Повышенная степень готовности. Что такое боевая готовность, степени боевой готовности: постоянная, повышенная, военная опасность, полная

В Вооруженных Силах России установлены следующие степени боевой готовности:

1. Боевая готовность «Постоянная»

2. Боевая готовность «Повышенная»

3. Боевая готовность «Военная опасность»

4. Боевая готовность «Полная»

Боевая готовность «постоянная» - повседневное состояние войск, укомплектованность личным составом, вооружением, бронетанковой техникой и транспортом, обеспеченность всеми видами материальных средств и способных в установленный для них срок перейти в боевую готовность «повышенную», «военную опасность» и «полную».

Части и подразделения находятся в местах постоянной дислокации. Организовывается боевая подготовка по плану боевой подготовки, проводятся занятия согласно расписания занятий, строгое выполнение распорядка дня, поддержание высокой дисциплины, все это оказывает значительное влияние на уровень боевой готовности в мирное время.

Боевая готовность «повышенная» - состояние войск при которой они в минимальные короткие сроки могут быть приведены в боевую готовность «военная опасность» и «полную» без выполнения боевых задач.

При боевой готовности «повышенная» выполняется следующий комплекс мероприятий:

Офицерский состав и прапорщики переводятся, при необходимости, на казарменное положение

Отменяются все виды сборов, отпуска

Все подразделения возвращаются в расположение

Техника текущего довольствия снимается с кратковременного хранения

АКБ устанавливаются на технику ТД

Учебно-боевая техника и вооружение загружаются боеприпасами

Усиливается наряд

Устанавливается круглосуточное дежурство ответственных офицеров штабов

Проверяется система оповещения и сигнализации

Прекращается увольнение в запас

Архивы готовятся к сдаче

Оружие и боеприпасы выдаются офицерам и прапорщикам

Боевая готовность «военная опасность» - состояние войск, при котором они готовы к выполнению боевых задач. Сроки приведения подразделений в боевую готовность «военная опасность» зависят от многих факторов (климат, время года и тд.). Личный состав получает оружие и противогазы. Вся техника и вооружение выводятся в запасной район.

Части сокращенного состава и кадры, которые комплектуются по мобилизационному плану офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами действительной службы, а также личным составом запаса, осуществляют прием организационного ядра, подготовку к выводу техники, вооружения и материальных средств в запасной район, развертывание пунктов приема приписного состава.

В состав организационного ядра входят офицеры кадра и запаса, водители, механики-водители, военнослужащие дефицитных специальностей, крайне необходимых для обеспечения организационного приема приписного состава и техники с народного хозяйства.



Боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени боевой готовности войск, при которой они способны приступить к выполнению боевых задач.

Части сокращенного состава и кадра приступают к приему приписного состава и техники с н/х. Подразделения комплектуются по мобилизационному плану личным составом запаса до полной штатной численности военного времени. Ответственность за качественное комплектование подразделения военнообязанными возлагается на командира и районного военного комиссара, которые обязаны постоянно изучать и знать личный состав, приписанный из запаса. Командир части согласует с военным комиссаром сигналы и порядок отправки команд на пункт приема личного состава.

ППЛС состоит из следующих элементов:

Отделение явки и приема команд

Отделение медицинского осмотра

Отделение распределения

Отделение выдачи средств защиты

Отделение санобработки и экипировки.

До прибытия в подразделение военнообязанные заносятся в штатно-должностные списки и получают соответствующее вооружение.

Поставка недостающей автомобильной техники в подразделение осуществляется непосредственно с предприятий и организаций со штатными водителями.

Для организационного приема техники с н\х вблизи части развертывается пункт приема техники, который состоит из:

Отделение сбора прибывающей техники

Отделение приема техники

Отделение распределения и передачи принятых машин.

