо удивительной капеллы святого Зенона. Она украшена удивительной красочной мозаикой, созданной византийскими мастерами, которые укрывались в Риме от иконоборческих гонений.

В правой части капеллы Зенона хранится великая христианская реликвия – «Colonna della Flagellazione», верхняя часть того столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания. Эта реликвия была привезена в 1223 году из Константинополя. Две другие части того же столба находятся в Иерусалиме и в Константинополе.

Адрес: Via di Santa Prassede, 9/a
Режим работы: будние дни 7.30 – 12.00 и 16.00 – 18.30, выходные 8.00 – 12.00 и 16.00 – 18.30.
http://www.romaspqr.it/

Мы посещаем все три упомянутые выше церкви – Сан Клементе, Санта Пракседа и Санта Пуденциана – в аудиоэкскурсии « » с путеводителем для iPhone Travelry. В ней мы вспоминаем и об удивительной истории, и о святынях этих мест, и об их культурных сокровищах.

Церковь Санта Чечилия в Трастевере (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere )

Церковь, посвященная святой Цецилии, покровительнице музыки, существует с V века и по преданию возведена на месте дома, в котором жила святая. Нельзя обойти вниманием и пройти мимо удивительной по своей красоте и нежности скульптуре работы Стефано Мадерно, изображающей святую Цецилию такой, какой, по преданию, ее обнаружили при обретении мощей.

Церковь также украшают старинные мозаики IX века, фрески Пьетро Каваллини, готический балдахин XIII века. А в крипте базилики (подземной части) можно увидеть кусочек древности – там сохранились остатки античных сооружений. Кроме того, под алтарем находится саргофаг с мощами святой Цецилии.

Адрес: Piazza di Santa Cecilia, 22
Режим работы: 10.00-13.00 и 16.00-19.00.

Посещение базилики бесплатное, вход в подземную крипту – € 2,50. Осмотреть средневековые фрески Пьетро Каваллини можно с 10.00 до 12.30 (€ 2,50).

Читайте также:

Шедевры живописи и скульптуры в церквях Рима

Церковь Санта-Мария делла Виктория (Santa Maria della Vittoria)

Церковь Санта Мария делла Виктория, построенная в XVII веке, хранит в себе знаменитые шедевры искусства барокко. Один из них – скульптурная композиция работы Бернини «Экстаз святой Терезы ». Глядя на эту удивительную скульптуру, невольно вспоминаешь слова самого Бернини: «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Звучит смело, но… посмотрите на работы этого скульптора и решите сами, насколько верно это утверждение.

Также в интерьере церкви примечательна капелла Корнаро – ее оформление отличается нарочитой театрализованностью, характерной для стиля барокко.

Адрес: Via XX Settembre, 17
Режим работы: 8.30-12.00 и 15.30-18.00

Базилика Санта Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo )

Базилика Санта Мария дель Пополо в ее нынешнем виде является образцом римского ренессанса и скромно хранит в себе множество культурных сокровищ. Среди них – полотна Караваджо с сюжетами из жизни святых апостолов: “Обращение апостола Павла” и “Распятие Святого Петра”. Они находятся в капелле Черази.

Также в церкви можно увидеть скульптуры мастера барокко Бернини , росписи по эскизам Рафаэля , фрески Пинтуриккьо , работы Себастьяно дель Пьомбо и других известных художников.

Адрес: Piazza del Popolo, 12
Режим работы: во все дни кроме пятницы и субботы 7.30 – 12.30, 16.00 – 19.00, пт. и сб. 7.30 – 19.00 (без обеда).

Мы посещаем церковь Санта Мария дель Пополо в аудиоэкскурсии « ». Изучая город с аудиогидом, Вы не пропустите самые интересные места и узнаете о нем самые интересные истории.

Церковь Сан Луиджи деи Франчези (Chiesa di San Luigi dei Francesi )

В церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо . Целых три выдающиеся работы этого мастера светы и тени находятся в капелле Контарелли, в левом нефе: «Призвание апостола Матфея», «Святой Матфей и ангел», «Мученичество святого Матфея». Кроме того, стоит уделить внимание фрескам Доменикино .

Церковь Сан Луиджи деи Франчези входит в маршрут аудиоэкскурсии « » с путеводителем для iPhone Travelry. В ней мы поговорим и об удивительных полотнах живописца, и об истории и особенностях церкви, и о многих других интересных местах центра Рима.

Адрес : Piazza di San Luigi dei Francesi, 5
Режим работы: 10.00-12.30, после перерыва 15.00-19.00, по четвергам закрывается после обеда.

Церковь Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli)

Церковь Сан Пьетро ин Винколи, или «святого Петра в веригах» была построена в V веке специально для хранения важной святыни – оков апостола Петра. Железные цепи, которыми был скован святой Петр, когда содержался под стражей за проповедь о Христе, хранятся в специальном ковчеге под главным алтарем.

А в XVI столетии здесь появился шедевр работы знаменитого мастера эпохи Возрождения Микеланджело скульптура Моисея . Ради нее в эту церковь устремляются многие почитатели искусства. Скульптор задумал грандиозную композицию, правда, воплотить ее полностью ему не удалось, так как Микеланджело «отвлекался» на работу над собором святого Петра в Ватикане. Проект доделывали уже ученики мастера, но даже одна могучая скульптура Моисея, созданная его руками, достойна внимания. Кроме того, в церкви интересны фрески мастеров XVII и XVIII веков.

Храм расположен немного в стороне от известных туристических троп, а потому не всем самостоятельным туристам удается найти его. Но для того и создан, чтобы помочь путешественникам быстро сориентироваться в городе и найти интересующие их места, а также узнать о них много интересного (в настоящее время приложение доступно только для iPhone).

Подробнее об истории и сокровищах этой церкви, а также о знаменитом творении Микеланджело мы рассказываем в аудиоэкскурсии «».

Адрес : Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a
Режим работы: с апреля по сентябрь 8.00-12.30, 15.00-19.00; с октября по март 8.00-12.30, 15.00-18.00.

