На должность уполномоченного по правам человека назначает. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ. Смотреть что такое "уполномоченный по правам человека" в других словарях

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Статья 6

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Другими словами, анализ прав человека, основанный на аналогии с конституционными правами, хорошо подходит для критики. С одной стороны, модель пирамидальных прав, допускаемых такими аналогия была подвергнута теоретическим и практическим вопросам в последние несколько лет. С другой стороны, права человека играют гораздо большую роль из-за их международного характера и того, как они вписываются в динамичную политическую динамику.

Ключевые слова: права человека; конституционализма; Демократическая теория, конструктивизм; Неправительственные организации. С другой стороны, герои человеческого существа, которые играют определенную роль вне аналогов, предпосылок, в результате транснационального характера и способа вставки в динамичную политическую динамику. Мы представляем, например, некоторую критику этих задач и указываем основу для альтернативной формулы.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 8

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Мы считаем, что анализ прав человека как аналогии, основанной на конституционных правах, бесполезен из-за преобразований, происходящих в Законе в современных демократиях. Конституционная аналогия также теряет вид динамики прав человека в демократических обществах. Поэтому мы понимаем, что конструктивистский подход позволит рассматривать права человека как форму проявления социальных движений и поведения и как часть политического процесса, а не его бюджета и его объекта. Процесс интернационализации экономики ограничивает способность государств регулировать и углублять экономические обмены между национальными обществами, занимаясь вопросами регулирования иностранных инвестиций и торговли, регулирования потоков капитала и принятия гарантий и компенсационные меры в пользу наиболее бедных обществ.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В этом контексте решающее значение имеет организация экономических координационных органов и распределение расширенной роли финансовых учреждений, таких как Всемирный банк. На конференциях Организации Объединенных Наций были пробелы в формировании мирового общественного мнения, где были сформулированы предложения о мерах по сотрудничеству в конкретных областях, нормативная сила которых более эффективна, чем простые моральные рекомендации, хотя они не сопровождаются правовой санкции и, следовательно, не представляют обязательного характера норм права.

Статья 9

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

На уровне мирового общества наблюдаются транснациональные явления, процессы, которые пересекают границы и избегают власти или контроля над государствами. Это явления безопасности - демографический взрыв, международные миграции, экологический дисбаланс, незаконный оборот наркотиков, экономико-технологическая конкуренция, которые оказывают влияние независимо от действий участников.

Организация Объединенных Наций приняла повестку дня для решения глобальных проблем на многосторонних форумах, основная цель которых заключается в принятии принципов и планов действий для руководства решением этих вопросов. Эта инициатива привела к тому, что конференции Организации Объединенных Наций по социальным вопросам.

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 10

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

На этих конференциях было общее участие государств и организаций гражданского общества, а климат сотрудничества позволил принять консенсусные документы как для декларирования принципов, так и для планов действий. Принятый подход был весьма инновационным и можно резюмировать в следующих пунктах.

Учитывайте множественные факторы тем в их взаимосвязях. Взаимодействие между различными областями решения проблем. Подчеркните участие не только правительств, но и разнообразных социальных агентов при формулировании предложений. Рассматривайте проблемы в междисциплинарном, системном, несекретном порядке, чтобы обсуждения в конференции влияли и принимались другими. Он также признал легитимность международной озабоченности по защите и поощрению прав человека, тем самым ограничивая принцип государственного суверенитета.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 11

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

В нем также предусматривается создание программ технической помощи, продвигаемых Организацией Объединенных Наций в целях расширения возможностей государств по защите и поощрению прав человека, и рекомендовал создать Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека.

На других конференциях Организации Объединенных Наций в течение этого десятилетия также основное внимание уделялось разработке планов осуществления, программ сотрудничества, процедур международного мониторинга и подотчетности в случае нарушений. На институциональном уровне были созданы или созданы наднациональные органы надзора и отчетности за нарушения прав человека. Эти изменения способствовали новым кооперативным взаимодействиям между органами, государствами и организациями гражданского общества для разработки стандартов в области прав человека и планов осуществления.