После получения личного состава и техники производится боевое слаживание подразделений. Основными задачами боевого слаживания подразделений являются:

Повышение боевой готовности подразделений путем слаживания подразделений и их подготовка к боевым действиям,

Совершенствование личным составом запаса военных знаний и полевой выучки, приобретение твердых практических навыков в выполнении обязанностей,

Привитие командирам практических навыков в умелом руководстве подразделениями.

Боевое слаживание производится в четыре периода.

Первый период - прием личного состава и формирование подразделений. Выполнение упражнения контрольных стрельб из закрепленного вооружения и вождение машин. Слаживание отделений (расчетов). Изучение штатного вооружения и техники.

Второй период: слаживание взводов на тактических занятиях батарей.

Третий период: слаживание батарей на тактических учениях дивизиона.

Четвертый период: тактические учения с боевой стрельбой.

Таким образом, мы видим, что боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени боевой готовности войск.

Степени боевой готовности и порядок действия личного состава включают в себя большое количество мероприятий и жестко регламентированы временем. Ввиду этого каждый военнослужащий должен знать свои обязанности и в совершенстве их выполнять.

По команде дежурного «Рота, подъем, Тревога», каждый военнослужащий обязан быстро подняться, одеться, получить личное оружие: противогаз, ОЗК, вещевой мешок, стальной шлем, теплые вещи (в зимнее время) и действовать согласно боевого расчета. В вещевом мешке должно быть:

Плащ-накидка

Котелок

Фляжка, кружка, ложка

Белье нательное (по сезону)

Портянки

Фурнитура

Бумага для писем, конверты, карандаши

По тревоге военнослужащий доукомплектовывает вещевой мешок туалетными принадлежностями. Приписной состав экипируется на ППЛС в отделении экипировки и санобработки.

Заключение

Боевая готовность вооружённых сил (войск)- состояние, определяющее степень подготовленности каждого вида вооруженных сил (войск) к выполнению возложенных на него боевых задач. Наличие на вооружении армии оружия массового поражения и возможность его внезапного и массированного применения предъявляют к Б. г. вооруженных сил (войск) высокие требования. Вооруженные силы должны быть способными в любое время начать активные боевые действия на суше, на море и в воздухе. С этой целью в современных армиях предусматривается поддержание войск в постоянной (повседневной) Б. г. Постоянная Б. г. обеспечивается необходимой укомплектованностью войск личным составом, вооружением, техникой, запасами материальных средств, а также высокой выучкой личного состава.

Литература:

1. Наставление по стрелковому делу (АКМ, РПК, ПК, РПГ)

2. Боевой устав Сухопутных войск ч.2 (батальон, рота).

3. Боевой устав Сухопутных войск ч.3 (взвод, отделение, танк).

4. Учебное пособие "Курс лекций по общей тактике".

5. Учебник "Тактика" кн.2 (батальон, рота).

6. Журнал "Военная мысль" за февраль 1994 г.

7. Учебник "Организация и вооружение иностранных армий".

Обсуждено на заседании ПМК

Протокол № ___

«___» __________

Разработал старший преподаватель цикла №11

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Боевая готовность (боеготовность)

Состояние воинских формирований (войск, сил), характеризующее их способность в установленные сроки начать боевые действия и успешно выполнить поставленные боевые задачи (окончательная готовность к выполнению боевых задач).

Б.г. ракетных подразделений, частей и соединений характеризуется способностью и возможностью решать поставленные боевые задачи; оперативностью решения и возможностью наращивания Б.г. (перевода с мирного на военное время). Оперативность решения поставленных боевых задач достигается: заблаговременностью их планирования и ввода данных боевого применения в аппаратуру боевых ракетных комплексов и в автоматизированную систему боевого управления, разработки планов боевых действий; качеством организации и несения боевого дежурства, всестороннего обеспечением боевых действий; временем выполнения дежурными боевыми расчетами операций по непосредственной подготовке и проведению пуска ракет; продолжительностью циклограммы подготовки и пуска ракет. Ракетную часть (соединение) следует считать боеготовой, если она боеспособна, имеет боевые задачи, развернута в боевой порядок и готова к их выполнению в установленные сроки (несет боевое дежурство в установленной степени боевой готовности). Б.г. ракетных частей и соединений является определяющим элементом Б.г. ракетных объединений и РВСН в целом.