Базилика Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria Sopra Minerva)


Jean-Christophe BENOIST , Wikimedia Commons

Базилика Санта-Мария Сопра Минерва, построенная в XIII веке, считается единственным готическим храмом Рима. В базилике вы можете увидеть фрески Филиппо Липпи и скульптуру Христа работы Микеланджело (1521 г.)

Адрес: Piazza della Minerva, 42
Режим работы: 07.10-19.00, вс. 08.00-12.00 и 14:00-19.00

Церковь Санта Мария сопра Минерва мы посещаем в экскурсии « » с аудиогидом Travelry.

Церкви Рима с интересной архитектурой

Пантеон (Pantheon ), церковь Санта-Мария «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres , Santa Maria della Rotonda )

Великолепный Пантеон является не только уникальным архитектурным и инженерным памятником античности, но и христианской церковью. Когда-то, еще в еще в 27 году до н.э., здесь было построено языческое святилище. Свой знаменитый архитектурный облик храм приобрел после перестройки во II веке. Именно тогда появился удивительный купол с отверстием («око Пантеона») и круглое здание – ротонда. До сих пор это грандиозное сооружение считают чудом инженерной мысли и шедевром античной архитектуры.

А в 609 году языческий «храм всех богов» превратился в церковь Божией Матери «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres). Вероятно, благодаря этому он и уцелел до наших дней почти в неизмененном виде. Почему «У мучеников»? Название связано с тем, что из римских катакомб сюда были перевезены 28 телег с мощами святых мучеников. А в более поздние века Пантеон стал усыпальницей известных людей, среди которых – Рафаэль, первый король Объединенной Италии Витторио Эммануэле II и его сын Умберто I. Второе название церкви – Santa Maria della Rotonda – связано с круглой формой здания.

Адрес: Piazza della Rotonda

Режим работы: пн.-сб. 08.30-19.30, вс. 09.00-18.00.

Туристические посещения не разрешены во время церковных служб (в воскресные и праздничные дни в 10.30, по субботам в 17.00)

Об удивительной истории и уникальных особенностях древнего Пантеона – слушайте в аудиоэкскурсии “ “.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)

Церковь святого Иво является одним из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини. Динамичная архитектура с причудливыми изгибами создает впечатление движения, стремительного порыва, в котором будто на мгновение застыло здание. Обращает на себя внимание и удивительный изящный купол.

Церковь расположена на Corso del Rinasсimento, но практически не видна с улицы. Для того, чтобы ее увидеть, необходимо зайти во двор.

Адрес : Corso del Rinascimento, 40 (вход с улицы Corso del Rinasс imento)

Посетить церковь можно только по воскресеньям с 9.00 до 12.00. С июля по август она закрыта даже в воскресенье.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца входит в маршрут нашей аудиоэкскурсии « », которая доступна в мобильном путеводителе Travelry.

Церковь дель Джезу (Chiesa del Gesù)


Церковь ордена иезуитов, называемая дель Джезу, являет собой блестящий образец маньеризма и пышного римского барокко. Нарядная церковь с роскошным убранством построена в XVI веке архитекторами Виньола и делла Порта. Любопытно, что проект, предложенный для этого здания Микеланджело, был отклонен кардиналом. Архитектура Иль Джезу стала канонической для иезуитских храмов по всему миру. По её образцу строятся костёлы так называемого «Общества Иисуса» в Польше, Литве, Португалии, Латинской Америке. В храме похоронен основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола.

Адрес: Piazza del Gesù

Режим работы: 7.00-12.30 / 16.00-19.45

Церковь Сан Карло «У четырех фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane)

Удивительная церковь Сан-Карло, или Сан-Карлино, находится рядом с перекрестком Четырех фонтанов. Не всякий турист добирается до этого места, и многое теряет! Ведь это один из главных шедевров архитектора Борромини. Динамичные формы фасада, удивительная игра света и тени, волнообразные изгибы и другие архитектурные особенности делают это строение выдающимся образцом стиля барокко. Причем в исполнении талантливого и несчастного архитектора Франческо Борромини этот стиль совершенно уникален и самобытен. Недаром многие иностранные архитекторы, ошеломленные работой Борромини, пытались заполучить эскизы и копии плана здания.

Адрес : Piazza Navona – Via S.Maria dell’Anima, 30/A – 00186 ROMA

Режим работы: будние дни 9.30-12.30, после перерыва 15.30-19.00, выходные и праздники 9.00-13.00, после перерыва 16.00-20.00, в воскресенье закрыто.

Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli)

С южной стороны площади, напротив арки Порта-дель-Пополо выделяются два храма-близнеца: Santa Maria dei Miracoli и Santa Maria in Montesanto, построенные по проекту архитектора К. Райнальди в XVII веке. Здания расположены зеркально и являются важной частью общего архитектурного ансамбля площади. Они невероятно похожи, однако, если посмотреть на них очень внимательно (а особенно если увидеть их в плане), то можно заметить, что Санта-Мария-деи-Мираколи круглая, а Санта-Мария-ин-Монтесанто – овальная. Это связано с тем, что архитектору нужно было как-то уместить здание в комплекс уже существовавших строений.

Адрес: Piazza del Popolo

Церкви-близнецы мы увидим в самом начале аудиоэкскурсии « ».

Римские реликвии, почитаемые православными

Сегодня Рим известен как столица католического мира. Но этот город гораздо старше, чем сама Католическая церковь, и его значение для всего христианского мира гораздо больше и важнее, чем может показаться. Ведь еще задолго до того, как произошло разделение церквей на Католическую и Православную (а произошло это трагическое событие в 1054 году) Рим являлся древней колыбелью всего христианства. Именно в Риме проповедовали святые апостолы Петр и Павел, именно в нем они страдали и приняли мученическую смерть. Во времена гонений Рим явил миру бесчисленное количество христианских мучеников. А позже, после легализации христианства при императоре Константине Великом, именно здесь стали вырастать великолепные христианские церкви и базилики, ставшие образцами для более поздних сооружений. Неудивительно, что сегодня в Риме хранится великое множество общехристианских реликвий, которые почитаются как католиками, так и православными.

