Освобождение Китая советскими войсками (1 фото). Японо китайская война

В музее в пригороде Пекина в день 78-й годовщины начала Второй мировой войны в Китае солдаты и школьники почтили минутой молчания память о погибших 20 миллионов китайцев. /сайт/

Однако истинная история этой войны на выживание, которую правительство Гоминьдана (китайская национальная партия) в течение 8 лет вело против японских захватчиков, в Китае замалчивается. В 1949 г., после четырёх лет гражданской войны в Китае, правительство националистов было свергнуто компартией.

Теперь официальные коммунистически СМИ транслируют свою версию Второй мировой войны. Тема войны часто используется для разжигания националистских настроений, что иногда приводит к антияпонским демонстрациям, сопровождающимся беспорядками.

В 2013 г. когда между Китаем и Японией разгорелись споры за острова Сенкаку вблизи Окинавы, в китайском Интернете огромной популярностью пользовался ролик, где ядерная бомба разрушает Токио.

Китайское телевидение кишит о выдуманных коммунистических героях, которые противостоят «японским дьяволам». Японо-китайская война, как в Китае называют Вторую мировую войну, превратилась в политически безопасную тему. На этой ниве телепродюсеры проявляют бурную фантазию.

Официальная коммунистическая версия войны всячески преуменьшает кампании и битвы под предводительством Гоминьдана. Но именно эта сила сыграла ключевую роль во время войны и внесла вклад в победу союзников.

Правда о забытой войне

7 июля 1937 г., за два года до нападения нацистской Германии на Польшу, китайские войска вступили в перестрелку с японским гарнизоном, расположенным к югу от Пекина. Это «искра» разожгла пламя восьмилетней войны во всей Азии.

Начиная с 20-х годов, милитаристская фракция в японском правительстве мечтала о господстве в Азии. С 1910 г. Корея получила статус японской колонии. В 1931 г. офицеры японской императорской армии оккупировали и аннексировали Маньчжурию ― северокитайский регион с населением в 35 миллионов человек и богатыми природными ресурсами.

К 1937 г. японские войска после Маньчжурии заняли большую часть Внутренней Монголии и усилили давление на Пекин. Столицей Китая в то время являлся Нанкин. Чан Кайши, руководитель Китая и глава Гоминьдана, понимал, что дальнейшее попустительство японцам приведёт к широкомасштабной войне.

Японские войска проводят парад в побеждённом Гонконге в 1941 г. Фото: STR/AFP/Getty Images

К концу июля столкновения у Пекина усилились. Китайцы отказывались выполнять требования японцев и отступать. Чан Кайши приказал китайской армии двинуться на Шанхай, где дислоцировались ударные силы японских войск. Битва за Шанхай стоила жизни 200 000 китайцев и 70 000 японцев, погибших во время городских боев. Это было первое из 20 крупных сражений Гоминьдана против японцев. По версии коммунистов, Гоминьдан постоянно отступал, оставляя территории Китая японцам.

В одном из эпизодов сражения за Шанхай китайское подразделение, имевшее немецкое вооружение и выучку (до Второй мировой войны Китай сотрудничал с Германией в военной сфере) находясь в укреплении сдерживали атаки десятков тысяч японцев. Это подразделение стало известно как «800 героев».

При всём героизме защитников японцы захватили Шанхай. Далее благодаря подкреплению в японской армии боевые действия переместились в дельту реки Янцзы, угрожая китайской столице Нанкину.

Затяжное сопротивление

В первые месяцы войны китайские коммунисты не проявляли активности. Единственная победа коммунистов ― битва при проходе Пинсингуань, стоила жизни нескольким сотням японским солдат. Однако в официальной пропаганде она превозносилась как крупная военная победа.

Тем временем, Гоминьдан продолжал ожесточённую войну с японцами, теряя сотни тысяч людей. В Нанкине из-за некомпетентного военного руководства среди китайских солдат произошёл бунт. Этим воспользовались японцы и захватили пленных, которых потом казнили. Число жертв было настолько огромным, что официальное число военных потерь Китая во Второй мировой до сих пор неизвестно.

Затем японские войска принялись за гражданское население, убив сотни тысяч человек (Нанкинская резня).

Председатель компартии Мао Цзэдун и (слева) и бывший китайский премьер Чжоу Эньлай (справа) в провинции Юннань в 1945 г. во время японо-китайской войны. Фото: AFP/Getty Images

Поражения в Шанхае и Нанкине подкосили дух китайцев, но Гоминьдан продолжил сопротивление. В 1938 г. у города Уханя в центральном Китае произошло крупнейшее сражение японо-китайской войны. Армия Гоминьдана численностью свыше миллиона человек четыре месяца сдерживала японские войска.

Мобильная и хорошо вооружённая японская армия применила сотни газовых атак и в конечном итоге заставила китайцев оставить Ухань. Японцы потеряли свыше 100 000 солдат. Урон был настолько серьёзный, что это на годы остановило продвижение захватчиков вглубь материка.

Удар ножом в спину

После прихода коммунистов к власти 1949 г. экраны Китая наводнили патриотические фильмы о борьбе китайских партизан на оккупированных японцами территориях. Конечно, руководили этой борьбой коммунистические революционеры.

В действительности компартия постепенно проникала в регионы, где отсутствовали военные силы и порядок. Японские войска дислоцировались неоднородно и частично контролировали территорию, которую они отвоевали у Гоминьдана. Такие районы становились идеальной средой для расширяющегося коммунистического движения.

Правительству националистов в военном вопросе помогали США. Сотрудничество осложнялось взаимным недоверием и спорами между Чан Кайши и американским генералом Джозефом Стилуэллом.

Китайские коммунисты не поддерживали националистов и берегли силы для дальнейших военных действий против Гоминьдана. Таким образом они извлекли максимум пользы из бедственного положения земляков. Советский дипломат, посетивший базу китайских коммунистов, отметил, что председатель Мао не отправляет своих бойцов на борьбу с японцами.

Китайские военнопленные под охраной японских войск вблизи горы Муфу между северной границей городской стены Нанкина и южным берегом реки Янцзы, 16 декабря 1937 г. Фото: Wikimedia Commons

В начале войны за короткое время компартия сумела создать боеспособную армию. Это видно из единственного наступления, предпринятого коммунистами ― Битва ста полков 1940 г. Эту кампанию возглавил генерал Пэн Дэхуай. Но Мао раскритиковал его за то, что он раскрыл военную силу компартии. Во время «культурной революции» (1966–1976) Пэн стал жертвой чистки, Мао Цзэдун припомнил его «предательство».

В 1945 г. Япония капитулировала сначала перед США, а затем ― перед войсками Гоминьдана. А затем в Китае началась жестокая четырёхлетняя гражданская война. Китайская компартия, которой теперь помогал Советский Союз, расширила свои силы на север Китая. Гоминьдан проиграл. США предпочли не вмешиваться.

Замалчивание прошлого

Китайская компартия скрывает причину искажения истории Второй мировой войны - свою мизерную роль в этой войне. Признание военных заслуг Гоминьдана, который после гражданской войны построил собственное государство на Тайване, ставит вопрос о легитимности компартии.

Поэтому партия фанатично скрывает правду, лишая китайский народ возможности узнать настоящую историю, считает Синь Хаонянь, китайский историк. «Китайская компартия делает это в попытке прославить себя, но результат оказывается противоположным», ― заявил Синь телевидению New Tang Dynasty.

Пропаганда используется не только для корректировки восприятия войны, но и создания «врагов» Китая. Неудивительно, что в глазах современных китайцев главных враг ― это Япония. Об этом свидетельствуют в последние годы.

Официальные извинения от японских лидеров считаются недостаточно искренними, а высказывания фракции крайне правых политиков преподносятся как официальная политика Японии.

Абсурдное изображение войны и объявление современной Японии врагом №1 выглядит особенно ярко на фоне отношения Мао Цзэдуна к Японии. Председатель Мао отнюдь не считал японцев своими врагами.

В 1972 г. между КНР и Японией установили официальные дипломатические отношения. Мао Цзэдун выразил японскому премьер-министру Танаке Какуэю личную благодарность и сказал, что ему «не надо ни за что извиняться». Эту историю подтвердил Какуэй и личный врач Мао.

Врач Мао Цзэдуна рассказал: «Мао убедил его, что приход коммунистов к власти стал возможен благодаря „помощи“ вторгшейся японской армии. Это сделало возможной встречу между китайскими коммунистическими и японскими лидерами».

В знак благодарности за эту «помощь» коммунисты отклонили предложение Японии о военных репарациях.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Японское наступление и организация обороны Китая

7 июля 1937 г., после инцидента у моста Марко Поло близ Пекина Япония начинает полномасштабную войну против Китая.

КПК и Гоминьдан обменялись заявлениями о решимости вести совместную борьбу с агрессией. Потенциально Китай обладал мощ­ными военными ресурсами и сухопутной армией общей численнос­тью 2 млн. человек, но из-за слабого оснащения современным оружи­ем ее боеспособность была крайне низкой. Устаревшая артиллерия имела занос снарядов максимум на два месяца, в исправном состоя­нии находились лишь 20 самолетов и 75 танков.

Плохая подготовка всех звеньев военных кадров, отсутствие обучен­ных резервов и системы учета призывников не позволяли в скором времени увеличить численность армии, несмотря на огромное населе­ние Китая.

Начав войну, Япония бросила вызов мировым державам, заявив о своем намерении создать в Восточной Азии «Сферу совместного процветания». Но принять вызов было некому. Европейские страны были не в состоянии оказать противодействие японской агрессии, а в США преобладали изоляционистские настроения. Поэтому Запад офаничился выражением формального протеста, оказав Китаю лишь моральную поддержку.

Реальную поддержку оказал СССР, подписав с Китаем 21 августа 1937 г. договор о ненападении. Уже в сентябре того же года в Москве начались переговоры с китайской делегацией о военных поставках.