Требуемый уровень Б.г. РВСН обеспечивается: высокой готовностью к выполнению боевых задач ракетных частей, соединений и объединений; организацией непрерывного несения боевого дежурства на пунктах управления различного уровня дежурными сменами, способными самостоятельно выполнить полученный приказ на проведение пуска ракет; наличием автоматизированной системы боевого управления войсками и оружием, позволяющей проводить пуск ракет непосредственно с высших звеньев управления; централизацией планирования технических обслуживаний пусковых установок, связанных с понижением их готовности к пуску ракет; всесторонним обеспечением боевого дежурства и боевых действий; готовностью к выполнению боевых задач по поражению стратегических объектов противника в зависимости от степени угрозы развязывания им войны, и др. мерами технического и организационного характера. Причем под уровнем Б.г. понимается мера способности РВСН выполнить поставленные задачи в установленные сроки.

В РВСН предусматривается несколько степеней БГ. В мирное время БГ «Постоянная» обеспечивает своевременный перевод войск (сил) с мирного на военное положение, развертывание и вступление в войну. При этом органы управления и войска поддерживаются в готовности к выполнению мероприятий по приведению в высшие степени боевой готовности: «Повышенная», «Военная опасность», «Полная». С нарастанием угрозы войны степень БГ повышается, путем выполнения комплекса организационных, мобилизационных, технических и др. мероприятий в установленные планами сроки по приведению войск (сил) в высшие степени боевой готовности. Чем выше степень БГ, тем больше количество войск (сил), способных немедленно начать военные действия и меньше времени им понадобится для подготовки к выполнению боевых задач. При приведении в высшие степени боевой готовности поэтапно осуществляется увеличение (усиление) дежурных сил и средств на пунктах управления и связи; органы управления переводятся на усиленный (боевой) режим работы; формируются (отмобилизуются) новые части и подразделения; производится рассредоточение частей в установленные районы (места) выполнения боевых задач; уточняются боевые задачи, а также выполняются другие мероприятия в соответствии с планами. Наращивание БГ войск (сил) может осуществляется как путем последовательного введения от низшей к высшей степени БГ, так и непосредственно в высшую степень БГ, минуя промежуточную. Перевод в высшие степени Б.г., минуя промежуточные, осуществляется при резком обострении обстановки или начале войны с подъемом войск по боевой тревоге. При этом для объединений и соединений мобильной группировки в зависимости от складывающейся в районе их дислокации обстановки возможно применение принципа «регионального рассредоточения» полков, то есть вывод и рассредоточение на маршрутах боевого патрулирования (полевых позициях) только тех из них, по пунктам постоянной дислокации которых возникла угроза воздействия противника.

Лит.: Военная энциклопедия. Т.1. - М.: Воениздат, 2003. Стр. 493; Ракетные войска стратегического назначения. Воен.-исторический труд под ред. ген. армии Максимова Ю.П. – М.: РВСН, 1994; Концепция национальной безопасности. Утв. Ука¬зом Президента РФ от 24 января 2000 года.

Лаврищев А.А., Юдин В.Н., Грезин М.Я.

порядок оповещения военнослужащих, проходящих службу по контракту и проживающих вне расположения части;

порядок получения оружия и боеприпасов, предметов экипировки и имущества;

порядок выноса (вывоза) имущества и материальных средств;

порядок охраны и обороны расположения подразделения;

команды, назначаемые от подразделения, время и порядок их убытия. Содержание боевого расчета ежедневно уточняется на вечерней поверке.

