Жилище человека – это его среда обитания. Разработка урока по ОБЖ на тему «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 5

Тема: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Продолжение учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: Лекция, беседа.

Цели и задачи учебного занятия:

    Обучающая : Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, ознакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире.

    Развивающая: Составить с учащимися перечень возможных аварийных и опасных ситуаций в жилище.

    Воспитывающая: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.

Оборудование : кабинет ОБЖ с мультимедийным проектором, ноутбуком или стационарным компьютером.

Дидактические материалы : Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2008, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003

Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: приветствие

Цель

Задачи

Длительность

Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала

Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся для беседы

1 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рад приветствовать вас на нашем уроке «Основы безопасности жизнедеятельности. На прошлом уроке мы начали с вами с того где мы живем и какие опасности нас с вами подстерегают. Вы все выполнили домашнее задание и прочитали параграф нашего замечательного учебника.

Здороваются с учителем, садятся.

Слушают учителя.

II этап учебного занятия повтор пройденного материала (тестирование, вопросы)

Цель

Задачи

Длительность

Проконтролировать разными способами усвоение материала прошлого урока

Закрепить полученные знания на предыдущем уроке. Выявить недостатки в усвоении пройденного материала

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам:

(слайд 2) Вы, наверное, помните, что на прошлом уроке мы говорили о городе и его опасностях? (щелчок мыши ) Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста (щелчок мыши )

Вставьте правильно в таблицу из предложенных вариантов источники опасности и зоны повышенной опасности Раздаточный материал «Тест»

(слайд 3) А вот так вы должны были выполнить задание (щелчок мыши ). Те, кто не допустил ни одной ошибки, могут в графе оценок поставить себе «5», две ошибки «4». Все остальные, надеюсь, смогут подготовиться в следующий раз к уроку немного лучше.

Дети слушают, берут раздаточный материал с текстом, подписывают контрольный лист и

(слайд 4) Ну. А теперь, разделившись на группы, попробуйте отгадать такую загадку. (щелчок мыши)

Из предложенных слов составьте предложение с одним из правил безопасности и запишите его в тетрадь.

(слайд 5) (Через 1 минуту) Отлично! Вы справились с заданием и хорошо запомнили одно из правил безопасности «Опасные ситуации можно и нужно предвидеть».

Дети, разделившись на группы по 4 человека, пытаются из предложенных слов составить предложение.

II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока

Цель

Задачи

Длительность

В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока

1 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(слайд 6) Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Предыдущая тема усвоена Вами хорошо.

А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь?

Вот мой дом, моя квартира,

Здесь учусь, играю, сплю.

Вы ответьте мне, ребята,

В безопасности живу?

Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о безопасности нашего жилища.

Дети слушают стихи и пытаются понять тему урока. Те, кто понял, поднимают руки и отвечают учителю.

(слайд 7) Итак, тема нашего урока «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища». Сегодня мы с вами узнаем, какие опасности нас поджидают в родном доме, узнаем их причины, попытаемся научиться их предвидеть.

Дети записывают тему урока в тетрадь.

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Цель

Задачи

Длительность

Ознакомить учащихся с основными опасностями в жилище

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей

33 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь обеспечить его всем необходимым.

(слайд 8) Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Сможет ли человек долго прожить в таких условиях?

Отвечают на поставленный вопрос.

Слово учителя: И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в начало XX века, и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.

(слайд 9) В доме была печь, с необходимым запасом дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, а туалет был на улице. Умывались из рукомойников, а воду для него и для других нужд носили из колодцев. Хранилась вода в ведрах или бочках. Как думаете, много времени и сил требовалось человеку для создания нормальных условий быта?

Дети слушают рассказ учителя.

Отвечают на поставленный вопрос.

Слово учителя: (слайд 10) Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.

Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура.

Дети слушают рассказ учителя.

Слово учителя (слайд 11) Дает определение жилища, особенности его жизнеобеспечения.

Дети слушают и записывают

Слово учителя: Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

(слайд 12) « Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка. (щелчок мыши) А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности и какие опасные ситуации нас могут подстерегать дома?

Дети слушают рассказ учителя.

