Сообщение о музыкальном инструменте гитара. Для всех и обо всем

Гитара - уникальный инструмент. Он задействован практически во всех стилях музыки. Этот струнный инструмент также имеет множество видов - акустическая, классическая гитара, электрогитара. Её историю можно проследить на протяжении более 4000 лет. Много теорий было выдвинуто о происхождении инструмента. Неоднократно утверждалось, что гитара - это развитие лютни или древнегреческой лиры.

Металлические струнные гитары имеют тяжелый луч и усиленную нитку, которая балансирует струны. Их звук чист, чист и острый. У них есть разные цвета, от острого - на струнах - до нежного у шеи. Эти гитары играют как пальцами, так и лодыжками. Вы можете получить большой объем из них. Их универсальность делает их применимыми во многих видах музыки.

Гитара обладает самым важным звуком, комфортом, легкостью игры и эстетическим внешним видом. Инструмент выполнен таким образом, что он настолько чувствителен к вибрации струны, насколько это возможно. Важнейшая роль здесь - резонансная пластинка. Балки в акустических гитарах были разработаны для компенсации давления в 72, 5 килограмма в то же время, давая множество гармонических гармоник. Баланс между выносливостью и деликатностью был достигнут путем механического и тонального поиска. Выбор дерева и каждого элемента, используемого в конструкции, оказывают очень существенное влияние на окончательный тон.


Название гитары происходит от старого персидского "чартар", что в переводе означает четырехструнный. Предки гитары пришли в Европу из Египта и Месопотамии. Эти ранние инструменты чаще всего имели четыре струны.

К началу эпохи Возрождения 4-х струнная гитара стала доминирующей в большинстве стран Европы. Гитара с 5 струнами впервые появилась в Италии примерно в то же время. Как и у лютни, у ранних гитар редко было больше восьми ладов на грифе до корпуса, но в процессе эволюционирования гитары их число сначала увеличилось до 10, а затем до 12 ладов. До шести было увеличено число струн в 17-ом веке. В начале 19-го века можно увидеть, что гитары начинают принимать современную форму. Классическая гитара остается
практически неизменной и по сей день. В 20-м веке, в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука, появился новый тип гитары - электрическая гитара.

Например, резонансная пластина обычно имеет толщину 2, 5 мм и выполнена из мелкозернистой ели. Кедровые доски обычно толще. Спинка выполнена из вишневого дерева толщиной 2, 3 мм и слегка выпуклая, усилена еловыми балками. Стороны обычно имеют толщину 2 мм и изготовлены из вишневого дерева - они согнуты с теплом и влажностью.

Главным дизайнером был Орвилл Гибсон, который делал гитары, мандолины и другие струнные инструменты с выпуклым фронтом и спиной, вырезанные в одном куске дерева. Этот процесс повлиял на широкое использование акустических гитар и инструментов с вырезами и использование преобразователей. Электрическая оркестровая гитара стала основой для изобретения всей семьи оркестровых и плоских оркестров.

16-й век – знаменательный период в развитии гитары. Если до сих пор гитара занимала почетное, но не первостепенное место рядом с виолой, арфой и лютней то теперь она внезапно выдвигается на первый план. Это важное изменение происходит в середине 16-го века. Начав с Испании и Франции, мода на гитару быстро распространяется на Западную Европу. В течении последующих столетий интерес к гитаре то падал, то возрождался во всех европейских странах, кроме Испании, где гитара всегда была на первом плане.

Оркестр с металлическими струнами часто считается танцовщицей лодыжки. Его использование связано с джазовой музыкой. Оркестровые гитары делятся на две группы: акустические, иногда усиленные с помощью подвижного преобразователя и электроприводы, прикрепленные к коробке.

Эти типы гитар имеют поднятый верх и низ и большую акустическую камеру, которая увеличивает интенсивность звука. Резонансная дыра в первых оркестровых гитарах была круглой. В 1920-х и 30-х годах была введена «эфа», которая была предоставлена ​​семейством струнных инструментов. В 1940-х годах большинство производителей, как один из вариантов, начали использовать вырезы для облегчения доступа к более высоким регистрам. Традиционный инструмент имел рифленый верх, выполненный из ели и клена назад и боков.