4.2.2. Экипировка личного состава по тревоге

Для успешного выполнения стоящих перед подразделением задач кроме планирования командиру подразделения необходимо особое внимание уделять подготовке личного состава.

Важное место здесь занимает его экипировка, которая включает:

1. Полевое снаряжение.

2. Средства защиты.

3. Запас продовольствия и воды.

4. Шанцевый инструмент.

5. Предметы индивидуального пользования.

6. Индивидуальные медицинские средства оказания первой помощи. Рассмотрим состав элементов экипировки.

Полевое снаряжение – это комплект предметов, предназначенных для

ношения военнослужащим личного оружия, боеприпасов, средств защиты, шанцевого инструмента, запасов продовольствия и воды, предметов индивидуального пользования.

Состав комплекта полевого снаряжения для военнослужащего на основе опыта войск определяется приказом МО РФ 1997 г. № 340 (приложение 2).

Предметы полевого снаряжения хранятся в подразделениях, собранными на поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) без боеприпасов.

Снаряжение периодически подвергается осмотру, разборке и чистке с устранением обнаруженных недостатков.

Средства защиты:

противогаз;

общевойсковой защитный комплект (ОЗК).

Запас продовольствия – сухой паек или боевой рацион продовольствия (питания).

Шанцевый инструмент – малая саперная лопата. Предметы индивидуального пользования:

котелок, кружка, ложка;

туалетные принадлежности;

предметы хозяйственного обихода (фурнитура, принадлежности для ухода за обмундированием и обувью);

полотенце;

запасные портянки (носки);

одна пара нательного белья (при необходимости);

шлем стальной;

плащ-палатка.

Индивидуальные медицинские средства:

индивидуальная аптечка;

индивидуальные перевязочные пакеты;

средства обеззараживания индивидуальных запасов воды;

индивидуальный противохимический пакет.

Приказом МО РФ 1997 г. № 210 определен порядок ношения и размещения элементов экипировки военнослужащего.

На поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) располагаются:

фляга в чехле – слева сзади;

сумка для гранат – слева спереди;

малая лопата в чехле – справа сзади;

сумка для магазинов – справа спереди.

В рюкзаке вещевом постоянно содержатся:

котелок с уложенными в него кружкой и ложкой;

фурнитура;

шлем стальной, если он не используется в повседневной жизни.

С получением сигнала на приведение подразделения в боевую готовность рюкзак вещевой пополняется остальными вещами и сухим пайком (боевым рационом продовольствия). При этом туалетные принадлежности, полотенце и предметы хозяйственного обихода вкладываются в карманы рюкзака вещевого.

Для удобства укладки туалетных принадлежностей в подразделениях изготавливаются тканевые мешки.

Чулки и перчатки носятся на поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) в чехле справа сзади (за чехлом с лопатой), а плащ – приторачивается к рюкзаку.

Помещать защитный плащ, чулки и перчатки в вещевой рюкзак

ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Индивидуальные медицинские средства оказания первой помощи размещаются:

индивидуальная аптечка – в левом нагрудном кармане куртки;

индивидуальные перевязочные пакеты – в нарукавных карманах куртки;

средства обеззараживания индивидуальных запасов воды – в правом накладном кармане брюк;

индивидуальный противохимический пакет – в сумке противогаза.

4.2.3. Организация проведения занятий по боевой готовности

Определяющим элементом боевой готовности подразделения является его боеспособность, которая в условиях мирного времени зависит от боевой выучки.

Под боевой выучкой понимается комплекс знаний, навыков и умений личного состава, его морально-психологических и физических качеств, обученность и слаженность подразделения для выполнения задач в соответствии с предназначением.

Подготовка подразделения должна проводиться на плановых занятиях и тренировках по боевой готовности, в ходе плановых и внезапных проверок, осуществляемыхстаршиминачальниками, атакжеприпроведениитактическихучений.