(слайд 13): Ваша задача сейчас, разбившись на группы, перечислить как можно больше опасных ситуаций, которые могут возникнуть у нас дома. Пусть 1 группа подумает об опасностях на кухне, 2-я – в ванне, 3-я - в комнатах. Время на обдумывание 1 минута.

Дети делятся на группы по рядам и выполняют задание. После 1 минуты самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания.

Слово учителя: (слайд 14) Предлагаю систематизировать наши знания и заполнить таблицу «Источники опасных ситуаций в жилище и их причины».

(Учитель называет источники и причины опасных ситуаций в доме).

Дети в тетрадях рисуют таблицу (можно воспользоваться раздаточным материалом «Таблица. Источники опасных ситуаций в жилище и их причины»). Записывают источники и причины опасных ситуаций в таблицу.

IV этап учебного занятия: заключительный, подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места

Поставить задачи на следующий урок. Дать домашнее задание

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(слайд 15) Задумывались ли вы раньше о том, сколько опасных ситуаций может возникнуть у нас под боком, в нашем жилище?

Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения мы с вами знаем, Правильно!

    Предвидеть опасность.

    По возможности избегать ее.

    При необходимости действовать.

    Бороться до последнего.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Слово учителя: (слайд 16) Ну, а теперь время пришло дать домашнее задание. Объясните пословицы и попробуйте проиллюстрировать ее примерами.

1 вариант – «Выиграешь время – потеряешь жизнь»

2 вариант – «Беда вымучить, беда и вылечить».

И, конечно, вы почитаете наш замечательный учебник, стр. 14-17.

(слайд 17) На этом наш урок окончен. Берегите себя!

Дети записывают домашнее задание.



Где бы ни поселился человек- в жарких странах и за Полярным кругом, на берегу моря и высоко в горах,- ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода и жары, от дождя и ветра. Люди всегда строили свои дома из того, что было под руками, приспосабливаясь к природным условиям.

На Крайнем Севере, где всё покрыто льдом и снегом, эскимосы строили иглу из снежных кирпичей, с окнами из кусков речного льда. Чтобы было тепло, в иглу зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами.

Жителям лесов было, конечно, лучше: их избы, сложенные из толстых брёвен, проконопаченные мхом и паклей, .надежно защищали и от мороза, и от зверей.

А в степях, где лесов мало, строили дома из глины либо из высушенной на солнце смеси глины с соломой.

Многие народы кочевали в поисках мест для охоты или пастбищ для скота. Им нужно было жилище, которое легко сложить и перевезти.

Чукотская яранга и ненецкий чум сделаны из жердей, на которые натянуты оленьи шкуры. Ведь чукчи и ненцы - оленеводы.

Казахи, киргизы и монголы разводят овец, поэтому каркас из жердей они покрывают войлоком из овечьей шерсти, и получается юрта.

Североамериканские индейцы ал-гонкины, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, покрывали ветками, тростником или корой, и получался вигвам. А индейцы сиу, охотившиеся в прериях, жили в типи, сделанных совсем как чумы у ненцев, только они их покрывали шкурами бизонов.

В домах на сваях селятся новогвинейские папуасы и многие другие жители жарких стран. Лёгкие хижины из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стоят так высоко над водой, что им не страшны ни наводнения, ни хищники. К посёлку и враги не подойдут незаметно.

Домик из бамбука, бумаги и циновок построил японский крестьянин, и не только потому что он беден. Такое жилище наиболее безопасно во время очень частых в Японии землетрясений.

В Юго-Восточной Азии, где живёт очень много народа и не хватает земли для построек, люди поселяются в лодках, которые называются джонками. В них живёт вся семья. Даже на рыбную ловлю далеко в море плывут все - и маленькие дети, и старики.

Но эти жилища не очень-то надёжны. Ливни и ураганы, лавины и землетрясения часто разрушают их.

Самыми долговечными оказались постройки из камня. До наших дней сохранились дома и храмы, построенные несколько тысячелетий назад. Но каменные дома стоили дорого, потому что добывать камень нелегко. Недаром труд в каменоломнях был уделом каторжников и рабов.