1.1. Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

С одной стороны, Организация Объединенных Наций столкнулась с все более серьезными проблемами, поскольку ее агентства имели бюджетные ограничения и критику предполагаемых «социалистических» концепций, которые бы доминировали над их действиями. С другой стороны, группы, которые искали видимость и отвечали на их непосредственные проблемы или пытались пересмотреть формулировки, принятые консенсусом на предыдущих конференциях, стали согласованными местами принятия решений. Таким образом, тема «культурного релятивизма» была мобилизована «азиатскими» странами, чтобы оспаривать универсальность прав человека, выраженную в Декларации Венской конференции.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 11.1

С точки зрения политического процесса, оптимистические перспективы интернационализации и консенсуализма политических решений были резко контрастированы событиями, которые привели к серьезным нарушениям прав человека. Хотя пока рано оценивать его последствия для прав человека, представляется несомненным, что эта ситуация представляет собой явный переход от предыдущего периода.

В дополнение к конференциям были приняты другие меры по расширению роли международных документов и многосторонних учреждений в области защиты прав человека. Новая концепция прав человека, в повестку дня которой включены требования социальных секторов с особыми характеристиками, комплексные политические и экологические темы и принят процедурный подход к ее продвижению, который включает агентов различного уровня и принимает разнообразные процедуры. Проницаемость между внешними и внутренними правовыми системами государств с учетом признания международной озабоченности правами человека и укреплением механизмов и многосторонних организаций для их защиты и мониторинга.

Уполномоченный обязан сообщать в порядке , предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Более активная роль так называемого международного гражданского общества в защите и поощрении прав человека. С юридической точки зрения, результат этих изменений в международном праве является довольно переменным, поскольку некоторые договоры были подписаны, носят обязательный характер, а другие вступили в силу с увеличением ратификации государств. В то же время на конференциях Организации Объединенных Наций были созданы декларации принципов, обязательства которых были бы моральными, но сопровождались планами действий, связанными с политической приверженностью международного сотрудничества.

Статья 12

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Права человека и основные права Конституции. В предыдущем исследовании мы рассматривали международную работу по правам человека, классифицируя их по двум направлениям: политическому и правовому. Пересечение этих осей привело к четырем эмпирическим типам: глобалистский, «статистический», контекстуалистический и транслокалист.

Мы представляем ниже статистическую перспективу, которая, как представляется, является основным направлением прав человека как в правовых дисциплинах, так и в социальных науках. Государственная перспектива считает оправданным утверждение универсальной действительности прав человека при условии, что ее заявления принимаются как моральные параметры для сосуществования агентов в международных отношениях. С внутренней точки зрения права человека переходят в основные права Конституции и институциональную структуру верховенства закона.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден. Статья 13

Несмотря на увеличение межгосударственного сотрудничества в многосторонних учреждениях и продолжающиеся экономические, культурные и технологические процессы, государства по-прежнему будут определяющими участниками международных отношений. Стратегическое взаимодействие государственных агентов, руководствующихся национальными интересами, определяемыми с точки зрения военной мощи, экономических интересов, относительного положения и престижа, будет подходящей интерпретационной основой для анализа субъектов и процессов на международном уровне.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Подобно международному праву в целом, характер прав человека будет таким же, как и общий закон, который понимается как совокупность принципов, норм и максимальных мер, обычно сопровождаемых участниками, поскольку они были приняты официальными соглашениями или молчаливыми корректировками поведения и соблюдение которых разумно ожидаемо ими. Это обычное право не носит обязательного характера, поскольку многосторонние учреждения не обладают эффективными полномочиями применять санкции в случае несоблюдения их положений государствами, в частности наиболее могущественными, которые определяют международные отношения.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

По этой причине считается, что международные договоры и пакты будут способствовать созданию только краткосрочных обязательств, выгод и контрпредложений, ограниченного по своему охвату, предсказуемым в соответствии со стратегическим расчетом государств.