Во второй половине 19-го века наступает упадок гитарного искусства. Достигшая своего расцвета оперная, симфоническая и инструментальная музыка отодвинула гитару на задний план и задержала ее развитие на многие десятилетия. Но в еще большей степени способствовали этому мещанская мода и вкусы, распространившиеся во всех слоях общества. По образному выражению Сеговии, крупнейшего гитариста 20-го столетия, "гитару повесили на стены парикмахерских", основным ее назначением стал примитивный аккомпанемент песенкам и романсам, музыканты перестали считать гитару серьезным инструментом. Многие старые традиции сошли на нет, талантливых исполнителей и композиторов становилось все меньше - дилетантство и невежество захлестнули гитарное искусство. Упадок распространился на все европейские страны, но менее других он коснулся Испании, в которой и началось новое возрождение гитары.

Более дешевые, массовые инструменты часто изготавливались из ламинированного клена. Доски доминируют в мире электрогитар в течение двадцати пяти лет. Наиболее широко используемые инструменты включают в себя как 1950-е, так и современные металлические детали, а также новые функции, такие как расширенный грифон и необычная отделка. Материалы и дизайн предназначены для увеличения возможностей выполнения. Многие современные гитаристы требуют, чтобы инструмент сочетал звук одиночной и двойной катушки со сложной системой вибрато, а также хорошо продуманный грифон с низким вырезом с хорошей интонацией и звуком во всех регистрах.

Музыкантом, вернувшим доброе имя гитаре и поднявшим ее искусство на новую, невиданную до того времени высоту, был Франсиско Таррега, выдающийся испанский гитарист-виртуоз, композитор, основоположник современной школы игры на гитаре.

Начало 20-го столетия стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания выдающегося испанского гитариста Андреса Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие чего-то нового. Он преодолел стереотипы и утвердил гитару в качестве солирующего инструмента.

Многие такие усовершенствования были добавлены к традиционным инструментам. С успехом поп-групп в 1960-х годах, электрогитара набирала популярность. Вскоре электрогитары начали выпускаться индивидуально и на фабриках по всему миру и стали доступны для любителей и профессиональных музыкантов.

На доске разрезаются с одной разрезной и некруглой сторонами железные детали и преобразователи. Шея сахарного клена прикреплена к корпусу четырьмя винтами. Односторонняя головка заставляет струны проходить через седло непосредственно к механизму шипа. Грибы, помещенные на первые две строки, необходимы, чтобы дать им правильный угол. Строки, переносимые со спины, основаны на отдельных стойках, что позволяет точно настроить и настроить каждую из них. Дополнения поддерживают струны в шести металлических колпаках на задней части доски.

История электрогитары относит нас к 1930 годам. Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента. Применение звукоснимателей привело к целой революции в музыкальной сфере. Электрическая гитара стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров - от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.

Существует множество различных типов электрогитар, изготовленных многими производителями. Гвозди и гитара - Как позаботиться о том, чтобы играть хорошо? Явление мертвых звуков, или что? Как правильно установить студийные мониторы? Гитара - Что искать при покупке? И гитара - Что искать, когда вы покупаете? Стив Вай: Пять советов для гитаристов Что вы должны знать о Хагстаде?

Богатая внутренняя жизнь гитарного корпуса. Деньги были пожертвованы на счет организации по оказанию помощи жертвам цунами. Для обеих обсуждаемых гитар, благодаря своему характерному звучанию, это был уникальный и необычный инструмент и способствовал развитию музыки. Другой Стратокастер, на этот раз Джимми Хендрикс. Как и все левые черные гитары - все наоборот. Это ценный инструмент, который Хендрикс, живя быстро и интенсивно, не обращая особого внимания на свои гитары, ба - часто сам уничтожал их, поджигая сцену.