И человек стал искать замену природному камню. Сначала он научился обжигать кирпичи из глины, потом появился бетон - самый распространённый в наше время строительный материал. Теперь жилище человека, построенное на крепком фундаменте, с прочными стенами и хорошей крышей, надёжно защищает от непогоды, а дома из железобетона не боятся даже землетрясений. Тем, кто живёт в таком доме, не нужно бегать за водой к реке или колодцу - есть водопровод; не нужно топить печи - есть газ и центральное отопление; не нужно покупать для освещения керосин-есть электричество.

Люди уже не приспосабливаются, а подчиняют себе природу. Они возводят красивые города там, где были пустыни, строят большие и удобные дома в деревнях, посёлки - в ледяных просторах Антарктиды, а недавно даже опустили на морское дно первый подводный дом.

Об истории жилища и многих других вещей прочти «Рассказы о том, что тебя окружает» М. Ильина и Е. Сегал.

<-- -->

Городские жители проживают, как правило, в многоэтажных кирпичных, блочных или панельных домах. Их квартиры электрифицированы, газифицированы, оборудованы водопроводом и канализацией. Во многих домах имеются лифты. В городах имеются службы безопасности (пожарная охрана, милиция, «скорая помощь», службы газа), а в некоторых имеются и службы спасения.

Сельских жилищ, в отличие от городских, меньше коснулась современная цивилизация. Большинство их обитателей проживают в деревянных одноэтажных домах. Не в каждом селе и деревне есть газ, водопровод, канализация. Многие сельские жители пользуются водой из колодцев, для приготовления пищи и обогрева помещений применяют газовые баллоны и обычные печи. Службы безопасности чаще всего находятся в соседних городах и поселках городского типа. Поэтому во многих случаях сельский житель должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

Все инженерные системы равным образом важны и необходимы для поддержания дома в рабочем состоянии. Без некоторых из них (водо- и электроснабжение, канализация, отопление…) жизнь в здании и жизнь самого здания невозможны. Без других (лифт, телевидение, телефон) – возможна, но очень не комфортна. А без некоторых (спутниковая антенна, электронные системы безопасности…) – не цивилизованна и не современна. Действительно. Без лифта плохо, а уж без воды, тепла зимой, канализации и мусороудаления уж совсем никак. Поэтому первую группу инженерных систем назовем системами жизнеобеспечения дома и рассмотрим их более внимательно. Вам будет полезно знать эту небольшую информацию с тем, чтобы проконтролировать капитальный ремонт вашего здания или грамотно требовать качественного ремонта этих систем, например, у того же ЖЭУ.

Отопительная система Россия – холодная страна. Поэтому обогрев жилого помещения в зимнее время является для наших соотечественников жизненно необходимым. Исторически сложилось так, что в крупных российских городах большинство жилых домов оснащено центральными водяными системами отопления. Центральными называются такие системы, в которых генератор тепла (например, котел) вынесен за пределы отапливаемых помещений (домов) и теплоноситель (как правило, вода) транспортируется к дому по теплотрассе. Используются: а) системы с естественной циркуляцией за счет разности плотностей остывшей и нагретой воды и б) системы с механическим побуждением циркуляции насосами. По расположению внутридомовых магистралей различают системы с верхней разводкой (по чердаку) и с нижней разводкой (по подвалу). Центральные системы надежны, работоспособны, но экономически дороги, так как технология сложна, требуется много квалифицированных работников и велики потери при передаче тепла по трассам от теплостанций до конкретного дома. Широкие перспективы открываются при использовании домовых котельных нового поколения для создания децентрализованных систем теплоснабжения.

Системы горячего и холодного водоснабжения. Под системой водоснабжения понимается внутренний водопровод для подачи воды (холодной и горячей) питьевого качества. Как и в случае с отопительной системой, в российских крупных и средних городах используется централизованная подача воды. При этом поставщик должен гарантировать следующие параметры: a) бактериологические показатели; b) токсические и химические показатели; c) цветность и прозрачность; d) отсутствие резких запахов. К сожалению, действующий ГОСТ на питьевую воду устарел и хорошую очистку воды дают только дорогостоящие фильтры, которые каждый (у кого есть деньги) может устанавливать на смесителе в своей квартире. Значительное распространение, кроме централизованного, имеет система нагрева воды с помощью газовых колонок. Эта система имеет свое преимущество для потребителя: каждый из нас неоднократно испытывал значительное неудобство при централизованном отключении горячей воды при работающей холодной. Как правило, это происходит из-за ремонта теплотрасс не реже одного раза в год. Пользователи газовых колонок избавлены от этих проблем. Однако, следует не забывать, что такая система небезопасна и требует периодического надзора городских газовых служб.