В октябре в Китай стала поступать первая помощь: танки, самолеты, артиллерия, снаряжение. Поставки осуществлялись в счет трех креди­тов, на общую сумму 250 млн. долл. В Китай были направлены боль­шие группы военных специалистов и советников, которые непосред­ственно участвовали в боевых действиях китайской армии. В 1939 г. там находилось 3,5 тыс. советских военных, в том числе летчики и ар­тиллеристы, многие из них отличились в боях на фронтах Китая.

Японское наступление поначалу развивалось стремительно: уже к концу июля пали Пекин и Тяньцзинь. 13 августа японцы высади­лись в Шанхае, открыв фронт в Центральном Китае и начав продви­жение вверх по течению р. Янцзы. В ноябре 1937 г. пал Шанхай, в де­кабре штурмом взята столица Нанкин (при штурме японцы учинили массовые зверства, уничтожив несколько сотен тысяч человек мирно­го населения). Правительство переехало сначала в Ухань, затем - дальше, в Чунцин, столицу провинции Сычуань. Там и находилась на протяжении всей войны ставка Чан Кайши.

Японцы явно не рассчитывали на длительную войну, надеясь завер­шить всю кампанию за три месяца. Но даже после падения Нанкина Чан Кайши продолжал сопротивление. В мае 1938 г. японские войска, наступавшие с севера, соединились у Сюйчжоу с войсками, наступав­шими из бассейна р. Янцзы. Китайские армии попали в окружение, потеряв практически всю артиллерию и бронетанковые части. После столь тяжких поражений с июля 1938 г. начались бои за Ухань.

Здесь уже стала ощущаться советская помощь: многие советники непосредственно участвовали в боях, летчики сбивали японские самолеты, по планам советских штабистов китайские войска успешно переходили в контратаки. Бои затянулись до октября 1938 г. Потери японцев возросли и на других направлениях, хотя к октябрю 1938 г. им удалось взять главный порт южного Китая - Гуанчжоу.

Тем не менее темпы японского продвижения в 1938 г. замедлились в 3-4 раза. В ноябре 1938 г. японцы начали наступление на г. Чанша, но в декабре китайцы перешли в контрнаступление и отбросили японские части. В тылу японских войск началось партизанское движение, создавались «освобожденные районы».

Например, в Северном Китае У 5 часть японских войск была заня­та охраной коммуникаций и борьбой с партизанами. В начале 1939 г. японцы решили нанести сокрушительный удар по партизанским ба­зам, но этому помешало готовившееся наступление китайской ар­мии - пришлось снять войска и перебросить их на фронт. Весной 1939 г. завязались упорные бои. Японская армия несла большие поте­ри (они сравнялись с китайскими, а в партизанской войне потери японцев были в 3 раза больше).

К лету 1939 г. наступление японцев было приостановлено, на фронтах установилось затишье.

Изменение тактики Японии в отношении Китая

Для Чан Кайши результаты двух первых лет войны были удручающи­ми: потеряны все порты, важнейшие железнодорожные коммуника­ции, оставлены густонаселенные территории. Само правительство вынуждено было переехать на Запад, в Чунцин. Но сопротивление продолжалось.

После инцидента под Халхин-Голом в Монголии, где советские войска разгромили вторгшуюся группировку японских войск, СССР усилил военную помощь Китаю. Когда 1 сентября 1939 г. в Европе на­чалась Вторая мировая война, из Китая в США была послана делегация для ведения переговоров об оказании американцами Китаю помощи. Всего до 1941 г. США оказали помощь Китаю на сумму 120 млн. долл.

Тем временем японцы, прекратив активные операции в Китае, заня­лись укреплением своих позиций в оккупированных районах. 30 марта 1940 г. в Нанкине они создали марионеточное правительство во главе с Ван Цзинвэем. Ему поручили создать 800-тысячную армию для борь­бы с партизанами и охраны коммуникаций в тылу японских войск.

Летом того же 1940 г. воинственно настроенное японское прави­тельство решило взять под контроль Французский Индокитай, вос­пользовавшись капитуляцией Франции перед Гитлером. Это уже бы­ло чревато большой войной, и Япония заблаговременно приступила к мобилизации ресурсов. 27 сентября 1940 г. был подписан знамени­тый тройственный пакт: Япония-Германия-Италия.

Начались переговоры советского руководства с министром иност­ранных дел Японии Мацуокой. Они привели в апреле 1941 г. к подпи­санию советско-японского договора о нейтралитете. Смысл этого до­говора сводился к тому, что СССР должен прекратить военную помощь правительству Китая.

Однако правительство Чан Кайши быстро переориентировалось на США. Контакты начались еще в январе 1941 г., когда в Китай при­были первые американские самолеты и летчики. А 6 мая 1941 г. Кон­гресс США распространил на Китай действие закона о ленд-лизе.

Подписав соглашение о единстве действий, обе партии - КПК и Го­миньдан - сохранили подозрительное отношение друг к другу, обе рас­считывали на ослабление соседней стороны в ходе войны с Японией. Мао Цзэдун давал вооруженным силам указание избегать крупных столкновений с японцами, разоружать при случае разрозненные части отступающей армии Гоминьдана. Заодно давалась установка: «Избивать помещиков под видом изменников». Это означало - проводить передел земли в районах, оказавшихся под контролем коммунистов; числен­ность населения доходила там до нескольких десятков миллионов.

В 1939 г. отношения между КПК и Гоминьданом обострились. Чан Кайши дал указание прекратить снабжение 8-й и 4-й армий и отверг предложение коммунистов о вступлении в Гоминьдан, поставив услови­ем их выход из компартии. В интервью, данном американскому журна­листу Эдгару Сноу в октябре 1939 г., Мао Цзэдун говорил об администра­тивной самостоятельности коммунистов и угрожал «уничтожить Гоминьдановскую диктатуру». Дело дошло до открытых военных столк­новений и блокады в конце 1939 г. «Особого административного района».

Следует признать, что активных операций в этот период коммунисты практически не вели. Единственный боевой эпизод - так называемая «битва ста полков». В августе 1940 г. коммунистические отряды нанесли серию ударов по коммуникациям японцев. (Эта была единственная ак­тивная операция КПК за всю войну.) Но к ноябрю того же 1940 г. япон­ские войска, проведя контрнаступление, восстановили положение и уси­лили карательные операции против «освобожденных районов».

Отношения между Гоминьданом и КПК приобрели явно враждеб­ный характер. В январе 1941 г. дело дошло до открытого конфликта - он связан с малопонятным инцидентом вокруг 4-й армии. По версии коммунистов, гоминьдановцы нанесли неожиданный удар, разору­жили коммунистическую армию, а офицерский состав во главе с ко­мандующим Е. Тином взяли в плен. По другой версии, командование 4-й армии само спровоцировало гоминьдановские части, отказавшись выполнить приказ Чан Кайши о передислокации на другой берег Янц­зы. Так или иначе, но в Китае вновь замаячила угроза возобновления гражданской войны. А фактически она так и не прекращалась.

Вооружённая борьба Китая с японскими захватчиками началась в тысяча девятьсот тридцать седьмом году и длилась долгие девять лет. За это время военно-воздушные силы Гоминьдана, международно признанного правительства Китая, успели несколько раз сменить свою материальную часть, временами теряя почти все свои самолёты в боях и возрождаясь затем за счёт поставок из-за рубежа. В один из таких периодов, примерно с 1938 по 1940 год, китайская авиация была представлена исключительно советскими машинами, включая истребители И-152 и И-16, причём вместе с китайцами на них летали советские лётчики-добровольцы. О вкладе самолёта И-16 в оборону воздушного пространства Китая рассказывает эта статья.

Краткое описание событий

В тридцатые годы XX века Китайская республика находилась в весьма тяжёлом положении. Государственный аппарат погряз в коррупции; то затихала, то опять разгоралась гражданская война между официально признанной правящей партией Гоминьдан, Коммунистической партией Китая и сепаратистами в провинциях. На этом фоне активизировался восточный сосед, Япония, стремительно набиравшая силу и мечтавшая о построении «Великой восточноазиатской сферы взаимного процветания» под своей, разумеется, эгидой. В 1931 году в результате действий японских вооружённых сил от Китая была отторгнута Маньчжурия, на территории которой позже было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Продолжение последовало через шесть лет.

7 июля 1937 года с конфликта у моста Лугоуцяо началась «вторая японо-китайская война». Китай, по существу, к этой войне готов не был. Войска Гоминьдана отступали, теряя силы в кровопролитных сражениях. Генерал-губернаторы китайских провинций оставляли лучшие армейские части для обороны своей территории (на случай ухудшения отношений с центральным правительством), на фронт отсылая практически невооруженные территориальные войска. Не хватало артиллерии. Состояние китайских военно-воздушных сил было ещё более плачевным.

Реакция Запада на события в Китае была довольно вялой. Лига наций ограничилась лишь формальным осуждением действий Японии, да и то с большим опозданием (резолюция увидела свет лишь 24 ноября 1937 года).

Японский ас Такео Като возле своего Ki.10. Китай, 1938 год.

Состав авиации сторон

С началом войны японская промышленность резко увеличила производство самолётов, чтобы обеспечить авиацию армии и флота новой техникой. В 1937 году японскими заводами было произведено 1511 самолётов, а в 1938 году уже 3201, более чем в два раза больше. Первым делом перевооружение затронуло Императорскую авиацию флота, в которой на смену устаревшим бипланам Nakajima А2M1 и A4M1 пришёл новый истребитель-моноплан Mitsubishi A5M конструкции Дзиро Хорикоси. Главным истребителем армейской авиации всё ещё оставался биплан Kawasaki Ki.10, поэтому армейские военно-воздушные силы в этот период использовались в основном для прикрытия японских войск в Северном Китае и обеспечения ПВО Маньчжурии. Однако уже в марте 1938 года в небе Китая появился новый истребитель Nakajima Ki.27, вскоре начавший поступать в части Императорской армейской авиации во всё возрастающем количестве.