Святыни из Иерусалима

Многие святыни попали в Рим благодаря активной деятельности святой царицы Елены, матери императора Константина. Уже в очень преклонном возрасте Елена предприняла долгое и трудное путешествие на Святую Землю, в Иерусалим, чтобы обрести святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В те времена это было невероятно трудной задачей, ведь Иерусалим был полностью разрушен в I веке. Тем не менее, Елена смогла найти и привезла в Рим немало важных реликвий.

Среди них – святыни, связанные с крестными страданиями Иисуса Христа . Это часть Креста, на котором был распят Спаситель, шип от тернового венца, гвоздь, который использовался при казни, табличка с надписанием вины, крепившаяся на Кресте. Специально для хранения этих святынь, привезенных царицей Еленой, была построена базилика «Святого Креста в Иерусалиме» (Santa Croce in Gerusalemme). Кроме того, в соборе хранится палец святого апостола Фомы, крест «благоразумного разбойника», а также полноразмерная копия Туринской плащаницы.

Из Иерусалима в Рим была также лестница, находившаяся когда-то во дворце Понтия Пилата. По ней несколько раз поднимался и спускался Иисус Христос, осужденный Пилатом на казнь. Святая Лестница (Scala Santa) – так называют ее в Риме. По этим ступеням разрешено подниматься только на коленях. Реликвия хранится в специальном здании рядом с Латеранской базиликой Сан Джованни, о которой мы упоминали выше. Там же находился капелла «Святая святых» (Sancta Sanctorum), получившая свое название из-за множества находившихся в ней реликвий.

Мощи самой царицы Елены покоятся в базилике Санта Мария ин Аракоэли на Капитолийском холме. Ее мы посещаем с Кстати, эта базилика интересна и сама по себе – суровый внешний облик перенесет Вас в Средние века, а внутреннее убранство поразит богатством и красотой.

В церкви Санта Прасседе также хранится так называемая «Колонна бичевания » – часть столба, к которому был привязан Христос во время бичевания.

А в базилике Сан Джованни ин Латерано, высоко под потолком можно увидеть столешницу, на которой совершалась легендарная «Тайная Вечеря».

Большинство святынь, привезенных в Рим из Иерусалима, мы увидим в экскурсии “ ” с аудиогидом Travelry. В этой аудиоэкскурсии мы посетим уникальные старинные церкви Рима и узнаем о них много интересного.

Рим – город апостолов

Столица великой античной империи в свое время являлась центром европейской цивилизации, а потому сюда стекались и христианские проповедники. Многие из них встретили в Риме свою смерть и до сих пор покоятся в Вечном городе. Гробница святого апостола Петра (которого католики считают первым Папой) находится в соборе святого Петра в . А над могилой апостола Павла была выстроена большая базилика святого Павла «За городскими стенами», о которой мы также говорили выше.

Главы апостолов Петра и Павла хранятся отдельно, в специальном реликварии в церкви святого Иоанна (Сан Джованни) в Латерано. Об этой церкви мы много и интересно рассказываем в экскурсии с аудиогидом “ “.

Римские мученики и раннехристианские святые


Древняя фреска в базилике Сан Клементе (житие св. Алексия, Человека Божия)

Христианских паломников в Риме привлекают и церкви, в которых почивают мощи раннехристианских мучеников и святых. Их в Вечном городе великое множество. В частности, в Риме покоятся:

Великомученик Георгий Победоносец (церковь св. Георгия в Веларбо – San Giorgio in Velarbo)

Св. Алексий Человек Божий и святой Вонифатий (церковь свв. Вонифатия и Алексия на Авентинском холме – SS. Bonifacio e Alessio)

Св. Косма и Дамиан (под главным престолом церкви Космы и Дамиана на улице Fori Imperiali – Chiesa di Santi Cosma e Damiano). Эта церковь входит в маршрут аудиоэкскурсии “ “.

Святой Кирилл , один из создателей славянской азбуки и просветитель славян (базилика Сан Клементе – Basilica di San Clemente, которую мы посещаем в экскурсии “ “)

Священномученик Климент (базилика Сан Клементе – )

Св. Евстафий Плакида (церковь Сант’Эвстакио недалеко от Пантеона – Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio). Об этой церкви, а также о святом Евстафии мы рассказываем в аудиоэкскурсии “ “.

Св. мученики архидиаконы Стефан и Лаврентий (церковь св. Лаврентия «За стенами» – Basilica di S. Lorenzo fuori le mura)

Св. Киприан и Иустина (Латеранский Баптистерий – Battistero Lateranese, который входит в аудиоэкскурсию “ “)

Св. мученики Хрисанф и Дария , покровители супружества (церковь Двенадцати апостолов – Basilica dei SS. XII Apostoli, входит в бесплатную аудиоэкскурсию “ “)

Св. Евгения и ее мать Клавдия ( – Basilica dei SS. XII Apostoli)

Святая мученица Агния (глава святой хранится в церкви Sant’Agnese in Agone на площади Навона, а тело – в церкви св. Агнии «За стенами», Chiesa di S. Agnese fuori le mura). О церкви св. Агнии на площади Навона и о жизни самой святой мы рассказываем в экскурсии “ ” с аудиогидом.

Святая Цецилия Римская , покровительница музыки (церковь Санта Чечилия в Трастевере – Santa Cecilia in Trastevere)

Святая Анастасия Сирмийская (церковь Santa Anastasia al Palatino)

Святой Хрисогон (церковь св. Хрисогона в Трастевере – Basilica di San Crisogono)

Св. Пракседа, Пуденциана и множество мучеников (церковь св. Пракседы – Santa Prassede, которую мы посещаем в экскурсии с аудиогидом “ “)

Св. Анна (в реликварии, находящемся во внутреннем дворике – Chiostro – собора св. Павла «За стенами», San Paolo fuori le mura).

Чудотворные иконы в Риме

Несмотря на то, что иконописная традиция получила свое развитие преимущественно в восточной, православной церкви, в Вечном городе можно увидеть несколько удивительных древних икон. Некоторые из них, по преданию, были написаны еще святым евангелистом Лукой.