Плановые занятия по боевой готовности с личным составом проводятся в начале каждого периода обучения. Программами боевой подготовки предусматривается проведение 3 занятий по боевой готовности продолжительностью 6 ч каждое. Первое занятие проводится в составе роты, отдельного взвода; второе – в составе батальона; третье – в составе.

Последовательное слаживание подразделений осуществляется методом тактико-строевых занятий вначале по элементам с неоднократным повторением в первую очередь тех действий личного состава, которые ими трудно воспринимаются или медленно усваиваются, а затем в комплексе с отработкой всех мероприятий приведения подразделения в боевую готовность.

Кроме учебных эти занятия должны преследовать и такие цели, как проверка реальности разработанных планов, расчетов и изыскание новых путей и способов сокращения сроков перевода подразделения с мирного на военное время.

Исходя из целей первое занятие целесообразно проводить в два этапа: первый – продолжительностью до 4 ч – в светлое время суток, второй – продолжительностью 2 ч – в темное время суток.

Для проведения занятий в расположении роты оборудуются учебные места: в спальном помещении, кладовой для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих, комнате для хранения оружия, а также учебное место для обучения лиц суточного наряда.

На учебных местах для личного состава могут быть вывешены:

1. В спальном помещении – схема-график этапов и очередности действий личного состава по сигналам, схема закрепления окон за военнослужащими, осуществляющими светомаскировку с указанием основных и запасных испол-

нителей, плакат с условиями выполнения нормативов по оповещению и сбору личного состава роты, по убытию водителей в парк, погрузочно-разгрузочных команд к складам и т.д.

2. Перед входом в комнату для хранения оружия – график получения оружия с указанием очередности и временных нормативов получения оружия и противогазов.

3. У входа в кладовую – схема-график с порядком экипировки военнослужащих, получения и выноса имущества.

На учебном месте для обучения суточного наряда выкладывается вся документация, определяющая содержание и последовательность его действий:

книга вечерней поверки роты с боевым расчетом, инструкция дежурному по роте на случай тревоги и сбора, документы для учета убывающих команд (посыльных, водителей, погрузочных команд и т.д.).

Назначение учебных мест, оборудуемых в парке, определяется содержанием мероприятий, проводимых личным составом по снятию с хранения автомобильной техники, приведению ее в готовность к применению и выводу в район сосредоточения.

Для проведения занятия командиром роты составляется план-конспект (приложение 3). Порядок проведения занятия может быть следующим.

Во вводной части командир роты объявляет тему, цели, учебные вопросы, порядок проведения занятия, напоминает содержание степеней боевой готовности, проверяет знание личным составом сигналов оповещения, способов их передачи (поступления) в роту и обязанностей согласно боевому расчету.

Затем командир роты распределяет взводы по учебным местам, указывает время занятия на них, определяет порядок замены на учебных местах.

В течение последующего часа командиры взводов в расположении отрабатывают во взводах действия лиц суточного наряда и каждого военнослужащего от момента оповещения до построения команд для следования к местам дальнейших действий. В ходе занятия личный состав осваивает действия при оповещении, подъеме и сборе по тревоге, осуществлении светомаскировки, получении оружия и имущества, выходе посыльных, водителей и других команд по предназначению.

Занятия в расположении роты завершаются 50-минутной комплексной тренировкой по выполнению всех мероприятий в составе роты. При этом особое внимание обращается на организованность и слаженность действий личного состава при получении оружия, средств индивидуальной защиты и другого имущества, экипировка, своевременность построения и убытия команд, правильность действий лиц суточного наряда и старших команд.

В энциклопедических источниках отмечается: «Боевая готовность - состояние, определяющее степень подготовленности войск к выполнению возложенных на них задач… Это, в конечном итоге, венец боевого мастерства в мирное время и ключ к победе на войне» . 1

О понятии «боевая готовность», ее сути и необходимости поддержания в войсках написано множество трудов. Особую значимость боевая готовность имеет для отечественных Вооруженных Сил. Несвоевременное и неорганизованное приведение их в боевую готовность с началом Великой Отечественной войны обернулось тяжелыми последствиями не только для армии, но и для страны в целом, гибелью миллионов людей.