Японские истребители армии
Ki.10 Такео Като, осень 1937 года

Ki.27, захваченный китайцами и перекрашенный в цвета ВВС Гоминьдана

Nakajima Ki-43 25-го сентая. Нанкин, 1943 год.

Китайская республика мало что могла противопоставить мощи японской военной машины. В самом Китае практически не было развитой авиационной промышленности, заводы занимались сборкой иностранных самолётов из машинокомплектов. Авиация к началу войны включала в себя около шестиста самолетов, в том числе триста пять истребителей. Истребительная авиация была представлена американскими «Кёртиссами» (на вооружении стояли бипланы «Хок-II» и «Хок-III»), «Боингами-281» (больше известными как Р-26), а также итальянскими Fiat CR.32. Лучшим истребителем из этой «сборной солянки» считался Curtiss Hawk III, биплан с убирающимся шасси, который, превосходя японские бипланы A2M, A4M и Ki.10, не мог на равных бороться с новыми монопланами A5M и Ki.27.

* По данным других источников: доставлено 16; заказано 24, из них доставлено 9.

Первоначально китайцам удалось потрепать вражеские истребительные подразделения, однако с появлением в небе над Шанхаем А5М японцы захватили господство в воздухе. Число боеспособных истребителей начало катастрофически падать, встал вопрос о закупке за рубежом новых боевых машин. Попытки заключить торговые соглашения с западными державами натолкнулись на сильное политическое противодействие Японии. Европейцы, и на востоке верные своей «политике умиротворения», не хотели ссориться с набирающей силу империей.

В августе 1937 года была заказана партия из двадцати четырёх французских истребителей «Девуатин» D.510C, в боевых действиях они участвовали с лета 1938 года. В начале декабря 1937 года в Гонконг были доставлены тридцать шесть английских «Гладиаторов» Mk.I , однако под давлением Японии власти Великобритании отказались обеспечить техническую помощь для сборки самолётов, в результате их введение в строй весьма затянулось. В любом случае, всё это было подобно капле в море.

Помощи было ждать неоткуда. Поэтому главе правительства Китая, лидеру Гоминьдана Чан Кайши, ничего не осталось, как обратиться за помощью к Советскому Союзу. Правительство СССР было заинтересовано в удержании японцев как можно дальше от рубежей своей страны, поэтому переговоры пошли быстро и без проволочек. 21 августа 1937 года между СССР и Китаем был заключен договор о ненападении. В сентябре в Москву прибыла китайская военная делегация, которой на Щёлковском аэродроме был продемонстрированы образцы советского вооружения, в том числе один учебно-тренировочный самолёт УТИ-4 . Уже с октября 1937 года, до подписания официального соглашения, Советский Союз начал передавать Китаю вооружение, в том числе и самолёты. Одновременно с отправкой самолётов по просьбе Чан Кайши Советский Союз начал отправку летчиков-добровольцев. В 1937 году на помощь была послана одна эскадрилья И-16 (тридцать один самолёт и сто один человек летного и технического персонала). К концу ноября, однако, пришло только двадцать три самолёта.

Первые поставки техники в кредит (то есть официальные) начались с 1 марта 1938 года. К 10 июня по первому контракту было доставлено, помимо всего остального, 94 И-16 (тип 5 и тип 10), а также 8 УТИ-4. В первых же боях выявилась недостаточная огневая мощь двух крыльевых пулеметов ШКАС на И-16 тип 5, поэтому весной 1938 года вместе с И-16 тип 10 в Китай стали поступать дополнительные пулеметы для перевооружения И-16 тип 5. С 5 июля 1938 года по 1 сентября 1939-го было передано еще 20 И-16 тип 10 (с двумя комплектами запчастей) и 10 пушечных И-16 тип 17 (с одним комплектом запчастей). Поставки «ишаков» продолжались и далее, возможно, вплоть до 1941 года. Известно, что кроме перечисленных типов «ишаков» Китаю передавались И-16 тип 18 , и, вероятно, тип 6 .

Помощь идёт

Отбор лётчиков для участия в японо-китайской войне производился очень тщательно. Добровольцев в октябре 1937 г. собрали в Москве, где они были ознакомлены с характеристиками японского истребителя Ki.10. К 21 октября 1937 года для отправки в Китай были подготовлены 447 человек, включая наземный персонал. Переодетые в гражданскую одежду, они отправились поездом в Алма-Ату, где на аэродроме их ждали истребители И-16.

По прибытии в Алма-Ату выяснилось, что вся группа летала только на И-15, а на местном аэродроме их ждали более тридцати уже собранных, но еще необлетанных И-16. В результате Г.Н.Захарову пришлось в течение двух-трех недель в ожидании новой группы летчиков заниматься облетом всей партии И-16. Ее отправили только в конце ноября. Личный состав эскадрильи истребителей И-15 (99 человек, из них 39 летчиков) во главе с капитаном А.С. Благовещенским тремя группами отправили в Китай в ноябре, декабре 1937 года и январе 1938 года.

Первые партии И-15 и И-16, по аналогии с бомбардировщиками, перегоняли по «южной трассе» Алма-Ата -Ланьчжоу (провинция Ганьсу). Воздушная трасса протяженностью около 2400 км состояла из цепочки баз с аэродромами: Алма-Ата - Кульджа - Шихо - Урумчи - Гучэи - Хами - Шиншинся - Аньси - Сучжоу - Ляньчжоу - Ланьчжоу. Основные базы находилась в Алма-Ате, Хами и Ланьчжоу. Каждую базу трассы возглавлял советский начальник, в подчинении которого находилось необходимое количество специалистов, а также минимум технических средств для обслуживания перегоняемых самолетов.

Плохо подходившие для скоростных бомбардировщиков небольшие по размерам необорудованные высокогорные площадки «южной трассы» для истребителей были просто опасными, особенно для И-16 с их высокой посадочной скоростью. К тому же машины были перетяжелены. Как писал Г.Захаров, «помимо полной загрузки горючим и боеприпасами мы должны были тащить с собой все, что могло нам понадобиться в аварийных условиях, - крюки, тросы, палатки, инструмент, даже некоторые запчасти. Словом, каждый истребитель превратился в грузовик» .

Свою лепту вносила и зимняя погода. Во время ночевки группы Г.Захарова в Гучене за ночь площадку и самолеты так занесло снегом, что наутро пришлось ломать голову над тем как взлететь. Расчищать взлетную полосу было нечем - места дикие, малолюдные. «Я тогда выпустил два истребителя на рулежку, и в течение двух с половиной - трёх часов они, руля след в след, накатывали колею. Взлетать с колеи рискованно - это же не по лыжне с рюкзаком за спиной идти. Метр в сторону при разбеге - и авария… Но другого выхода не было...» Одна из групп И-16 просидела около месяца в Гучене и встретила там в глинобитной мазанке Новый 1938-й год. Когда снежная буря утихла, по словам техника В.Д.Землянского, «оказалось, что истребители только угадывались под сугробами» . Для расчистки аэродрома мобилизовали немногочисленное местное население - китайцев, уйгуров, дунган. Они пробили в снежных завалах рулежные дорожки и ВПП. В это же время группа бомбардировщиков Ф.П.Полынина на другом аэродроме в течение двух недель укрывалась от песчаной бури.

В своих мемуарах штурман П.Т.Собин подробно описал, как с сентября 1937 года по июнь 1938 года он с летчиками А.А.Скворцовым или А.Шороховым на СБ неоднократно лидировал группы по 10 — 12 истребителей. Для перегонки Г. В.Захаров самой первой группы истребителей И-16 штурманом к А.Шорохову назначили Н.Н.Ищенко с ТБ-3, уже знакомого с трассой перелета. Перегонка И-16 и И-15 обычно происходила по следующему сценарию: первым взлетал лидер, на кругу собирая поодиночке взлетавшие истребители. По маршруту они шли звеньями или парами, при этом экипаж лидера внимательно наблюдал за ведомыми: не отстал ли кто-нибудь. На подходе к аэродрому лидер распускал строй, истребители становились в круг и садились по очереди. Промежуточные аэродромы, в основном, находились на пределе дальности полета истребителей, поэтому сбор группы после взлета производили очень быстро, а садились обычно с ходу, иначе могло не хватить горючего. Лидер шел на посадку последним. Затем его командир делал разбор полета и давал указание летчикам на следующий этап маршрута. По словам Собина, у него за все время перегонки произошел только один случай потери самолета на маршруте. Из-за неисправности мотора И-16 произвел вынужденную посадку в районе Мулэя (70 км восточнее Гучэна). Летчик при посадке получил травму головы, аварийный самолет оставили на месте до прибытия ремонтной бригады.

Довольно часто на промежуточных аэродромах самолеты при посадке «капотировали». Летчики при этом, как правило, отделывались легкими ушибами, но на самолетах оказывались погнуты винты, повреждены капоты моторов и хвостовое оперение. Эти самолеты быстро восстанавливали. Самое тяжелое происшествие произошло во время перегонки уже первой группы. 28 октября при посадке на аэродроме в Сучжоу, расположенном в среднегорье, командир группы десяти И-16 В.М.Курдюмов не учел меньшей плотности воздуха и повышенной посадочной скорости: самолет выкатился за пределы полосы, перевернулся и сгорел, летчик погиб.