Одной из наиболее известных и почитаемых икон в Риме является икона Богородицы, которую здесь называют «Спасение римского народа». По преданию, образ написан святым евангелистом Лукой. Хранится он в базилике Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) .


Чудотворный образ «Спасение римского народа»

Об удивительной истории этой иконы и связанных с ней чудесах, а также о других реликвиях и сокровищах церкви Санта Мария Маджоре, мы рассказываем в экскурсии “ ” с аудиогидом по Риму.

А на прекрасном Авентинском холме, в церкви святых Вонифатия и Алексия (Santi Bonifacio e Alessio), хранится древняя чудотворная икона Божией Матери «Эдесская», которая попала в Рим предположительно в X веке. Римляне называют ее Madonna di San Alessio.


Икона Божией Матери “Эдесская” (Madonna di San Alessio)

На вершине Капитолийского холма, в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Santa Maria in Aracoeli) , над главным алтарем находится почитаемая византийская икона Богородицы, датируемая X веком. Об истории и особенностях этого места можно узнать в аудиоэкскурсии “ “.


Чудотворный образ Божией Матери в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Madonna Aracoeli)

Чудотворная икона Божией Матери, датируемая X веком, тихо хранится и в церкви Санта-Мария ин виа Лата (Santa Maria in via Lata) на улице Корсо. Ее мы посещаем в бесплатной аудиоэкскурсии « ».

Русские православные церкви в Риме

Православных туристов и паломников часто интересуют вопросы: есть ли в Риме русские православные церкви, и как их найти. Есть, и даже две! Одна из них – церковь святителя Николая Чудотворца – располагается в старинном здании особняка княжны М. А. Чернышевой (Palazzo Czernycheff), которая еще в 1897 году завещала Русской Церкви свой дом на виа Палестро. Так как церковь располагается в жилом особняке, ее легко не заметить: здесь нет ни купола, ни характерных для храмов внешних признаков, лишь скромная табличка на входе. Зато войдя внутрь, русские посетители, откуда бы они ни приехали, ощущают себя «дома».

Другой русский храм в Риме совсем еще молодой, но его Вы точно не спутаете ни с каким другим: характерные «луковичные» купола и общий облик здания ясно указывают, что перед Вами – русская православная церковь. Это храм святой Екатерины , расположенный недалеко от Ватикана.

Церковь святителя Николая Чудотворца в Риме

Адрес: via Palestro, 69/71
www.romasannicola.it

Русская церковь святой Екатерины

Адрес: Via del LagoTerrione, 77/79
www.stcaterina.сom

Где и как найти все эти места в Риме, если Вы путешествуете самостоятельно?

Если Вы путешествуете с iPhone, рекомендуем скачать бесплатный Откуда в Риме византийские мозаики?

Некоторые старинные церкви Рима украшают невероятно красивые мозаики, созданные византийскими мастерами. Как же эти мастера вдруг оказались в Риме? Дело было во времена иконоборческих гонений в Византии, когда жестоко преследовались создатели и почитатели любых иконописных изображений. А вот римский папа Пасхалий I принимал и укрывал в Риме византийских мастеров, бежавших из Восточной империи. Собрав их под свое крыло, он принялся украшать византийскими мозаиками римские церкви.



By Livioandronico2013 , via Wikimedia Commons

Почему некоторые церкви в Риме называют базиликами? Что такое базилика и чем она особенна?

Первые базилики появились еще в Древнем Риме. Так называли сооружения (в античный период это были административные здания), устроенные внутри в виде прямоугольного пространства, разделенного колоннами на нечетное количество частей. Древние римляне, в свою очередь, позаимствовали такой способ организации пространства у греков. А позже архитекторы стали использовать такое устройство при сооружении христианских церквей. Прямоугольные пространства церкви, разделенные между собой рядами колонн, называются нефами. В христианских базиликах главный неф перпендикулярно пересекается так называемым трансептом (поперечным нефом). Таким образом, образуется крестообразное устройство пространства.

Изначально понятие «базилика» обозначала именно архитектурное устройство. Но со временем это наименование превратилось также в особый титул, которым в Католической церкви наделяют важные церкви. Присвоить храму такое почетное звание может только Папа Римский.

  • Учитывайте режим работы базилик. Лишь самые крупные из них работают без обеда. А большинство закрывается на дневной перерыв, который длится 2-4 часа. В нашем бесплатном путеводителе по Риму для iPhone Вы найдете информацию о часах работы большинства римских церквей и других туристических объектов.
  • Посещая соборы и церкви Рима, следует помнить о дресс-коде. В очень коротких юбках, шортах или с открытыми плечами Вас могут просто не пустить.
  • В некоторых церквях можно за дополнительную плату включить особую подсветку, чтобы лучше рассмотреть древние мозаики. Например, в базилике Санта Мария Маджоре или в церкви Санта Прасседе.
  • В римских церквях не принято прикладываться к мощам или иконам – в католичестве просто нет такой традиции. Как правило, святыни хранятся или очень высоко, или спрятаны под алтарем, а потому подойти к ним близко невозможно. Но никто не мешает верующим молиться, находясь рядом со святыней.
  • Многие римские церкви «оборудованы» настоящими «машинами времени»! В храмах с богатой историей часто есть подземные крипты, в которых можно увидеть остатки более древних строений, старинные фрески или мозаики. Спустившись на подземный уровень, можно «заглянуть» в первые века нашей эры. Вход в крипту обычно платный. О некоторых таких храмах мы также рассказываем .
  • Еще один любопытный «секрет» старинных римских базилик: в некоторых из них есть особый внутренний дворик, называемый Chiostro (Кьостро). Вход в него обычно платный. Попав туда, Вы окажитесь в небольшом атриуме – уютном открытом дворике, который обычно украшен цветами, зеленью, нередко фонтаном, и окружен изящной колоннадой. Такие дворики есть, в частности, в базиликах Сан Джованни ин Латерано и Сан Паоло «За стенами». Немногие туристы знают о внутреннем дворике, а между тем, часто это одна из самых живописных частей базилики.