Другие формулировки не отрицают существование схем сотрудничества, так называемых международных режимов, которые являются результатом корыстных действий государств. Хотя международные режимы создаются путем введения тем великими державами тем, правил и процедур, другие государства будут заинтересованы в участии в них из-за возможности изучения пространств, открытых правилами режима. Такие режимы будут, как правило, стабильно стабильными, поскольку они уменьшат неопределенность и информационные затраты, что приведет к соблюдению стандартов, которые со временем станут обязательными.

Вопрос 24: Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы и законодательное регулирование.

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство - устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра­жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со­стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Таким образом, согласно статистической концепции, нормы международных режимов вызывают относительно автономные процессы в отношении непосредственных интересов государств. С другой стороны, изменения в отношениях, установленных этими нормами, будут ограничены этими интересами, особенно если они уйдут из самых могущественных государств.

Государственная точка зрения утверждает, что границы между международным правопорядком и национальным государством сильно демаркированы. Права человека, как это предусмотрено международно-правовыми документами, могут быть моральными или, самое большее, квази-юридическими. В этом случае действие многосторонних учреждений будет оправдано и уместно только в ситуациях, когда нарушения прав человека ставят под угрозу коллективную безопасность.

Принципы российского гражданства

В РФ основополагающие принципы граж­данства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлены следующие принципы гражданства:

      гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);

      гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);

      граж­данин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству(ст. 61 Конституции РФ);

      РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровитель­ство за ее пределами (ст. 61 Конституции РФ);

      проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»);

      РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»).

Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежела­тельного для властей гражданина. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Двойное гражданство

Такое правовое состояние возможно, когда, например, жен­щина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданст­во. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.

Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только пра­ва, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам (если двойное налогообложение не исключа­ется двусторонним соглашением), в каждом из них нести воин­скую службу, лишается права занимать некоторые должности (судья, адвокат). Ни одно государство, признающее двойное гра­жданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в от­ношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное граж­данство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором. Следовательно, и иностранный гра­жданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между дан­ным государством и РФ). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекра­щение гражданства РФ.

Конституция ясно указывает, что приобретение граждани­ном РФ иного гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из россий­ского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допуска­ются отступления от этого общего правила в соответствии с фе­деральным законом или международным договором РФ. Но пока таких законодательных норм или договор­ной практики нет.

Гражданство и брак

Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей извест­ные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интере­сов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во вре­мя существования брачного союза, не должны автоматически от­ражаться на гражданстве жены.

Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Федеральный закон «О гра­жданстве РФ» (ст. 8) закрепил три важные нормы:

      Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

      Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

      Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство ребенка при приобретении или пре­кращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяет­ся в соответствии с рассматриваемым Законом. Для приобрете­ния или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Граж­данство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, ли­шенных родительских прав.

Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усынов­лению, при опеке и попечительстве.

Порядок обращения к Уполномоченному регламентирован Федеральным конституционным законом
от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
(Принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года. Одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года.)

1. В каких целях назначается Уполномоченный по правам человека в РФ?

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1).

2. Каковы задачи Уполномоченного?

Уполномоченный способствует:

а) восстановлению нарушенных прав;

б) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

в) развитию международного сотрудничества в области прав человека;

г) правовому просвещению по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1).

Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

3. Вы обратились к Уполномоченному. Лишает ли это Вас права обращаться в другие государственные органы, где Ваши права могут быть защищены?

Нет, так как деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Кто имеет право обратиться к Уполномоченному?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15).

5. Жалобы на чьи решения, действия или бездействие рассматривает Уполномоченный?

Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п.2 ст. 16).

6. Можно ли одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации?

Да, так как обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным (п.З ст. 16).

7. Существуют ли сроки давности при подаче жалобы на имя Уполномоченного?

Да, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).

8. Какие сведения должна содержать жалоба Уполномоченному?

Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п.2 ст. 17).

9. Облагается ли жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной?

Нет, не облагается (п.З ст. 17).

10. Могут ли направляться Уполномоченному жалобы от тех, кто содержится в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях?

Да, могут. Их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часовнаправляются Уполномоченному (ст. 19).