Канализация Жители больших городов настолько привыкли к наличию канализации для отведения сточных вод от санитарных приборов (раковины, мойки, унитазы, ванны и т.п.) в своих домах, что вспоминают о важности этой инженерной системы лишь, когда она засоряется. Однако, следует помнить, что это одна из важнейших систем жизнеобеспечения дома, которая требует особого ухода и заботы. Система канализации может быть простой и усложненной: например, если в доме имеются внутренние водостоки, то предусматривается для них своя канализационная система.

Электроснабжение дома Трудно себе представить, что еще каких-то 80 лет назад электричество в домах было редкостью. Теперь «лампочка Ильича» светит в каждой квартире. И если бы только лампочка. Когда отключается электропитание: текут холодильники, голубое (теперь цветное) телевизионное окно в мир захлопывается, а в домах с электроплитами и просто беда – все переходят на бутерброды. Наши дома снабжаются электроэнергией городскими службами. Как правило, каждый подъезд имеет свой ввод. От него идет запитка на квартирный щит и далее разводка на каждую квартиру. По квартире идут две линии: осветительная и силовая (на розетки). Чтобы пользователи не подвергались опасности электроудара и чтобы не было пожароопасных ситуаций должны быть выполнены следующие условия: a) энергоемкие приборы (плиты, компьютеры, кухонные агрегаты и т.п.) должны быть заземлены; b) провода должны быть скрыты в строительных конструкциях, их сечение должно быть рассчитано на Ваши приборы, иными словами суммарная мощность электроприборов в квартире не должны превышать определенного лимита, который должен быть известен жителям; c) все розетки должны быть исправны.

Вентиляция и кондиционирование воздуха Свежесть воздуха в квартире, на лестничной клетке должна обеспечиваться системами естественной вентиляции. По действующим нор-мам вытяжки (специальные полости – каналы в строительных конструкциях) должны быть только на кухне, в ванной комнате, в туалете. При наличии мусоропровода устанавливается дефлектор над стволом мусоропровода. Сегодня требования к вентиляции возросли. Происходит постепенная замена естественной вентиляции – вентиляцией с механическим побуждением – с установкой вентиляторов в каналы. При этом эффективность вытяжки резко возрастает и не зависит от атмосферных факторов (ветер или температурный перепад в квартире и на улице).

Газоснабжение. Для приготовления пищи в крупных городах используются два источника энергии – газ и электричество. Преимущество газа: низкая стоимость и слабая, по сравнению с электроэнергией, тенденция к ее росту. Но газ – взрывоопасен. Поэтому, работы на газовых магистралях, оборудовании и приборах ведутся работниками специальных городских служб.

Лифтовое хозяйство Большинство из нас живут в многоэтажных домах, поэтому в необходимости бесперебойной работы лифтов дома никого убеждать не нужно. Являясь оборудованием повышенной опасности, лифтовое хозяйство, как и система газоснабжения, обслуживается специализированными фирмами, которые по договору с эксплуатирующей организацией осуществляют профилактику и ремонтные работы.

Теория архитектуры


СОВРЕМЕННОЕ КОМФОРТНОЕ ЖИЛИЩЕ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Идентификационный номер Информрегистра: 0420600020\0023

В статье рассматриваются основные характеристики, формирующие комфортное жилище для большинства населения России, при этом не рассматривается элитное. Показана специфика малоэтажного жилища, выбранного в качестве объекта исследования. Выявлены и представлены в виде схемы первостепенные характеристики комфортности жилой ячейки. В таблицу сведено оптимизированные данные по жилищу для разных по количеству членов семей. Также рассмотрен один из важнейшизх показателей потребительских качеств - персонализированная функциональность объёмно-планировочной структуры. В заключительной части статьи приводится пример потребительского жилища, где персонализированная функциональность объёмно-планировочной структуры выражена через свободную планировку.