В советский период из этого урока был сделан соответствующий вывод. Хотелось бы напомнить, какие усилия пришлось приложить военными и невоенным людям всей страны, чтобы в последующем поддерживать на должном уровне в течение многих десятилетий боеспособность армии и флота и тем самым сохранить мирный труд своих граждан. Эта проблема актуальна и теперь. Накоплен опыт по созданию стройной системы боевой готовности отечественных Вооруженных Сил. Это пример созидательного, самоотверженного труда народа и армии.

В послевоенное время военной наукой была дана объективная оценка причин просчетов в вопросах обеспечения боевой готовности Красной армии накануне войны и в ее начальный период и выработаны определенные рекомендации, чтобы впредь не допускать ошибок. Все, что делалось в советский период в области совершенствования организационно-штатной структуры соединений и частей, их технического оснащения, системы управления, боевой выучки, боевого, технического и тылового обеспечения, укрепления морально-психологического состояния личного состава, дисциплины и организованности, в итоге было направлено на то, чтобы войска в случае войны не были застигнуты врасплох.

Был сделан вывод, что Вооруженные Силы страны должны находиться в постоянной высокой боевой готовности к отражению внезапного нападения агрессора, быть способными в любой момент выполнить поставленные перед ними задачи. После Второй мировой войны в развитии теории и практики боевой готовности можно выделить пять основных этапов. Первый этап охватывает восемь с половиной лет - с 1945 по 1953 гг. Он обусловлен переводом ВС на мирное положение, их реорганизацией и модернизацией. В это время была осуществлена полная механизация и моторизация армии, проведено техническое обновление всех родов войск, создана реактивная авиация и образованы войска ПВО страны. В этот период были сформулированы требования к поддержанию боевой готовности войск в мирное время.

Было учтено, что во время войны в Корее (1950–1953 гг.) применялись новые боевые образцы вооружений - реактивная авиация, эффективные зажигательные средства - напалм, некоторые виды бактериологического и химического оружия. Второй этап занял шесть лет - с 1954 по 1960 гг. Он характерен массовым оснащением всех видов Вооруженных Сил ядерным оружием, созданием и внедрением новых вооружений, перестройкой организационных структур и, соответственно, пересмотром взглядов на характер операции и боя. Войска перешли на новую систему поэтапного приведения соединений в боевую готовность, в соответствии с которой предусматривались три стороны боевой готовности: повседневная, повышенная и полная. Третий этап включает последующие десять лет - с 1961 по 1970 гг.

Это было десятилетие создания стратегических ядерных сил, массового внедрения во все виды ВС ракет различного назначения, появления военно-космических средств, резкого скачка в развитии информационных и управляющих систем. В этот период по состоянию уровней боевой готовности Вооруженные Силы были разделены на несколько категорий. При этом большая часть войск, сил и средств, способная немедленно приступить к выполнению боевых задач без дополнительного развертывания относилась к войскам постоянной готовности.

Это ракетные войска стратегического назначения, все зарубежные группировки войск, значительная часть войск ПВО, ВВС и ВМФ. Ко второй категории относились соединения с коротким сроком готовности (1–2 суток). Большинство таких соединений входило в состав приграничных военных округов. К третьей категории относились войска сокращенного состава со сроками мобилизационной готовности до 10–15 дней. К четвертой категории относились кадрированные соединения со сроком развертывания от 20 до 30 суток от начала войны. Четвертый этап продолжался с 1971 по 1980 гг. и также был весьма насыщенным по содержанию. В состоянии Вооруженных Сил, их боевой готовности произошел в это время резкий качественный рывок. Их стратегический потенциал возрос в несколько раз.