С 31 октября 1937 года южной трассой стал командовать комбриг П.И.Пумпур. Узнав о летных происшествиях в группе Курдюмова, он отменил уже назначенные сроки вылета второй группы И-16, куда вошли, главным образом, дальневосточники: истребители из 9-й и 32-й отдельных эскадрилий. Пумпур начал усиленно тренировать летчиков в полетах на предельных высотах с посадкой в труднодоступных местах в сопках, на ограниченных площадках. Проявившего лихость лётчика Корестелёва, скапотировавшего на крохотной площадке в горах, отстранил от полетов и чуть было не отправил обратно в часть, но друзья отстояли. К тому же группа выделялась своей подготовкой. Эта группа на 9 И-16 вылетела из Алма-Аты в начале декабря 1937 года, их лидировал сам комбриг П.И.Пумпур. До Ланьчжоу группа долетела без особых происшествий, там И-16 передали китайцам, затем на транспортнике вернулись в Алма-Ату за новой партией машин. Как вспоминал доброволец Д.А.Кудымов, после второго удачного «рейса» Пумпур собирался эту группу оставить в качестве перегонщиков, но затем, сжалившись, все-таки отпустил «на войну».

Неоправданные потери и задержки по метеоусловиям при перегонке привели к тому, что вскоре «воздушный мост» сократили, истребители в разобранном виде на автомашинах стали доставлять до Хами (провинция Синьцзян). Для этого пришлось направить в этот район тысячи советских строителей, они в тяжелейших условиях в кратчайшие сроки проложили сквозь горы и пустыни между основными пунктами трассы автомобильную дорогу. Первые грузы пошли по «дороге жизни» в апреле 1938 года, в конце месяца автомобильная колонна добралась до Хами.

Автомобильная трасса, по которой поставлялись грузы китайцам, имела длину 2925 км. Ее маршрут: Сары-Озек (советская территория) - Урумчи - Хами - Аньси - Сучжоу - Ляньчжоу - Ланьчжоу. Руководством занимался штаб в Алма-Ате. Транспортировка фюзеляжей самолетов осуществлялась на грузовиках ЗиС-6, плоскости, хвостовое оперение, винты и запасные части возили на ЗиС-5. Автокараваны, возившие самолеты, насчитывали обычно 50 машин, движение их было ограничено светлым временем суток. Части истребителей везли в Хами, что составляло 1590 км и требовало около одиннадцати суток езды. В Хами истребители собирались советскими специалистами, после чего самолёты по воздуху перегонялись в Ланьчжоу. Общее время пути составляло 18-20 суток.

В боях

Летчики из Советского Союза вступили в бои сразу же после приезда. 21 ноября 1937 г. в небе над Нанкином состоялся первый поединок советских и японских летчиков. Отражая налет на город, 7 И-16 группы Курдюмова перехватили 20 японских самолетов и без потерь одержали три победы (два А5М и один бомбардировщик). На следующий день, 22 ноября, открыла боевой счет группа Прокофьева, 6 И-16 в схватке с шестью А5М одержали одну победу без потерь.

При появлении в воздухе советских летчиков японцы стали нести большие потери, их превосходство в воздухе было поставлено под угрозу. Однако через некоторое время они «освоились», и уже наши лётчики, в основном не имеющие боевого опыта, стали действовать менее эффективно. Сказывалась и отсутствие в группе Курдюмова командира: заместитель командира эскадрильи Сизов в тяжелой обстановке не захотел брать на себя всю полноту ответственности, категорически отказывался от командования. В результате воздушные бои проходили вяло, неорганизованно. Летчики, не имея боевого опыта, действовали как кому вздумается. Тяготило летчиков и то, что им все время приходилось воевать с численно превосходящим противником. Одному советскому истребителю противостояло, как правило, пять - семь японских.

Из-за невозможности как следует прикрыть аэродромы от внезапных налетов японской авиации Благовещенский организовал некий аналог советской службы ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), в полном соответствии с «китайскими реалиями». Лётчики с утра до вечера находились с парашютами у своих самолётов, рядом с обслуживающими машины техниками и механиками. Самолёт командира обычно стоял рядом с командным пунктом, остальные самолёты располагали неподалеку в шахматном порядке. Сразу по получении сигнала о появлении противника на вышке взвивался синий флаг, означавший тревогу. Благовещенский взлетал обычно первым, за ним остальные. Группой в бою управляли только покачиванием крыльев. Сигналы предварительно чётко определялись на земле.

А. С. Благовещенскому принадлежала инициатива и в организации взаимодействия между «скоростными» И-16 и «манёвренными» И-15. По предложению одного из лётчиков он централизовал ведение стрельбы из пулеметов, приказав установить кнопочную гашетку на ручке, для облегчения снял на всех самолетах аккумуляторы и поставил на И-15 бронеспинки, спасшие жизнь многим летчикам.

В результате проведенных мероприятий соотношение потерь опять изменилось в пользу советских добровольцев.

Как уже упоминалось выше, в начальный период войны (1937 - 1939 гг.) советским и китайским истребителям противостоял в основном самолет Mitsubishi A5M с неубирающимся шасси. Его преимуществом перед И-16 была высокая горизонтальная манёвренность, недостатками - низкая скорость, плохая вертикальная манёвренность и слабое вооружение. Впрочем, опытность японских пилотов частично компенсировала эти недостатки, так что А5М можно считать противником вполне достойным. В Китае в это время воевали и армейские Nakajima Ki.27, во многом похожие на А5М, но с лучшими характеристиками. В воспоминаниях советских летчиков-истребителей они не фигурируют; возможно, что они просто не отличали их от А5М (либо просто не встречали). Лётчикам ВВС РККА впоследствии предстояло познакомиться с ними во время боев на Халхин-Голе . Совсем по-другому относились к Ки-27 экипажи СБ: с появлением этих истребителей в районе боевых операций советских бомбардировщиков потери последних возросли, так как И-97 (название истребителя «Накадзима» по советской классификации), в отличие от И-96 (А5М) и И-95 (Ки-10), мог с лёгкостью догонять советские скоростные бомбардировщики. Воздушные бои в небе над Китаем были примечательны тем, что обе стороны достаточно активно применяли таран. Самым известным, безусловно, является таран Антона Губенко, произведенный 31 мая 1938 года, и ставший первым советским тараном. Губенко на И-16 уничтожил истребитель А5М, а сам благополучно приземлился на своем аэродроме. Тем не менее, этот таран не являлся первым. Известны еще по крайней мере два тарана, совершенные китайскими летчиками на И-15 (18 февраля и 29 апреля 1938 года) Правда, в обоих случаях самолеты были потеряны; один лётчик спасся на парашюте, другой погиб. Еще раньше, 22 декабря 1937 года, японский лётчик Н. Оббаяси таранил И-16. Оба пилота погибли.

Истребители А5М4 12-й авиагруппы в полёте над Китаем, 1939 год

В Китае советские лётчики впервые вели ночные бои на И-16 (в Испании для монопланов Поликарпова это оказалось невозможным из-за отсутствия подходящих взлётно-посадочных полос, так что «ночники» там летали на И-15). Так, в одну из ночей командир эскадрильи А. И. Лысункин в паре с Е. Орловым взлетели на перехват японских бомбардировщиков, идущих на Хэньян. В 23.00 по сигналу тревоги лётчики выехали на аэродром. Подробности боя упоминаются в воспоминаниях военврача С. Белолипецкого:

«Аэродром, хорошо знакомый днём, в призрачном свете луны имел иной, почти неузнаваемый вид. У развалин комендантского помещения стояло несколько грузовых машин с установленными на площадках кузовов мощными юпитерами. Лысункин и Орлов, уже в полном снаряжении, с подвешенными парашютами, планшетами и ракетницами в руках, через переводчика договаривались с начальником аэродрома генералом Яном: „Взлёт при лунном свете. Юпитеры не нужны. Как только противник отбомбится, зенитки прекращают огонь, а прожекторы указывают направление полета противника. Запрос на посадку - белая ракета“. Минуту спустя мы с полковым комиссаром Иваном Ивановичем Сулиным наблюдали, как в серебристой дымке лунного света две тупоносые „ласточки“, стремительно набирая скорость, одна за другой промчались мимо нас, взмыли вверх и потонули в ночном небе. Судя по удаляющемуся шуму моторов, истребители направились на юго-запад, в сторону города. Неожиданно с неба на землю опустилась светящаяся цепочка красных трассирующих точек, и донеслась пулеметная очередь. За ней послышалась вторая, но уже в ином направлении. Затем третья. Впоследствии мы узнали: Лысункин и Орлов по поручению китайского командования „гасили“ таким способом в разных районах Хэнъяна огни, продолжавшие светиться в условиях сплошного затемнения. Возможно, огонь жгли по недисциплинированности, а может быть, и по злому умыслу... Переводчик повел нас с Иваном Ивановичем в бомбоубежище, под которое была приспособлена большая железнодорожная труба рядом с аэродромом. Скоро в настороженную ночную тишину проник приглушенный шум моторов. Рванул первый взрыв. Последовавшие за ним через неуловимо короткие промежутки времени сотни взрывов слились в грохот чудовищной силы. Задрожала земля, посыпались камни дорожной насыпи. Близкие разрывы били в уши, обдавая лицо горячим воздухом. Так близко к "эпицентру" бомбового удара я оказался впервые. Адская канонада оборвалась разом: бухнули в одиночку последние две-три бомбы, и стало вдруг до странности тихо. Мы с Сулиным поспешно вскарабкались на насыпь в надежде увидеть, как наши смельчаки-истребители встретят воздушного врага, удалявшегося на юг. Туда, вслед за самолетами противника, вытянулись и бледно-голубые полосы прожекторных лучей. Аэродром заволокло дымом и пылью. Напрасно напрягали мы зрение и слух. Только однажды Иван Иванович вдруг воскликнул: „Смотрите, доктор, вон там что-то вспыхнуло!“ Но смолк гул моторов бомбардировщиков, погасли прожекторы, подходило к концу время, на которое могло хватить горючего у наших истребителей. Генерал Ян объявил: „Приближается вторая волна, вышла и третья“. А Лысункина и Орлова все не было. Наконец в небе послышался рокот одиночного мотора, и вниз полетела белая ракета. Кто-то из наших вернулся и просил разрешения на посадку. А где же второй? Почему его нет, что с ним? Задавая друг другу эти тревожные вопросы, мы опасались, что вернувшийся лётчик не успеет приземлиться и угодит под японские бомбы. Но вот самолет зарулил по земле.