Интересна и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы. Русский историк Н. Карамзин писал, что славяне любили играть на кифаре и гуслях. Играли в России и на четырехструнной гитаре. В середине 18-го века в России появляется пятиструнная гитара, а в конце 18-го века шестиструнная гитара, для которой издавались специальные музыкальные журналы. Вскоре гитара становится популярной во всех слоях общества. Печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. В 19-м веке в Москве и Нижнем Новгороде были открыты Музыкальные академии, в которых обучали игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы.

Гитара является одним из главных элементов его коллекции многочисленных памятных вещей Хендрикса - его музыкального кумира. Неизвестно, насколько инструмент стоил американцам богатых. Известный стратокастер Эрика Клэптона. Вернувшись в Англию, трое из них вернули друзьям: Джордж Харрисон, Стив Уинвуд и Пит Тауншенд. Остальное распространилось на первый фактор, подобрал лучшие части, по его мнению, и сложил один из них. Гитара, чье имя трудно догадаться из-за черного корпуса, добросовестно служила музыканту уже 12 лет, будучи его основным инструментом.

Упадок гитарного искусства, наступивший в Европе во второй половине 19-го века, в полной мере коснулся и России. На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план. В начале 20-го века гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с пренебрежением. Преподавать гитару в музыкальных училищах и школах в России начали только в 30-х годах прошлого столетия. После долгих лет забвения, гитара в России начала завоевывать симпатии и признание широкой общественности и вновь обрела статус профессионального концертного инструмента.

Новый покупатель заплатил почти миллион долларов. Это ограниченная серия инструментов, которые верны оригинальному «Блэки». Гитара Марли - ежегодный главный приз. Этот инструмент включен в список национального наследия Ямайки. Художник назвал инструмент «Ленни» в честь второй половины.

Битлз дал инструмент Джорджу Петру из Хэма Бадфингера. После его смерти инструмент был продан с аукциона. Никогда раньше никто не платил такую ​​сумму за гитару. Чад, энергия, сообщение и очень хорошая лирика. Группа из 8 лет в Тибете уже несколько лет строила свой гитарный звук и позицию на силезской рок-сцене. Комментарий о негативных социальных явлениях в исполнении 8 лет в Тибете - это стимулировать аудиторию к принятию критического, активного отношения к окружающей среде.

Александр Михайлов
Преподаватель гитары
Website: www.alexguitarschool.16mb.com
Tel: 647-762-9399

"Гитара - (исп. quitarra от греч. kithara - лира) род струнного щипкового музыкального инструмента с деревянным корпусом - резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом" - Именно такую информацию мы найдём, обращаясь к компетентным музыковедческим изданиям и словарям. Но, как же на самом деле происходило рождение и становление этого поистине легендарного инструмента?

В то время они также давали концерты. Одиночная группа: «Король попкультуры» и «Что за столько слов?» Долгое время были на радио «Антырадия», много раз выигрывая в списке «Турбо Топ». Проект был основан в феврале прошлого года и первоначально был основан исключительно на концертной деятельности в сотрудничестве с художниками из разных европейских городов. в Праге, Малаге и Будапеште. В этой безошибочной композиции группа начала гастролировать. На альбом пришли гости: Яцек Хиро, Фогг и Питер. Яцек Милашевский отвечал за микс и мастерство, также отвечал за этапы своего первого альбома.

Многие историки по-разному описывают историю происхождения современной гитары и ее разновидностей. Это не удивительно, ведь первые струнно-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.

Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой, появились в глубокой древности. Они составляют семейство лютневых в широком смысле слова. Самые ранние сохранившиеся свидетельства - это скульптурные изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко 2 тысячелетию до н. э. В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом, который был сделан, из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей вероятности, кожей). Подобного рода инструменты существуют и в наши дни в некоторых странах: на Балканах - тамбурица, в Иране - ситар, в Турции - саз, в Греции - базуки. В Центральной Азии и на севере Индии появляется также двухструнный дутар (используется в наши дни в Иране, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении). У него закругленный книзу и усеченный в верхней части корпус и длинная шейка, в которую ввинчены колки. Решающий момент в истории развития инструмента - появление нового резонаторного корпуса, состоящего теперь уже из трех частей: деки, верхней деки и двух обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в 3 или 4 веке н. э. С возникновением инструментов юаня (в наши дни неупотребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из цельной деревянной пластины. Начиная с этого времени инструменты, сходные с гитарой, широко распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный образец одного из таких инструментов запечатлен на фризе буддийского монастыря Эртама близ Термеза (Узбекистан), фрагмент которого хранится в С. Петербургском Эрмитаже. Однако пока еще не существует точной датировки этого фриза: он может быть отнесен к периоду между 1 веком до н. э. И 3 веком н. э. В Древнем Китае широко используются различные виды лютни с длинной шейкой. Особенно привлекает внимание так называемый нефер (что в переводе означает «красота»). Этот инструмент, с его миндалевидным вытянутым корпусом, можно считать одним из предшественников нашей гитары. Недостаточность и разрозненность достоверных данных затрудняет научное изучение предыстории гитары. Более всего мы склоняемся к мысли, что она родилась на Среднем Востоке и оттуда распространилась по Азии и Европе. Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как отмечает К. Омо, «начиная с 9 века на западе этой страны европейская лютня называется китарой»; кроме того, очевидно родство между нефером и первыми инструментами, изображенными на испанских манускриптах. Нашествие арабов могло послужить - это касается и лютни - фактором связи между Северной Африкой и Южной Европой; но нельзя исключить и определенного влияния Малой Азии - через греко-романский мир.

У группы были гастроли в Англии, Ирландии и Шотландии. Мастодон, Скайдевид, У ворот, Мунспель, Земля. Силовой трио вырвался из Варшавы! Это началось с одного телефона. Завершение или неуказанные перерывы в деятельности родительских проектов и группы создали благоприятные условия для создания чего-то нового.

Решение было принято после первой попытки. «Тяжелые облака» были созданы из желания играть просто «проще». В материале, который является результатом не обязательного застревания на репетиции, вы можете услышать отголоски мятежного Сиэтла, каменщика Калифорнийской пустыни и панк-энергии, которые Бартек дополняет классический рок и блюзовый звук.

Как в античности, так и в средневековой Европе появление инструментов - непосредственных предшественников гитары и их дальнейшую эволюцию на протяжении первых веков христианской эры невозможно проследить из-за отсутствия достоверных данных. Если верить некоторым исследователям, самое раннее изображение такого инструмента относится ко II веку. Речь идет о барельефе, который украшает надгробную стелу в Мериде (Испания). Можно различить только верхнюю часть инструмента. Конструкция его такова, что вполне допустима и более поздняя датировка. В самом деле, инструменты столь развитой конструкции мы вновь обнаружим лишь двенадцать веков спустя.

В результате избытка идей были сделаны еще четыре песни и концепция для альбома. Весь материал был записан «на сотню». Лирика написана с большим поворотом глаза, что дает целый уникальный, даже гротескный климат. Тексты - часто неоднозначные - написаны с огромной дозой расстояния до металлической субкультуры.

Иллюстрация обложки была сделана Робертом Адлером. Начиная с одной песни, записанной три года назад, для производства «Месть фараона». Таким образом, мы создали отдельный проект, альтернативное эго нашей материнской команды. Самое прекрасное было в наших сердцах, и у нас есть место для этого, поэтому многие из этих моментов будут соответствовать. Тем более, что ритм группы дает 11 сердец. Некоторые избили ритм спокойно, другие попали в край инфаркта. Но именно это делает музыку, которая вытекает из них, уникальна. «Регги» приправляется различными звуками и стилями.

Намного более архаичными кажутся представленные в Утрехтской псалтыри (ок. 820-830) «ситары с грифом», несмотря на очевидное стремление художника-миниатюриста к орнаментальной пышности изображения. Знаменитая Штутгартская псалтырь, выполненная несколькими десятилетиями позже, вероятно, во Франции, в скрипториуме аббатства Сен-Жермен-де-Пре (ок. 830-860), содержит исключительно интересные для нашего исследования миниатюры. На них можно увидеть десять прекрасных инструментов, которые уже определенно названы гитарами. Это говорит о том, что строение гитары в те времена приобретает свои основные черты. Резонаторный корпус, шейка и колковая коробка оформляются в качестве самостоятельных частей; струны (от трех до шести) прикрепляются к круглому выступу, который помещается на нижнем крае корпуса. Исполнитель приводит их в колебание с помощью длинного плектра.