В настоящее время наблюдается проектный и строительный «бум» жилищного строительства, как городского, так и загородного. Однако необходимо отметить, что в последние годы большая часть возводимого жилья в Екатеринбурге, на Урале, да и в России в целом, после покупки потребителем перестраивается. Такая перепланировка, или, так называемый дизайн-проект под конкретные требования и пожелания заказчика, “усложняет” ему жизнь, так как ведет к обострению его взаимодействия с согласующими структурами, к удорожанию строительства на 15-20%, и, наконец, к удлинению сроков сдачи жилья в эксплуатацию. Нельзя не предположить, что количество таких перестроек можно существенно уменьшить или вовсе избежать. Тем более, если говорить о самом массовом строительстве - о жилище для малообеспеченных, о большинстве населения России, 85 процентов которого составляют врачи, учителя, жители деревень, военнослужащие и др.

В России сегодня ясно стоит задача строительства современного комфортабельного жилища, удовлетворяющего запросам основной части населения, его представлениям о соответствии пространственной организации жилой ячейки индивидуальному семейно-бытовому укладу, об инженерном оснащении жилища, отделке, цвете, освещении помещений и т.д. В связи с этим встает важный вопрос - какие типы жилища будут пользоваться наибольшим спросом большинства населения и в тоже время были бы достаточно недорогими в строительстве и эксплуатации?

Здесь не рассматривается вопрос строительства элитного жилища, создаваемого индивидуально, на возведение которого изначально предполагается вложение больших инвестиций, предоставление “элитных” площадок строительства (возможно, в зелёных зонах), индивидуальный подход к заказчику и др.

Сегодня особенно актуальными являются научные исследования по выявлению оптимальных решений массового жилища на перспективу, основанные на мнениях потребителей, и которые до сих пор почти не проводились. Настоящие исследования направлены на обобщение мнений потребителей с учетом современных требований и практики строительства и эксплуатации.

В данной статье предлагается показать целесообразность и возможность оптимального решения жилой ячейки, имея в виду дом, блокированный дом, коттедж; даётся попытка обозначить механизм решения поставленной проблемы. Полученные результаты можно использовать и при проектировании многоэтажных домов.

Изучая особенности малоэтажного массового жилища, мы опираемся на диссертационное исследование профессора С.А.Дектерева, в котором он показал результаты народной мудрости, оптимизированной за прошлые века, сделал открытие “рационального народного жилища Урала” - то есть “разумное” решение избы в совокупности с хозпомещениями. Необходимо отметить, что ещё несколько десятков лет назад (что является отличительной особенностью), “потребители” строили себе сами, тщательно учитывая те или иные качества соседних строений: комфорт, удобство передвижения, площадь помещений, энергоэффективность сооружения в целом, влияние осадков, инсоляции и др.). За века произошёл комплексный учёт всего того, что влияет на качество жизни семьи в жилище.

Опираясь на опыт прошлого (как отечественный, так и зарубежный), согласуясь с возможностями настоящего, предугадывая будущее, наука способна решить поставленную задачу.

Интерес и выбор малоэтажного жилища в качестве объекта исследования обусловлен его специфическими характеристиками, а именно:

  1. Малоэтажное жилище по объёмно-планировочным параметрам отличается от многоэтажного:
    - это удобное жилище по планировке и по связи с участком (по быту оно индивидуально);
    - оно недорогое и, возможно, самовозводимое;
    - оно может функционировать с автономными системами комфортообеспечения;
    - оно своё, здесь “отчий дом”, здесь “начинается Родина”.
  2. Многое, что по жёстким требованиям СНиП и Госстандартов необходимо делать в домах повышенной этажности, возможно не делать или не предполагается в малоэтажном; в частности, нет необходимости в выделении площадей под:
    - лестнично-лифтовые узлы;
    - мусоропровод и другие.
  3. В социальном плане потребность в таком жилище определяется следующими соображениями:
    - в малоэтажных жилых кварталах меньше скученность населения (соседи знают друг друга);
    - индивидуальность внешнего облика зданий;
    - быстрое реагирование на изменение потребностей заказчика;
    - в настоящее время складывается тенденция к ликвидации ветхого жилища и застройке освобождённых территорий жильём повышенной комфортности много- и малоэтажным.