Истребитель А5М4 на борту авианосца "Сорю", 1939 год

В томительном ожидании прошло еще некоторое время, а лётчик все еще продолжал маневрировать, очевидно отыскивая просветы между свежими воронками. Пилот скорее всего не догадывался о грозившей ему опасности. Не утерпев, Сулин послал авиатехника на аэродром за возвратившимся. Наконец мотор смолк, и тут же в наступившей тишине явственно обозначился отдаленный шум очередной группы „Мицубиси“. Вражеские бомбовозы уже грозно гудели над аэродромом, когда к нашему укрытию подбежали запыхавшиеся авиатехник и прилетевший Евгений Орлов. Едва успели мы втиснуться в переполненное бомбоубежище, как грохнули бомбы. - Где Лысункин? - Не знаю. Последний раз я видел его, когда мы пошли в атаку на японцев. Они отвечали сильным огнем. Я думал, Александр уже вернулся... Выходит, с ним произошло что-то неладное. Теперь все понимали, что Лысункин не сможет благополучно возвратиться: бензин у него давно кончился».

К сожалению, А. Лысункин погиб. Во время боя его самолет был повреждён и пошёл на вынужденную посадку. Летчик в лунном свете принял за землю поверхность озера; в результате сильного удара при посадке Лысункин получил смертельную травму, ударившись головой о прицельную трубу. О сбитых самолетах в этом бою не сообщается, однако на следующую ночь при налете на город несколько японских лётчиков, помня о нападении «ишаков», приняли свои самолёты за советские и открыли по ним огонь. В результате разгоревшегося обстрела, а также из-за действий китайских зенитчиков, японцы потеряли одиннадцать бомбардировщиков. По некоторым данным, ночью на «ишаке» совершал вылеты также С. П. Супрун. Как пишет С. Я Федоров, «С. П. Супрун в качестве заместителя советника по истребительной авиации находился в Чунцине, где базировались две эскадрильи истребителей под его командованием. Японцы часто нарушали воздушное пространство временной столицы гоминдановского Китая, совершая массированные и разведывательные полеты преимущественно ночью и в сумерки. Супрун летал на истребителе И-16 конструкции П. Н. Поликарпова. Это была очень хорошая для того времени машина, маневренная, с большим обзором. Воевал С. П. Супрун самоотверженно, не было ни одного боевого вылета па перехват японских самолетов и прикрытие города, в которых бы он не участвовал. За боевые заслуги в Китае С. П. Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза». В апреле 1938 года японское правительство потребовало от СССР отзыва советских добровольцев из Китая. Это требование было категорически отвергнуто. Советские летчики продолжали воевать в Китае. Затеянный японцами в июле 1938 года конфликт на озере Хасан , призванный вынудить СССР прекратить оказание помощи Китаю, также цели своей не достиг. Известно, однако, что все лётчики уже к началу 1940 года вернулись на родину. Это вызвано началом второй мировой войны в Европе, а также охлаждением отношений между СССР и Китаем (в это время в Китае начались инциденты с нападением войск партии Гоминьдан на отряды коммунистов). В войсках, правда, оставалось некоторое количество наших советников и инструкторов, которые в боевых действиях участия не принимали. 10 января 1940 года, вероятно, можно считать днём последней победы советских добровольцев в Китае. Её одержал К. Коккинаки, командовавший группой И-16. Вот как он сам вспоминал этот бой:

«Японские бомбардировщики шли двумя группами по 27 самолетов в каждой под сильным прикрытием истребителей. Часть наших ребят связала боем японские истребители, а другая атаковала бомбардировщики. Надо отдать должное боевой выучке и упорству противника. Японские самолеты шли плотным строем, крыло в крыло, умело поддерживая огнем друг друга. Если одна машина, объятая пламенем, падала к земле, ее место занимала сзади идущая, сохраняя боевой строй. Нам пришлось драться с истребителями прикрытия. Их было значительно больше. В этом бою я сбил седьмой японский самолет. Выйдя из атаки, увидел, что два японца атакуют И-16. Я поспешил на выручку товарищу и сам попал под удар. Пулеметная очередь сильно повредила мою машину, и она крутой спиралью пошла к земле. Тут мне помог опыт летчика-испытателя. Я сумел вывести машину в горизонтальный полет и добраться до своего аэродрома».

За время войны в Китае там побывало около семисот летчиков и техников, погибло около двухсот советских летчиков-добровольцев. Четырнадцать летчиков получило за бои в Китае звание Героя Советского Союза, более четырёхсот награждено орденами и медалями.

Китайские подразделения на И-16

Первым китайским подразделением, освоившим «ишак» , стал IV татуй , который 21 сентября 1937 года, сдав свои «Хоки-III», отбыл в Ланьчжоу для получения И-16 тип 5 и И-15бис. На И-16 стал переучиваться 21-й чаньтай , остальные чаньтаи IV татуя (22-й и 23-й) получили бипланы.

Командир IV татуя Као Чи-Хан (в другой транскрипции - Джао Дзихань)

21 ноября летчики 21-го чаньтая IV татуя на «ишаках» полетели в Нанкин. Всего в полете участвовало 15 самолетов, из них семь пилотировались советскими летчиками, восемь - китайцами. Лидером группы был полковник Као Чи-Хан, командир IV татуя, который уже имел на своем счету пять побед. После взлёта истребители попали в метель, в результате на промежуточный аэродром в Анкьянге приземлилось только восемь И-16 - советские летчики и Као, остальные китайцы потерялись. Во время дозаправки самолеты попали под бомбы десяти G3M2. Као Чи-Хан при попытке взлететь был убит взрывом бомбы. Его самолёт был первым И-16, потерянным в боевых условиях в японо-китайской войне. Командиром IV татуя стал Ли Куэй-Тан.

Лётчики чаньтая, долетев до Нанкина, производили боевые вылеты до 3 декабря 1937 года. 13 декабря Нанкин пал. При отступлении китайцы оставили на аэродромах несколько повреждённых «ишаков», которые впоследствии изучались японцами. После отступления 21-й чаньтай вместе с другими частями IV татуя совершал вылеты из Ханькоу. Первый крупный бой состоялся 18 февраля 1938 года. В этот день двенадцать бомбардировщиков G3M2 под прикрытием двадцати шести истребителей A5M совершили налет на Ханькоу. На перехват поднялись двадцать девять И-16 IV татуя и некоторое количество И-15. По китайским данным, было сбито двенадцать японцев (японские данные подтверждают потерю только четырёх истребителей), при этом было потеряно пять И-16 и четыре И-15, все лётчики с «ишаков» (в том числе и командир татуя Ли Гуйдань) погибли. В сентябре 1938 года из-за нехватки матчасти IV татуй был отправлен в Ланьчжоу и перевооружён на И-15бис.

Китайский летчик сфотографировался на фоне своего И-16 тип 17. 24-й чаньтай, июнь 1941 года.

Приданный IV татую 24-й чаньтай получил первые И-16 тип 10 в Ланьчжоу 29 марта 1939 года. Подразделению предстояло обеспечивать ПВО Чуньцина, где в тот момент находилось правительство страны. Летчикам 24-го чаньтая выпало сомнительное удовольствие первыми встретиться в бою с японскими истребителями «Зеро» (подробнее об этом см. ниже). После этого 24-й чаньтай перевели в Ченьду. а затем в феврале 1941 года в Хами, где подразделение получило истребители И-16 III (так в китайских ВВС обозначался И-16 тип 18). Подразделения IV татуя получили 35 истребителей И-16 и 20 И-153. В июне 1940 года группа получила монопланов в три раза меньше, чем бипланов. 1 сентября 1941 года 24-й чаньтай вошёл в состав новой «истребительной группы». В конце марта 1942 года летчики IV татуя сдали последние истребители советской конструкции и оправились в Куньминь для переучивания на самолеты Рипаблик Р-43А «Лансер».

26 чаньтай V татуя был перевооружен на И-16 в Ланьчжоу в январе 1938 года. В конце июля 1938 года подразделение принимало участие в обороне Ханькоу. Лётчики провели серию ожесточённых боев с японской авиацией. К примеру, 3 августа в бою принимало участие до семидесяти японских самолётов. Командир 26-го чаньтая Ванг Ханьсюнь сбил один самолет. Самолёт командира звена Лиу Линьцзы (бортовой номер «5922») был сбит, лётчик выпрыгнул с парашютом. Лётчик истребителя И-16 с бортовым номером «5920» Ха Хуен совершил вынужденную посадку. Был потерян И-16 с бортовым номером «5821», летчик погиб. 1 октября 26-й чаньтай придали V татую. В сентябре 1939 года подразделение получило семь новых И-16 тип 10. В ноябре эскадрилья принимала участие в жестоких воздушных боях над Ченьду. В 1940 году в Ланьчжоу прибыли девять новых И-16 тип 18, однако до конца года все они по тем или иным причинам были потеряны или оказались небоеспособными. Эскадрильи перевооружили самолётами И-153, но уже в начале марта 1941 года 26-й чаньтай получил И-16 III, его оставили в Ланьчжоу прикрывать маршрут переброски самолетов из СССР. 1 сентября 1941 года подразделение вошло в состав новой истребительной группы и к маю 1942 года было перевооружено на И-153. Еще одним подразделением V татуя, получившем истребители И-16, стала сформированная в июле 1941 года группа 4-го командования воздушных сообщений . Группу возглавил командир 29-го чаньтая Ванг Яньхуа, на вооружении подразделения имелось семь истребителей И-16 III. Лётчики продолжали выполнять задачи ПВО Ланьчжоу. К концу 1942 года группа стала фактически автономным подразделением, которое подчинялось не центральному командованию, а руководству провинции Синьцзян, где начались столкновения между китайцами и местным уйгурским населением. Столкновения продолжались вплоть до прихода к власти в провинции в 1943 году коммунистов. В сентябре 1943 года V татуй получил американские истребители Р-66 и уцелевшие И-16 из других групп. В конце 1943 года на базе татуя сформировали китайско-американское авиакрыло, получившее на вооружение истребители P-40N. Вполне возможно, что не все И-16 и Р-66 были заменены новыми истребителями.