11. Какие действия вправе предпринять Уполномоченный, получив жалобу?

Он может:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п.1 ст.20).

12. В какой срок Уполномоченный информирует заявителя о принятом решения?

В десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20).

13. Обязан ли Уполномоченный мотивировать отказ в рассмотрении жалобы?

Да, обязан (п.З ст.20).

14. Можно ли обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению?

Нет, такой отказ обжалованию не подлежит (п.З ст.20).

15. Может ли Уполномоченный предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе?

Да, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

16. Может ли Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению?

Да, он вправе это сделать (п.1 ст.22).

17. Может ли Уполномоченный поручить проверку государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются?

Нет, не может (п.2 ст.22).

18. Какими правами располагает Уполномоченный при проверке жалобы? Уполномоченный имеет право:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;

7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания (ст. 23).

19. Может ли Уполномоченный получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну?

Да, может (п.1 ст.24), если это в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Поступила жалоба на действие органа или должностного лица. Ставит ли Уполномоченный этот орган или должностное лицо в известность о поступившей жалобе и ее характере?

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25).

21. Обязан ли о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный известить заявителя?

Да, обязан (п.1 ст.26).

22. Что обязан сделать Уполномоченный в случае установления факта нарушения прав заявителя?

Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26-37).

23. Может ли Уполномоченный выразить свою позицию по жалобе до принятия им окончательного решения?

Нет, до вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат (п.1 ст.28).

24. Может ли Уполномоченный разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия?

Нет, не может (п.2 ст.28).

25. Какие действия по результатам рассмотрения жалобы вправе предпринять Уполномоченный?

1. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке.

2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.

3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.

5. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод гражданзаконом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25).

Да, таким правом он обладает (п.1 ст.30).

27. Обязано ли периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, публиковать заключения и иные документы Уполномоченного?

Да, обязано (п.2 ст.30).

28. Установив в результате изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что имели место нарушения прав человека, какие действия Уполномоченный вправе предпринять?

1. Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения об щего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.

2. Обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ст. 31).

29. Какие действия Уполномоченный вправе предпринять в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан?

В таких случаях Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях (ст. 32).

30. В течение какого времени должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий?

Не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34).

31. В течение какого времени государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному?

В месячный срок (ст. 35).

Адрес: 107084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47. Телефон приемной 207-39-69. Проезд: М. "Красные ворота".

Уполномоченному по правам человека
в Российской Федерации
Т.Н. Москальковой
от________________________________,
проживающего______________________
__________________________________,
тел._______________________________

Жалоба

Моему сыну Иванову И.И. 1980 года рождения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 УК Российской Федерации, следственным отделом внутренних дел г. Н-ска с санкции прокурора города 1 марта 2001 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В порядке 220-1 УПК РСФСР сын обжаловал в суд постановление о применении данной меры пресечения, однако судьей 5 марта 2001 года вынесено постановление об оставлении его жалобы без удовлетворения.

Избрание моему сыну меры пресечения в виде заключения под стражу произведено с нарушением его права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного статьей 22 Конституции Российской Федерации, и статьей 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основанием для его ареста, как указывается в постановлении об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, послужила общественная опасность и тяжесть преступления, в котором он подозревается.

Вместе с тем, согласно статье 5 упомянутой Конвенции законное заключение лица под стражу допускается, в частности, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им нового правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

В материалах уголовного дела имеются доказательства о том, что мой сын впервые привлекается к уголовной ответственности, раньше никаких правонарушений не совершал, учится на дневном отделении высшего учебного заведения, имеет постоянное место жительства в квартире родителей.

Таким образом, оснований полагать, что он скроется от следствия и суда либо совершит новое правонарушение, не имеется.

С учетом изложенного, прошу защитить конституционное право моего сына на свободу и личную неприкосновенность изменением ему меры пресечения и освобождения из-под стражи.

Приложение: копия постановления следователя отдела внутренних дел г. Н-ска и судьи Н-ского городского суда.

Дата. Подпись.

107084, г. Москва
ул. Мясницкая, 47