Правила обращения с ломом металла. Государственное регулирование заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов

Вице-премьер Дмитрий Козак поддержал идею создания биржи вопреки просьбам «Транслома», где предложенные правительством меры названы вредными для всех участников рынка и в целом для экономики страны

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Вице-премьер Дмитрий Козак принял решение перенести начало биржевых торгов ломом на 1 апреля 2020 года. Об этом РБК сообщил представитель вице-премьера Илья Джус.

«Козак провел совещание по обороту лома черных и цветных металлов. Принято решение о продлении действия переходного периода до введения биржевых торгов ломом до 1 апреля 2020 года, при этом действие квотирования как временной меры после 1 января 2020 года продлеваться не будет», — заявил он.

Джус добавил, что введение биржевой торговли на рынке лома черных и цветных металлов с 1 апреля будущего года будет способствовать большей прозрачности на рынке металлолома и устранению рисков трансфертного ценообразования.

Коллективное обращение ломозаготовителей на имя Козака было опубликовано накануне, 7 октября. Поводом послания от семи крупнейших компаний рынка стал проект постановления правительства, который обязывает бизнес экспортировать лом, приобретенный только на бирже, а также отчитываться о внебиржевых сделках. «Считаем данные меры пагубными для всех участников рынка, а также для экономики страны в целом», — говорилось в обращении.

Как уточнили представители компаний «Псковвтормет», «Уни-Блок», «Металлторг-Восток», «Метлайн Трейд», «Транслом», «Металлика» и «РМК», в разработанном Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проекте изменений в действующие нормативные акты правительства говорится, что экспорт лома и отходов черных и цветных металлов юрлицами и индивидуальными предпринимателями за пределы России в страны, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), допускается исключительно в случаях, когда этот лом приобретался на основании совершенных на биржевых торгах сделок. Там также прописано, что игроки при осуществлении сделок с ломом на внутреннем рынке будут обязаны предоставлять такую информацию бирже для формирования ценовых индикаторов на лом за счет анализа внебиржевых сделок.

Представители отрасли считают, что предлагаемая концепция ценовых индикаторов не может быть объективной и достоверной, так как, несмотря на существующие ГОСТы, предприятия по-разному обозначают один и тот же вид лома. «Лом, имея большую номенклатуру внутри одной марки, имеет большой разброс по ценам; в связи с экономическими, географическими и климатическими особенностями страны цена на один и тот же вид лома металлов может различаться до 50%. Таким образом, определить единый индикатор цен не представляется возможным», — утверждают ломозаготовители.

По словам Андрея Лугового, депутата Госдумы и инициатора законопроектов, направленных на обеление отрасли, против биржи выступал прежде всего «Транслом» при поддержке Минпромторга. Большинство независимых ломосборщиков приветствуют решение Козака о прекращении квотирования экспорта лома и старте биржевых торгов.

Летом стало известно, что Минпромторг подготовил предложения о квотировании экспорта лома, а также об организации торгов им через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). Эти предложения 10 июня на совещании у Козака. В рамках встречи было решено, что профильные ведомства обязаны до 25 июня внести в правительство проект постановления о введении квотирования экспорта лома в страны, не входящие в ЕАЭС. Кроме того, вице-премьер поручил ФАС, Минпромторгу, Министерству экономического развития и Министерству финансов до 1 сентября внести в правительство проект, согласно которому с 1 января будущего года продажа лома за рубеж должна будет проходить посредством биржевых торгов.

С 1 сентября и до 31 декабря 2019 года правительство установило квоту на вывоз отходов и лома черных металлов за пределы России в страны, не являющиеся членами ЕАЭС, в объеме около 1,009 млн т. Квота распределяется с учетом поправочных коэффициентов для каждого региона — от 0,5 до 1,5. Для Дальневосточного (ДФО) и Южного федерального округа (ЮФО), где наблюдается дефицит лома, были установлены самые низкие коэффициенты — 0,6 и 0,5 соответственно.

Лицензионные требования при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов:


а) контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов;
б) прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
3. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов:
а) лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;
б) лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;
4. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;
5. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
а) пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);
б) оборудования для сортировки или измельчения стружки.