Будущий ас Лью Чи-Шень на фоне своего И-16 тип 5. 21 чаньтай, аэродром Ханькоу, март 1938 года

В январе 1940 года в Ченьду III татуй получил истребители И-16 и И-152, скорее всего оставленными отозванными в СССР советскими добровольцами. Самолёты И-16 поступили на вооружение 7-го и 32-го чаньтаев. «Ишачков» оказалось значительно меньше, чем И-152. В начале 1941 года в III татуе появились еще и истребители И-153 «Чайка». Группа несла тяжёлые потери в ежедневных воздушных боях с «Зеро» над Ченьду. В конце апреля и начале мая группа получила еще несколько истребителей И-16 III. В начале августа в боях принимало участие не менее пяти И-16 из «весенней» партии. 11 августа на перехват семи новейших бомбардировщиков G4M1 и 16 «Зеро» сопровождения поднялись двадцать девять китайских истребителей, в числе которых было девять И-16. Пять «ишаков» стали жертвами японцев: три сбили летчики «Зеро», два - на счету воздушных стрелков G4M1. Насколько известно, 11 августа 1941 года китайские истребители И-16 последний раз принимали участие в бою с японской авиацией. Вполне возможно, что И-16 оставались на вооружении III татуя и в середине сентября, когда группу перевооружили самолетами Р-66 Vanguard.

Последней группой, получившей И-16 стал XI татуй, сформированный в Ченьду 16 декабря 1940 года в составе 41-го, 42- го, 43-го и 44-го чаньтаев. Для вновь сформированного татуя было выделено четыре И-153, пять «Кёртисс Хок-75», двадцать И-152 и пятнадцать И-16. На вооружении 43-го и 44-го чаньтаев имелись только И-16 и И-152, на вооружении 42-го - советские самолеты и «старые истребители всех типов». Предположительно, последний воздушный бой советские истребители из XI татуя провели 11 августа 1941 года. В сентябре 1942 года группу в основном перевооружили американскими истребителями Р-66 «Вэнгард». Однако 41-й чаньтай продолжал летать на монопланах Поликарпова и даже одерживать на них победы. 6 июня 1943 года над Бирманской дорогой командир части Чэнь Чжаоцзи сбил японский армейский истребитель Ki.43 Hayabusa. По всей видимости, это подразделение было последней китайской частью, воевавшей на И-16.

В целом советские летчики хорошо отзываются о качествах китайских коллег. Однако большинству китайцев явно не хватало умения для борьбы с японскими самолетами. Число аварий было весьма велико, многие советские самолеты были потеряны именно в небоевых условиях. Бои при отсутствии советских добровольцев складывались не в пользу китайцев; часто бывало так, что ни один самолет не возвращался после вылета на базу. Командование также было не на высоте. Например, 31 июля 1940 года заместитель командира 24-го чаньтая повел группу из семи И-16 в ночной перехват, несмотря на то, что истребители не имели соответствующего оборудования. В результате сумели набрать высоту только три «ишака», включая лидера, причём в бою с японцами все они были сбиты, лётчики погибли.

Настоящим кошмаром стало для китайцев появление в 1940 году нового истребителя флота Mitsubishi A6M Zero с убирающимся шасси и пушечным вооружением. Бороться с ним на «ишаках», даже на новых И-16 тип 18 с двигателем М-62, было под силу только опытным пилотам, а таковых в ВВС Гоминьдана было не так уж много (особенно после возвращения домой советских добровольцев). Поэтому первый же бой с ними, состоявшийся 13 сентября 1940 года, оказался для китайцев катастрофически неудачным. В этот день японцами был произведен налет на Чуньцин силами двадцати семи бомбардировщиков G3M. Ударные самолеты прикрывались тринадцатью «Зеро». Китайцы подняли на перехват истребительные части ПВО Чунцина: девять И-16 IV татуя (включая шесть «ишаков» 24-го чаньтая), 19 И-152 из 22-го и 23-го чаньтаев той же IV авиагруппы и шесть И-152 из 28-го чаньтая III группы. В воздушном бою командир 24-го чаньтая Ян Мень Чинь погиб, а его заместитель и еще один летчик получили ранения различной степени. Всего же погибло девять китайских летчиков, ранения получило шесть человек, включая командира IV татуя; 13 китайских самолетов было сбито, 11 повреждено. Японцы не потеряли ни одного самолёта. Интересен тот факт, что первые полеты на Чуньцин «Зеро» совершали еще 19-20 августа 1940 года, однако китайцы просто не отправляли силы на их перехват (судя по результатам боя 13 сентября, это было вполне оправданно).

Схватки с «Зеро» в основном кончались одинаково плачевно: японцы практически не несли потерь. Поэтому китайским правительством был официально издан приказ о прекращении боевых действий в воздухе. Большинство боев до конца 1940 года происходило при перехвате китайских самолетов японцами. Естественно, что победы китайцев при таких обстоятельствах стали эпизодическим явлением. Несколько облегчила ситуацию группа «Летающие тигры», состоящая из американских военных летчиков (фактически это была полноценная часть USAAF, закамуфлированная под группу наемников). Американцы, летавшие на Р-40, добились определённых результатов. Известно, однако, что 22 мая 1941 года Као Ю-Чин, лётчик 24-го чаньтая IV татуя, одержал победу на И-16 тип 18, сбив над Ланьчжоу бомбардировщик G3M и повредив еще один. Очень возможно, что это вообще была единственная победа китайских истребителей за весь 1941 год. По этой причине следует рассказать об этом бою поподробнее. В 10.20 IV татую было приказано рассредоточиться. Лью Чи-Шень, командир 24-го чаньтая (входившего в состав группы, как уже было упомянуто выше), повел группу из семи И-16 тип 18 в Ву Вей. Лидировал группу бомбардировщик СБ-2М-103 из IX-го татуя. Один из И-16 не смог убрать шасси и сел на аэродроме Си Ку Чень в Ланьчжоу. В 11.02 остальные шесть истребителей попали в зону плохой погоды возле Ву Вея и были перенаправлены на аэродром Чань Чуань Чунь севернее Ланьчжоу. Вскоре после 12.10, когда все приземлились, над аэродромом пролетели 25 бомбардировщиков G3M. Као-Ю-Чин, не успевший еще заглушить двигатель, взлетел на перехват. Лётчик предполагал, что японцы вскоре развернутся для атаки их аэродрома. Вскоре он действительно увидел группу из девяти бомбардировщиков, летевших на высоте 5000 м. Као атаковал формацию слева, затем зашел спереди. Он открыл огонь с расстояния в 400 м, а после атаки спикировал. Два ведущих G3M задымились. Као провел еще три захода, атаковав сбоку, тем самым он сорвал японцам прицельное бомбометание. За время воздушного боя китайский наземный персонал смог подготовить к взлету оставшиеся «ишаки». Все пять оставшихся истребителей смогли избежать разрушения, хотя один из них все-таки был повреждён осколками. Као-Ю-Чин вышел из боя после того, как одной из очередей он прострелил себе винт (причиной этого стал дефект синхронизатора). Всего во время боя он израсходовал 600 патронов. Один из японских бомбардировщиков упал по дороге обратно, весь экипаж погиб. Начиная с марта 1942 года китайские авиационные части начали пересаживаться на американские истребители; уцелевшие советские И-16 и И-153 стали передавать лётным школам, где они служили до 1943-1944 года. Несколько дольше послужили китайские УТИ-4, которые широко использовались для обучения летного состава и начали списываться к 1945 году, когда их заменили американские аналоги.

И-16 китайского производства

До начала советской военной помощи в Китае находилось несколько небольших заводов по производству истребителей. В Наньчане, например, находился завод по производству истребителей Fiat. Известно также о попытках наладить из запчастей сборку бипланов Curtiss Hawk III. Вскоре после начала поставок советской авиационной техники китайское правительство решило разместить у себя производство советских самолетов. 9 июля 1938 года посол Китая в СССР Ян Цзэ обсуждал этот вопрос с советским правительством. 11 августа 1939 года между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве самолетосборочного завода в районе Урумчи. Протоколом предусматривалась сборка на заводе до 300 И-16 в год из советских частей, деталей и узлов. Первая очередь завода была закончена 1 сентября 1940 года. В советских документах завод получил наименование «авиазавод №600». Однако китайцам произведенные в Урумчи И-16 (по-видимому, там производили тип 5 и УТИ-4) так и не достались. В апреле 1941 года на заводе находилось 143 законсервированных И-16, хранящихся там уже в течении 6-8 месяцев. Тогда же и появилось решение о возвращении этих самолетов в Союз. Возвращение началось уже после начала войны. Машины собирались, облетывались, камуфлировались, после этого следовала приемка военными летчиками и перегонка в Алма-Ату. К 1 сентября перегнали 111 самолетов, один И-16 был потерян в горах. Оставшиеся 30 И-16 и 2 УТИ-4 ушли в Алма-Ату до конца года. В течение 1941-42 годов завод №600 занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16, однако новых самолетов здесь так и не строили.

Советские добровольцы позируют на фоне И-16. Обратите внимание на увеличенные обтекатели крыльевого вооружения, не характерные для советских моделей И-16. Возможно, что это «Чань-28-I».