Особое внимание уделялось повышению боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения. Они перешли на новый уровень управления. Была введена в строй система «Сигнал А». Эта усовершенствованная система управления ракетными войсками совмещалась с централизованной системой боевого управления Вооруженными Силами (ЦБУ «Центр»). Время предупреждения о стартах МКР было доведено до 30–35 минут, а о стартах РСД и БРЛП - до 5–8 минут. В системе боевой готовности появился новый элемент «аэромобильность», что повлияло на сроки осуществления маневра. Этому способствовала вьетнамская война, где в массовом количестве применялись многоцелевые вертолеты.

С учетом возросшей наземной и воздушной мобильности войск на поле боя пришлось вносить определенные коррективы в нормативы приведения войск в боевую готовность. Существенно и то, что война во Вьетнаме, а также войны на Ближнем Востоке (1967, 1973, 1982 гг.) положили начало войнам новой технологической эпохи, где характерным явилось массовое применение управляемого высокоточного оружия: во Вьетнаме это ЗРК, управляемые авиабомбы, самонаводящиеся авиационные ракеты «Шрайк», на Ближнем Востоке - управляемые ракеты ПТУР, ЗУР, авиационные ракеты класса «воздух-воздух», отвечающие концепции «выстрелилпоразил». Пятый этап в развитии системы боевой готовности войск занял период с 80-х по 90-е годы. Главным его содержанием стали войны в Афганистане (1979–1989 гг.), в зоне Персидского залива (1991), военные кампании на Северном Кавказе (1994–1996; 1999–2000). Существенно то, что от одной локальной войны к другой все более интенсивно стали внедряться новые системы вооружения. Если в войне в Корее было введено в действие 9 принципиально новых боевых систем, во Вьетнаме - 25, на Ближнем Востоке - 30, то в войне в зоне Персидского залива - 100.

Новое качество проявилось еще в том, что в 90-х годах неуклонно повышался удельный вес применения высокоточного оружия. Если в операции «Буря в пустыне» (1991) доля управляемых бомб составляла 8 проц., то через 7 лет при проведении операции против Ирака «Лис пустыни» (1998) их удельный вес возрос до 70 проц., в операции «Устрашающая сила» (1999) против Югославии - до 90 проц. всех американских средств поражения составляли управляемые высокоточные. С учетом изменившихся условий в 70-х годах была разработана новая система приведения войск в боевую готовность. Она предусматривала распорядительный порядок и возможность экстремального развертывания сил и средств в случае внезапного возникновения кризисной ситуации.

Подлинный переворот во взглядах на войну, способы ее ведения и соответственно систему обеспечения боеготовности ВС был обусловлен грандиозными научными прорывами в ядерной физике, оптике, физике твердого тела, радиофизике, теплофизике, космической, электронной и лазерной технике и других научных отраслях. Развитию теории и практики боевой готовности ВС во многом способствовала стройная система оперативно-стратегических учений на ТВД. Так, с 1971 по 1980 годы было проведено 9 таких учений на Западе, 7 учений на Востоке, 2 учения на Юге, 4 оперативно-стратегических учения войск ПВО, 3 оперативно-стратегического учения ВВС, 2 стратегических учения ВМФ. Весь спектр проблем боевой готовности ВС того времени нашел отражение в военно-теоретических трудах, появившихся с 1961 по 1990 гг., в том числе в таких, как «Начальный период войны» (1964), «Общие проблемы советской военной стратегии» (1969), «Стратегическая операция на театре военных действий» (1966), «Война и военное искусство» (1972), «Война и армия» (1977), «Современная война» (1978), «Военная стратегия» (1970), «Общевойсковой бой» (1965), Полевой устав Вооруженных Сил (1948) и др. Анализ теории и практики боевой готовности войск в советский период был бы неполным без освещения психологического аспекта проблемы.