Прямо ответить на вопрос, “каким должно быть комфортное жилище”, довольно сложно. Сколько людей - столько и мнений. Однако решить данную проблему попытаемся, определяя факторы, влияющие и формирующие комфортное жилище, и обобщая типологию пожеланий. Выявленные и обобщённые характеристики - это мнения непосредственных потребителей жилища, а также мнения учёных, архитекторов, согласующих органов, то есть всей структуры общества, причастного к оценке жилища, в научно-взвешенном их соотношении. Первостепенными характеристиками комфортности жилой ячейки являются (Рис.1):

I. Площади и состав помещений:

1. Общая площадь

2. Состав и количество помещений

3. Площади помещений

II. Персонализированная функциональность объёмно-планировочной структуры (взаимосвязь между образом жизни потребителей и планировочной структурой: технологичность, антропологичность, физиологичность и др)

III. Экономичность и безопасность строительства и эксплуатации:

1. Технологии и организация строительства

2. Строительные материалы и конструкции

3. Отделочные материалы

4. Оборудование

IV. Насыщенность инженерными системами жизнеобеспечения:

1. Централизованные инженерные системы

2. Автономные инженерные системы

V. Выразительность архитектуры (экстерьера и интерьера):

1. Наличие признаков ансамбля

2. Наличие художественно-неповторимых “цитат”

Если эти средневзвешенные характеристики имеют место, как рациональные, оптимальные, такое жилище вправе можно назвать “потребительским”, то есть потребляемым семьёй без его переделок. Если такое жилище удастся создать, то в России, в том числе и на Урале, всюду можно будет видеть жилые дома народной архитектуры России, подобно тому, что наблюдается в США - тип народного дома. Проживание в таком “потребительском” жилище станет престижным, несмотря на его массовость.

Естественно, по всем указанным выше (и не только) характеристикам оптимальной и комфортной жилой ячейки количественные и качественные показатели должны быть равнозначными для семей различной величины. Предполагаем, что доходы рассматриваемой части населения не имеют большого разброса.

Итак, показатели потребительской оптимальности.

Первый. Одним из основных показателей потребительской оптимальности жилища является количество жилых помещений. Зарубежный и отечественный опыт сегодня однозначно определяет - жилище потребительски престижно, когда число комнат на единицу больше числа членов семьи.

Возникает вопрос: каков численный состав семей, например, на территории Урала? Данные из различных источников информации позволяют привести достаточно достоверные сведения по составу семей: из одного человека - 5%, из двух - 15%, из трёх - 30%, из четырёх - 35%, из пяти человек - 10%, из шести и более - 5% семей. Данное исследование ориентировано на семьи, состоящие из двух-пяти человеки, что охватывает до 90% всех семей. Но точнее, то из этого числа необходимо исключить 10% высокообеспеченных жителей, 7% неимущих (престарелых, бомжей, больных и др), тогда создавать комфортно-престижное жилище необходимо для “оставшихся” 73% семей.

Второй показатель. Площади жилых помещений (Табл.1) определены как оптимальные, на основе анализа нормативной официальной и научной отечественной и зарубежной литературы. Естественно, что, с одной стороны, при проектировании никто и никогда не попадёт точно в эти значения, а с другой стороны, потребитель, заказывая или выбирая готовый проект, уточняет площади помещений, не превышая общего значения, то есть “комфортность” проявляется на стадии подготовки задания или поиска готового решения: семья имеет возможность “перекомпановки” площадей помещений.

Таблица1

Третий показатель. Потребительски комфортным признается жилище, имеющее достаточное количество и площадь бытовых и хозяйственных помещений: ванная комната, гостевой санузел, прихожая, передняя, гадрероб уличной одежды и обуви, гардеробные для платья и белья, хозяйственная кладовая, кухня (кухня-столовая). По частоте спроса предлагается все подсобные помещения разделить на бытовые и хозяйственные. Бытовые - это те, которые в бытовом процессе используются в течение дня многократно (наример: кухня, санузел, лестница). Хозяйственные используются семьёй в течение дня крайне редко - 1-3 раза, а некоторые и того меньше (например: гардеробная верхней одежды, гараж, хозкладовая, бельевая).