Сладкий и острый, горький и кислый, пряный и мягкий, но всегда вкусный. У нас есть большое количество клубных концертов и значительных фестивалей, среди прочих. Фестиваль регги в Остии, Фестиваль регги в Африке, Вудсток Стоп - Дом мира Кришны, Карусель Курильщика, Фестиваль Реггенвальде, Фестиваль обновления, Теплые места на Земле в Фестивале Водзислав и Яроцин.

Альбом был положительно воспринят слушателями, критиками и музыкальными медиа. Люблинская группа играет рок с доминирующим звуком гранжа. Отличительными особенностями группы являются прогрессивный подход к композиции, разнообразие звука и композиции, уникальный стиль и харизма членов группы. Затем были созданы первые скелеты. В этом составе группа работает над материалом, который надеется быть выпущенным как можно скорее на их дебютном альбоме.

Латинское слово cithara происходит от греческого слова кифара и ещё задолго до средневековья используется для обозначения разновидностей гитары, как kitaire, quitaire, quitarre, введённые в обиход после 1250 года.

К сожалению, этот драгоценный документ составляет единичный случай. Самые близкие к нему по времени изображения инструментов - предшественников гитары мы находим лишь в X - XI веках в Испании. Конструкция их выглядит не столь развитой.

В настоящее время группа работает над первым синглом и музыкальным видео. Состав группы: Янек Гетлер - гитара, Матеуш Хейно - бас, Матеуш Якубчик - ударные, Роберт Соуински - вокал. Первая команда состояла из Бернарда Дорновского, Кшиштофа Кленцона, Ежи Косселы, Ежи Скржипчика и Хенрика Зомесского. В том же году они выступали в «Не-Стоп» Сопота. Это было единственное место в Польше, где во время праздников вы могли видеть и слушать лучших рок-исполнителей. В этой композиции они записали свой первый альбом.

На нем было 4 песни: «Потому что вы боитесь мышей», «Как вы», «Подсчитайте до сотни» и «Мишка». Они называли «Красные гитары» - потому что это был цвет гитар, которые они играли. Группа «большой бит» в то время была эквивалентна удалению обоих из списка учеников музыкальной школы. В это время он отказался от сотрудничества с группой ее музыкальным лидером - Юреком Косселой. Его обязанности перехватывает Кшиштоф Кленчзон.

Испания. Особенно примечателен здесь ряд манускриптов, имеющих общий источник происхождения. В основу их положена рукопись астурийского монаха Беатуса Льебана (VIII) «Commentaires de l’Apocalypse», содержащая собрание различных толкований Апокалипсиса. Значение рукописи было столь велико, что на свет появились многочисленные её копии, украшенные миниатюрами. По традиции на них изображены музыканты. В большинстве случаев художники довольствуются повторением уже известных образов, однако некоторые мастера стремятся запечатлеть инструменты, на которых играют их современники. Благодаря этому удаётся обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.

Начиная с X века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Мы можем выявить формирование и распространение определенного типа инструмента, лаконичного и распространение определенного типа инструмента, лаконичного в своей конструкции, по общему виду и способу игры напоминающего египетский нефер. Его характерные особенности говорят о начальном этапе развития: струны (три или четыре) прикреплены к полукруглой подставке, помещенной у основания деки, и натянуты с помощью объемистых колков, вставленных в колковую коробку.

Все эти иконографические памятники свидетельствуют о том, что инструменты данного периода ещё совмещали в себе черты, которые в эпоху Ренессанса «распределятся» между различными видами щипковых - такими, как виола, виуэла, и гитара.
Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об её свойствах, о роли её в музыкальной жизни становятся более точными.