Существуют также данные, что китайцы освоили нелицензионное производство «ишаков» на базе итало-китайского предприятия SINAW в Наньчане. 9 декабря 1937 года производство там было свернуто по приказу Муссолини. Станочный парк завода SINAW сумели по речным путям эвакуировать в Чунцин в первой половине 1939 года. Станки установили в пещере длиной 80 и шириной 50 м. Обустройство нового завода заняло год, предприятие получило название «2-е авиационные производственные мастерские ВВС». Работа по подготовке выпуска копий истребителей И-16 началась еще до прибытия станков с завода фирмы SINAW. Китайский И-16 получил обозначение «Чань-28 Чиа»: чань - древний китайский феодальный кодекс чести; «28» - год с момента основания республики Китай, 1939 год от рождества Христова; «чиа» - «первый». По-другому обозначение можно записать как «Чань-28-I». Чертежи, как и в Испании, снимались с деталей «живых» истребителей И-16. Не хватало станков, а влажность в пещерах достигала 100%. Исходя из реальных условий, полностью изменили технологию выклейки монококовой обшивки фюзеляжа. Методы контроля качества продукции оставались примитивными и занимали много времени. Металлические лонжероны, шасси и колеса - советского производства, их предполагалось демонтировать с неисправных самолетов. Двигатели - М-25 с неисправных И-152 и И-16, использовались и моторы Wright-Cyclone SR-1820 F-53 взлетной мощности 780 л. с. (они стояли на китайских бипланах «Хок-III»). Двухлопастные воздушные винты поставлялись из Советского Союза в комплектах ЗИП к истребителям И-16, кроме того винты «Гамильтон Стандарт» можно было снять с истребителей «Хок-II». Вооружение - два крупнокалиберных пулемета «Браунинг». Сборка первого истребителя Чань-28-I началась в декабре 1938 года, завершили первый самолет только в июле 1939 года. Самолёт получил заводской номер Р 8001. Истребитель прошел всесторонние наземные проверки, прежде чем впервые оторвался от земли. Лётные испытания завершились успешно. Насколько известно, построили всего два одноместных истребителя Чань-28-I. С появлением в небе Китая истребителей «Зеро» и без того не слишком большая результативность китайских пилотов на И-16 упала почти до нуля. Не имело смысла делать массовым заведомо устаревший истребитель.

И-16 тип 10 командира 23-го чаньтая, 1938—1939 гг. Эта часть летала в основном на И-15бис.

Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников в Китае 850 2 20-мм пушки «тип 99», 2 7.7-мм пулемёта «тип 97»
И-16 тип 5 И-16 тип 10 Японская авиация флота Японская армейская авиация
Nakajima A4M Mitsubishi A5M Mitshubishi A6M2 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27 Nakajima Ki.43-IIb
Страна-изготовитель СССР СССР Япония Япония Япония Япония Япония Япония
Год начала выпуска 1936 1938 1935 1937 1940 1935 (1937**) 1937 1941 (1943**)
Год появления на ТВД 1937 1938 1937 1937 1940 1937 1938 1943
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.00/н. д.* 11.00 12.00 10.02/н. д.* 11.31 10.84
Длина, м 5.99 6.07 6.64 7.57 9.06 7.55 7.53 8.92
Высота, м 3.25 3.25 3.07 3.27 3.05 3.00 3.25 3.27
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54 22.89 17.80 22.44 23.00 18.56 21.40
Двигатель М-25А М-25В Nakajima Hikari Nakajima Kotobuki-4 Nakajima NK1F Sakae-12 Kawasaki Ha-9-IIb «Армейский тип 97» Nakajima Ha-115
Мощность, л.с. 730 750 730 785 950 850 710 1150
Вес самолёта, кг.
- пустого 1119 1327 1276 1216 1680 1360 1110 1910
- взлётный 1508 1716 1760 1671 2410 (2796) 1740 1790 2590 (2925)
Скорость, км/ч
- у земли 390 398 н. д. н. д. н. д. н. д. н. д. н. д.
- на высоте 445 448 350 430 525 400 470 530
Скороподъёмность, м/мин 882 н. д. 588 800 н. д. 920 880
Практический потолок, м 9100 8470 7740 9800 10000 11150 10000 11200
Дальность,км 540 525 845 1200 3050 1100 627 720
Время виража, с 14-15 16-18 н. д. н. д. н. д. н. д. 8 н. д.
Вооружение 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 7.7-мм пулемёта «тип 89» 2 7.7-мм пулемёта «тип 89» 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89» 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89» 2 12.7-мм пулемёта «тип 1»
* верхнего/нижнего ** год начала выпуска данной модификации Список побед лётчиков, воевавших на И-16 СССР 1
Имя лётчика Страна Число побед на И-16 (личных+групповых*) Примечания
Благовещенский А. С. 7+20**
Губенко А. А. СССР 7
Коккинаки К. СССР 7
Супрун С. П. СССР 6+0
Кравченко Г. П. СССР 6
Кудымов Д. А. СССР 4
Лью Чи Шень Китай 3+1 (10+2)
Федоров И. Е. СССР 2**
Као Ю-Чин Китай 1+0 (1+1)
Чэнь Чжаоцзи Китай по крайней мере 1+0 командир 41-го чаньтая
Грицевец С. И. СССР
Конев Г. Н. СССР 1
Тен Мин-Те Китай 0+1 (2)

* в скобках дано общее количество побед на ТВД

** тип самолёта установлен недостоверно

Источники информации

Краткая история японской авиационной индустрии

Curtiss Hawks in the Chinese Air Force // Hakan"s aviation page

Дёмин А. Советская авиационная техника в Китае накануне и в годы Великой Отечественной Войны. // «Крылья Родины», №2, 2006.

Kristjan Runarsson. Fiat CR.32bis/ter/quater fighters in foreign colors. //www.brushfirewars.com (в настоящий момент не функционирует)

Fiat CR.32 )

С. Я. Федоров. Незабытые страницы истории. //сб.: В небе Китая. 1937–1940. - М.: Наука, 1986.

Sino-Japanese Air War 1937-45 // Hakan"s aviation page.

Мухин М. Ю. Советский авиазавод в Синьцзяне. 1930-1940-е годы. // «Новая и новейшая история», №5, 2004. (электронная версия )

«Боевой ишак сталинских соколов», ч. 2 // «Война в воздухе», №42 (электронная версия )

Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура. - М.: Яуза, 2005.

«Японские асы морской авиации» // «Война в воздухе», №15 (электронная версия )

«Японские асы 1937-1945. Армейская авиация». // «Война в воздухе», №4 (электронная версия )

К концу XIX века обстановка на Дальнем Востоке постепенно накалялась. Япония, после революции Мейдзи активно включившаяся в процесс «догоняющей модернизации», укрепила свою экономику и вооруженные силы и была готова перейти к внешней экспансии.

Первой целью стала Корея, рассматривавшаяся ввиду своего положения как «нож, направленный в сердце Японии». Уже в 1876 году Корея под японским военным давлением подписывает договор с Японией, закончивший самоизоляцию Кореи и открывший ее порты японской торговле. Последующие два десятилетия прошли под знаком борьбы Японии и Китая за влияние в Корее. С 1885 года эта страна фактически оказалась под совместным китайско-японским протекторатом. Но положение было крайне шатким. В июне 1894 года по просьбе корейского правительства Китай направил в Корею армейские части для подавления крестьянского восстания, поднятого религиозной сектой тонхаков. Воспользовавшись этим предлогом, Япония также направила сюда свои войска, причем в три раза большей численности, чем китайские части, после чего потребовала от корейского короля проведения «реформ», означавших фактически установление в Корее японского контроля. В ночь на 23 июля японскими войсками в Сеуле был организован правительственный переворот. Новое правительство 27 июля обратилось к Японии с «просьбой» об изгнании китайских войск из Кореи.

Однако еще 25 июля японский флот уже без объявления войны начал военные действия против Китая: у входа в Асанский залив близ острова Пхундо японская эскадра потопила зафрахтованный транспорт — английский пароход «Гаошэн» с двумя батальонами китайской пехоты. Официальное объявление войны последовало только 1 августа 1894 года. 26 августа Япония заставила Корею подписать договор о военном союзе, согласно которому Корея «доверяла» Японии изгнание китайских войск со своей территории.

СИЛЫ СТОРОН

Вследствие реформ Мейдзи в Японии были созданы армия и флот, соответствующие требованиям времени. Вместо старой феодальной армии была построена новая, базирующаяся на всеобщей воинской обязанности, введенной в 1873 году. Первоначально армия строилась по французскому образцу, но с 1886 года происходит поворот в сторону германо-прусской модели. От Германии были переняты принципы применения сухопутных войск и их организационная структура. К началу войны численность армии составляла около 120 тыс. человек, сведенных в шесть дивизий — пять провинциальных и гвардейскую. Их вооружение и снаряжение соответствовали современным западноевропейским образцам. Основу флота Японии составляли девять бронепалубных крейсеров. Имелось также несколько устаревших кораблей, 22 миноносца и ряд вспомогательных крейсеров, переоборудованных из мобилизованных гражданских судов. Боевая подготовка флота организовывалась по английскому образцу.

Китай, в отличие от Японии, по сути не располагал единой армией — его вооруженные силы, организованные по этническому принципу (китайцы-ханьцы, маньчжуры, монголы, мусульмане), были подчинены нескольким региональным командованиям, независимым друг от друга. Такая полуфеодальная организация не способствовала эффективной боевой подготовке. Части, подчиненные различным командирам, существенно различались по организации и вооружению, а доля современного оружия была незначительной. Лучшей частью китайских сухопутных войск считалась Хуайская армия — добровольческое соединение, созданное после подавления восстания тайпинов в 1862 году, организованное и вооруженное по западному образцу.