Занимаю церкви – огромные соборы и небольшие часовни, изящные базилики и богатые храмы. Будучи в Риме, обязательно посетите несколько из них – вы увидите не только роскошь и богатство здешних церквей, но и старинные фрески, мозаики, статуи, работы известных на весь мир скульпторов и архитекторов. Кроме того, вы почувствуете умиротворение, облегчение и новые силы продолжать прогулку по Вечному городу.

Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие по церквям и соборам Рима с кратким описанием, а вы выберете для себя наиболее интересные и, будучи в Риме, посетите их.

Церкви и базилики Рима

Рим известен своими религиозными сооружениями на весь мир. Многие туристы едут сюда с целью паломничества, так как здесь хранится невероятное количество старинных реликвий. Всего в городе насчитывается около 80 «разношерстных» часовен, базилик, храмов и соборов. Одни вам понравятся, вторые – нет, здесь играет роль вкус и внутренние ощущения, которые вы испытываете, находясь в этой церкви.

Перед посещением той или иной церкви в Риме, узнайте как можно больше информации о ней. Часы работы, адреса базилик и соборов Рима можно найти на их официальных сайтах. На большинстве из них подробно написано, как попасть к той или иной достопримечательности. Представляем вашему вниманию перечень самых главных и самых красивых соборов, базилик и церквей в Риме .

Церковь Святая Святых
Совсем неприметный фасад, глядя на который, трудно представит, что это самая почитаемая церковь католиков. Но, зайдя вовнутрь, вы будете впечатлены ее скромностью и наполненностью. Больше всего заслуживает внимания , по которой перед смертью поднимался Иисус. Ее перевезли из Иерусалима спустя 2 столетия после смерти Спасителя. Места, где капала его кровь, застеклили и здесь преклоняются паломники. Говорят, что тот, кто поднялся на коленях по Святой лестнице в пятницу, избавляется от всех грехов. Перед поднятием на лестницу вас встретят две скульптуры: «Суд Пилата» и «Поцелуй Иуды».

Над престолом часовни находится Нерукотворный образ Иисуса Христа, который по приданию, начал рисовать апостол Лука, а закончили ангелы. Прогуливаясь по церкви, вы сможете увидеть много фресок библейской тематики, кабинки для исповеди, служебные помещения. Приобрести сувениры, религиозные книги или украшения можно в лавке на втором этаже.


Роскошная церковь Иль Джезу – это главная соборная церковь Ордена иезуитов. Также это одна из титулярных церквей в Риме. Другое ее название – Церковь Общества Иисуса. Фасад этой церкви разрабатывал сам Микеланджело, но его проект отклонил кардинал Фарнезе. После он пригласил к строительству Виньолу и Джакомо дела Порто, которые в 16 веке соорудили изящную церковь в архитектурном стиле маньеризм, что довольно близко напоминает барокко.

Церковь Иль Джезу поделена на несколько капелл , каждая из которых посвящено конкретному персонажу:

  • Святому Игнатию,
  • Святой Троице,
  • Святому Семейству,
  • Мадонне,
  • Франческо Борджиа
  • и Франциско Ксаверия.

Их стены украшены картинами, фресками, мозаиками как Средневековья, так и современности. Также в церкви похоронен Игнатий Лойола и находится 4 гробницы семьи Bolognetti .

Церковь Санта Мария Антиква

История сооружения этой небольшой часовни началась в 7 столетии. Она много раз перестраивалась, и сейчас является ярким образцом средневековой росписи с уникальным ансамблем стенописи. Это небольшое церковное здание, находящееся у входа в на . Богослужения здесь не ведутся и единственными памятками в Церкви Санта Мария Антиква являются фрески «Богоматерь с младенцем» (серия из 5 картин), « Благовещение», «Святая Варвара», «Святая Анна», «Апостол Андрей» и другие.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе
Неординарная церковь капуцинов — Санта-Мария-делла-Кончеционе – это не совсем обычная часовня. Большинство украшений и мозаик сделано из костей 4000 монахов, похороненных на кладбище, где сейчас находится . Здесь есть несколько приделов, где покоятся мощи святых.

Строительство начал Орден капуцинов в 17 столетии, чтобы показать людям, что смерти не надо бояться, относится к ней с уважением и ценить каждую минуту жизни. Сегодня церковь открыта для посетителей, здесь царит безмолвное молчание и запрещена фото- и видеосъемка.

Церковь Святого Климента
В наше время это одна из самых богатых базилик в Риме. Церковь Сан-Клементе построена в 1 веке нашей эры в честь Папы Римского Климента и является ярким образцом раннехристианских базилик Рима. В ней особо заметно три исторических слоя, датируемых 1, 4 и 12 веками, поэтому ее называют трехуровневой церковью. Большинство фресок и мозаик сохранилось здесь с 12 столетия. Внутри базилика украшена ионическими колоннами и безумно красивым алтарем с изображением Распятия. По бокам находится 5 капелл, в которых хранятся мощи Климента, Кирилла, Игнатия и других святых.

За отдельную плату вы можете спуститься на три уровня под землю, где расположены хорошо сохранившиеся остатки первой базилики. Вы почувствуете непередаваемые эмоции, увидев работу, которой 2 тысячи лет.


На расположена небольшая с виду скромная церковь, посвященная Богородице. Зайдя внутрь, вы будете впечатлены ее изящными картинами и многочисленными капеллами. История церкви начинается с 11 столетия, когда на этом месте построили небольшую часовню, чтобы изгнать злой дух Нерона, ненавистника христиан. Спустя столетия ее постоянно расширяли, над ее оформлением трудились такие известные личности как Бреньо, Рафаэль, Браманте, Бернини. Над созданием картин работали Караваджо, Карраччи, Пинтуриккьо, де Паче и много других. Также поговаривают, что здесь хранится одно из самых старых Евангелие, переведенных на славянский язык Мефодием и Кириллом.

Церкви-близнецы в Риме
Рим известен двумя похожими церквями — Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто . На первый взгляд они полностью идентичны, но приглядевшись, можно увидеть много различий. Основные отличия состоят в форме куполов и башен, хотя можно найти много других. Эти церкви созданы из-за прихоти Папы Римского Александра VII, который приказал архитектору Райнальди спроектировать улицу Фламиния. Деньги на строительство выделил Гастальди, а герб его семьи присутствует на фасадах обеих церквей.