Друг друга дополняют два источника: "Книга Благой любви" Хуана Руиса, протоиерея из Иты и "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250) - собрание песнопений в честь Девы Марии, - украшенная миниатюрами рукопись, на которой художник запечатлел придворных менестрелей с гитарами.

В то время уже существовало два вида гитар - гитара мавританская и гитара латинская.

Мавританская гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром (медиатор), что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританские гитары, изображенные в сборнике "Кантиги", очень красивы по форме и строеню. Эта гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса Х.

Латинская гитара имеет более сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становится популярной среди любителей утонченной музыки. Судя по всему, инструмент не был высоко оценен королевским двором, так как встречается только в трех миниатюрах и только в руках менестрелей. Особенности конструкции и звучания говорят о том, что латинская гитара была более близкой предшественницей современной классической гитары.

При игре на латинской или римской кифаре использовался приём punteado, то есть игра щипком. А при игре на мавританской или арабской кифаре - приём rasgeado, то есть "бряцание" по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком - punteado стала основой классической школы. При этом добавились ногтевой и пальцевый способы звукоизвлечения для правой руки, игра с опорой - apoiando и без опоры - tirando на струну после щипка.

В XVI веке самым распространенным инструментом была виуэла (vihuela).

По приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре, но она обладает более узким и выпуклым корпусом.

С XVI по XVII век наибольшее распространение в Испании получила разновидность виуэлы - виуэла де мано (vihuela de mano) - ручная виуэла.

Vihuela de mano бытовала в высших слоях испанского общества. Инструменты богато украшались инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра.

На них аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы. Наиболее значительными исполнителями и авторами пьес для виуэлы были Луис Милан, Диего де Нарвае.

В конце XVI века виуэла утратила прежнее значение, однако, применялась до конца XVII века.

Самые ранние публикации произведений для гитары появились в Испании в середине XVI века. Композиторы не слишком высоко оценивали выразительные возможности инструмента, и первые шаги были скромными: четыре фантазии, одна павана и одна гальярда, включенные композитором Алонсо Мударрой в его "Три музыкальных сборника" для виуэлы (Севилья, 1546).

Во второй половине XVI века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету.

В нее все больше стали проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. Эти вариации получили название "диференсиас" (diferencias). В них чувствовалась любовь испанцев к украшениям, по количеству музыкального "орнамента" эти вариации можно сравнить с арабесками Альгамбры.

Изобретательность композиторов была просто неистощима. Например, Энрикес де Вальдеррабано на тему популярного сатирического романса "Conde claros" написал пьесу из ста двадцати вариаций.

На рубеже XV - XVI веков, к моменту проникновения в другие европейские страны гитара имела пять струн и квартовый строй, как и родственная ей лютня. В Германии или Италии была добавлена шестая струна и гитара приобрела свой классический вид, слегка изменив строй для более полного использования звука открытых струн. В таком виде гитара стала серьёзным музыкальным инструментом с широкими возможностями.

Это время мы и будем считать точкой отсчёта истории современной гитары. На тот момент уже существовали параллельно с испанской классической гитарой и другие её разновидности, исходя из географического расположения и особенностей культурного развития.

Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент грушевидной формы с 6 - 14 струнами (более правильное название - цистра).

В конце XVI века количество струн гитары, по образцу лютни, увеличивается, и в последние два десятилетия XVI века в Европе, и в том числе в Испании стала распространяться гитара с пятью рядами. Она будет применяться до конца XVIII века.

В первой половине XVII века, с возникновением гитары с пятью рядами характер гитарной музыки меняется. В Европе распространяется стиль расгеадо, заимствованный у испанцев.

Эта перемена не всем пришлась по душе, например, французский теоретик из Бордо Пьер Трише с сожалением заметил, что гитара теперь служит лишь для музыкального сопровождения танцорам, которые пляшут, "дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой."

Во второй половине XVII века в гитарном искусстве Испании вновь наступает период расцвета. Гитару предпочитают другим инструментам, обновляется композиторский стиль. Во многом это была заслуга испанского композитора Гаспара Санса.