В таблице сведены оптимизированные данные по жилищу для разных по количеству членов семей, но, как было оговорено ранее, для большинства населения страны, то есть экономкласса. Результаты получены на основе опроса различных потребителей, анализа отечественной и зарубежной литературы и изучения опыта строительства. Из приводимой таблицы видно, что требования рациональности вынуждают “сближать” типы, число и площади подсобных помещений в квартирах для различных семей; разница между смежными в “модельном ряду” жилыми ячейками составляет всего 1-3 м 2 . Разница между жилыми площадями у смежных “модельного ряда” квартир составляет 12-20 м 2 .

В таблице представлены основные III типа жилища: I тип - оптимальное соотношение числа проживающих и количества жилых комнат (на 1 больше); II тип - увеличение количества помещений более чем на 1 в сравнении с числом проживающих; III тип - некоторое увеличение площади жилой ячейки за счёт увеличения площадей подсобных помещений. Опираясь на приведённые соотношения между составом семьи и количеством и площадями помещений, потребитель имеет возможность “подобрать” себе один из трёх вариантов. Как видно из таблицы, второй и третий типы имеют подварианты. Соответственно, количество типов возрастает до бесконечности, а не сводится только к приведённым: возможно некоторое увеличение пощадей жилых помещений за счёт уменьшения или исключение площадей вспомогательных помещений (например, лестница в одноэтажном доме не предусматривается) или за счёт увеличения площади жилой ячейки в целом.

Четвёртый. Важнейший и очевидный показатель потребительских качеств комфортности жилища - “персонализированная функциональность” объёмно-планировочной структуры. Опрос потребителей и изучение научной литературы показывают: этот показатель обеспечивается в первую очередь зонированием - обособлением дневной и ночной зон. Одни признают только одноэтажный дом, другие предпочитают двухэтажный. В первом случае зонирование осуществляется по горизонтали, во втором - по вертикали. Персонализация выявляется и тем, как помещения взаимно расположены - с жесткой изоляцией или в свободном перетекании пространств, так называемая свободная планировка. Это относится, в основном, к дневной зоне. Однако помещения ночной зоны тоже могут быть пространственно связаны и между собой и с дневной зоной холлом, галереей, внутренним балконом, каминной зоной и т.д., и т.п.

Для более ясного представления о вышесказанном приведём пример потребительского жилища, где персонализированная функциональность объёмно-планировочной структуры выражена через свободную планировку, через отсутствие “лишних” стен и дверей, чем обеспечивается, кстати, экономия ресурсов (Рис.2).

Мы приводим пример, в первую очередь, для демонстрации функционально-пространственной структуры жилища, свободной планировки. Проект был выполнен ранее полученных результатов таблицы. По показателю и общей площади жилище корреспондирует к престижному. Задача экономкласса при данной планировночной структуре выполнима.

Четырёхкомнатный 2-этажный жилой дом с гаражом (~30 м 2), общей площадью ~183м 2 , площадь жилых комнат ~ 64 м 2 , площадь подсобных ~78 м 2 , в том числе бытовых ~ 43м 2 , хозяйственных ~ 35 м 2 . Кровля бесчердачная, вентилируемая. Здесь общая площадь завышена на 43 м 2 (см. табл), и по сравнению с оптимальной могла бы достигать (по типу III) - 157 м 2 . При этом завышение составляет 26м 2 . Превышение складывается из увеличенных площадей: спальни на 7,12м 2 , кухни-столовой на 14,4 м 2 , прихожей - 3,2 м 2 и др.

В предлагаемом примере персонализированная функциональность объёмно-планировочной структуры выполнена за счёт поэтажного зонирования: первый этаж - дневная зона, второй - ночная.

Дневная зона. Применён приём свободной планировки пространства. Помещения “переливаются” друг в друга, взаимно просматриваются, имея, однако, чёткие границы. Заходим в дом - прихожая развивается вправо. Слева - гардеробная и проход в гараж. Справа от входного тамбура - гостевой санузел, совмещенный с котельной (настенный газовый котёл). При входе в прихожую - воспринимается фронтальная прозрачная стена с подсветкой, которая является витриной для выставления семейных реликвий, художественных ценностей и так далее (в этом заложено своеобразие для каждой семьи). За частично прозрачной стеной-витриной - гостиная, пол которой ниже отметки пола прихожей-передней. Слева от прозрачной стены (верхняя её зона прозрачная, высота остекления - персонализирована по желанию потребителя) - вход в гостиную. Справа - лестница вниз к кухне-столовой, а отсюда - в гостиную (по кругу) и одновременно лестница вверх, на второй этаж к спальням, которые объединены холлом. Холл пространственно связан с гостиной, которая имеет второй свет - снова перетекание пространств.