Флот Китая на фоне армии выделялся в лучшую сторону. Он имел два современных броненосца германской постройки (считавшиеся сильнейшими кораблями на Дальнем Востоке), два броненосных и два бронепалубных крейсера, 13 миноносцев и ряд других кораблей. Но флот, как и сухопутная армия, не был единым. Наиболее современные и мощные корабли были сосредоточены в составе Бэйянского флота, наряду с которым имелось еще несколько военно-морских соединений.

БОИ В КОРЕЕ

В первом сражении, состоявшемся 29 июля 1894 года у Соханвана, лучшие хуайские части Не Шичэна нанесли японским войскам сильный урон и в полном порядке отошли на соединение с основными силами в Конджу, а затем кружным путем двинулись на север, к Пхеньяну, дабы избежать разгрома и плена. Из Южной Маньчжурии в район Пхеньяна двинулись четыре крупных соединения китайских войск — армии Цзо Баогуя, Фэншэнья, Вэй Жугуя и Ма Юйкуня, включавшие значительное количество новобранцев.

В конце августа в Пхеньян подошел со своими батальонами Е Чжичао, назначенный 1 сентября командующим этой армией. Тем временем к Пхеньяну спешили крупные японские силы. Несколько атак японцев на Пхеньян в начале сентября были успешно отбиты войсками генералов Цзо Баогуя и Вэй Жугуя. 15 сентября произошло решающее для корейского театра военных действий сражение под стенами Пхеньяна, завершившееся поражением китайцев.

Ночью 16 сентября китайские войска оставили свои позиции и, прорвав окружение, отступили к китайской границе. Предложение Не Шичэна о занятии оборонительных, рубежей в районе города Анджу не было принято и Е Чжичао отвел войска за Ялуцзян. Корея была потеряна для Китая.

В борьбе на море решающей оказалась битва в устье реки Ялу, состоявшаяся 17 сентября 1894 года. Здесь сошлись Бэйянский флот под командованием Дин Жучана и японская эскадра вице-адмирала Ито Сукэюки.

В начале осени 1894 года китайский и японский флоты выполняли задачи по сопровождению транспортов с войсками к берегам Кореи. 16 сентября адмирал Дин, конвоируя пять транспортов, привел к устью Ялу практически все боеспособные силы Бэйянской эскадры, усиленной несколькими кораблями южнокитайских флотилий. В тот же день адмирал Ито, получив известие о появлении в море китайского конвоя, оставил свои транспорты в устье реки Тэдонган под охраной миноносцев и устаревших корветов и канонерок, а сам направился на север, к устью Ялу с главной эскадрой и «летучим» крейсерским отрядом. Каждая из сторон располагала десятью боевыми кораблями.

При примерном численном равенстве японский и китайский флоты сильно различались по своему составу. Японская эскадра в основном состояла из единообразных бронепалубных крейсеров с высокой скоростью и многочисленной (до 10-12 орудий) среднекалиберной артиллерией.

Главным преимуществом китайцев было наличие у них двух больших тяжеловооруженных броненосцев, которые были крупнее и намного лучше защищены, чем любой японский корабль. Однако китайские крейсера были существенно меньше японских. При ограниченном тоннаже китайские корабли несли крупнокалиберную артиллерию (броненосцы — по четыре 12-дюймовых орудия, крейсера — от одного 10-дюймового до трех 8-дюймовых орудий), количество же орудий среднего калибра ограничивалось одним-двумя. Сражение длилось пять часов и прекратилось из-за недостатка снарядов у обеих сторон.

Поредевший Бэйянский флот ушел в Вэйхайвэй и укрылся там, не решаясь выходить за пределы Бохайского залива; он даже не пришел на выручку осажденному Люйшуню.

БОИ НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЯ

Китай предпринял попытку остановить неприятеля на границе. В устье реки Ялу была спешно создана линия обороны и сконцентрировано 24 тыс. солдат Хуайской армии. 25 октября началось наступление 1-й японской армии генерала Ямагата. Форсировав реку Ялу, наступавшие вторглись в Южную Маньчжурию, перенеся военные действия на территорию самой Цинской (Китайской) империи. После форсирования Ялу японская 1 -я армия разделилась на две части. Одна группа продолжила преследование отступающих китайских частей и изолировала территорию, прилегающую к Люйшуню, в то время как другая группа отправилась на север для атаки Мукдена: На ряде участков китайские войска перешли в контрнаступление и достигли частичных успехов (победа в Ляньшаньгуаньской оборонительной операции), но это привело лишь к стабилизации линии фронта и отказу японцев продолжать наступление на Мукден.

Сковав основные силы Хуайской армии, японская главная ставка сформировала 2-ю армию и в октябре высадила ее на Ляодунском полуострове. Комендант Люйшуня, многие офицеры и чиновники, прихватив все ценное, заранее бежали из крепости. Дисциплина в крепости рухнула, начались грабежи и беспорядки. 21 ноября 1894 года японцы начали штурм, и еще до полудня почти без сопротивления заняли форты, защищавшие Люйшунь с суши, а вечером овладели и восточными береговыми батареями. Цинский гарнизон обратился в бегство. На следующий день вся крепость и город оказались в руках победителей. Японцы захватили огромные запасы военного снаряжения и боеприпасов, судоремонтный док и арсенал.

14 февраля 1895 года, после нескольких недель осады и штурмов, пал Вэйхайвэй. Остатки Бэйянского флота стали японскими трофеями. Хуайская армия к тому времени понесла значительные потери, другие же провинциальные армии существенно уступали японцам в подготовке и вооружении. В конце февраля японцы перешли в наступление. В первой декаде марта они разбили и обратили в бегство провинциальные армии. Враг оказался на подступах к столице. В Пекине началась паника, цинский двор готовился к бегству. Верх окончательно взяла «партия мира». 30 марта было объявлено перемирие.

ИТОГИ

17 апреля 1895 года в г. Симоносеки был подписан мирный договор, которым Китай признавал независимость Кореи (что создавало благоприятные условия для японской экспансии); передавал Японии навечно остров Тайвань, острова и Ляодунский полуостров; выплачивал контрибуцию в 200 млн лян; открывал ряд портов для торговли; предоставлял японцам право строительства промышленных предприятий в Китае и ввоза туда промышленного оборудования. Условия, навязанные Японией Китаю, привели к так называемой «тройственной интервенции» России, Германии и Франции — держав, которые к этому времени уже поддерживали обширные контакты с Китаем и поэтому восприняли подписанный договор как наносящий ущерб их интересам. 23 апреля 1895 года эти государства обратились к японскому правительству с требованием отказа от аннексии Ляодунского полуострова. Япония вынуждена была согласиться в обмен на 30 млн лян дополнительной контрибуции. В 1898 году Китай согласился передать Порт-Артур (на Ляодунском полуострове) России в концессию на 25 лет.

Правительством страны было принято решение об укреплении армии и флота по примеру европейских стран. И это не удивительно, так как армия любой страны должна обладать определенным потенциалом, который будет стоять на службе у государства. Так сложилось, что именно в это же время Китай поставил перед собой аналогичные цели, что, собственно, и стало началом соперничества за господство на Востоке. Хотя это соперничество не прекращалось практически никогда. Именно поэтому японо-китайская война имеет много подтекстов.

Соперничество не проявлялось внешне до тех пор, пока не произошел конфликт на тему приоритетного положения в Корее. Она находилась между Китаем и Японией, поэтому японо-китайская война имела все основания для своего начала. Ведь эти две страны не хотели уступать друг другу в господстве в этом регионе. Это обусловливалось элементарными принципами экономического развития, когда при наличии земель и портов можно было смело развивать любое хозяйство. Так, в июне 1894 года (официально лишь первого августа) началась первая японо-китайская война, которая длилась два года, закончилась победой Японии и подписанием с Китаем. Как результат: раздел Китая с одной стороны и активное развитие Японии, создание колониальной империи - с другой.

Война между Японией и Китаем, окончившаяся одновременно с окончанием Второй мировой, имеет параллельное название: «Вторая китайско-японская война». В июле тридцать седьмого Япония, имеющая хорошо обученную и не менее хорошо начала войну против Китая, используя в качестве предлога конфликт с перестрелкой, произошедший на мосту Марко Поло, в котором, безусловно, обвинили китайские войска. Но говорить о том, что китайская сторона начала этот конфликт, нельзя, так как историки на этот счет имеют сразу несколько мнений. Для Китая объявление войны было внезапным, и, безусловно, японские войска сразу же начали одерживать победу за победой. Китай потерял значительную часть Севера, Тяньзинь и Пекин, а позже Шанхай.

Ситуация для страны была значительно осложнена тем, что Италия и Германия оказали серьезную поддержку захватчикам. Именно поэтому японо-китайская война проходила по однотипному сценарию, где заранее был известен результат. Но китайский народ не уступал врагу и не собирался ему покоряться. СССР принял активное участие в военных действиях, выступая на стороне Китая. США и Великобритания, смотревшие на Китай в своих корыстных интересах, тоже предпочли оказать поддержку именно слабой стороне. Как мы все знаем из истории Второй мировой войны, слабая сторона при хорошей поддержке со временем оказалась сильной.

Положение Японии стало достаточно уязвимым, но, тем не менее, в 1944 году японские войска смогли одержать долгожданную победу, захватив огромные территории. Китайское же правительство не спешило на этот раз капитулировать и, практически до августа сорок пятого, сохранялась тяжелая, неустойчивая, напряженная обстановка. Китайские войны всегда были напряженными, ведь противников в этом регионе достаточно, а территория страны огромная. Но китайский народ и в этот раз смог показать своим врагам, что они также имеют право на уважение. Армии как одного, так и другого государства были ослаблены, и это тоже было причиной того, что решительных действий никто не предпринимал.

Окончательное завершение второй японо-китайской войны произошло после полной капитуляции Японии, когда СССР вступил в войну на Дальнем Востоке, и была разгромлена. Больше Япония и Китай не вели боевых действий и на сегодняшний день являются партнерами во многих отраслях народного хозяйства!