К середине XVIII века в истории классической гитары в Европе наступает кризис. В Испании этот кризис объяснялся общим упадком культуры в стране.

До 1770-х годов гитара сохраняет характерные черты, приобретенные на заре XVII века. Гитара оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов. Две низкие струны настраиваются в октаву.

В течение последующих тридцати лет европейские мастера постепенно изменяют инструмент. Строй становится фиксированным и вводится употребление одинарных струн. Это сильно обедняет регистр инструмента и, чтобы сделать звучание более полноценным, некоторые мастера начинают добавлять шестую басовую струну "Ми", В результате получается строй, сохранившийся до нашего времени. Испания, в отличие от других европейских стран, не сразу принимает эти новшества. Там мастера по-своему усовершенствывают гитары, создавая инструменты с шестью двойными струнами, но в дальнейшем самобытное испанское направление вольется в русло европейской традиции. Написанный для инструмента с шестью одинарными струнами, трактат Дионисио Агуадо "Школа игры на гитаре" (Мадрид, 1825) знаменует окончательный отход от принципа конструирования гитар с шестью двойными струнами.

Благодаря традиционному пристрастию к инструменту, Испания первая возвращается к профессиональной музыке для гитары. Во второй половине XVIII века гитара вновь становится модным инструментом.

Дальнейшее развитие игры на гитаре в Испании и Европе происходит благодаря композитору и гитаристу Фернандо Сору.

Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.

Сор родился в Барселоне. В пятилетнем возрасте он уже сочинял песенки, аккомпанируя себе на старой отцовской гитаре. Он получил музыкальное образование в католическом монастыре Монсеррат близ Барселоны и в 13 лет он уже сочинял сложную музыку.

Как-то раз его учителю заказали сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа, но из-за болезни тот не смог подготовить ее к установленному сроку. Сор помог своему учителю, за одну ночь блестяще выполнив заказ.

Закончив музыкальное образование и найдя себе покровителей, Сор поселился в Мадриде и полностью посвятил себя сочинению музыки и совершенствованию своего гитарного мастерства. В 1813 году он отправился в Париж, где вскоре приобрел репутацию одного из лучших виртуозов, пленив своей игрой Берлиоза, Керубини и других живших во французской столице музыкантов. В 1815 году Сор отправляется в Лондон, где производит подлинную сенсацию своей игрой на гитаре. В 1823 году Сор уже в России, где ему также оказывают исключительный прием. Во время одной из своих поездок в Петербург Сор был приглашен ко двору императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая проявила большую благосклонность к гитаристу. Близость ко двору сулила Сору блестящие перспективы и он намеревался остаться в России навсегда, но был вынужден покинуть ее после смерти императрицы.

После возвращения в Западную Европу, Сор продолжал пользоваться небывалым успехом. Его авторитет среди гитаристов был чрезвычайно высок. Однако, к 30-м годам XIX столетия гитара перестает быть модным инструментом, и Сор, как гитарист и как композитор, также выходит из моды. В июне 1839 года Сор умер, полузабытый даже своими друзьями музыкантами.

Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1830) многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.

Еще одним блестящим гитаристом того времени был современник и друг Сора Дионисио Агуадо.

Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог. В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Агуадо родился в Мадриде. В числе его учителей музыки называют известного испанского гитариста падре Базилио. После смерти своего отца в 1803 году Агуадо отправился в имение близ Аранхуэса, где настойчиво занимался гитарой и добился виртуозного владения инструментом.

Однако, в отличие от Сора, успех к нему пришел не так быстро, и до 1824 года его имя не привлекало особого внимания. С 1825 года Агуадо жил в Париже и концертировал в Европе, одновременно занимаясь воспитанием учеников. В том же году была издана его школа "Metodo de guitarra". Вернувшись в 1838 году в Испанию и поселившись в Мадриде, Агуадо до конца своей жизни продолжает преподавать. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.

Начало XIX века. Вся Европа охвачена "гитароманией". Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в большинстве своем выходцы из Испании и Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн.