В церкви Санта-Мария-деи-Мираколи хранится чудодейственная икона Богородицы, которая собирает около себя толпы прихожан, нуждающихся в помощи.

Церковь Караваджо
Сан Луиджи дей Франчези или Церковь Караваджо – это небольшая базилика в Риме, принадлежащая французской общине. Богатый француз, чтобы украсить местную реликвию, нанял для работ еще неизвестного на то время Караваджо. Он должен был создать серию картин из жизни Святого Матвея. Великий художник раб

Отал в церкви три года и за это время создал немало шедевров. Сегодня здесь осталось только три:

  • «Святой Матфей и ангел»,
  • «Мученичество Святого Матфея»
  • и «Призвание святого Матфея».

Церковь Святой Екатерины
Храм Святой великомученицы Екатерины – это одна из православных церквей в Риме, построенная в 2009 году на территории Русского посольства в Италии. Она подчиняется московскому патриархату. Зайдя внутрь этой русской церкви в Риме, вы увидите верхний мраморный иконостас, расписанный в технике фрески Солдатовым, и нижний, посвященный царям Константину и Елене, выполнен уральскими мастерам.

В храме хранятся мощи Святых Екатерины, Елены, частица Древа Креста Иисуса и мощи первых веков.


Базилика святого Иоанна Латеранского – это главная церковь Рима, для многих прихожан она важнее, чем Собор Святого Петра. Иногда ее называют «Матерью церквей всего мира». Ее история началась в 4 веке, когда император Константин соорудил здесь небольшую христианскую часовню, а освятил ее Папа Римский Сильвестр. В 10 столетии Латеранский собор переименовали на Собор Иоанна Крестителя.

Сегодня в этот кафедральный собор можно войти через один из пяти входов, но пятый открывается только в Юбилейный год. Внутри можно увидеть множество скульптур святых и апостолов, древние фрески и мозаики, реликвии в виде ризы Богородицы и губки со следами крови Спасителя.


В нескольких шагах от Латеранского собора находится церковь Святого Креста Иерусалимского. Он построен по инициативе матери Константина Елены, которая была на Иерусалимской земле, увидела много священных реликвий, связанных с жизнью Христа. Во время этого путешествия ей пришла идея построить в Риме храм для паломников, которые не имеют возможности попасть в Иерусалим. Реализовали ее идею только в 6 веке, позже базилику несколько раз реконструировали.

Сегодня в первой комнате вас встретит статуя основательницы – Елены, а под ней почва со Святой земли. Также можно увидеть другие реликвии:

  • святые мощи,
  • копия Туринской плащаницы,
  • останки Святой Антониетты.


Еще одна из раннехристианских церквей – Базилика Константина и Максенция. Строительство начал Максенций в 308 году, а закончил Константин в 312 году. Местом для ее сооружения послужили древние склады для специй на Римском форуме. Она впечатляет своими размерами — общая площадь ее составляла около 4000 кв.м.

Эта церковь и сейчас считается самой большой в Риме. Это было не только место для поклонения, но и для проведения деловых встреч. В 1960 году здесь проводились соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели
Эта церковь построена в 16 веке на месте , поэтому отличается такой оригинальной архитектурой. Над ее сооружением работал Микеланджело и его ученик Лодука. Центральная часть церкви сооружена в виде греческого креста, что придает ей максимальную компактность. В левой части базилики на полу нарисованы солнечные часы, с помощью которых сверяли время до конца 19 века. Интерьер впечатляет массивными колоннами, скульптурными композициями и настенными картинами французских мастеров.


Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура входит в четверку самых крупных базилик Рима. Она сооружена в 4 веке императором Константином на месте захоронения апостола Павла. Иногда ее называют Базиликой Святого Павла. Как с виду, так и внутри она отличается роскошным убранством, изящными витражами, оригинальными фресками, разноцветным мрамором, огромным количеством статуй святых и рельефной дверью из бронзы.

Особого внимания в Соборе Павла заслуживает здешний орган, реконструированный по самым современным технологиям.

Базилика Эмилия

Она считается одной из самых древних римских базилик. Ее построили во 2 столетии до нашей эры цензорами Лепидом и Нобилиором. Позже ее расширили представители рода Эмилиев и в честь их и назвали. В Римской империи базилика пользовалась популярностью среди местного населения: здесь молились античным богам, на террасе выступали представители властей. Позже здание переоборудовали под рынок или суд, точно не известно. В 5 веке нашей эры базилика сгорела и только в начале 20 века начались раскопки на месте руин.

К нашему времени ее частично отреставрировали. Это место подойдет для посещения историкам и любителям античности, но вряд ли, паломникам. Такая же история и у Базилики Юлия и Базилики Ульпия.


Это наверняка самая известная религиозная памятка для всех католиков мира. Над ее сооружением трудились такие известные личности, как Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини. Он вмещает 60 тысяч прихожан внутри и 400 тысяч – на площади перед собором. Внутри собор украшен очень роскошно и богато, все стены украшены золотыми росписями, фресками и мозаиками, в нишах стоят многочисленные статуи Святых, а над надгробиями пап установлены шикарные памятники. Каждый прихожанин, зайдя в храм, обязательно полюбуется работой Микеланджело «Пьета».

За 7 евро вы можете подняться на вершину купола и полюбоваться окрестными пейзажами, которые откроются перед вами с этой высоты.


Одной из главных римских церквей и в то же время, папских базилик, является Санта-Мария-Маджоре. Она построена в 4 веке Папой Римским Ливерием, так как последнему во сне явилась Дева Мария и приказала построить храм на том месте, где завтра выпадет снег. Снег действительно выпал на Эсквилинском холме не смотря на то, что это было 5 августа.

Собор Святой Марии – это базилика, которая практически полностью сохранила свой первоначальный вид. Внутри можно увидеть старинные фрески и мозаики 4-5 столетия, которые рассказывают о рождении и жизни Иисуса. Не смотря на свой «возраст», церковь отличается гармонией, торжественностью и совершенными пропорциями. Если хотите вдохнуть старину, роскошь и изящность, то посетите именно этот собор Рима.