Лицензионные требования при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов:
1. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
2. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) минимального штата имеющих соответствующую квалификацию работников, с которыми заключены трудовые договоры:
а) контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов;
б) прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
3. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов:
а) лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов;
б) лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность;
4. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;
5. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
а) оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
б) пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.

Соискатель лицензии (лицензиат) должен обеспечить наличие на каждом объекте по приему лома черных и цветных металлов в доступном для обозрения месте следующей информации:
1. Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;
2. Для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов цветных металлов;
3. Распорядок работы;
4. Условия приема и цены на лом и отходы черных и(или) цветных металлов;
5. Перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов (на объектах лицензирования, осуществляющих заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов).

На объектах лицензирования должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:
1. Лицензия, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;
2. Нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных и(или) цветных металлов;
3. Документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;
4. Инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и(или) цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность;
5. Инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и(или) цветных металлов;
6. Инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов;
7. Приемосдаточные акты по установленной форме (имеющие сквозную нумерацию);
8. Книга учета приемосдаточных актов, оформленная в соответствии с установленными требованиями.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о предоставлении лицензии по установленной форме;
2. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений (единой обособленной части зданий, строений, сооружений и помещений), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях и помещениях);
3. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
4. Копии документов, подтверждающих квалификацию работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов;
5. Копии документов о назначении ответственных лиц за проведение радиационного контроля лома и отходов и контроля лома и отходов на взрывобезопасность, утвержденных руководителем организации - соискателем лицензии в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов;
6. Опись прилагаемых документов.

Для переоформления лицензии лицензиат направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о переоформлении лицензии по установленной форме;
2. Оригинал действующей лицензии;
3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии;
4. Опись прилагаемых документов.

Для получения дубликата лицензии лицензиат направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о предоставлении дубликата лицензии по установленной форме;
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу дубликата лицензии;
3. Испорченный бланк лицензии (в случае порчи лицензии).

Для получения копии лицензии лицензиат направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о предоставлении копии лицензии по установленной форме.

Для прекращения действия лицензии лицензиат направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Для получения выписки из реестра лицензий заявитель направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о предоставлении информации о конкретной лицензии.

При подаче заявления представляется:
1. Документ, удостоверяющий личность заявителя;
2. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

Реквизиты для оплаты Государственной пошлины:
Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю
л/с 03382203120, р/с 40201810405070000002
в Отделении Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский
БИК 043002001
ИНН 4101175050, КПП 410101001
ОКПО 00499933, ОКАТО 30401000000
КБК 854 1 08 07082 01 1000 110
ОКТМО 30701000
УИН (для получения, необходимо обратиться в Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского рая по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пл. Ленина, д. 1, кабинет 511 или по телефону: (415-2) 42-58-76)

Размер лицензионного сбора:
1. За предоставление лицензии - 7500 рублей;
2. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности - 3500 рублей;
3. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 750 рублей;
4. За предоставление (выдачу) дубликата лицензии - 750 рублей.

Административные регламенты

В законопроекте предлагается статью 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5. Уплата денежных средств физическому лицу, осуществляющему
отчуждение лома и отходов черных и (или) цветных металлов, в размере
свыше десяти тысяч рублей в безналичном порядке при условии, что общая
сумма расчетов наличными денежными средствами с одним физическим
лицом составляет не более пятидесяти тысяч рублей в течение одного
календарного месяца”

В пояснительной записке к законопроекту сказано (цитата):

Проект федерального закона «О внесении изменений Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» направлен на совершенствование регулирования оборота отходов производства и потребления в части осуществления расчетов за сдаваемые металлургическим предприятиям и заготовительным организациям лома и отходов черных и цветных металлов.

Проект предусматривает установление безналичной формы расчетов при осуществлении деятельности по приему у физических лиц лома и отходов цветных и (или) черных металлов в целях их дальнейших заготовки, хранения, переработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения, и реализации.

Предлагаемые законодательные изменения направлены на реализацию подпункта «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» № Пр-140ГС от 24 января 2017 года, которым предписано внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления и предусматривающие, в частности, участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Деятельность по обращению с ломом и отходами металлов – это отдельная значимая отрасль экономики России, отвечающая за сырьевую безопасность металлургии и экологизацию. Действующая государственная политика направлена на всестороннее развитие отрасли. Вместе с тем в настоящее время в данной отрасли сохраняется ряд проблем, препятствующих ее эффективному развитию. Одной из таких проблем является осуществление расчетов в наличной форме в случае приобретения лома. По статистике объем наличного оборота составляет 95 %. И лишь 5 % расчетов осуществляется в безналичном порядке.