В учебниках психология рассматривается как наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики человека. Отдельной ее ветвью является военная психология, изучающая закономерности психики и поведения людей в условиях военной службы, особенно в боевой обстановке. 2

Исследование боя - это исследование законов человеческой деятельности в бою. В свое время Клаузевиц писал: «Бой составляет конечную цель армии, а человек есть первое орудие боя, без точного знания человека и его состояния в решающий момент боя невозможна никакая тактика» . Но природа психологии человека на протяжении веков остается неизменной. Люди по-прежнему руководствуются в своем поведении страстями, низменными наклонностями, инстинктами, и в частности, наиболее сильным - инстинктом самосохранения, который может проявляться в бою в разных формах: в виде страха, безразличия, а иной раз и паники.

Уметь управлять поведением человека в бою, воспитывать в нем бесстрашие, воодушевлять на подвиг, мобилизовывать на выполнение боевой задачи - это значит обеспечить надлежащую боеспособность подразделения в любой обстановке. Наполеон говорил: «Инстинкт всякого человека заключается в том, чтобы не дать убить себя беззащитным».

Философы утверждают, что именно знание человека создало римскую тактику и обеспечило успехи Юлия Цезаря. 3 Бой испытывает человека на духовную и физическую прочность. Примечательно высказывание известного историка Б. М. Теплова о страхе в бою. «Вопрос не в том, - пишет он, - переживает человек в бою эмоции страха или не переживает никакой эмоции, а в том, переживает ли он отрицательную эмоцию страха и положительную эмоцию боевого возбуждения. Последняя - необходимый спутник военного призвания и военного таланта». 4

Поддержание надлежащей боевой готовности в бою невозможно без боевой сплоченности подразделения, без смелых, решительных действий военнослужащих, что является результатом целенаправленной их подготовки и воспитания. Пожалуй, самое трудное и самое важное в деятельности командира - это управление поведением людей в бою. Для этого надо находить пути к сердцу каждого солдата, пробуждать в нем лучшие боевые качества. М. И. Драгомиров писал, что «только война вызывает то совместное напряжение всех духовных сторон человека, в особенности его воли, которое показывает всю меру его мощи и которое не вызывает никаким другим родом деятельности». 5

В качестве вывода из рассмотренного отметим, что без воспитания таких боевых качеств у военнослужащих, как решительность, отвага, смелость, боевая активность, готовность пойти на разумный риск, твердость характера, инициативность, коллективизм, войсковое товарищество, взаимовыручка, хладнокровие перед лицом смертельной опасности, вера в превосходство своего оружия, умение управлять собой в стрессовых ситуациях невозможно обеспечить высокую боевую готовность подразделения. Забота об этом - важнейший долг командира.

Силой своего интеллекта, глубиной предвидения, оригинальностью замысла на бой, военной хитростью, решительностью действий, достижением внезапности, стремительностью маневра, четкостью и гибкостью согласования боевых усилий сил и средств, твердостью и гибкостью руководства подразделениями командир может удвоить, утроить боевые возможности подразделения. Решающую роль в обеспечении боевой готовности играет фактор времени. Потеря времени ничем невосполнима. Укрепление боеготовности и боеспособности подразделения - это работа сегодняшнего дня и на перспективу. Требуется учитывать не только то, что вероятный противник имеет сегодня, но и то, каким оружием он будет располагать завтра.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Советская военная энциклопедия, т. I, 1976. М.: Воениздат. С. 511.

2 . Военная психология и педагогика. Учебное пособие. М.: «Совершенство». 1998. С. 10.

3 . Шумов С. Оружия, армия, война, бой. Киев-Москва: «АльтернативаЕвролинц», 2003. С. 399.

4 . Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика. 1990. С. 97.

5 . Драгомиров М. И. Разбор войны и мира. СПб.:1898. С. 14.

И.Н. ВОРОБЬЕВ, В.А. КИСЕЛЕВ