Санта-Мария-Сопра-Минерва
Это единственный готический собор в Риме, находящийся неподалеку от . Он уникальный в своем роде, так как соединяет в себе скромность и изящность. Красивые росписи, лазурные потолки, оригинальные статуи – все это нереально впечатляет. Над ее строительством трудился великий Бернини, а внутри находится скульптура Микеланджело «Воскресший Христос». Здесь нет больших потоков туристов, поэтому можно насладиться тишиной и побыть наедине с Богом.

Церкви и соборы на карте Рима:

Сентябрь 22, 2018

Столицу Италии по праву можно назвать одним из самых религиозных городов мира – количество грандиозных соборов и храмов просто поражает, не говоря уже о небольших церквушках и часовнях, прячущихся за невзрачными фасадами, казалось бы, обыкновенных зданий. Прогуливаясь по городу и рассматривая архитектурные изыски столицы, можно просто не заметить скромные потускневшие здания, украшенные парочкой каких-нибудь обветшалых скульптур и пыльных барельефов. В этой статье мы хотим представить некоторые самые красивые церкви Рима , спрятанных от глаз большинства туристов, которые обязательно стоит увидеть.

Церковь Санта Мария делла Виттория — Santa Maria della Vittoria

Церковь Санта Мария делла Виттория

Церковь Санта Мария делла Виттория расположена в относительной отдаленности от основных туристических троп и именно поэтому, видимо, не пользуется особой популярностью среди туристов. На самом деле, это к лучшему! Ведь данный факт позволяет сполна насладиться роскошью внутреннего убранства одной из самых красивых церквей Рима . Стоит только переступить порог храма, как начинает кружиться голова от позолоты, изящества скульптур и превосходства художественного оформления, не говоря уже о великолепной фреске, украшающей свод главного нефа церкви! Это работа талантливого Джованни Доменико Черрини, реализованная во второй половине XVII века.

Помимо этого, в церкви Санта Мария делла Виттория можно полюбоваться картинами Гвидо Рени, Доминикино, а также знаменитой скульптурной группой «Экстаз Святой Терезы» выдающегося .

Время работы церкви Санта Мария делла Виттория: 7.00 – 19.15

Перерыв: 12.00 – 15.30

Церковь Сант Иньяцио ди Лойола — Sant’Ignazio di Loyola

Церковь Сант Иньяцио ди Лойола

Церковь Сант Иньяцио расположена в самом центре города, недалеко от Пантеона и фонтана Треви, но ее тоже часто проходят мимо, а зря. Именно здесь можно увидеть настоящую 3D фреску Эпохи Возрождения! Художественная роспись потолка, выполненная Андреа Поццо во второй половине XVII века, поражает своей реалистичностью: правильная перспектива, пропорции и детали притягивают взгляд зрителя и уносят его «прямо в небо».

Время работы церкви Сант Иньяцио: 7.30 – 19.20

Перерыв: 12.20 – 15.00

Церковь Джезу — Сhiesa del Gesù

Буквально в двух шагах от Площади Венеции и знаменитого находится еще одно «незаметное» сокровище – церковь иль Джезу, представляющая собой не только одну из самых красивых церквей Вечного Города, но и являющая ценнейшим экземпляром архитектуры Эпохи Возрождения.
Проект церкви был разработан флорентийцем Нанни ди Баччо Биджо, доработан Микеланджело и закончен Виньолой, а строительными работами руководил Джаккомо делла Порта – ученик тех же Микеланджело и Виньолы.

Церковь Джезу

Интерьер выполнен в стиле маньеризма. Внутреннее пространство, имеющее всего один неф, украшено фресками, лепниной и позолотой. Каждый элемент декоративного оформления привлекает внимание качеством исполнения и деталировкой. Особого внимания заслуживают объемные художественные росписи.

Время работы церкви Джезу: 7.00 – 19.45

Перерыв: 12.30 – 16.00

Церковь Сант Аньезе ин Агоне — Chiesa di Sant Agnese in Agone

Церковь Сант’Аньезе ин Агоне

Церковь, освященная в честь Святой Агнессы, бесспорно является одной из самых заметных церквей из нашего списка, поскольку располагается она на любимой всеми площади Навона у всех на виду! Наверняка у многих найдется парочку фото с видами ее изящного фасада и расположенным напротив — легендарным фонтаном Четырех рек. Однако далеко не каждый видел этот шедевр изнутри. Построенная в качестве приватной часовни Папы Иннокентия X, церковь Сант Аньезе отличается особой роскошью и шармом. Создателями этого сокровища стали известные мастера Эпохи Возрождения: Джироламо и Карло Раинальди, Франческо Барромини, Бачиччо и некоторые другие.

Время работы церкви Сант Аньезе: 7.30 – 19.00

Перерыв: 12.30 – 15.30

Санта Мария ин Валичелла — Chiesa di Santa Maria in Vallicella

Церковь Санта Мария ин Валичелла

Церковь Санта Мария ин Валичелла, более известная как Кьеза Нуова, очаровывает с первого взгляда. Это неотразимый образец архитектуры божественного храма, обладающий особой завораживающей силой. В ее внутреннем пространстве прекрасно буквально все: от роскошных росписей талантливых художников XVII-XVIII веков и изящных скульптур до самых мелких деталей гипсовых элементов декора. Особенно прелестны фрески, украшающие абсиду и внутреннюю поверхность купола.

Время работы церкви Санта Мария ин Валичелла: 7.30 – 19.00

Перерыв: 12.00 – 16.30

Церковь San Luigi dei Francesi

Построенная в период с 1518 по 1589 год, она была посвящена королю Франции Людовику IX (1214 — 1270 гг) и предназначалась для многочисленной франкоговорящей христианской общины Рима. Здесь можно видеть три подлинника картин Караваджо, написанных им в период 1599 — 1602 годов по заказу покойного кардинала Маттео Контрелли, и размещенных в его капелле слева от главного алтаря церкви — Святой Матфей и Ангел, Мучиничество Святого Матфея и Призвание апостола Матфея.