Участники отрасли сбора и переработки лома снимают значительные объемы наличных денежных средств с банковских счетов в целях осуществления расчетов с продавцами лома. Данный порядок расчетов является привычным для участников рынка с учетом отсутствия альтернативных вариантов в истории развития отрасли. При этом неконтролируемый вывод наличных денежных средств стимулирует развитие теневых схем и вызывает повышенное внимание и недоверие со стороны контролирующих органов, что негативно отражается на добросовестных участниках рынка. Привычный подход не позволяет подтвердить целевое распределение снятых юридическими лицами наличных денежных средств, обоснованность объемов выплат, как с точки зрения рыночной стоимости лома, так и с точки зрения идентификации конечных получателей денежных средств – продавцов лома.

С момента снятия со счёта юридического лица дальнейшее движение денежных средств невозможно проследить на уровне банковской системы. В связи с чем отрасль отнесена банковским сектором к одним из рисковых направлений, что ведет к удорожанию банковского обслуживания или закрытию расчетных счетов компаний. Применение безналичной формы оплаты полностью минимизирует описанные риски. Информация о расчетах в отрасли становится прозрачной как для кредитных организаций, обслуживающих переработчиков, так и для Банка России, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу, которые получают возможность доступа к расчетным и идентификационным данным получателей денежных средств.

При этом существующие на рынке банковские сервисы позволяют физическим лицам комфортно использовать средства, поступающие на банковские счета за сдачу лома для последующего осуществления безналичных расчетов либо для снятия наличных денежных средств. Проект также соответствует стратегии государства, направленной на увеличение доли безналичных расчетов (пункт 2в перечня поручений Президента Российской Федерации по экономическим вопросам № Пр-707 от 12 марта 2012 года).

При этом проект сохраняет возможность расчетов в наличной форме, если такие расчеты ограничены 10 тысячами рублей на одно физическое лицо при условии, что общая сумма расчетов наличными денежными средствами с составляет не более пятидесяти тысяч рублей в течение одного календарного месяца. Такое ограничение покрывает потребность физических лиц – продавцов лома в расчетах наличными денежными средствами в регионах со слаборазвитой банковской инфраструктурой, и при этом не позволяет осуществлять продажу лома в промышленных масштабах, оставаясь в неконтролируемой и непрозрачной зоне оборота, а также исключает дробление операций на микроплатежи с сохранением неограниченного объема закупок от одного физического лица за наличный расчет.

Таким образом, предлагаемые изменения повышают прозрачность данной отрасли экономики для государства, препятствуют криминализации экономических отношений в части легализации и незаконного оборота наличных денежных средств, а также коррупции при осуществлении контроля за деятельностью субъектов, и вместе с тем укрепляют экономическое положение добросовестных участников рынка.

"Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. от 10.12.2016 N 1338)

3. Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящими Правилами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 мая 2001 г.
N 369

ПРАВИЛА
ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 N 731 , от 12.12.2012 N 1287 , от 15.12.2016 N 1367)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов черных металлов

4. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;

б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных металлов.

5. На объектах по приему лома и отходов черных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:

а) лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;

б) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;

г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов;

е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

III. Порядок приема и учета лома и отходов черных металлов

6. Прием лома и отходов черных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом, документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

8(1). Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт); (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

оборудования для сортировки или измельчения стружки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

9. Учет лома и отходов черных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

10. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемо-сдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов (далее именуется книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати). (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2016 N 1367)

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемо-сдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемо-сдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемо-сдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

17. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

18. Каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

19. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов

20. При транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

Абзац 3 подпункта "б" пункта 20 в части слов: "нотариально заверенные" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (Решение Верховного Суда РФ от 14.04.2003 N ГКПИ 03-151)

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

21. В транспортной накладной указываются:

а) номер;

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

22. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1
к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения

Приемо-сдаточный акт N _____ от ________________ Получатель лома и отходов _________________________________________ Сдатчик лома и отходов ________ ИНН сдатчика лома и отходов _______ Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) __________________________________ Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц) _________________ Транспорт (марка, номер) __________________________________________ Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________ ___________________________________________________________________ Краткое описание лома и отходов черных металлов ___________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Наименование Код
по
ОКПО
Вид Вес
брутто
(тонн)
Вес
тары
(тонн)
Засоренность
(процентов)
Вес
нетто
(тонн)
Цена
(рублей)
Сумма
(рублей)
Итого

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Правил обращения с ломом
и отходами черных металлов и их отчуждения


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 196, 16.10.2002);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 17.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.12.2016, N 0001201612140008);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190029).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2003 года N ГКПИ03-151 .
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года N 1338 .

3. Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящими Правилами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

ПРАВИЛА обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 мая 2001 года N 369

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов черных металлов

4. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;

б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных металлов.

5. На объектах по приему лома и отходов черных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:

а) лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;

б) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов (подпункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 731 ;

в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;

г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов;

е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.

III. Порядок приема и учета лома и отходов черных металлов

6. Прием лома и отходов черных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом, документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

8_1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить:

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:

контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов;

прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов:

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:

пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);

оборудования для сортировки или измельчения стружки.
(Пункт 8_1 дополнительно включен с 25 декабря 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1287)

9. Учет лома и отходов черных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

10. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N 1367 .

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемосдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

17. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

18. Каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

19. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов

20. При транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

____________________________________________________________________
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2003 года N ГКПИ03-151 абзац третий настоящего подпункта признан недействующим со дня вступления решения Суда в законную силу в части слов: "нотариально заверенные".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

____________________________________________________________________

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

21. В транспортной накладной указываются:

а) номер;

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

22. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1. Акт приема лома и отходов черных металлов

Приложение N 1
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения

Приемосдаточный акт N ____ от __________________

Получатель лома и отходов _________________________________________________

Сдатчик лома и отходов ___________ ИНН сдатчика лома и отходов _______________

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) __________________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц) ___________________________

Транспорт (марка, номер) ___________________________________________________

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов ____________________________________

Краткое описание лома и отходов черных металлов _____________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Наименование

Код по ОКПО

Вес брутто (тонн)

Вес тары (тонн)

Засоренность (процентов)

Вес нетто (тонн)

Цена (рублей)

Сумма (рублей)

Вес нетто (прописью) _______________________________________________________

Итого на сумму ____________________________________________________________

В том числе НДС __________________________________________________________

За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность предоставленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил ____________ (подпись сдатчика лома и отходов)

Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТу 2787-75, проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов __________________________

Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность _________________________________________________________________________

Приложение N 2. АКТ отбора (извлечения) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов

Приложение N 2
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения

Утверждаю

Руководитель ___________________________________

(наименование организации)

________________ / _________________

"___" 200 ______ г.

АКТ N
отбора (извлечения) лома и отходов цветных металлов
из лома и отходов черных металлов

Комиссия в составе:

начальник участка _________________________________________________________

работник(ца) ______________________________________________________________

составили настоящий акт о том, что ________________________ (дата) на территории

_________________________________________________________________________

был произведен отбор (извлечение) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов.

_________________________________________________________________________

Подлежат списанию с учета лом и отходы черных металлов (вид, вес):

_________________________________________________________________________

Подлежат учету лом и отходы цветных металлов (вид, вес, цена, сумма,

Ф. И. О. ответственного) ____________________________________________________

Согласовано: ___________ (подпись бухгалтера ломоперерабатывающей организации)

Приложение N 3. Удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов

Приложение N 3
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения
(В редакции, введенной в действие
с 27 декабря 2016 года

1. Получатель лома и отходов черных металлов: _______________________________

_________________________________________________________________________

2. Вид лома и отходов черных металлов: ______________________________________

масса ___________ тонн

вагон (автомобиль) N _________________ накладная N __________________________

Указанные лом и отходы черных металлов являются взрывобезопасными и могут быть допущены к использованию в качестве металлической шихты.

Ответственный представитель

_________________

_________________________

(личная подпись)

(расшифровка подписи)

Примечание. Печать проставляется при ее наличии.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"