Санузел внизу может быть оборудован душевой кабиной, вверху - ванной. Одна из комнат может быть кабинетом и одновременно выполнять роль гостевой. Такая жилая ячейка для семьи из 3-х человек комфортна, престижна и недорога.

Данный пример планировки может быть изменён без выхода за рамки наружных стен. Здесь может быть выполнен камин, система пылеуборки и кондиционирования и, что важно для условий климата Урала, - прямое использование прямых солнечных лучей для отопления и горячего водоснабжения.

Таким образом, отметим еще раз основные характеристики вышеприведённого примера жилого дома: дом небольшой, оптимален по площади, составу помещений и стоимости. Его объёмно-планировочное решение позволяет учесть множество персонализированных условий и пожеланий потребителя, включая исполнение чердачного покрытия, то есть стропильной крышы. Дом может быть построен в течение одного сезона, одного года.

Другие характеристики качества потребительского жилища рассмотрим позднее.

Подводя итог, необходимо отметить, что, в связи с современным динамичным развитием жилищного строительства, возрастает потребность в строительстве качественно нового жилища, сочетающего в себе комфорт, экологичность, энергоэкономичность и удовлетворяющего потребности различных групп населения. Развёрнутая типологическая характеристика жилища даст возможность проектировщикам по-новому формировать и развивать архитектурно-планировочную структуру квартир-домов на длительную перспективу.


Библиография

  1. Дектерев С.А. Климат и архитектура народного жилища. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 208с.
  2. Архитектура жилища в условиях Урала / Под общей редакцией С.А.Дектерева. - Екатеринбург: Изд-во УралАРХИ, 1992. - 235с.
  • 6773 просмотра

1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь его обеспечить всем необходимым.

И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас.

Мысленно перенесёмся на 100 лет назад, в начало XX в., и 10 посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека. Тогда даже в крупных городах половину жилого фонда составляли сельские дома.


В доме (даже городском) была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо было запасать дрова и топить ими печь. Пища также готовилась на огне в печи. Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице. Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок. Хранилась вода в вёдрах или бочках.

Теперь и в сельских домах зачастую есть водяное отопление, освещаются они электричеством, везде есть телевизоры, холодильники, спутниковые антенны, газовые и электрические плиты. Во многие сельские дома вода подаётся с помощью специальных насосов, имеется душевая кабина.

Квартира горожанина в настоящее время уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.


Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура.

Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей. Чтобы обезопасить себя и своё жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Кроме того, существуют правила поведения в быту. Несоблюдение этих правил может привести к беде.

Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электробытовыми приборами, при хранении и использовании горючих и легковоспламеняющихся веществ может привести к пожару.

Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры и квартир соседей.

Правила безопасного поведения в быту подробно изложены в главе 2. А здесь мы отметим следующее: чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нём поддерживать постоянный порядок. Нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определённом месте свои учебники, спортивный инвентарь.

Если нужно использовать тот или иной прибор, надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации.

1. Назовите пять отличий городской квартиры от деревенского дома.

2. Разделите тетрадную страницу на две колонки. В одной запишите преимущества наличия бытовых приборов в городской квартире, в другой - недостатки. Сделайте свои выводы. Обсудите их в классе на уроке.

3. Как вы думаете, можно ли включать сразу все электроприборы? К каким последствиям это приведёт?

4. Представьте, что нарушены правила эксплуатации газовой плиты. Опишите возможные последствия.

1. Вспомните и опишите в дневнике безопасности случай выхода из строя какого-то бытового прибора. Как вели себя взрослые в этой ситуации?

2. Подумайте, какое «слабое звено» есть в твоей семье (например, не выключаете телевизор, уходя из дому). Составьте короткую памятку для своих домочадцев.