Конечно же, это далеко не полный список самых красивых церквей Рима, тем более для каждого найдется в Риме своя, особенная и неповторимая, полюбившаяся с первого взгляда, церковь. Мы будем рады услышать в комментариях ваши рассказы о красивых церквях Рима. Поделитесь своими впечатлениями!

Самые красивые церкви Рима, от которых кружится голова


Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

Церковь Тринита дей Монти строилась на деньги французской короны, пожертвованные Людвигом XII. Строительство церкви длилось с 1502 по 1585 года. Возведением обители французский король хотел отметить победу французов в Неаполе. В период оккупаций Рима Наполеоном церковь подверглась нападению и была полностью разграблена. В начале XIX века началась реставрация храма.

Фасад церкви выполнен в строгом классическом стиле по проекту архитектора Карло Мадерна. Он украшен широким порталом в обрамлении колонн, а также увенчан аттиком с большой балюстрадой. Не менее значимой достопримечательностью собора является лестница знаменитого Доменико Фонтана, украшенная античными капителями и барельефами.

Во внутреннем убранстве храма доминирует удивительное изображение Богоматери, которое называется «Mater Admirabilis».

Церковь Санта Мария дель Пополо

По-итальянски populus означает тополь. Часовня, предшествовавшая храму, была построена у тополя, отсюда и пошло название. Нынешнее здание церкви было построено в 1472-1477 годах, при Александре VII интерьер был существенно обновлён по проекту Бернини.

Самый большой интерес с художественной точки зрения представляют пять приделов церкви, построенные в качестве семейных усыпальниц римской знати, а также церковных сановников. Автором проекта капеллы Киджи был знаменитый художник Рафаэль, который выполнял эту работу для своего покровителя Агостино Киджи. Мозаичный декор капеллы создан Рафаэлем, росписи в алтарном пространстве - Себастьяно дель Пьомбо.

В капелле Черази есть росписи руки Караваджо и других мастеров раннего барокко. Стоит отметить, что созданные Караваджо холсты с сюжетами из жизни св. Петра относятся к числу выдающихся произведений итальянской живописи XVII века.

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone)

Церковь на площади Навона посвящена мученице Агнессе, одной из самых почитаемых в Риме святых.

Существует легенда, согласно которой христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу.

Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви.

Церковь Милосердного Бога Отца

Церковь Милосердного Бога Отца или Юбилейная церковьнаходится в Риме, в Италии. Она была построена в 1996-2003 годах, спроектирована архитектором Ричардом Мейером. Строилась по заказу римской епархии. Эта титулярная церковь является общественным центром Рима.

Церковь символизирует собой корабль с тремя парусами. Три паруса являются символом Святой Троицы.

С южной стороны церкви расположено три изогнутых сегмента разной высоты из сборного железобетона. Для сохранения белого цвета стен церкви они содержат диоксид титана.

Церковь Сан-Томазо ди Вильянова

Церковь Сан-Томазо ди Вильянова располагается в центре итальянского города Кастель Гандольфо. Она посвящена святому Томасу Вильянове и была построена в конце семнадцатого века. Над ее архитектурой трудился сам Лоренцо Бернини в течение трех лет. Церковь имеет квадратную форму. В ее центре расположено Распятие на кресте Христа. Оно считается главным сокровищем церкви. Над ним трудился известный мастер Пьетро да Кортона.

В своем основании церковь имеет греческий крест. Отделочными работами в храме занимались лучшие мастера. Так, роспись потолка была сделана известным итальянским художником Антонио Рагги.

Несмотря на то, что снаружи вид у церкви не совсем привлекательный (здание по своему цвету и архитектуре не выделяется из череды остальных), внутри она уютная и светлая. Кроме Распятия на кресте Христа в церкви располагаются старинные иконы.

Церковь Св. Девы Марии делла Виттория

Санта-Мария-делла-Витториа - церковь, которая находится в восточной части Рима. Её строительство началось в 1605 году - инициаторами стройки являлись члены ордена босоногих кармелитов. По окончанию битвы на Белой горе, состоявшейся в 1620 году, храм был переосвящён в честь Девы Марии и победы католиков над "врагами веры".

Сравнительно небольшая церковь стала известной благодаря подчёркнуто театрализованному убранству капеллы под названием Корнаро, в частности - благодаря скульптуре "Экстаз святой Терезы", выполненной Бернини, и представляющей собой идеальный образец стиля барокко. Скульптура изображает святую Терезу, к которой явился ангел и пронзил её золотой стрелой с огненным концом, от чего Тереза впала в состояние духовного озарения.

Храм поражает своими потолочными росписями и общим стилем оформления.

Церковь Санта-Мария ин Трастевере

Церковь Санта-Мария ин Трастевере, которую еще называют Церковь Святой Марии за Тибром считается древнейшим храмом Рима, посвященным Богородице. Строительство храма началось в 340 г., а его строительство завершилось при папе Юлии I. Несмотря на многочисленные реставрации, церковь сохранила свой первоначальный облик.

Окончательно облик церкви сформировался в XII веке при папе Иннокентии II. Тогда же интерьер была украшен мозаиками, выполненными в византийском стиле. На триумфальной арке изображены символы апостолов-евангелистов, в конце апсиды - сцена коронации Девы Марии. На фризе изображен Христос-ангел, окруженный паствой. Во время реставрационных работ, проводившихся в XVIII в. по просьбе папы Климента VII перед фасадом церкви появился высокий тимпан (внутреннее поле фронтона), а также богато украшенные декоративными элементами порталы.

Внутреннее пространство базилики Санта-Мария ин Транстевере состоит из трех частей с колоннами разных размеров и апсидой, украшенной мозаикой работы художника Пьетро Каваллини. Эти элементы появились в середине XII в. Под мозаикой сохранилась надпись на латыни: "Он, Младенец и вечный Отец, как равный нам, как современник родился среди нас. Мы верим, что отсюда изливается миро, как волны Тибра".

Вблизи храма горделиво возвышается колокольня, выполненная в романском стиле. На протяжении многих столетий отсюда разносится звучание древнего колокола.


Достопримечательности Рима