В середине XIX века, после Сора и Агуадо, в Европе наступает долгий, длившийся более 50 лет, упадок гитарного искусства. Гитара для композитора становится лишь аккомпанирующим инструментом, забытый всюду, кроме Испании и Италии.

В 1870-х годах в Испании начался подъем в борьбе за возрождение национального искусства. Это движение получило название "Ренасимьенто" (Renacimiento), и его расцвет пришелся на 80-90-е годы.

Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель (1841-1922). В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.

В литературном манифесте "За нашу музыку" и ряде критических статей Педрель призывал современных композиторов к всестороннему познанию национальной музыки, к созданию национальной оперы и инструментальной музыки.

В это время начанается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа.

Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, - гитара была его судьбой.

Таррега родился маленьком валенсийском городке Вилла-Реаль-де-лос-Инфантес. Его увлечение гитарой началось с того дня, как он услышал игру народного музыканта -слепого гитариста Мануэля Гонсалеса, известного по всей Валенсии под именем "морского льва".

Несмотря на увлечение гитарой, Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепьяно. Это произошло лишь потому, что ни в Барселонской, ни в Мадридской консерваториях в то время не было класса гитары. И у Тарреги не было другого выбора, как поступить в класс фортепьяно. Однако, "измена" гитаре обернулась для нее счастьем - Таррега стал высокообразованным музыкантом. Вскоре он уже посетил с концертами все крупные города Испании, а затем и Европы, завоевав успех и признание. Вернувшись в 1881 году в Испанию, Таррега продолжал концертировать и всецело посвящал себя своему инструменту. Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов - Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников - Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются "Воспоминания об Альгамбре", "Арабское каприччо" и "Арагонская хота" с вариациями.

Именно Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары.

Несмотря на открытые Таррегой новые возможности гитары, композиторы начинают от нее уходить после его смерти в 1909 году, что приводит к серьезному кризису репертуара, вызывающему разочарованность у гитаристов. Со смертью Тарреги не только уходит "лучший исполнитель всех времен", но и заканчивается эра композиторов-виртуозов; для гитары снова наступает сложный период. Лишь ученики Тарреги и некоторые любители продолжали поддерживать престиж своего инструмента.

Одним из первых и, пожалуй, самым любимым учеником Тарреги был Мигель Льобет.

В России на рубеже 19 - 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. В итоге универсальность испанской гитары стала неоспоримой.

Знаменитый скрипач Паганини был прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Русские композиторы Глинка и Чайковский любили игру на гитаре, а такие писатели и поэты, как Державин, Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Гёте, Байрон, Шелли, Бодлер посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.

С появлением фортепиано, популярность гитары упала. Пальма первенства была передана более молодому инструменту. И только в начале XX века с появлением таких виртуозов, как Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и других, наступил перелом - их творчество стало эталоном, высшей ступенью развития классической гитары.

АНДРЕС СЕГОВИЯ (1893-1987)

"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары".

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" - Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Сеговия родился в Андалузии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья переехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В автобиографии Сеговия описал встречу со своим первым гитарным учителем:

"Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко. При первом сильном расгеадо я соскочил со стула и упал. Но когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен.
- Хочешь научиться играть? - спросил он. Я кивнул в знак согласия".

В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, организованый его друзьями.

Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбен ногие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары.

Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара - любимый инструмент в Испании, Сеговия сказал, что один испанец - это уже целое общество, как и одна гитара - целый оркестр!

Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности. Музыканты получили возможность максимально точно приблизить звучание гитары к желаемому результату.

В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы Битлз (The Beatles), Джимми Хендрикс (Jimmy Hendrix), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Джо Сатриани (Joe Satriani), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) и т.д. Электрическая рок гитара, с соответствующими обработками, становится самостоятельным видом музыкального инструмента. Хотя многие произведения The Beatles, прекрасно звучат и в классическом исполнении. Это еще раз доказывает универсальность гитары.

Не удивительно, почему гитара, во всех ее многочисленных разновидностях, стала самым популярным современным инструментом. Гитара находит место и в студиях, и на концертных площадках, и дома, и в походе у костра.